Научная статья на тему 'О некоторых особенностях либерализации доступа к рынку товаров Республики Беларусь'

О некоторых особенностях либерализации доступа к рынку товаров Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
либерализация торговли / товарный рынок / доступ к рынку / импорт / таможенные пошлины / интеграционные объединения / liberalization / of trade market / market access / imports / customs duty / integration blocks.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михневич Сергей Иванович

Рассмотрены основные этапы либерализации тарифной защиты рынка товаров Республики Беларусь, исследованы причины происходящих процессов, анализируется и оценивается влияние участия Беларуси в региональных интеграционных проектах торгово-экономической направленности на степень либерализации доступа к рынку товаров. Показана динамика изменения структуры и содержания инструментов тарифной защиты рынка товаров Республики Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some features of the market access liberalization of the Republic of Belarus

The article examines the main stages of liberalization of the tariff protection of the Belarus’ goods market, examines the reasons for the ongoing processes, analyzes and assesses the impact of Belarus’ participation in the regional trade and economic integration projects on the degree of the market accessliberalization of Belarus, shows the dynamics of the structure and content of instruments for tariff protection of the commodity market of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях либерализации доступа к рынку товаров Республики Беларусь»

УДК 339.5

Михневич С.И.1

О некоторых особенностях либерализации доступа к рынку товаров Республики Беларусь

Рассмотрены основные этапы либерализации тарифной защиты рынка товаров Республики Беларусь, исследованы причины происходящих процессов, анализируется и оценивается влияние участия Беларуси в региональных интеграционных проектах торгово-экономической направленности на степень либерализации доступа к рынку товаров. Показана динамика изменения структуры и содержания инструментов тарифной защиты рынка товаров Республики Беларуси.

Ключевые слова: либерализация торговли, товарный рынок, доступ к рынку, импорт, таможенные пошлины, интеграционные объединения.

Одной из главных задач, которую решает Республика Беларусь в процессе присоединения2 к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО3, является

1 Михневич Сергей Иванович — доктор экономических наук, генеральный консул Министерства иностранных дел Республика Беларусь. E-mail: <[email protected]>.

2 Процесс присоединения Республики Беларусь к ВТО начался 27 октября 1993 г. В этот день в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое являлось предшественником ВТО, была учреждена соответствующая Рабочая группа. В сентябре 2017 г. прошло девятое заседание Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

3 Всемирная торговая организация (ВТО) — это межправительственная организация, являющаяся форумом для переговоров между странами-членами по вопросам выполнения действующих многосторонних соглашений, а также для дальнейших переговоров по проблемам, касающимся многостороннего регулирования торгово-экономических отношений стран [1]. Многосторонняя торговая система (или многосторонняя система регулирования международной торговли) ВТО — глобальная правовая система регулирования международной торговли, основными элементами которой являются:

• многосторонние соглашения по торговле товарами, особое место среди которых занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле;

обеспечение надежной тарифной защиты национального рынка товаров. Эта задача видится обоснованной, особенно если принимать во внимание структуру белорусской экономики, где на долю промышленного и сельско-8 хозяйственного производства приходится соответственно ~ 25 и 7% вало-

^ вого внутреннего продукта1.

3

Параллельно с ведением процесса присоединения к ГАТТ/ВТО Беларусь ак-| тивно участвует в региональных интеграционных проектах торгово-эконо-

| мического характера. Такой алгоритм действий властей вполне объясним,

| поскольку в последние десятилетия особенностью развития мирового хо-

| зяйства является экономическая интеграция стран. Интеграционное взаи-

;§ модействие стимулируется факторами обострения конкурентной борьбы

за рынки сбыта товаров, источники инвестиций и сырья.

Как известно, в 2010 г. был создан Таможенный союз (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и России, стратегическими целями которого являлись:

• формирование условий для стабильного развития экономик стран-участниц;

• обеспечение функционирования единого рынка товаров;

• повышение конкурентоспособности национальных экономик с учетом существовавших и прогнозируемых вызовов глобальной экономики.

Следуя концепции создания межгосударственных объединений торгово-экономического характера, в рамках Таможенного союза начал действовать единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами, имплементация которого осуществлялась в том числе и посредством единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС2. При этом важно отметить, что ЕТТ

• Генеральное соглашение по торговле услугами, призванное регулировать на основе принципа недискриминации, режима наибольшего благоприятствования и национального режима такую динамично развивающуюся отрасль мировой экономики, как услуги;

• Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое определяет пределы применимости основополагающих принципов ГАТТ к правам интеллектуальной собственности.

