Научная статья на тему 'Хранители культурных традиций: татарские самодеятельные художественные ансамбли Казахстана (история и современность)'

Хранители культурных традиций: татарские самодеятельные художественные ансамбли Казахстана (история и современность) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / КАЗАХИ / КУЛЬТУРА / КАЗАХСТАН / АНСАМБЛЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ПЕСНЯ / ГАСТРОЛИ / ХОРЕОГРАФИЯ / ФЕСТИВАЛЬ / TATARS / KAZAKHS / CULTURE / KAZAKHSTAN / ENSEMBLE / AMATEUR BANDS / MUSIC / MUSICAL CULTURE / MUSICAL GROUPS / SONG / PERFORMANCES / CHOREOGRAPHY / FESTIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миниханов Ф. Г.

Статья посвящена изучению и анализу развития музыкальной культуры татар Казахстана. На примере деятельности самодеятельных художественных ансамблей анализируется становление, развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной жизни татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEPERS OF CULTURAL TRADITIONS OF THE TATAR AMATEUR ARTISTIC ENSEMBLES OF KAZAKHSTAN (HISTORY AND MODERNITY)

The article, based on the study of a variety of sources and literature, discusses and analyzes the development of musical culture of the Tatars of Kazakhstan in the context of the activities of Amateur artistic groups as an integral part of the cultural life of Tatar Diaspora in the Republic. Based on the study of a variety of sources and literature the author shows their role in the revival of the lost elements of musical and spiritual culture of the Tatars and their contribution to the promotion of Tatar musical art not only in Kazakhstan, Russia, and the republics of Central Asia.

Текст научной работы на тему «Хранители культурных традиций: татарские самодеятельные художественные ансамбли Казахстана (история и современность)»

26. Понятов А.Н. Некоторые аспекты миссионерской деятельности «Братства св. Гурия» // Православный собеседник. Казань. 2003. № 2 (5). - С.45-78.

27. Смирнов И.Н. Несколько слов о русском влиянии на инородцев Казанского края. Казань: Тип. имп. ун-та, 1887. - 8 с.

28. Тюстин А.В. Просветители мордовского народа в Пензенской губернии / / Проблемы новейшей истории и этнографии мордовского края: труды науч.-теорет. конф. Саранск: Красный октябрь, 2003. - С. 94-103.

29. Феоктистов А. П. Национальные основы литературных языков // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития: материалы науч. конф., посв. 140-летию со д.р. А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева (11 марта 1994) Ч. 1 / под ред.В.М. Макушкина. Саранск, 1995. - С. 14-20.

30. Феоктистов А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков (ранний период). М., 1976. - 260 с.

31. Феоктистов А. П. Роль М.Е. Евсевьева в формировании мордовских литературных языков / / Научное наследие М.Е. Евсевьева и современность: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Бусаровой; МПГИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск: Изд-во морд. ун-та, 1992. - С.31-34.

32. Хабибуллин АА. Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура. Казань: ООО «Издательский дом «Меддок»», 2008. - 340 с.

33. Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 335 с.

УДК-947.0

Ф.Г.Миниханов

ХРАНИТЕЛИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ: ТАТАРСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АНСАМБЛИ КАЗАХСТАНА (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Статья посвящена изучению и анализу развития музыкальной культуры татар Казахстана. На примере деятельности самодеятельных художественных ансамблей анализируется становление, развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной жизни татарского народа.

Ключевые слова: Татары, казахи, культура, Казахстан, ансамбль, самодеятельные ансамбли, музыка, музыкальная культура, музыкальные коллективы, песня, гастроли, хореография, фестиваль.

Fidail G.Miniкhanov KEEPERS OF CULTURAL TRADITIONS OF THE TATAR AMATEUR ARTISTIC ENSEMBLES OF KAZAKHSTAN (HISTORY AND MODERNITY)

The article, based on the study of a variety of sources and literature, discusses and analyzes the development of musical culture of the Tatars of Kazakhstan in the context of the activities of Amateur artistic groups as an integral part of the cultural life of Tatar Diaspora in the Republic. Based on the study of a variety of sources and literature the author shows their role in the revival of the lost elements of musical and spiritual culture of the Tatars and their contribution to the promotion of Tatar musical art not only in Kazakhstan, Russia, and the republics of Central Asia.

