Научная статья на тему 'ВНЕШНИЙ ОБЛИК В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПОКОЕННЫХ И УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ИМ'

ВНЕШНИЙ ОБЛИК В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПОКОЕННЫХ И УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ИМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ОБЕСПОКОЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК / СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капитанова Елена Валерьевна

В статье рассматривается привлекательный внешний облик как ценность в структуре ценностных ориентаций у молодых людей обеспокоенных своим внешним обликом и, напротив, удовлетворенных им. Представлен обзор исследований по проблеме. Автор указывает, что, несмотря на возрастающий интерес к проблеме обеспокоенности молодых людей своим внешним обликом, отмечается недостаток эмпирических исследований, где внешний облик выступает в качестве значимой ценности для молодых людей. В работе приводится анализ исследований, где с позиций ценностного подхода привлекательный внешний облик рассматривается как предиктор успеха в разных сферах жизни, что особенно важно на этапе взросления, когда негативная оценка внешности со стороны других может приводить молодых людей к глубоким эмоциональным переживаниям, дезадаптаци. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало изучение структуры ценностных ориентаций, в том числе ценности привлекательного внешнего облика у молодых людей. Проверяли гипотезу о различиях в структуре ценностных ориентаций и наличия в ней ценности привлекательного внешнего у молодых людей, обеспокоенных и удовлетворенных своим внешним обликом. Результаты показали наличие значимой взаимосвязи между показателями ценности привлекательного внешнего облика и показателями обеспокоенности внешним обликом у респондентов. Обнаружены значимые различия в структуре ценностных ориентаций молодых людей как обеспокоенных, так и удовлетворенных своим внешним обликом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капитанова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPEARANCE IN THE STRUCTURE OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE WHO ARE CONCERNED ABOUT IT OR SATISFIED WITH IT

The paper considers attractive appearance as a value in the structure of value orientations of young people who are either concerned about their appearance or satisfied with it. It contains an overview of research on the subject. The author points out that, despite the growing interest in the problem of young people's concern about their appearance, there is a lack of empirical studies that see appearance as a significant value for the young. The paper provides an analysis of studies that apply a value approach, considering an attractive appearance as a predictor of success in various spheres of life, which is especially important at the stage of growing up, when negative assessment of one's appearance by others can provoke heavy feelings and disadaptation. It presents the results of a research aimed at the analysis of the structure of value orientations, including the value of attractive appearance among young people. The tested hypothesis assumed that the structure of value orientations may vary and contain a value of an attractive appearance when studied in young people who are concerned about their appearance or satisfied with it. The results showed a significant correlation between the value of an attractive appearance and the indicators of the students' concern about it. Significant differences were found in the structure of value orientations of young people concerned about their appearance and those satisfied with it.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНИЙ ОБЛИК В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПОКОЕННЫХ И УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ИМ»

DOI: 10.23888/humJ2022104383-393

ВНЕШНИЙ ОБЛИК В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПОКОЕННЫХ И УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ИМ

APPEARANCE IN THE STRUCTURE OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE WHO ARE CONCERNED ABOUT IT OR SATISFIED WITH IT

Капитанова Е. В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Kapitanova E. V.

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Аннотация:

В статье рассматривается привлекательный внешний облик как ценность в структуре ценностных ориентаций у молодых людей обеспокоенных своим внешним обликом и, напротив, удовлетворенных им. Представлен обзор исследований по проблеме. Автор указывает, что, несмотря на возрастающий интерес к проблеме обеспокоенности молодых людей своим внешним обликом, отмечается недостаток эмпирических исследований, где внешний облик выступает в качестве значимой ценности для молодых людей. В работе приводится анализ исследований, где с позиций ценностного подхода привлекательный внешний облик рассматривается как предиктор успеха в разных сферах жизни, что особенно важно на этапе взросления, когда негативная оценка внешности со стороны других может приводить молодых людей к глубоким эмоциональным переживаниям, дезадаптаци. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало изучение структуры ценностных ориентаций, в том числе ценности привлекательного внешнего облика у молодых людей. Проверяли гипотезу о различиях в структуре ценностных ориентаций и наличия в

