Научная статья на тему 'Проблемы трудовой миграции в условиях международной экономической интеграции'

Проблемы трудовой миграции в условиях международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / HOUSING AND COMMUNAL CONDITIONS / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CUSTOMS PROCEDURES / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ / LABOR CONTRACT / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / REMITTANCES / МИКРОКРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MICROCREDIT ORGANIZATIONS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камалов Эрлан Токтоназарович

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в условиях присоединения Кыргызской Республики в Евразийскому Экономическому Союзу, которая является одним из основных факторов решения социально-экономических задач национальной экономики. Разные уровни развития, часто вызванные внутренними конфликтами, нехватка природных ресурсов, внешнее воздействие эти и другие факторы повлияли на дезинтеграционные процессы в странах бывшего СССР. Но создание СНГ, ЕврАзЭС, ТС и перспективы развития ЕАЭС свидетельствуют о наличии естественного притяжения между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудовой миграции в условиях международной экономической интеграции»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Камалов Э.Т. Email: Kamalov17116@scientifictext.ru

Камалов Эрлан Токтоназарович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и налогов, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена проблемам трудовой миграции в условиях присоединения Кыргызской Республики в Евразийскому Экономическому Союзу, которая является одним из основных факторов решения социально-экономических задач национальной экономики. Разные уровни развития, часто вызванные внутренними конфликтами, нехватка природных ресурсов, внешнее воздействие -эти и другие факторы повлияли на дезинтеграционные процессы в странах бывшего СССР. Но создание СНГ, ЕврАзЭС, ТС и перспективы развития ЕАЭС свидетельствуют о наличии естественного притяжения между странами. Ключевые слова: трудовая миграция, жилищно-коммунальные условия, гражданство, таможенные процедуры, миграционная политика, трудовой контракт, теневая экономика, денежные переводы, микрокредитные организации, государственное регулирование.

PROBLEMS OF LABOR MIGRATION UNDER THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION Kamalov E.T.

Kamalov Erlan Toktonazarovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND TAXES, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article is devoted to the problems of labor migration in the context of the accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian Economic Union, which is one of the main factors in the solution of social and economic tasks of the national economy. Different levels of development, often caused by internal conflicts, lack of natural resources, external influence - these and other factors have affected the disintegration processes in the countries of the former USSR. But the creation of the CIS, the Eurasian Economic Community, the Customs Union and the prospects for the development of the EAEC show the presence of a natural attraction between the countries.

Keywords: labor migration, housing and communal conditions, citizenship, customs procedures, migration policy, labor contract, shadow economy, remittances, microcredit organizations, state regulation.

УДК 330.34.014.2(575.2)

На евразийском пространстве существует ряд благоприятных условий для передвижения рабочей силы: общие исторические и культурные ценности, родственные языки и относительная терпимость принимающей страны по отношению к мигрантам из бывшего СССР (в сравнении с мигрантами из Китая и других стран дальнего зарубежья). Однако положение трудовых мигрантов, чаще всего неквалифицированных, оставляет желать лучшего. Между тем, положение граждан, участвующих в миграционных потоках, зависит от политики как посылающей, так и принимающей сторон. Трудовая миграция из Кыргызстана носит стихийный характер, и в этой статье мы предприняли попытку анализа имеющихся проблем в целях поиска адаптированных решений, которые должны быть имплементированы после вступления страны в Евразийский экономический союз.

Продолжающаяся внешняя трудовая миграция носит стихийный, мало регулируемый со стороны государства характер, что порождает ряд отрицательных последствий общественно-политического, социального и экономического плана, как для страны-отправителя, так и для стран-реципиентов.