Key words: Tatars, Kazakhs, culture, Kazakhstan, ensemble, Amateur bands, music, musical culture, musical groups, song, performances, choreography, festival

Татарский этнос является дисперсным. Татар можно встретить по всему миру. Благодаря постоянному стремлению к культурному сотрудничеству, представители татарского народа не только вливались в мировой культурный контекст путем заимствования традиций извне, но и активно влияли на молодые культуры, обогащали их, при этом сохранив свою уникальность и самобытность.

С казахской степью татары познакомились в начале 18 в., массовое переселение которых относится к концу 18-нач. 19 вв. [см. 8, 9]. Вместе с элементами материальной культуры они привнесли и духовную, в том числе музыкальную культуру [см. 2, 3, 5]. Первоначально музыкальная культура казахстанских татар, переселившихся из различных регионов Российской империи, развивалась в рамках семейно-традиционных отношений. Песнями, плясками, театрализованными сценками сопровождались свадебные обряды. Сохранился у татар-переселенцев еще и такой вид семейно-обрядовых напевов, как гостевые песни, исполняющиеся во время застолий. Это «кодалар кое, межлис кое, исполнение колыбельных песен-бишек жырлары и др». [10, с.28-30]. С началом буржуазных (джадидистских) ре-формаций в татарском обществе на рубеже 19-20 вв. музыкальная культура татар «постепенно стала приобретать общественный досуговый характер» [12, с.240]. Концерты татарской музыки входили в программы литературных вечеров татарской общественности проходившиеся в различных городах. Одним из первых, такие вечера с 1906 г. стали проводиться в городах Уральск (с 1906 г.), Семипалатинск и др., которые в течение значительного времени оставались излюбленной формой музыкального просветительства, характерной для татарской культуры. Разнообразный репертуар имел певец и общественный деятель уралец Камил Мотыги, который не только пел, но и читал стихи, иногда исполнял русские песни и песни других народов в переводе на татарский язык [11, с.37].

История татарских самодеятельных художественных коллективов восходит к первым культур-

но-просветительским обществам, возникшим в местах компактного проживания татар в Казахстане [12, с. 59-61]. В советский период они действовали в основном как любительские творческие кружки (студии) национальной культуры при клубах, дворцах культуры, школах и др., главными участниками которых были учителя, учащиеся общеобразовательных и музыкальных школ, работники культурно-просветительских заведений, пенсионеры. Одним из известных самодеятельных коллективов в Казахстане советского периода является татарский самодеятельный ансамбль «Замандашлар» («Современники», основатели - М. Ульданов, Р. Шайдуллин, художественный руководитель Р. Мубаряков).

Особый размах в своем развитии самодеятельные художественные коллективы получили в конце 1980 - начале 1990-хх гг., в период суверенизации этнокультурных интересов татарского народа. В 1989-1990 гг. в Семипалатинске (ныне г. Семей) начали функционировать татарский народный фольклорно-этнографический ансамбль «Истэлек», детский вокальный и хореографический и инструментальный ансамбль «Кунелле балачак», татарские народные ансамбли баянистов «Ильхам» и песни и танца «Иртыш моннары» [12, с. 346]. Основателем и первым художественным руководителем этих музыкальных коллективов является видный татарский общественный деятель, меценат, педагог, музыкант Г. Г. Ахунжанов [6, с. 19, 24]. В середине 1990-х гг., в Шымкенте были созданы эстрадные коллективы «Торна тавышлары», «Сарман», «Дуслык нурлары», ансамбль песни и танца «Идель» [см., 13]. Большую роль в пропаганде татарского музыкального искусства играют: хореографический ансамбль «Яшьлек», детский вокально-хореографический ансамбль «Умырзая» (г. Алматы) [см. 14], вокально-хореографический ансамбль «Чишма», ансамбли» «Мирас» «Чишма», «Яшь канатлар» (г. Павлодар), «Яз-гы моннар (г. Актобе), «Муннар» , «Сююмбике» (Караганда), Яшьлык» ( Абай). [12, с. 346].

