говыми стратегиями, ориентированными на расширение состава потребителей или рынков сбыта. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство субъектов привлекают маркетинговые инновации в широком спектре деятельности.
Причины низкого уровня инновационной маркетинговой деятельности следующие:
■ риск, сопровождающий создание и внедрение инноваций. При этом для маркетинговых инноваций характерно непонимание потребителями нововведения, низкий или отрицательный эффект от его реализации;
■ недостаточное внимание белорусских предприятий к маркетингу, в частности относительно небольшие затраты на рекламу (табл. 4);
■ формирование маркетинговых инноваций - это творческая и уникальная задача, для решения которой требуются специалисты, имеющие профессиональный опыт не только
в маркетинге, но и в инновационном менеджменте. А вот дисциплины, связанные с ним, введены в обучение маркетологов в нашей стране сравнительно недавно;
■ невысокая инновационная активность белорусских организаций в целом. Анализ показывает, что только незначительное их число в настоящее время относится к инновационно активным (табл. 5). В большинстве же отсутствует систематическая работа с инновациями, не внедрен механизм подачи инновационных предложений;
■ низкий уровень финансирования маркетинговых инноваций. В организациях промышленности расходы на них минимальны по сравнению с затратами на другие виды инноваций (табл. 1).
Решение этихвопросов видится в первую очередь в расширении маркетинговых технологий самих предприятий, включая осознание ими значи-
мости маркетинга инноваций, подбор и подготовку соответствующих специалистов, разработку системы управления инновационной деятельностью, в том числе финансовых и мотивационных подсистем. Эти меры можно отнести к работе на микроуровне.
В качестве важнейших мероприятий на макроуровне будут выступать более активная подготовка специалистов-маркетологов в области инновационного менеджмента, предоставление поддержки и льгот предприятиям, осуществляющим маркетинговые инновации, организация и предоставление бесплатного доступа к информационным ресурсам, позволяющим отслеживать последние тенденции в сфере маркетинга.
Таким образом, важной для белорусских предприятий является активизация инновационной деятельности в маркетинге, что позволит им достичь конкурентных преимуществ не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. СИ
Статья поступила в редакцию 25.11.2014 г.
See: http://innosfera.by/2015/09/ marketing_innovations
Summary
The following article describes marketing innovations in Belarusian organizations. The author gives a definition of marketing innovations and indicates distinctive features of these innovations. A theoretical basis for the formation of marketing innovation is provided and management features for this process are specified. The sources for marketing innovations and factors, which promote them, are described. The importance of marketing innovation as a source for increasing of competitiveness of enterprises is substantiated.
Литература
1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // Организация экономического сотрудничества и развития и Статистическое бюро европейских сообществ. 3-е изд. - М., 2006.
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by/.
3. Электронный ресурс: http://marketing.by/main/market/ апа^ю/0054998/.
Внешнеторговые отношения
Беларуси
с Прибалтийскими государствами
Резюме. Важными внешнеторговыми партнерами нашей страны являются государства Прибалтики - Латвия, Литва и Эстония. Благодаря наличию у них достаточно развитой портовой инфраструктуры, находящейся в непосредственной близости от отечественных экспортных предприятий, они в большей степени выступают в роли транзитных пунктов для основных экспортных товаров Беларуси. В статье рассматриваются двусторонние внешнеторговые отношения с каждой из них, подробно анализируется товарная структура отечественного экспорта в эти государства.
Ключевые слова: страны Прибалтики, транзитные государства, товарная структура экспорта, основные внешнеторговые партнеры, внешняя торговля.
Алиса Аксючиц,
научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран отдела мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики НАН Беларуси
Торгово-экономические отношения между Беларусью и Прибалтийскими государствами имеют многовековую историю. Их основой является геополитическое положение - расположение на пересечении важнейших транспортных артерий, связывающих Западную Европу с Азиатским континентом, страны Балтии - с южными государствами. Данные обстоятельства обусловили выбор приоритетных направлений развития двусторонних экономических отношений нашей республики с этим регионом - внешняя торговля, инвестиционное сотрудничество и транзит.
Литва, Латвия и Эстония являются основными партнерами
IB
Республики Беларусь, имеющими достаточно развитую портовую инфраструктуру, находящуюся в непосредственной близости от основных белорусских экспортных предприятий.