Согласно мнению самих мигрантов, основными проблемами, с которыми они сталкиваются в России и Казахстане, являются финансовые вопросы (20% в РФ, 15% в РК) и поиск работы (16% в РФ, 17% в РК). В проблемах, связанных с жилищно-коммунальными условиями, наблюдается разрыв между Россией и Казахстаном, что свидетельствует о наличии более сложных условий в России, чем в Казахстане (15% в РФ, 7% в РК), в то время как проблемы с миграционной полицией наблюдаются больше в Казахстане (24%), чем в России (17%) [5, с. 203].

Основной проблемой прибывающих в Россию и Казахстан граждан Кыргызстана является процедура оформления регистрации в течение трех — пяти рабочих дней с момента прибытия. Из-за крайне ограниченных сроков кыргызские граждане вынуждены получать фиктивную временную регистрацию различными путями, выезжать-заезжать в страну и находить другие полулегальные способы пребывания в стране-реципиенте, что негативным образом отражается на их правовом статусе. Их зачастую задерживают правоохранительные органы, подвергают штрафам и санкциям, административной депортации. Более того, в России достаточно сложная процедура получения разрешительных документов на трудоустройство, занимающая порой два-три месяца, и высокие пошлины за их оформление (4-6 тыс. рублей), что способствует распространению теневой занятости трудовых мигрантов. Министерством здравоохранения и социального развития РФ устанавливаются квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, которые в 2012 году составили 1.746 млн трудовых мигрантов. Однако, по данным ФМС, в настоящее время в России работают 9.1 млн иностранных граждан. Данная ситуация также благоприятствует развитию различных «посредников», предлагающих свои услуги и занимающихся продажей поддельных документов.

Такая ситуация вынуждает кыргызских граждан оформлять российское гражданство в упрощенной форме в соответствии с двусторонним Соглашением между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. На сегодня это самый быстрый (около трех-четырех месяцев) и доступный способ легализоваться на территории России. По словам М. Бейшенова, заместителя директора Департамента по внешней миграции при МИД КР, с 1997 по 2012 год свыше 400 тыс. кыргызских граждан получили гражданство России. Большинство этих людей были трудовыми мигрантами, которые получили гражданство в целях облегчения своего пребывания в стране миграции, однако в случае их возвращения в Кыргызстан возникает ряд трудностей, связанных главным образом с пропиской, трудоустройством, социальной страховкой, правами на собственность. Эти обстоятельства поощряют ситуацию, когда бывшие мигранты, получившие российское гражданство, не отказываются от кыргызского, таким образом имея де-факто двойное гражданство, несмотря на то, что де-юре это невозможно, так как нет соответствующих соглашений с другими государствами. Поэтому, согласно М. Бейшенову, «мигранты ставят перед нами задачу облегчить процедуры оформления по возвращении, чтобы они могли быстро начать здесь полноценную жизнь».

Учитывая сложность получения кыргызскими трудовыми мигрантами разрешения на работу, для облегчения решения данной проблемы в соответствии с законодательством Российской Федерации был разработан (и с января 2006 года вступил в силу) Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 года. Документ предоставляет определенные преимущества кыргызским трудовым мигрантам в части упрощения деятельности индивидуальных

предпринимателей, освобождения российских работодателей от внесения предварительного залога, в случае возможной депортации и т. д.

Сходные проблемы со сложностями регистрации и получения разрешения на работу имеют трудовые мигранты и в Казахстане, где действует система лицензирования иностранной рабочей силы, а правительство устанавливает ежегодные квоты. Перед предприятиями и организациями, которые собираются привлечь на работу иностранцев, законодательством Казахстана установлено множество сложно преодолимых бюрократических барьеров. При этом официальные власти стремятся к обеспечению приоритетного права казахстанских граждан на вакантные рабочие места и сокращению числа иностранных работников. Эти меры казахстанских властей приводят к тому, что нелегальный ввоз рабочей силы значительно превышает количество трудоустроенных легально, что весьма негативно сказывается на правах мигрантов в стране пребывания.

