Раздел I
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Ле Лена, Хоанг Кхак Нам О ВЫЗОВАХ
НА ПУТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СРВ
Аннотация. Международная интеграция является одним из самых значимых политических изменений, осуществлённых Вьетнамом за последние 75 лет. Она в значительной степени способствовала успешному развитию страны в период обновления. Вместе с тем в ходе интеграции страна продолжает сталкиваться с множеством препятствий. В статье выделен и проанализирован ряд вызовов неэкономического характера, которые разделены на три группы. Первая группа связана с проблемами теоретического осмысления интеграции. Здесь ставятся вопросы, касающиеся концепции международной интеграции, различий между сотрудничеством и интеграцией, состояния и динамики интеграционного процесса, прогнозов на будущее и изучения негативных сторон интеграции. Ко второй группе отнесены политические аспекты интеграции, в том числе проблемы развития частного сектора экономики, институциональных реформ и политики «открытых дверей». Третья группа объединяет вызовы, вытекающие из особенностей региональной структуры. К ним относятся препятствия на пути институционализации регионального сотрудничества, в том числе политизация механизмов экономической интеграции, риск втягивания Вьетнама в конфликты крупных государств, а также их вмешательства в его внутренние дела, возникновение непропорциональной взаимозависимости, отсталости СРВ. Осмысление указанных вызовов имеет важное значение для оценки процесса международной интеграции Вьетнама и его перспектив.
Ключевые слова: Вьетнам, международная интеграция, препятствия, политические аспекты, теоретическое осмысление, втягивание в конфликты крупных государств.
THE CHALLENGES FACED BY VIETNAM'S INTERNATIONAL INTEGRATION
Abstract. International integration is one of the most remarkable changes carried out by Vietnam within the past 75 years. This made a crucial contribution to the development of the country. Vietnam's international integration is and will continue to face the myriad of obstacles. The research will examine several non-economic challenges, which are categorized into three groups, as follows. The first group is a shortage in general perception over integration, which includes undefined concepts of international integration, an unclear distinction between international cooperation and international integration, and the absence of research about the status and progress as well as conditions for and negative impacts of integration. The second group of challenges stems from the political aspect of integration, which includes multi-sectoral development policies, institutional reforms, and open policy. The last group pertaining to regional structure which contains factors threatening to the institutionalization of regional cooperation, the possibility of politicilisation of economic integration mechanisms, the risk of being manipulated, intervened, asymmetrically dependent, and underdeveloped. Therefore, apprehending these hindrances is significant to the evaluation of the current and upcoming integration process of Vietnam.
Keywords: Vietnam, international integration, obstacles, political dimensions, theoretical conceptualization, drawning into the confrontation of the pivotal countries.
Введение
Курс на международную интеграцию был взят во Вьетнаме после VIII съезда КПВ в 1996 г. С тех пор страна добилась ряда значимых достижений, прежде всего в экономике. За период с 1996 по 2019 г. ВВП увеличился более чем в 10 раз с 24,657 млрд до 261,921 млрд долл., доход на душу населения — более чем в 8 раз с 324 до 2715 долл. на человека1. Что касается международной экономической интеграции, то товарооборот за указанный период увеличился почти в 27 раз с 18,399 млрд до 492,71 млрд долл.2 Прямые иностранные инвестиции (зарегистрированный за год объем) также выросли почти в 4 раза — с 9,635 млрд до 38,02 млрд долл.3 Вьетнам поднялся из группы стран с низким уровнем доходов в группу стран со средним уровнем доходов.
Описанные выше успехи заложили практическую основу и уверенность в необходимости продолжения интеграции. Вместе с тем на этом пути возник ряд проблем, имеющих комплексный характер, которые требуют своевременного решения, угрожая в противном случае обернуть вспять ход интеграционного процесса или, по меньшей мере, сделать его малопродуктивным. Международная интеграция — явление, имеющее межотраслевой характер, охватывающее различные сферы деятельности. В силу этого вызовы, с которыми приходится сталкиваться, не носят исключительно экономический характер, но обусловлены действием широкого ряда факторов. Причем акцент в большей степени смещён на обсуждение получаемых от интеграции выгод, особенно в сфере экономики, проблемные же моменты замалчиваются.
Статья знакомит читателя с вызовами неэкономического характера, возникающими в процессе международной интеграции в целом и в частности международной экономической интеграции Вьетнама. Акцент сделан на наиболее серьёзных проблемах, имеющих долгосрочный характер. Они касаются теоретического осмысления международной интеграции, влияния на этот процесс политических аспектов и региональных процессов.
