ЭКСПОРТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БЕЛАРУСИ
Алексей Дайнеко,
профессор
кафедры «Маркетинг» факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства БНТУ, член-корреспондент; daineko68@mail.ru
Дмитрий Береснев,
завсектором исследований проблем внешней торговли Института экономики НАН Беларуси;
beresnev@economics.basnet.by
и
УДК 339.5
Аннотация. Проведена научно обоснованная оценка динамики и структуры внешнеторговой деятельности Республики Беларусь с 2010 г. Разработаны предложения по повышению ее эффективности, определена взаимосвязь и установлено влияние результатов внешней торговли на важнейшие макроэкономические показатели.
Ключевые слова: экспорт, импорт, внешняя торговля, внешнеторговое сальдо, внешний долг, эффективность внешнеторговой деятельности. Для цитирования: Дайнеко А, Береснев Д. Внешняя торговля и развитие экономики Беларуси //Наука и инновации. 2019. №1. С. 4-12. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-1-4-12
Внешнеторговая деятельность - важнейший фактор социально-экономического развития Республики Беларусь. Импортируя необходимые объемы углеводородного сырья и других промежуточных товаров, наша страна компенсирует их стоимость валютной выручкой, прежде всего от экспорта товаров и услуг. Кроме того, ежегодные выплаты на обслуживание внешнего долга республики растут, что выступает одной из предпосылок кризисных явлений. В данной связи внешнеторговая деятельность, а точнее ее результат - сальдо, оказывает существенное влияние как на стабильность национальной валюты и пополнение золотовалютных резервов, так и на развитие экономики государства в целом.
Таблица 1. Динамика важнейших макропоказателей Республики Беларусь за период 2010-2017 гг.
Источник: [1]
Фундаментальные факторы и тенденции внешнеторговой деятельности
По данным Национального банка, за последние 7 лет стоимость экспорта не всегда компенсировала затраты по импорту (табл. 1). Так, в 2010, 2011, 2013, 2014 и 2016 гг. сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Вместе с тем в динамике наблюдается тенденция к его сокращению. В 2017 г. профицит внешней торговли страны составил около 180 млн долл.
Серьезным фактором замедления социально-экономического развития республики является рост удельного веса валового внешнего долга в ВВП. Его абсолютная величина с 2013 г. практически не изменяется, а ВВП в 2017 г. по сравнению с 2014 г. в долларовом выражении снизился на 30% (табл. 1). Таким образом, отношение внешнего долга к ВВП Беларуси выросло и составляет более 70%. Данная тенденция свидетельствует о том, что на протяжении последних 5 лет страна привлекает заимствования в основном для того, чтобы рассчитаться по платежам за взятые ранее зарубежные кредиты. То есть идет перекредитование внешнего долга и использование вновь привлеченных средств на текущее потребление. По оценкам экспертов, использование данного ресурса эффективно только при создании на привлеченные средства новых, высокоэффективных, технологичных, рентабельных производств, которые в перспективе смогут сгенерировать прибыль, достаточную для собственного развития и расчета по внешней задолженности.
В Беларуси сложилась ситуация, когда обслуживание внешнего долга ложится тяжелым
бременем не только на государственный бюджет, но и отвлекает из корпоративного сектора значительные валютные средства, которые могли бы пойти на развитие предприятий. Ежегодная сумма выплат по нему составляет около 3,5-4 млрд долл.
При оценке развития внешнеторговой деятельности важен анализ ее географической структуры. О международной конкурентоспособности объективно
свидетельствуют качество и степень диверсификации экспортных рынков. Наиболее платежеспособные из них предъявляют здесь повышенные требования, и их труднее завоевывать.
Анализ экспортных позиций товаров Республики Беларусь показывает превалирование рынка России (рис. 1). Причем за последние 7 лет его удельный вес в общей географической структуре экспорта увеличился с 39,4 до 44,1%.
