Научная статья на тему 'Современная внешняя трудовая миграция населения Кыргызстана'

Современная внешняя трудовая миграция населения Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9179
802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая миграция / факторы / социально-экономические последствия / денежные переводы / трудовые мигранты / миграционные потоки / трудовые ресурсы / рынок труда / labour migration / factors / social-economic consequences / money transfers / labour migrants / migrational streams / labour resources / labour market

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эргешбаев Уран Жумабекович, Ешенова Сагын Ешеновна, Муратова Чолпонай Каримовна

В данной статье рассматриваются проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в контексте современных интеграционных процессов. В работе анализируется ситуация в сфере трудовой миграции. Авторы рассмотрели основные факторы, стимулирующие внешнюю трудовую миграцию населения Кыргызстана и факторы «притяжения» в странах-реципиентах. В статье выделены основные регионы источники потоков внешней трудовой миграции из республики, рассмотрены основные проблемы, волнующие трудовых мигрантов. Авторы доказывают, что современная внешняя трудовая миграция в целом выгодна Кыргызстану, она пока остается единственно возможным решением многих острых социально-экономических проблем страны. В работе предложены меры по оптимизации распределения трудовых ресурсов Кыргызстана, обоснована необходимость выработки и реализации долговременной программы по направлению избытка трудовых ресурсов за рубеж, по созданию механизма привлечения финансовых средств мигрантов в экономику КР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY EXTERNAL LABOUR MIGRATION OF THE POPULATION OF KYRGYZSTAN

The article dwells on the problems of external labour migration of Kyrgyzstan population in the context of contemporary migrational processes. The authors analyze the situation in the sphere of labour migration. They examined the principal factors stimulating external labour migration of Kyrgyzstan population and those of «attraction» in recipient countries. The main regions being the sources of the streams of external labour migration from the republic are singled out in the article, the major problems exciting labour migrants are presented. The authors prove that contemporary external labour migration is upon the whole profitable for Kyrgyzstan, for the time being it remains the only possible solution of many acute socialeconomic problems of the country. They move some measures for optimization of distribution in reference to labour resources of Kyrgyzstan; a necessity of elaboration and realization of a longterm programme aimed at sending of surplus labour resources abroad, at a creation of a mechanism of attraction of migrants` financial resources into KR economy is well-grounded.

Текст научной работы на тему «Современная внешняя трудовая миграция населения Кыргызстана»

Эргешбаев Уран Жумабекович, д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита Ошского государственного университета (г. Ош, Кыргызстан)

Ешенова Сагын Ешеновна, соискатель кафедры менеджмента Ошского технологического университета (г. Ош, Кыргызстан) Муратова Чолпонай Каримовна, преподаватель кафедры финансов и банковского дела Ошского государственного университета (г. Ош, Кыргызстан)

Ergheshbayev Uran Zhumabekovich, Dr. of Economy, Professor of the department of finances and credit under Osh University of Technology (Kyrgyzstan, Osh) E-MAIL: uranbek65@mail. ru Yeshenova Saghyn Yeshenovna, claimant for candidate degree of the department of management under Osh State University (Kyrgyzstan, Osh) E-MAIL: Sagun.1970@mail.ru Muratova Cholponay Karimovna, lecturer of the department of finances and banking under Osh State University (Kyrgyzstan, Osh) E-MAIL: uranbek65@mail. ru

Ключевые слова: трудовая миграция, факторы, социально-экономические последствия, денежные переводы, трудовые мигранты, миграционные потоки, трудовые ресурсы, рынок труда

В данной статье рассматриваются проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в контексте современных интеграционных процессов. В работе анализируется ситуация в сфере трудовой миграции. Авторы рассмотрели основные факторы, стимулирующие внешнюю трудовую миграцию населения Кыргызстана и факторы «притяжения» в странах-реципиентах. В статье выделены основные регионы -источники потоков внешней трудовой миграции из республики, рассмотрены основные проблемы, волнующие трудовых мигрантов. Авторы доказывают, что современная внешняя трудовая миграция в целом выгодна Кыргызстану, она пока остается единственно возможным решением многих острых социально-экономических проблем страны. В работе предложены меры по оптимизации распределения трудовых ресурсов Кыргызстана, обоснована необходимость выработки и реализации долговременной программы по направлению избытка трудовых ресурсов за рубеж, по созданию механизма привлечения финансовых средств мигрантов в экономику КР.

