6. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики; г. Бишкек, от 9 июня 2012 года УП N 120.
7. Рынок труда в Кыргызстане. Тенденции и регулирование. Исследования рынков труда. Том 2. - Бишкек: Фар Фланг Пресс. - Литературный Кыргызстан, 2000. - 70 с.
8. Социально-экономические проблемы миграции населения Кыргызской Республики (1991-1996). - Бишкек: КРСУ, 2000. - 87 с.
9. Абакирова А. МГосударственно-правовое регулирование миграционных процессов в Кыргызской Республике. Б., 2004. С. 2.
Современные социально-правовые проблемы кыргызских трудовых мигрантов в Казахстане Нуралиев Н. А.
Нуралиев Нурлан Акимбекович /ЫитаНеу МиИап ЛИтЬекоугсИ - соискатель, Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: современные проблемы кыргызских мигрантов в Казахстане связано в основном с легализацией статуса трудового мигранта. Процедура и законность оформления временной регистрации и вида на жительства, порождает множество других проблем - это мошенничество работодателей, условия проживания, доступ к социальным услугам, рабство, поборы и превышения полномочий правоохранительных и пограничных служб в стране пребывания. Ключевые слова: проблемы кыргызских мигрантов, трудовая легализация, рабство, поборы миграционных служб.
В настоящее время, находясь в трудовой эмиграции в Республике Казахстан, трудовые мигранты из Кыргызстана и стран Центральной Азии, сталкиваются и испытывают целый ряд проблем, которые возникают при осуществлении легальной и нелегальной трудовой деятельности в стране пребывания.
В первую очередь, это проблемы оформления и легализации статуса трудового мигранта. Сложности, связанные с процедурой оформления регистрации, вынуждает трудовых мигрантов из Кыргызстана игнорировать эту процедуру, что ведет к нарушению законодательства Казахстана и обрекает самих трудовых мигрантов на бесправное положение, формируют благоприятные условия для поборов представителям правоохранительных органов. Результатом этого является тот факт, что вместо пресечения нелегального пребывания трудовых мигрантов из Кыргызстана на территории Казахстана, его миграционные и правоохранительные органы постоянно выявляют нарушения законодательства и подделку регистрации и миграционных карт в результате регулярных проверок документов у трудовых мигрантов из Кыргызстана'[1].
Несовершенство процедуры регистрации мигрантов в местах их пребывания и механизма получения разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Казахстана становится причиной того, что большинство трудовых мигрантов находят работу в теневой сфере экономики.
Очень многие мигранты жалуются, что крайне сложно получить официальное разрешение на работу, сложно проходить саму процедуру, что и вынуждает их работать без соответствующих документов.
После присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, полноправным членом которого стала летом 2015 г., положительным моментом стало возможность для граждан Кыргызстана пребывать на территории Казахстана без
регистрации в течение 30 дней, а также отмена квот на трудоустройство на территории Казахстана. Однако ряд проблем, и можно сказать ключевых проблем, сохранился.
1. В первую очередь, что касается положения тех мигрантов, которые трудоустраиваются по найму (трудовая легализация). Для регистрации им необходимо получить временную регистрацию. Эта процедура заключается в следующем. Трудовому мигранту необходимо найти съемное жилье и с его владельцем ехать в миграционную полицию и получить прописку с соответствующим штампом в домовой книге хозяина жилья. Это является основанием для получения временной регистрации и вида на жительство (процесс которого также не быстр и не дает никаких гарантий того, что мигрант его получит без дополнительных взяток соответствующим службам). Далее, когда мигрант находит место работы, он должен заключить с работодателем трудовое соглашение [2].
Естественно, что никто из граждан Казахстана (за исключением лишь некоторых близких родственников) абсолютно не настроены регистрировать на своей жилплощади мигранта. Мало того, что это риск сам по себе, так это еще тянет за собой дополнительные коммунальные платежи, а также плату в виде налогов за сдачу жилья в наем. Такое положение вещей порождает колоссальные нарушения: либо мигрант проживает без регистрации, либо обращается к так называемым посредникам, которые за достаточно высокую оплату прописывают десятки мигрантов на небольшой площади и по своим каналам благодаря коррупции в миграционных органах Казахстана регистрируют мигрантов. Но и такая регистрация не сильно облегчает жизнь трудовому мигранту, поскольку проверки этой категории лиц осуществляются правоохранительными органами, что называется «на каждом шагу». И любая сколь-нибудь серьезная проверка выявляет допущенные нарушения, и поборы с мигранта начинаются опять. В противном случае ему грозит депортация на родину [2].