Проблема теоретического осмысления интеграции
Во Вьетнаме научные исследования темы международной интеграции весьма скудны, несмотря на то что страна уже на протяжении
35 лет является участником этого процесса. Так, за прошедшее время
4
на эту тему написаны лишь три книги и столько же специализированных статей5, что не позволяет расширить теоретическую базу, на которую опирается интеграционная политика СРВ. На таком фоне отчётливо заметен ряд проблем, способных серьёзно затруднить её реализацию. Отнесём к ним, прежде всего, отсутствие ясно сформулированной концепции международной интеграции и чёткого разделения между сотрудничеством и интеграцией, нехватку исследований о состоянии и динамике этого явления и, наконец, недостаточное внимание анализу условий возникновения и влияния негативных эффектов интеграции. Рассмотрим каждую из указанных проблем более подробно.
Во-первых, во Вьетнаме до сих пор не существует официально признанной концепции международной интеграции. В документах КПВ и государственных учреждений СРВ это словосочетание исполь-
зуется в качестве термина, вместе с тем нигде не даётся его точного определения и не раскрывается содержание. Более того, в политических докладах на партийных съездах данный термин употреблялся
в различных вариантах. Сначала был термин «интеграция»6, затем
7
использовался термин «экономическая интеграция» , ему на смену пришел термин «международная интеграция»8. На предстоящем XIII съезде КПВ будет звучать термин «всесторонняя интеграция». Неясность терминологии приводит к затруднениям в выстраивании стабильной и рациональной политики. В существующих научных исследованиях предлагаемые определения имеют схожее базовое содержание, вместе с тем прослеживается определённая разница в трактовке терминов учёными и правительственными чиновниками. Ряд государственных деятелей, включая заместителей министра иностранных дел СРВ Буй Тхань Шона и Данг Динь Куи, говоря о международной интеграции, главным образом обращают внимание на её внешнеполитический аспект, полагая, что это прежде всего «процесс инициативного признания, внедрения и участия в создании международных правил и стандартов»9, в то время как в научном сообществе не меньшее внимание уделяется необходимости корректировки внутренней политики и правового поля государства в интересах интеграции10. Очевидно, что политика международной интеграции Вьетнама реализуется в значительной степени в рамках взглядов государственных чиновников, а не представителей академических кругов. Поэтому интеграционный процесс, как правило, начинается с подписания соглашений и только потом в соответствие c ними приводится политика и национальное законодательство. Акцентирование внимания на внешнеполитических аспектах делает интеграцию непоследовательной и уязвимой, что, впрочем, признаётся правительством СРВ. В частности, отмечается, что, «несмотря на подписание множества международных обязательств, инновационный процесс в стране, включая совершенствование экономических институтов, подготовку к работе в новых условиях учреждений, частных лиц и вьетнамский компаний, идёт с заметным отставанием от заданного этими обязательствами уровня»11.
Во-вторых, отсутствуют чёткие различия между понятиями сотрудничества и интеграции. Но ведь это фактически два разных уровня межгосударственного взаимодействия с отличающимися целями, каждый из которых требует своей особой политики, мер и ресурсов. Причём в одних областях жизнедеятельности страны требуется интеграция, а в других — лишь сотрудничество. Среди теоретических исследований, подготовленных во Вьетнаме по данной теме, лишь в од-
ном детально описано семь различий между сотрудничеством и интеграцией12. Недостаточная изученность этой проблемы приводит к тому, что реализуемый курс на многосекторную интеграцию СРВ понимается политическим руководством как «активная и глубокая всесторонняя интеграция»13, т. е. интеграция во всех областях. Однако подобная трактовка заключает в себе ряд противоречий. Так, вряд ли можно говорить об интеграции в сфере обороны и безопасности, если Вьетнам по-прежнему придерживается курса на неприсоединение к военным союзам с какой бы то ни было страной.
Другое противоречие просматривается при попытке оценить реальные перспективы интеграции в сфере культуры на фоне озабоченности Вьетнама сохранением своей самобытности и опасений по поводу проникновения чуждых ему культурных ценностей. Под сомнение может быть поставлена успешность социальной сплочённости на фоне достаточно серьёзных проблем в обществе, порождённых процессом экономической интеграции, которые до сих пор не удаётся решить. Политическая интеграция представляет собой ещё большую трудность, учитывая, что СРВ, стремясь к сохранению существующих политических институтов, неизбежно сталкивается с внешним давлением в вопросах демократии и прав человека. Именно поэтому заявляемое руководством страны стремление к интеграции в каждой сфере жизнедеятельности отражает скорее волевое, чем рациональное начало в его подходе к выработке политики. Это, в свою очередь,
приводит к пустой трате ресурсов и «всё ещё низкой эффективности
14
интеграции» .
