Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И РОССИЕЙ'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
786
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика / вьетнамо-российские отношения / всеобъемлющее стратегическое партнёрство / foreign policy / Vietnamese-Russian relations / comprehensive strategic partnership

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чан Тхи Кхань Ха

Давние отношения между Вьетнамом и Россией находятся под сильным влиянием глобализации, которая вынуждает обе страны корректировать свою внешнюю политику в новых условиях. Эти коррективы применительно к СРВ представлены в статье. В первой её части показано, что Вьетнам сосредоточил своё внимание на развитии и углублении отношений, прежде всего со стратегическими партнёрами и крупными странами, играющими важную роль в его развитии и безопасности, стремился укреплять основы сложившихся отношений. Во второй части дана оценка роли России во внешней политике Вьетнама. Отмечено, что он придает большое значение развитию всесторонних отношений с РФ как традиционным дружественным партнёром. На основе такого анализа автор выявляет возможности углубления и повышения содержательности всеобъемлющего стратегического партнёрства между СРВ и РФ и стоящие перед ними вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPREHENSIVE STRATEGIC PARTERSHIP WITH RUSSIA IN VIETNAM’S FOREIGN POLICY

The long-standing traditional relationship between Vietnam and Russia is strongly influenced by globalization, which forces both countries to adjust their foreign policies in the new conditions. These adjustments for Vietnam are presented in the article. The first part shows that Vietnam focused on the development and deepening of relations, primarily with strategic partners and large countries that play an important role in its development and security, and sought to strengthen the foundations of existing relations. The second part of the article assesses the role of Russia in Vietnam's foreign policy. It is noted that Vietnam attaches great importance to the development of comprehensive relations with the Russian Federation as a traditional friendly partner. On the basis of this analysis, the author identifies the possibilities of deepening and enhancing the content of the comprehensive strategic partnership between the SRV and the Russian Federation and the challenges they face.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И РОССИЕЙ»

Чан Тхи Кхань Ха

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И РОССИЕЙ

Аннотация. Давние отношения между Вьетнамом и Россией находятся под сильным влиянием глобализации, которая вынуждает обе страны корректировать свою внешнюю политику в новых условиях. Эти коррективы применительно к СРВ представлены в статье. В первой её части показано, что Вьетнам сосредоточил своё внимание на развитии и углублении отношений, прежде всего со стратегическими партнёрами и крупными странами, играющими важную роль в его развитии и безопасности, стремился укреплять основы сложившихся отношений.

Во второй части дана оценка роли России во внешней политике Вьетнама. Отмечено, что он придает большое значение развитию всесторонних отношений с РФ как традиционным дружественным партнёром. На основе такого анализа автор выявляет возможности углубления и повышения содержательности всеобъемлющего стратегического партнёрства между СРВ и РФ и стоящие перед ними вызовы.

Ключевые слова: внешняя политика, вьетнамо-российские отношения, всеобъемлющее стратегическое партнёрство.

THE COMPREHENSIVE STRATEGIC PARTERSHIP WITH RUSSIA IN VIETNAM'S FOREIGN POLICY

Abstract. The long-standing traditional relationship between Vietnam and Russia is strongly influenced by globalization, which forces both countries to adjust their foreign policies in the new conditions. These adjustments for Vietnam are presented in the article. The first part shows that Vietnam focused on the development and deepening of relations, primarily

with strategic partners and large countries that play an important role in its development and security, and sought to strengthen the foundations of existing relations.

The second part of the article assesses the role of Russia in Vietnam's foreign policy. It is noted that Vietnam attaches great importance to the development of comprehensive relations with the Russian Federation as a traditional friendly partner. On the basis of this analysis, the author identifies the possibilities of deepening and enhancing the content of the comprehensive strategic partnership between the SRV and the Russian Federation and the challenges they face.

Keywords: foreign policy, Vietnamese-Russian relations, comprehensive strategic partnership.