Устойчивость многосторонней торговой системе придает усовершенствованный в ходе Уругвайского раунда механизм урегулирования споров.

1 Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2016 г.

2 ЕТТ ТС — согласованный и систематизированный перечень товаров с указанием величины ставок таможенных пошлин.

ТС, вступивший в силу 1 января 2010 г., был сформирован на базе Таможенного тарифа Российской Федерации образца 2009 г.

Переговоры по согласованию ЕТТ ТС были сложными по причине того, что 8

к началу формирования интеграционного объединения Беларуси, Казах- ^

стана и России степень унификации национальных таможенных тарифов §

была далека от идеальной: Россия и Беларусь — почти 95% ставок тамо- |[

женных пошлин, в то время как Россия и Казахстан унифицировали лишь |

около 40%. |

а

а ^

По завершении процесса унификации ставок таможенных пошлин Беларусь |

снизила уровень тарифной защиты национального рынка почти по 2000 то- ;§

варным позициям. Повышение уровня тарифной защиты произошло примерно по 700 товарным позициям [2].

Средние ставки таможенных пошлин, которые применяли страны — участницы ТС в 2010 г. , представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние ставки таможенных пошлин, применявшиеся в 2010 г. Беларусью, Казахстаном и Россией, %

Товарная группа Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

Все товары 9,5 9,2 9,5

Сельскохозяйственные товары* 13,5 13,7 13,5

Несельскохозяйственные товары 8,9 8,5 8,9

* Согласно Соглашению ВТО по сельскому хозяйству к сельскохозяйственным товарам относятся товары Группы 1-24 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, за исключением рыбы и рыбопродуктов, а также дополнительно 25 товарных позиций, отраженных в Приложении 1 упомянутого Соглашения.

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

Как видно из данной таблицы, к 2010 г. Беларуси, Казахстану и России удалось достичь приемлемой степени унификации тарифной защиты общего рынка товаров и установить среднюю «планку» таможенного барьера на уровне 9,2-9,5%.

Следующим серьезным испытанием для системы тарифной защиты рынка Беларуси стало присоединение Российской Федерации к ВТО, поскольку возникла объективная необходимость устранить противоречия между обязательствами России в рамках ВТО и ее обязательствами в рамках Таможенного союза, членом которого являлась Беларусь. Эту задачу удалось решить посредством заключения и ратификации Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 19 мая 2011 г. Согласно ст. 1 этого документа с момента присоединения

любой из стран — членов ТС к ВТО положения всех без исключения соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к многосторонней торговой системе, становятся составной частью 8 правовой системы ТС [3].

<0

§ Исходя из содержания упомянутой правовой нормы, обязательства Рос-

Ц сии перед многосторонней торговой системой ВТО в части доступа к рын-

^ <-> -г"> тг-п

I ку товаров становились основой для модернизации Ы1 интеграционного

| объединения1. Эти же обязательства определяли и вектор либерализации

| доступа к рынку товаров Республики Беларусь как страны — члена ТС.

£

;§ После завершения процедуры поэтапной унификации ставок таможенных

пошлин средний уровень тарифной защиты рынка ТС к 2014 г. снизился на 1,1 процентных пункта (табл. 2). При этом важно отметить, что, кроме снижения уровня тарифной защиты, Правительство Республики Беларусь должно было обеспечить функционирование внешнеэкономического комплекса страны в соответствии с правилами многосторонней торговой системы ВТО. Иными словами, Беларусь де-факто брала на себя обязательства перед ВТО в отсутствие прав на использование механизмов и инструментов этой организации для защиты национальных экономических интересов.

Таблица 2

Средние ставки таможенных пошлин, применявшиеся в 2014 г. Беларусью, Казахстаном и Россией, %

Товарная группа Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

Все товары 8,4 8,6 8,4

Сельскохозяйственные товары 11,5 11,6 11,6

Несельскохозяйственные товары 7,9 8,1 7,9

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

Следующие этапы либерализации доступа к рынку товаров Беларуси совпадают с началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС)2 и присоединением к этому интеграционному объединению Армении и Кыргызстана3.