Если чётко разграничить сотрудничество и интеграцию, Вьетнам сможет осуществлять экономическую интеграцию, при этом укрепляя международное сотрудничество в тех сферах, где для интеграции ещё не созрели условия. Это соответствует тенденциям в мире и регионе, где, в сущности, преобладает процесс международной экономической интеграции. Такой подход видится ещё более обоснованным с учётом того, что экономическая интеграция СРВ по-прежнему сопряжена с определёнными проблемами, в том числе ограниченностью собственных ресурсов и сложностями в ходе проведения институциональных реформ, что делает труднодостижимым охват других сфер жизнедеятельности.
В-третьих, говоря о таком явлении, как международная интеграция, необходимо выделять в нём две составляющих: целеполагание и процесс15. Целеполагание отражает цель интеграции с заданными уровнем и требованиями. Цель, уровни и требования, в свою очередь,
являются основой для выработки задач и путей их решения в рамках конкретной политики. Процесс же показывает ход и вектор интеграции, в соответствии с которыми создаётся дорожная карта, определяются задачи и методы реализации политики для каждого этапа и всего интеграционного процесса в целом16. Выработка интеграционной политики должна опираться одновременно на обе указанные составляющие для того, чтобы обеспечить научность, стратегическое видение и соответствие практике. Проблема заключается в том, что отсутствие чёткого представления об указанных моментах делает невозможным правильное определение конкретных целей интеграции на каждом из этапов, их согласование с общими целями всего процесса. Кроме того, затруднения вызывает выбор критериев для оценки уровня интеграции, дорожной карты и проделанных шагов, а также инструментария для организации скоординированной работы внутри государственного аппарата и привлечения необходимых на каждом этапе общественных ресурсов. В итоге интеграционная политика СРВ зачастую имеет крайне неконкретный характер, что затрудняет её реализацию.
В-четвёртых, успех интеграционного процесса Вьетнама во многом зависит от прогнозов развития негативных проявлений и побочных эффектов международной интеграции, которые требуют учёта множества объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, различных институциональных механизмов и политик, человеческой и ресурсной базы. Это даёт возможность оценить соответствие условий тому или иному этапу интеграции и позволяет сделать вывод о качестве выполнения конкретных задач. Между тем, рассуждая о «подводных камнях» международной интеграции СРВ, следует признать наличие множества трудностей, обусловленных ограниченностью ресурсов страны, экономика которой недавно встала на рыночные рельсы и включилась в интеграционный процесс. В данном контексте наибольшие риски связаны с угрозой попадания Вьетнама в непропорциональную зависимость, в так называемую ловушку среднего дохода и долговую ловушку, со сложностью изменения структуры экономики страны, с воздействием последствий разрушения окружающей среды, негативным влиянием на политику и общество. Обозначенные проблемы, как представляется, затрудняют интеграцию, создавая почву для совершения ошибок, являются причиной её низкой эффективности на фоне перекоса в сторону количественных показателей в ущерб качеству. В то же время их глубокое осмысление будет способствовать выработке и реализации верной интеграционной политики.
Вызовы, обусловленные политическими аспектами международной интеграции
На протяжении многих лет процесс международной интеграции Вьетнама опирался не только на политику открытых дверей, но и на два других основополагающих столпа — курс на построение частного сектора экономики для расширения ресурсной базы интеграции и на проведение институциональных реформ для создания необходимых правовых и административных условий их реализации. Однако практическое выполнение этих политических задач идёт медленно и непоследовательно, что в немалой степени сказывается на международной интеграции СРВ. Политика является ключевым триггером сложившейся ситуации.
До реформ «дой мой» в экономической жизни Вьетнама действовал режим общественной собственности, и только на VI съезде КПВ в 1986 г. впервые был объявлен курс на развитие многоукладной товарной экономики, допускающей участие частных лиц и иностранных компаний наряду с госсектором. Однако в силу определённой инертности общественного мышления, обусловленной особенностями политического режима и господствующим влиянием социалистической идеологии, реальное развитие частного сектора началось только с 2002 г.17 До 2018 г. его вклад в ВВП составлял лишь 42,1 %18. Участие частного сектора в привлечении ПИИ — в плане международной экономической интеграции — также относительно невысоко: он обеспечивает лишь 43,27 % национального инвестиционного капитала. Главным образом, он аккумулирует инвестиции внутри страны, а во внешней торговле на него приходится только 26,3 %19. Частные предприятия, как правило, не располагают возможностями для встраивания в международные производственные цепочки и создания вспомогательных отраслей, обслуживающих иностранные компании во Вьетнаме.
