Научная статья на тему 'Многовекторность внешней политики Киргизии в контексте изменения конфликтности на постсоветском пространстве'

Многовекторность внешней политики Киргизии в контексте изменения конфликтности на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1475
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / ИЗМЕНЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИРГИЗИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Большаков Андрей Георгиевич

В статье рассматривается многовекторность внешней политики постсоветских стран на примере Киргизии. Сотрудничество политической элиты с геополитическими центрами современного мира интерпретируется как важнейший ресурс для строительства национального государства и развития национальной экономики. Автор приходит к выводу, что многовекторность внешней политики постсоветских государств не должна быть препятствием к их активному диалогу и взаимопониманию с Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многовекторность внешней политики Киргизии в контексте изменения конфликтности на постсоветском пространстве»

А. Г. Большаков

МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИРГИЗИИ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается многовекторность внешней политики постсоветских стран на примере Киргизии. Сотрудничество политической элиты с геополитическими центрами современного мира интерпретируется как важнейший ресурс для строительства национального государства и развития национальной экономики. Автор приходит к выводу, что многовекторность внешней политики постсоветских государств не должна быть препятствием к их активному диалогу и взаимопониманию с Российской Федерацией.

Ключевые слова: многовекторность внешней политики, изменение конфликтности, постсоветское пространство, Киргизия, Центральная Азия, геополитика, сотрудничество, экономический проект, регион, региональная международная организация.

Большинство постсоветских стран проводит в последние несколько лет ярко выраженную многовекторную внешнюю политику. Однозначно прозападный вектор развития характерен, пожалуй, только для Грузии и государств Балтии, которые уже стали частью Европейского Союза. Целостной пророссийской ориентации не существует в полной мере ни в одном государстве постсоветского пространства. Не является исключением в этом плане и Киргизия. Кроме того, экономическое положение Кыргызской Республики настолько бедственно, что геополитические игры элиты являются едва ли не единственным способом эффективного пополнения бюджета (Central Asia..., 2005, p. 71-72). Экономика республики просто не может отказываться от финансовой помощи ведущих держав и международных организаций.

Киргизия в значительной степени зависит от более сильных соседей, стремящихся играть по отношению к маленькой стране роль «старших братьев» (исключение составляет только Таджикистан). Север Кыргызстана тесно связан с Казахстаном и Китаем. На юге роль главных партнеров играют соседние области Узбекистана и Таджикистана. Границы с этим странами делят Ферганскую долину наподобие средневековой Германии (Звягельская, 2009, с. 39-44). Кыргызстан вынужден лавировать между интересами данных стран, периодически заявляя о стратегическом партнерстве с Россией, США, странами Европейского Союза. Показательным в этой связи является наличие авиабазы «Манас» на территории Кыргызстана.

Сама авиационная база — это комплекс различных геополитических проблем. Во-первых, столкновение интересов разных ведомств США, России и Китая. Во-вторых, проблема Афганистана, которую необходимо решать. В-третьих, интересы стран, расположенных к югу от Кыргызстана, которые понимают, что в Кыргызской Республике существует иностранная авиабаза, которая может быть рассмотрена как потенциальная угроза. Весь этот комплекс проблем сопряжен с реальными национальными интересами Кыргызстана, хотя дискутируется, прежде всего, вопрос арендной платы.

Донорами Кыргызстана являются Российская Федерация, США, Китай, Германия, Великобритания, Турция, Швейцария и Япония, а также Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирный Банк и Программа развития ООН. Ни одна страна современного мира пока не в состоянии полностью обеспечивать все необходимые для Кыргызстана финансовые вливания в одиночку, а потому лавирование киргизского истеблишмента в лабиринтах современной геополитики будет продолжаться.

Основные тенденции изменения конфликтности

на постсоветском пространстве

Этнические и религиозные конфликты на постсоветском пространстве в настоящее время стали менее многочисленными и интенсивными, чем в предшествующие десятилетия. На первый план выходят межгосударственные противостояния, некоторые интернационализированные конфликты самоопределения. Не является исключением и Центральная Азия.

Основными причинами конфликтности на постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX в. были: распад единого государства — СССР; строительство новой государственности бывшими советскими республиками; этнический национализм; ухудшение экономического положения большинства граждан; крах старого общественного порядка, становление новых политических и социальных институтов. Конфликты на постсоветском пространстве были многочисленными, различными по масштабу, отличались друг от друга своей интенсивностью, процессом протекания, затрагивали не только проблемы этничности и веры, но и политические, экономические, социокультурные вопросы. В середине 90-х годов XX в. большинство подобных конфликтов оказываются в состоянии «за-мороженности», а основной конфликт перемещается на территорию Российской Федерации, где наиболее разрушительным по своим последствиям становится чеченский кризис. После его относительного урегулирования возникает новый виток конфликтности уже на

всем российском Северном Кавказе, который стал еще более интенсивным в настоящее время.