Белорусско-латвийские внешнеторговые отношения
На протяжении последних лет объем экспортно-импортных операций между Беларусью и Латвией увеличился в несколько раз и достиг своего пика в 2008 г. - около 2,3 млрд долл. против 396 млн долл. в 2004 г. При этом положительное торговое сальдо нашей республики составило более 2 млрд долл. В 2013 г. наблюдалось резкое сокращение товарооборота в основном за счет снижения в 6 раз экспортных поставок нефтепродуктов в Латвию. В прошлом году из Беларуси в Латвию было поставлено товаров на сумму 504,1 млн долл. (1,4% от общего экспорта Беларуси), что на 4,3% меньше, чем в 2013-м (рис. 1).
Основу белорусского экспорта в Латвию составляет нефтехимическая продукция, металлоизделия, лесоматериалы, минеральные удобрения, пищевая продукция, рапсовое масло, тракторы, текстильные изделия и обувь. Наибольший удельный вес поставок занимают нефтепродукты (код ТН ВЭД ТС 2710) - 55,9%, определенную долю - продукты перегонки каменноугольной смолы (код ТН ВЭД ТС 2707), а также кокс и битум нефтяные (код ТН ВЭД ТС 2713). Если экспорт первых в 2014 г. остался практически на том же уровне, то вторых сократился в 7 раз. Все эти товарные позиции проходят транзитом через специально предназначенные для погрузки терминалы Вентспилского порта в направлении стран Западной Европы. Основным крупным клиентом этого латвийского предприятия является Литва,
отгружающая на экспорт свою продукцию с Мажейкяйского НПЗ, на втором месте - финские компании, поставляющие бензины высокооктановой группы (с октановым числом более 95) в восточном направлении, на третьем месте - белорусские поставщики светлых нефтепродуктов.
В нынешнем году возможен рост экспорта нефтепродуктов в связи с продолжением реализации программы по модернизации Новополоцкого НПЗ и ввода в эксплуатацию нового оборудования, при котором планируется увеличить глубину переработки нефти до 90-92%.
Удельный вес остальных экспортируемых продуктов невелик - в пределах 2-4% и меньше. Это удобрения минеральные смешанные, лесоматериалы, тракторы и седельные тягачи, продукты питания и т.д. Ситуация по поставкам этих видов товаров аналогична их продажам в остальные Прибалтийские страны - Литву и Эстонию.
3500
3000
2500
В последние годы Беларусь проводит политику по продвижению своих товаров на рынки Европейского союза через кооперацию с латвийскими фирмами, а также создает совместные и собственные компании на территории Латвии. Здесь уже осуществляется сборка малогабаритных тракторов «Беларус» (M.T.Z. Serviss), строительных и коммунальных машин на шасси «МАЗ» (Alkm Trans), имеется погрузочная техника «Амкодор» (Kombainserviss). Значительное количество выпускаемых в нашей стране товаров представлено в Латвии через созданные компании с белорусским капиталом, такие как ООО «Ойл ло-гистик» (предприятия концерна «Белнефтехим»), ООО «Белпи-щепром», ООО «Белвест-трейд», Linen Fabric (фирменные магазины Оршанского льнокомбината в Риге) [2].
В Латвии действует 1641 субъект с белорусскими инвестициями, а на нашей территории зарегистрировано 657 организаций
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. | Экспорт товаров, млн долл. | Импорт товаров, млн долл. | Сальдо внешней торговли, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл.
2013 г.
2014 г.
Рис. 1.
Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с Латвийской Республикой, 2009-2014 гг. [1]
0
и ИП с латвийским капиталом и 31 представительство латвийских компаний.
За неимением собственного флота наша страна вынуждена постоянно оптимизировать логистику. Львиная доля экспорта приходится на Прибалтику. Морем в третьи страны через Латвию проходит 50% товаров, по латвийской железной дороге -56% грузов, идущих из Беларуси или через нее. Для обеспечения экспедиционного сопровождения нефтепродуктов в направлении Балтийского моря Белорусская нефтяная компания открыла в Риге представительство своей товаропроводящей сети «Трансбалтик Ойл». После модернизации портового терминала прогнозируется увеличение объемов наших грузов до 1,5-2 млн т. Инвестиции составят около 15 млн долл. [2].