Abstract:

The paper considers attractive appearance as a value in the structure of value orientations of young people who are either concerned about their appearance or satisfied with it. It contains an overview of research on the subject. The author points out that, despite the growing interest in the problem of young people's concern about their appearance, there is a lack of empirical studies that see appearance as a significant value for the young. The paper provides an analysis of studies that apply a value approach, considering an attractive appearance as a predictor of success in various spheres of life, which is especially important at the stage of growing up, when negative assessment of one's appearance by others can provoke heavy feelings and disadaptation. It presents the results of a research aimed at the analysis of the structure of value orientations, including the value of attractive appearance among young people. The tested hypothesis assumed that the structure of value orientations may vary and contain a value of an attractive appearance when studied in young people who are concerned about their appearance or satisfied with it. The results showed a significant correlation between the value of an attractive appearance and the indicators of the students'

383

ней ценности привлекательного внешнего у молодых людей, обеспокоенных и удовлетворенных своим внешним обликом. Результаты показали наличие значимой взаимосвязи между показателями ценности привлекательного внешнего облика и показателями обеспокоенности внешним обликом у респондентов. Обнаружены значимые различия в структуре ценностных ориентаций молодых людей как обеспокоенных, так и удовлетворенных своим внешним обликом.

concern about it. Significant differences were found in the structure of value orientations of young people concerned about their appearance and those satisfied with it.

Ключевые слова:

внешний облик; обеспокоенность внешним обликом; удовлетворенность внешним обликом; ценностные ориентации; привлекательный внешний облик; структура ценностей

Keywords:

appearance; concern about appearance; satisfaction with appearance; value orientations; attractive appearance; value structure

Актуальность

В современной социальной психологии внешний облик (далее ВО) рассматривается как форма объективизации внутреннего мира личности, взаимосвязанная с системой его социальных, межличностных отношений, состояний и переживаний [1]. В последние десятилетия появляется все больше исследований, в которых физическая привлекательность рассматривается как предиктор успеха в разных сферах жизни, отмечается влияние социокультурных факторов и медиа на восприятие, оценку и самооценку ВО [2].

Актуальным является ценностный подход к исследованию отношения к ВО, где ВО рассматривается как инструментальная ценность для достижения более значимых терминальных жизненных ценностей [3]. По мнению В. А. Лабунской, феномен ценности внешнего облика занимает центральное место в системе ценностей личности, регулирует отношение человека к себе и отношение к нему других людей. Ценность ВО находится в центре многофакторной эмпирической модели изучения отношения к внешнему облику [1,3]. В исследованиях на основе этого подхода получены результаты, показывающие, что привлекательный внешний облик в представлениях молодых людей может быть значимым фактором достижения различных терминальных ценностей, перечень которых включает многое из того, что сопряжено с базовыми потребностями человека, в том числе, любовь, общественное признание, материальное благополучие, счастливую семейную жизнь и другие.

В целом исследования ценностей современной молодежи показывают многозначность представлений молодых людей об условиях достижения ими успеха в разных сферах жизнедеятельности, авторы обращают внимание на различные аспекты системы ценностей. В работе Р. М. Шамионова, Е. Е. Бочаровой, Е. В. Невского рассмотрено

