Научная статья на тему 'Турецкий интеллектуал о цивилизационном конфликте в современной Турции (по роману Орхана Памука «Снег»)'

Турецкий интеллектуал о цивилизационном конфликте в современной Турции (по роману Орхана Памука «Снег») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
557
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРХАН ПАМУК / ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / КЕМАЛИЗМ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ORHAN PAMUK / THE TURKISH REPUBLIC / KEMALISM / WESTERNIZATION / INTELLECTUAL HISTORY / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дворцова Д.В.

В статье рассматривается проблема противостояния цивилизаций Запада и Востока на примере романа «Снег» Нобелевского лауреата по литературе (2006) Орхана Памука. Статья содержит краткую биографическую справку об авторе произведения. Раскрывается содержание понятий «интеллектуальная история» и «постмодернизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals the problem of the confrontation of the worlds of the West and the East on the example of the novel "Snow" by Nobel literature laureate (2006) Orhan Pamuk. The article contains a short biographical note about the author. The concept of "intellectual history" and "postmodernism" is exposed.

Текст научной работы на тему «Турецкий интеллектуал о цивилизационном конфликте в современной Турции (по роману Орхана Памука «Снег»)»

УДК: 94 (560): 821 (560).09

ТУРЕЦКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ О ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ КОНФЛИКТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ (ПО РОМАНУ ОРХАНА ПАМУКА «СНЕГ»)

Д.В. Дворцова

Адыгейский Государственный университет кафедра всеобщей истории e-mail: dianchito93@mail.ru

В статье рассматривается проблема противостояния цивилизаций Запада и Востока на примере романа «Снег» Нобелевского лауреата по литературе (2006) Орхана Памука. Статья содержит краткую биографическую справку об авторе произведения. Раскрывается содержание понятий «интеллектуальная история» и «постмодернизм».

Ключевые слова: Орхан Памук, Турецкая Республика, кемализм, вестерни-зация, интеллектуальная исторя, постмодернизм.

TURKISH INTELLECTUAL ABOUT THE CONFLICT OF CIVILIZATIONS IN MODERN TURKEY (BASED ON THE NOVEL «SNOW» BY ORHAN PAMUK)

D.V. Dvortsova

This article deals the problem of the confrontation of the worlds of the West and the East on the example of the novel "Snow" by Nobel literature laureate (2006) Orhan Pamuk. The article contains a short biographical note about the author. The concept of "intellectual history" and "postmodernism" is exposed.

Key words: Orhan Pamuk, the Turkish Republic, kemalism, westernization, intellectual history, postmodernism.

На протяжении почти века Турция представляет собой целый комплекс фундаментальных противоречий во всех жизненно важных сферах социального бытия - будь то социально-политическая, экономическая или культурная. Представляя собой государство светского, лаицисткого характера, Турция является, прежде всего, страной, за спиной которой развивается зеленое знамя ислама. Расширенный парламентаризм с 1950 г. фактически превратил

турецкую политику в спор между двумя полюсами. С одной стороны выступали сторонники продолжения курса Мустафы Кема-ля Ататюрка, первого президента Турецкой республики, с другой - сторонники усиления исламистских и националистических тенденций. В результате, это вылилось в необъявленную гражданскую войну, начавшуюся во второй половине прошлого столетия, в которой столкнулись интересы элит и народных масс, возглавляемых политическими партиями и их лидерами, а также лидерами духовными, так как ислам так и не утратил своей социокультурной важности для простого населения Турции. Эти противоречия нашли свое отражение в творчестве известного турецкого писателя Орхана Памука.

Безусловно, жизнь и творческая судьба писателя -романиста -это, прежде всего, предметное поле литературоведческих исследований. Однако изучение творчества представителей интеллектуальной элиты той или иной эпохи, страны находится и в поле зрения исторической науки, особенно с появлением такого направления научно-исторических исследований, как «интеллектуальная история».

