Они частые гости в республиках Средней Азии и в ряде регионов России. Их выступления тепло принимаются публикой, сопровождаются высокой оценкой и широко освещаются в средствах массовой информации [4].
В заключение отметим, что татарские художественные самодеятельные коллективы вносят значительный вклад в возрождение национального и культурного наследия, утерянных элементов музыкальной и духовной культуры татар Казахстана. Они являются постоянными участниками городских, областных, республиканских концертных программ, мероприятий проводимых Ассамблей народа Казахстана, татаро-башкирскими культурными центрами, местными органами власти. Их яркие выступления можно увидеть на праздниках: Сабантуй, Науруз, День родного языка, День единства народа Казахстана, День победы. В трогательной обстановке проходят благотворительные концерты ансамблей в детских домах, домах-интернатах, перед инвалидами и ветеранами войны и труда, в школах, колледжах республики. Каждый самодеятельный коллектив имеет своего зрителя, а их выступления запоминаются зрителям своей самобытностью и артистизмом, энтузиазмом и патриотизмом.
Литература
1. Ахунжанов Г.Г. Жиде Пулат. Иртыш моннары. Песенник. - Семипалатинск: Изд Ямашевские ворота, 2001. -71 с.
2.Балкашин Н. Н. О киргизах и вообще подвластных России мусульманах. - СПб: Типография Мин-ва внутр. дел, 1887. - 60 с.
3.Бахманов Е.Б. Присоединение Казахстана. - М., 1957. - 91 с.
4.Знамя труда, 1996,18. апр.
5.Инфантьев П. Этнографические рассказы из жизни татар, киргизов, калмыков, вогулов, башкир, самоедов. - СПб.: Издание А.Ф. Девриева, 1910. - 262 с.
6.Калимуллина Ф., Миниханов Ф.Г., Насибуллина А.Б. Социально-экономическая, общественно-культурная жизнь татар Восточно-Казахстанской области: история и современность / / Вестник Казанского государственного ун-та культуры, 2016, № 4, с. 36-39.
7.Купцова В. Э. Замечательный татарин. - Семей: Изд. «Ямашевские ворота», 2011. - 99 с.
8.Миниханов Ф.Г. Этнокультурные связи татар с народами Средней Азии во второй половине XIX - начале XX вв. // Центральна Азия в исследованиях XIX-XXI вв. / Материалы Международной научно-практической конференции 10-12 апреля 2014 года. - Бишкек: Российский центр науки и культуры, 2014, с. 154-157.
9.Миниханов Ф.Г., Xабибуллин М.З. Татаро-киргизские культурные связи во второй половине XIX - в начале XX вв. // Вестник Казанского государственного университета культуры, 2014, № 3, с. 126-130.
10. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей. - Казань: Казан. государственная консерватория, 1995. - 220 с.
11. Салитова Ф.Ш. Очерки истории татарской музыкальной культуры: Учебное пособие / Казан. пед. ун-т. -Казан., 1997. - 119 с.
12. Татары Казахстана: иллюстрированный энциклопедический справочник / под ред. Р.В. Шайдуллина. -Казань: Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2016. - 480 с.
13. Эл. ресурс: www.tatar-centre.ucoz.kz (татаро-башкирский культурный центр, г. Шымкент). дата обращения 12.04.2017.
14. Эл. ресурс: www.idel.kz (Ассоциация татарских и татаро-башкирских культурных центров РК). Дата обращения 12.04.2017
УДК 94
ФЛ.Гумаров, Рам.М.Валеев
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В ТЮРКОЯ-ЗЫЧНЫХ СТРАНАХ ЕАЭС ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
С момента распада СССР и по сегодняшний день развитие культурных связей с тюркоязычными народами Центральной Азии - одно из приоритетных направлений внешней политики Турции.Рассмотрев проведение политики в области культуры Турецкой Республики в тюркоязычных странах ЕАЭС, мы можем на конкретном примере оценить современную роль культуры в международных отношениях, а так же изучить опыт её реализации.
Ключевые слова: культура, внешняя политика, Турция, Центральная Азия, ЕАЭС.
F.L. Gumarov, Ramil M. Valeev TURKISH FOREIGN POLICY IN THE FIELD OF CULTURE TURKIC COUNTRIES OF THE EAEU CENTRAL ASIA.
Turkey has been putting great effort into development of cultural connections with turk dominated Central Asian countries since the collapse of USSR and until nowadays. Internationals politics of Turkey in Eurasian Economic Union member countries is great example representing how the culture affects international relations.
