Научная статья на тему 'Экономическая интеграция и техническое оснащение сельского хозяйства России'

Экономическая интеграция и техническое оснащение сельского хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин В.Н.

Рассмотрено появление новых экономических факторов: Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийской экономической комиссии и их влияние на техническое оснащение сельского хозяйства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая интеграция и техническое оснащение сельского хозяйства России»

УДК 338.436

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

В.Н. Кузьмин, доктор экономических наук, ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: kwn2004@mail.ru

Рассмотрено появление новых экономических факторов: Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийской экономической комиссии и их влияние на техническое оснащение сельского хозяйства в России.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, техническое оснащение, сельское хозяйство.

В современной мировой экономике активно идут интеграционные процессы. Российская Федерация также участвует в них, взаимодействуя, в первую очередь, с соседними странами.

В 1996 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. эти же страны и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), в 2000 г. - учредили Евразийское экономическое сообщество (Ев-рАзЭС). В 2006 г. к Сообществу присоединился Узбекистан. В 2000 г. был создан Суд Евразийского экономического сообщества, статут которого был подписан членами Ев-рАзЭС в 2010 г. В 2003 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства. В 2007 г. Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Комиссии ТС. Функционировать Комиссия ТС начала в 2010 г. В 2011 г. Беларусь, Казахстан и Россия подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции и определили 1 января 2012 г. датой начала функционирования ЕЭП. В этом же

зав. отделом

году был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая приступила к своей работе 2 февраля 2012 г.

19 декабря 2011 г. Высший Евразийский экономический совет решением № 9 ввел в действие с 1 января 2012 г. международные договоры, формирующие ЕЭП.

Реализация этих и других международных договоров и договоренностей по сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике, по структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг и по созданию единых правил в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций определена как основа создания к 2015 г. Евразийского экономического союза.

В экономической интеграции различают несколько этапов:

ЕврАзЭС (по своей сущности - зона свободной торговли) - первый этап интеграции;

ТС - второй этап интеграции.

Комиссии ТС (КТС) были переданы функции внешнеторгового регулирования (с февраля 2012 г. - ЕЭК). КТС изменяет ставки ввозных таможенных пошлин; ведет Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС), устанавливает тарифные льготы, квоты, преференции, меры нетарифного регулирования, проводит расследования и иные действия, предшествующие введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на территории ТС в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

Вступил в силу Таможенный кодекс ТС (ТК ТС), заработали единые правила декларирования товаров, определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, уплаты таможенных платежей и другие пра-

Механизация, автоматизация и машинные технологии в животноводстве

вила - договорно-правовая база ТС насчитывает свыше 70 международных договоров и более 900 решений КТС.

Организовано ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, применяется порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в ТС и обмен между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.

По соглашению ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет того государства-члена, в котором они подлежат уплате, и распределяются в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%. Таможенный контроль снят на внутренних границах и перенесен на внешнюю границу ТС.

ЕЭП - следующий этап интеграции, предполагает координацию экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей - макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах предоставления промышленных субсидий и другие - всего 17 базовых международных договоров, каждый в своей области, формируют ЕЭП. Например, Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10% валовой стоимости сельскохозяйственной продукции и др. Органы управления ТС и ЕЭП включают в себя Высший евразийский экономический совет (главы государств или правительств), Совет (три представителя правительств) и ЕЭК.

ЕЭК - единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП, в свою очередь, включает в себя Коллегию (9 членов - по

3 от каждого государства, один из которых является Председателем Коллегии, назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета), 23 департамента и 17 консультативных комитетов. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами евразийского сообщества в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств.

Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют члены Коллегии (министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты Евразийской экономической комиссии взаимодействуют с уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России в рамках своего направления деятельности.

Евразийская экономическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о ЕЭК, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, а также решениями Высшего евразийского экономического совета в сферах: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное администрирование, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, промышленные и сельскохозяйственные субсидии и др.

ЕЭК в пределах своих полномочий принимает решения, которые входят в договорно-правовую базу, имеют обязательный характер, подлежат непосредственному применению на территориях членов ТС и ЕЭП, и рекомендации, не носящие обязательного характера.

Важнейшая особенность ЕЭК заключается в том, что все решения принимаются на коллегиальной основе, некоторые - только на основе консенсуса. В случае разногласий существует многоуровневая процедура согласования. Члены Совета ЕЭК имеют право в течение 10 дней с даты принятия Коллегией ЕЭК решения внести в Коллегию ЕЭК предложение об его отмене или изменении.

После этого Коллегия ЕЭК в течение 5 календарных дней направляет членам Совета

материалы по указанному решению. Совет ЕЭК после поступления материалов рассматривает их и принимает решение в течение 10 календарных дней.