Большинство работодателей также не стремятся заключать трудовые соглашения с трудовыми мигрантами, поскольку это сразу увеличивает их расходы на наем рабочей силы из-за соответствующих платежей. Кроме того, бесправное положение трудового мигранта также на руку работодателю, так как это позволяет его откровенно эксплуатировать, занижая оплату труда, не соблюдать законодательство в отношении условий труда, его режима и отдыха [2].
Что касается той категории мигрантов, которые трудоустраивают себя сами, становясь индивидуальными предпринимателями (ИП), то и здесь вопреки здравому смыслу все далеко не так просто. С одной стороны, казалось бы, экономике Казахстана только на пользу рост числа индивидуальных предпринимателей, деятельность которых позволяет увеличивать ВВП страны. Однако процедура регистрации индивидуальных предпринимателей в Казахстане для граждан Кыргызстана очень сложна.
Для регистрации ИП нужен вид на жительство, а процедура его получения уже описывалась. Более того, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять свою деятельность только в том регионе, где получен вид на жительство, а в других районах это запрещено. Если предприниматель меняет район своей деятельности, то он должен опять получать вид на жительство уже в новом районе [2].
В результате, по исследованиям автора, порядка 90% таких трудовых мигрантов вынуждены работать без регистрации, ставя себя вне закона, становясь нелегальными трудовыми мигрантами. А это сразу же обрушивает на таких людей весь пресс бесправия, включая постоянные поборы со стороны правоохранительных, миграционных и прочих государственных органов Казахстана. Даже проезд на автомобиле с кыргызскими номерами становится серьезной проблемой, поскольку любой представитель правоохранительных органов может остановить машину, обыскать ее, проверить документы, придраться к любой мелочи и вытянуть взятку. И
171
это активно практикуется самыми разными государственными органами Казахстана [2].
Подобная деятельность со стороны государственных органов наблюдается в отношении граждан Кыргызстана, начиная с самой границы: процедура прохождения пограничного поста в Казахстане уже после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз занимает в несколько раз больше времени, чем в Кыргызстане, но при этом стоит заплатить соответствующую сумму пограничникам и можно спокойно пройти пограничные посты без очереди и всяких проверок (хоть пешком, хоть на машине). И это делается практически открыто, не опасаясь наказаний ни со стороны начальства, ни со стороны выше стоящих инстанций [2].
Сложившаяся ситуация, вынуждает кыргызских трудовых мигрантов в массовом порядке, получать вид на жительство и принимать гражданство Казахстана.
В ходе опроса трудовых мигрантов из Кыргызстана автором был задан и такой вопрос: «Согласны ли вы легализовать свою трудовую деятельность в Казахстане?». 100 % ответили утвердительно. Они готовы официально зарегистрироваться, платить налоги и т.п., если процедура регистрации будет необременительной физически и финансово и не займет много времени [2].
Нелегальное положение трудовых мигрантов в Казахстане порождает ряд других проблем.
2. Мошенничество со стороны работодателей. Это довольно обширная проблема, включающая несоответствие условий труда, заявленных заранее, низкий уровень оплаты (и даже ее полное отсутствие), ненормируемый рабочий день, отсутствие условий для проживания, откровенное рабство и прочее.
Огромное количество мошенников-работодателей откровенно наживаются на наших мигрантах, обещая очень привлекательные условия работы, включая высокую оплату, но в реальности даже не обеспечивают им элементарной социальной защиты: социального пакета, медицинской страховки, отчислений в пенсионный фонд [3].
У трудовых мигрантов их Кыргызстана отсутствуют выходные дни (в том же случае, если они и бывают, то режим отдыха абсолютно не соответствует ни национальному законодательству Казахстана, ни международным стандартам).
Кроме того, как правило, заработная плата трудовых мигрантов в несколько раз ниже, чем оплата труда за аналогичную работу граждан Казахстана. Довольно частым явлением следует признать факт невыплаты заработной платы работодателем. Пользуясь нелегальным положением работников, нечестные работодатели чтобы не платить зарплату, когда подходит срок выплаты, доносят на мигрантов в соответствующие органы, мигрантов задерживают, а затем депортируют в Кыргызстан. А недобросовестные работодатели нанимают новых работников опять же из числа нелегальных трудовых мигрантов.
Нередки и случаи отъема денег у трудовых мигрантов, и здесь порой также не обходится без наводки работодателя.
Еще одной разновидностью мошенничества является так называемая «отработка долга», когда мигрантов заставляют бесплатно работать в счет погашения расходов, потраченных на них (это может быть оплата за проезд, за проживание, за питание, за оформление полулегальных документов, за подкуп должностных лиц и избежание регулярных проверок и т.п.). Те мигранты, которым дорогу к месту работы оплачивают посредник или работодатель, имеют высокий уровень риска отъема документов и подвергнуться принудительному труду [2].