Key words: labour migration, factors, social-economic consequences, money transfers, labour migrants, migrational streams, labour resources, labour market

УДК 325.1/.3 (575.2) (04) ББК 65.240.7 - 32*66.4 СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА

CONTEMPORARY EXTERNAL LABOUR MIGRATION OF THE POPULATION OF KYRGYZSTAN

The article dwells on the problems of external labour migration of Kyrgyzstan population in the context of contemporary migrational processes. The authors analyze the situation in the sphere of labour migration. They examined the principal factors stimulating external labour migration of Kyrgyzstan population and those of «attraction» in recipient countries. The main regions being the sources of the streams of external labour migration from the republic are singled out in the article, the major problems exciting labour migrants are presented. The authors prove that contemporary external labour migration is upon the whole profitable for Kyrgyzstan, for the time being it remains the only possible solution of many acute social-economic problems of the country. They move some measures for optimization of distribution in reference to labour resources of Kyrgyzstan; a necessity of elaboration and realization of a long-term programme aimed at sending of surplus labour resources abroad, at a creation of a mechanism of attraction of migrants' financial resources into KR economy is well-grounded.

Современная внешняя трудовая миграция населения Кыргызстана осуществляется в большей степени стихийно, неформально, нелегально. Она имеет вид неуправляемого, завуалированного явления. В настоящее время сформировались целые сетевые структуры взаимодействия по экспорту и импорту рабочей силы. В республике в последние десятилетия развивается нетрадиционный сектор экономической деятельности, сравнимый по доходам с 1/3 ВВП, но который находится вне сферы государственного управления и лишь частично доступен мониторингу.

Общий объем трудовой миграции из Кыргызстана многократно превышает данные, приводимые государственными статистическими органами. В настоящее время трудовая миграция - это самый большой и заметный миграционный тренд в Кыргызстане. Трудовая миграция - это альтернативная, широкодоступная сфера занятости, поглощающая огромное количество безработных Кыргызстана. Главными направлениями трудовой миграции из Кыргызстана являются Россия и Казахстан. Наиболее активны в трудовой миграции лица в трудоспособном возрасте. В трудовую миграцию вовлечены почти все половозрастные, профессиональные, социальные, региональные группы населения. Особенно широко в трудовую миграцию вовлечены сельские жители республики.

Основные потоки трудовой миграции из КР в основном направлены в две страны Таможенного Союза — Россию и Казахстан. При этом миграционная политика РФ играет определяющую роль в формировании потоков внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в силу значительных экономических возможностей, мощного политического влияния, действия культурно-исторических факторов и наличия спроса на трудовые ресурсы.

Главными источниками потоков внешней трудовой миграции из республики являются три южные области: Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская. Эти области КР являются преимущественно аграрным регионом, сельские жители составляют 65-70% населения. В южном регионе КР наблюдаются высокие темпы прироста населения. При этом основной прирост приходится на население сельских районов. В силу недостаточной развитости производственной и социальной инфраструктуры и отсутствия сферы применения избыточных трудовых ресурсов вне сельского хозяйства трудовой рынок юга КР характеризуется избытком рабочей силы. За счёт притока молодежи из сельской местности

происходит увеличение предложения рабочей силы. Кризисное социально-экономическое положение, дефицит или отсутствие рабочих мест для квалифицированных специалистов и молодежи вызывает постоянный отток населения. Перенаселенность, напряженность на рынке труда, дефицит земельных и водных ресурсов заставляет мигрировать значительную часть населения за пределы КР. Большинство граждан выезжают в Российскую Федерацию и Казахстан, где уровень жизни значительно выше, чем в Кыргызстане. Исходя из этого, в целях развития южных областей Кыргызстана необходимо разработать и реализовать эффективную политику занятости населения как важный инструмент регулирования внешней трудовой миграции населения республики. [1,с. 157]

В постсоветский период в Кыргызстане усилилась деурбанизация. В сельской местности сегодня проживает около 2/3 всего населения. Деградация системы образования привела к тому, что большинство представителей коренного населения имеют низкий образовательный уровень. При этом население республики имеет благоприятную возрастную структуру трудовых ресурсов - более 1/3 составляют дети в возрасте до 14 лет и около 60 % - люди в трудоспособном возрасте. [2, с. 123]