Keywords: culture, foreign policy, Turkey, Central Asia, EAEU.
Роль культуры в сфере государственной политики и межгосударственных отношений на современном этапе связана с переосмыслением её статуса и осознания её значимости во внешнеполитических отношениях, в первую очередь в рамках проведения так называемой «народной дипломатии».
Под «народной дипломатией» понимается международная деятельность общественных организаций, учреждений науки, образования, культуры, местного самоуправления, деловых кругов, а также частных лиц, направленная на развитие и укрепление дружественных отношений, научных, культурных и иных связей между общественностью различных государств. Стратегической целью народной дипломатии можно считать формирование благоприятного морально-политического климата в отношениях между государствами.
Ежегодно составляются международные рейтинги государств мира наиболее успешно проводящих «мягкую силу» (работа в области культуры, ценностей и политической идеологии). Наиболее известные из них: «Мягкая сила 30» (The Soft Power30) составляемый международной консалтинговой компанией Portland[6], и рейтинга Monocle [7]«Обзор мягкой силы топ 20»(Softpowersurveytop20) где Турецкая Республика заняла в 2012г. 20-ое место.
В Центральной Азии, Турция старается использовать для объединения общие тюркские корни, близость языка, общую религию, свою политическую модель светского демократического государства с рыночной экономикой. Поэтому, признавая тот факт, что работа в области культуры в формате «мягкой силы» во внешней политике Турецкой Республики успешна, актуально изучение её опыта.
Современная политика Турции в отношении тюркоязычных государств связана с деятельностью ряда турецких организаций: это Совет по сотрудничеству тюркоязычных стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY), Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA), Совет по внешним экономическим отношениям (DEIK), Совет Фонда по продвижению под эгидой премьер-министра, Институт ЮнусаЭмре, Турецкий Деловой Совет (TBK), Мировой турецкий бизнес-совет (DTIK),TOBB, Турецкий Красный полумесяц (Kizilay^ различные НПО, в том числе и с разработанной грантовой системой.
Большая часть этих организаций занимаются именно культурными проектами. Можно отметить и тенденции к проведению политики именно в сфере культуры. Так, если до 1995 г. TIKA занималось в тюркоязычных государствах экономической, социальной и культурной деятельностью, то после 1995 г. агентство сосредоточилось на сотрудничестве в сфере образования и культуры.
С 2000 г. TIKA реализует проект «Тюркология» в 21 стране (куда входят Казахстан и Киргизия), предусматривающий создание при университетах кафедр по изучению истории и культуры Турции.
Институт Юнуса Эмре, созданный в 2007 г., занимается продвижением турецкого языка, истории и культуры за рубежом. Его деятельность состоит в организации языковых курсов, в ходе которых учащиеся знакомятся с особенностями турецкой культуры.
TÜRKSOY, созданный по инициативе руководства Турции в 1993 г., имеет международный статус. В эту организацию входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркмения и Узбекистан. Основная цель этой организации - «сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов».
В рамках CCTS реализуется ряд проектов, связанных с экономикой и культурой посредством следующих институтов: Тюркского совета бизнеса, Агентства по транспортным коридорам между тюркоязычными странами, Тюркского научного исследовательского фонда, Фонда по развитию тюр-коязычных стран.
Рассмотрим примеры практики реализации Турецкой политики в области культуры в тюркоя-зычных странах Центральной Азии, вошедших в ЕАЭС.
Сотрудничество в области культуры Турции и Казахстана активно развивается, проводятся выступления и гастроли творческих коллективов и отдельных исполнителей; организуются выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства; сотрудничество в реставрации тюркских памятников истории, различные юбилейные мероприятия.
Заметную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка, которое издает журнал «Музыка тюркского мира».
Активное участие в укреплении связей между тюркоязычными странами, в сфере культуры и искусства играет международная организация «ТЮРКСОЙ». В 1993 г. в Алматы был создан Совет по культуре и искусству тюркских народов.
Одним из мероприятий, организованных представителями ТЮРКСОЙ и местными властями г. Кызылорда, был проведенный 9 октября 2015 г. международный музыкальный фестиваль искусств тюркоязычных стран «Коркыт и мелодии Великой степи». Фестиваль, ставший традиционным, пропагандирует национальное музыкальное искусство тюркоязычных стран, способствует укреплению культурных связей между народами. Затем состоялась международная научно-теоретическая конфе-
ренция, в которой приняли участие ученые-фольклористы, искусствоведы из Азербайджана, Турции, Кыргызстана, Молдовы, России [4].