3. Проблемы с жильем. Подавляющая часть трудовых мигрантов из Кыргызстана, находясь на территории Казахстана, испытывают серьезные проблемы с жильем. Причин здесь несколько. Во-первых, официально снять жилье практически не реально, поскольку, как уже описывалось выше, хозяин должен зарегистрировать такого квартиросъемщика официально и прописать его, что тянет за собой резкий рост оплаты за услуги ЖКХ, на что ни один хозяин идти не желает. Кроме того, ни один хозяин не хочет иметь еще ряд сопутствующих этой процедуре проблем.
172
Во-вторых, мигранты предпочитают экономить на аренде жилья, предпочитая проживать в самых тяжелых условиях. Так, в таких городах Казахстана, как Алматы, Астана и других для работающих на базарах мигрантов зачастую местом проживания являются железные контейнеры. Эти контейнеры одновременно служат и складом для продукции, и местом работы, и местом проживания. Согласно исследованиям, проживают там люди вполне добровольно, поскольку для аренды более или менее нормального жилья им не хватает зарплаты. Многим такие условия проживания в контейнере предоставляют работодатели, пользуясь безвыходным положением трудовых мигрантов [4].
В-третьих, довольно часто именно работодатели, обязанные предоставлять жилье, создают для своих наемных работников такие условия. По большей части работодатель не обеспечивает своих работников надлежащим жильем, и последние вынуждены в целях экономии снимать маленькую комнату, проживая в ней в большом количестве и не имея даже элементарных удобств. Нанимающиеся на строительство частных домов вынуждены сами себе строить времянки для проживания.
4. Отсутствие доступа к социальным услугам трудовых мигрантов и членов их семей. Мигранты из Кыргызстана, осуществляя трудовую деятельность на территории Казахстана, имеют ограниченный доступ к социальным услугам (медицинскому обслуживанию, пенсионному обеспечению, социальному страхованию, образованию для детей и т.п.). И это касается легальных мигрантов, для которых частично социальные услуги предусмотрены, но нет доступа к пенсионной системе, ко многим социальным услугам как не гражданам Казахстана.
В случае пребывания трудовых мигрантов в Республике Казахстан в режиме 90 -дневного срока органы здравоохранения страны предоставляют таким людям бесплатную медицинскую помощь только в экстренных случаях или же в случае возникновения социально опасных заболеваний, согласно законодательно закрепленному перечню (психические заболевания, туберкулез и некоторые другие). Если же мигрант имеет какие-то хронические заболевания, то ему рекомендуют лечиться на родине. Трудовые мигранты со статусом «индивидуальный предприниматель» могут получать полный спектр медицинских услуг наравне с гражданами страны.
Без регистрации беременные женщины из Кыргызстана не могут проходить плановое профилактическое обследование и лечение. Вместе с тем, в силу того, что роды относятся к разряду экстренных случаев, они принимаются бесплатно. Однако если же роды сопровождаются патологией, если возникает необходимость операционного вмешательства или после родов требуется лечение, то сразу же возникают проблемы с медицинской страховкой, которая является непременным условием предоставления такого рода медицинских услуг, и которой у женщин-мигрантов чаще всего нет [2].
В рамках системы здравоохранения республики медицинские структуры осуществляют дополнительную перепись тех детей, чьи родители не имеют гражданства Казахстана. Эти дети ставятся на учет в поликлиниках с целью осуществления вакцинации и профилактического лечения.
Законодательно дети трудовых мигрантов, временно пребывающие на территории Казахстана, имеют доступ к учреждениям системы образования (дошкольного и общеобразовательного). Но это в случае наличия прописки, т.е. для легальных мигрантов.
Даже легальные трудящиеся-мигранты, временно проживающие на территории Казахстана, не могут участвовать в казахстанских накопительных пенсионных фондах, в том числе и в случае согласия на добровольные пенсионные выплаты. Лишь трудовые мигранты со статусом ИП имеют доступ к Казахстанской пенсионной системе[5].
Что же касается нелегальных трудовых мигрантов, то они вообще находятся в абсолютно бесправном положении.
5. Отсутствие необходимой квалификации. Очень часто трудовые мигранты из Кыргызстана не имеют необходимой квалификации. Подавляющая часть таких мигрантов - нелегальные. Эти люди не могут быть конкурентоспособными на квалифицированном рынке труда Казахстана, и чаще всего трудоустраиваются разнорабочими. Отсутствие необходимой квалификации у таких мигрантов порождает такие сопутствующие проблемы, как низкий уровень заработной платы. Кроме того, у работодателя нет стимула ценить такие кадры и стремиться их сохранить, поскольку в любой момент он может нанять других неквалифицированных работников, а этих выгнать даже не оплатив работу. Неквалифицированные работники не оцениваются как трудовой капитал, что снижает их ценность на рынке труда.