Прочие страны 20%' Германия 1,8% V Казахстан 1,8
Китай 1,9%' Бразилия 2,8%^ Польша 3,5%' Латвия 3,7%' Великобритания 3,7%'""''' Украина 10,1%-Нидерланды 11,3%-
/Россия 39,4%
_ I : 2010
Прочие страны 17,3% •Китай 1,2% • Бразилия 1,5% • Казахстан 2% • Литва 2,9% ■ Польша 3,7% * Нидерланды 3,8% • Германия 3,8% . 4 Великобритания 8,2% • Украина 11,5% ■
• Россия 44,1
Г 2017
Рис. 1. Географическая структура экспорта товаров Республики Беларусь в 2010 и 2017 гг. Источник:[2]
Прочие страны 19% Франция 1,1% Казахстан 1,2% США 1,2% у Италия 2,2% Польша 3 Венесуэла 3,3% Китай 4,8% Украина 5,4% Германия 6,8%
/Россия 51,8
^2010
Прочие страны 14,9% Нидерланды 0,9% Литва 0,9% США 1,1%
Италия 2% Турция 2,4% Украина 3,6% Польша 3,9% Германия 5% Китай 8%
• Россия 57,2%
■2017
Рис. 2. Географическая структура импорта товаров в Республику Беларусь в 2010 и 2017 гг. Источник: [2]
Рис. 3. Динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь и Российской Федерации, млрд долл. Источник: [2]
Аналогичная тенденция сложилась и с импортом. Доля РФ выросла с 51,8% до 57,2%. Это свидетельствует о дальнейшем усилении зависимости внешнеторговой деятельности Беларуси от России, а также о снижении конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на рынках других стран. Динамика географической структуры импорта товаров Республики Беларусь отличается тем, что в первую десятку стран, кроме названных, вошли США, Италия и Турция (рис. 2).
Следует отдельно остановиться на рынке нашего стратегического партнера - Китая, который в экспорте товаров в 2017 г. занял 10-ю позицию, а в импорте - 2-ю. Эта страна имеет самый емкий рынок сбыта в мире. За последние годы Беларусь значительно продвинулась в налаживании отношений
с данным государством. Вместе с тем внешнеторговая деятельность с ним складывается не в нашу пользу. Импорт оттуда значительно превышает наш экспорт, что формирует отрицательное значение сальдо внешнеторгового баланса на сумму около 2,5 млрд долл. Здесь требуется системная работа по увеличению объемов белорусского экспорта и выравниванию сальдо.
Таким образом, география внешних рынков республики подтверждает тезис о существенной привязке к России, рынок которой занимает около половины всей внешнеторговой деятельности. Кроме того, наблюдается слабая диверсификация экспортных и импортных рынков, где около 83% всего экспорта и около 85% всего импорта товаров приходится на 10 стран.
16 15,9
Экспорт товаров Импорт товаров Сальдо
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 4. Динамика внешней торговли Республики Беларусь и Российской Федерации без учета энергоносителей (группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС), млрд долл. Источник: [2]
9
6
3
0
В данном аспекте целесообразно более детально проанализировать внешнеторговую деятельность Союзного государства. Здесь определяющим фактором выступает наличие отрицательного значения сальдо внешней торговли, которое хотя и имеет тенденцию к снижению, но «съедает» всю валютную выручку, полученную на рынках других стран (рис. 3).
Положительный баланс внешней торговли для Беларуси является одним из факторов макроэкономической стабилизации, так как снимает напряжение при поиске валютных средств, которые республика ежегодно тратит на обслуживание внешнего долга. Таким образом, достижение положительной величины сальдо внешнеторгового баланса, профицит которого может покрывать необходимые выплаты, выступает главной задачей и будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития.
Основная величина отрицательного внешнеторгового сальдо нашей страны складывается при торговле с Россией (рис. 4). Наибольшее его значение было в 2012 г. - -11,2 млрд долл. К 2017 г. оно уменьшилось в два раза и составило -6,7 млрд долл. Данная величина формируется за счет ежегодных закупок больших объемов углеводородного сырья в России.
Однако внешняя торговля двух государств без учета энергоносителей имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса. Как видно из рис. 4, наиболее благоприятным образом для экспорта нашей страны ситуация складывалась в 2012 г., однако потом его величина снизилась, а импорта - возросла, что отразилось на уменьшении положительного сальдо до 2,7 млрд долл. в 2017 г.
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки
Удобрения Средства наземного транспорта Молочная продукция Оборудование и механические устройства Древесина и изделия из нее Пластмассы и изделия из них Электрические машины и оборудование Черные металлы Изделия из черных металлов Прочая продукция
9,7
9
9,2
7,9
1,7
3,8
2017 г.