Внешнеторговые отношения между двумя государствами в перспективе будут определять объемы поставок белорусских экспортных товаров, в главной степени нефтепродуктов. Расширить ассортимент продукции, хоть и незначительно, можно путем более глубокого сотрудничества между бизнес-сообществом обеих стран.
Экспорт белорусских товаров в Литву
В общем объеме товарооборота Беларуси Литовская Республика занимает 9-е место, в объеме экспорта - 6-е и импорта - 14-е место. По итогам прошлого года объем взаимной торговли составил 1407,2 млн долл., или 91,4% к уровню предыдущего периода. Белорусский экспорт сложился на уровне 1042,0 млн долл. (97,1% соответственно), импорт -365,2 млн долл. (78,3%). Сальдо внешней торговли положительное - 676,8 млн долл. (рис. 2).
В структуре поставок в Литву традиционно преобладает продукция нефтехимического
комплекса, металлообработки и сельского хозяйства, но номенклатура более диверсифицирована (580 товарных групп), чем в другие страны, основные торговые партнеры. В первую очередь это связано с развитием конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и Литвы в транспортно-логисти-ческой сфере, а именно активным использованием для перевалки наших товаров мощностей Клайпедского государственного морского порта. Это самая северная незамерзающая точка на Восточном побережье Балтийского моря, в которой соединяются морские и сухопутные торговые пути в направлениях Востока и Запада. Порт находится на самом коротком расстоянии от важнейших белорусских промышленных предприятий, и через него пролегают основные судоходные линии в Западную Европу и Америку. Перевалка нашей продукции обеспечивает сегодня 35% грузооборота Клайпедского морского порта [3] и с каждым годом ее количество увеличивается. Так, если в 2004 г. перевозилось всего 2,5 млн т экспортных товаров, то в 2014-м -12,8 млн т [4].
Основное место во внешнеторговом обороте занимают светлые нефтепродукты (код ТН ВЭД ТС 2710) - 30,7% общего объема. Второе место занимают изделия Белорусского металлургического завода - прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие (код ТН ВЭД ТС 7214), проволока из нелегированной стали (код ТН ВЭД ТС 7217). В прошлом году их доля составила 9% от всего экспорта наших товаров в Литву. Около 6,3% приходится на масло рапсовое (код ТН ВЭД ТС 1514), которое в основном лишь временно находится на таможенной территории этой страны и в незначительных объемах используется для нужд местной промышленности. Сокращение
или увеличение поставок данного продукта полностью зависит от его конъюнктуры на мировых товарных рынках и географического направления заключенных белорусскими производителями контрактов.
Большим спросом в Литве пользуются белорусские дикорастущие и садовые ягоды. В 2013 г. на рынок страны было поставлено рекордное количество замороженных фруктов (код ТН ВЭД ТС 0811) на сумму 18 млн долл., в то время как в 2014 г. поставки сократились до 5,3 млн долл. Одной из причин стало практическое отсутствие черники в том сезоне.
Важной статьей экспорта в Литву остаются минеральные удобрения, которые представлены тремя видами - азотные (код ТН ВЭД ТС 3102), калийные (код ТН ВЭД ТС 3104), минеральные смешанные (код ТН ВЭД ТС 3105). По поставкам первых Беларусь занимает 2-е место среди основных экспортеров данного вида продукции в Литву, следуя за Россией, которая за последний год нарастила ввоз почти в 3 раза. С 2009 по 2014 г. нашим производителям удалось увеличить объемы в 2,5 раза, но в прошлом году по сравнению с 2013 г. они сократились практически вдвое в связи с закрытием ОАО «Гродно Азот» на реконструкцию. Лишь к 2017 г. после ввода новых мощностей планируется увеличить объем экспорта этой продукции в Литву. Беларусь - основной поставщик калийных удобрений на литовский рынок. Около 93% добываемого калия, вывезенного в третьи страны, переваливается через Клайпедский порт. Что касается удобрений минеральных смешанных, то нам удалось нарастить поставки втрое, увеличив свое присутствие на литовском рынке с 13% в 2013 г. до 40% в прошлом году. Следует отметить, что в целом их импорт немного сократился (минус 4%).
