ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Эргешбаев У.Ж., Ешенова С.Е.
ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
В настоящей статье рассматриваются проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в контексте современных интеграционных процессов, анализируются ситуация в сфере трудовой миграции, изменения, происходящие после присоединения Кыргызстана к Таможенному и Евразийскому экономическому союзам, возможные тенденции развития внешней трудовой миграции в будущем.
Современная внешняя трудовая миграция населения Кыргызстана происходит в большей степени стихийно, неформально, нелегально. В республике развивается новый сектор экономической деятельности, сравнимый по доходам с 1/3 ВВП, но который находится вне сферы государственного управления и лишь частично доступен мониторингу.
Основные потоки трудовой миграции из КР направлены в две страны Таможенного союза — Россию и Казахстан. При этом миграционная политика РФ играет определяющую роль в формировании потоков внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в силу значительных
экономических возможностей, мощного политического влияния, действия культурно-исторических факторов и наличия спроса на трудовые ресурсы.
В постсоветский период в Кыргызстане усилилась деурбанизация. В сельской местности сегодня проживает около 2/3 всего населения страны. Деградация системы образования привела к тому, что большинство коренного населения имеет низкий образовательный уровень. При этом население республики имеет благоприятную возрастную структуру трудовых ресурсов — более 1/3 составляют дети в возрасте до 14 лет и около 60% — люди в трудоспособном возрасте.
В силу того, что трудовая миграция носит преимущественно нелегальный характер трудно определить реальные ее масштабы. По данным Национального статистического комитета, в 2014 г. число трудовых мигрантов составило около 500 тыс. человек, а по некоторым экспертным оценкам количество трудовых мигрантов уже превышает один миллион человек. Данные официальной
статистики могут дать информацию о главных векторах внешней трудовой миграции: более 90% мигрантов работают в России.
Численность безработных (по данным обследований рабочей силы, в среднем за год) составила в 2013 г. в Кыргызстане 205,7 тыс. человек, или 8,3% экономически активного населения. Это один из самых высоких показателей безработицы странах ТС.
В других странах ЕАЭС уровень безработицы в 2-3 раза ниже: в Казахстане — 5,2% экономически активного населения (470,7 тыс. человек), в России — 5,5% (4137 тыс. человек).
Давление безработных на национальный рынок труда характеризуется следующими данными: в республике на одно свободное рабочее место, заявленное в службы занятости, приходилось 10 человек (по состоянию на июнь 2015 года), а в Казахстане — 5 человек, в Беларуси — 2 человека. В России на 1385,6 тыс. свободных рабочих мест приходилось только 973,9 тыс. безработных, учтенных в службах занятости, т.е. менее одного человека.
Трудовые мигранты из Кыргызстана находят работу в России и Казахстане примерно в одних и тех же секторах экономики, но наблюдаются некоторые расхождения в предпочтениях. Граждане Кыргызстана в большинстве случаев работают на позициях, не требующих высокой квалификации. При этом более трети трудовых мигрантов имеют высшее или незаконченное высшее образование. Доля женщин среди кыргыз-станских трудовых мигрантов составляет около 40%.
Анализ возрастной структуры трудовых мигрантов из Кыргызстана показывает, что доля молодежи в
возрасте от 18 до 29 лет составляет примерно 45 %.
Основными проблемами, волнующими трудовых мигрантов, являются финансовые затруднения — до 21% в РФ и около 16% в РК. Затем идут сложности при поиске работы — 17% в РФ и 18% в Казахстане. До вхождения Кыргызстана в ЕАЭС среди основных проблем мигранты называли сложность регистрационной системы, недостаток правовых знаний, слабую профессиональную подготовку и плохое владение русским языком.
Основные источники потоков внешней трудовой миграции из республики — три южные области: Ош-ская, Джалал-Абадская и Баткенская. Эти области КР являются преимущественно аграрным регионом — сельские жители составляют 65-70% населения. В южном регионе КР наблюдаются высокие темпы прироста населения. При этом основной прирост приходится на сельские районы. В силу недостаточной развитости производственной и социальной инфраструктур и отсутствия сфер применения избыточных трудовых ресурсов вне сельского хозяйства трудовой рынок юга КР характеризуется избытком рабочей силой.
