Научная статья на тему 'Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью'

Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1555
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЦЕННОСТЬ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА / ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА / САМООЦЕНКА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА / ОБЕСПОКОЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ / СТУДЕНТЫ / LIFE SATISFACTION / VALUE OF APPEARANCE / SIGNIFICANCE OF APPEARANCE / APPEARANCE SELF-ASSESSMENT / CONCERN / SATISFACTION OF APPEARANCE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунская В.А.

В статье подчеркивается, что развитие цифрового пространства требует изучения удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». В статье отмечается, что бытие в цифровом мире оказывает влияние на феноменологию психологии внешнего облика. В ней констатируется, что внешний облик включен в бытие человека, имеет определенную ценность и значимость в различных контекстах жизнедеятельности; является объектом отношений. В статье приводится исследование, выполненное на основе «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Гипотеза исследования: могут существовать разнонаправленные взаимосвязи между самооценками, оценками значимости внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью. Методы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Панина, 1993); опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (Лабунская, Сериков, 2018), модифицированный вариант опросника С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (1999), анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). В исследовании приняли участие 86 молодых людей студентов (М возраста = 20,07), среди них 43 мужчины и 43 женщины. Результаты исследования подтверждают гипотезу: тенденция снижения удовлетворенности жизнью коррелирует с повышением значимости и ценности внешнего облика, обеспокоенности им. Тенденция повышения удовлетворенности жизнью коррелирует с более высокой удовлетворенностью внешним обликом и самооценками внешнего облика. Заключение. Разнонаправленные взаимосвязи между самооценками внешнего облика, оценками значимости, ценности внешнего облика и уровнями удовлетворенности жизнью соответствуют логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лабунская В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-esteem, Value, Significance of Appearance in the Student Wednesday and Life Satisfaction

In article it is emphasized that development of digital space demands studying of satisfaction with life of young people, which become “digital generation”. In article it is noted, that life in the digital world has an impact on appearance psychology phenomenology. In it is noted, that the appearance is included in life of the person, has a certain value and the importance in various contexts of activity; is an object of the relations. The research executed on the basis of "Multifactorial Model of Attitudes towards Appearance” is given in article. Research hypothesis: there can be multidirectional interrelations between self-assessments, estimates of the importance of appearance for various aspects of activity, for increase in feeling of happiness, between measures of expressiveness of valuable orientation to attractive appearance, between satisfaction, concern about appearance and levels of satisfaction with life. Methods: “Life satisfaction Index” (ILS) test (N. V. Panina, 1993); the questionnaire “Self esteem appearance” (Labunskaya, 2009), the questionnaire “Assessment of the importance of attractive appearance for improvement of various aspects of activity” (V. A. Labunskaya, G. V. Serikov, 2018), the modified version of the questionnaire of S. S. Bubnova "Diagnostics of real structure of valuable orientations of the personality" (1999), the questionnaire "The attitude towards the appearance: satisfaction and concern" (V. A Labunskaya, E. V. Kapitanova, 2017). 86 people of student's age participated in a research (Age m = 20.07), among them there are 43 men and 43 women. Results of a research confirm a hypothesis: the trend of decrease in satisfaction with life correlates with increase in the importance and value of appearance, concern; of the Trend of increase in satisfaction with life correlates with higher satisfaction with appearance and self-assessments of appearance. Conclusion. Multidirectional interrelations between appearance self-assessments, estimates of the importance, value of appearance and levels of satisfaction with life correspond to logic of creation of Multifactorial Model of Attitudes towards Appearance", are empirical confirmation of built “model”.

Текст научной работы на тему «Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2019. Т. 20. № 4. С. 198-209

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

САМООЦЕНКА, ЦЕННОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ 1

В. А. Лабунская

Лабунская Вера Александровна, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. Эл. почта: vlab@aaanet.ru. ORCID 0000-0001-8901-8773