Наша республика входит в первую десятку поставщиков в соседнюю страну шин пневматических (код ТН ВЭД ТС 4011). Чуть больше половины их общего экспорта приходится на Польшу, Латвию и Эстонию. Причем последние две являются посредниками в продвижении на литовский рынок моделей шин ведущих европейских компаний. Китай и Россия, следующие за ними в списке поставщиков,-наши основные конкуренты, так как реализуют свои товары по цене, близкой к предлагаемой белорусскими предприятиями. В ближайшее время возможен рост продаж наших шин в Литву ввиду сокращения таких операций со стороны России.
В 2014 г. отмечено небольшое снижение экспорта в Литву из Беларуси аппаратуры связи и частей к ней (код ТН ВЭД ТС 8517) по отношению к 2013 г. за счет уменьшения цены. Данная товарная группа не часто встречается в поставках белорусских производителей в страны Европейского союза.
Что касается одного из самых известных брендов отечественного экспорта - тракторов (код ТН ВЭД ТС 8701), то в прошлом году было продано несколько меньше, чем в предыдущем. В Литве на них есть спрос, поскольку цена в 2 раза ниже, чем у зарубежных дистрибьютеров. Сдерживающая причина того, что эта продукция в недостаточной степени реализуется на литовском рынке, кроется в протекционистской политике Евросоюза, которая препятствует приобретению техники, произведенной за пределами этой экономической организации, особенно из стран, попавших под экономические санкции.
В Литве действуют сборочные производства грузовых автомобилей МАЗ, тракторов МТЗ, оборудования радиационного контроля «Полимастер», архитектурного стекла «СЫзБе!»,
планируется открытие аналогичной сборки дорожно-строительной техники «Амкодор». В Литве работают около 250 субъектов хозяйствования с белорусским капиталом, и наоборот, в нашей стране прописались более 600 компаний с участием литовского бизнеса [4].
В прошлом году мы вышли на первое место по ввозу в Литву пива (код ТН ВЭД ТС 2203), несмотря на то, что экспортная выручка от его поставок сократилась на 5,6%. Снизился экспорт из Латвии в 1,5 раза, зато увеличилось присутствие Германии в 1,8 раза.
Наша страна также экспортирует в Литву электроэнергию (код ТН ВЭД ТС 2716) и планирует значительно увеличить ее объемы после ввода в эксплуатацию в Беларуси атомной электростанции.
В целом торгово-экономические отношения между двумя странами развивались динамично, внешнеторговое сальдо во взаимной торговле было
положительным в пользу Беларуси. В основе экспорта лежали товары, предназначенные для дальнейшей отправки в другие страны Западной Европы через Клайпедский морской порт. Ассортиментный ряд полностью соответствовал структуре экспорта в такие страны, как Германия, Чехия, Польша, Италия, но был более разнообразен. Доля нефтепродуктов в торговле с Литвой не превышала в 2014 г. 40%-ного уровня. На более чем 20 наименований белорусских товарных позиций приходится около 75% белорусского экспорта в Литву. Возможности его существенного роста возможны лишь с улучшением спроса на наши товары на мировых рынках.
Внешняя торговля Республики Беларусь с Эстонией
Товарооборот двух стран характеризовался неравномерной динамикой. В период с 2009 по 2010 г. он плавно возрастал, в следующем году достиг апогея, а с 2012-го начал снижаться,
1500
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. | Экспорт товаров, млн долл. | Импорт товаров, млн долл. | Сальдо внешней торговли, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл.
2013 г.
2014 г.
Рис. 2.
Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с Литовской Республикой, 2009-2014 гг. [1]
0
Рис. 3.
Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с Эстонской Республикой, 2009-2014 гг. [1]
в 2013-м резко упал до уровня 2009 г. и в 2014-м продолжил уменьшаться - минус 10,8% (рис. 3). Причинами таких скачков стали изменение направления товарных экспортных потоков из Беларуси и меняющаяся ценовая конъюнктура за услуги портов в Балтийских государствах.