значение ценностной сферы личности в раскрытии психологического ресурса социальной активности молодежи, показана ценностная детерминация различных видов активности [4]. Авторы рассматривают ценностную сферу личности как результат обобщенного социального опыта, который приобретается в процессе социального онтогенеза, «типичных для определенного возраста форм взаимодействия человека с миром в контексте пространства социального бытия» [4, С.124]. Исследования ценностей на студенческих выборках, как правило, представляют иерархию терминальных ценностей, среди которых «любовь», «материальная обеспеченность», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа». Акцентируя внимание на ценностях здоровья и безопасности в структуре ценностных ориентаций и потребностей студенческой молодежи, существует необходимость создавать условия для формирования инструментальных ценностей у обучающихся. Авторы, изучая формирование ценностно-смысловых ориентаций и установок молодежи, отмечают, что в целом иерархия ключевых жизненных ценностей студентов остается достаточно традиционной: приоритетной ценностью является благополучие семьи, получение образования, карьера [4,5]. При этом отмечается, что современная молодежь в большей степени ориентирована на этические ценности, чем на прагматические.

Несмотря на возрастающий интерес исследователей к проблеме ценностных ориентаций молодых людей, отмечается недостаток эмпирических исследований, позволяющих выяснить место привлекательного ВО, рассматриваемого в качестве значимой ценности, в системе ценностей молодых людей в настоящее время. Такое изучение представляется особенно актуальным в период юности, формирования эго-идентичности как целостного представления о собственной личности, формирования собственных идеалов и ценностей, ориентации в оценке своего ВО под влиянием многих факторов социализации, в том числе, средств массовой информации, формирующих образ «телесной привлекательности», её ценность, оценок со стороны других, сравнения себя с привлекательным образом, подражание ему. В подростковом возрасте внешняя привлекательность рассматривается как один из значимых факторов успешности во взаимоотношениях со сверстниками, а в юношеском - как необходимое условие успеха в социальном взаимодействии вообще, особенно при установлении романтических отношений. Поэтому на этапе взросления так важна положительная оценка внешности подростка и юноши другими. Напротив, негативная оценка внешности со стороны других субъектов социума, особенно значимых, может приводить молодых людей к глубоким эмоциональным переживаниям, дезадаптаци. В том числе, к возникновению таких явлений, как «лукизм» (1оо^т), «бьютизм» (beautyism), базирующихся на том, что личность проявляет чрезмерную сензитивность к оценкам внешнего облика, как своего, так и других. Эти явления представляют собой социальные практики предвзятого отношения и дискриминации людьми друг друга по признаку внешней привлекательности или непривлекательности, что приводит молодых людей к дистрессу, нарушению социального взаимодействия, отражается на качестве жизни субъекта [1,6].

В течение последних десятилетий и в настоящее время интенсивно развивается направление исследований, в рамках которого рассматриваются неудовлетворенность и

обеспокоенность внешним обликом как психологические проблемы людей с лишним весом, с так называемыми видимыми отличиями во внешности. Делаются выводы о том, что неудовлетворенность телом является основной детерминантой расстройств пищевого поведения, отмечается необходимость изучения неудовлетворенности телом с учетом таких аспектов, как оценка людьми с лишним весом, нарушениями пищевого поведениями своего тела, важность (ценность) внешнего вида для этих людей, чувствительность к негативной оценке, неприятию их внешности [2,7].

Возрастает интерес к изучению различных аспектов проблемы обеспокоенности ВО, которая рассматривается как один из видов социальной тревожности личности, характеризующийся «сосредоточенностью» на собственной внешности, на убеждении, что какие-либо ее компоненты могут создавать у других людей негативное впечатление [8]. В исследовании В. А. Лабунской и Е. В. Капитановой ставилась проблема соотношения удовлетворенности и обеспокоенности внешним обликом у студентов. Было показано, что это два нелинейно взаимосвязанных процесса. Удовлетворенность и обеспокоенность внешним обликом в этом исследовании рассматривали во взаимосвязи с самооценками ВО и представлениями юношей и девушек об оценках их ВО друзьями и родителями. Полученные результаты показали, что представления об оценках ВО друзьями и родителями оказывают существенное влияние на удовлетворенность ВО. На обеспокоенность внешним обликом существенное влияние оказывают представления студентов об оценках их внешнего облика обоими родителями. Можно предположить, что на появление обеспокоенности относительно своего внешнего облика оказывают влияние и многие другие факторы, которые предстоит выявить в будущем. В целом молодые люди чаще удовлетворены своим ВО, чем обеспокоены им.