6. Рабство. Нелегальное пребывание трудовых мигрантов в Казахстане резко увеличивает их риски попасть в рабство. Некоторые граждане еще при выезде из Кыргызстана попадают в зависимость от посредников, к услугам которых прибегают в поиске работы. Особенно это характерно для сектора сельского хозяйства, в который привлекаются нелегальные мигранты, у которых забирают документы и заставляют работать буквально за еду. При этом они находятся фактически на положении рабов.
Другой разновидностью рабства является невыплата заработной платы. Так, работодатели, когда наступает время выплачивать зарплату, вызывают миграционную полицию, незаконных мигрантов задерживают и затем депортируют в Кыргызстан. При этом работодатель заработную плату не выплачивает. В данном случае правоохранительные органы фактически являются пособниками в торговле людьми. Я считаю, что эта трудовая эксплуатация — один из видов торговли людьми' [6].
7. Отсутствие системы организации услуг трудоустройства. На территории Казахстана и Кыргызстана действуют отдельные посредники, оказывающие услуги трудоустройства, но многие из них вовлечены в торговлю людьми. Существуют и некоторые некоммерческие организации (НПО), оказывающие помощь трудовым мигрантам, а также действуют кыргызские диаспоры в наиболее крупных населенных центрах Казахстана.
Какие-то слабые попытки по работе с трудовыми мигрантами предпринимают государственные органы обоих республик. Однако вся эта деятельность разрознена, узконаправленна, фрагментарна и практически имеет нулевую эффективность в виду отсутствия единой согласованной и продуманной системы, в рамках которой можно было бы структурировать и согласовать деятельность по легальному трудоустройству мигрантов из Кыргызстана.
Некоторые из этих проблем с присоединением Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) должны будут разрешиться, но большинство из них следует решать на уровне обоих государств.
Подводя итоги в данной работе, следует отметить, что трудовые мигранты из Кыргызстана трудоустраиваются в Казахстане в разных отраслях, но превалируют здесь торговля, строительство и сфера услуг. При этом подавляющая часть трудовых мигрантов (до 90%) - нелегалы, трудоустраивающиеся на низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу. Большая часть нелегальных мигрантов работает в строительной отрасли, в сфере услуг и на торговых рынках. В сельском хозяйстве работает малая часть трудовых мигрантов, в основном в весенне-летний период, преимущественно выходцы из сельской местности южного региона Кыргызстана.
После присоединения Кыргызстана к ЕАЭС, положения и проблемы кыргызских трудовых мигрантов в Казахстане, по ожиданиям самих мигрантов, должно было бы решиться кардинальным образом, но, к сожалению, как практика показывает не все так просто. В рамках ЕАЭС куда входит и Кыргызстан с августа 2015 года,
174
существует две основные направления, по которым трудовым мигрантам стало немного легче осуществлять трудовую деятельность в Казахстане. Первое - это пребывание в Казахстане без регистрации в течение 30 суток с момента въезда. И второе - только для членов ЕАЭС отменены трудовые квоты для мигрантов. Оформляться трудовые мигранты могут по индивидуальным трудовым соглашениям с работодателями.
По существующим проблемам кыргызских мигрантов, хотелось бы желать лучшего, но они были, есть и пока остаются. И самыми главными проблемами является - законность процедуры оформления временной регистрации, получения вида на жительство, оформление статуса ИП для индивидуальных предпринимателей, жилищные условия, мошенничество со стороны работодателей, превышения служебных полномочий правоохранительных органов и пограничных служб Казахстана, отсутствия доступа к социальным услугам, отсутствие необходимой квалификации, рабство и другие.
Современное состояние и проблемы кыргызских трудовых мигрантов в Казахстане, можно решить, хотя бы частично только при активном сотрудничестве на уровне уполномоченных органов обоих государств и гражданского сообщества. Решение этих проблем является залогом создания цивилизованной системы трудовой миграции и создания человеческих условий пребывания наших соотечественников в соседней братской нам стране.
Литература
1. Атанаева С. Миграционные процессы в Кыргызстане в период суверенитета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=23656 (дата обращения 11.07.2013г.).
2. Соц. исследования автора (опрос) с марта по август 2015г.
3. Вихарева Т., Капушенко А. О миграционных процессах в Кыргызстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iom.tj/csm/index. php/%D0%9E (дата обращения 01.08.2012г.).
4. Казахстан: официально о мигрантах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pkk.kg/551-kazahstan-oficialno-o-migrantah.html (дата обращения 20.09.2013 г.).
5. Правозащитники о трудовых мигрантах Кыргызстана в России и Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kaps.kg/%D0%BC% D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B/173 .html (дата обращения 04.11.2013г.).
6. Казахстан: официально о мигрантах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pkk.kg/551-kazahstan-oficialno-o-migrantah.html (дата обращения 20.09.2013г.).