Научная статья на тему 'Кыргызско-российские отношения: фактор трудовой миграции'

Кыргызско-российские отношения: фактор трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / KYRGYZ-RUSSIAN RELATIONS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / LABOR MIGRANTS / КВОТА / QUOTA / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джоробекова Айнур Эшимбековна, Абдыкеримова Алия Алмазбековна

В статье сделана попытка раскрыть фактор трудовой миграции в контексте кыргызско-российских отношений. Авторы уверены, что миграционные процессы стали прочно встроенными в национальные экономики и социальные сферы двух государств, обеспечивая Россию необходимой ей рабочей силой и одновременно предоставляя возможности трудоустройства гражданам Кыргызстана. Данный факт сформировал встречные потоки между странами: трудовых ресурсов в одну сторону и финансов (денежные переводы трудовых мигрантов) обратно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кыргызско-российские отношения: фактор трудовой миграции»

1. Инновационный прорыв в области энергетики.

2. Трансконтинентальный транзит между странами Восточной Азии и Европы.

3. Развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности.

4. Развитие экологического туризма.

5. Развитие образования и культуры, особенно в области:

• медико-биологической технологии;

• альтернативной энергетики;

• альтернативной урбанизации и апробации моделей городов, основанных на новых экологических, транспортных и социальных принципах.

Литература

1. Доклад Президента Республики Казахстан на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, октябрь 1992 года. Нью-Йорк.

2. Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА от 14 сентября 1999 года, г. Алма-Ата.

3. Доклад ООН о человеческом развитии за 1994 год.

4. Доклад комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке от 2002 года.

Kyrgyz-russian relations: the factor of labor migration Djorobekova A.1, Abdykerimova A.2 Кыргызско-российские отношения: фактор трудовой миграции Джоробекова А. Э.1, Абдыкеримова А. А.2

1 Джоробекова Айнур Эшимбековна /Djorobekova Ainur - кандидат исторических наук, профессор; 2Абдыкеримова Алия Алмазбековна / Abdykerimova Aliya - аспирант, кафедра политологии,

Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье сделана попытка раскрыть фактор трудовой миграции в контексте кыргызско-российских отношений. Авторы уверены, что миграционные процессы стали прочно встроенными в национальные экономики и социальные сферы двух государств, обеспечивая Россию необходимой ей рабочей силой и одновременно предоставляя возможности трудоустройства гражданам Кыргызстана. Данный факт сформировал встречные потоки между странами: трудовых ресурсов в одну сторону и финансов (денежные переводы трудовых мигрантов) обратно.

Abstract: the paper is an attempt to reveal the factor of labor migration in the context of the Kyrgyz-Russian relations. The authors believe that migration processes have become firmly embedded in the national economy and social sphere of the two countries, providing Russia with needed labour force and simultaneously providing employment opportunities to the citizens of Kyrgyzstan. This fact formed counter flows between countries: the employment of resources in one direction and finance (remittances of labour migrants) back.

Ключевые слова: кыргызско-российские отношения, сотрудничество, рынок труда, трудовые мигранты, квота, трудовые ресурсы.

Keywords: kyrgyz-russian relations, cooperation, labor market, labor migrants, quota, human resources.

УДК 323.1:325.1

Не умаляя значимость торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, а также тех выгод и возможностей, которые получают российские компании, работая со своими кыргызскими контрагентами и партнёрами (что стало для России особенно важным в контексте введения в отношении неё санкций ряда зарубежных государств, падения цен на энергоносители и общей непростой ситуации в мировой экономике), Москва, выстраивая отношения с Бишкеком, решает также целый комплекс внешнеполитических задач: от обеспечения собственной безопасности до сохранения своего доминирующего положения в центральноазиатском регионе, имеющем для неё стратегическое

значение. В этом состоит качественное различие в целях, задачах и подходах России и Кыргызстана к двусторонним отношениям. Для Кыргызстана выстраивание и поддержание содержательных, эффективных и комплексных отношений с Россией - это, прежде всего, серьёзный инструмент решения экономических проблем, а также наитеснейшим образом завязанных на экономику социальных, и, соответственно, политических задач. Едва ли не важнейшая из которых - комплекс проблем, связанных с отсутствием достаточного числа рабочих мест внутри страны, острейшим дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и необходимостью обеспечить занятость своих граждан, численность которых постоянно растёт.

