5. Супруненко Г. П. Некоторые сведения по древней истории кыргызов // История и культура Китая. - М.:, 1974. С. 241.
6. Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. - Бишкек: Сабыр, 2002. С. 25.
7. Салиев А. Л. Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток // 2011. Электрон. журн. // Библиотека «ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ», 2014 URL: [email protected].
8. Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. - Бишкек: Сабыр, 2001, С. 131.
9. Токтомушев К. Указ. соч., с. 133.
10. Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. - Бишкек 2003 г., С. 154-158.
Внешняя и трудовая миграция в вопросах обеспечения национальной безопасности Кыргызской республики Матаева С. Ш.
Матаева Салима Шайлообековна /МаШеуа 8аИта БЬайооЬвкоупа - старший преподаватель,
аспирант,
кафедра международных отношений, кафедра истории стран Европы и Америки, Международный университет Кыргызстана, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье описаны проблемы внешней и трудовой миграция Кыргызстана в контексте национальной безопасности. В связи с изменениями геополитической обстановки в мире данная тема становится особенно актуальной, и поэтому она сейчас стала рассматриваться как проблемы безопасности. В статье выявлены и обоснованы основные риски и угрозы безопасности для Кыргызстана как страны-реципиента, и перечисляются возможные способы решения данной проблемы.
Ключевые слова: национальная безопасность, миграция, терроризм, региональная политика, политика, миграционные процессы.
УДК: 331.556.4(575.2) (04)
Миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики - торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство стран принимающих мигрантов. И, напротив, трудовая миграция в страну экспортёра отправляет мощный поток денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами в целом.
Тема внешней трудовой миграции и для Кыргызстана является одной из важнейших, учитывая ее масштабы и воздействие на социально-экономическое развитие страны. И сейчас, в связи с процессами интеграции в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, тема миграции стала обсуждаться более интенсивно, что постепенно приводит к выработке четкой миграционной политики государства. Пока можно лишь констатировать, что за последние годы правительство Кыргызстана ушло от риторики экспорта рабочей силы и стало прислушиваться к мнениям экспертов, озвучивающих риски и угрозы внешней миграции для развития страны в долгосрочной перспективе. [2, с. 12].
Принимающие страны везде и во всем мире всегда были озабочены тем, как наплыв трудовых мигрантов повлияет на внутренний рынок труда и экономику, на систему социальной защиты, на социальную инфраструктуру. Более широкие вопросы, касающиеся личной и общественной безопасности, моральных и культурных ценностей, сохранения и укрепления коллективной гражданской идентичности, культурной и религиозной идентичностей стали нынче обсуждаться все чаще. В силу этого вопросами миграции во многих странах стали заниматься не только министерства труда, но и министерства обороны, министерства внутренней безопасности, министерства иностранных дел. Таким образом, миграция стала рассматриваться как проблема безопасности, а само определение безопасности значительно расширилось за счет невоенных измерений, включив в себя понятия экономической, продовольственной, экологической, эпидемиологической и других форм безопасности [3, с. 97].
Война против терроризма, развернувшаяся после 2001 г., привела к беспрецедентному повышению уровня контроля над мобильностью населения, привела к усилению полицейских сетей и созданию различных структур, отвечающих за внутреннюю безопасность. С учетом ситуации на Ближнем Востоке, событиями вокруг ИГИЛ и потенциальными рисками воздействия этих событий на изменение геополитической обстановки на евразийском континенте, некоторыми экспертами высказывается озабоченность о возможности включенности части миграционных потоков в различные террористические и экстремистские сети. Таким образом, все чаще возникают вопросы потенциального «экспорта» и «импорта» терроризма, фундаментализма и экстремизма.