Большой вклад в создание самодеятельных ансамблей внесли татарские общественные, татаро-башкирские культурные центры областей и городов Казахстана, а также татарские энтузиасты, занимающиеся сохранением, развитием и пропагандой музыкального и сценического культурного наследия татарского народа (Г.Г. Ахунжанов, А.Г. Гараева, Г. Измайлова, М. и Н. Ниязовы, Р. Закиров, Г. и И. Сибгатуллины, Р. Насыров и др.) [12, с.346-347]. В последнее время для финансовой поддержки самодеятельных коллективов и талантливой музыкально одаренной молодежи стали создаваться общественные фонды (Центр татарской культуры «Золотая тюрков колыбель», «Международный фестиваль татарского искусства «Иртыш моннары» и др.) [6, с.3-4].

Сегодня культурную жизнь татар республики невозможно представить без традиционных смотров художественной самодеятельности, фестивалей и конкурсов национальной музыки и песни, которые проходят в различных регионах Казахстана и России: «Уйнагыз, гармуннар», («Играй, гармонь») «Татар жыры» (Казань), «Иртыш моннары» («Иртышские души напевы»), «Беловодье», «Юный музыкант» (Семипалатинск, Караганда), «Наследники Сююмбике» (Ялта), «Сибирская чайхана», «Сибирское созвездие» (Новосибирск), «Искер Джиен» (Тобольск), «Душа России» (Омск) и др. В них принимают активное участие большинство самодеятельных коллективов, многие из них становятся лауреатами и дипломантами. Так, ансамбль «Иртыш моцнары» стал дипломантом фестивалей «Уйнагыз гармуннар», «Душа России», «Дружба народов Казахстана», международного конкурса «Татар жыры-99». Ансамбль также является лауреатом всех фестивалей и конкурсов татарского искусства «Иртыш моннары». Ансамбль «Истэлек» в 2010 г. занял I место на Международном фестивале татарской культуры «Искер Джиен», стал лауреатом областного музыкального конкурса в Усть-Каменогорске, республиканского музыкального фестиваля в Казани, III Международного фестиваля «Наследники Сююмбике» (Ялта, 2001) [12, с.347]. Многие солисты ансамблей были удостоены личных наград, неоднократно награждались дипломами, благодарственными письмами, почетными грамотами фестивалей и конкурсов Казахстана и России. Солистка ансамбля «Иртыш моцнары» Гульнара Ногайбаева была удостоена 2 места в конкурсе «Студенческая весна» (Казань, 1999). Яркими выступлениями зрителям запомнились Мариям Ахунжанова, Диляфруз Багаутдинова, Разия Бакирова, Наиля Абдулкаримова, Файруза Губайдуллина («Истэлек»), брат и сестра Гали и Румия Насыровы («Умырзая»), Наиля Ниязо-ва, Наиль Давлетшин, Муслим Умярова, семейные пары Фаргат и Разина Гаязовы, Райхана и Искандер Заббаровы («Идель») и многие другие [6, с. 34, 65, 74; 12, с.347].

Репертуар самодеятельных коллективов состоит из татарских народных и современных песен, танцев, хореографических композиций, сольных номеров, инсценировок бытовых обрядов (свадьбы, народные гуляния и др.) [см., 1 с. 2-4]. Помимо татарских мелодий и народных песен и танцев, в копилке ансамблей казахские, русские народные, авторские песни, произведения-композиторов классиков. Так, ансамбль «Илхам» исполняет произведения Баха, Бетховена, Грига, Вивальди, Фоссена и др. [6, с.19, 34; 12, с. 142].

Ежегодно ансамбли совершают гастроли в районы компактного проживания татар Казахстана.

Они частые гости в республиках Средней Азии и в ряде регионов России. Их выступления тепло принимаются публикой, сопровождаются высокой оценкой и широко освещаются в средствах массовой информации [4].

В заключение отметим, что татарские художественные самодеятельные коллективы вносят значительный вклад в возрождение национального и культурного наследия, утерянных элементов музыкальной и духовной культуры татар Казахстана. Они являются постоянными участниками городских, областных, республиканских концертных программ, мероприятий проводимых Ассамблей народа Казахстана, татаро-башкирскими культурными центрами, местными органами власти. Их яркие выступления можно увидеть на праздниках: Сабантуй, Науруз, День родного языка, День единства народа Казахстана, День победы. В трогательной обстановке проходят благотворительные концерты ансамблей в детских домах, домах-интернатах, перед инвалидами и ветеранами войны и труда, в школах, колледжах республики. Каждый самодеятельный коллектив имеет своего зрителя, а их выступления запоминаются зрителям своей самобытностью и артистизмом, энтузиазмом и патриотизмом.