В силу того, что трудовая миграция носит преимущественно нелегальный характер, трудно определить реальное число трудовых мигрантов. Статистические органы Кыргызстана и его миграционных партнеров не могут назвать точные объемы трудовой миграции из республики. Информация официальных органов часто требует внесения определенных корректировочных расчетов. Во многих случаях основным источником информации являются социологические опросы, экспертные оценки. В настоящее время, по экспертным оценкам, примерно 720 тысяч кыргызстанцев работают за границей. По данным миграционной службы КР, каждый год на длительный срок из республики выезжают более 50 тысяч человек. Всплески оттока населения за рубеж наблюдались в 2000, 2005, 2010-м годах. На миграционную подвижность граждан воздействовали социально-экономические и политические катаклизмы. По состоянию на начало 2015 года в России находятся около 500 тысяч человек, в Республике Казахстан - около 80 тысяч, около 10-15 тысяч работали в Южной Корее, до 10 тысяч человек работали в Турецкой Республике. Граждане КР трудятся в государствах Западной Европы, в США, в странах Юго-Восточной Азии. Благодаря вступлению Кыргызстана в ЕАЭС граждане республики получили возможность свободно перемещаться и работать на территории РФ, так как были сняты все процедурные ограничения. Величина денежных переводов трудовых мигрантов достигла почти 32% ВВП республики. Финансовые поступления от мигрантов нивелируют повышение уровня бедности, снижают остроту последствий социального расслоения. При этом денежные трансферты лишь смягчают кризисные явления в экономике. По мнению экспертов, в настоящий момент миграционная политика Кыргызстана является недостаточно эффективной. Это вызвано постоянной сменой министерств и ведомств, ведающих вопросами миграции населения КР. Нужна продуманная система мер по регулированию миграционных процессов, которая не должна сводиться к вопросам пограничного контроля и учета мигрантов, а являться органичной частью общей стратегии развития республики.

Как было отмечено выше, у экспертов имеется большая разница при оценке масштабов трудовой миграции из Кыргызстана в страны ТС, что приводит к усложнению

процесса выработки регулирующих мер в сфере трудовой миграции. Данные официальной статистики могут дать информацию о главных векторах внешней трудовой миграции: более 90% мигрантов работают в России. [3, с. 15]

Большинство трудовых мигрантов из Кыргызстана имеют низкую квалификацию и заняты в сферах тяжелого, не требующего высокой квалификации труда (строительство, челночный бизнес, общественное питание, розничная торговля, выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство). Трудовая миграция имеет множество как положительных, так и отрицательных последствий. Денежные переводы мигрантов играют важную роль в повышении уровня жизни, в росте благосостояния семей мигрантов. Трудовая миграция - эффективное средство борьбы с бедностью и обнищанием. По данным наших исследований, трудовая миграция позволила улучшить благосостояние более двух третей мигрантских домохозяйств. Массовая трудовая миграция снижает напряженность на национальном рынке труда, повышает уровень благосостояния значительных групп населения. В то же время трудовые мигранты сталкиваются с многочисленными проблемами, они остро нуждаются в информационно-консультативной поддержке, правовой и социальной защите.

Мигранты создали разветвленные партнерские связи поставщиков и заказчиков. Наиболее часто это отмечали респонденты-мигранты, занятые в сфере торговли. Трудовые мигранты обрели ценный деловой опыт, овладели новыми методами работы. Это отметили практически все группы мигрантов - и высококвалифицированные работники, и неквалифицированная рабочая сила. Мигранты приобретают более высокий квалификационный уровень (особенно строители, инженеры, рабочие заводов, строек, сельскохозяйственных предприятий, врачи и другие работники по найму). Они приобщаются к более передовым технологиям, более высоким стандартам трудовой этики. Накопленный опыт, знания и капитал позволили примерно 12% домохозяйств открыть свой бизнес (небольшие гостиницы, кафе, ремонтные мастерские, автозаправочные станции, магазины, ателье по пошиву одежды и др.). Мигранты осваивают рынки труда в разных регионах СНГ. [4, с. 27]