Товарооборот Беларуси и Эстонии в 2014 г. составил 154,3 млн долл., соответственно экспорт - 97,5 млн долл., импорт -56,8 млн долл. Львиную долю отечественного экспорта составляют нефтепродукты, на которые приходится 20,5% от всего объема поставок в эту страну, причем по этой группе присутствуют не только светлые нефтепродукты (код ТН ВЭД ТС 2710), но и темные - кокс и битум нефтяные (код ТН ВЭД ТС 2713), и продукты перегонки каменноугольной смолы (код ТН ВЭД 2707). В целом по сравнению с экспортом нефтепродуктов в другие страны, такие как Италия, Германия, Великобритания и Нидерланды, мы ввозим в Эстонию не так много
700
600
500
светлых нефтепродуктов - 1% от общего эстонского импорта после Российской Федерации (45,9%), Финляндии (20,0%) и Литвы (17,7%).
Что касается темных нефтепродуктов, то еще в 2009 г. основными экспортерами в Эстонию были Россия и Беларусь в приблизительно равных пропорциях, но доля наших поставок сократилась, например, по продуктам перегонки каменноугольной смолы с 50% в 2009 г. до 1,1% в 2014-м. В первую очередь это может быть связано с модернизацией отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, в результате которой производится более глубокая переработка сырой нефти и остается меньшее количество темных фракций, а также по причине взаимных договоренностей между Беларусью и РФ по топливному балансу.
Вторым по значимости экспортным товаром были медь рафинированная и сплавы медные (код ТН ВЭД ТС 7403).
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. | Экспорт товаров, млн долл. | Импорт товаров, млн долл.
Сальдо внешней торговли, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл.
2013 г.
2014 г.
В основном это отходы промышленного производства, которые накапливаются в порту, а затем поступают на переработку и сертификацию в европейские страны, после чего в виде медных слитков вновь возвращаются в нашу республику.
Хорошие позиции у Белорусского металлургического завода. Согласно статистическим данным по внешней торговле, Республика Беларусь является лидером по поставкам прутков из нелегированной стали горячекатаных прочих (код ТН ВЭД ТС 7214) и труб, трубок и профилей бесшовных из черных металлов (код ТН ВЭД ТС 7304) в Эстонию с долями 50% и 8% соответственно. Следует отметить, что за прошлый год мы утратили лидерство по ввозу труб,трубок и профилей бесшовных из черных металлов и переместились с первого места на четвертое, уступив Италии, Польше и Финляндии. Поскольку Эстония потребляет незначительное количество таких товаров для своих собственных нужд, можно сделать вывод, что они временно находятся на ее территории в ожидании отгрузки в другие страны. И если в импорте прутков из нелегированной стали и бесшовных труб фигурируют существенные поставки из этой страны, например, в Швецию, то с большой уверенностью можно утверждать, что это продукция белорусского происхождения.
Нашим экспортерам удалось несколько нарастить поставки в Эстонию лесоматериалов продольно распиленных (код ТН ВЭД ТС 4407) и плит древесноволокнистых (код ТН ВЭД ТС 4411). По первой позиции был отмечен рост в 2014 г. на 15%, а по второй - всего на 1,2%, в то время как в 2013 г. наблюдалось снижение на 12,7%. Возможности наращивать экспорт деревообрабатывающей отрасли
0
в текущем году могут появиться только после окончания модернизации предприятий концерна «Беллесбумпром».
Беларусь занимает вторую строчку в поставках в Эстонию отходов, полученных при извлечении прочих растительных масел (код ТН ВЭД 2306), с долей почти в 28%, следуя за Казахстаном. В прошлом году ввоз этого продукта снизился на 35% до 3 млн долл., в то время как в 2013 г. наблюдался рост более чем в два раза по сравнению с 2012 г. Уменьшились также на 44% и поставки рапсового масла (код ТН ВЭД ТС 1514). На этот товар существует спрос во всех странах ЕС, так как он используется при производстве биодизеля.
Значительно вырос с 2009 по 2013 г. экспорт в Эстонию льняных тканей (код ТН ВЭД ТС 5309). Мы заняли 1-е место в списке основных поставщиков с долей в 78,5%, на втором месте - Италия, на третьем - Российская Федерация. Обращает на себя внимание разница в цене: белорусские ткани стоили в 5 раз дешевле итальянских и почти в 2 раза - литовских и латвийских.