Некоторые особенности внешней политики Вьетнама

С 1986 г., признавая насущные потребности страны, а также кардинальные изменения в мире, Вьетнам начал реализацию политики обновления «дой мой» в целях возрождения и реформирования экономики и общества. «Дой мой» принесла коренные перемены в плане как социально-экономического развития, так и внешней политики, в том числе международной экономической интеграции. Достигнутые за это время успехи укрепили Вьетнам, подтвердили правильность выбранного пути. Это было вновь подтверждено в начале XXI в., когда весь мир вступил в период сложных и непредсказуемых изменений, кризиса глобализации.

КПВ неизменно подтверждает свой курс на открытую внешнюю политику, многосторонние и диверсифицированные международные отношения. В документах партийных съездов есть такие заявления: «Вьетнам хочет дружить со всеми странами международного сообщества, стремясь к миру, независимости и развитию» (VIII съезд, 1996 г.)1; «Вьетнам как надежный друг, партнёр других стран в международном сообществе хочет активно участвовать в процессе международного и регионального сотрудничества» (X съезд, 2006 г.). На X съезде была отмечена необходимость «инициативной и активной интеграции в международную экономику, а также расширения международного сотрудничества в других областях»2. На XI съезде (2011) КПВ дополнила и развила свою интеграционную политику, её комплексный характер отражён в следующей установке: «Последовательно проводить внешнюю политику независимости, самостоятельности, мира, сотрудничества, развития; обеспечивать многосторонность, диверсификацию отношений, активную международную интеграцию;

расширять возможности страны; защищать интересы государства и нации, бороться за процветающий социалистический Вьетнам; Вьетнам является надежным другом и партнёром, ответственным членом международного сообщества, содействующим делу мира, национальной независимости, демократии и социальному прогрессу во всем мире»3. Таким образом, тема международной интеграции затрагивает не только экономику, но и все другие области деятельности государства. Благодаря усилиям Вьетнама его внешнеполитическое положение постепенно укрепляется, он становится членом многих международных организаций, получает признание и уважение со стороны других стран.

Программа национального строительства в период перехода к социализму (принятая КПВ в 1991 г. и дополненная в 2011 г.)4 реализовалась, несмотря на большие перемены второго десятилетия XXI в., которые привели к трудностям и вызовам в стратегическом плане. В частности, сложные долговременные последствия для экономики, политики и общества вызвал глобальный кризис 2008—2009 гг., события «арабской весны», конфликты и гражданские войны на Ближнем Востоке, в Северной Африке и т. д. Они принесли региональную нестабильность, экономический спад, сокращение численности населения, всплеск массовой миграции. К сожалению, по всему миру получили развитие тенденции торгового протекционизма, антиглобализма и популизма, национализма.

Азиатско-Тихоокеанский регион, включая Юго-Восточную Азию, по-прежнему является зоной динамичного развития, но в то же время испытывает влияние множества факторов, вызывающих нестабильность. Как сотрудничество, так и соперничество в Южно-Китайском море (ЮКМ) становятся всё более сложными, обостряются территориальные споры вокруг суши и островов. Сложная и напряженная обстановка в ЮКМ угрожает миру, стабильности и сдерживает социально-экономическое развитие Вьетнама. Эта экономическая нестабильность и дефицит безопасности продолжаются в течение целого десятилетия. Мировая экономика восстанавливается медленнее, чем прогнозировалось. В этой ситуации экономика Вьетнама преодолела множество вызовов и трудностей, сохранила достаточно высокие темпы роста, увеличила экономический потенциал и масштабы, укрепила свои позиции в мире.

Программа КПВ, принятая в 2011 г., и XI съезд КПВ подтвердили политику инициативной и активной международной интеграции, на XII съезде её задачи были сформулированы более чётко (рис. 1).

Рис. 1. XII съезд КПВ (2016). Источник: nhandan.com.vn

К ним отнесено «обеспечение высших интересов страны на основе основополагающих принципов международного права, равенства и взаимной выгоды; последовательное осуществление внешней политики мира, сотрудничества и взаимного развития; диверсификация и многосторонность во внешних отношениях; инициативная и активная международная интеграция; сохранение курса быть надежным другом, партнёром и ответственным членом международного сообщества»5.