Действие социальных сетей является сильным стимулирующим фактором для граждан КР, намеренных выехать в Россию и Казахстан на заработки. Для подавляющего большинства кыргызских трудовых мигрантов решающую роль в принятии решения о трудовой миграции сыграли родственные связи, наличие друзей, знакомых, земляков. В то же время, роль государственных органов находится на очень низком уровне. По данным исследований, менее 3% респондентов получили помощь от
них [1. С. 21]. Государственным органам КР и межгосударственным органам ЕАЭС необходимо усилить работу с сообществами трудовых мигрантов в целях оптимизации системы информирования, защиты прав и поддержки трудовых мигрантов.
При рассмотрении роли миграционных факторов необходимо принимать во внимание факторы, стимулирующие трудовую миграцию в Кыргызстане, и факторы «притяжения» в стране-реципиенте.
Среди «стимулирующих» факторов трудовой миграции нужно выделить кризисное состояние производства, низкий уровень оплаты труда, значительный уровень бедности и безработицы. Трудовых мигрантов в России притягивают сравнительно высокий уровень оплаты труда, более разнообразное предложение рабочих мест в разных отраслях народного хозяйства.
Сравнение размера номинальной заработной платы в России и Кыргызстане подтверждает данное положение. По итогам 2013 года, по данным Межгосударственного статистического комитета, в Российской Федерации размер номинальной заработной платы был примерно в пять раз выше, а ВВП на душу населения в десять раз выше, чем в Кыргызстане. Такая разница лишний раз выделяет роль экономической детерминанты внешней трудовой миграции населения КР в Россию. Важную роль в формировании потоков трудовой миграции из Кыргызстана в Российскую Федерацию принадлежит социокультурным, историческим и политическим факторам. Социально-экономические связи, сложившиеся за годы существования единого государства, широкое распространение русского языка в республике делает Россию
более доступной страной для миграции [3. С. 13; 4].
Трудовая миграция из КР приводит к глубоким неоднозначным социально-экономическим последствиям как в самой республике, так и в принимающих странах. Специалисты отмечают ряд положительных последствий прибытия иностранцев на заработки в Россию, такие как ликвидация дефицита рабочей силы, рост экономических показателей во многих отраслях экономики, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но многие эксперты считают, что последствия миграционного притока для России скорее отрицательные.
Негативная сторона внешней трудовой миграции для Кыргызстана выражается в следующем: постоянный отток до 40 % мужского населения страны блокирует возрождение и функционирование реального производственного сектора экономики. Массированный выброс из общества наименее консервативной, молодой, малообразованной, мобильной его части приводит к заметной архаизации общества.
Масштабная трудовая миграция меняет поведение больших социальных групп, формирует новый стиль жизни, модели поведения, нормы и ценности. Изменения, происходящие в мигрантской среде, затем распространяются на все общество.
Есть и положительные стороны современной трудовой миграции населения Кыргызстана. Выезд трудовых мигрантов коренной национальности содействует смягчению проблемы избытка рабочей силы в республике. Трудовая миграция приводит к сокращению уровня безработицы, расходов на социальные пособия, переобучение безработных, организацию для них общественных
работ, помощь их семьям и др. Работая за границей, трудовые мигранты повышают свою квалификацию, приобретают ценные производственные и организационные навыки. Этот момент особенно актуален для Кыргызстана, так как значительная часть населения титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень.
Денежные переводы трудовых мигрантов являются значительным источником иностранной валюты. Они способствуют повышению уровня жизни населения, улучшают платежный баланс республики, заметно усиливают позиции национальной валюты — сома. Объемы денежных переводов трудовых мигрантов вполне сопоставимы с доходной частью государственного бюджета Кыргызстана. Переводы трудовых мигрантов в республику превосходят по размерам как официальную донорскую помощь, так и прямые иностранные инвестиции вместе взятые.