В начале XXI в. «цветные революции» в ряде постсоветских стран и энергетическая экспансия российских государственных корпораций приводит к усилению напряженности на всем пространстве СНГ. Начинаются многочисленные информационные, торговые, газовые «войны» (конфликты) между постсоветскими государствами, которые приводят и к первому вооруженному конфликту между Россией и Грузией, и изменению территориальных границ одной из бывших республик СССР. Вооруженный конфликт между государствами СНГ окончательно разбалансировал статус-кво на постсоветском пространстве. Российская Федерация вступила в активную и постоянную конфронтацию не только с Грузией и Украиной, но и со своими ближайшими союзниками (Белоруссией, Таджикистаном, Узбекистаном). Россия выступает за ревизию реалий (в частности, границ 1991 г.), сложившихся на постсоветском пространстве. Ряд постсоветских стран оказывают ей активное сопротивление или востребуют значительные материальные ресурсы в обмен на непродолжительную лояльность.

Причинами конфликтов новой волны можно назвать: различное геополитическое влияние; многовекторность политики всех государств СНГ; националистические интересы элит независимых государств; стремление к продаже ресурсов и их транзиту по ценам мирового рынка; отсутствие заинтересованности в ряде интеграционных проектов СНГ из-за их малой реалистичности и экономической неэффективности; влияние кризиса на уменьшение ресурсов ряда стран СНГ, в том числе наиболее развитых (Белоруссии, Казахстана, России, Украины).

Межгосударственные конфликты характерны для всего постсоветского пространства и не ограничиваются открытыми столкновениями России и новых независимых государств. Так, Туркмения противоборствует с Азербайджаном по ряду вопросов в использовании Каспия, три страны Центральной Азии постоянно конфликтуют между собой на территории Ферганской долины и т. п., возросла экономическая конкуренция между постсоветскими государствами, которая раньше не была столь заметной. В современных постсоветских странах остались старые и возникли новые межэтнические и межконфессиональные конфликты, но они не имеют, как правило, значительных масштабов, не интенсивны, практически не носят вооруженного характера. В некоторых центрально-азиатских государствах значительно вырос экстремизм религиозного толка.

Множественность пересекающихся конфликтов 90-х годов XX в.

(в козеровском понимании) обеспечивало относительную стабильность постсоветского пространства, поскольку оно было в значительной степени интегрировано советскими традициями, а Россия была неформальным лидером практически для всех государств СНГ. Диверсифицированность современного постсоветского пространства, все более сильное противостояние ряда стран СНГ российскому доминирования позволяет сделать вывод о том, что его (пространства) стабильность минимальна, а количество стран, которые тяготеют к общей интеграции, незначительно. Влияние России существенно в большинстве стран ОДКБ, но и здесь в последние годы возникли большие разногласия и противоречия.

Конфликты на постсоветском пространстве во многом определяются геополитическим противостоянием США, ЕС, России, Китая. Американцы претендуют на влияние на всем постсоветском пространстве, ЕС уже включил в свой состав страны Балтии и высказывает явную заинтересованность процессами в европейских странах СНГ. В последнее время ЕС активно влияет на регион Южного Кавказа и налаживает сотрудничество со странами Центральной Азии. Последний регион давно находится и в сфере влияния Китая, который прилагает значительные усилия для доминирования в бывших восточных советских республиках. Внешнее воздействие на постсоветское пространство и отдельные его регионы оказывают Иран и Турция. Россия рассматривает постсоветское пространство как зону своих важнейших геополитических интересов, что достаточно естественно. Однако неумение договариваться с другими странами, постоянные проявления «имперского синдрома» ставят под сомнение российскую стратегию действий на всем диверсифицированном постсоветском пространстве. Основной причиной, которая привела к значительному увеличению межгосударственных конфликтов различного толка на постсоветском пространстве, стало противоречие между расширением интересов национальных политических элит, идентифицирующих себя с государствами в целом, с одной стороны, и ограниченным количеством ресурсов для реализации данных интересов, с другой стороны.

В настоящее время в политическом развитии на постсоветском пространстве прослеживаются процессы как интеграции, так и дезинтеграции, причем и те, и другие обусловлены как внутренними факторами, так и разнонаправленным влиянием извне. Расстановка внешних сил, участвующих в разработке будущей конфигурации экономического пространства СНГ, более-менее определилась. Россия более не является безальтернативным партнером для совместного развития стран СНГ. Экономически эту роль готовы взять на себя Китай и Европейский Союз.