Опираясь на документы съездов КПВ, мы можем видеть, что инициативная и активная ставка на международную интеграцию была главным стратегическим ориентиром руковоства страны в минувший период, и этот ориентир сохранится и в предстоящие годы. Повышение эффективности внешней деятельности, активная международная интеграция, поддержание мирной обстановки и создание благоприятных условий для развития страны стали главным условием успешного социально-экономического развития в период 2016—2020 гг.

На данном этапе политика КПВ предусматривает:

1. В сфере двусторонних отношений продолжать следовать принципам многосторонности, диверсификации, расширения и углубления внешних связей. Вьетнам будет уделять приоритетное внимание

развитию традиционного сотрудничества и дружбы с соседними странами, а также стремиться к углублению отношений с ключевыми партнёрами.

2. В сфере многосторонней дипломатии СРВ, являясь ответственным членом международного сообщества, будет расширять своё участие и вносить всё более активный, инициативный и ответственный вклад в работу механизмов, организаций и региональных, многосторонних и глобальных форумов; содействовать повышению роли Вьетнама в многосторонних механизмах, особенно в АСЕАН и ООН. Международная интеграция стала одним из основных внешнеполитических ориентиров с акцентом на международную экономическую интеграцию, причём она распространяется на другие сферы, такие как политика, оборона, безопасность, культура и общество. Экономическая интеграция является центральным звеном, интеграция в других областях должна ей способствовать, причём она происходит на всех уровнях — двустороннем, региональном, многостороннем и глобальном.

Во внешней политике Вьетнама Россия всегда рассматривается как традиционно дружественная страна, мировая держава и всесторонний стратегический партнёр; развитие всеобъемлющего стратегического партнёрства с Россией было и является для Вьетнама главным приоритетом.

Достижения всеобъемлющего стратегического партнёрства СРВ—РФ

Вьетнамо-российские отношения имеют давнюю традицию дружбы, которая унаследована от вьетнамо-советских отношений, официально установленных в январе 1950 г. В 2001 г. СРВ и РФ установили стратегическое партнёрство, а в 2012 г. перешли к всеобъемлющему стратегическому партнёрству, отвечающему потребностям обеих сторон в настоящий период.

Проводя открытую, диверсифицированную и многостороннюю внешнюю политику, СРВ развивает всесторонние отношения с Российской Федерацией как с сильным партнёром и традиционным другом. Вьетнам последовательно считает РФ одним из главных приоритетов своей внешней политики. Всеобъемлющее стратегическое партнёрство между двумя странами успешно развивается во всех областях — в политике, дипломатии, экономике, оборонной сфере и т. д.

Вьетнамо-российские политические отношения отличаются высокой надежностью и постоянно укрепляются. Регулярно проводятся обмены делегациями, консультации и диалоги на всех уровнях, особенно на высоком уровне. В последние два года состоялись визиты высших руководителей двух стран. Генеральный секретарь ЦК КПВ и президент Нгуен Фу Чонг посетил Россию в сентябре 2018 г. (рис. 2), премьер-министр России Д. Медведев посетил Вьетнам в ноябре 2018 г., председатель Государственной Думы В. Володин посетил Вьетнам в декабре 2018 г., премьер-министр СРВ Нгуен Суан Фук посетил Россию в мае 2019 г., председатель Национального собрания СРВ Нгуен Тхи Ким Нган посетила Россию в декабре 2019 г. Эти визиты являются мощным стимулом для более глубокого развития всеобъемлющего стратегического партнёрства сторон.

