ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сотрудничество Кыргызстана с КНР как стратегический приоритет внешней политики Конгайтиева Г. А.
Конгайтиева Гульжаз Анарбековна / Kongaitieva Ом1]а2 ЛпагЬвкоупа - старший преподаватель,
кафедра международных отношений,
Международный университет Кыргызстана (МУК), г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы сотрудничества КР с КНР как важнейший аспект внешней политики Кыргызстана. Рассмотрен ряд вопросов генезиса дипломатических отношений между Кыргызстаном и Китаем, а также их развитие в политической, экономической и культурной сферах.
Ключевые слова: Китай, Центральная Азия, политика, безопасность, политика стран Центральной Азии, ШОС, сотрудничество, внешняя политика.
УДК: 327.57(575.2) (04)
Китайская Народная Республика является во многом уникальным и необычным внешнеполитическим партнером Кыргызской Республики. Это единственное государство дальнего зарубежья, с которым Кыргызстан имеет физическую границу. Одновременно, это та страна мира, отношения с которой охватывают огромный по времени период исторического прошлого кыргызского народа. Точкой их отсчета стал конец третьего столетия до н. э. Китайские исторические хроники повествуют, что государство кыргызов как самостоятельное этнотерриториальное образование возникло в конце I тыс. до н. э. Первое упоминание государственного образования «владение Гэгунь (кыргызы)» относится к 209-201 году до н. э. Несмотря на полулегендарный характер данных сведений, они позволяют судить о том, что истоки дипломатических отношений кыргызского народа с внешним окружением уходят корнями в седую древность.
Международные и межгосударственные связи, зародившиеся в этот период времени, послужили основой длительного исторического процесса формирования кыргызского народа и государства [1, с. 12].
Древние кыргызы обитали на землях, расположенных к северу от восточного Тянь-Шаня, севернее хребта Боро-Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун. На протяжении длительного периода времени кыргызы неоднократно становились объектом экспансии и попадали в зависимость от могущественных государств хунну, сяньбийцев, жужаней [2, с. 133].
Около трех десятилетий с момента возникновения Первого Тюркского каганата в середине VI века, кыргызы находились в вассальной зависимости от его правителей. В 581 году им удалось обрести независимость, после чего они сразу же стали проявлять внешнеполитическую активность. Уже в 583 году древние кыргызы вынашивали планы активного вмешательства в события в Центральной Азии. Это вызывалось не экспансионистскими устремлениями, а естественным желанием обезопасить себя от великой кочевой империи, стремительно расширявшей свое господство в регионе [3, с. 135].
В качестве одного из факторов, призванного способствовать этому, рассматривалось установление прямых дипломатических отношений с китайской империей Тан.
В Тан Шу (История династии Тан) указано, что новый импульс дипломатические отношения между кыргызами и Китаем получили в эпоху раннего средневековья. Так, в 648 году в Китай было направлено кыргызское посольство. Позднее, в 650-683 гг. было открыто два посольства [4, с. 354].
В последующем, история взаимоотношений Кыргызстана с Китаем в эпоху нового и новейшего времени подразделяется на два крупных периода, на каждый из которых приходится в среднем около ста лет. Это вторая половина 18-го - первая половина 19-го веков (первый период) и со второй половины 19-го века до 1991 года (второй период).
Как отмечают исследователи, если первый период характеризуется относительно самостоятельной внешней политикой кыргызов по отношению к Китаю, то для второго этапа типично полное отсутствие самостоятельности во внутренней и внешней политике [5, с. 25].
Взаимоотношения Кыргызстана и КНР во второй период развивались в русле приоритетов внешней политики Советского Союза с характерными для нее этапами союзничества и конфронтации.
Равноправное сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР на основе самостоятельно вырабатываемых внешнеполитических приоритетов началось в 1991 году. В настоящее время наши государства активно развивают двусторонние отношения в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах.
Правительство Китайской Народной Республики 27 декабря 1991 года признало независимость Кыргызстана, а 5 января 1992 года между двумя государствами были установлены дипломатические отношения [6, с. 131].
Китай одним из первых, в мае 1992 года, официально открыл свое посольство в Бишкеке. Во время визита министра иностранных дел Кыргызстана в Китай 31 августа 1993 года в Пекине состоялось открытие посольства Кыргызстана, приуроченное ко второй годовщине независимости нашего государства. К 1994 году Китай уже стал самым большим рынком экспорта и вторым рынком импорта для Кыргызстана.
Китай, его товары и занятость людей в торговле в значительной степени способствовали стабилизации внутриэкономической ситуации в Кыргызстане. Впрочем, эту роль Китай продолжает играть и по сей день - мелкий и средний бизнес Кыргызстана все больше ориентируется на растущую экономику КНР. А по оценкам многих специалистов, в ближайшем будущем Китай станет главным торгово-экономическим партнером Кыргызстана [7, с. 96].
Политическое взаимодействие двух стран на современном этапе, как мы и говорили ранее, находится на высоком и стабильном уровне. К наиболее значимым соглашениям можно отнести Совместное кыргызско-китайское коммюнике о принципах взаимоотношений между двумя государствами, заключенное в мае 1992 года во время первого официального визита президента А. Акаева в КНР, совместную декларацию об основах дружественных отношений и Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе, подписанным в июле 1996 г. в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Кыргызстан, а также Соглашение о точке стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и КНР от 25 августа 1999 года и др. договоренности.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенный 24 июня 2002 года, является свидетельством возросшего значения Кыргызстана для КНР. Рядом специалистов отмечалось, что своего рода «толчком» к подписанию договора более высокого уровня, чем все предшествовавшие соглашения, послужила ратификация парламентами двух стран договора по государственной границе.