Из ответов трудовых мигрантов следует, что существуют и эндогенные барьеры (финансовые или личные проблемы), которые не могут быть устранены при вступлении в единое таможенное пространство, т.е. в Евразийский экономический союз. Однако довольно высока доля ответов, свидетельствующих о наличии барьеров административного характера (проблемы, связанные с документами, отсутствие информации о трудоустройстве). Это говорит о том, что часть проблем может быть решена при создании системы свободного передвижения рабочей силы, отмене разрешительных документов на право трудовой деятельности и улучшении информации о рынках труда и административных процедурах в странах ЕврАзЭС.

В России в контексте растущих потребностей в иностранной рабочей силе существующая система квотирования и постоянное сокращение квот представляется противоречивым решением, которое сказывается на увеличении доли нелегальных мигрантов. Иностранная рабочая сила, привлеченная в РФ в 2011 году, по данным Федеральной миграционной службы, составляет около 9 млн человек, в то время как правительство России ограничительными мерами установило предельную численность трудовых мигрантов в 1.7 млн человек. «Привлеченная рабочая сила на нелегальной основе составляет примерно 7 млн человек. Эти люди вносят свой вклад в получение прибыли российскими предприятиями, создают продукты, рабочие места, способствуют экономическому росту страны. В данных обстоятельствах для российского правительства было бы естественным предпринять шаги по либерализации миграционного законодательства», — считает эксперт, представляющий официальные органы Кыргызстана. В то же время в странах-реципиентах продолжаются дискуссии о конкуренции, которую трудовые мигранты представляют для местной рабочей силы, что особенно акцентируется в периоды экономических кризисов.

В то же время в Концепции развития миграционной политики России до 2025 года, принятой в 2012 году, говорится, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития». В документе подчеркивается, что существующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Так, бюджет для реализации мер, предусмотренных Концепцией, составил 86 млрд рублей. Самая большая статья расходов (18.5 млрд рублей) отведена на борьбу с нелегальной миграцией путем совершенствования миграционного контроля, упрощения процедуры выдачи

миграционных карт и создания центров содержания мигрантов. На финансирование программ адаптации и интеграции мигрантов выделено 14 млрд рублей [3, с. 126].

Процедура выдачи разрешений на привлечение в Казахстан иностранной рабочей силы носит сложный характер и является чрезвычайно затратной по времени и сопутствующим расходам для работодателя. Более того, объем требований с каждым годом возрастает, а требования еще более усложняются, что может быть одной из причин нарастающих в стране объемов нерегулируемой трудовой миграции.

Меры по интеграции трудящихся-мигрантов в местное общество в настоящее время реализуются в Казахстане не очень активно, и тому есть ряд причин. Во-первых, политика по регулированию трудовой миграции основана на признании ее временного характера. Во-вторых, большинство прибывающих в Казахстан трудящихся-мигрантов в недавнем прошлом были гражданами единого государства (СССР) и по-прежнему не испытывают серьезных языковых и культурных проблем. Кроме того, в условиях отсутствия визового режима с основными государствами-донорами трудящихся-мигрантов, а также по причине в целом открытого характера визовой политики не возникает серьезных преград для реализации права на воссоединение семей трудящихся-мигрантов, законно прибывающих на территорию Казахстана. Для решения проблем интеграции мигрантов из таких стран, как Монголия и Китай, предусмотрено оказание адаптационных услуг на базе специализированного центра.

Таким образом, трудовая миграция в Казахстане еще носит стихийный характер, имеются многочисленные недоработки в законодательстве, которые на деле превращаются в административные барьеры на пути миграции, в первую очередь трудовой. По мнению экспертов, к основным проблемам трудовой миграции можно отнести следующие:

• Сложная, длительная и бюрократизированная система регистрации и получения разрешительных документов на трудовую деятельность, что препятствует легальному нахождению трудовых мигрантов за рубежом. По оценке Федеральной миграционной службы Российской Федерации и данным посольства Кыргызской Республики в Казахстане, только 10% от общей численности трудовых мигрантов осуществляют трудовую деятельность на законных основаниях.