Что касается многостороннего сотрудничества, то Вьетнам и Россия имеют сходные позиции по многим международным и региональ-

Рис. 2. Президент РФ В.В. Путин и генсек ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг во время официального визита вьтенамской делегации в Москву в сентябре 2018 г. Источник: amp.laodong.vn

ным вопросам, тесно сотрудничают и поддерживают друг друга на международных форумах, таких как Организация Объединенных Наций, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Азиатско-Европейская встреча (АСЕМ), Региональный форум АСЕАН (АРФ). Также стороны поддерживали друг друга в работе Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) (Вьетнам на период 2016—2018 гг., Россия на период 2017—2019 гг.), в Комиссии по международному праву; в рамках диалога АСЕАН — Россия (второй саммит АСЕАН — Россия состоялся в Ханое в октябре 2010 г., а третий — в Сочи в мае 2016 г.).

СРВ активно поддержала официальное вступление России в АСЕМ в октябре 2010 г. и присоединение к Восточноазиатскому саммиту с 2011 г. Вьетнам в целом приветствует участие России в обеспечении безопасности, мира, стабильности и сотрудничества в АТР и во всём мире. Россия поддержала Вьетнам в разрешении споров в Южно-Китайском море мирными средствами, без применения силы или угрозы применения силы, на основе международного права, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море и начатой разработки кодекса поведения сторон в ЮКМ.

За последнее десятилетие отношения двух стран укрепились в четырёх ключевых областях экономики — торговле, инвестициях, нефтегазовой отрасли и электроэнергетике. Успешно работает механизм Межправительственной комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству (создан в 1992 г. и повышен в статусе до уровня заместителей премьер-министра в 2011 г.). Она со-бираетя ежегодно, последний раз в октябре 2018 г. на 21-й сессии в Москве. Вьетнам и Евразийский экономический союз, лидером которого является Россия, официально подписали Соглашение о свободной торговле 29 мая 2015 г., которое вступило в силу 5 октября 2016 г. Это первая ЗСТ ЕАЭС, которая имеет большое значение для быстрого развития торгово-экономического сотрудничества между Вьетнамом и Россией.

Вьетнамо-российские отношения в области обороны, безопасности и военно-технического сотрудничества вышли на новый, глубокий и содержательный уровень, особенно в части подготовки кадров, передачи вооружений, технического оборудования, военных технологий, развития оборонной промышленности и миротворчества в рамках ООН и т. д. До сих пор до 90 % вооружения и военной техники СРВ имеет российское происхождение6. Вьетнам рассматривает Рос-

сию как самого надёжного и перспективного партнёра в сфере военного сотрудничества. Эффективное и динамичное сотрудничество между двумя странами в этой сфере по-прежнему является основой стратегического партнёрства двух стран.

По вопросам подготовки кадров и проведения научных исследований в 2014 г. правительства двух стран подписали соглашение о стратегическом партнёрстве в области образования, науки и технологий. Россия является одним из крупнейших партнёров, предоставляющих стипендии для вьетнамских студентов. По словам заместителя министра науки и высшего образования А.М. Медведева, российское правительство рассматривает Вьетнам в качестве стратегического приоритетного партнёра, запланировав в 2020 г. предоставить 1000 стипендий студентам и аспирантам, что сделает Вьетнам страной, получающей больше всего стипендий от России. Это обещает принести еще больше положительных результатов в сфере образования, научно-технического сотрудничества между двумя странами.

Продолжается сотрудничество в области культуры, туризма, контактов между людьми. Регулярно организуются культурные, выставочные мероприятия и семинары. В частности, по случаю 25-летия подписания Договора об основах дружественных отношений между СРВ и РФ (1994—2019) и 70-летия установления дипломатических отношений между двумя странами (1950—2020) обе стороны провели Перекрестный год Вьетнам — Россия, в рамках которого было проведено более 300 мероприятий в сфере экономики, торговли, культуры и образования. Российский центр науки и культуры в Ханое, основанный в 2003 г., является достойным представителем Российской Федерации во Вьетнаме.