В Кыргызстане, как, впрочем, и в соседних странах, наблюдается усиление религиозного влияния среди населения, идет вербовка мусульман Центральной Азии для участия в боевых действиях в Сирии с использованием интернет-технологий. В связи с этим становится очевидным появления вопроса - актуально ли для нашей страны рассмотрение темы миграции в разрезе проблем безопасности? Существуют ли серьезные основания для рассмотрения внешней миграции как потенциально угрожающей безопасности Кыргызстана как страны, отправляющей мигрантов в другие страны? [4, с. 336].
Такие основания есть, и более того, концепция национальной безопасности, принятая в 2012 г. в разделе о национальных интересах, уже недвусмысленно указывает на ряд проблем внешней миграции для безопасности государства и для самого существования в качестве суверенного государства [5, с. 17.]
Основные риски и угрозы безопасности для Кыргызстана, как страны отправляющей мигрантов
Миграция имеет воздействие на экономику страны как принимающей, так и отправляющей мигрантов. До настоящего времени, экономическое воздействие трудовой миграции из Кыргызстана на национальную экономику воспринимается в основном позитивно. Трудовая миграция высококвалифицированных специалистов, иначе говоря, «утечка мозгов» - в долгосрочной перспективе, безусловно, может нанести значительный урон экономике государства. Сказываясь на качестве человеческого капитала, такая миграция негативно сказывается на конкурентоспособности экономики, особенно если учесть, что многие профессии просто не восполняются в силу ухудшения и деградации образовательной системы в целом или ее определенной части.
Не секрет, например, что в секторе здравоохранения в Кыргызстане не хватает узких специалистов по многим направлениям, например, во многих поликлиниках, обслуживающих население, нет ревматологов, неврологов, лор-врачей, урологов, кардиологов и др. Аналогичные примеры можно приводить и в других секторах занятости. К примеру, неспособность государства решать вопросы безопасности своих граждан, работающих в других странах, либо не способного предложить своим
168
гражданам условий для достойной занятости у себя на родине на протяжении нескольких десятилетий, вряд ли способствует укреплению гражданской идентичности. Не секрет, что все чаще временные мигранты из Центральной Азии предпочитают получить российское гражданство. Так, за годы независимости, по неуточненным данным, около полумиллиона бывших граждан Кыргызстана получили российское гражданство.
А проблемы незаконного вывоза людей (трафик людей) для трудовой, сексуальной эксплуатации должны волновать и отправляющие страны, в том числе Кыргызстан. Не так редки случаи, когда под видом легальной миграции граждан вывозят за рубеж, где они попадают в рабство или вовсе исчезают. Государство должно озаботиться тем, как это предотвратить, поскольку защитить права таких граждан постфактум чрезвычайно трудно и требует значительных ресурсов.
Другая нарастающая угроза заключается в том, что часть миграционных потоков из Кыргызстана, в силу изменившейся геополитической обстановки, имеет шансы оказаться вовлеченной в террористическую и экстремистскую деятельность на региональном или даже глобальном уровнях. Несмотря на отсутствие точных данных, имеются сведения о том, что некоторое число граждан Центральной Азии, в том числе и из Кыргызстана, попадая на территории стран-реципиентов миграции, вовлекаются в различные сети, в том числе и экстремистские. Предположить дальнейший вектор мобильности таких лиц очень трудно. Но, если не исключать возможность возвращения таких граждан к себе на родину, есть основания предполагать, что последствия их возвращения могут оказаться весьма негативными для безопасности государства и общества [7, с. 87].
Следовательно, первоочередными целями при обеспечении безопасности в области миграции являются: обеспечение безопасности личности, общества в целом, а также самого государства. Безопасность личности необходимо понимать в максимально широком смысле — обеспечение всех основных прав и свобод лица, провозглашенных Конституцией Кыргызской Республики, независимо от того, является ли это лицо переселенцем, либо реализация его прав зависит от миграционной ситуации в стране в целом либо в отдельном ее регионе. Безопасность общества неразрывно связана с сохранением основ конституционного строя государства. Обеспечение безопасности государства обусловлено сохранением территориальной целостности, государственного суверенитета.