Концепция внешней политики выделяет следующие основные приоритеты современного Кыргызстана: укрепление национальной безопасности внешнеполитическими методами; формирование благоприятных внешних условий для реализации национальных приоритетов развития; укрепление положительного международного имиджа Кыргызстана; формирование эффективной системы внешнеполитической деятельности во главе с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и в партнерстве с другими заинтересованными ведомствами и институтами гражданского общества (Концепция внешней политики..., 2007).

Имея в виду подобные приоритеты, рассмотрим взаимоотношения Киргизии с ведущими государствами и региональными организациями современного мира.

Взаимоотношения Киргизии и США

Цели американцев в Центральной Азии достаточно очевидны. Для США важно формирование проамериканской ориентации региона; сдерживание влияния Китая и России; создание условий для открытого столкновения российских и китайских интересов; использование регионального потенциала для выстраивания долгосрочного диалога с исламским миром.

Кыргызстан в американском внешнеполитическом дискурсе за восемнадцать лет постсоветского развития прошел путь от «островка демократии» — витрины возможного центрально-азиатского либерального развития, созданного с помощью Запада, и прежде всего США, до союзника по антитеррористической коалиции, точнее, военной операции американцев в Афганистане. При этом следует иметь в виду, что территория и услуги для создания военной базы были представлены американцам прежним кыргызским правительством практически бесплатно.

Интерес Кыргызстана и соответственно его политика в отношении США за все годы независимости не выходили за пределы коммерческих пристрастий. Каких-либо политических, экономических либо иных интересов Кыргызстан не конструировал. Намерения экономического сотрудничества, привлечение американских инвестиций камуфлировали стихийное стремление использовать США в качестве нового спонсора и кредитора. Персонифицированный образом и действиями президента А. Акаева демократический выбор Кыргызстана достаточно активно был поддержан США. Очевидно, что к числу акций поддержки относится и вступление страны в ВТО.

В рамках сотрудничества Кыргызстана с МВФ, Всемирным Банком и другими международными экономическими и финансовыми

организациями содействие американцев также было очевидным (см.: After Empire, 1995, p. 82). Следует, конечно, упомянуть и о безвозмездной, грантовой помощи со стороны США Кыргызстану. Общая сумма за семнадцать лет составила примерно один миллиард сто миллионов долларов. Но иллюзии демократии быстро разрушились. Именно США позволили прежнему президенту Кыргызстана А. Акаеву превратить демократию в коммерцию, в инструмент наживы. Система политического плюрализма как возможный формат и смысл отношений между Кыргызстаном и США ушла в прошлое, хотя объективно Кыргызская Республика является единственной в Центральной Азии страной, остающейся в пределах демократического транзита.

В настоящее время экономическое присутствие американцев в Кыргызстане достаточно мало и вряд ли в ближайшем будущем увеличится. Американский университет Центральной Азии, открытый при поддержке правительства США и Института открытого общества, постепенно превратился в заурядное образовательное учреждение. Он остается без внимания правительств обеих стран и не является предметом переговоров между ними.

Взаимоотношения Кыргызстана с США во многом зависят от российско-американских отношений (см.: Казанцев, 2009), деятельности региональных международных организаций, участником которых является Кыргызская Республика, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ и ВБ, которые находятся в значительной степени под американским контролем. Полностью отказаться от сотрудничества с данными организациями современное правительство Кыргызстана не может, поэтому единственный возможный выход — совместная работа при жесткой защите интересов киргизского общества. К этому фактору относится и проблема государственного долга Кыргызстана, основной объем которого приходится на МВФ и ВБ. Списание или реструктуризация долга зависит от позиций стран-доноров. Очевидно, что абсолютная масса долга не так уж и велика. Однако в условиях финансово-экономического кризиса давление фактора долга возрастает, прежде всего, в психологическом плане. Для решения проблемы долга необходим не только диалог с позиции национальных интересов с США, МВФ и ВБ, но и развитие собственной экономики Кыргызстана.

Взаимоотношения Киргизии и Европейского Союза

Продвижение связей с Европейским Союзом (включающим в свой состав 25 стран), особенно с Германией как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней полити-

ки Кыргызстана (Концепция внешней политики., 2007). На сегодняшний день Европейский Союз является важным торговым и инвестиционным партнером Кыргызской Республики. После распада СССР европейские государства начали оказывать помощь молодым независимым государствам, в том числе и Кыргызстану. Была создана специальная программа технической помощи «ТАСИС», в рамках которой осуществляются различные программы и проекты по развитию стран СНГ, в том числе Киргизии.