За последние несколько лет сотрудничество между городами/провинциями двух стран развивалось довольно успешно и сохраняет большой потенциал. Многие установили региональные отношения сотрудничества, особенно Ханой, Хошимин и Москва, Санкт-Петербург. В ноябре 2013 г. в Москве открылся Ханойский культурно-деловой центр. В мае 2019 г. министерства иностранных дел СРВ и РФ провели консультации на уровне министров по вопросам координации международных отношений между городами/провинциями двух стран.

Таким образом, всеобъемлющее стратегическое партнёрство между Вьетнамом и Россией успешно развивается во всех сферах, по всем направлениям — от уровня государств, провинций до народной дипломатии.

Потенциал и проблемы двусторонних отношений

Без сомнения, значительны и пока не до конца реализованы потенциал и возможности двустороннего сотрудничества в трех основных аспектах.

Во-первых, с политической точки зрения СРВ и РФ являются приоритетными партнёрами во внешней политике. Россия — ведущий, важный, надежный партнёр Вьетнама, крупнейшая держава в мире, играющая важную роль в Евразии7. СРВ в своей внешней политике ставит Россию на одно из первых мест. Вьетнам придает большое значение, стремится к укреплению и развитию с РФ всестороннего стратегического партнёрства.

Россия рассматривает Вьетнам как одного из ключевых партнёров в АТР, опирается на его помощь в развитии отношений со странами — членами АСЕАН8. По словам посла РФ в СРВ К.В. Внукова, хотя Россия переживает серьезные перемены, никаких стратегических изменений в её внешней политике в отношении Вьетнама не произойдёт. Несмотря на то что в Государственной Думе есть много партий с различными взглядами и интересами в области внешней политики, большинство из них выступает за сохранение с СРВ всеобъемлющего стратегического партнёрства9.

Во-вторых, СРВ и РФ обладают взаимодополняющими сильными сторонами и стратегическими установками. В условиях сложных и непредсказуемых изменений международной обстановки обе страны стремятся к созданию мирных и стабильных условий для развития и углубления стратегического партнёрства. Для Вьетнама Россия выступает наиболее надёжным и перспективным партнёром в военном сотрудничестве.

В-третьих, правовая база для сотрудничества между Вьетнамом и Российской Федерацией выстроена достаточно полно и продолжает совершенствоваться. С 2001 по 2018 г. было подписано и действует в настоящее время в общей сложности 52 двусторонних соглашения, которые реализуются относительно эффективно10. Особенно это заметно в нефтегазовой сфере и научно-исследовательском сотрудничестве (Тропцентр), в которых стороны взаимодействуют с 1980-х годов. Осуществление этих соглашений принесло значимые экономические, научные и технические результаты.

Вместе с тем отношения двух стран не свободны и от проблем.

Во-первых, реализация подписанных соглашений всё ещё идет медленно, результаты сотрудничества в последние годы скромны, не

соразмерны потенциалу и традициям отношений двух стран, особенно статусу всеобъемлющего стратегического партнёрства. Помимо этого, недостаток информации о процессах, происходящих с обеих сторон, также тормозит развитие отношений. Кроме того, реализация ряда подписанных соглашений сталкивается с трудностями из-за несоответствия ряда их положений реальным условиям.

Во-вторых, из-за санкций западных стран в отношении РФ с весны 2014 г. отношения между Россией и Китаем стали более прочными в политической, экономической и военной сферах. Это отчасти сдерживает вьетнамо-российские отношения в целом и экономическое сотрудничество в частности, приводя к тому, что «удовлетворительным» оно считается лишь в области закупок вооружений и энергетического сотрудничества.