Для Турции, для многих турецких граждан, живущих в Казахстане, и этнических турок Казахстана стало гордостью, что у реки Ишим в Астане был возведен первый за пределами Турции памятник Ататюрку.
Культурное сотрудничество Турции и Киргизии развивается по всем основным направлениям: культурные обмены, сфера искусства.
В начале 1990-х гг. между двумя странами начали проводиться Дни культуры, поочерёдно в каждой стране.
В ноябре 1992 г. прошли Дни культуры и искусства Турецкой Республики в Киргизии. Музыкальные коллективы из Турции дали высокопрофессиональные концерты. В разные районы Киргизии отправились ансамбли - старинной музыки, народного танца Турции, акыны и фольклорная группа, известная турецкая поп-группа. В музее изобразительных искусств Бишкека состоялась выставка турецких карикатуристов.
В апреле 1993 г. для проведения Дней культуры Киргизии в Турцию была направлена делегация во главе с министром культуры Кыргызской Республики Д. Назарматовым. В ходе Дней культуры проводились встречи с деятелями культуры - артистами, представителями музеев, самодеятельных коллективов. Они принимали участие в торжественных мероприятиях, ознакомили турецкий народ с историей киргизского народа, с образцами киргизского искусства и живописи.
В ходе подобных мероприятий подписываются различные договоры о сотрудничестве в сфере культуры, например, были подписаны договор о сотрудничестве между Институтом искусств и Анкар-ской консерваторий, договор о сотрудничестве оперных театров двух стран и т.д.
До сегодняшнего дня осуществляются проекты в сфере экономики, образования и в социальной сфере. Так, например, с 2003г. по 2004 г. ТИКА провело ряд проектов: Открытие Культурного центра и библиотеки ТИКА; Технические, культурные и социальные проекты поддержки Фонду ПАРПЫ, музыкальной школе № 7 г. Бишкек и Бишкекскому международному центру горных стран [5]. В 2005 г. проектов, из наиболее значимых, было осуществлено свыше 30, это всевозможные культурно-образовательные мероприятия, поддержка в развитии хозяйств, проекты модернизации, предоставление оборудования и технической помощи и т.д. Подобная деятельность продолжается и в 2015 г. и отражается в отчётах ТИКА представленных на сайте организации [8].
Следует отметить, что от турецкой стороны регулярно поступают приглашения принять участие в различных культурных и спортивных мероприятиях и форумах международного характера, проводимых в Турции. Неоднократно в Турции демонстрировали свое искусство и национальную культуру профессиональные артисты и исполнители, театральные труппы и коллективы художественной самодеятельности, мастера и умельцы народных промыслов из Кыргызстана.
В свою очередь, знаменитые турецкие артисты часто выезжают на гастроли в Киргизию. Так, в сентябре 2015 г. в Бишкеке в Большом зале Национальной филармонии с большим успехом прошел концерт президентского симфонического оркестра Турецкой Республики под управлением заслуженного артиста Турции, дирижера Ренгима Гокмена. Вместе с президентским оркестром выступили известные турецкие исполнители - скрипач ДжихатАшкын и певец, тенор ИхсанЭкбер.
Как мы видим, активность политики Турецкой Республики в сфере культуры была заложена уже с 1990-х годов и продолжается по сегодняшний день при правлении Партии справедливости и развития (ПСР).
На сайте ПСР к столетию Республики опубликованы цели государства - «Цели 2023» [2]. В программе представлен ряд установок, связанных с формированием внешней политики современной Турции и в частности говорится о партнерстве с тюркоязычными республиками и продвижении турецкой культуры на мировой арене.
В партийной программе ПСР говорится о необходимости формирования нового баланса сил и внешнеполитических интересов Турции. Особая роль отведена дружественным отношениям с Россией, а также со странами Центральной Азии и Кавказа [1].
Пришедший на смену «архитектору современной внешней политики Турции» А. Давутоглу, 28 августа 2014 г. новый Министр иностранных дел М. Чавушоглу в своём послании парламенту 2015 г. по внешней политике [3], отметил важность социокультурных и гуманитарных связей с братскими и духовно близкими народами. Что говорит о том, что для Турецкой республики политика в области культуры в тюркоязычных странах ЕАЭС Центральной Азии по-прежнему актуальна.