Решение подавляющего большинства озвученных проблем находится в грамотном выстраивании отношений с Москвой, одним из достижений которых является обеспечение практически беспрепятственного потока граждан Кыргызстана на заработки на территорию Российской Федерации и обратно. Значение этого для экономики Кыргызстана и страны в целом трудно переоценить. По данным Федеральной миграционной службы России, по состоянию на 4 декабря 2015 года, на территории Российской Федерации находится около 11 млн иностранных граждан, 80% из которых - граждане стран СНГ. Из них 542928 граждан Кыргызстана (327982 мужчины и 214946 женщин) [1]. По данным Всемирного Банка, доходы граждан Кыргызстана, работающих в России, составляют порядка 32% от ВВП страны [2, 5], который в 2014 г. достиг $6,6 млрд [3]. По данному соотношению Кыргызстан уступает лишь Таджикистану (мировому лидеру по данному показателю, где 49% ВВП страны составляют переводы трудовых мигрантов). По состоянию на декабрь 2015 года, трудовые мигранты из Кыргызстана, работающие в России, вошли в тройку лидеров по денежным переводам [4]. За 2014 год они в общей сложности перевели на родину около $33 млрд. Схожие данные и динамику приводит и Центральный Банк России. По его сведениям, в общей сложности в III квартале 2015 года через системы денежных переводов в страны СНГ из России было отправлено $2,232 млрд. Кыргызстан здесь также занял третье место с показателем $290 млн [5].

По данным на июль 2015 года, трудовые мигранты перевели из России за год $20,6 млрд -больше всех в Европе. Таким образом, Россия возглавила рейтинг европейских стран по объемам денежных переводов трудовых мигрантов на родину. За ней следуют Великобритания - $17,1 млрд, Германия - $14 млрд, Франция - $10,5 млрд, Италия - $10,4 млрд, Испания - $9,6 млрд. Статистику по переводам представил Международный фонд развития сельского хозяйства. На долю шестерки стран пришлось почти 75% денежных потоков из Европы. Цифры исследования почти совпадают с открытой статистикой ЦБ РФ по денежным переводам. В марте регулятор отмечал, что по итогам прошлого года из России перевели $20,9 млрд. Из них на Киргизию пришлось $2,025 млрд, или 10% [6, 4].

Со своей стороны, и Россия вследствие специфики демографической ситуации объективно нуждается в постоянном притоке новых рабочих рук. Особенно это справедливо для секторов экономики, в силу своих особенностей (таких как низкое соотношение заработной платы к трудозатратам, тяжёлые условия труда) не пользующихся достаточным спросом у местного населения. Основными донорами выступают государства постсоветского пространства, особенно республики Центральной Азии, в их числе и Кыргызстан, где имеет место ярко выраженный избыток рабочей силы. Таким образом, как представляется, трудовую миграцию между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой следует рассматривать, прежде всего, как процесс обоюдно выгодный и необходимый для обеих стран. Вместе с тем, трудовая миграция между странами также является процессом неоднозначным с оценочной точки зрения, поскольку несёт в себе не только положительные, но и отрицательные последствия для всех участников процесса. Кыргызские трудовые мигранты, отправляясь в Россию на заработки, отрываются от родного дома, семьи, как правило вынуждены жить и трудиться в менее комфортных условиях, встраиваться в чужую для них социальную среду. Кыргызстан как страна-донор теряет лучшие кадры в наиболее трудоспособном возрасте, становится, в значительной мере, зависимой от стабильности и объёмов денежных потоков, направляемых своими гражданами на родину, и в целом от миграционной политики страны-реципиента. В свою очередь, для России огромный приток трудовых мигрантов, особенно с учётом нелегальной миграции, создаёт острые проблемы на внутреннем рынке труда, нередко ведёт к межнациональным противоречиям, что в совокупности создаёт определённый градус напряжения в российском обществе.