1 Российская Федерация является полноправным членом ВТО с 22 августа 2012 г.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу 1 января2015 г.

3 Республика Армения присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 г., Кыргызская Республика — 12 августа 2015 г.

Согласно Договору о ЕАЭС, в рамках данного интеграционного объединения продолжает функционировать таможенный союз как механизм межгосударственного регулирования торгово-экономических отношений, применяется ЕТТ, действует единый режим торговли товарами в отношениях 8 с третьими сторонами и единое таможенное регулирование, осуществляет- ^ ся свободное перемещение товаров между территориями стран — участниц § ЕАЭС без необходимости таможенного декларирования и осуществления |[ государственного контроля (разд. VI Договора о ЕАЭС). а

к ж о

Специфичность и своеобразие данного этапа либерализации определялись факторами полноправного участия Кыргызстана и Армении1 в деятельности |

ВТО и наличием перед этой организацией своих собственных обязательств, ;§

в том числе и в области регулирования торговли товарами. В табл. 3 представлена информация об уровне средних ставок таможенных пошлин, применявшихся в 2014 г. в Беларуси, России, Казахстане, Армении и Кыргызстане.

Таблица 3

Средние ставки таможенных пошлин, применявшиеся в 2014 г. странами — членами ЕАЭС, %

Товарная группа Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация Кыргызская Республика Республика Армения

Все товары 8,4 8,6 8,4 4,6 3,7

Сельскохозяйственные 11,5 11,6 11,6 7,6 6,8

Несельскохозяйственные 7,9 8,1 7,9 4,1 3,2

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

Как видно из данной таблицы, уровень средних ставок таможенных пошлин, применявшихся в 2014 г. Кыргызстаном и Арменией, был почти в 2 раза ниже, чем у других партнеров по ЕАЭС. Иными словами, общий рынок Беларуси, России и Казахстана был более защищен от внешней конкуренции, чем национальные рынки Армении и Кыргызстана. Полноправное же участие этих двух стран в ЕАЭС и ВТО обусловливало неизбежность гармонизации уровня тарифных обязательств с очевидным либеральным вектором упомянутого процесса для Беларуси, Казахстана и России.

Присоединение к ВТО Казахстана2 стало новым вызовом для системы тарифной защиты рынка Беларуси. В рамках выполнения взятых обязательств перед

1 Кыргызстан является полноправным членом ВТО с 20 декабря 1998 г., Армения стала полноправным членом ВТО 5 февраля 2003 г.

2 Казахстан стал 162-м членом ВТО 30 ноября 2015 г.

партнерами по ВТО Казахстан должен был снизить ставки ввозных таможенных пошлин примерно на 3500 товарных позиций. Естественно, это влекло снижение тарифной защиты рынка ЕАЭС, а следовательно, и национального рынка 8 Беларуси как страны — участницы данного интеграционного образования [4].

<0

§ Таким образом, под влиянием внешних факторов сформировалась устойчи-

Ц вая тенденция снижения уровня тарифной защиты рынка товаров Республи-

| ки Беларусь. Если внимательно посмотреть на содержание табл. 4, то можно

| заметить, что в период с 2010 по 2016 г. включительно уровень средней ставки

| таможенной пошлины для группы сельскохозяйственных товаров снизился

| с 13,5 до 11,2%, а для группы несельскохозяйственных товаров — с 8,9 до 6,5%.

к

Таблица 4

Динамика изменения уровня применявшихся Беларусью средних ставок таможенных пошлин на основные группы товаров в 2010-2016 гг., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарная группа Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Сельскохозяйственные 13,5 15,2 13,4 12,2 11,5 10,7 11,2

Несельскохозяйственные 8,9 9,0 9,1 8,7 7,9 7,3 6,5

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

Более контрастно процесс либерализации можно наблюдать при рассмотрении изменения средневзвешенной ставки таможенной пошлины на основные группы товаров1 (табл. 5). Данный показатель наиболее объективно характеризует протекающие процессы и формирующиеся тенденции в сфере международных торговых отношений.

Таблица 5

Динамика изменения уровня средневзвешенной ставки таможенной пошлины на основные группы товаров в 2010-2016 гг., %

Товарная группа Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016*

Сельскохозяйственные 17,8 16,7 15,1 14,7 11,1 8,8 8,5

Несельскохозяйственные 5,5 5,2 5,3 5,9 4,5 3,8 3,6

* Предварительные данные.