Экспорт рабочей силы приносит Кыргызстану значительные валютные поступления. В Кыргызстане потоки денежных переводов мигрантов более чем в 2 раза превышают объемы официальной иностранной финансовой помощи, оказываемой по различным каналам, и являются более эффективным инструментом борьбы с бедностью в смысле прямого достижения нуждающихся в них групп населения. С их помощью фактически реализуется принцип «самопомощи». Деньги, заработанные мигрантами, активно используются для оплаты медицинских услуг, образования, что позволяет интерпретировать соответствующие средства как социальные переводы, имеющие большое значение для совершенствования человеческого капитала. Переводы благотворно влияют на платежный баланс Кыргызстана, позволяя уменьшить дефицит по счету текущих операций. Республика получает дополнительный и весьма существенный источник иностранной валюты для финансирования импорта. Международные потоки денежных переводов мигрантов играют большую роль в осуществлении внешнеторговых сделок. Главным положительным эффектом для Кыргызстана являются денежные переводы трудовых мигрантов. Их величина за 2014 год, согласно данным Национального банка Кыргызской Республики, составила $1,7 млрд. (без учета переводов по

неформальным каналам). При этом нужно учесть, что банковскими каналами пользуются не все трудовые мигранты. (Для сравнения - доходная часть годового бюджета Кыргызстана составляет около 1,5 млрд. долл. США).

Современная сложная экономическая ситуация требует от правительства КР принятия самых энергичных мер по нахождению как внутренних, так и внешних дополнительных источников социально-экономического развития. В противном случае возможны серьезные внутренние потрясения (особо опасно то обстоятельство, что в постсоветский период резко снизился как материальный, так и культурный уровень молодежи, которая составляет значительную часть населения). Это доказывает пример Кыргызстана, где народные выступления в 2005, 2009 гг. приводили к смене властной элиты. Основную массу участников пикетов, демонстраций против правительства составила сельская безработная молодежь. Основными причинами этих выступлений явились безработица, обесценение рабочей силы, низкий уровень жизни населения. В этой ситуации очень важна положительная роль трудовой миграции, которая амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов, позволяет выжить в условиях безработицы. [5,с. 62]

Трудовая миграция из КР приводит к глубоким социально-экономическим последствиям, которые носят неоднозначный характер. Рассмотрим социально-экономические последствия иммиграционного притока населения для России. Специалисты отмечают ряд положительных последствий прибытия иностранцев на заработки в Россию, такие как ликвидация дефицита рабочей силы, рост экономических показателей во многих отраслях экономики, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но многие из экспертов считают, что последствия миграционного притока для России скорее отрицательные.

Среди негативных последствий международной миграции для России выделяются следующие:

- значительная часть миграционного притока обусловлена политическими и другими неэкономическими факторами. Мигранты из ближнего зарубежья не всегда имеют высокую квалификацию. Многие из них приехали в надежде на помощь со стороны центральной и местных российских властей. Приток переселенцев и трудовых мигрантов происходит стихийно, отсутствует координация предложения с реальным спросом на рабочую силу. Миграционный приток рабочей силы происходит в условиях безработицы в России;

- часть трудовых мигрантов занята в теневом секторе экономики, они не платят налоги, что приводит к потерям бюджетных поступлений в регионах;

- миграционный приток не содействует разрешению таких проблем российской экономики, как развитие сельского хозяйства, обезлюживание деревень, сокращение населения в восточных регионах России. Основная часть притока населения в Россию не идёт в сельское хозяйство. Для экономического развития России необходим приток населения в Сибирский и Дальневосточный регионы, а он преимущественно направлен в европейскую часть страны, на Юг России, в большие города. В условиях снижения численности россиян, замещение их мигрантами может привести к возникновению территориальных претензий к России со стороны государств, имеющих с Россией общие границы;

- концентрация мигрантов в некоторых сферах экономической деятельности (розничная торговля, строительство и ремонт, общественное питание и др.) приводит к монополизации этих сфер, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей, установлению завышенных цен. Часто ухудшается криминальная обстановка;

- из-за ощутимого притока населения в Россию происходит рост расходов на социальную сферу (растут выплаты пенсий, пособий, увеличиваются расходы на отрасли здравоохранения, образования, культуры);

- огромный разрыв в уровне квалификации между кадровыми рабочими принимающих регионов и мигрантами [6, с. 11].