Европейский Союз является крупнейшим донором и доверительным партнером Кыргызстана, оказывающим помощь в сфере экологии, демократизации и прав человека, социально-экономических, гуманитарно-образовательных реформ, усиления безопасности границ и борьбы с наркотрафиком, а также обеспечения продовольственной безопасности. За годы партнерства с Европейским Союзом Кыргызстан получил около 200 млн евро на реализацию различных программ и проектов. Сохраняется ежегодная техническая помощь Кыргызской Республике в размере 10 млн евро (Далимов, 2008, с. 310).

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики проводит целенаправленную работу по развитию и углублению всестороннего и взаимовыгодного киргизско-европейского диалога, основанного на положениях Соглашения «О партнерстве и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом». С целью обеспечения выполнения положений упомянутого Соглашения были созданы три наблюдательных органа: Совет по сотрудничеству, Комитет по сотрудничеству и Парламентский комитет по сотрудничеству. В последнее время наблюдается устойчивый политический диалог с Европейским Союзом и постоянный взаимный обмен визитами на всех уровнях, что показывает обоюдную заинтересованность в продвижении двусторонних связей.

Вопросы киргизско-европейского партнерства, торгово-экономических отношений двух сторон, включая вопросы доступа киргизских товаров на европейский рынок, инвестиций, энергетики и транспорта, а также охраны окружающей среды. В качестве перспективных направлений сотрудничества можно выделить решение таких задач, как борьба с терроризмом и наркотрафиком, незаконной миграцией и торговлей людьми. В данном направлении уже работают программы Европейского Союза по предотвращению производства и сбыта наркотиков в Центральной Азии (CADAP) и управлению границами в Центральной Азии (ВОМСА).

Новая энергетическая политика Европейского Союза направлена на развитие энергетического потенциала центрально-азиатских

стран. В рамках программы Европейского Союза (INOGATE) в 2006 г. был выделен 1 млн евро для реабилитации второй нитки газотранспортной магистрали на севере Кыргызстана. Успешное осуществление данного проекта существенно улучшит безопасность и надежность подачи газа на севере страны.

Имеются перспективы для осуществления совместных киргизско-европейских инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных месторождений, создание энергетических транспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса экономического и энергетического развития Кыргызской Республики. Перспективным также является возможность привлечения европейских инвестиций для развития гидроэнергетического потенциала Кыргызстана.

Принимая во внимание особую важность водной проблематики в Центральной Азии, Министерство иностранных дел Кыргызской Республики проводит работу по осуществлению обмена опытом и передовыми технологиями в области рационального и эффективного использования водных ресурсов, имеющихся у стран Европейского Союза. Помощь в данной области осуществляет программа Европейского Союза по управлению водными ресурсами и сельскохозяйственным производством в Центральной Азии «WARMAP».

Учитывая устойчивое развитие сферы высшего и профессионального образования в Кыргызстане и наличие достаточно развитой вузовской системы, Европейский Союз принимает активное участие в образовательной политике Киргизии путем реализации учебных программ и поддержки качественной образовательной системы. Таким образом, дальнейшее сотрудничество Кыргызской Республики с Европейским Союзом отвечает национальным интересам республики и позволит в значительной степени повысить авторитет Кыргызстана в мировом сообществе.

Взаимоотношения Кыргызстана с Китаем

Сотрудничество между двумя странами, начавшееся в постсоветский период с нулевой отметки, в настоящий момент достигло достаточно высокого уровня. Оно характеризуется устойчивой динамикой визитов на различных уровнях государственной власти. На протяжении последних лет развивается транспортная инфраструктура, связывающая Китай и Кыргызстан, устойчиво растет товарооборот между странами.

Китай и Кыргызстан активно взаимодействуют в международных организациях, среди которых особо выделяется сотрудничество в ШОС. Основные проблемные вопросы между двумя странами, которые отягощали двустороннее взаимодействие и препятствовали

развитию двусторонних отношений, были сняты в период до 2005 г., после решения проблемного вопроса о границе и подписания основного политического документа — Договора «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» (Иманалиев, 2002, с. 39-52).