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

1 Средневзвешенный уровень таможенной пошлины вычисляется методом

соотношения (взвешивания) применяемых ставок таможенных пошлин с объемами фактических товарных потоков по рассматриваемым тарифным линиям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).

Если обратить внимание на группу сельскохозяйственных товаров, то можно констатировать впечатляющее снижение уровня средневзвешенной ставки таможенной пошлины по данной группе товаров: в 2010 г. этот показатель составлял 17,8%, а в 2016 г. — 8,5%. Иными словами, мы видим практически 8

двукратное снижение тарифной защиты рынка сельскохозяйственных товаров Республики Беларусь.

гг о о.

Для группы несельскохозяйственных товаров снижение уровня средневзвешенной ставки таможенной пошлины проходило не так резко: с 5,5% в 2010 г. до 3,6% в 2016 г. |

О.

£

Тенденция изменения уровней средних и средневзвешенных ставок тамо- ;§

женных пошлин при импорте Беларусью в 2010-2016 гг. товаров всех категорий показана на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменения уровней применявшихся и средневзвешенных ставок таможенных пошлин при импорте товаров в Беларусь, %: — применяемого; — средневзвешенного

В Меморандуме о внешнеторговом режиме Республики Беларусь1 содержится информация о том, что в 1995 г. уровень средневзвешенной ставки таможенной пошлины в Беларуси составлял 14,3% [5]. Сопоставляя эту цифру с аналогичным показателем 2016 г., можно констатировать, что степень тарифной защиты белорусского рынка товаров за 21 год снизилась в 3,4 раза.

1 Меморандум о внешнеторговом режиме — один из главных документ, на

основе которого Рабочая группа по присоединению страны к многосторонней торговой системе ВТО осуществляет свою переговорную деятельность.

Еще одним убедительным свидетельством наличия устойчивой тенденции либерализации доступа к рынку товаров Беларуси может служить информация, приведенная на рис. 2, на котором представлена динамика изменения 8 удельного веса тарифных линий с нулевой ставкой таможенной пошлины.

^ Если в 2007 г. доля тарифных линий с нулевой ставкой таможенной

§ пошлины при импорте товаров всех категорий в Беларусь составляла 0,7%

общего количества тарифных линий ТНВЭД, то в 2016 г. он достиг 15,9%, | т.е. количество тарифных линий с нулевой ставкой таможенной пошлины

| увеличилось за девять лет почти в 23 раза!

%

-1- -1- -1- -1- -1- -1- -1- -1- -1-

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Динамика изменения удельного веса тарифных линий ТНВЭД с нулевой ставкой таможенной пошлины для рынка товаров Беларуси

в 2007-2016 гг., %

Теперь обратим внимание на этот же показатель только по основным товарным группам. Рассмотрение его в динамике будет также способствовать формированию объективного мнения о происходивших процессах либерализации доступа к рынку товаров Беларуси.

Как видно на рис. 3, удельный вес тарифных линий в нулевом диапазоне ставки таможенной пошлины для группы сельскохозяйственных товаров увеличился с 1,8% в 2007 г. до 9,0% в 2016 г., а удельный вес тарифных линий в нулевом диапазоне ставки таможенной пошлины для группы несельскохозяйственных товаров — с 0,6% в 2007 г. до 17,0% в 2016 г.

Еще одним убедительным свидетельством сформировавшейся в последние годы тенденции либерализации доступа к рынку товаров Республики Беларусь являются данные, приведенные в табл. 6 и 7, в которых показано распределение удельного веса тарифных линий ТНВЭД по конкретным диапазонам ставок таможенных пошлин для группы несельскохозяйственных товаров (табл. 6) в период с 2012 по 2016 г. и для группы сельскохозяйственных товаров (табл. 7) в тот же период.