Сторона, не согласная с принятым решением Совета, может направить в ЕЭК письмо за подписью главы правительства с предложением о рассмотрении этого вопроса на Высшем Евразийском экономическом совете. Также глава правительства любой Стороны вправе обратиться в ЕЭК с предложением о рассмотрении вопроса на Высшем Евразийском экономическом совете на любой стадии до их вступления в силу.

Решение Коллегии ЕЭК, предлагаемое к отмене или изменению, не вступает в силу до рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом и принятия решения консенсусом. Положения Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы предусматривают, что с момента присоединения первого государства-участника к ВТО обязательства, зафиксированные в соответствующем протоколе о присоединении, становятся частью правовой системы ТС. Россия вступила в ВТО 22. 08. 2012 года.

В соответствии с Протоколом по присоединению Российской Федерации к ВТО, Перечнем специфических обязательств по услугам и Перечнем тарифных уступок Россия приняла на себя обязательства по снижению ставок импортных тарифных пошлин на ряд товаров, по услугам, системные обязательства (лицензирование импорта, субсидии и др.). Средневзвешенные ставки импортных пошлин в сравнении с действующими ставками ЕТТ ТС по сельскохозяйственным товарам должны снизиться с 15,178% до 11,275%, по промышленным - с 11,256% до 6,410%.

Пошлины на доильные установки снижаются с 5% до3%, сеялки точного высева с центральным приводом - с 5 до 2% (в 2014 г.). На большинство остальных сельскохозяйственных машин пошлины оставлены без изменения и составляют 5%. Пошлины на тракторы снижаются с 15% до 10% (по некоторым позициям до 7,5%) в течение 3 лет (табл. 1).

В соответствии с Протоколом первое снижение пошлин должно было произойти не позднее первого дня 13 месяца с момента присоединения (то есть 1 сентября 2013 г.); последующие снижения - не позднее 12 месяцев после предыдущего снижения.

Таблица 1. Обязательства России по ежегодному снижению ставок импортных таможенных пошлин

для тракторов (фрагмент части I, секции (промышленные товары) приложения _к Перечню тарифных уступок)_

Код товара по ЕТТ ТС Связанные ставки

Наименование товара К дате присоединения 2013 г. 2014 г. 2015 г.

8701 Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709):

8701 30 - тракторы гусеничные:

8701 30 900 0 — прочие 15 10 10 7,5

8701 90 - прочие:

— тракторы для сельскохозяйственных

работ (за исключением тракторов,

управляемых рядом идущим водителем)

и тракторы для лесного хозяйства, ко-

лесные:

---новые с мощностью двигателя:

8701 90 110 0 ----не более 18 кВт 5

8701 90 200 0 ----более 18 кВт, но не более 37 кВт 15 13,3 11,7 10

8701 90 250 0 ----более 37 кВт, но не более 59 кВт 15 13,3 11,7 10

8701 90 310 0 ----более 59 кВт, но не более 75 кВт 15 13,3 11,7 10

8701 90 350 0 ----более 75 кВт, но не более 90 кВт 15 13,3 11,7 10

Источник: Минэкономразвития России. URL: //http://www. ved.gov. ru /mdb/vto/russiajvto (дата обращения: 25.10.2013)

Решением Коллегии ЕЭК №138 от 25 июня 2013 года и решениями Совета ЕЭК №45 от 2 июля 2013 года и от 16 августа 2013 года с 1 сентября 2013 г. вступили в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин. Изменения коснулись более 5 тыс. позиций ЕТТ ТС - в точном соответствии с обязательствами России. Автоматически эти все пошлины распространяются на весь ТС.

Обновление парка сельскохозяйственной техники является одним из основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Оно может осуществляться путем приобретения сельхозтоваропроизводителями российской или зарубежной техники. При этом предприятия сельхозмашиностроения создают рабочие места, перечисляют налоги в бюджеты стран-членов ТС. Поэтому существует заинтересованность в неухудшении состояния отрасли.

Рамки ВТО разрешают использование обоснованных защитных мер. В июле 2012 г. Ростсельмаш и Красноярский завод комбайнов инициировали защитное расследование в ЕврАзЭС.

По данным расследования, которое провел Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК, в 2009-2011 гг. импорт зерноуборочных комбайнов в страны ТС вырос на 19,9%, а в первом полугодии 2012 г. увеличился сразу на 92,3%.