Заключение

Можно утверждать, что в процессе всеобъемлющего стратегического партнёрства Вьетнама и России произошло много позитивных сдвигов. В условиях развития глобализации, региональной связанности, гонки в области науки и техники, проблем развития, войны и мира XXI в. конкуренция и сотрудничество будут оказывать сильное влияние на мировую ситуацию в ближайшие годы. Азиатско-Тихоокеанский регион остается динамично развивающейся областью со многими потенциальными рисками и вызовами. В условиях глобализации и регионализации XXI в. конкуренция и сотрудничество в предстоящие годы будут по-прежнему оказывать сильное воздействие на мир. Таким образом, укрепление и продвижение всеобъемлющего стратегического партнёрства между СРВ и РФ для развития каждой страны, для поддержания мира, стабильности и процветания в регионе и во всем мире очень важно. Имея многовековую историю и общие интересы, вьетнамо-российские стратегические отношения развивались и будут развиваться всесторонне, в соответствии с интересами народов обеих стран как в настоящем, так и в будущем.

Примечания

1 Nguyen Manh Hung. Thuc hien nhat quan duang löi döi ngoai doc lap, tu chü, höa binh, hop tac va phat trien, 2015. URL: http://tulieuvankien.dangcongsan.vn/van-kien-t u-lieu-ve-dang/gioi-thieu-van-kien-dang/thuc-hien-nhat-quan-duong-loi-doi-ngoai-d oc-lap-tu-chu-hoa-binh-hop-tac-va-phat-trien-911 (дата обращения: 15.12.2019).

2 if! Dang Cong sän Viet Nam. Van kien Dai hoi Dai bieu toan quöc lan thü X. Ha Noi:

Nxb Chinh tri quoc gia, 2006. Tr.112.

3 ! ' Л

Dang Cong sän Viet Nam. Van kien Dai hoi Dai bieu toan quoc lan thü XI. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2011. Tr. 83—84.

4 Dang Cong sän Viet Nam. Cuong linh xay dung dät nucc trong thäi ky qua do len chü nghia xa hoi (Bo sung, phat trien nam 2011). URL: http://www.chinhphu.vn/portal/ page/portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam/ThongTinTongHop/noidungvankiend aihoidang?categoryId=10000716&articleId=10038370 (дата обращения: 18.12.2019).

5 Däng Cong sän Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thü XII. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia. Tr. 153.

6 Dink Cong Tuan. Xung luc mcri cho möi quan he döi tac chien luoc toan dien Viet Nam — Lien bang Nga: Ra soat viec thuc hien cac dieu ucrc quoc te Viet—Nga 2001— 2018 // Tap chi Nghien cüu Chau Au. 2019. So 8(227). Tr. 10.

7

Bo Ngoai giao Viet Nam. Thanh quä ngoai giao trong thuc day quan he Viet — Nga; URL: http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/bng_vietnam/nr150424095703/ns15082416 1003 (дата обращения: 15.12.2019).

8 * 1 ' ! '

Tkuy Mien. Tong lanh su Nga: Tong thong Putin co the den tham Viet Nam nam

2020. URL: https://thanhnien.vn/thoi-su/tong-lanh-su-nga-tong-thong-vladimir-putin -co-the-tham-viet-nam-trong-nam-2020-1160035.html (дата обращения: 18.12.2020).

9 Ha Link. Nam cheo höu nghi Viet Nam — Nga: Cu hich mcri trong quan he döi tac chien luoc toan dien giöa hai nucc. URL: https://vovworld.vn/vi-VN/khach-moi-cua-v ov/nam-cheo-huu-nghi-viet-nam-nga-cu-hich-moi-trong-quan-he-doi-tac-chien-luoc -toan-dien-giua-hai-nuoc-823409.vov (дата обращения: 10.02.2020).

10 Van Tkank. Thuc hien cac dieu ucc quoc te Viet Nam — Lien bang Nga gop phan thuc day phat trien kinh te — xa hoi. URL: https://www.hcmcpv.org.vn/tin-tuc/thuc-hien -cac-dieu-uoc-quoc-te-viet-nam-%E2%80%93-lien-bang-nga-gop-phan-thuc-day-pha t-trien-kinh-te-xa-ho-1491857208 (дата обращения: 20.12.2019).