Рис. 5. Структура экспорта товаров Республики Беларусь в 2010 и 2017 гг., %. Источник: [2]
27,2
30,6
27,7
23,6
Ключевым фактором, оказавшим негативное влияние на ухудшение ситуации к 2017 г. по сравнению с 2012 г., стало падение экспортных поставок транспортных средств из Беларуси (группа 87 ТН ВЭД ЕАЭС) на российский рынок в 2,4 раза - с 3,5 до 1,5 млрд долл. и одновременный рост импорта данной продукции из России с 348 до 772 млн долл.
За исследуемый период существенно сократился белорусский экспорт в Россию по таким товарным группам,как:
■ 84 «Оборудование и механические устройства» - с 1541,0 млн долл. в 2012 г. до 1127,7млн долл. в 2017 г.;
■ 02 «Мясо и пищевые мясные субпродукты» - с 972,8 до 694,1 млн долл.;
■ 72 «Черные металлы» - с 442,7 до 167,0 млн долл.;
■ 40 «Каучук, резина и изделия из них» - с 403,8 до 181,7млн долл.;
■ 16 «Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных» -с 534,0 до 316,1 млн долл.;
■ 73 «Изделия из черных металлов» - с 633,7до 516,7млн долл.;
■ 68 «Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов» -с 219,7 до 107,3 млн долл. Среди причин такого положения можно выделить присоединение России к ВТО, что повлекло снижение таможенно-тарифной защиты Евразийского экономического союза, сокращение платежеспособного спроса в РФ ввиду падения валютных поступлений от экспортируемых энергоресурсов, мировые цены на которые упали как раз в течение исследуемого периода, а также политика, направленная на развитие импортозамещающих производств и их субсидирование государством.
При формировании балансов взаимной торговли Беларуси и России в рамках Союзного государства правительству нашей страны целесообразно ставить вопрос о достижении паритета путем увеличения Россией ежегодных закупок белорусской продукции на величину отрицательного внешнеторгового сальдо с целью его ликвидации. Если такая практика будет достигнута, то Беларусь получит стабильный источник валютных поступлений, которые сможет направлять на погашение внешней задолженности без ущерба для своей экономики.
Структурные изменения во внешнеторговой деятельности
Товарная структура внешней торговли Республики Беларусь характеризует отраслевое развитие ее экономики и значительную степень сырьевой направленности.
Динамика 10 важнейших экспортных позиций Республики Беларусь представлена на рис. 5. Наибольший удельный вес
в товарной структуре экспорта занимает топливо минеральное, нефть и нефтепродукты - около 23,6% в 2017 г., по сравнению с 2010 г. их доля несколько снизилась. Это обусловлено наличием двух заводов, перерабатывающих сырую нефть и поставляющих на экспорт готовые нефтепродукты. Несколько снизилась за последние 7 лет доля удобрений, транспортных средств, черных металлов и изделий из черных металлов в общем объеме экспорта. Увеличился удельный вес экспорта древесины и изделий из нее (с 1,7 до 3,8% благодаря проведенной модернизации деревообрабатывающей отрасли и приходу в страну компании «Кгопозрап»), молочных продуктов, пластмассы, электрических машин и оборудования и др. Таким образом, несмотря на некоторые тенденции к улучшению, в товарной структуре экспорта Республики Беларусь по-прежнему преобладает сырьевая продукция, произведенная из импортного углеводородного сырья, а доля
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки
Оборудование и механические устройства
Электрические машины и оборудование
Средства наземного транспорта
Черные металлы
Пластмассы и изделия из них
Съедобные фрукты и орехи
Изделия из черных металлов
Фармацевтическая продукция
Инструменты и аппараты оптические, "Ъ3 измерительные, медицинские и т.д. | 1,8
11,4
Прочая продукция
2010 г.
26,9
Рис. 6. Структура импорта товаров в Республику Беларусь в 2010 и 2017 гг., %. Источник:[2]
32,6
34,6
товаров с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки невысока.
Товарная структура импорта Беларуси также подтверждает высказанный тезис. Около 28% занимает импорт топлива минерального, нефти и нефтепродуктов (рис. 6). Вместе с тем за последние 7 лет их доля в импорте снизилась почти на 6%. Основной импортер здесь - Россия, что свидетельствует о возрастании зависимости нашей экономики от российского рынка в стратегической сфере. Кроме углеводородного сырья в число 10 крупнейших импортных товарных позиций Беларуси входят оборудование и механические устройства, электрические машины, черные металлы и изделия из них, пластмассы и изделия из них, фрукты и орехи, фармпродукция, инструменты и оптические, измерительные, медицинские аппараты. Таким образом, преобладает импорт промежуточных и инвестиционных товаров, которые обеспечивают производство ВВП нашей страны.