В качестве положительных последствий притока населения в Россию из ближнего зарубежья исследователи отмечают прежде всего смягчение демографического кризиса в стране. Именно миграционный приток из бывших республик СССР в значительной степени компенсирует убыль населения Российской Федерации в результате депопуляции. В некоторых отраслях российской экономики ощущается нехватка рабочей силы, особенно на работах, не требующих высокой квалификации и с низкой оплатой. Трудовые мигранты частично восполняют этот недостаток. Эффективность и качество труда иностранной рабочей силы достаточно высоки, а конкуренция с её стороны даёт хорошие ориентиры и стимулы местному населению. В целом это способствует развитию сферы услуг, положительно сказывается на качестве жизни всего населения. Мигранты не столь обременительны для российского бюджета. Россия тратит на социальные блага для мигрантов значительно меньше денег, чем, например, Западная Европа.

Негативная сторона трудовой миграции коренного населения Киргизии за рубеж выражается в следующем:

- уехавшие граждане производят валовой региональный продукт в регионах принявших их государства. Зарабатывая деньги за границей, эмигранты значительную часть этих средств там же и тратят;

- уезжает, как правило, лучшая, наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику, уменьшается слой трудоспособного населения;

- массовый отъезд молодых людей может отрицательно повлиять на демографическую ситуацию в Кыргызстане, на внутрисемейные отношения, преемственность национальных традиций.

Есть и положительные стороны современной трудовой миграции населения Киргизии:

1. Выезд трудовых мигрантов коренной национальности содействует смягчению проблемы избытка рабочей силы в республике. Трудовая миграция приводит к сокращению уровня безработицы, расходов на социальные пособия, переобучение безработных, организацию для них общественных работ, помощь их семьям и др.

2. Работая за границей, трудовые мигранты повышают квалификацию, приобретают производственные и организационные навыки. Этот момент особенно актуален для Кыргызстана, так как значительная часть населения титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень. Находясь в стране, обладающей более передовыми технологиями, более высокими требованиями к производственным процессам, трудовым стандартам, мигранты повышают общеобразовательный и культурный уровень. Мигранты

устанавливают деловые контакты, расширяют личные связи с партнёрами из других государств, набираются ценного опыта и знаний, которые пригодятся им на родине.

3. Работая за границей, мигранты накапливают стартовый капитал для создания малых и средних предприятий после возвращения на родину. Таким образом, происходит содействие формированию среднего класса. Денежные переводы трудовых мигрантов являются значительным источником иностранной валюты Кыргызстана. Они способствуют повышению уровня жизни населения, улучшают платёжный баланс республики, заметно усиливают позиции национальной валюты - сома. При возвращении на родину трудовые мигранты привозят с собой ценности и сбережения. Величина этих ценностей и сбережений позволяет удвоить сумму переводов при расчёте реальных поступлений в национальный доход страны-экспортёра рабочей силы. Денежные переводы мигрантов повышают внутренний спрос на родине и тем самым стимулируют рост производства и занятости. За счёт переводов происходит ощутимый рост уровня жизни если не всего общества, то хотя бы некоторой его части. [7, с. 22] Показано, что приток населения из Кыргызстана в целом выгоден для России. В страну поступает дешёвая законопослушная рабочая сила, смягчается действие демографического кризиса.

По нашему мнению, инвестиционные ресурсы республики можно формировать за счет налогов на прибыль фирм - посредников, денежных переводов трудовых мигрантов и налогов на них, личных накоплений мигрантов; предлагается создать механизм, стимулирующий привлечение средств мигрантов в республику, создать условия для инвестирования средств, заработанных за рубежом, устранить существующие препятствия для вкладывания средств в экономику страны. Обычно на практике ориентируются на два основных источника инвестиций в национальную экономику - это капиталы крупных иностранных инвесторов и доходы от экспорта товаров. При этом не обращается должного внимания на такой источник инвестиций в национальную экономику, как доходы от внешней трудовой миграции. В настоящее время за счет экспорта рабочей силы у Кыргызстана имеется реальная возможность улучшить материальное положение сотен тысяч человек, пополнить республиканский бюджет, решить многие социальные проблемы.