Согласно усредненному прогнозу Росстата, на период до 2025 г. снижение величины населения России в трудоспособном возрасте достигнет 9,4 млн. человек. Для решения проблемы убыли населения эксперты предлагают комплекс мер по развитию внутренней миграции населения для более полного применения имеющихся трудовых ресурсов, повышению производительности труда, привлечению на трудовой рынок граждан старше трудоспособного возраста, домохозяек, и т.д.
По мнению специалистов, вместе с этими мерами необходимо шире привлекать международных мигрантов. В противном случае «Россию ждет развитие в условиях сокращающейся занятости, а это пока ни одну страну не приводило к успеху. Одно-
временно ресурс основных миграционных доноров не бесконечен» [5. С. 23]. Исходя из прогнозов Росстата по изменению численности населения на период до 2025 г., можно сделать вывод о необходимости притока трудовых ресурсов из других государств в Россию для возмещения общей убыли населения и для удовлетворения нужд экономики.
Российские специалисты, обосновывая задачи демографической политики в современной России в области миграции и расселения, прежде всего, выделяют задачу поиска предпочтительных контингентов мигрантов, способных легко интегрироваться в российскую этнокультурную среду. Основным направлением деятельности выделяется «нормализация миграционных притоков, привлечение мигрантов, не создающих угрозу ее национальной безопасности» [6. С. 27].
Среди приоритетов в области миграции отмечается необходимость привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств-участников СНГ. По нашему мнению, приток в Россию мигрантов киргизской национальности не противоречит интересам России, не несет угрозы ее национальной безопасности. Мигранты из Киргизии способны относительно легко интегрироваться в российскую этнокультурную среду. Это объясняется тем, что население Киргизии «слабо подвержено влиянию ислама, испытывает тяготение к восточным славянам и стремится жить с ними в симбиозе» [8. С. 3]. Трудовые мигранты из КР, в основном, работают в категории неквалифицированных работников в строительной отрасли, сфере услуг и торговле. По мнению работодателей, кыргызстанские трудовые мигранты
являются конкурентоспособной рабочей силой, так как в отличие от местных жителей готовы работать за меньшую оплату труда.
Главным положительным эффектом для Кыргызстана являются денежные переводы трудовых мигрантов. Их величина за 2014 г., согласно данным Национального банка Кыргызской Республики, составила $1,7 млрд. (без учета переводов по неформальным каналам).
Анализ динамики денежных переводов трудовых мигрантов показывает постоянный рост соотношение общей их суммы к ВВП республики. Данные по денежным переводам из России по странам СНГ демонстрируют, что Кыргызстан входит в основную четверку стран-получателей вместе с Узбекистаном, Таджикистаном и Украиной. По данным Мирового Банка, за 2014 год денежные переводы трудовых мигрантов в Кыргызстане равны 28% ВВП. Если принять во внимание тот факт, что около 90% внешних трудовых мигрантов направляются в Россию, то можно сделать вывод о сильной зависимости экономики Кыргызстана от ситуации на трудовом рынке России.
В мае 2015 г. Кыргызстан был принят в состав Евразийского Экономического Союза. Участие Кыргызстана в Таможенном союзе и ЕАЭС послужит решению проблемы хронической трудоизбыточности на трудовом рынке республики. Снимаются ограничения и упрощаются правила найма трудовых мигрантов из Кыргызстана, отменены процедуры по получению разрешений на устройство на работу. Анализ содержания межправительственных соглашений в сфере трудовой миграции и Договора о ЕАЭС показывает большой потенциал реализации данной норма-
тивно-законодательной базы для усиления взаимовыгодного сотрудничества стран ЕАЭС в регулировании процессов трудовой миграции.
В настоящее время в правительственных кругах Кыргызстана, в общественном мнении превалирует положительная оценка роли внешней трудовой миграции. Государственные органы управления республики признали особое значение трудовой миграции в социально-экономическом развитии страны. Финансовые поступления от внешней трудовой миграции признаны как фактор устойчивого экономического развития и снижения уровня бедности. Внешняя трудовая миграция дает возможность сотням тысяч граждан Кыргызстана выжить в условиях перманентного экономического кризиса, снимает напряженность на национальном трудовом рынке труда и дает основу для обеспечения социальной стабильности в республике.