Таким образом, государственно-правовое регулирование в области миграционных отношений, в связи с необходимостью сохранения и защиты национальной безопасности, заключается в создании и закреплении правовыми средствами системы мер, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в связи с индивидуальными или коллективными, в том числе массовыми перемещениями людей как внутри государства, так и через государственную границу.
Литература
1. Немытина М. В. Тенденции формирования правовой миграционной политики России // Правовая политика и правовая жизнь. М., 2004. № 1. С. 75.
2. Анар Мусабаев Внешняя миграция и вопросы безопасности в Кыргызстане // Аналитика Кыргызстана. Электрон журн. 2014 г. URL: http://www.cabar.asia/ru.
3. Кулмурзаева Ж. С. Процесс миграции Кыргызской Республике в период суверинитета. Б., 2010. С. 97.
4. Татарян В. Г., Молдоев Э. Э. Проблемы внешней миграции в аспекте обеспечения национальной безопасности в Кыргызской Республике. Б. 2011. С. 336-346.
5. Татарян В. Г., Молдоев Э. Э. Проблемы внешней миграции в аспекте обеспечения национальной безопасности в Кыргызской Республике. Б. 2011. С. 336-346.
169
6. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики; г. Бишкек, от 9 июня 2012 года УП N 120.
7. Рынок труда в Кыргызстане. Тенденции и регулирование. Исследования рынков труда. Том 2. - Бишкек: Фар Фланг Пресс. - Литературный Кыргызстан, 2000. - 70 с.
8. Социально-экономические проблемы миграции населения Кыргызской Республики (1991-1996). - Бишкек: КРСУ, 2000. - 87 с.
9. Абакирова А. М.Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в Кыргызской Республике. Б., 2004. С. 2.
Современные социально-правовые проблемы кыргызских трудовых мигрантов в Казахстане Нуралиев Н. А.
Нуралиев Нурлан Акимбекович /ЫитаНеу МиИап ЛИтЬекоугеИ - соискатель, Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: современные проблемы кыргызских мигрантов в Казахстане связано в основном с легализацией статуса трудового мигранта. Процедура и законность оформления временной регистрации и вида на жительства, порождает множество других проблем - это мошенничество работодателей, условия проживания, доступ к социальным услугам, рабство, поборы и превышения полномочий правоохранительных и пограничных служб в стране пребывания. Ключевые слова: проблемы кыргызских мигрантов, трудовая легализация, рабство, поборы миграционных служб.
В настоящее время, находясь в трудовой эмиграции в Республике Казахстан, трудовые мигранты из Кыргызстана и стран Центральной Азии, сталкиваются и испытывают целый ряд проблем, которые возникают при осуществлении легальной и нелегальной трудовой деятельности в стране пребывания.
В первую очередь, это проблемы оформления и легализации статуса трудового мигранта. Сложности, связанные с процедурой оформления регистрации, вынуждает трудовых мигрантов из Кыргызстана игнорировать эту процедуру, что ведет к нарушению законодательства Казахстана и обрекает самих трудовых мигрантов на бесправное положение, формируют благоприятные условия для поборов представителям правоохранительных органов. Результатом этого является тот факт, что вместо пресечения нелегального пребывания трудовых мигрантов из Кыргызстана на территории Казахстана, его миграционные и правоохранительные органы постоянно выявляют нарушения законодательства и подделку регистрации и миграционных карт в результате регулярных проверок документов у трудовых мигрантов из Кыргызстана'[1].
Несовершенство процедуры регистрации мигрантов в местах их пребывания и механизма получения разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Казахстана становится причиной того, что большинство трудовых мигрантов находят работу в теневой сфере экономики.
Очень многие мигранты жалуются, что крайне сложно получить официальное разрешение на работу, сложно проходить саму процедуру, что и вынуждает их работать без соответствующих документов.
После присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, полноправным членом которого стала летом 2015 г., положительным моментом стало возможность для граждан Кыргызстана пребывать на территории Казахстана без