Анализ работ, изучающих проблемы обеспокоенности и неудовлетворенности людей своим внешним обликом, показывает что, что крайние формы обеспокоенности и неудовлетворенности внешним обликом, например, такие, как дисморфофобия, не являются распространенными, чаще всего для человека характерна, так называемая, «нормативная» неудовлетворенность своим внешним обликом, то есть переживания, связанные со своим ВО, характерные для большинства современных людей [1,2,8]. В то же время, как показывает практика, со временем степень неудовлетворенности и обеспокоенности ВО может становиться фрустрирующим фактором для личности, приводить к дезадаптивному поведению. К примеру, в работе С. Дж. Пакстон, Д. Ноймарк-Штайнер, П. Дж. Ханнан, М. Айзенберг приводятся данные исследования, проводившегося в течение 5 лет, в котором приняли участие подростки обоего пола [9]. Результаты показали, что неудовлетворенность своим телом является фактором риска депрессивных настроений и низкой самооценки как у девочек, так и у мальчиков. Авторы объясняют, что причиной такого результата является соотношение значения, придаваемого достижению установленного социумом идеального тела, и предполагаемой подростком неспособности соответствовать этим стандартам. По мнению авторов, подросток, неудовлетворенный своим телом, скорее всего, воспримет эту неспособность как результат личной неадекватности.

Н. Радд, С. Дж. Леннон [10], обсуждая эстетические и социально-психологические теории и концепции, связанные с образом тела, с целью

профилактики неудовлетворенности своим телом предлагают организацию в процессе получения образования молодыми людьми информационно-просветительских мероприятий, направленных на изменение «ментальной картины образа тела», которая имеет как перцептивные, так и аффективные компоненты. Авторы предполагают, что тем самым можно способствовать изменению культурных норм, стереотипов относительно ВО, которые побуждают как детей, так и взрослых к поведению, угрожающему их здоровью и благополучию.

В связи с проблемой профилактики обеспокоенности ВО, возникает необходимость изучения в социальной психологии внешнего облика детерминант удовлетворенности, обеспокоенности внешним обликом. Н. А. Барышева, Л. Н. Ожигова на основе теоретического анализа показали, что удовлетворенность телом -это значимый феномен, взаимодействующий со многими факторами, в том числе, помимо социально-демографических характеристик, таких как влияние окружения, особенности образа жизни, воздействие средств массовой информации, Интернета и др., также, личностных характеристик [11]. Авторы эмпирически доказали, что наиболее значимыми личностными детерминантами удовлетворенности телом у девушек являются интегральное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение других, самоинтерес, отношение других, самопринятие. Л. Ку, К. Ньюби и коллеги в своем исследовании обратили внимание на «защитный эффект» внутренних жизненных целей на восприятие и оценку собственного тела у мужчин [12]. В их исследовании измерялись показатели удовлетворенности своим телом у мужчин, в результате просмотра ими журналов с «идеальными» изображениями. После сравнения с идеальными изображениями многие показывали более низкие результаты удовлетворенности своим телом. Однако те из участников, с кем проводили занятия, где обсуждали их жизненные ценности, актуализировали внутренние жизненные цели, показывали лучшие результаты, демонстрировали большую удовлетворенность собственным изображением. Авторы предположили, что обсуждение ценностей и жизненных целей, могут защищать людей от негативного воздействием средств массовой информации, навязывающих идеальные представления о теле.

Таким образом, в современной социальной психологии, с одной стороны, привлекательный внешний облик в представлениях молодых людей рассматривается как инструментальная ценность для достижения других жизненных ценностей. С другой стороны, возрастает интерес к изучению различных аспектов проблемы обеспокоенности внешним обликом, недостаточно изученной является структура ценностных ориентаций молодых людей с разной степенью обеспокоенности и удовлетворенности им, и то, какое место внешний облик занимает в этой структуре.