• Низкая правовая грамотность трудовых мигрантов. Результаты экспертных бесед показывают, что проблемы трудоустройства и пребывания граждан Кыргызстана в России и Казахстане зачастую возникают из-за правовой неграмотности или несоблюдения ими законодательства государства, в котором происходит трудоустройство. Многие граждане КР выезжают на заработки, абсолютно не зная внутреннего миграционного законодательства страны назначения, и поэтому становятся для полиции, таможенных и пограничных органов объектом вымогательств.

• Кроме того, кыргызские трудовые мигранты обычно работают без трудового контракта с работодателем, только на основе устного соглашения с ним, поэтому они находятся в полной зависимости от своего работодателя, который устанавливает им размер заработной платы, как правило, гораздо меньше, нежели местным жителям. При этом трудовые мигранты вынуждены проживать нелегально и заниматься нелегальной трудовой деятельностью в силу того, что работодатель не хочет платить за них налоги и социальные выплаты. Такая ситуация способствует дискриминации трудовых мигрантов в плане оплаты труда и предлагаемых профессий, а в некоторых случаях ведет к трудовому рабству.

• Недостаточная профессиональная подготовка и слабое знание русского языка. Большинство кыргызских трудовых мигрантов трудоустраиваются в России без учета полученной специальности и профессии. Обычно они занимают те вакансии на рынке труда, которые не являются привлекательными для местного населения в силу невысокой заработной платы и непрестижности профессии. Заполняя эти свободные ниши, они способствуют развитию сферы услуг и инфраструктуры. В настоящее время среди кыргызских трудовых мигрантов становится все больше выходцев из

малых городов и сел, которые имеют более низкий уровень образования и квалификации. Низкий образовательный и квалификационный уровень предопределяет и низкооплачиваемый характер выполняемой ими работы (дворники, грузчики, чернорабочие, реализаторы на рынках), согласие трудиться за любые деньги, лишь бы что-то заработать.

Проблемы, связанные с условиями труда и жизни, относятся, как видно из ответов мигрантов, к разряду второстепенных проблем, несмотря на то, что большинству трудовых мигрантов, не защищенных законами страны пребывания, приходится работать сверхурочно, по 14-15 часов в сутки, и получать меньшую оплату за труд, чем местные жители. При этом трудовые мигранты и представители диаспоры сообщали о недопустимых условиях жизни, когда на небольшой жилой площади иногда проживают десятки человек. Многие трудовые мигранты, в частности, те, которые находятся в России и Казахстане на нелегальной основе, не обращаются в учреждения здравоохранения в случае заболеваний, а в правоохранительные органы — в случае нарушения их прав. В этой ситуации важна роль неправительственных организаций, количество которых невелико. Среди структур поддержки трудовых мигрантов можно выделить Международную организацию труда и Международную организацию по миграции, которые ведут работу на уровне межправительственных соглашений. Стоит отметить уполномоченные органы дипломатических представительств, миграционные службы, ассоциации соотечественников [2].

Что касается НПО, то, за исключением Российского Красного Креста, среди них сложно назвать те, которые были бы основательно вовлечены в проблемы мигрантов; их деятельность ориентирована либо на участие в краткосрочных проектах, либо на оказание посреднических услуг трудовым мигрантам.

Все вышеперечисленные проблемы способствуют низкой интеграции трудящихся мигрантов в общество принимающей страны, культурно-социальные и экономические различия между которыми, в свою очередь, являются причиной недоброжелательного отношения и возникновения конфликтных ситуаций между местным населением и приезжими работниками. Разные уровни развития, часто вызванные внутренними конфликтами, нехватка природных ресурсов, внешнее воздействие - эти и другие факторы повлияли на дезинтеграционные процессы в странах бывшего СССР. Но создание СНГ, ЕврАзЭС, ТС и перспективы развития ЕАЭС свидетельствуют о наличии естественного притяжения между странами.