Товарная структура экспортно-импортных операций свидетельствует о низкой степени ее диверсификации: на 10 ведущих товарных групп приходится около 73% всей внешней торговли. Такое положение может вызывать нестабильность поступления валютных средств, когда экспорт какой-либо группы, входящей в десятку ведущих, будет по конъюнктурным причинам снижаться.
Текущее состояние внешнеторговой деятельности
По данным Белстата, внешнеторговый оборот товаров за 9 месяцев 2018 г. составил 53 202,3 млн долл., или 117,4% из расчета в текущих ценах к аналогичному периоду 2017 г., объем экспорта -25 009,3 млн долл., импорта - 28 193,0 млн долл., или соответственно 118,2 и 116,7%. В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами ухудшилось на 173 млн долл. и сложилось в размере 3183,7 млн долл.
Географическая структура белорусского экспорта по итогам января - сентября 2018 г. характеризуется следующим распределением долей в общем объеме поставок за рубеж: ЕАЭС занимает 41,1%, ЕС - 31,1%, остальные страны - 27,8%. Сложившееся структурное соотношение пока еще не обеспечивает предусмотренное Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20162020 гг. распределение экспортных поставок между указанными тремя рынками на 2018 г., в соответствии с которой данные доли должны были равняться 39,8%, 30,3% и 29,9% соответственно.
Сохраняется высокий уровень географической концентрации экспорта, что указывает на все еще существенную зависимость республики от состояния экономик стран - основных покупателей белорусской продукции. Так, около 60% всех поставок осуществлялись в Россию (38,3%), Украину (12,4%), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (9,2%).
Экспорт товаров на новые перспективные рынки вырос на 22%, с 1,5 млрд долл. в январе - сентябре 2017 г. до 1,8 млрд долл. за аналогичный период 2018 г., при этом его доля за анализируемый период увеличилась на 0,2 процентного пункта и составила 7,3% при целевом показателе на 2018 г. в соответствии с Национальной программой поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг. на уровне 7,9%.
Улучшение конъюнктуры на отдельных внешних товарных рынках способствовало увеличению стоимостного объема белорусского экспорта в январе - сентябре 2018 г. по таким
важнейшим позициям, как нефтепродукты (на 1,1 млрд долл., или в 1,3 раза), удобрения калийные (на 277 млн долл., или на 17%), автомобили грузовые (на 263 млн долл., или в 1,4 раза), продукты перегонки каменноугольной смолы (на 186 млн долл., или в 11,3 раза), нефть сырая (на 181 млн долл., или в 1,4 раза), лесоматериалы продольно-распиленные (на 139 млн долл., или в 1,7 раза), горячекатаные прочие прутки из нелегированной стали (на 114 млн долл., или в 1,6 раза), масло рапсовое (на 93 млн долл., или в 5,2 раза) (рис. 7), что в совокупности увеличило валютные поступления в страну на 2,5 млрд долл.
Положительная динамика экспорта нефтепродуктов была обеспечена, в первую очередь, увеличением средней цены на 25,9% при росте физических объемов их продаж на внешнем рынке на 2,2%. Важнейшие поставки продуктов переработки нефти осуществлялись в Соединенное Королевство, Украину и Нидерланды, совокупная доля которых в январе - сентябре 2018 г. составила более 89% в общем объеме экспорта нефтепродуктов.
Позитивная тенденция экспорта калийных солей была обеспечена ростом их средней цены на 14,3%, до уровня 241 долл. за тонну, и увеличением физических объемов поставок на внешний рынок на 2,0%, до 8,1 млн т. Важнейшие покупатели белорусского калия традиционно - Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и Малайзия.