Острота приведённых выше и ряда других миграционных вопросов, неурегулированность двусторонних отношений в сфере миграции со многими государствами, нарастание масштабов и сложностей миграционных процессов, рост нелегальной миграции и недополучение государством значительных доходов в бюджет, а также невозможность в полной мере обеспечить контроль, а в некоторых случаях даже объективную оценку ситуации на

внутреннем рынке труда в последнее время толкали российское руководство на изобретение и внедрение всё новых механизмов регулирования сложившейся ситуации в сфере миграции в общем и на внутреннем рынке труда в частности.

С 2007 года на территории Российской Федерации ключевым способом регулирования внутреннего рынка труда являлся механизм квотирования. Квотирование как инструмент количественного ограничения прибывающих в страну мигрантов со стороны принимающей стороны предусматривал регулирование потока и распределение иностранной рабочей силы по предварительно определённой потребности работодателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Работодатели получали квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также на временное проживание на территории страны. Предельно допустимые доли использования иностранной рабочей силы были установлены как по видам хозяйственной деятельности, так и по субъектам Российской Федерации. Сильная коррупционная ёмкость данного механизма, выразившаяся в появлении теневого рынка купли-продажи квот, резкий рост числа поддельных разрешений на работу, неспособность квот решить проблему роста незаконной миграции, как следствие, новый рост социальной напряжённости в ряде российских регионов привели к резкой критике данного механизма. В конечном счёте, даже со стороны самой Федеральной миграционной службы Российской Федерации [7]. На смену просуществовавшему менее 8 лет в отношении безвизовых с Россией стран (к числу которых относится и Кыргызстан) механизму распределения квот пришла патентная модель - система реагирования на объём предложения иностранной рабочей силы. С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [8]. Согласно поправкам, трудовым мигрантам, въезжающим на территорию России без визы, необходимо оформить персональный патент сроком на один месяц, с возможностью продления до года [9]. Получить патент необходимо в течение 30 дней с момента въезда в страну (нарушение этого срока повлечет за собой отказ в приеме заявления о выдаче патента). Оформляются они только для тех иностранных граждан, которые указали в миграционной карте в качестве цели приезда в Россию на работу. Кроме того, закон вводит единые требования для получения патента. В частности, мигрант должен в обязательном порядке сдавать тесты на знание русского языка, истории и российского законодательства (в случае выявления нарушений при оформлении патента устанавливается административная ответственность). Также с 1 января 2015 года вести учет безвизовых трудовых мигрантов в регионах России начали специальные органы, куда следует обращаться иностранцам лично со всеми собранными документами (ранее эту функцию могли выполнять посредники). Работодатель должен будет уведомлять ФМС о заключении, а также о прекращении трудовых договоров с мигрантами. Кроме того, с 10 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон, запрещающий на 10 лет въезд в Россию злостным нарушителям миграционного режима (ранее въезд закрывали на три года). Несмотря на очевидную большую гибкость нового механизма, его способность более быстро и адекватно реагировать на меняющиеся потребности экономики и отдельных её секторов в рабочих кадрах, эксперты отмечают очевидные недостатки данного механизма. Среди них особняком стоит прерывание ранее являвшихся обязательными каналов связи трудового мигранта с работодателем на территории России. Это таит в себе угрозу разбалансировки национального рынка труда в некоторых сферах, а также нового витка социального напряжения в регионах при отсутствии должного контроля за трудоустройством и условиями труда и занятости мигранта. Эксперты отмечают и чрезмерную скоропалительность, с которой были внедрены качественно новые правила игры. Недостаточная проработка отдельных аспектов и деталей работы механизма привели к серьезным неудобствам для вовлечённых в проблему сторон, особенно работодателей и самих трудовых мигрантов. В некоторых случаях несостыковки были настолько очевидными, что вопрос приходилось решать на межгосударственном уровне. В частности, представители Посольства Кыргызстана в Российской Федерации, после посещения консульскими работниками одного из миграционных центров в деревне Сахарово (Новая Москва), стали свидетелями огромных очередей и давки, вследствие чего ими в МИД России была направлена нота с просьбой разобраться в его деятельности [10].