Неплохие результаты у нашей страны по продажам в Эстонию бумаги и картона гофрированного (код ТН ВЭД ТС 4808). С 2009 по 2014 г. удалось нарастить экспорт товара почти вдвое в основном за счет гибкой ценовой политики.
Что касается продукции машиностроительной отрасли, то по тракторам и седельным тягачам (код ТН ВЭД ТС 8701) в 2014 г. отмечен рост, хоть и небольшой - на 22%. Основными импортерами на эстонский рынок традиционно являются Швеция, Германия, Великобритания, Финляндия, США. Доля Беларуси невелика, всего 0,9%.
Еще с советских времен на разработках сланцевых месторождений в Эстонии использовалась продукция БелАЗа.
Мы до сих пор входим в десятку основных поставщиков грузовых автомобилей в эту страну. По данным Национального статистического комитета, в прошлом году их было экспортировано 3 единицы (код ТН ВЭД 8704) на сумму 750 тыс. долл. (вдвое меньше, чем в 2013 г.), а в соответствии с международной статистикой ООН -2 большегрузных самосвала на 3,2 млн долл. (в 3 раза меньше по отношению к 2013 г.). Из-за большой разницы в статистических данных невозможно дать объективную оценку положения дел в поставках автомобильной техники на эстонский рынок.
В Эстонии функционируют два субъекта белорусской товаропроводящей сети - торговая фирма «BeLinOrTextile» (представительство Оршанского льнокомбината с долей собственности 51%) и «Oil Logistic Eesti filial» (эстонский филиал рижской компании «Oil Logistic», созданной концерном «Белнефтехим») [5]. Нашу продукцию через Эстонию продвигают такие эстонские компании, как «А.К.К.» (дилер ПО «БелАЗ» и ОАО «Амкодор»), «Turi BEL-EST» (дилер «МТЗ»), «MAZ Eesti» (дилер «МАЗ»), «WestWard» (дилер ОАО «Минский подшипниковый завод»), фирма «Ottender and Valgmae Ltd» (дилер ПО «Атлант»), компания «Hermor» (дилер АО «Стеклозавод «Неман») [5].
Эстония, как и другие Прибалтийские республики, является в большей степени транзитным государством для основных экспортных товаров Беларуси. Возможности наращивания поставок зависят от ситуации на мировых рынках и географической направленности заключаемых белорусскими производителями контрактов, а также от стоимости транспортных услуг и услуг на обслуживание и хранение грузов в портах. При ухудшении условий белорусская сторона может перераспределить
свои экспортные потоки в другие балтийские порты, в том числе и российские - Калининград и Усть-Лугу.
Таким образом, ввиду своего географического положения, особенностей структуры экономики Прибалтийские страны являются лишь временным пунктом остановки товаров белорусского производства на их пути в другие страны и лишь в незначительных количествах используют их для собственных нужд. Структура белорусского экспорта в эти государства в первую очередь зависит от специализации портов, условий по предоставлению услуг, транс-портно-логистических путей, а также географической направленности товарных потоков. Объемы и структуру товарооборота между Беларусью и Латвией определяет Вентспилский торговый порт, с Литвой - Клай-педский, с Эстонией - близость Скандинавских стран. Расширить ассортимент белорусской продукции в этот регион, хоть и незначительно, можно посредством более глубокого сотрудничества между прибалтийским и белорусским бизнес-сообществом путем взаимного инвести-рования.И
See: http://innosfera.by/2015/09/ trade_relations
Литература
1.Беларусь в цифрах. Статистический справочник.Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by/bgd/public_ compilation/index_607/.
2. Шамшиев А. Белорусский бизнес усиливается в Прибалтике вопреки политике. Электронный ресурс: http://www. rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/090720l5-belarus/.
3.Клайпедскийгосударственный морской порт.Электронный ресурс: http://www.portofklaipeda.lt/klajpedskij-port.
4. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Литве Александра Короля литовскому изданию «Экспресс-неделя» // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://mfa.gov.by/ press/smi/d4d77f8240608ae5.html.
5. Торгово-экономическое сотрудничество // Посольство Республики Беларусь в Эстонской Республике.Электронный ресурс: http://estonia.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ trade_economic/c5e7bd71c49c683f.html.