Научная статья на тему 'Противоречия процесса международной интеграции России: агропродовольственный аспект'

Противоречия процесса международной интеграции России: агропродовольственный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL INTEGRATION / РЫНОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / MARKET OF MILK AND DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна

В статье анализируются сложившиеся тенденции международной интеграции России в контексте ее присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) и углубления региональной интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Объектом исследования является рынок агропродовольственной продукции, представленный рынком молока и молочной продукции. Показано изменение уровня таможенного тарифа на импортное молоко и молочную продукцию, поступающие в РФ, в условиях функционирования Eдиного экономического пространства. Дана авторская оценка факторов, которые могут оказать наибольшее воздействие на состояние тарифной и нетарифной защиты рассматриваемой товарной группы в ближайшие 35 лет. Особое внимание уделено отличиям хозяйственных механизмов и уровня поддержки сельского хозяйства в странах членах Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes existing trends in international integration of Russia in the context of its joining the WTO and deepening regional integration within the frames of EurAzES. The market of agro-food products is the object of research, which is illustrated by market of milk and dairy produce. The author shows changes in the level of customs tariffs on imported milk and dairy produce coming to Russia in conditions of common economic space. She gives her assessment of the factors which could affect tariff and non-tariff protection of this product group in the coming 3-5 years. Special attention is paid to differences in economic mechanisms and support level of agriculture in country-members of the Tariff Union.

Текст научной работы на тему «Противоречия процесса международной интеграции России: агропродовольственный аспект»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЦЕССА МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Иванова Светлана Васильевна

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье анализируются сложившиеся тенденции международной интеграции России в контексте ее присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) и углубления региональной интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Объектом исследования является рынок агропродо-вольственной продукции, представленный рынком молока и молочной продукции. Показано изменение уровня таможенного тарифа на импортное молоко и молочную продукцию, поступающие в РФ, в условиях функционирования Eдиного экономического пространства. Дана авторская оценка факторов, которые могут оказать наибольшее воздействие на состояние тарифной и нетарифной защиты рассматриваемой товарной группы в ближайшие 35 лет. Особое внимание уделено отличиям хозяйственных механизмов и уровня поддержки сельского хозяйства в странах - членах Таможенного союза.

CONTRADICTIONS

OF THE PROCESS OF RUSSIA

INTERNATIONAL

INTEGRATION:

AGRICULTURE AND FOOD

ASPECT

Ivanova, Svetlana V.

Doctor of Economics, Professor of the Department for World Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article analyzes existing trends in international integration of Russia in the context of its joining the WTO and deepening regional integration within the frames of EurAzES. The market of agro-food products is the object of research, which is illustrated by market of milk and dairy produce. The author shows changes in the level of customs tariffs on imported milk and dairy produce coming to Russia in conditions of common economic space. She gives her assessment of the factors which could affect tariff and non-tariff protection of this product group in the coming 3-5 years. Special attention is paid to differences in economic mechanisms and support level of agriculture in country-members of the Tariff Union.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Евразийское экономи-

Keywords: World Trade Organization, the Eurasian Economic Community,

ческое сообщество, международная international integration, the market of интеграция, рынок молока и молоч- milk and dairy products. ной продукции.

Гармонизация обязательств России в рамках ВТО и Таможенного союза ЕврАзЭС

2010 г. Россия является членом Таможенного союза (ТС)1,

ЕврАзЭС2, с 2012 г. - членом Единого экономического простран-

ства (ЕЭП) и членом ВТО3. Кроме того, 12 ноября 2013 г. в г. Будапеште (Венгерская Республика) подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций.

Представляют интерес степень соответствия и субординация принятых Россией обязательств в рамках глобальной торговой организации и региональной интеграционной группировки на постсоветском пространстве. Соподчинение законодательств прописано в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы4. При этом признается необходимость толкования торговых режимов сторон ТС в контексте Соглашения ВТО. С даты присоединения любой из сторон ТС к ВТО положения соглашения ВТО становятся частью правовой системы ТС. С момента присоединения первой (из стран ТС) страны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС (ЕТТ ТС) не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой страны к ВТО.