В результате внешней трудовой миграции из стран-доноров уходит лучшая, наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальные экономики, уменьшается слой трудоспособного населения. Массовый отъезд молодых людей отрицательно влияет на демографическую ситуацию, на внутрисемейные отношения, преемственность национальных традиций. Массированный выброс из страны наименее консервативной, молодой, малообразованной, мобильной его части приводит к заметной архаизации отдающего общества. Масштабная миграция меняет поведение больших социальных групп, формирует новый стиль жизни, модели поведения, нормы и ценности. Изменения, происходящие в мигрантской среде, затем распространяются на все общество, происходит деформация, распад высылающих общностей, изменение индивидуальных ценностей и семейных отношений.

Российские специалисты, обосновывая задачи демографической политики в современной России в области миграции и расселения, прежде всего выделяют задачу поиска предпочтительных контингентов мигрантов, способных легко интегрироваться в российскую этнокультурную среду. Основным направлением деятельности является

«нормализация миграционных притоков, привлечение мигрантов, не создающих угрозу её национальной безопасности». Среди приоритетов в области миграции указывается на необходимость привлечения иммигрантов в Российскую Федерацию в первую очередь из государств-участников СНГ. По нашему мнению, приток в Россию мигрантов киргизской национальности не противоречит интересам России, не несёт угрозы её национальной безопасности. Мигранты из Киргизии способны относительно легко интегрироваться в российскую этнокультурную среду. Это объясняется тем, что население Кыргызстана «слабо подвержено влиянию ислама, испытывает тяготение к восточным славянам и стремится жить с ними в симбиозе». [8, с. 48]

В силу ряда объективных и субъективных причин в Кыргызстане в ближайшие годы трудно прогнозировать заметный экономический подъем. Проводимые социально-экономические реформы пока не привели к повышению уровня жизни населения. Продолжается процесс сокращения потенциала Кыргызстана по такому глобальному показателю, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемого ООН. Основная причина такого снижения - это сокращение доходов населения Кыргызстана. В последние 15 лет за счет реэкспорта китайских товаров в РФ и РК Кыргызстан получал масштабные валютные поступления. После вступления в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз Кыргызстан лишился данного высокодоходного сектора внешнеэкономической деятельности, который обеспечивал занятость сотням тысяч граждан республики. Меры правительства по подъему экономического производства, программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, по борьбе с бедностью пока не дают ощутимых результатов из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия координации в действиях государственных органов управления, коррумпированности государственных служащих на всех уровнях, низкой квалификации местных трудовых ресурсов. Основными структурообразующими сферами в формировании ВВП республики в данное время являются аграрный сектор и сектор услуг. Учитывая то обстоятельство, что сельское хозяйство зависимо от непостоянства климатических условий, а сфера услуг - от низкого платежеспособного спроса, можно предположить, что существенное улучшение экономической ситуации, рост занятости и повышение жизненного уровня населения являются делом будущего. Перечисленные проблемы в свою очередь влияют на формирование миграционных настроений и, как следствие, приводят к масштабной внешней миграции населения. Современное положение на рынке труда и общее состояние экономики Кыргызстана приводит к необходимости направлять избыточную рабочую силу за рубеж.

По нашему мнению, миграционная политика Кыргызстана должна включать в себя следующие элементы:

- научный анализ опыта, конъюнктуры на международном рынке труда с целью нахождения предпочтительных сегментов этого рынка для реализации конкурентных преимуществ рабочей силы из Кыргызстана;

- развитие международного сотрудничества в области миграции населения, определение с помощью межгосударственных соглашений со странами, куда выезжают граждане Кыргызстана, благоприятных для них условий работы, с тем чтобы выезд на работу носил легальный характер, чтобы граждане Кыргызстана пользовались за рубежом всеми гражданскими правами и защитой государственных органов;

- защита интересов, устранение элементов дискриминации русскоязычного населения в Кыргызстане во всех сферах жизни общества;

- разработка долгосрочной программы по экспорту рабочей силы для превращения трудовой миграции в реальный источник повышения уровня жизни населения, экономического роста страны;

- создание стимулирующего механизма по привлечению средств мигрантов в Кыргызстан, создание условий для инвестирования средств, заработанных за рубежом, устранение существующих препятствий для вкладывания средств в экономику страны;

- усиление контроля над посредническими фирмами на рынке труда, стимулирование их работы путём налоговых льгот и других мер;

- поощрение реэмиграции граждан Кыргызстана, работавших за рубежом, оказание им помощи в их интеграции в экономическую сферу, защита интересов инвесторов-мигрантов;

- изучение миграционного поведения различных этнических, профессиональных, образовательных, возрастных групп населения республики.