Библиографический список

Bo Ngoai giao Viet Nam. Thanh quä ngoai giao trong thuc day quan he Viet — Nga [МИД СРВ. Дипломатические достижения в развитии отношений между Вьетнамом и Россией]. URL: http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/bng_vietnam/nr15042409 5703/ns150824161003 (дата обращения: 15.12.2019).

Däng Cong sän Viet Nam. Cuong linh xay dung dät nucc trong thäi ky qua do len chü nghia xa hoi (Bo sung, phat trien nam 2011) [Коммунистическая партия Вьетнама. Программа развития страны при переходе к социализму (с дополнениями 2011 г.)]. URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam /ThongTinTongHop/noidungvankiendaihoidang?categoryId=10000716&articleId=1003 8370 (дата обращения: 18.12.2019).

Däng Cong sän Viet Nam. Van kien Dai hoi Dai bieu toan quoc lan thü X [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы Х съезда]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia, 2006.

Dáng Cóng sán Viet Nam. Van kien Dai hoi Dai bieu toán quóc l®n thú XI [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы Х! съезда КПВ. Ханой]. Há Noi: Nxb Chính tri quóc gia, 2011.

Dáng Cong sán Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toán quóc l®n thú XII [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы XII съезда]. Há Noi: Nxb Chính tri quóc gia, 2016.

Binh Cong Tuan. Xung luc mói cho mói quan he dói tac chien luoc toán dien Viet Nam — Lien bang Nga: Rá soat viec thuc hien cac dieu uóc quóc te Viet — Nga 2001— 2018 [Динь Конг Туан. Новый импульс всеобъемлющего стратегического партнерства Вьетнама и России. Обзор реализации международных обязательств Вьетнама и России в период 2001—2018 гг.] // Tap chí Nghien cúu Chäu Äu. 2019. So 8(227).

Ha Linh. Nam chéo höu nghi Viet Nam — Nga: Cú hích mói trong quan he dói tac chien luoc toán dien giöa hai nuóc [Ха Линь. Перекрестный год дружбы Росси и Вьетнама: новый импульс для всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами]. URL: https://vovworld.vn/vi-VN/khach-moi-cua-vov/nam-cheo-hu u-nghi-viet-nam-nga-cu-hich-moi-trong-quan-he-doi-tac-chien-luoc-toan-dien-giua-hai-nuoc-823409.vov (дата обращения: 10.02.2020).

Nguyen Manh Hung. Thuc hien nhät quan duäng löi dói ngoai doc lap, tu chü, hóa binh, hop tac vá phat trien, 2015 [Нгуен Мань Хунг. Последовательно осуществлять внешнюю политику независимости, самостоятельности, мира, сотрудничества и развития]. URL: http://tulieuvankien.dangcongsan.vn/van-kien-tu-lieu-ve-dang/gioi-t hieu-van-kien-dang/thuc-hien-nhat-quan-duong-loi-doi-ngoai-doc-lap-tu-chu-hoa-bi nh-hop-tac-va-phat-trien-911 (дата обращения: 15.12.2019).

Thuy Mien. Tóng lanh su Nga: Tóng thóng Putin có the den tham Viet Nam nam 2020 [Тхюи Миен. Генеральный консул в РФ: президент Путин может нанести визит во Вьетнам в 2020 г.]. URL: https://thanhnien.vn/ thoi-su/tong-lanh-su-nga-tong-thong-vladimir-putin-co-the-tham-viet-nam-trong-nam-2020-1160035.html (дата обращения: 18.12.2020).

Van Thanh. Thuc hien cac dieu uóc quóc te Viet Nam — Lien bang Nga góp phän thúc d°y phat trien kinh te — xa hoi [Ван Тхань. Реализация международных договоров Вьетнама и России способствует социально-экономическому развитию]. URL: https://www.hcmcpv.org.vn/tin-tuc/thuc-hien-cac-dieu-uoc-quoc-te-viet-nam-%E2% 80%93-lien-bang-nga-gop-phan-thuc-day-phat-trien-kinh-te-xa-ho-1491857208 (дата обращения: 20.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.