Мероприятия в сфере культуры приносят результат в среднесрочной и долгосрочной перспек-
тиве, позволяя преодолеть предубеждения и стереотипы, ознакомить и повысить интерес к своей стране и культуре, сближают народы и позволяют повысить со временем лояльность, со стороны местного населения упрощая экономическое и политическое взаимодействия. Турецкая республика в отношении тюркоязычных государств Центральной Азии, вошедших в ЕАЭС, ведёт активную политику в области культуры, что позволяет ей иметь некий «ключ» к представленным республикам и претендовать на роль одного из крупных игроков в регионе.
Источники и литература
1. AK Parti Programi. Adalet v eKalkinma Partisi. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.akparti. org.tr/site /akparti/ parti-programi#bolum6 (дата обращения 22.12.2016г.).
2. Hedefler. Adalet ve Kalkinma Partisi. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://akparti.org.tr/site/ nedefler/P18 (дата обращения 22.12.2016 г.).
3. Mevlut £avugoglu 2015 yilina girerken dig politikamiz [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa .gov.tr/site_media/html/2015-yilina-girerken-dis-politikamiz.pdf (дата обращения 22.12.2016г.).
4. Кызылординские новости. Наследие Коркыта - духовное достояние тюркских народов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kzvesti.kz/9-10-2014/4112-nasledie-korkyta-duhovnoe-dostoyanie-tyurkskih-naro dov.html (дата обращения 22.12.2016г.).
5. Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Кыргызской Республике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donors.kg/ru/agentstva/90-tica#.Vwz9D3opq49 (дата обращения 22.12.2016г.).
6. Сайт Portland [Электронный ресурс]. Режим доступа http: //softpower30.portland-communications.com (дата обращения 22.12.2016г.).
7. Сайт Monocle [Электронный ресурс]. Режим доступа https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2012/ (дата обращения 22.12.2016г.).
8. Сайт ТИКА [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tika.gov.tr/tr/yayin/liste/ tika_faaliyet_ raporlari-22 (дата обращения 22.12.2016г.).
УДК 82.3
Е.А.Груздева
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА И ЗАПАДА В РОМАНЕ ОРХАНА ПАМУКА «БЕЛАЯ КРЕПОСТЬ»
Статья посвящена проблеме взаимодействия культуры Востока и Запада в романе Орхана Памука «Белая крепость». Проанализированы главные герои романа, являющиеся символами восточной и западной культуры. Главные персонажи романа представляют собой тип героев-двойников. Выделены специфические особенности романа как постмодернистского произведения.
Проведено исследование темы науки в романе, раскрытой в контексте просветительской культуры. Сюжетные мотивы и образы романа рассмотрены в соотнесении с культурными традициями эпохи Возрождения (Данте, Боккаччо). Выявлен исторический контекст романа, представлен авторский взгляд на образ Турции XVII века в соотнесении с современной политической и культурной ситуацией в Турции.
Ключевые слова: культура Востока и Запада, турецкая литература, историческая проблема, жанр романа, тип героя, Орхан Памук.
Elena Gruzdeva THE INTERACTION OF EAST AND WEST CULTURE IN THE ORHAN PAMUK'S NOVEL "THE WHITE CASTLE"
This article deals with the problem of interaction of Eastern and Western culture raised in the Orhan Pamuk's novel 'The White Castle". The article analyzes main characters of the novel who symbolize eastern and western culture. Main characters are represented as the type of hero-twin. The researcher explores features of the novel as postmodern work. The article studies the theme of science in the context of culture enlightenment. Plot motives and images of novel are considered in correlation with cultural tradition of Renaissance era (Dante, Boccaccio). The article is evaluated via the historical context of the novel, the paper reviews author's point of view about the Turkey's image of the XVII-th century with modern political and cultural reality of Turkey.
Key words: culture of East and West, Turkish literature, historical problem, the novel, the character, Orhan Pamuk
«Белая крепость» (1985) - это третий роман Орхана Памука (после «Джевдет-бей и сыновья», «Дом тишины») и первый роман, который был переведен на многие европейские языки и благодаря которому турецкий писатель стал известен за рубежом. В этом романе уже во всей полноте проявляется постмодернистское начало: здесь отсутствует сюжет в традиционном его понимании. История героя представляется преломленной сквозь призму его фантазий, ассоциаций, воспоминаний, спонтанно соединенных автором.
Все романы Орхана Памука представляют собой единый художественный мир - неоднократно герои и сюжеты одного произведения будут напоминать о предыдущих книгах - это своеобразное «постмодернистское» продолжение истории персонажей. Именно так построен роман «Белая крепость», содержанием которого является история, изложенная в книге, которую обнаружил в архиве