Ограниченность этого участия, помимо слабости частного сектора как такового, объясняется также рядом политических причин. Несмотря на развитие многоукладной экономики, основанной на рыночных механизмах, Вьетнам по-прежнему придерживается линии на сохранение доминирующего положения госсектора. Приверженность этой линии подтверждалась на всех съездах КПВ начиная с 1986 г. вплоть до настоящего времени. Государственные компании СРВ получают больше преференций, включая финансирование и механизмы поддержки, чем частный бизнес. Вмешательство государства в эконо-
мику по-прежнему велико, поэтому во Вьетнаме нет настоящей рыночной экономики, в условиях которой частный сектор мог бы на равных конкурировать с государственными компаниями. Подтверждением этому служит тот факт, что ряд стран до сих пор не признаёт СРВ как страну с рыночной экономикой.
Институциональные реформы в СРВ проводятся в основном в экономической, а не политической сфере, поэтому механизм государственного руководства и управления остаётся практически неизменным. Вьетнам выбрал именно такой путь, извлекая урок из большого опыта реформ в СССР и Китае — странах со схожими социалистическими системами. Перестройка в СССР под руководством М. Горбачёва началась с экономических преобразований, но последовавшая за этим политическая реформа привела к потере Коммунистической партией СССР руководящей роли и распаду Советского Союза. В то время как КНР начиная с 1978 г. по-прежнему успешно осуществляет экономические преобразования, не проводя почти никаких политический изменений. Это позволило ей превратиться из отсталой страны во вторую по объёму экономику мира.
Думается, проведение Вьетнамом реформ только в экономической сфере явно недостаточно для интеграции. Следует признать, что невысокий темп реформирования экономических институтов частично связан с тем, что страна до сих пор не решила задачу гармонизации рыночной экономики с курсом социалистической ориентации. До тех пор, пока эта проблема не будет решена, административный механизм и процедуры в рамках интеграционного процесса будут работать с заметной пробуксовкой. Замедление институциональной реформы, в свою очередь, в целом снижает целеустремлённость и скоординиро-ванность проводимой политики международной интеграции, в том числе экономической. Именно поэтому в недавнем докладе, сделанном в рамках подготовки к XIII съезду КПВ, генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг подчеркнул, что в качестве одной из первоочередных целей, которые должны быть обозначены в ходе предстоящего съезда, должна стать «концентрация усилий на всестороннем и синхронном совершенствовании социально-ориентированного характера рыночной экономики, осуществлении по-настоящему прорывных шагов в институциональной сфере»20.
В отличие от развития частной экономики, политику открытых дверей начали продвигать фактически сразу после VI съезда КПВ в 1986 г. и принятия Закона об иностранных инвестициях в 1987 г. В обстановке продолжавшейся на тот момент холодной войны,
серьёзного раскола между Западом и Востоком данный закон означал заметное изменение политики Вьетнама — государства, полагавшегося на свои силы, закрытого от внешнего мира на протяжении большей части своей истории. Безусловно, переход к новой политике был продиктован необходимостью преодоления кризиса в экономике, хотя имелись и чисто политические причины.
Открытие дверей для международной интеграции также повлияло на внутреннюю политику СРВ, однако влияние носило косвенный характер и было не столь заметным, как в частном секторе экономики. Несмотря на это, в стране не склонны приуменьшать риски для политического строя, связанные с расширением участия иностранного капитала. И хотя они в целом ниже, чем риски от бурного развития частного предпринимательства, открытость Вьетнама для внешнего мира по-прежнему ограничена главным образом сферой экономики. Данная тенденция заметна и по сей день.
Открытость экономики и экономическая интеграция придали мощный импульс развитию страны, что, в свою очередь, вносит важный вклад в укрепление основ существующего политического строя и руководящей роли Коммунистической партии Вьетнама. Стремясь к сохранению суверенитета страны, в СРВ убеждены в необходимости руководствоваться национальными интересами в вопросах законодательного регулирования деятельности иностранных компаний. Данный подход позволяет направлять их активность исключительно в экономическое русло, не допуская вмешательства во внутреннюю политику.
Доминирующее влияние политики не могло не сказаться на принятии мер, направленных на экономическую интеграцию. Зачастую именно в силу политических причин затягивалось принятие соответствующих решений. Так, подписание двустороннего торгового соглашения между Вьетнамом и США было приостановлено буквально в последнюю минуту из-за опасений по поводу возможных политических рисков для страны.
Кроме того, существует целый ряд инициатив, опирающихся в большей степени на политическую целесообразность, чем на экономическую эффективность. Примером тому могут послужить некоторые проекты, запущенные в рамках Соглашения о свободной торговле между АСЕАН и КНР, а также в рамках двустороннего вьетнамо-китайского сотрудничества. Это приводит к углублению зависимости СРВ от Китая, росту дефицита торгового баланса, попаданию в долговую ловушку и необходимости применять устаревшие технологии, на-
21
нося тем самым вред окружающей среде .