Таким образом, обязательства России перед ВТО определяют уровень ЕТТ ТС. Тот же принцип распространяется на последующие страны ТС, присоединяющиеся к ВТО. В итоге уровень ЕТТ ТС определяет

1 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.

2 Евразийское экономическое сообщество - международная региональная организация, созданная в 2000 г. Включает в себя Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию и Республику Таджикистан. В настоящее время проект создания на базе этой организации Таможенного союза (2010 г.), Единого экономического пространства (2012 г.), Евразийского экономического союза (2015 г.) охватывает Россию, Беларусь и Казахстан.

3 Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марра-кешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» (ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ).

4 Федеральный закон Российской Федерации от 19 октября 2011 г. № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы».

наиболее либеральный таможенный тариф члена ТС, присоединившегося к ВТО. Уровень ЕТТ ТС может быть ниже или равен принятому в обязательствах перед ВТО, но не выше. С учетом того, что таможенная защита Казахстана, готовящегося присоединиться к ВТО, в целом ниже, чем в России, можно предположить, что уровень таможенной защиты рынка сельскохозяйственных товаров и продовольствия ТС ЕврАзЭС будет иметь тенденцию к снижению.

В переговорах по обязательствам системного характера по вопросам, входящим в компетенцию органов ТС, каждая вновь присоединяющаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, затрагивающих правоотношения в рамках ТС, которые максимально соответствовали бы обязательствам стороны, первой вступившей в ВТО. Таким образом, российские обязательства, касающиеся ценообразования на энергоносители (природный газ), санитарных и фитосанитарных мер и мер технического регулирования, государственной поддержки сельского хозяйства, являются базовыми для ТС.

В целом осуществляется реализация принципа приоритета обязательств перед ВТО над обязательствами региональными (в рамках ТС) или либерализация в рамках обязательств ВТО даже одной страны ТС подталкивает к либерализации внешнеэкономической деятельности ТС в целом. Этот приоритет подтверждается и тем обстоятельством, что члены ТС проводят между собой расчетные операции не в их национальных валютах, а оперируя американским долларом. Это иллюстрирует переход от парадигмы закрытого регионализма к открытому, от идеологии противостоять угрозам из вне к совместному извлечению выгод из участия в международном разделении труда. Основными субъектами послевоенного закрытого регионализма были политические лидеры пограничных национальных государств. Движущей силой открытого регионализма являются транснациональные компании и банки экономически развитых государств, что расширяет их возможности проникновения на рынки интегрирующихся стран. Можно сказать, что послевоенная и современная региональная интеграция экономик соседних стран при внешней схожести процессов осуществляется в другой геополитической ситуации и имеет другие цели.

Формирование «четырех свобод» внутри ЕЭП ЕврАзЭС в условиях, когда ведущим субъектом единого рынка может стать не национальный капитал объединяющихся стран, а иностранный транснациональный капитал из других стран, противоречит целям региональной интеграции и создает льготные условия для чрезмерного «расползания» рыночной власти иностранных инвесторов из стран, формально не входящих в ЕЭП. Так, наиболее реальными инвесторами в молочный подкомплекс Беларуси с российской стороны являются компа-

нии «Вимм-Билль-Данн», которая входит в состав глобальной американской компании PepsiCo, и «Данон-Юнимилк» [1; 2].

Российский рынок молока и молочной продукции в контексте присоединения к ВТО и углубления региональной интеграции

Проанализируем, как в последние годы изменился уровень таможенной защиты агропродовольственных рынков России и ТС на примере молока и молочных продуктов (ММП).

После присоединения России к ВТО отмечено умеренное снижение уровня Единого таможенного тарифа ТС на рассматриваемую товарную группу (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Уровень ЕТТ ТС на молоко и молочную продукцию до и после присоединения России к ВТО*

Наименование Код ТН ВЭД ЕТТ ТС Обязательства РФ

продукта ТС перед ВТО**

До 23.08.2012 После 23.08.2012

Молоко и сливки

сгущенные или с добавлением сахара 0402 25% 20% 15%

Молочная сыворотка, продукты из натуральных компонентов молока 0404 15%, но не менее 0,35 евро/ кг 15% 10%

Сливочное масло, 15%, но не 15%, но не 15%, но не

молочные пасты 0405 менее менее менее

0,4 евро/кг 0,29 евро/кг 0,22 евро/ кг

Сыры и творог 15%, но не 15%, но не 15%, но не

0406 менее менее менее

0,6 евро/кг 0,3 евро/кг 0,19 евро/ кг

* Составлено по данным статистики Таможенного союза ЕврАзЭС. ** Конечная связанная ставка ввозных таможенных пошлин РФ.