Решение или, по меньшей мере, купирование обозначенных выше и многих других актуальных проблем было бы невозможным без тесного двустороннего взаимодействия между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой в вопросах миграции. На сегодняшний день как на базе двусторонних соглашений между Москвой и Бишкеком, так на многосторонней основе в формате региональных организаций сложился механизм взаимосвязи, и даже взаимозависимости стран по широкому спектру вопросов миграции, представляющих, без сомнения, огромный интерес для обеих стран. Миграционные процессы стали прочно встроенными в национальные экономики и социальные сферы двух государств, обеспечивая

Россию необходимой ей рабочей силой и одновременно предоставляя возможности трудоустройства гражданам Кыргызстана. Вследствие этого сформировались встречные потоки между странами: трудовых ресурсов в одну сторону и финансов (денежные переводы трудовых мигрантов) обратно. Таким образом, через механизм миграционного взаимодействия обеспечивается устойчивость экономического развития и социальная стабильность Кыргызстана.

Принимая во внимание приведённую ранее статистику, а также общую значимость вопросов миграции для настоящего и будущего Кыргызстана, становится понятным, почему именно такое значение кыргызские власти уделяют комплексу вопросов, связанных с выездом их граждан на заработки в Российской Федерации, их пребыванием там и возвращением на родину. Масштабная и сложная задача обеспечения максимально комфортного, лёгкого и привлекательного режима пребывания своих граждан на территории России решается руководством Кыргызстана различными путями как стратегически, так и тактически. Тактически это выражается в том, что тема миграции в той или иной плоскости подымается руководством Кыргызстана почти на каждой двусторонней встрече, почти на каждом крупном мероприятии многостороннего формата, в котором принимает участие российская сторона. Яркой иллюстрацией сказанного служат примеры последнего времени. Большинство вопросов, подымаемых на различного уровня встречах представителей кыргызского и российского руководства по самым различным темам, небезосновательно рассматриваются и поднимаются кыргызской стороной через призму именно аспекта трудовой миграции. К стратегическому механизму относится, главным образом, комплекс вопросов, связанных с интеграцией Кыргызстана в евразийские структуры, в первую очередь ЕАЭС.

Не будет преувеличением утверждать, что именно полноправное членство Кыргызстана в ЕАЭС, состоявшееся летом 2015 года, определяет сегодня весь порядок, характер и комплекс кыргызско-российских отношений в сфере миграции.

Литература

1. Сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации // [Электронный ресурс]: сайт Федерального миграционного агентства. Режим доступа: https://www.fms.gov.ru/about/activity/stats/Statistics/Svedenija_v_otnoshenii_inostranni h_grazh/item/5854/ (дата обращения 29.03.2016)

2. Малыхин М. Россия входит в топ-5 по числу иностранных трудовых мигрантов / Михаил Малыхин // Ведомости, 16 апреля 2015.

3. Нешкумай В. ВВП Киргизии в 2014 году вырос на 3,6% / Вадим Нешкумай // [Электронный ресурс]: сайт Информационного агентства ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1698497 (дата обращения 29.03.2016).

4. Кыргызские мигранты в РФ вошли в тройку лидеров по денежным переводам // [Электронный ресурс]: сайт информационного портала "Боорсок", 2015. 25 декабря. Режим доступа: http://boorsok.ru/2015/12/kyrgyzskie-migranty-v-rf-voshH-v-trojku-Hderov-po-denezhnym-perevodam/ (дата обращения 29.03.2016).

5. Трансграничные переводы физических лиц // [Электронный ресурс]: сайт Центрального Банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения 29.03.2016).

6. Буценко А. Трудовые мигранты перевели из России $20,9млрд за год - больше всех в Европе / Антон Буценко // Деловой Петербург, 2015. 15 июня.

7. Глава ФМС РФ: механизм квотирования мигрантов - сбит // [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты «The Moscow Post»,2015. 25 декабря. Режим доступа: http://www.moscow-post.com/news/society/001230190975257/ (дата обращения 29.03.2016).

8. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. // [Электронный ресурс]: сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37 868/ (дата обращения 29.03.2016).

9. Вступил в силу закон для мигрантов о получении патента при въезде в РФ // [Электронный ресурс]. Лента. ру., 2015. 1 января. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/01/01/migrantpat ent/ (дата обращения 29.03.2016).

10. Комаровский В. В. «Архаичный механизм выдачи квот остался в прошлом» / В. В. Комаровский // [Электронный ресурс]: сайт Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук. Режим доступа: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1553 (дата обращения 29.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.