Цель

Изучение структуры ценностных ориентаций, в том числе ценности внешнего облика у молодых людей, обеспокоенных и удовлетворенных им. Проверяли гипотезу о различиях в структуре ценностных ориентаций и наличия в ней ценности ВО у молодых людей, обеспокоенных своим ВО, и, напротив, удовлетворенных им.

В связи с этим был решен ряд задач:

- определить степень удовлетворенности и обеспокоенности своим ВО юношей и девушек. На основе этих результатов условно выделить две группы обучающихся: тех, кто более обеспокоены своим внешним обликом, и тех, кто более удовлетворены своим внешним обликом.

- определить показатели оценки выраженности каждой группы ценностей, как в целом для всех обучающихся, так и различия в структуре ценностных ориентаций у молодых людей, обеспокоенных своим внешним обликом, и, напротив, удовлетворенных им.

Материалы и методы

Эмпирическим объектом исследования выступили обучающиеся в возрасте 16-17 лет (старшеклассники, обучающиеся школ г. Ростова-на-Дону), среди них 52 мальика и 60 девочек. С помощью анкеты «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» определяли степень удовлетворенности и обеспокоенности своим ВО среди юношей и девушек. Анкета включает вопросы о том, насколько часто участники исследования испытывают смущение из-за своего ВО, насколько сильно их волнует отношение и оценка их ВО другими, насколько участник исследования доволен своим ВО.

С помощью модифицированного В. А. Лабунской варианта методики С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» определяли структуру ценностных ориентаций молодых людей. Модифицированный вариант данной методики подробно описан в статье В. А. Лабунской, Г. В. Серикова [3]. К основному содержанию методики были добавлены утверждения-вопросы о важности и ценности красивой внешности, привлекательного внешнего облика. В модифицированный вариант методики вошли вопросы касающиеся желания улучшать свой внешний облик, утверждения о важности привлекательного ВО в жизни и его главенстве, важности высокой оценки ВО другими и т. п.

Результаты и их обсуждение

Результаты, полученные с помощью описанных методик, позволили, во- первых, выявить среди участников исследования тех, кто обеспокоен своим ВО (39%), и тех, кто удовлетворен своим внешним обликом (61%), от общего числа обучающихся, принимавших участие в исследовании. Следует отметить, что в число тех, кого условно отнесли к группе обеспокоенных своим ВО, вошли юноши и девушки с показателями обеспокоенности от среднего (5,0) до высокого (8,0). Среди участников исследования не оказалось тех, у кого показатели обеспокоенности своим ВО составили 9 и 10 баллов, что говорит об отсутствии среди них молодых людей с «крайним» проявлением такой обеспокоенности, граничащей с психической патологией, проявлением дисморфофобического расстройства. В число обеспокоенных своим ВО вошли 42% девушек и 35% юношей от общего числа принимавших участие в исследовании.

Среднегрупповые показатели оценки выраженности каждой ценности (по 6-балльной шкале) показали, что для всей группы обучающихся наиболее выраженными оказались

ценности «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «приятное времяпрепровождение, отдых», «любовь». Самые низкие среднегрупповые показатели получены по шкале «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе». Показатели ценности привлекательного ВО оказалась близкими по значению с ценностями «здоровье» и «общение».