Эта тенденция проявляется по позиции 0402 в форме снижения адвалорного тарифа на 5%, а также по другим позициям за счет перехода от комбинированной таможенной пошлины к адвалорной (позиция 0404) и снижения специфической таможенной пошлины, исчисляемой в евро на килограмм конкретного товара. Специфическая пошлина не зависит от цены товара и является страховкой на случай снижения контрактных цен. ЕТТ ТС будет иметь тенденцию к снижению вплоть до конечного уровня связывания ввозных таможенных пошлин Российской Федерации.

В связи с ростом импорта из стран дальнего зарубежья, согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 27 февраля

2013 г., с 1 апреля по 30 июня 2013 г. были временно повышены ввозные пошлины на сливочное масло, молочные пасты, другие жиры и масло, изготовленные из молока, а также на отдельные виды сыров. Так, пошлина на сливочное масло повышалась до 18,3%, но не менее 0,29 евро за 1 кг, в сравнении с 15%, но не менее 0,29 евро за 1 кг, действовавшими ранее. Пошлина на ввоз сыра была доведена до 18,3%, но не менее 0,4 евро, по сравнению с 15%, на сыр «Фета» из коровьего молока - до 25%. До введения изменений они также составляли 15%.

С 1 сентября 2013 г. в связи с обязательствами, принятыми РФ, ЕТТ ТС снижены, в частности, на молоко и молочную продукцию:

- на молоко и сливки сгущенные, в гранулах и порошке - с 20 (на 31 августа 2013) до 18,3%;

- на натуральное сливочное масло - с 18,3%, но не менее 0,29 евро за 1 кг, до 18,3%, но не менее 0,27 евро за 1 кг.

На сыры повышение адвалорной ставки сочетается с незначительным снижением специфического тарифа. В частности, на сыр чеддер произошло такое изменение комбинированного тарифа: с 15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг, до 18,3%, но не менее 0,37 евро за 1 кг.

Следует отметить, что снижение таможенной пошлины на молоко и молочную продукцию осуществляется наряду со снижением таможенных барьеров для пальмового и иных растительных жиров - субститутов молочного жира.

По нашей оценке, в ближайшие три года на уровень тарифной защиты российского рынка ММП (в сторону ее понижения) наибольшее воздействие будут оказывать следующие факторы:

- присоединение Казахстана и Беларуси к ВТО на более либеральных условиях (по данной товарной группе);

- присоединение к ЕврАзЭС Киргизии, имеющей более низкий, чем сейчас в ТС, уровень защиты национального молочного рынка;

- перспектива создания зоны свободной торговли между Россией и Новой Зеландией, которая длительное время является бесспорным мировым лидером по экспорту сливочного масла (49% от совокупного экспорта) и сухому цельному молоку (45%), занимает третью позицию по экспорту сухого обезжиренного молока. Уровень средних закупочных цен на 1 кг сырого коровьего молока базовых кондиций в этой стране в среднем ниже, чем в России и Беларуси (соответственно на 4-5 и на 1-1,5 рубля), что создает ценовое конкурентное преимущество для молочной продукции из Новой Зеландии, поступающей в страны ТС. Снижение или обнуление таможенных пошлин на ММП между Россией и Новой Зеландией приведет к вытеснению с рынка ТС молочной продукции из России, Беларуси, Украины и стран ЕС (кроме сыров). Неизбежно резкое сжатие масштабов деятельности российского молочного животноводства;

- применение механизмов Всеобщей системы преференций (ВСП) ТС, зафиксированной в обязательствах РФ перед ВТО, означает, что импортные пошлины на продукты, подлежащие тарифным преференциям (к таковым отнесены и молочные продукты) и ввозимые из развивающихся стран, составляют 75% от уровня ставок таможенных пошлин для стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. На продукты, ввозимые из наименее развитых стран, таможенная пошлина обнуляется. По данным Евразийской экономической комиссии на май 2012 г., к странам - пользователям системой тарифных преференций ТС относятся Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гонконг, Индия, Индонезия, Мексика, Турция, Чили и ряд других.