Вызовы, проистекающие из региональных процессов
После окончания холодной войны сложился Азиатско-Тихоокеанский мегарегион, что стало результатом взрывного роста открытого взаимодействия в экономике и других сферах между образующими АТР государствами. Именно формирование региональной системы с нацеленностью на сотрудничество и гармонизацию международных отношений, отчётливым проявлением регионализма и институциона-лизации создало благоприятные условия для международной интеграции Вьетнама. Вместе с тем эта региональная структура оказалась нестабильной из-за непрекращающейся конкуренции региональных сил, прежде всего США и КНР, Китая и Японии. Являясь негативным внешним фактором, нестабильность региональной структуры создаёт серьёзные препятствия для международной интеграции СРВ, в частности затрудняет формирование и функционирование институтов регионального сотрудничества, усиливает политизацию экономической интеграции, создаёт предпосылки для вмешательства во внутренние дела Вьетнама и его втягивания в существующие споры и конфликты, углубляет непропорциональную зависимость и отсталость страны.
Международная интеграция — это процесс, опирающийся как на внутреннюю, так и на внешнюю по отношению к тому или иному государству институционализацию, что обеспечивает взаимное выполнение сторонами взятых на себя обязательств в долгосрочной перспективе. Международная интеграция будет проходить со значительными затруднениями, если нет организации и общих правил для координации действий её субъектов. В нестабильной структуре АТР процесс институционализации сотрудничества идёт достаточно медленными темпами. С серьёзными трудностями сталкивается выработка общих правил и стандартов, ещё более сложным представляется их внедрение в повседневную практику. Это объясняется конкуренцией держав за влияние на региональном уровне: каждый пытается тянуть одеяло на себя, в частности в вопросах выработки правил и стандартов. Наиболее характерным примером здесь является борьба между «вашингтонским консенсусом» и «пекинским консенсусом». Эта приводит не только к дублированию институтов регионального сотрудничества, но также к конфликтам между правовыми нормами и стандартами. Ситуация усугубляется тем, что соблюдение отдельных положений международного права в АТР носит весьма ограниченный характер22. Уровень институционализации в самом Вьетнаме приме-
нительно к интеграции до сих пор остаётся невысоким, поэтому внешнее давление рассматривается как необходимый элемент для его повышения. Вместе с тем внешнее воздействие, лишённое монолитности, более того, наполненное диссонансом различных правовых норм и стандартов, не сможет справиться с подобной задачей.
Существующая региональная модель создаёт предпосылки для усиления политизации процесса региональной экономической интеграции. При этом отдельные научные теории подчёркивают, что экономическая интеграция всегда тесно связана с политикой23. Практика интеграции с 1950-х годов показывает, что этот процесс должен начинаться с экономики, роль политики сводится к обеспечению необходимых условий. И только в том случае, если экономическая интеграция достигнет необходимой глубины, политика может стать её результатом. В АТР интеграция началась относительно недавно и ещё не достигла уровня консолидации, позволяющего говорить об устойчивости этого процесса. Между тем, конкурируя друг с другом, региональные государства пытаются превратить интеграцию в механизм для перегруппировки политических сил и борьбы за собственное влияние24, что свидетельствует о растущей политизации интеграционных процессов. Именно поэтому в ближайшей перспективе интеграция неизбежно столкнётся с вызовами, ядром которых является власть и суверенитет. Эти проблемы могут запустить мультипликативный эффект, учитывая их остроту для таких стран, как СРВ. При подобном развитии событий неизбежно замедление регионализации экономики, подрыв доверия к интеграции, рост политических издержек и сокращение экономических возможностей. Это сделает интеграцию менее благоприятной для Вьетнама.
Усиление конкуренции внутри интеграционной структуры создаёт угрозу вмешательства крупных стран во внутренние дела СРВ и втягивания государства в споры и конфликты третьих сторон. Одним из наиболее острых проявлений этой конкуренции является торговая война между КНР и США, тянущаяся с 2018 г. без каких-либо признаков ослабления. Нельзя исключать, что и после пандемии корона-вируса водораздел между этими странами сохранится в прежнем виде. В такой ситуации Вьетнам может оказаться вовлечённым в интеграционные процессы сверхдержав, причём на совершенно противоположных друг другу условиях. В СРВ стремятся избежать подобной ситуации, имея за плечами горький опыт превращения страны в поле боя мировых держав в период холодной войны. Руководствуясь целями развития, Вьетнам не может остановить процесс экономической
интеграции, вместе с тем он выбирает политику баланса в отношениях, которая позволяет участвовать в инициативах, исходящих от обеих сторон. Однако это создаёт ряд проблем для него. Во-первых, при ограниченных ресурсах сложно одновременно выполнять множество обязательств. Во-вторых, одновременное участие в различных интеграционных моделях может затруднить выработку верной политики и даже спровоцировать конфликты в стране. В-третьих, участие СРВ как в китайской, так и в американской интеграционных системах превращает её в объект конкурентной борьбы, делая более уязвимой перед различного рода злоупотреблениями и внешним вмешательством. В-четвёртых, политические проблемы и вопросы безопасности могут стать разменной монетой и быть использованы внешнеполитическими партнёрами Вьетнама для оказания давления на него либо для торга при выстраивании экономических отношений.