Согласно демографическим прогнозам, в среднесрочной перспективе в Кыргызстане ежегодный прирост трудоспособного населения будет сохраняться на уровне 90-100 тыс. чел. Прогнозирование трудовой миграции из КР в страны ТС указывает на ежегодный рост потоков трудовой миграции примерно на 3,5%. [9, с. 37]

Ограниченные возможности для трудоустройства населения являются одним из важных детерминантов внешней трудовой миграции из Кыргызстана. Рынок труда в России для большинства кыргызстанских мигрантов является в большинстве случаев безальтернативным вариантом трудоустройства. Даже существенное снижение экономической активности в России не оказало значительного влияния на возвращение трудовых мигрантов в Кыргызстан. Одной из важнейших национальных задач является определение социальных, экономических, политических последствий, количественная оценка положительного и отрицательного эффектов миграции и разработка эффективной миграционной политики, учитывающей интересы Кыргызстана и его миграционных партнеров. В новых геодемографических, геоэкономических и геополитических условиях особую важность приобрело выявление факторов, взаимосвязей и тенденций миграционных процессов и, соответственно, предвидение возможного развития миграции населения республики.

Список использованной литературы:

1. Эргешбаев У.Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: Экономика и Социология. — 2010. — № 2. — С. 156-165.

2. Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2009-2013. - Бишкек: Нацстатком КР, 2014. -320 с.

3. Единый доклад по миграции в Кыргызской Республике.- Бишкек: Министерство труда и миграции КР, 2014. - 40 с.

4. Эргешбаев У. Ж, Аманбаева У. Кыргызстан: миграция населения после двух «тюльпановых революций» и ошских событий 2010 года //Человек и труд. — 2011. — № 1. — С. 25-28.

5. Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный Союз и ЕЭП для рынка труда и

человеческого капитала страны. - СПб., 2013. - 122 с.

6. Рыбаковский Л.Л. Концепция демографической политики: методологические вопросы. -

М.: Экон-информ, 2012.

7. Ходов Л.Г. Экономика международной миграции населения (мировой и российский

аспекты). - М. : Международный университет, 2011.- 53 с.

8. Эргешбаев У.Ж. Внешняя трудовая миграция населения в странах Центральной Азии //

Человек и труд. - 2008. - № 11 . - С. 47-49.

9. Бейшеналы Н., Перебоев В. Трудовая миграция и человеческий капитал Кыргызстана:

последствия вступления в ТС. - СПб.: Евразийский банк развития, 2013. - 122 с.

Reference Literature:

1. Ergheshbayev U. Zh. Migration of Kyrgyz Republic Population to Russia: Social-Economic Consequences // Region : Economy and Sociology. 2010, #2. - pp. 156 - 165.

2. Demographic Annual of Kyrgyz Republic: 2009 - 2013. Bishkek: KR National Statistics Committee, 2014. - 320 pp.

3. Unified Report on Migration in Kyrgyz Republic. - Bishkek: KR Ministry of Labour and Migration. 2014. - 40 pp.

4. Ergheshbayev U.Zh., Amanbayeva U. Kyrgyzstan: Migration of Population after two «Tulip Revolutions» and Osh Events of 2010 //Man and Labour. 2011, #1. - pp. 25 - 28.

5. Consequences Followed after Kyrgyzstan Entrance into Customs' Union and Unified Economic Policy (UEP) for Labour Market and Human Capital of the Country. - SPb, 2013. - 122 pp.

6. Rybakovsky L.L. Conception of Demographic Policy: Methodology Issues. - M. : Econ-Inform, 2012.

7. Khodov L.G. Economy of International Migration of Population (world and Russian aspects). - M.: International University, 2011. - 53 pp.

8. Ergheshbayev U.Zh. External Labour Migration of Population in Central Asia Countries // Man and Labour, 2008, #11. - pp. 47 - 49.

9. Beyshenaly N., Pereboyev V. Labour Migration and Human Capital of Kyrgyzstan: Consequences of Entry into Customs' Union. - SPb: Eurasian Bank of Development, 2013. -122 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.