Ухудшение социально-экономической ситуации в России, резкое снижение обменного курса российского рубля в 2014-2015 гг. заметно осложнили положение трудовых мигрантов, что привело к некоторому снижению размеров потоков трудовой миграции в Кыргызской Республике. Рост миграционных потоков из Кыргызстана возобновился, начиная с мая 2015 года. Это объясняется сезонными колебаниями объемов потоков трудовых мигрантов, ожидаемым введением свободного перемещения мигрантов и другими преференциями для кыргызских граждан от вступления Кыргызстана Республики в Евразийский Экономический Союз.
Положительный импульс трудовой миграции граждан Кыргызстана в Российскую Федерацию придало
решение российского правительства о выводе более 50 000 тысяч кыргызских граждан из так называемого черного списка в июле 2015 года.
Рассмотрение возможных сценариев развития миграционных процессов из Кыргызстана приводит к следующим выводам.
Наибольшую вероятность имеет средний вариант прогноза, базирующийся на эффективном использовании Кыргызстаном всех преимуществ и возможностей для свободного передвижения рабочей силы, полученных в результате вступления КР в ЕАЭС. Согласно среднему варианту прогноза в среднесрочной перспективе ожидается сохранение умеренных темпов развития трудовой миграции граждан КР в Россию и Казахстан. Свобода передвижения трудовых ресурсов по территории ЕАЭС вместе с другими социально-экономическими условиями создает все условия для осуществления трудовой миграции как для неквалифицированных, так и для квалифицированных работников из Кыргызстана. При этом значительный рост масштабов внешней трудовой миграции имеет малую вероятность. Большинство граждан, желающих работать в Российской Федерации, уже осуществили свое намерение. Дальнейшее развитие процессов свободного перемещения рабочей силы внутри ЕАЭС может нивелировать негативные последствия снижения объемов денежных переводов трудовых мигрантов.
В последние 15 лет за счет реэкспорта китайских товаров в РФ и РК Кыргызстан получал масштабные валютные поступления. После вступления в ЕАЭС Кыргызстан лишился данного высокодоходного сектора внешнеэкономической деятельности, который обеспечивал занятость сот-
ням тысяч граждан республики. Главными источниками в формировании республиканского ВВП в настоящий период являются сельскохозяйственный сектор и сфера услуг. С учетом того, что сельскохозяйственная отрасль национальной экономики находится в зависимости от сложных природно-климатических условий, а развитие сферы услуг ограничено невысоким уровнем платежеспособного спроса населения, можно с большой долей уверенности предполагать, что значительный экономический рост, повышение уровня занятости населения являются делом отдаленного будущего.
Согласно демографическим прогнозам в среднесрочной перспективе в Кыргызстане ежегодный прирост трудоспособного населения будет сохраняться на уровне 90-100 тыс. человек.
Прогнозирование трудовой миграции из КР в страны ТС указывает на ежегодный рост потоков трудовой миграции примерно на 3.5%. Ограниченные возможности для трудоустройства населения являются одной из важных детерминант внешней трудовой миграции из Кыргызстана. В настоящее время для основной массы кыргызстанских мигрантов российский рынок труда является безальтернативной возможностью найти работу.
Формирование потоков трудовой миграции из КР в будущем во многом зависит от тенденций демографического и экономического развития России и Казахстана. В настоящее время назрела необходимость разработки скоординированной миграционной политики стран ЕАЭС. Для этого нужно разработать и реализовать единые программы для государственных и межгосударственных ор-
ганов, развивать международное сотрудничество в миграционной сфере.
Следует активизировать развитие межгосударственной нормативно-правовой базы в сфере регулирования миграции.
Вступление КР в ЕАЭС создает кыргызским трудовым мигрантам комфортные условия для пребывания и работы через упрощение правил трудоустройства, улучшение условий жизни как для самих мигрантов, так и для членов их семей.
Новые социально-экономические взаимоотношения в миграционной сфере должны служить интересам всех стран ЕАЭС. Для рационального регулирования распределения трудовых ресурсов Кыргызстану необходимо продолжить работу по выработке эффективной миграционной политики. Государственные органы управления должны развивать сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов, прежде всего с Казахстаном и Россией.