Наконец, одним из серьёзных вызовов, создаваемым региональными процессами, является непропорциональная зависимость СРВ от них, что связано с экономической отсталостью. Региональная структура создавалась с опорой на иерархию крупных и небольших государств, при этом крупные страны являются основными игроками, которые создают правила игры, оказывая воздействие на институты регионального сотрудничества. Это выражается, в частности, в том, что региональная экономическая модель базируется на финансовых и технологических преимуществах развитых стран, которые обладают способностью устанавливать более высокую норму прибыли и занимать верхние позиции в цепочках поставок. Развивающиеся государства, напротив, не имеют подобных возможностей при интеграции в региональную структуру, поэтому вынуждены следовать правилам, задаваемым крупными игроками, получая возможность развивать свои экономики лишь в сегментах с низкой нормой прибыли, довольствуясь обслуживающей ролью по отношению к развитым странам. Такие конкурентные преимущества развивающихся государств, как низкие цены на сырьё, сельскохозяйственную продукцию, товары первого передела и дешёвая рабочая сила, одновременно препятствуют изменению их внутренней экономической структуры. В результате нарастает расслоение между богатыми и бедными государствами, углубляется зависимость развивающихся стран, экономическая зависимость постепенно перерастает в политическую зависимость. Таким образом, региональные механизмы являются важной причиной экономической отсталости развивающихся стран в ходе международной интеграции. С подобными рисками приходится стал-
киваться и Вьетнаму, что выражается в росте внешней зависимости, медленных темпах перестройки экономической структуры, низкой эффективности прямых иностранных инвестиций, слабом научно-техническом потенциале, нанесении ущерба окружающей среде, увеличении разрыва между бедными и богатыми слоями населения, росте государственного долга и сложности освобождения из ловушки среднего дохода.
Заключение
Можно констатировать, что с учётом достигнутых результатов Вьетнам в ближайшие годы продолжит процесс международной интеграции. Вместе с тем проведённое исследование показало, что движение в этом направлении сопряжено с преодолением определённых вызовов. И хотя интеграция СРВ прежде всего касается экономической сферы, проблемы, которые приходится решать стране, во многом сопряжены с действием неэкономических факторов. В статье эти проблемы выделены в несколько групп.
Рассмотренные выше вызовы интеграции носят комплексный характер и, по-видимому, не имеют быстрых способов преодоления. Они, с одной стороны, являются неизбежным следствием протекающих процессов внутри страны, с другой — определяются воздействием внешних факторов. В совокупности они оказывают значительное давление на процесс планирования и реализации интеграционной политики СРВ.
Вместе с тем данная статья отражает отнюдь не пессимистичный взгляд на перспективы международной интеграции Вьетнама, напротив, она призвана показать возможность сделать интеграционный процесс более благоприятным для страны путём идентификации возникающих на этом пути вызовов.
Перевод А. Горяйнова
Примечания
1 World Bank. National accounts data, and OECD National Accounts data files. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=VN (дата обращения: 31.08.2020).
2
Töng cuc Hai quan. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/ Default. aspx (дата обращения: 31.08.2020).
3 Л г г
Cue Dau tu nuoc ngoai (Bo Ke hoach va Dau tu). So lieu FDI hang thang. URL: https://dautunuocngoai.gov.vn/chuyenmuc/172/So-lieu-FDI-hang-thang (дата обращения: 31.08.2020).
4 Doc lap, tu chu va hoi nhap quoc te cua Viet Nam trong boi canh moi / Nguyen Xuan Thang chu bien. Ha Noi: Nxb Khoa hoc Xa hoi, 2011; Hoi nhap quoc te va nhung van de dat ra doi voi Viet Nam / BQi Thanh Son chu bien. Ha Noi: Nxb Chinh tri Quoc gia Su that, 2015; Hoang Khac Nam. Hop tac va hoi nhap quoc te: Ly luan va thuc tien. Ha Noi: Nxb The gidi, 2017.
5 Hoang Khac Nam. Mot so van de ve khainiemhoi nhap quoc te //Nghien cuu Chau Au. 2002. So 1 (43) & So 2 (44); Pham QuSc Tru. Hoi nhap quoc te: Mot so v-n Её ly luan va thuc tien // Nghien cuu Quoc te. 2011. So 2 (85); Dang Binh Quy. Ban them ve khai niem va noi ham va noi ham "hoi nhap quoc te" cua Viet Nam trong giai doan moi // Nghien cuu Quoc te. 2012. So 4 (91).