Отрицательная динамика сложилась в экспорте таких белорусских товаров, как (рис. 7) молоко и сливки сгущенные и сухие (за январь - сентябрь 2018 г. по сравнению с аналогичным
Нефтепродукты Удобрения калийные
Автомобили грузовые
Продукты перегонки каменноугольной смолы
Нефть сырая
Лесоматериалы продольно-распиленные
Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие
Масло рапсовое
Полиацетали и полиэфиры простые прочие, 7 смолы эпоксидные - ,
Молоко и сливки несгущенные -34,8
Вагоны несамоходные ж/д или трамвайные -40,1
Сахар -44,7
Лесоматериалы необработанные -52,31
Машины и механизмы для уборки 58 8 I
и обмолота с/х культур -58,8
Масло сливочное -60,4
периодом 2017 г. стоимостной объем их поставок сократился на 99 млн долл., или в 1,4 раза), масло сливочное (на 60 млн долл., или в 1,2 раза), машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур (на 59 млн долл., или в 1,5 раза), лесоматериалы необработанные (на 52 млн долл., или в 283 раза), сахар (на 45 млн долл., или в 1,4 раза), вагоны несамоходные железнодорожные или трамвайные (на 40 млн долл., или в 4,5 раза), молоко и сливки несгущенные (на 35 млн долл., или в 1,3 раза), полиацетали и полиэфиры (на 30 млн долл., или в 1,4 раза), что в совокупности привело к потерям получения валютной выручки на сумму почти 420 млн долл. Снижение экспорта молочной продукции обусловлено сокращением поставок на российский рынок, вызванным новыми неоднократными претензиями к ним со стороны Россельхознадзора.
В общем объеме экспортных поставок доля высокотехнологичных
млн долл.
I 1108,6
276,9 262,6 185,9 181,4 139,2 114 93,4
сентябре
товаров все еще невысока. Несмотря на увеличение показателей на 8,5%, до 604,5 млн долл., в январе - сентябре 2018 г. по сравнению с таким же периодом в 2017 г., темп роста высокотехнологичного экспорта отстает от темпа роста общего объема экспорта Республики Беларусь, а его доля по-прежнему незначительна - 2,1%.
Для белорусского высокотехнологичного экспорта еще более актуальна проблема географической диверсификации - 67,1% от его объема в январе-сентябре 2018 г. были направлены в Российскую Федерацию. Из высокотехнологичной продукции, поставляемой на рынки развитых стран (США, Великобритания, Германия, Южная Корея и т.д.), можно выделить белорусскую оптику производства ОДО «Галс Оптикс» и ИП «Белтекс Оптик», рентгеновское оборудование УП «Адани», интегральные схемы ОАО «Интеграл» и дозиметры НПУП «Атом-тех» и УП «Завод СВТ».
В целом рост товарной концентрации экспорта обусловлен,
Молоко и сливки сгущенные и сухие -9i
Рис. 7. Наибольший прирост и падение экспорта в разрезе товарных позиций в январе -2018 г. по сравнению с январем - сентябрем 2017 г. Источник: [2]
в первую очередь, увеличением доли нефтепродуктов, грузовых автомобилей, сырой нефти, лесоматериалов продольно-распиленных, горячекатаных прочих прутков из нелегированной стали, продуктов перегонки каменноугольной смолы.
Так, 6 ключевых товаров и товарных групп (нефть и нефтепродукты, калийные удобрения, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, молоко и молочные продукты, черные металлы) занимают 45% всего объема белорусского экспорта, что указывает на зависимость экспорта страны от изменений, происходящих с ограниченным числом товаров на мировых рынках. Их доля за аналогичный период прошлого года составляла 44,4%.
Импорту республики свойственна еще более слабая диверсификация в географическом разрезе: почти 60% приходится на долю России. К важнейшим странам, поставляющим свою продукцию в Беларусь, также относятся Китай (8,1% в структуре), Германия (4,8%), Украина (3,7%) и Польша (3,2%).
Доминирующее положение в импорте традиционно занимают страны ЕАЭС, удельный вес которых за январь - сентябрь 2018 г. составил 59,7% в общем объеме импортных закупок. Доля Евросоюза составила 18,6% и остальных стран - 21,7%.
Наибольший абсолютный прирост импорта за этот период по сравнению с январем - сентябрем 2017 г. наблюдался в отношении поставок в страну нефти сырой и нефтепродуктов. Рост стоимостного объема импорта сырой нефти на 1,4 млрд долл., или в 1,4 раза, до уровня 5,2 млрд долл., полностью обусловлен повышением
средней цены в 1,4 раза, до 384 долл. за тонну, при сохранении физического объема на уровне 13,6 млн т. Увеличение стоимостного объема импорта продуктов переработки нефти на 338 млн долл., или в 1,4 раза, до уровня более 1 млрд долл., в большей степени обусловлено ростом средней цены на 24,2%, до 406 долл. за тонну, при этом рост физического объема составил 16,5% - до 2,7 млн т.