Ферит Орхан Памук - современный турецкий писатель черкесского происхождения, лауреат нескольких национальных и международных премий, в том числе Нобелевской премии по литературе (2006)1. Популярен как в Турции, так и за ее пределами: произведения писателя переведены на 50 языков мира. О. Памук родился в Стамбуле в 1952 г. и рос в большой семье, похожей на те, которые он описывает в своих романах «Джевдет-Бей и его сыновья» и «Черная книга», в состоятельном европеизированном районе Нишанташи. Как он пишет в своей автобиографической книге «Стамбул», с детства до 22 лет он посвятил себя главным образом живописи и мечтал стать художником. По окончании светского американского Роберт-колледжа в Стамбуле он изучал архитектуру в Стамбульском Техническом университете в течение трех лет, но отказался от цели стать архитектором и художником. Он пошел в аспирантуру по журналистике в Стамбульском университете, но никогда не работал в качестве журналиста.

1 The Nobel Prize in Literature 2006 Orhan Pamuk // URL: http://www. nobelprize.org/ nobel_prizes/literature/laureates/2006/ (дата обращения: 15.01.2016).

В возрасте 23 лет Памук решил стать писателем, отдаться этому делу. Он удалился в свою квартиру и начал писать2.

О. Памук - один из первых турецких литераторов, кто задался целью вскрыть средствами современной прозы факторы, дестабилизирующие современное турецкое общество. Хотя в турецкой литературе практически с самого ее появления в конце XIX века тема бездумного подражания Западу, ведущего к потере национальной самобытности, поднималась неоднократно, в творчестве Памука она приобрела новое, как по ракурсу, так и по средствам актуализации, воплощение. Писатель сумел углубить представление о национальном характере и истории, которые, по его мнению, восходят не только и не столько к древней тюркской кочевой культуре, но к культурному синтезу османской эпохи, являющей собой сложный симбиоз элементов византийской, христианской и арабо-персидской мусульманской цивилизаций.

Для Памука утрата этого главного синтезирующего компонента, которая произошла вследствие навязывания идеологией кемализма (правда, кемализм сам лишь ускоренно развил тенденции заката империи) нового, псевдозападного образа жизни привела к феномену утраты турецким обществом самоидентификации. Одни излишне европеизированы, другие излишне консервативны (речь идет о тенденции слияния с чуждым османской культуре радикальным вариантом политического ислама), но и те и другие скрывают за внешними, заметим, чужими образами полное отсутствие индивидуальности и, шире, этнического своеобразия3.

Роман О. Памука «Снег», который он описывает как свой «первый и последний политический роман», был опубликован в 2002 году4. Памук рассказывает историю насилия и напряженности в отношениях между политическими исламистами, солдата-

2 Orhan Pamuk site: biography / / URL: www.orhanpamuk.net (дата обращения: 15.01.2016).

3 Сулейманова А.С. Постмодернизм в современном турецком романе: на примере творчества Орхана Памука: дис. ... к. фил. н. СПб., 2007 // URL: http://www.dissercat.com/content/ postmodernizm-v-sovremennom-turetskom-ro-mane-na-primere-tvorchestva-orkhana-pamuka (дата обращения: 15.01.2016).

4 Памук О. Интервью // URL: http://noblit.ru/node/2585 (дата обращения: 15.01.2016).

ми, атеистами, курдскими и турецкими националистами5. Роман отражает жизнь современной Турции, ее взаимоотношения с Западом и самоидентификацию. Вот как трактует его сам писатель в интервью редактору газеты «Die Zeit» Йоргу Лау: «Мой роман посвящен внутреннему конфликту в душе современного турка, противоречию между исламом и современностью, стремлением стать частью Европы и в то же время страхом перед этой Европой. Еще один фактор, который принято недооценивать на Западе, состоит в том, что крушение Оттоманской империи оставило по себе столь опустошающую скорбь, что турки очень долго не могли смириться с этой печальной действительностью. Реакцией на эту трагическую утрату была попытка уйти в себя. Западный образ мысли воспринимался как вызов, заставляя сосредотачиваться на самих себе, распевать на манер суфиев: «Мы не такие, как все, мы никогда не будем такими, и мы гордимся своим отличием»6. Некоторые порядки, устанавливаемые «современным» обществом, шли и идут вразрез с традициями и жизненными ценностями, которым следовало мусульманское общество на протяжении веков.