У руководства КНР серьезные опасения вызвали события «революции тюльпанов» 2005 г. в Кыргызстане, приведшие к неожиданной смене высшего руководства страны и приходу к власти оппозиционных сил. Китай занял выжидательную позицию, отдав в определенной степени дипломатическую инициативу новым властям Кыргызской Республики. Несмотря на то, что отдельные кыргызские политики продолжали выступать за пересмотр отношений с Китаем, и прежде всего кыргызско-китайских соглашений по границе, Президент Кыргызстана К. Бакиев вернул отношения двух стран в привычный формат. Это было сделано в результате его официального визита в Китай в 2006 г. Вновь были налажены контакты между министерствами и ведомствами, участились взаимные визиты на всех уровнях, начал расти товарооборот, который достиг рекордной отметки в 3,5 млрд долларов США в 2007 г.1 Кыргызстан и Китай совместно противодействуют терроризму, экстремизму и сепаратизму. По мнению руководства Кыргызской Республики и Китая, американское военное присутствие в Кыргызстане может носить лишь временный и ограниченный характер.

КНР не рассматривает Кыргызстан в числе главных экономических партнеров в регионе (Постсоветское пространство., 2008). Приоритетные для Кыргызской Республики экономические проекты — строительство железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан и экспорт киргизской электроэнергии в КНР не находят реальной заинтересованности у китайской стороны. По мнению китайской стороны, оба проекта являются спорными с точки зрения экономической и финансовой эффективности и достаточно затратными (в общей сложности необходимо более 2 млрд долл. США). Киргизская сторона не смогла предоставить убедительных доказательств наличия необходимого резерва мощностей для стабильных экспортных поставок электроэнергии.

Правительствами обеих стран осуществляются проекты по реабилитации автомобильных дорог Ош-Сары-Таш-Иркештам и То-ругарт-Нарын-Бишкек. Китай возобновил оказание ежегодной гран-товой помощи Кыргызстану на социально-экономическое развитие в размере 50 млн юаней в год. Активизировались и предприниматели

1 По данным Министерства торговли КНР.

_ 107

обеих сторон, реализуя многочисленные малые и средние проекты в различных областях.

В рамках долгосрочной десятилетней программы торгово-экономического сотрудничества в настоящее время Китай и Кыргызстан работают над реализацией пакета экономических проектов, среди которых необходимо выделить строительство цементного завода в Кызыл-Кие, строительство завода минеральных удобрений в городе Таш-Кумыр, создание зон свободной торговли вблизи КПП «Иркештам» и «Торугарт», создание Центра сельскохозяйственной техники в Кыргызстане, возобновление производственной деятельности Кыргызско-китайской картонно-бумажной фабрики (ККБФ). Общая сумма предполагаемых инвестиций в вышеуказанные проекты составляет несколько сот миллионов долларов США. Проекты находятся на разной стадии проработки, по некоторым из них стороны уже приступили к реализации, по некоторым продолжают вести интенсивные переговоры.

Взаимоотношения Кыргызстана со странами

Центральной Азии

Особую роль в развитии современной Киргизии играют ее взаимоотношения с центрально-азиатскими странами. Интеграция в постсоветской Центральной Азии отсутствует, существуют кооперация и взаимодействие ряда международных игроков. Структура экономики и номенклатура товаров большинства стран региона идентичны, поэтому интеграция объективно заменена конкуренцией. Казахстан — это 65% всей региональной экономики. Исходя из своего экономического потенциала, Казахстан претендует на роль лидера в Центральной Азии. Энергетика не является фактором интеграции в Центральной Азии (см.: Быков, 2009, с. 96-97).

Приоритетными в этом регионе для Киргизии являются взаимоотношения с Казахстаном. Эти две страны связаны особыми культурными и историческими узами. Духовная и языковая близость киргизского и казахского народов является общепризнанным фактом. Две страны активно сотрудничают в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС (см.: Пивовар, 2008). Если не считать проблем, возникающих из-за регулирования стока Сырдарьи, киргизско-казахские отношения в эпоху А. Акаева развивались почти без конфликтов. Казахи были представлены в элите Кыргызстана. В 90-е годы XX в. страны договорились о возвращении всех земель, арендованных в советский период. К 2001 г. была в основном завершена демаркация между двумя государствами. В январе 2000 г. Кыргызстан и Казахстан подписали договор о совместном использовании воды рек Чу и Талас. Несмотря на то,

что свергнутый в результате политической революции 2005 г. А. Акаев бежал сначала в Казахстан, отношения между двумя странами не стали кризисными. В декабре 2005 г. на встрече премьер-министров двух стран было подтверждено право собственности Казахстана на несколько объектов около озера Иссык-Куль, принадлежавших Казахской ССР до 1991 г. Удалось договориться об упрощенном порядке трудовой миграции из Кыргызстана в Казахстан; было образовано совместное предприятие «Казкыргаз», создание которого, по словам Президента К. Бакиева, «сняло угрозу необеспечения Кыргызстана узбекским газом зимой» (Бакиев, 2005).