Далее с помощью коэффициента корреляции г-Спирмена определяли наличие взаимосвязей между показателями обеспокоенности и удовлетворенности ВО и показателями выраженности каждой ценности по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Коэффициенты корреляции между показателями обеспокоенности и удовлетворенности внешним обликом и ценностями у молодых людей

Показатели Ценности (шкалы методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», модификация В.А. Лабунской)

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Обеспокое нность ВО 0,188* -0,189* -0,132 -0,122 0,249** -0,081 -0,050 0,187* 0,074 -0,060 -0,253 ** 0,600**

Удовлетворе нность ВО -0,078 0,261** 0,049 0,150 0,106 -0,045 0,096 -0,034 -0,079 0,292** 0,420** -0,150

XII 0,198* 0,138 0,000 -0,052 0,348 ** 0,013 0,119 0,225* 0,130 0,103 -0,045 1

Примечания: ** - корреляция значима (р < 0,01); * - корреляция значима (р < 0,05)

Полученные результаты показали наличие значимых взаимосвязей между обеспокоенностью ВО и, в первую очередь, ценностью «привлекательный внешний облик» (г = 0,600; р < ,001), а также следующими ценностями: «любовь» (г = 0,249; р < ,001), «приятное времяпрепровождение, отдых» (г = 0,188; р < ,005) и ценностью «признание и уважение людей, влияние на окружающих» (г = 0,187; р < ,005). Также обнаружены обратно пропорциональные взаимосвязи обеспокоенности ВО и ценностью «здоровье» (г = -0,253; р < ,001) и ценностью «высокое материальное благосостояние»(г = -0,189; р < ,005). Полученные результаты показали наличие значимых положительных взаимосвязей между показателями удовлетворенности ВО и следующими ценностями: «здоровье» (г = 0,420; р < ,001), «общение» (г = 0,292; р < ,001), «высокое материальное благосостояние» (г = 0,261; р < ,001). Обнаружены взаимосвязи между ценностью «привлекательный внешний облик» и следующими ценностями: «любовь» (г = 0,348; р<,001), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (г = 0,225; р < ,005), «приятное времяпрепровождение, отдых» (г = 0,198; р < ,005).

Для проверки гипотезы сравнили показатели ценностей, в том числе, ценности привлекательного ВО у обучающихся, обеспокоенных своим ВО и удовлетворенных своим ВО. Наглядно сходство и различия представлены на диаграмме (рис. 1).

С помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни провели проверку значимости полученных различий в структуре ценностных ориентаций, наличия в ней ценности ВО у молодых людей, обеспокоенных своим ВО, и, напротив, удовлетворенных им. Обнаружены значимые различия в структуре ценностных ориентаций: ценность

5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII ■ Обеспокоенные ВО ■ Удовлетворенные ВО

Рис. 1. Показатели ценностей, в том числе - ценности привлекательного внешнего облика у обучающихся, обеспокоенных своим внешним обликом и удовлетворенных своим внешним обликом

«привлекательный внешний облик» представляет собой значимую ценность только для молодых людей, обеспокоенных им (U = 796; p < 001). Напротив, ценность «здоровье» является значимой ценностью для молодых людей, удовлетворенных своим ВО (U = 1027; p < 004). Близкими к значимым являются различия между такими ценностями, как «высокое материальное благосостояние», «поиск и наслаждение прекрасным», больше представленные в группе молодых людей, удовлетворенных своим ВО. Наиболее значимые различия в ценностях между подгруппами обнаружены относительно ценности «Высокий социальный статус и управление людьми» (U = 992; p < 002), более выраженной в подгруппе молодых людей, удовлетворенных своим ВО.

Выводы

Проведенное исследование по изучению ценностных ориентаций, в том числе ценности ВО, у молодых людей, обеспокоенных и удовлетворенных своей внешностью, показало, что ценностные ориентации, молодых людей обеспокоенных и молодых людей удовлетворенных своим внешним обликом во многом схожи, то есть существуют ценности, характерные в равной степени для всех молодых людей. Для тех и других ценными являются приятное времяпрепровождение, отдых. Большинство участников исследования показали, что для них важно оказывать помощь и проявлять милосердие к другим людям. Для большинства молодых людей, принимавших участие в исследовании, важной ценностью является признание и уважение других людей, а также умение оказывать влияние на окружающих. Значимыми ценностями для них, кроме того, являются любовь и познание нового.