Оба государства, существенно различаясь по территории, численности населения, экономическому и военному потенциалам настроены на создание взаимовыгодного формата двусторонних отношений. В этом совместном кыргызско -китайском Коммюнике от 16 мая 1992 года отмечено, что Кыргызстан и Китай рассматривают друг друга как дружественные государства и намерены развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов межгосударственных отношений. Там же
165
отмечено, что стороны будут решать все вопросы между двумя государствами в форме мирных переговоров, в духе добрососедства и дружбы, отказываясь от применения сил [10, с. 133].
Сотрудничество в сфере безопасности между двумя государствами эффективно развивается на двустороннем и многостороннем уровнях - в рамках Организации Объединенных Наций, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Шанхайской Организации Сотрудничества.
По итогам 11 месяцев 2003 года суммарный товарооборот Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой составил 92,2 млн. долларов. При этом, экспорт в Китай составил 21,7 млн. долл., что меньше в сравнении с соответствующим периодом 2002 года на 16,8 млн. долларов. В свою очередь, импорт из КНР по отношению к аналогичному периоду 2002 года вырос на 17,2 млн. долларов, достигнув 70,5 млн. долларов. Как и ранее, в импорте из КНР значительный удельный вес (около 50 %) составляют потребительские товары.
К этому следует добавить, что в период 2001-2003 годов КНР оказало значительную помощь силовым министерствам и ведомствам Кыргызстана в их оснащении современными техническими средствами на грантовой основе.
В целом, необходимо отметить динамическое развитие кыргызско-китайских отношений, основанных на глубоком взаимном интересе, искренности и взаимопонимании. Между Кыргызстаном и КНР подписано более 30 различных договоров, соглашений и других нормативных документов, которые создают договорно-правовую базу сотрудничества между нашими странами. Ряд их серьезно и активно работает в пользу нашего государства. Это соглашения по автомобильным дорогам, по железнодорожному транспорту, по воздушному сообщению. Есть соглашения между Министерствами народного образования, которые сейчас работают весьма успешно. Китайская сторона дает нам 10 мест для обучения наших студентов в китайских вузах. Уже который год у нас идет интенсивный обмен студентами [11, с. 155].
Китай - один из приоритетных партнеров Кыргызстана на международной арене. Кыргызстан и Китай — государства-соседи, имеющие протяженную совместную границу в 1071,8 км. и это определяет сердцевину их отношений. Более выпукло, чем раньше, предстали историческая роль этой страны, влияние плеяды китайских мыслителей, ученых, философов и поэтов на формирование человеческой цивилизации и, конечно, величие фигур Мао Цзедуна и Дэн Сяопина, оказавших огромное влияние на историю XX века.
КНР и Кыргызстан тесно связаны в географическом плане, две страны доверяют друг другу в политической сфере и дополняют друг друга в экономической области. Оба они являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), их позиции по важным международным вопросам сходны или идентичны, поэтому их сотрудничество как в двусторонних, так и в многосторонних рамках непременно получит всестороннее развитие.
Литература
1. Акаев А. Кыргызская государственность и эпос «Манас». - Бишкек: Учкун, 2003. С. 12-37.
2. Худяков Ю. С. История дипломатии кочевников Центральной Азии. - Бишкек: ИИМОП КНУ, 2003. С. 133.
3. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: АСТ, 2003. С. 29-46; Худяков Ю. С. Указ. соч., С. 134-135.
4. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М. - Л.: 1950, Ч. 1, С. 354-355.
5. Супруненко Г. П. Некоторые сведения по древней истории кыргызов // История и культура Китая. - М.:, 1974. С. 241.
6. Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. - Бишкек: Сабыр, 2002. С. 25.
7. Салиев А. Л. Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток // 2011. Электрон. журн. // Библиотека «ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ», 2014 URL: [email protected].
8. Токтомушев К. Внешняя политика независимого Кыргызстана. - Бишкек: Сабыр, 2001, С. 131.
9. Токтомушев К. Указ. соч., с. 133.
10. Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. - Бишкек 2003 г., С. 154-158.
Внешняя и трудовая миграция в вопросах обеспечения национальной безопасности Кыргызской республики Матаева С. Ш.
Матаева Салима Шайлообековна /Mataeva 8аИта БЬайооЬвкоупа - старший преподаватель,
аспирант,
кафедра международных отношений, кафедра истории стран Европы и Америки, Международный университет Кыргызстана, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье описаны проблемы внешней и трудовой миграция Кыргызстана в контексте национальной безопасности. В связи с изменениями геополитической обстановки в мире данная тема становится особенно актуальной, и поэтому она сейчас стала рассматриваться как проблемы безопасности. В статье выявлены и обоснованы основные риски и угрозы безопасности для Кыргызстана как страны-реципиента, и перечисляются возможные способы решения данной проблемы.
Ключевые слова: национальная безопасность, миграция, терроризм, региональная политика, политика, миграционные процессы.
УДК: 331.556.4(575.2) (04)
Миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики - торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство стран принимающих мигрантов. И, напротив, трудовая миграция в страну экспортёра отправляет мощный поток денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами в целом.
Тема внешней трудовой миграции и для Кыргызстана является одной из важнейших, учитывая ее масштабы и воздействие на социально-экономическое развитие страны. И сейчас, в связи с процессами интеграции в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, тема миграции стала обсуждаться более интенсивно, что постепенно приводит к выработке четкой миграционной политики государства. Пока можно лишь констатировать, что за последние годы правительство Кыргызстана ушло от риторики экспорта рабочей силы и стало прислушиваться к мнениям экспертов, озвучивающих риски и угрозы внешней миграции для развития страны в долгосрочной перспективе. [2, с. 12].