Кроме того, существенное увеличение стоимостного объема импорта товаров произошло по закупкам легковых автомобилей (на 278 млн долл., или в 1,6 раза), срезанных цветов и бутонов (на 101 млн долл., или в 1,8 раза), соевых бобов (на 93 млн долл., или в 3,8 раза), аппаратуры связи и частей к ней (на 91 млн долл., или в 1,3 раза), что в совокупности привело к дополнительному росту импорта в размере более 560 млн долл.
Одновременно сократились закупки следующих товаров: свежих яблок и груш (на 165 млн долл., или в 2 раза), электроэнергии (на 115 млн долл., или в 70,7 раза), железнодорожных локомотивов электрических (на 99 млн долл.), сахара (на 74 млн долл., или в 3,9 раза), томатов (на 72 млн долл., или в 1,7 раза), экстракта солодового (на 71 млн долл., или в 3,3 раза), абрикосов, вишни, черешни, персиков свежих (на 71 млн долл., или в 1,8 раза), что в совокупности привело к уменьшению стоимостного объема импорта на сумму 667 млн долл.
Формы и методы стимулирования экспорта
Во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь наметились положительные тенденции. К 2017 г. удалось выйти
на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Такому курсу необходимо следовать и далее. Это позволит более эффективно распоряжаться валютными ресурсами, в том числе оптимизирует обслуживание внешнего долга страны. При осуществлении двустороннего сотрудничества со странами мира необходимо добиваться установления паритета в экспортно-импортных операциях. Беларуси важно выстроить паритетные внешнеторговые отношения с Китаем и Россией. Важнейшим фактором здесь выступает научное прогнозирование и обоснованное эффективное регулирование внешнеторговой деятельности.
Исследования показали, что политика в области поддержки и развития белорусского экспорта высокотехнологичной продукции представляет собой ряд мер, не связанных в единую систему и в должной мере не скоординированных, что в итоге не генерирует эффект синергии, позволяющий выйти на прорывной уровень. Кроме того, в стране практически отсутствует венчурное финансирование и недостаточно развиты институты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Подавляющее большинство белорусских государственных высокотехнологичных предприятий поставляют свою продукцию практически полностью только на рынок стран СНГ, что говорит о недостаточном уровне конкурентоспособности их продукции на мировом рынке. В развитые страны экспортируют в основном частные компании, в связи с чем необходимо поддерживать именно частные высокотехнологичные компании, которые в перспективе будут способствовать
диверсификации экспортных поставок белорусской высокотехнологичной продукции на мировой рынок.
Для самостоятельного продвижения своей продукции на мировой рынок белорусским высокотехнологичным компаниям, особенно малым и средним, не хватает финансовых ресурсов, опытных и высококвалифицированных специалистов в области продаж, а также доступа к коммерческой информации о потенциальных партнерах и конкурентах за рубежом.
В то же время одним из важнейших конкурентных преимуществ экспортера является обладание объективной и полной информацией об условиях хозяйствования, требованиях, предъявляемых для осуществления экспортно-импортных операций, торговых традициях, таможенно-тарифном и нетарифном регулировании в той или иной стране. Получение этих данных позволяет производителям скорректировать собственную стратегию инновационного развития и соответствующим образом построить бизнес и исследовательскую политику. Подобной деятельностью в развитых странах занимаются специальные исследовательские центры, как государственные, так и частные.
Целесообразно создание Белорусского экспортного агентства, в группу которого необходимо включить Белэксимгарант, Банк развития Республики Беларусь, Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
Данное агентство будет способствовать сопровождению экспортных проектов с упором на помощь именно небольшим молодым высокотехнологичным компаниям.