Поясняя последний фактор, отметим, что в настоящее время основной объем молочного импорта поступает в Россию из Беларуси и экономически развитых стран Европейского союза (ЕС). Но география поступления может меняться. Размещение подразделений иностранных молочных ТНК (страной происхождения которых являются развитые страны, в том числе ЕС) на территории развивающихся стран (в целях снижения издержек производства) в потенциале может привести к постепенному смещению (замещению) товарных потоков из стран ЕС на страны базирования этих ТНК, которые имеют статус развивающихся или наименее развитых. В соответствии с правилами ВСП это приведет к еще большей открытости внутреннего рынка России.

В целом в группе стран БРИКС Россия имеет наиболее либеральный уровень таможенных пошлин на импортные агротовары и продукты питания. Уровень конечной связанной ставки среднеарифметических тарифов на указанную группу товаров составляет: в России -10,8%; в Китае - 15,7%; в Бразилии - 35,4%; в ЮАР - 39,5%; в Индии -113,1%. И хотя уровень фактически применяемых этими странами ставок существенно ниже зафиксированной конечной связанной ставки, такая «вода в тарифе» позволяет создать страховку национальной продовольственной безопасности стран БРИКС (за исключением России).

По исследуемой товарной группе на территории ТС механизм тарифных квот используется только для регулирования импорта молочной сыворотки в твердой форме без подслащивающих веществ (код 0404 10 120 1), поступающей в Россию из третьих стран. Размер квоты составляет 5 тыс. тонн. Экспортные пошлины и экспортные субсидии на молочную продукцию отсутствуют.

Касаясь проблематики санитарных и фитосанитарных мер, важно отметить, что только по ММП партнеры по ВТО заставили Россию отойти от требования о необходимости аттестации (сертификации) предприятий-поставщиков. По этой товарной группе с присоединения к ВТО действует заявительный принцип.

При заявительном принципе входа на российский рынок может существенно увеличиться количество зарубежных поставщиков молочной продукции, безопасность которой не подтверждена. Возникает проблема неэквивалентности. По идее, международная торговля молочной продукцией должна осуществляться только с предприятий, эквивалентность надзора за которыми признают обе стороны.

Показательно, что спустя год после присоединения России к ВТО у нашей страны нет постоянного представительства в штаб-квартире этой организации. Основная доля российской внешней торговли молоком и молочными продуктами сконцентрирована в СНГ, а именно в ТС (ЕЭП). Эта товарная группа за счет импорта ММП из Беларуси в Россию и экспорта из России в Казахстан в наибольшей мере ориентирована на страны ТС. Присоединение России к ВТО не помешало развитию данной тенденции (табл. 2 и 3).

Т а б л и ц а 2

Динамика взаимной торговли (экспорта) государств - членов ТС (ЕЭП) в январе - июне 2013 г.* (в % к январю - июню 2012 г.)

Код по ТН ВЭД ТС Наименование ТС (ЕЭП) - всего В том числе экспорт

РБ РК РФ

Раздел I Живые животные, продукты животного происхождения 119,6 121,5 181,4 104,6

04 Молочные продукты, яйца, мед 132,0 131,2 В 5,5 раза 134,1

Раздел II Продукты растительного происхождения 154,9 155,1 В 3,8 раза 73,5

Раздел IV Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, уксус, табак 111,6 110,2 118,7 112,2

* Составлено по данным Федеральной таможенной службы России.

Т а б л и ц а 3

Объем взаимной торговли государств - членов ТС (ЕЭП) за январь - июнь 2013 г.* (в тыс. долл.)