В 2007-2008 гг. значительно возросли инвестиции Казахстана в экономику Кыргызстана. Известно, что казахские компании примут участие в тендере по осуществлению крупного инвестиционного проекта — строительства ГЭС «Камбарата-1». Активно развивается гуманитарное сотрудничество между странами, был проведен Форум интеллигенции двух стран, до 100 человек увеличилась квота мест в вузах Казахстана.

Однако киргизско-казахские отношения далеки от идеальных. Казахские власти ужесточают меры в отношении киргизских граждан, проезжающих по территории соседей. Так, например, дорога из Таласской области Кыргызстана пролегает через территорию Казахстана. Пассажиры-киргизы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана.

Кыргызская Республика и Таджикистан являются партнерами по ряду постсоветских международных региональных организаций (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ), активно взаимодействуют в рамках ШОС, официальные переговоры и встречи представителей двух стран проходят в дружественной обстановке и служат укреплению дипломатических, торгово-экономических, культурных и гуманитарных контактов между странами.

По ряду экономических, военно-технических и геополитических параметров обе страны являются слабейшими в регионе Центральной Азии. Их экономики конкурируют друг с другом, основные миграционные потоки из этих стран устремлены, прежде всего, в Россию, хотя многочисленные диаспоры киргизов и таджиков существуют и в других странах СНГ. Ситуация в Таджикистане напрямую связана с перманентной гражданской войной в Афганистане. Политические элиты Кыргызстана и Таджикистана стремятся выйти из ореола «несостоявшихся государств», доказать свое экономическое и военное превосходство друг другу, занять более-менее устойчивые позиции.

Географические параметры двух стран, наличие ограниченно_ 109

ПОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 2

сти или неравномерности в распределении природных ресурсов подстегивают часть населения на экспансию с последующим освоением соседних территорий. Так, Таджикистан при наличии территории 143,1 тыс. кв. км (из которых 93% — горная местность) имеет более 7 млн человек населения (плотность населения более 45 человек на 1 кв. км). В свою очередь у Кыргызстана 198,5 тыс. кв. км территории с населением около 5 млн человек (плотность — 25 человек на 1 кв. км).

Список взаимных претензий Кыргызстана и Таджикистана начинают земельно-территориальные участки на спорных приграничных территориях, преимущественно в Баткенской области Кыргызстана, где на границе с Таджикистаном остаются около 70 спорных участков. В Кыргызстане находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км проживает более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% — киргизами. С каждым годом ожесточенное противостояние между жителями приграничных районов двух стран заканчивается попытками их правительств хоть как-то урегулировать ситуацию. Однако все безуспешно, так как Кыргызстан и Таджикистан не могут прийти к общему согласию по вопросу определения принадлежности спорных приграничных участков.

Важно отметить, что Кыргызстан и Таджикистан уже имеют горький опыт длительного конфликта, в основе которого лежит застарелый спор вокруг земельно-водных ресурсов. С 80-х годов XX в. имели место серьезные столкновения между таджиками и киргизами, например, в селениях Ворухе-Танги (1982 г.) и Матче-Актатыре (1988 г.). Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались различные требования, вплоть до передачи спорных земель Таджикистану, привели к новой эскалации напряженности (1989-1991 гг.), угрожая перерастанием в открытый двусторонний конфликт. В 1998 г. на территории Баткенского района отмечались новые столкновения из-за распределения воды.

За последние 2-3 года произошли аналогичные приграничные столкновения, преимущественно в весенне-полевой сезон. Нашумевший случай произошел 26 марта 2008 г. в Баткенской области, когда более 150 таджикских граждан во главе с руководителем администрации Исфаринского района вторглись на территорию Кыргызстана и с помощью экскаватора попытались разрушить дамбу на канале, препятствовавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию.

При неблагоприятном развитии событий подобные «малые конфликты» могут привести к применению вооруженной силы. В ус-

ловиях участившихся беспорядков на пограничных территориях и конфликтов при определении принадлежности земельных участков, водных спорах любые односторонние действия со стороны Таджикистана или Кыргызстана без учета мнения друг друга могут привести к межэтническим конфликтам. Надо полагать, что подобное развитие событий не входит в интересы правящих элит двух государств, которые постараются решить спорные вопросы в рамках региональных организаций или при посредничестве России.

Кыргызская Республика и Туркмения представляют собой своеобразные полюса в плане общественно-политической открытости. Кыргызстан можно смело называть наиболее открытой и свободной страной региона Центральной Азии, Туркмения является самым закрытым государством региона и всего постсоветского пространства.