6 Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu VIII. Ha Noi:
Nxb Chinh tri Quoc gia, 1996.
7 if!
Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu IX. Ha Noi:
Nxb Chinh tri Quoc gia, 2001.
8 ' ' 1 Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu XI. Ha Noi:
Nxb Chinh tri Quoc gia, 2011.
9 Л , r
Dang Dinh Quy. Ban them ve khai niem va noi ham va noi ham "hoi nhap quoc te" cua Viet Nam trong giai doan moi // Nghien cuu Quoc te. 2012. So 4 (91). Tr. 29.
10 Doc lap, tu chu va hoi nhap quoc te..., op. cit.
11 Chinh phu nuoc CHXHCN Viet Nam. Chien luoc tong the hoi nhap quoc te den nam 2020 va tam nhin den nam 2030. URL: http://www.mpi.gov.vn/Pages/tinbai.aspx? idTin=30973&idcm=198, 07.01.2016.
12 <■
Hoang Khac Nam. Hop tac va hoi nhap quoc te: Ly luan va thuc tien. Ha Noi: Nxb
The gioi, 2017.
13
Nguyen Phu Trong. Chuan bi va tien hanh that tot Dai hoi XIII cua Dang, dua dat nuoc buoc vao mot giai doan phat trien moi. URL: http://baochinhphu.vn/Thoi-su/Chu an-bi-va-tien-hanh-that-tot-Dai-hoi-XIII-cua-Dang-dua-dat-nuoc-buoc-vao-mot-giai -doan-phat-trien-moi/405735.vgp, 02.09.2020.
14 Chinh phu nuoc CHXHCN Viet Nam. Chien luoc t6ng the..., op.cit.
Hoang Khac Nam. Hop tac va hoi nhap quoc te... Tr. 17—20; См. также: Haas Ernst B. The Study of Regional Integration // Viotti Paul R. & Kauppi Mark V. International Relations Theory. New York: Macmillan Publishing Company, 1993. P. 387; Galtung Johan. A Structural Theory of Integration // Journal of Peace Research. 1968. Vol. 5. P. 375—395; Deutsch Karl W. The Analysis of International Relations. New Jersey: Prentice-Hall, Inc.,1978. P. 198; Keohane Robert O. and Nye Joseph S. Interdependence and Integration // Viotti Paul R. & Kauppi Mark V. International Relations Theory. P. 388.
16 Hoang Khac Nam. Mot so van de ve khai niem..., op. cit.
17 Мощным стимулом для развития частного сектора послужила резолюция 5-го Пленума ЦК КПВ IX созыва от 18 марта 2002 г. № 14-NQ/TW «О продолже-
нии институционального и политического обновления, стимулировании и создании условий для развития частной экономики».
18 » \ Hiên Hàa. Kinh tê tu nhân tùng buâc khâng dinh vai trô quan trong cùa nên kinh
tê // Bao diên tù Bâng Công sàn Vêt Nam, 01.05.2019. URL: dangcongsan.vn/kinh-te/
kinh-te-tu-nhan-tung-buoc-khang-dinh-vai-tro-quan-trong-cua-nen-kinh-te-520953.html
19 Ibid.
20 * ' Nguyên Phu Trong. Chuân bi và tiên hành thât tôt..., op.cit.
21 Имеются в виду такие проекты, как производство глинозёма на месторождении бокситов в Тэйнгуене, строительство угольных теплоэлектростанций, сталелитейного завода в пров. Тхайнгуен, городской железной дороги Катлинь — Ха-донг (г. Ханой).
22
Chesterman S. Asia's ambivalence about international law and institutions: Past, present and futures // European Journal of International Law. 2016. 27(4). P. 945—978.
23 ' ' ' ' ' Hoàng Khac Nam. Môt sô xu huâng ly luân vê hôi nhâp quôc tê // Nhùng vân dê
Kinh tê thê giâi. 2006. So 3 (119).
24 США продвигали ТТП и выдвинули стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» без участия в них КНР. Китай, в свою очередь, создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, реализует инициативу «Пояс и путь» и сформировал ВРЭП, причем участие США в этих трёх проектах также не предусмотрено.
Библиографический список
Chesterman S. Asia's ambivalence about international law and institutions: Past, present and futures // European Journal of International Law. 2016. 27(4). P. 945—978.
Chinh phu nuac CHXHCN Viet Nam. Chien lugc tong the hoi nhap quoc te den nam 2020 va tam nhin den nam 2030 [Правительство СРВ. Комплексная стратегия международной интеграции до 2020 г. и видение до 2030 г.]. URL: http://www.mpi. gov.vn/Pages/tinbai.aspx?idTin=30973&idcm=198, 07.01.2016.