С учетом возросшего импорта, непредвиденных обстоятельств, вызвавших этот рост (изменение способа поставок зерноуборочных комбайнов в ТС - с поставок зерноуборочных комбайнов в готовом виде на поставки в виде модулей), серьезного ущерба отрасли, причинно-следственной связи между возросшим импортом комбайнов и серьезным ущербом отрасли экономики государств-членов ТС, Коллегия Евразийской экономической комиссии своим Решением от 25.06.2013 №143 ввела специальную защитную пошлину (на период июль 2013 г.-14 марта 2014 г. - в размере 26,7% от таможенной стоимости; 14 марта 2014 г.-14 марта

2015 г. - 26,2%; 15 марта 2015 г.-14 марта

2016 г. - 25,7%). Ставки добавлялись к действующей пошлине в 5%.

Зерноуборочные комбайны входят в перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается консенсусом.

В соответствии с Договором о ЕЭК и Регламентом работы ЕЭК на заседании Совета ЕЭК 2.07.2013 г. Председатель Совета К. Ке-лимбетов сделал заявление о необходимости отмены решения. Беларусь и Россия не поддержали предложение Казахстана, поэтому Совет принял к сведению и передал рассмотрение этого вопроса на следующий уровень.

Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств, прошедший 25 сентября 2013 г., решил приостановить Решение Коллеги №143 и признать необходимым внести в него изменения. Было признано целесообразным ввести в качестве специальной защитной меры с 01.01.2014 г. импортную квоту в размере 774 единиц в год с учетом доли в ней Республики Казахстан, равной 300 единицам.

В случае, если по итогам первого полугодия 2014 г. квота для Республики Казахстан будет исчерпана более чем на 70%, в течение 90 календарных дней провести пересмотр специальной защитной меры в целях ее смягчения.

Коллегия ЕЭК своим Решением от 15.10.2013 г. №223 внесла соответствующие поправки в Решение от 25.06.2013 г. №143. Специальная пошлина была замена квотой на период с 1 января 2014 г. по 21 августа 2016 г. (табл. 2)

Таблица 2. Объемы импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей

зерноуборочных комбайнов, установленные Решением Коллегии ЕЭК от 15.10.2013 г. №223

Государство - член Объем импо зтной квоты (ед.)

ТС и ЕЭП 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Республика Беларусь 50 52 34

Республика Казахстан 300 309 204

Российская Федерация 424 437 288

Примечание. Объем импортной квоты на 2016 г. установлен с учетом срока действия импортной квоты по 21 августа 2016 г. включительно.

В Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕЭС в торговле с третьими странами, были внесены зерноуборочные комбайны и модули зерноуборочных комбайнов (код ТН ВЭД ТС 8433 51 000 1; 8433 51 000 9; 8433 90 000 0). Государственные органы исполнительной власти Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ, уполномоченные на выдачу лицензий на импорт товаров, будут осуществлять выдачу лицензий на импорт товара и распределять объемы импортной квоты между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии со следующей методикой. Если совокупный объем заявок не превышает квоту, то она распределяется между такими участниками внешнеторговой деятельности по количеству, указанному в заявках. Если превышает - распределяется между такими участниками внешнеторговой деятельности пропорционально доле объема ввоза в предшествующем периоде: на 2014 г. - 2010-2012 гг.; на 2015 год -2011-2013 гг.; на 2016 г. - 2012-2014 гг.

Уполномоченные органы обеспечивают публикацию на своих официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии нераспределенного объема импортной квоты или о том, что объем импортной квоты был распределен полностью. Таким образом, в современной экономике России экономическая интеграция стала реальностью. Интеграция предполагает передачу властных полномочий в области регулирования экономической деятельности от органов конкретного государства наднациональным органам, учета интересов всех стран-участников интеграции, введения сложной процедуры урегулирования разногласий.

Литература:

1. Воробьев Е.А. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства с учетом вступления России в ВТО // Техника и оборудование для села. 2013. №12. С. 2-4.

2. Евразийская экономическая комиссия: годовой отчет за 2012 г. URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/Documents/EEC_AR2012.pdf (дата обращения: 25.02.2014)

3. О применении специальной защитной меры посредством введения специальной защитной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза: Решение от 25.06.2013 №143 Коллегии Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/docs/Pages/default.aspx (дата обращения: 25.02. 2014).

4. Об изменении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. №143: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 25.09.2013 №42 // Информационно-правовая система «Гарант».

5. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/trade/podm/Documents/1_Basic_Agreement_2 5.01.2008_consolidated.pdf (дата обращения: 25.02. 2014)

6. Ушачев И.Г. Развитие межгосударственных интеграционных процессов в аграрной сфере // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2013. № 12. С. 2.

7. Федоренко В.Ф., Чабаненко Б.П. Аграрный сектор России в условиях ВТО. М.: ФГБНУ «Росинформ-агротех», 2013. 234 с.

Examined the emergence of new economic factors: the Customs Union, the Common Economic Space, the Eurasian Economic Commission, and their impact on the technical equipment of agriculture in Russia.

Keywords: Customs Union and the Common Economic Space, technical equipment, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.