Противоречия военного и геополитического характера практически отсутствуют во взаимоотношениях двух стран, но разные модели экономического и политического развития способствовали настороженному отношению к действиям друг друга на протяжении большей части постсоветского периода. Политические изменения, которые произошли в Туркмении за последние несколько лет, позволили руководству Кыргызстана наладить более конструктивные взаимоотношения с данным государством в экономической сфере. Культурно-гуманитарное, торгово-экономическое сотрудничество двух стран стало развиваться в последнее время более интенсивно, удалось наладить взаимодействие в области развития туризма.

Китай заинтересован импортировать природный газ из Туркмении по киргизской территории, а не через Казахстан и готов инвестировать в этот проект. Киргизия, которая, как и Казахстан, имеет общую границу с Китаем, полностью зависит от единственного источника поставок газа — Узбекистана — и хочет диверсифицировать импорт.

Киргизия, Таджикистан и Туркмения подписали рамочную конвенцию об охране окружающей среды. Это стало одним из итогов многолетней работы Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала. Конвенция «предполагает единые требования в сфере осуществления природоохранной деятельности для всех стран Центральной Азии». Особое внимание в документе отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по сохранению биологического разнообразия. Разработана и принята схема сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях.

Узбекистан традиционно играет значительную роль для Кирги-

зии в ряде политических и экономических вопросов. Отношения между двумя государствами на дипломатическом уровне носят преимущественно дружеский и взаимовыгодный характер. Известно, что в 1998 г. Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан подписали соглашение «О вечной дружбе и сотрудничестве», которое в определенной степени способствовало решению общих центрально-азиатских проблем: региональной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, социального развития. Регулярно встречались президенты и премьер-министры трех стран, но реального экономического сближения не происходило (СССР после распада, 2007, с. 429). После приостановки Узбекистаном в 2008 г. своего участия в Евразийском экономическом сообществе обе страны остались членами влиятельных региональных организаций ШОС, СНГ и ОДКБ. Сотрудничество Кыргызстана и Узбекистана получило новый импульс после прихода к власти К. Бакиева. Две страны договорились о налаживании тесного взаимодействия в деятельности пограничных, таможенных служб и служб безопасности в целях усиления контроля за государственной границей. Основной акцент в межгосударственных переговорах был сделан на дальнейшем расширении торгово-экономического сотрудничества, в частности эффективном использовании транспортных коммуникаций и водно-энергетических ресурсов. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество Кыргызстана и Узбекистана упорядочивается подписанными соглашениями о свободной торговле, стимулировании и защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и другими важными двусторонними документами.

Несмотря на расширение торгово-экономического сотрудничества в последние годы, общие показатели не удовлетворяют обе стороны. В Кыргызской Республике и Узбекистане есть немало возможностей для создания совместных предприятий по освоению природных месторождений, производству строительных материалов. Не использованы имеющиеся резервы и в сфере транспортных коммуникаций и гидроэнергетики. Необходимо укрепление взаимосвязей представителей предпринимательства, науки, культуры и искусства, а также в области спорта, здравоохранения, туризма, средств массовой информации.

В настоящее время между странами действуют Договор и Программа экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на период 2007-2011 гг. Подписан ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области правительственной связи, о взаимных поездках граждан, о правовой помощи и сотрудничестве в области туризма.

При этом события еще советского периода в Оше (киргизо-

узбекский насильственный этнический конфликт 1990 г.), т. е. фактор проживания значительной общины узбеков на юге Кыргызстана и сравнительно небольшого числа киргизов в Узбекистане в значительной степени осложняют двусторонние отношения (см.: Ферганская долина, 2004). Реализация прав этнических меньшинств (узбекского, киргизского) является основой не только двусторонних соглашений, но и стабильности в Центрально-Азиатском регионе в целом.

Киргизия как союзник России

Необходимо отметить, что Кыргызстан последовательно выполнял свои союзнические обязательства в тех структурах постсоветского пространства, где доминирующее положение занимает Россия: СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. В последнее время сотрудничество Кыргызстана с Российской Федерации находится на явном подъеме во всех сферах общественной жизни. Руководителями, отдельными депутатами парламента и общественными деятелями Кыргызстана высказываются идеи конфедерации республики с Россией, вхождения ее в Союз России и Белоруссии (Стратегическая матрица Кыргызстана, 2007). Подобные проекты достаточно перспективны и должны детально обсуждаться на уровне экспертных сообществ двух стран с целью последующего широкого обсуждения и принятия конкретных управленческих решений.