Основными инструментами поддержки должны стать:
■ компенсация затрат на сертификацию в размере до 90% расходов на омологацию продукта и его испытания в Республике Беларусь либо за рубежом. Ключевым условием такой поддержки может быть необходимость осуществления экспортных поставок на сумму, в 10раз превышающую полученную субсидию в течение 3 лет;
■ возмещение до 80% затрат на транспортировку после предоставления пакета документов, подтверждающих осуществление такой поставки и отнесение данной продукции к высокотехнологичной;
■ подготовка предложений по реализации налогового стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции - максимальное упрощение применения действующих налоговых льгот, введение в практику исследовательских кредитов, то есть вычетов из налогов затрат на исследования и разработки и др.;
■ привлечение и использование частного венчурного капитала в развитие высокотехнологичных субъектов хозяйствования, в том числе на стадии стар-тапов, то есть предоставление средств под перспективную идею без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом. Залогом служит заранее оговариваемая доля акций существующей или создаваемой фирмы;
■ восполнение затрат белорусским производителям высокотехнологичной продукции на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом - при
реализации данного инструмента компания имеет возможность компенсации своих затрат на защиту интеллектуальных прав на этих рынках. Помимо стоимости регистрационных пошлин целесообразно также вернуть часть расходов на делопроизводство по подготовке и подаче документов; ■ упрощение процедуры оказания финансовых услуг со стороны Белэксимгаранта и Банка развития Республики Беларусь - требуется значительно дебюрократизировать процедуру кредитования и страхования экспортных контрактов. Таким образом, Белорусское экспортное агентство должно стать информационным ядром комплексной государственной системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции в стране, обеспечивающей предприятиям доступ к информации на макро- и микроуровнях (экономической, коммерческой, статистической, правовой, научно-технической) для эффективного осуществления как поисковой деятельности компании (информация для выбора внешнего рынка, постановки задач, разработки плана производства, финансирования, стратегии выхода), так и оперативной работы (сведения, необходимые для ведения переговоров, подготовки, заключения и исполнения экспортного контракта).
В переговорном процессе по вступлению в ВТО следует стремиться к максимально возможному соответствию обязательств Республики Беларусь в части Единого таможенного тарифа обязательствам Российской Федерации, иначе это приведет к еще одной бреши (по примеру казахстанских изъятий из ЕТТ
ЕАЭС) в единой системе защиты Евразийского экономического союза, что в итоге может нанести ущерб всем участникам интеграционного объединения. Вступать в ВТО Беларуси любой ценой не является целью, так как авторитет данной организации как международной площадки для взаимной торговли значительно снизился. Ведущие страны - основатели ВТО, например США, члены Евросоюза, перестают придерживаться декларируемых ВТО принципов. Современная практика свидетельствует о регионализации международной торговли и возрастании роли двусторонних договоренностей и региональных торговых союзов.
Summary. A scientifically based assessment of the dynamics and structure of the foreign trade activity of the Republic of Belarus since 2010 has been carried out. Proposals to improve its efficiency have been developed, the relationship has been determined and the impact of foreign trade on the most important macroeconomic indicators has been established.
Keywords: export, import, foreign trade, foreign trade balance, foreign debt, foreign trade efficiency.
https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-1-4-12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь. Сайт Национального банка Республики Беларусь // http://www. nbrb. by/statistics/ForeignTrade/.
2. Внешняя торговля Республики Беларусь. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь // http://www. belstat.gov. by/ofitsial naya-statistika/makroe konomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/.
3. Методика по оценке уровня технологичности товаров и услуг. Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям // http://www.gknt.gov.by/opencms/export/sites/default/ ru/Documents/guidelines_300616.pdf.
4. Eurostat indicators on High-tech industry and Knowledge - intensive services // http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/Annexes/ htec_esms_an5.pdf.
Статья поступила в редакцию 03.12. 2018 г.
Аннотация. В статье анализируются перспективные направления развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с Финляндской Республикой и Королевством Швеция. Также рассматривается товарная структура отечественного экспорта на эти рынки, дается их краткий экономический обзор.
Ключевые слова: Финляндия, Швеция, внешнеторговые отношения, торгово-экономическое сотрудничество, экспорт.
есторасположение Республики Беларусь на карте Европы определило основные направления ее внешнеторговой политики. Стремление к тому, чтобы ЕС стал одной из опор нашей внешней торговли, наравне с Россией и ЕАЭС, остается актуальным аспектом наших финансовых и торгово-экономических взаимоотношений. Несмотря на значительный товарооборот между Беларусью и Евросоюзом в целом, потенциал для расширения взаимовыгодного сотрудничества с отдельными его странами не исчерпан, о чем свидетельствует анализ внешнеторговых отношений с Финляндской Республикой и Королевством Швеция.
Финляндская Республика
Финляндия, являющаяся членом Европейского союза с 1995 г., в своем развитии прошла путь от аграрного до международного технологического центра. При
■