Однако, несмотря на все существующие проблемы в стране пребывания, как выяснилось из итогов социологического исследования, причины возвращения кыргызских мигрантов мало связаны с административными проблемами. Проблемы с документами, легализацией, трудные условия труда и быта не являются препятствием для дальнейшего пребывания кыргызских граждан в стране миграции. По сравнению с Казахстаном выезд в Россию представляется более «серьезным» шагом, от которого «легко» не откажутся, разве что только по семейным причинам, что характерно для кыргызского общества.

В условиях, когда граждане Кыргызстана будут продолжать ездить в Россию и Казахстан с целью заработка, необходимо срочно найти решение существующих проблем, так как их аккумуляция может привести к усугублению социальных конфликтов. Сложность решения вопросов легализации трудовой деятельности и неурегулированный правовой статус создают условия для перехода части кыргызских трудовых мигрантов в криминальную и теневую экономику. Как правило, основную долю трудовых мигрантов в России и Казахстане составляют молодые люди из сельских регионов, легко поддающиеся влиянию. Зачастую это выражается в росте числа кыргызстанцев, злоупотребляющих алкоголем, занимающихся бродяжничеством, вливающихся в криминальную среду.

В конечном счете это приводит к деградации личности, способствует моральному разложению и асоциальной ментальности. Таким образом, прямым

следствием сложившейся ситуации с кыргызскими внешними трудовыми мигрантами является то, что, во -первых, они обрекают себя на социальную и правовую незащищенность и уязвимость, во-вторых, создается масса проблем для государств въезда. В результате не только нарушаются в массовом порядке права, свободы и интересы мигрантов за рубежом, но и наносится вред политическому авторитету и имиджу Кыргызской Республики.

Список литературы /References

1. О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О внешней миграции» [текст]: Закон КР от 23 мая 2008 г. № 98.

2. Атышев К.А. Мы меняем мир [текст] / К.А. Атышев. Бишкек, 2009.

3. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса [текст] / Л.Л. Рыбаковский. М.: Мысль, 2009. 251 с.

4. Саякбаева А.А. Социальная защита населения: Теория, практика, проблемы и решения [текст] / А.А. Саякбаева. Бишкек: КНУ им. Ж.Баласагына, 2006. 226 с.

5. Демографический ежегодник Кыргызской Республики 2006 - 2013 гг. [текст]. Бишкек: Нацстаткомитет, 2014. 322 с.

ВЛИЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Камалов Э.Т. Email: Kamalov17116@scientifictext.ru

Камалов Эрлан Токтоназарович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и налогов, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы земельного налога как фактора, стимулирующего развитие сельского хозяйства. Одним из признанных во всем мире рычагов регулирования деятельности сельского хозяйства является налоговая система, которая выступает как инструмент государства и в то же время как справедливая мера хозяйствования. В связи с этим возникает необходимость надлежащего учета как ресурсов в сельском хозяйстве, так и численности хозяйствую щих субъектов. Для внедрения налоговой системы нужна законодательная база в виде законодательных актов, различных нормативов и ограничений, которые к тому же могут быть дополнены ведомственными и местными положениями. Следует отметить, однако, что и законодательная база, и нормативные документы создаются главным образом для обеспечения эффективного хозяйствования, стимулирования деятельности крестьянских и фермерских хозяйств, а также для повышения благосостояния народа. Ключевые слова: сельское хозяйство, налогообложение, земельный налог, государственное регулирование, агропомышленный комплекс, предпринимательство, конкурентное преимущество, рыночный механизм, современные тенденции, накопленный потенциал, мировой рынок, диверсификация экономики, экология.

EFFECT OF LAND TAX ON DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN

SECTOR OF ECONOMICS Kamalov E.T.

Kamalov Erlan Toktonazarovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND TAXES, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.