Аннотация. В статье подчеркивается, что развитие цифрового пространства требует изучения удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». В статье отмечается, что бытие в цифровом мире оказывает влияние на феноменологию психологии внешнего облика. В ней констатируется, что внешний облик включен в бытие человека, имеет определенную ценность и значимость в различных контекстах жизнедеятельности; является объектом отношений. В статье приводится исследование, выполненное на основе «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Гипотеза исследования: могут существовать разнонаправленные взаимосвязи между самооценками, оценками значимости внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью. Методы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Панина, 1993); опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (Лабунская, Сериков, 2018), модифицированный вариант опросника С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (1999), анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). В исследовании приняли участие 86 молодых людей — студентов (М возраста = 20,07), среди них 43 мужчины и 43 женщины. Результаты исследования подтверждают гипотезу: тенденция снижения удовлетворенности жизнью коррелирует с повышением значимости и ценности внешнего облика, обеспокоенности им. Тенденция повышения удовлетворенности жизнью коррелирует с более высокой удовлетворенностью внешним обликом и самооценками внешнего облика. Заключение. Разнонаправленные взаимосвязи между самооценками внешнего облика, оценками значимости, ценности внешнего облика и уровнями удовлетворенности жизнью соответствуют логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой модели.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, ценность внешнего облика, значимость внешнего облика, самооценка внешнего облика, обеспокоенность, удовлетворенность внешним обликом, студенты

Введение

В современном обществе возрастает интерес к изучению удовлетворенности жизнью различных слоев населения. Развитие цифрового пространства как пространства социализации приводит к актуализации исследований, в которых рассматривались бы особенности удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». Особенно важным является изучение удовлетворенности жизнью студентов в силу того факта, что они все в большей и большей степени становятся зависимыми от различных компонентов цифрового

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, (проект № 17-18-01260) «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в молодежной среде».

мира. Традиционно жизненная удовлетворенность или удовлетворенность жизнью определяется как интегральный феномен. Он отражает состояния, переживания человека, на которые оказывает существенное влияние система его отношений: к себе, к другому, к миру (Панина, 1993). Получены данные, которые свидетельствуют о том, что удовлетворенность жизнью оказывает сильное влияние на выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях (Джидарьян, 2000). Другие исследователи (Муздыбаев, 2002) связывают неудовлетворенность жизнью с завистью. Связь между жизненной удовлетворенностью, счастьем, ценностными ориентациями отмечается в работе Л. И. Габдулиной (Габдулина, 2003).

Следует отметить также тот факт, что бытие в цифровом мире начинает оказывать влияние на феноменологию психологии внешнего облика, поднимая все новые и новые вопросы. Например, вопрос о том, что может сделать внешний облик по сравнению с тем, как выглядит человек в настоящий момент (Alleva., Gattario, Martijn, Lunde, 2019), или вопрос о том, что есть позитивный образ тела, внешнего облика (Tracy, Nichole, Wood-Barcalow, 2015). Эти и ряд других вопросов обсуждаются в контексте изучения роли СМИ, социальных сетей в формировании отношения к внешнему облику (Halliwell, 2013, Mulgrew, Tiggemann, 2018, Mulgrew, Prichard, Stalley, Lim, 2019). Традиционно подчеркивается взаимосвязь между тем, как изображается внешний облик, тело в интернет-пространстве и пищевым поведением человека (Rodger, 2016). Наряду с этим большое внимание уделяется изучению взаимосвязей между проблемами, которые называются молодыми женщинами, ориентированными на внешний облик и проявляющими интерес к Facebook и Instagram (Cohen, Newton-John, Slater, 2017). В этом же контексте, в процессе выполнения лонгитюдных исследований, рассматривается посредническая роль значимости внешнего облика, его самооценки в возникновении стресса, в том числе у подростков (Murray, Rieger, Byrne, 2013).

Несмотря на то, что при изучении взаимосвязей между различными феноменами, порожденными оценками, самооценками внешнего облика и удовлетворенностью жизнью, авторы работ (Рамси, Харкорт, 2009, Психология красоты, 2014) больше уделяют внимания исследованию обеспокоенности, озабоченности, удовлетворенности внешним обликом, его «инвестиционной силе», они, так или иначе, подчеркивают влияние внешнего облика на качество жизни. K.S. O'Brien, S. Danielsdottir, R. P. Ölafsson, I. Hansdottir, T. G. Fridjonsdottir, H. Jonsdottir (2013) утверждают что существует взаимосвязь между отвращением к себе и проблемами внешнего облика, особенно тогда, когда ярко выражены предрассудки относительно объема тела. Практически в современных исследованиях (Рамси, Харкорт, 2009) не подвергается сомнению утверждение о том, что мера привлекательности внешнего облика влияет напрямую на состояния людей, обуславливая различные жизненные показатели, в их числе оценка себя как счастливого человека.

В целом влияние внешнего облика на удовлетворенность жизнью осуществляется главным образом за счет приписывания внешнему облику ответственности за все то, что происходит в жизни человека. Внешний облик трактуется как вид «инвестиций» в благополучие/неблагополучие человека (Jarry, Dignard, O'Driscoll, 2019).