Литература

1. Ахунжанов Г.Г. Жиде Пулат. Иртыш моннары. Песенник. - Семипалатинск: Изд Ямашевские ворота, 2001. -71 с.

2.Балкашин Н. Н. О киргизах и вообще подвластных России мусульманах. - СПб: Типография Мин-ва внутр. дел, 1887. - 60 с.

3.Бахманов Е.Б. Присоединение Казахстана. - М., 1957. - 91 с.

4.Знамя труда, 1996,18. апр.

5.Инфантьев П. Этнографические рассказы из жизни татар, киргизов, калмыков, вогулов, башкир, самоедов. - СПб.: Издание А.Ф. Девриева, 1910. - 262 с.

6.Калимуллина Ф., Миниханов Ф.Г., Насибуллина А.Б. Социально-экономическая, общественно-культурная жизнь татар Восточно-Казахстанской области: история и современность // Вестник Казанского государственного ун-та культуры, 2016, № 4, с. 36-39.

7.Купцова В. Э. Замечательный татарин. - Семей: Изд. «Ямашевские ворота», 2011. - 99 с.

8.Миниханов Ф.Г. Этнокультурные связи татар с народами Средней Азии во второй половине XIX - начале XX вв. // Центральна Азия в исследованиях XIX-XXI вв. / Материалы Международной научно-практической конференции 10-12 апреля 2014 года. - Бишкек: Российский центр науки и культуры, 2014, с. 154-157.

9.Миниханов Ф.Г., Xабибуллин М.З. Татаро-киргизские культурные связи во второй половине XIX - в начале XX вв. // Вестник Казанского государственного университета культуры, 2014, № 3, с. 126-130.

10. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей. - Казань: Казан. государственная консерватория, 1995. - 220 с.

11. Салитова Ф.Ш. Очерки истории татарской музыкальной культуры: Учебное пособие / Казан. пед. ун-т. -Казан., 1997. - 119 с.

12. Татары Казахстана: иллюстрированный энциклопедический справочник / под ред. Р.В. Шайдуллина. -Казань: Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2016. - 480 с.

13. Эл. ресурс: www.tatar-centre.ucoz.kz (татаро-башкирский культурный центр, г. Шымкент). дата обращения 12.04.2017.

14. Эл. ресурс: www.idel.kz (Ассоциация татарских и татаро-башкирских культурных центров РК). Дата обращения 12.04.2017

УДК 94

ФЛ.Гумаров, Рам.М.Валеев

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В ТЮРКОЯ-ЗЫЧНЫХ СТРАНАХ ЕАЭС ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

С момента распада СССР и по сегодняшний день развитие культурных связей с тюркоязычными народами Центральной Азии - одно из приоритетных направлений внешней политики Турции.Рассмотрев проведение политики в области культуры Турецкой Республики в тюркоязычных странах ЕАЭС, мы можем на конкретном примере оценить современную роль культуры в международных отношениях, а так же изучить опыт её реализации.

Ключевые слова: культура, внешняя политика, Турция, Центральная Азия, ЕАЭС.

F.L. Gumarov, Ramil M. Valeev TURKISH FOREIGN POLICY IN THE FIELD OF CULTURE TURKIC COUNTRIES OF THE EAEU CENTRAL ASIA.

Turkey has been putting great effort into development of cultural connections with turk dominated Central Asian countries since the collapse of USSR and until nowadays. Internationals politics of Turkey in Eurasian Economic Union member countries is great example representing how the culture affects international relations.

Keywords: culture, foreign policy, Turkey, Central Asia, EAEU.

Роль культуры в сфере государственной политики и межгосударственных отношений на современном этапе связана с переосмыслением её статуса и осознания её значимости во внешнеполитических отношениях, в первую очередь в рамках проведения так называемой «народной дипломатии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.