%

18 16 141210 8 6 4 2 0

8,9

Г '

14,5 145 151 / 17,0

14,5 14,2 14,2 — _

— — 150

9,2 9,2 8,6 9,2 9,0

/ 0,6

Год

о

СП

ж £5

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 3. Изменение удельного веса тарифных линий ТНВЭД в нулевом диапазоне ставки таможенных пошлин для основных групп товаров в 2007-2016 гг., %: — сельскохозяйственные товары; — несельскохозяйственные товары

Как видно из табл. 6, за пять рассматриваемых лет удельный вес тарифных линий группы несельскохозяйственных товаров, в отношении которых применялась нулевая ставка таможенной пошлины, возрос с 14,2% в 2012 г. до 17,0% в 2016 г. В этот период увеличился удельный вес тарифных линий в диапазоне ставок 0 < Т < 5 с 34,4% в 2012 г. до 40,2% в 2016 г. Кроме того, наблюдается рост удельного веса тарифных линий в диапазоне ставок таможенных пошлин 5 < Т < 10 с 20,9% в 2012 г. до 25,3% в 2016 г.

В то же время не трудно заметить существенное сокращение удельного веса тарифных линий в диапазоне ставок таможенных пошлин 10 < T < 15 (с 21,2% в 2012 г. до14,0% в 2016 г.) и в диапазоне ставок таможенных пошлин 15 < T < 25 (с 8,2% в 2012 г. до 3,3% в 2016 г.).

Схожие тенденции можно наблюдать и для группы сельскохозяйственных товаров.

Как видно из табл. 7, за пять рассматриваемых лет удельный вес тарифных линий группы сельскохозяйственных товаров, в отношении которых применялась нулевая ставка таможенной пошлины, возрос с 8,2% в 2012 г. до 9,0% в 2016 г. В этот период также увеличился удельный вес тарифных линий в диапазоне ставок 0 < Т < 5 с 36,8% в 2012 г. до 39,6% в 2016 г. Наблюдается рост удельного веса тарифных линий в диапазоне ставок таможенных пошлин 5 < Т < 10 с 7,7% в 2012 г. до 17,6% в 2016 г. Одновременно происходит сокращение удельного веса тарифных линий в диапазоне ставок таможенных пошлин

Таблица 6

Удельный вес тарифных линий ТНВЭД по конкретным диапазонам ставок таможенных пошлин для группы 8 несельскохозяйственных товаров в 2012-2016 гг., %

Диапазон ставок таможенных пошлин Год

2012 2013 2014 2015 2016

Т = 0 14,2 14,2 15,1 15,0 17,0

0 < Г < 5 34,4 35,3 35,3 37,0 40,2

5 < Г < 10 20,9 22,3 22,4 24,4 25,3

10 < Г < 15 21,2 19,9 19,0 17,9 14,0

15 < Г < 25 8,2 7,4 7,9 5,6 3,3

25 < Г < 50 0,6 0,5 0,2 0,1 0,0

50 < Г < 100 0,3 0,1 0,1 0,0 0,0

Г > 100 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

Таблица 7

Удельный вес тарифных линий ТНВЭД по конкретным диапазонам ставок таможенных пошлин для группы сельскохозяйственных товаров в 2012-2016 гг., %

Диапазон ставок таможенных пошлин Год

2012 2013 2014 2015 2016

Т = 0 8,2 8,6 9,2 9,2 9,0

0 < Г < 5 36,8 37,3 37,4 38,4 39,6

5 < Г < 10 7,7 8,5 9,0 11,0 17,6

10 < Г < 15 30,7 33,8 32,2 30,4 25,8

15 < Г < 25 10,8 7,9 8,8 8,2 3,3

25 < Г < 50 3,5 1,8 21,4 0,8 0,9

50 < Г < 100 2,0 1,9 1,8 1,7 3,4

Г > 100 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Источник: составлено автором на основе данных Секретариата ВТО.

10 < T < 15 (с 30,7% в 2012 г. до 25,8% в 2016 г. ), в диапазоне ставок таможенных пошлин 15 < T < 25 (с 10,8% в 2012 г. до 3,3% в 2016 г. ), а также в диапазоне ставок таможенных пошлин 25 < T < 50 (с 3,5% в 2012 г. до 0,9% в 2016 г.).

Обратим внимание на то, как изменялись объемы импорта вследствие происходивших процессов либерализации доступа к белорусскому рынку товаров. Если в 2007 г. беспошлинный импорт сельскохозяйственных товаров в Беларусь составлял 8,3% общего объема импорта данной категории това-

ров, или 206,7 млн долл., то в 2015 г. этот показатель составил 13,7% общего объема импорта данной категории товаров (или 630,2 млн долл.).