Код по ТН ВЭД ТС Наименование ТС (ЕЭП) -всего В том числе экспорт

РБ РК РФ

04 Молочные продукты, яйца, мед 1 201 717,6 1 072 711,5 5 335, 0 123 671,1

* Составлено по данным Евразийской экономической комиссии.

Как видно из табл. 2 и 3, общий взаимный экспорт вырос в первом полугодии 2013 г. относительно первого полугодия 2012 г. на треть и составил 1,2 млрд долларов. При этом рост экспорта из Казахстана вырос в 5,5 раза. Такое увеличение объясняется как крайне низким стартовым уровнем поставок, так и частичным реэкспортом молочной продукции, поступающей в Казахстан из Киргизии. С марта 2013 г. Казахстан частично снял запрет на поставки киргизской молочной продукции, введенный ранее из-за ее несоответствия санитарным нормам ТС и неблагоприятной эпизоотической ситуации.

Основным экспортером молочной продукции внутри ТС, безусловно, остается Беларусь. Объем ее поставок в Россию по-прежнему квотируется посредством утверждаемых балансов. Однако Беларусь превышает объем зафиксированных поставок. Так, при зафиксированном на 2012 г. объеме ввоза молочной продукции в 3,7 млн тонн (в пересчете на молоко) фактический объем поставок составил, по данным Минсельхоза России, 4,1 млн тонн. Объемы поставок сухого цельного молока были превышены почти в два раза (вместо 14 тыс. тонн - 26 тыс. тонн). В 2013 г. из Беларуси в РФ было поставлено 4,11 млн тонн молока и молочной продукции (в пересчете на молоко), что выше, чем в 2012 г., на 11%.

Вместе с тем балансы не имеют юридической силы, а оперативный контроль за их исполнением весьма проблематичен в условиях ТС и ЕЭП (отсутствие границ). В этом смысле наиболее перспективным является формирование согласованной аграрной политики стран-членов. На наш взгляд, необходимо учитывать положительный опыт развития молочной отрасли в Беларуси, распространяя его в той или иной мере на все ЕЭП. Действенным механизмом регулирования поставки ММП из РБ являются применяемые российской стороной санитарные меры. Так, 28 августа 2013 г. Роспотребнадзор РФ выразил опасения по поводу качества молочных продуктов из Беларуси: 39 из 83 исследованных образцов масла сладко-сливочного несоленого классической и пониженной жирности не соответствовали требованиям по масложировому составу, 2 из 9 проб питьевого молока не соответствовали требованиям по микробиологическим показателям, 9 из 15 проб сухого молока не соответствовали требованиям по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, в том числе по содержанию антибиотиков.

В первом полугодии 2013 г. экспорт в Россию из Беларуси возрос почти по всем позициям, важнейшей из которых является молоко и сливки сгущенные и сухие. По этой позиции рост составил 2,1 раза по стоимости и 1,53 раза по количеству. В отличие от России в РБ начиная с 2012 г. поголовье коров в сельскохозяйственных организациях ежемесячно увеличивалось и на 1 июля 2013 г. составило около 1,4 млн голов

(рост на 3,7% к соответствующему периоду 2012 г.). Несмотря на небольшое снижение объемов производства сырого молока в сельскохозяйственных организациях РБ, в первом полугодии 2013 г. относительно предыдущего периода в республике оставалась проблема сбыта ММП. Основным потребителем белорусского молока и молочной продукции является Россия.

Одним из конкурентных преимуществ хозяйственного механизма Беларуси остается относительно высокая государственная поддержка развития своего сельского хозяйства (рис. 1). В ТС урегулирование этой проблемы осуществляется в рамках Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 г.

Рис. 1. Поддержка сельского хозяйства государствами - членами ТС и ЕЭП в 2011 г.1 (в млн долл.)