Cuc Bau tu nuac ngoai (Bo Ke hoach va Bau tu). So lieu FDI hang thang. [Департамент иностранных инвестиций Министерства планирования и инвестиций. Ежемесячная статистика ПИИ]. URL: https://dautunuocngoai.gov.vn/chuyenmuc/172/ So-lieu-FDI-hang-thang (дата обращения: 31.08.2020).
Bang Cong san Viet Nam. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu VIII [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы VIII съезда]. Ha Noi: Nxb Chinh tri Quoc gia, 1996.
Bang Cong san Viet Nam. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu IX [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы IX съезда]. Ha Noi: Nxb Chinh tri Quoc gia, 2001.
Bang Cong san Viet Nam. Van kien Bai hoi dai bieu toan quoc lan thu XI [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы XI съезда]. Ha Noi: Nxb Chinh tri Quoc gia, 2011.
Dang Dink Quy. Ban them ve khai niem va noi ham "hoi nhap quoc te" cua Viet Nam trong giai doan moi [Данг Динь Куи. Дальнейшая дискуссия относительно концепции и содержания «международной интеграции» Вьетнама на новом этапе] // Nghien cuu Quoc te. 2012. So 4 (91).
Deutsck Karl W. The Analysis of International Relations. New Jersey: Prentice-Hall, Inc.,1978.
Doc lap, tu chu va hoi nhap quoc te cua Viet Nam trong boi canh moi / Nguyen Xuan Thang (chu bien) [Независимость, суверенитет и интеграция Вьетнама в новом контексте / под ред. Нгуен Суан Тханга]. Ha Noi: Nxb Khoa hoc Xa hoi, 2011.
Galtung Jokan. A Structural Theory of Integration // Journal of Peace Research. 1968. Vol. 5.
Hien Hoa. Kinh te tu nhan tung buoc khang dinh vai tro quan trong cua nen kinh te [Хиен Хоа. Частный сектор постепенно подтверждает свою важную роль в экономике] // Bao dien tu Dang Cong san Viet Nam, 01.05.2019. URL: dangcongsan.vn/ kinh-te/kinh-te-tu-nhan-tung-buoc-khang-dinh-vai-tro-quan-trong-cua-nen-kinh-te-520953.html.
Hoang Kkac Nam. Hop tac va hoi nhap quoc te: Ly luan va thuc tien [Хоанг Кхак Нам. Международное сотрудничество и интеграция: теория и практика]. Ha Noi: Nxb The gioi, 2017.
Hoang Kkac Nam. Mot so van de ve khai niem hoi nhap quoc te [Хоанг Кхак Нам. О проблемных моментах концепции международной интеграции] // Nghien cuu Chau Au. 2002. So 1 (43) & so 2 (44).
Hoang Kkac Nam. Mot so xu huong ly luan ve hoi nhap quoc te [Хоанг Кхак Нам. О тенденциях в теориях международной интеграции] // Nhung van de Kinh te the gioi. 2006. So 3 (119).
Hoi nhap quoc te va nhung van de dat ra doi voi Viet Nam / BQi Thanh Son (chu bien) [Международная интеграция и стоящие перед Вьетнамом проблемы, под ред. Буй Тхань Шона]. Ha Noi: Nxb ChVnh tri Quoc gia Su that, 2015.
Nguyen PkR Trong. Chuan bi va tien hanh that tot Dai hoi XIII cua Dang, dua dat nuoc buoc vao mot giai doan phat trien moi [Нгуен Фу Чонг. Тщательно подготовиться и провести XIII съезд КПВ, вывести страну на новый этап развития]. URL: http://baochinhphu.vn/Thoi-su/Chuan-bi-va-tien-hanh-that-tot-Dai-hoi-XIII-cua-Da ng-dua-dat-nuoc-buoc-vao-mot-giai-doan-phat-trien-moi/405735.vgp, 02.09.2020.
Pkam Quoc Tru. Hoi nhap quoc te: Mot so van de ly luan va thuc tien [Фам Куок Чу. Международная интеграция: теория и практика] // Nghien cuu Quoc te. 2011. So 2 (85).
Tong cuc Hai quan [Главное статистическое управление СРВ]. URL: https:// www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Default.aspx (дата обращения: 31.08.2020).
Viotti Paul R. & Kauppi Mark V. International Relations Theory. New York: Macmillan Publishing Company, 1993.
World Bank. National accounts data, and OECD National Accounts data files [Всемирный банк. Данные национальных счётов и материалы национальных отчётов ОЭСР]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=VN (дата обращения: 31.08.2020).