Привлекательный внешний облик представляет значимую ценность для молодых людей, обеспокоенных своим ВО, наряду с такими ценностями, как любовь, признание и уважение людей, влияние на окружающих, приятное времяпрепровождение, отдых. Для

молодых людей, удовлетворенных своим внешним обликом, привлекательный внешний облик не является значимой ценностью, в отличие от других ценностей, таких как высокое материальное благосостояние, общение, здоровье. Для них, в отличие от их сверстников, обеспокоенных своим ВО, также имеют значение высокий социальный статус и возможность управлять другими людьми. Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о различиях в структуре ценностных ориентаций и наличия в ней ценности ВО у молодых людей, обеспокоенных своим ВО, и, напротив, удовлетворенных им.

Полученные результаты исследования могут быть полезны для разработки специальных практико-ориентированных программ индивидуальной психокоррекции и групповой работы по оптимизации структуры ценностных ориентаций и ценности ВО, направленных на снижение интегрального показателя значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности. Перспективным является создание программы тренинга для подростков и старшеклассников, направленной на коррекцию нереалистичных представлениями о красивом ВО.

В то же время открытым остается вопрос о том, почему одни субъекты в большей степени чувствительны по отношению к транслируемым СМИ стандартам и идеалам ВО, другие - в меньшей, в связи чем значимость привлекательного внешнего облика для одних субъектов выше, чем для других. Актуальным остается, также, вопрос о причинах высокой чувствительности некоторых субъектов к оценкам других, порождающей переживания обеспокоенности по поводу своего ВО, приводящей к нарушению адаптации человека в социуме.

В качестве перспективы дальнейших исследований необходимо обратиться к изучению социальных, личностных, социально-психологических детерминант как удовлетворенности, так и обеспокоенности внешним обликом, ценностной ориентации на внешний облик. Необходимо также осуществлять поиск теоретических основ для психотерапевтической помощи и профилактики обеспокоенности своим внешним обликом и связанным с ней эмоциональным состояниям, угрожающим здоровью и благополучию личности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-28-01641 «Детерминанты влияния оценок внешнего облика на межличностные отношения и субъективное благополучие»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Лабунская В.А. Внешний облик человека как культурно-природный конструкт, порождающий психологические проблемы личности. В кн.: Лицо человека в контекстах природы, технологий и культуры. М.: Когито-Центр, Московский институт психоанализа; 2020. С. 11-25.

2. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. СПб.: Питер; 2009.

REFERENCES:

1. Labunskaya VA. The appearance of a person as a cultural - natural construct that gives rise to the psychological problems of the individual. In: The human face in the contexts of nature, technology and culture. Moscow: Kogito-Centre, Moscow Institute of Psychoanalysis; 2020. P. 11-25. (In Russ).

2. Ramsey N, Harcourt D. Psychology of appearance. Saint-Petersburg: Peter; 2009. (In Russ).

391

3. Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 91-103. doi: 10.17759/sps.2018090310

4. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 124-141. doi: 10.17759/sps.2022130108

5. Пухарева Т.С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 3. С. 541-552. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu. ru/art&id=338. Ссылка активна на 28.10.2022. doi: 10.23888/humJ20183541-552

6. Фаустова А.Г., Яковлева Н.В. Предикторы ситуативной неудовлетворенности телом у девушек с разным индексом массы тела // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, № 4. С. 493-501. doi: 10.23888/HMJ201864493-501

7. Hoffmann S., Warschburger P. Weight, shape, and muscularity concerns in male and female adolescents: predictors of change and influences on eating concern // Journal of Eating Disorders. 2016. Vol. 50, № 2. P. 139-147. doi: 10.1002/eat.22635

8. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 1. С. 167184. doi: 10.21702/rpj.2016.1.14