Несмотря на тенденцию к сглаживанию различий, сохраняется существенная межстрановая дифференциация как по структуре, так и по уровню государственной поддержки. Доля мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, в совокупной поддержке сельского хозяйства составляет в РБ - 92,3%, в РК - 22,4%, в РФ - 71,7%. Уровень этой разновидности поддержки, рассчитанный как отношение ее абсолютного размера к валовой стоимости сельскохозяйственных товаров, составляет в РБ - 11,8%, в РК - 3,05%, в РФ - 4,03%; совокупная поддержка на 1 га посевной площади - соответственно 471,1; 87,3 и 78,5 долл./га. Погектарная разница поддержки между Беларусью и Россией составляет 6 раз. В конечном итоге эта разница сказывается на уровне розничных цен на молочную продукцию, реализуемую населению в каждой стране (рис. 2). Так, в марте 2013 г. средний уровень по-

1 Составлено по данным Евразийской экономической комиссии.

требительских цен на 1 литр пастеризованного молока в Беларуси был равен 0,7 доллара, в Казахстане - 1,09 доллара, в России - 1,11 доллара.

2012 год 2013 год

-■- Республика Беларусь Республика Казахстан ^ кал Федерация

Рис. 2. Потребительские цены на молоко пастеризованное1 (в долл. за 1 литр)

Таким образом, белорусское население потребляет молоко, которое почти на 60% дешевле, чем молоко, потребляемое российским населением. В этом контексте важно верно трактовать понятие демпинга, которое не всегда корректно используется российской стороной. В соответствии с терминологией ВТО (Антидемпинговый кодекс) демпинг - это искусственное снижение цены экспортируемого товара ниже нормальной стоимости или ниже сравнимой цены на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране (т. е. в Беларуси). Сравнение экспортных белорусских цен с внутрирос-сийскими в целях выявления демпинга некорректно. Речь может идти о возможности использования компенсационных мер, связанных с чрезмерным субсидированием. А субсидии (в соответствии с правилами ВТО) признаны формой нечестной конкуренции. По нашему мнению, России следует не бороться с практикой поддержки национального сельского хозяйства в Беларуси, а повышать поддержку (в рамках принятых перед ВТО обязательств) собственных товаропроизводителей ММП.

Основными проблемами международной интеграции для российской стороны являются риск частичной утраты национального суверенитета и угроза невыполнения основных показателей Доктрины продовольственной безопасности России2. В частности, открытие рын-

1 Составлено по данным Евразийской экономической комиссии.

2 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

ка ММП в формате ТС и ЕЭП ЕврАзЭС, снижение защиты этого рынка в связи с обязательствами, принятыми при присоединении России к ВТО, усугубляют внутрироссийские проблемы молочного сектора. Они связаны с тем, что условия воспроизводства в этом секторе российской экономики существенно хуже условий ее основных конкурентов на рынке - Республики Беларусь и стран ЕС. Это касается прежде всего уровня и форм государственной поддержки развития молочного животноводства, условий кредитования, преодоления диспаритета цен, наличия инфраструктуры. В этих условиях необходимо сосредоточить усилия российского государства на выравнивании (подтягивании) финансово-экономических условий хозяйствования отечественного бизнеса до уровня условий партнеров по интеграции, а также использовать возможности ВТО для защиты внутреннего рынка от нечестной конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Иванова С. В. Американский капитал на российском рынке молочной продукции / / Россия и Америка в XXI веке / ИСК РАН. - 2011. - № 2.

2. Иванова С. В. Компания Danone на молочном рынке России и мира / / Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 8.

3. Розанова Т. П., Магомедов А-Н. Д. Рынок молока и молочной продукции России: тенденции и перспективы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 2 (56). - С. 45-54.

References

1. Ivanova S. V. Amerikanskiy kapital na rossiyskom rynke moloch-noy produktsii [American Capital on the Russian Market of Dairy Produce], Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the 21st Century], ISK RAN, 2011, No. 2. (In Russ.).

2. Ivanova S. V. Kompaniya Danone na molochnom rynke Rossii i mira [The Company Danone on the Milk Market of Russia and the World], Mezhdunarodnyy seVskokhozyaystvennyy zhurnal [International Agricultural Journal], 2011, No. 8. (In Russ.).

3. Rozanova T. P., Magomedov A-N. D. Rynok moloka i molochnoy produktsii Rossii: tendentsii i perspektivy [Russian Market of Milk and Dairy Produce: Trends and Prospects], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 2 (56), pp. 45-54. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.