Действие романа происходит в забытом богом приграничном городе Карсе, в который приезжает Керим Алакуш-Оглу (Ка), главный герой романа, из-за выборов в муниципалитет и женщин-самоубийц. Ка жил далеко от Турции, но он знал, что Карс в последние годы был самым бедным и забытым районом страны. Город разрушался, беднел и становился несчастным. Размышляя о былом величии Карса, прежний глава муниципалитета рассказал Ка об одной революционной пьесе, поставленной в 1940-е годы в Народном доме молодыми людьми, в числе которых был и он. В произведении рассказывалось о «пробуждении» одной девушки, носившей черный чаршаф7, и о том, как она, в конце концов, снимает его с головы и сжигает. Сейчас девушки в чаршафах, в косынках, в повязках заполнили улицы Карса. Они кончают жизнь самоубийством, потому что с этим символом политического ислама на голове не могут попасть на занятия. В европеизированных кругах Стамбула, где Ка провел детство, женщина в ко-

5 Orhan Pamuk site: biography // URL: www.orhanpamuk.net (дата обращения: 15.01.2016).

6 Вяльцев А. Черная книга в руках слепого / / Дружба народов. 2006. № 2.

7 Род чадры у турчанок.

сынке была или приезжей из пригородов Стамбула, например, из садов Картала, в город, чтобы продать виноград, или женой молочника, или кем-нибудь ещё из низших сословий.

Ситуация в Карсе на момент пребывания в нем Ка далека от европеизации, исламисты набирают силу, борются за власть над городом. Сторонники введения религиозных порядков ходят от двери к двери, сразу становятся друзьями в кварталах бедняков, устраивают дружеские встречи женщин. «Отдайте ваш голос за Партию Благоденствия, которую называют Партией Аллаха, - говорят они, - наша бедность и нищета из-за того, что мы отвернулись от пути Аллаха»8. Они разговаривают с мужчинами, с женщинами. Они завоевывают доверие гневных безработных.

Снег, сопровождающий весь ход романа, пробуждает в Ка чувство одиночества, нарастая, это чувство сопровождается страхом, что пришёл конец этой части общества, в которой он воспитывался и рос в Стамбуле, и вообще конец европейскому образу жизни в Турции. Он - чужой среди своих. Ка любит Тургенева, с тоской мечтавшего в Европе о своей стране, которую презирая, покинул, устав от ее нескончаемых проблем и первобытной дикости. Ка всегда искренне, как ребёнок, хотел, чтобы его страна возрождалась, чтобы люди стали свободными и современными. Ему всегда казалось, что ислам против этого. Он хотел жить как европейцы. Его жизнь прошла вдалеке от религии, потому что он понял, что не сможет одновременно быть европейцем и верить в Аллаха, который запихивает женщин в чаршаф и приказывает им закрывать лица.

Более радикальной мерой в борьбе против наступающей на исламизированную Турцию европеизации стало убийство директора педагогического института, запрещавшего появляться на парах студенткам, носящим платок. Таинственный незнакомец, впоследствии ставший убийцей директора, говорит о красоте своей родины, сожалеет о том, что они, турки, не знают свою страну, не любят свой народ, что считается достоинством предавать, не уважать Турцию, турецкую нацию. Он задается вопросом: «Что важнее: приказ нашего светского государства или приказ Аллаха?»9. Смертный приговор, адресованный директору инсти-

8 Памук О. Снег // URL: http://lib.ru/INPROZ/ORHAN/sneg.txt (дата обращения: 15.01.2016).

9 Памук О. Снег // URL: http://lib.ru/INPROZ/ORHAN/sneg.txt (дата обращения: 15.01.2016).