Литература
1. Бейшеналы Н., Левент Х., Ульген Ф., Шамшиев Ч. Экономические последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: анализ воздействия. — Бишкек: АГУП КР, 2014. — 87 с.
2. Мартыненко В.В., Мартыненко С.В. О роли миграции в социально-экономическом развитии стран исхода мигрантов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2014. — № 3. — С. 118-125.
3. Рязанцев С.В., Скоробогатова В.И. Иностранные трудовые мигранты на российском рынке труда и новые подходы к миграционной политике // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2015. — № 4. — С. 27-33.
4. Рязанцев С.В., Красинец Е.С. Подходы к регулированию трудовой миграции в России и странах-партнерах в интересах взаимного развития // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2015. — № 4. — С. 5-12.
5. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. — М: Дело, 2015. — 108 с.
6. Рыбаковский Л.Л. Концепция демографической политики: методологические вопросы. — М.: Экон-информ, 2002. — 28 с.
7. Рыбаковский О.Л., Судоплатова В.С., Таюнова О.А. Вопросы оценки миграционного потенциала // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2015. — № 3. — С. 169-173.
8. Эргешбаев У. Ж, Аманбаева У. Кыргызстан: миграция населения после двух «тюльпановых революций» и ошских событий 2010 года // Человек и труд. — 2011. — № 1. — С. 25-28.
Bibliography
1. Beyshenaly N., Levent H., Ulgen F., Shamshiev Ch. Ekonomicheskie posledstviya vstupleniya Kyrgyzstana v Tamozheniy soyuz Belarusi, Kazahstana I Rossii: analiz vozdeystviya [The Economic Impact of Kyrgyzstan to the Customs Union of Belarus , Kazakhstan and Russia : analysis of the impact]. Bishkek, 2014. 87 p.
2. Martynenko V.V., Martynenko S.V. O roli migracii v social'no-jekonomicheskom razvitii stran ishoda migrantov [On the Role of Migration in the Socio-Economic Development of the Countries of Origin of Migrants]. Nauchnoe obozrenie. Serija 1. Jekonomika i pravo [Scz-entific Review. Series 1. Economy and Law]. 2014. № 3. Р. 118-125.
3. Ryazantsev S.V. and Scorobogatova V.I. Inostrannye trudovye migrant na rossiyskom rynke truda I novye podhody k migratsionnoy politike [Foreign migrant workers on the Russian
labor market and new approaches to migration policies]. Ekonomika I upravlenie: problem i resheniya [Economics and Management: Problems and Solutions]. 2015. № 4. P. 27-33.
4. Ryazantsev S.V., Krasinets E.S. Podhody k regulirovaniju trudovoj migracii v Rossii i stranah-partnerah v interesah vzaimnogo razvitija [Approaches to regulation of labor migration in Russia and partner countries for mutual development]. Nauchnoe obozrenie. Serija 2. Gumanitarnye nauki [Scientific Review. Series 2. Human Sciences]. 2015. № 4. P. 5-12.
5. Florinskya U.F., Mkrttsyan N.V., Maleva T.M., Kirillova M.K. Migratsiya I rynok truda [Migration and the labor market]. Moscow. 2015. 108 p.
6. Rybakovskiy L.L. Kontseptsiya demograficheskoy politiki: metodologicheskie voprosy [The concept of demographic policy: methodological issues]. Moscow. 2002. 28 p.
7. Rybakovsky O.L., Sudoplatova V.S., Tayunova O.A. Voprosy ocenki migracionnogo potenciala [Questions of assessment of migration potential]. Nauchnoe obozrenie. Serija 1. Jekonomi-ka i pravo [Scientific Review. Series 1. Economy and Law]. 2015. № 3. P. 169-173.
8. Ergeshbaev U. Zh., and Amanbaeva U. Kyrgyzstan: migratsiya naseleniya posle dvuh «tuylpanovyh revoluytsiy» I oshskih sobytiy 2010 goda [Kyrgyzstan: migration after two «Tulip Revolution» and the Osh eventsin 2010]. Chelovek I Trud [Man and labor]. 2011. № 1. P. 25-28.