Более полная картина изменения количественных показателей импорта сельскохозяйственных товаров в диапазоне беспошлинной торговли приведена на рис. 4.

Млн долл.

800 700 600 500 -400 -300 -200 100 0

751,8

729,3

652,5

630,2

234,3

239,4

Год

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011

2012

2013

2014

2015

о ел

ж £5

Рис. 4. Динамика импорта сельскохозяйственных товаров в диапазоне беспошлинной торговли в 2010-2015 гг., млн долл.

Ситуацию в отношении беспошлинного импорта Беларусью несельскохозяйственных товаров проиллюстрируем следующими цифрами: в 2007 г. этот показатель составлял 9,2% общего объема импорта данной категории товаров, или 2,4 млрд долл., а в 2015 г. этот показатель уже составил 46,8% общего объема импорта данной категории товаров, или 12 млрд долл. Объемы беспошлинной торговли в группе несельскохозяйственных товаров увеличились в 5 раз за восемь лет (с 2007 по 2015 г.).

Таким образом, мы наблюдаем явление, которое можно назвать «некоорди-нируемой либерализацией» доступа к рынку товаров Республики Беларусь. Иными словами, снижение уровня тарифной защиты белорусского рынка товаров происходит вследствие реализации правительством межгосударственных соглашений о региональной интеграции, без кардинальной увязки с процессами переговоров по доступу к рынку товаров, которые проходят в рамках Рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО. В связи с этим правомерно прогнозировать, что результаты переговоров по доступу к товарному рынку в рамках процесса присоединения Беларуси к ВТО не принесут каких-то значимых выгод с точки зрения тарифной защиты

национального рынка товаров именно по причине их несогласованности с процессами, происходящими в рамках ЕАЭС.

8 В определенной степени эффект некоординируемой либерализации можно

^ было минимизировать после присоединения к ВТО Российской Федерации.

§ В тот период времени Беларуси следовало существенным образом поменять

концепцию присоединения к ВТО. Весомым аргументом в пользу такого | шага был признанный странами — членами ВТО Договор «О функциони-

| ровании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»

| от 19 мая 2011 г. В сложившейся ситуации необходимо было убеждать пар-

| тнеров по переговорам в том, что зафиксированные Россией в процессе

;§ присоединения к ВТО обязательства по доступу к рынку товаров должны

автоматически стать согласованными обязательствами присоединяющейся к организации Республики Беларусь. По другим вопросам (обязательство по доступу к рынкам услуг, системные и институциональные обязательства) следовало продолжать самостоятельные переговоры с максимальной степенью учета российских обязательств. Данный подход способствовал бы ускорению процесса присоединения Беларуси к ВТО на более прогнозируемых условиях в части, касающейся обязательств по доступу к национальному рынку товаров.

Источники

[1] Михневич С.И. Многосторонняя система регулирования международных торгово-экономических отношений. Минск: Право и экономика, 2006.

[2] Ушкалова Д.И. Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана: проблемы и предварительные итоги. М.: Ин-т экономики РАН, 2012. URL: <http:// www.inecon.org/docs/Ushkalova_2013.pdf>.

[3] Договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 19 мая 2011 г. URL: <www. consultant. ru/document/eous_doc_LAW_116602/>.

[4] Report of the Working Party on the Accession of the Republic of Kazakhstan, WT/ACC/KAZ/93. Geneva, 2015.

[5] Документ Секретариата ВТО: WT/ACC/BLR/1. Geneva, 1995. P. 83.

Mikhnevich S.1

On some features of the market access

liberalization of the Republic of Belarus ^

s

The article examines the main stages of liberalization of the tariff protection |[

of the Belarus' goods market, examines the reasons for the ongoing process- |

es, analyzes and assesses the impact of Belarus' participation in the regional |

trade and economic integration projects on the degree of the market access' §

liberalization of Belarus, shows the dynamics of the structure and content of |

instruments for tariff protection of the commodity market of the Republic of ;§ Belarus.

Key words: liberalization; of trade market; market access; imports; customs duty; integration blocks.

Статья поступила в редакцию 17 мая 2018 г.

1 Mikhnevich Sergey — doctor of Economics, the Ministry of Foreign Affairs of the

Republic of Belarus, the Consul General. E-mail: <[email protected]>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.