9. Paxton S.J, Neumark-Sztainer D., Hannan P.J., et al. Body dissatisfaction prospectively predicts depressive mood and low self-esteem in adolescent girls and boys // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006. Vol. 35, № 4. P. 539549. doi: 10.1207/s15374424jccp3504_5

10. Rudd N.A., Lennon S.J. Body image: Linking aesthetics and social psychology of appearance // Clothing and Textiles Research Journal. 2001. Vol. 19, № 3. P. 120-133. doi: 10.1177/0887302X0101900303

11. Барышева Н.А., Ожигова Л.Н. Личностные детерминанты удовлетворенности телом у девушек // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 143-158.

12. Ku L., Newby C., Moldes O., et al. The values you endorse set the body you see: The protective effect of intrinsic life goals on men's body dissatisfaction // Scandinavian Journal of Psychology. 2022. Vol. 63, № 4. P. 1-13. doi: 10.1111/sjop.12818

3. Labunskaya VA, Serikov GV. Theoretical foundations and methodological approaches to the study of the phenomenon the «Value of appearance». Social Psychology and Society. 2018;9(3): 91-103. (In Russ). doi: 10.17759/sps.2018090310

4. Shamionov RM, Bocharova EE, Nevsky EV. The Role of Values in the Commitment of Young People to Various Types of Social Activity. Social Psychology and Society. 2022;13(1):124-41.(In Russ). doi: 10.17759/sps.2022130108

5. Pukhareva TS. The relationship of values and confidence in students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(3):541-52. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=338. Accessed: 2022 October 28. (In Russ). doi: 10.23888/humJ20183541-552

6. Faustova AG, Yakovleva NV. Predictors of situational body dissatisfaction in young women with various body mass index. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2018;6(4):493-501. (In Russ). doi: 10.23888/HMJ201864493-501

7. Hoffmann S, Warschburger P. Weight, shape, and muscularity concerns in male and female adolescents: predictors of change and influences on eating concern. Eating Disord. 2016;50(2):139-47. doi: 10.1002/eat.22635

8. Labunskaya VA, Kapitanova EV. Concerns and satisfaction of students to their appearanceas predictors of self-evaluations of its components and characteristics. Russian Journal of Psychology. 2016;13(1):167-84. (In Russ). doi: 10.21702/rpj.2016.1.14

9. Paxton SJ, Neumark-Sztainer D, Hannan PJ, et al. Body dissatisfactionively prospectively predicts depressive mood and low self-esteem in adolescent girls and boys. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006;35(4): 539-49. doi: 10.1207/s15374424jccp3504_5

10. Rudd NA, Lennon SJ. Body image: Linking aesthetics and social psychology of appearance. Clothing and Textiles Research Journal. 2001;19(3):120-33. doi: 10.1177/0887302X0 101900303

11. Barysheva NA, Ozhigova LN. Individual determinants of young women's body satisfaction. South-Russian Journal of Social Sciences. 2021; 22(2):143-58. (In Russ).

12. Ku L, Newby C, Moldes O, et al. The values you endorse set the body you see: The protective effect of intrinsic life goals on men's body dissatisfaction. Scandinavian Journal of Psychology. 2022;63(4):1-13. doi: 10.1111/sjop.12818

392

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Капитанова Елена Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0 000-0002-6529-9467. E-mail: kapitanova@sfedu.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 28.10.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 01.12.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Капитанова Е.В. Внешний облик в структуре ценностных ориентаций молодых людей, обеспокоенных и удовлетворенных им // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 383-393. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=548. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022104383-393

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena V. Kapitanova - Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor of the Department of Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6529-9467. E-mail: kapitanova@sfedu.ru

PAPER RECEIVED: 28.10.2022. PAPER REVISED: 01.12.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.

FOR CITATION:

Kapitanova EV. Appearance in the structure of value orientations of young people who are concerned about it or satisfied with it. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):383-393. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=548. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104383-393

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.