тута, заключает в себе главный страх, причину отрицания Запада мусульманами: тайный план превратить мусульман светского государства Турецкой Республики в рабов Запада, лишить их уважения и религии. Европеизированная часть Стамбула хочет показать, что главная ценность не только людей, но и всей нации заключается не во внешнем облике, а в духовном содержании. Что всем необходимо стремиться к европейским ценностям вместе с цивилизованными и современными нациями, освободившись от чаршафа, платка, фески и чалмы, которые повергают во тьму дух и являются символом отсталости. Они считают, что религия парализует общественную и духовную жизнь турецкого общества. Ответная реакция исламистов заключается в следующем: «Защитить сегодня ислам намного важнее, чем совершать намаз и соблюдать пост»10.

Драматическая коллизия между западничеством и исламизмом пронизывает страницы романа: «Мы не сможем быть такими, как европейцы. Те, кто насильно пытается переделать нас по их образу, в конце концов, может быть, и смогут это сделать, убивая нас танками и ружьями. Но они никогда не смогут изменить нашу душу... Я не буду ни европейцем, ни тем, кто подражает им. Я буду жить в своей истории и буду сам собой. Я верю, что человек может быть счастлив, не подражая европейцам, не являясь их рабом»11.

Орхан Памук - яркий представитель литературного постмодернизма. Постмодернизм - направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентриро-ванность современного мира12. Турецкий литературный постмодернизм - новое направление в национальной литературе последней четверти XX - начала XXI веков. Он, как представляется, в большей степени был подготовлен общественно-политической ситуацией, процессом «вестернизации» или европеизации общества, которая осуществлялась государством, нежели развитием

10 Памук О. Снег // URL: http://lib.ru/INPROZ/ORHAN/sneg.txt (дата обращения: 15.01.2016).

11 Там же.

12 Малахов В. Постмодернизм в искусстве // URL: http://encyclopae-dia.biga.ru/enc/liberal_arts/POSTMODERNIZM.html (дата обращения: 15.01.2016).

собственно литературного процесса, которому, впрочем, также не удалось избежать модернизации по европейской модели13.

Детальный анализ романа «Снег» показывает, что в них постмодернистский взгляд писателя на эпоху модерна получает концептуальное оформление. Постфилософская идея «конца истории» преломляется в скептическо-пессимистическом подходе О. Памука к историческому процессу, историческому познанию вообще и к истории Турции в частности. Это во многом происходит от разочарования писателя в эпохе модерна и ее ценностях, то есть в линейно-позитивистском принципе подхода к истории, в линейном концепте прогресса. Турецкий вариант проекта эпохи модерна - кемалистский - писатель воспринимает как тоталитарный, ущемляющий права человека, стирающий человеческую индивидуальность. Он считает, что прогресс, ломающий жизнь людей в угоду доктрине, государственной «пользе», вытесняющей из нее одухотворенно - прекрасное, оборачивается трагедией для страны. Это и порождает меланхолию автора, подпитываемую восточной чувствительностью.

Отказ писателя от линейного исторического детерминизма в пользу нелинейного дает ему возможность показать следующее: жесткий детерминизм «плановой вестернизации», потонувшей в заснеженных улицах Карса и в мутных водах Босфора, чреват катастрофами (общественными и личными), в то время как чистая игра случайностей порождает плюралистическую множественность выбора для Турции собственного пути в постсовременном мировом пространстве. Памук стремится показать, что в условиях европеизированного азиатства (кемалистской Турции), где в рамках нового «исторического проекта» людей «кроят» и «воспитывают» по новым просветительским лекалам, а по существу, заменяют симулякрами, в которых форма оторвана от содержания, влечение человека к смерти возобладало над его влечением к жизни, опустошая жизнь и обескровливая нацию14.

13 Сулейманова А.С. Постмодернизм в современном турецком романе: на примере творчества Орхана Памука: дис. ...к. фил. н. СПб., 2007. // URL: http://www.dissercat.com/content/ postmodernizm-v-sovremennom-turetskom-ro-mane-na-primere-tvorchestva-orkhana-pamuka (дата обращения: 15.01.2016).

14 Репенкова М.М. Постмодернизм в литературе Турции: автореф. дис. ... д. фил. н., представленной в виде опубликованной монографии. М., 2010. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.