Кыргызская Республика поддерживает дипломатические, военно-технические, торгово-экономические, культурные и гуманитарные отношения с гораздо большим количеством стран, чем обозначены выше. В этой связи можно отметить особые отношения Кыргызстана с Турцией, Ираном, Индией, Белоруссией, Украиной, Японией и др. Но именно ведущие мировые державы и государства Центрально-Азиатского региона определяют основные тенденции внутреннего и внешнего развития Кыргызской Республики.

За последний год, лавируя между Россией и США, Кыргызстан сумел оставить военную базу антитеррористических сил в стране, более чем в три раза увеличил доход от ее пребывания, добился списания внешнего долга России, получил российский грант, а также часть кредита на льготных условиях. При всем этом руководство Киргизии сохранило возможность дальнейшего торга вокруг авиабазы. Ведь договор о присутствии натовских военных заключается на год с возможностью продления или непродления, если какая-нибудь другая заинтересованная страна, например Россия, пожелает сделать киргизским властям более выгодное предложение.

Кыргызстану в рамках современных реалий Центральной Азии

объективно необходимо тесное сближение с Россией. Соседи Кыргызстана — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан — постоянно ужесточают пограничные претензии к республике. Противостоять более сильным в экономическом и военном отношении странам, которые предъявляют жесткие территориальные ультиматумы, возможно

только в союзе с Российской Федерацией.

***

Многовекторность внешней политики является признаком определенной зрелости национального государства, при этом она изначально является конфликтогенным фактором, поскольку ориентирована на различные силы в современной мировой политике. Но это — реальность, с которой приходится мириться. Рассчитывать на союзников, которые будут моноцентричны в своем внешнеполитическом выборе, просто не приходится.

Киргизия объективно является одним из близких к современной России государств. Не обладая большими энергетическими ресурсами, не имея развитой экономики, оно будет ориентироваться на Российскую Федерацию в ряде военно-политических и экономических вопросов. России может выгодно использовать географическое положение Киргизии для реализации своих интересов в Центральной Азии.

Россия не сможет переломить дезинтеграцию постсоветского пространства только с помощью военных и политических механизмов, она должна предлагать своим партнерам по СНГ реалистичные проекты в сфере экономики, которые могут первоначально охватывать лишь несколько государств, находящихся в наиболее близких союзнических отношениях. Скорее всего, на постсоветском пространстве России следует вести речь о разработке и вынесении на совместное рассмотрение государств новой доктрины отношений, достаточно подробно отражающей представления национальных государств о конфигурации экономического сообщества, которое они хотели бы создать. Ее центральным элементом могла бы стать зона свободной торговли, которая переломила бы существующие тенденции к дезинтеграции постсоветского пространства.

Литература

1. Бакиев К. Обеспечить импульс развития. Приоритетные задачи Правительства на 2005-2006 годы. Выступление Президента Кыргызской Республики на республиканском совещании. 15 октября 2005 г. // http://www.president.kg/press/ vistup/516. — Дата обращения: 10.02.2010.

2. Быков А. Н. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. СПб.: Алетейя, 2009. 192 с.

3. Далимов Р. Т. ЕС и Центральная Азия: взаимное восприятие перспектив со-

трудничества // Экономика и политика в современных международных конфликтах / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 303-313.

4. Звягельская И. Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009. 208 с.

5. Иманалиев М. С. Очерки о внешней политике Кыргызстана. Бишкек: Сабыр, 2002. 160 с.

6. Казанцев А. А. Политика стран Запада в Центральной Азии: ключевые характеристики, дилеммы и противоречия / Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России; Центр Евро-Атлантической безопасности. М.: МГИМО-Университет, 2009. 186 с.

7. Концепция внешней политики Кыргызской Республики (полный текст). 2007. 13 января // http:// www.analitika.org/article.php?story=20070113063000359 — Проверено 10.02.2010.

8. Пивовар Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб.: Алетейя, 2008. 320 с.

9. Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблема модернизации / Отв. ред. З. Зевин. СПб.: Алетейя, 2008. 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СССР после распада / Под общ. ред. О. Л. Маргания. СПб.: Экономическая школа, 2007. 480 с.

11. Стратегическая матрица Кыргызстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития / Под общ. ред. А. Б. Байшуакова. М.: Институт экономических стратегий, 2007. 440 с.

12. Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: Наука, 2004. 224 с.

13. After Empire. The Emerging Geopolitics of Central Asia / Ed. by J. C. Snyder. Washington D^ NDU Press, 1995. 357 p.

14. Central Asia at the End of the Transition / Ed. by Rummer. New York: Armonk, 2005. 449 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.