В исследованиях отечественных психологов (Белугина, 2003) также доказано, что удовлетворенность жизнью взаимосвязана с оценками своего внешнего облика. Этот вывод подтверждают данные о взаимосвязи самооценок внешнего облика и удовлетворенности жизнью женщин, занимающихся йогой (Шкурко, 2018). Зависимость образа физического «я» от удовлетворенности жизнью и обратная зависи-

мость изучается в контексте проблемы коррекции внешнего облика (Варлашкина, 2012). К этому направлению исследований примыкают работы, фиксирующие взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью и представлениями о внешнем облике у студентов (Попова, 2018).

В ряде наших работ (Лабунская, 2005, 2009) также представлен подход к определению внешнего облика, рассматривается его включенность в бытие человека, анализируется динамика значимости внешнего облика в зависимости от сфер жизнедеятельности (Лабунская, 2018), приводятся сведения о месте ценности привлекательного внешнего облика в иерархии ценностных ориентаций (Лабунская, 2018). Эти и ряд других исследований (Лабунская, Дроздова, 2017) легли в основу созданной нами «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику» (Лабунская, Сериков, 2018). Логика взаимосвязей, отраженных в данной модели, такова. В центре «многофакторной модели» стоит такой феномен, как «ценность ВО» и сопряженный с ним феномен «функциональной значимости ВО». В качестве определяющих факторов в модель включены демографические факторы и сферы жизнедеятельности человека. Взаимодействие этих факторов определяет не только ценность и значимость ВО, но и формирует самоотношение к ВО, которое раскрывается в самооценках ВО, в обеспокоенности, удовлетворенности им, в проявлении «appearance» перфекционизма. Взаимовлияние между перечисленными факторами, феноменами отношения к своему ВО, его ценность и функциональная значимость детерминируют удовлетворенность жизнью, оценку субъективного благополучия, уровень социальной адаптации.

Эмпирическая проверка взаимосвязей, включенных в «модель», становится одной из центральных задач исследований, проводимых нами. Так, мы (Лабунская, 2019а, Лабунская, 2019б) попытались определить направление детерминации отношения к внешнему облику, его ценности и значимости на оценку субъективного благополучия молодых людей, а также получить предварительный ответ на вопрос: «Я чувствую себя благополучным, потому что позитивно отношусь к своему внешнему облику, или наоборот?».

В отличие от вышеприведенных работ цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы определить взаимовлияния между удовлетворенностью жизнью и отношением к своему внешнему облику молодых людей — студентов, выявить взаимовлияния между удовлетворенностью жизнью и оценками ими значимости привлекательного внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности (межличностное общение, карьера, успешность обучения, семья, романтические отношения), для повышения ощущения счастья, определить меру выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик.

В эмпирической части исследования проверяется гипотеза о разнонаправленных взаимосвязях между самооценками внешнего облика, оценками значимости привлекательного внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью.

Эмпирические методы

1. Базовой методикой для определения уровня удовлетворенности жизнью выступил распространенный в отечественной психологии тест «Индекс жизненной

удовлетворенности (ИЖУ)» в адаптации Н. В. Паниной (1993). В рамках данного теста индекс жизненной удовлетворенности отражает представление человека.

Под категорией «жизненная удовлетворенность» понимается самое общее представление человека о психологическом комфорте. Оно включает интерес к жизни, решительность, целеустремленность, положительную оценку событий и т.д. На основе результатов этого теста можно выделить три уровня жизненной удовлетворенности: низкий, средний и высокий.

2. С целью определения самооценки внешнего облика, обеспокоенности, удовлетворенности им, меры значимости внешнего облика и его ценности применялся комплекс разработанных нами методик:

1) опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), который включает шкалы: самооценки лица; тела; оформления внешнего облика. Респондентам предлагается оценить на основе десятибальной системы степень соответствия различных характеристик внешнего облика своему внешнему облику. В исследовании применялись мужской и женский варианты опросника. В настоящем исследовании рассматривается интегральная самооценка внешнего облика (ИнтСОВО), которая объединяет самооценки лица, тела и оформления внешнего облика;

2) анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности», разработанная совместно с Г. В. Сериковым (2018). Она включает 12 утверждений, относящихся к следующим сферам жизнедеятельности: общение и дружеские отношения; карьера и работа; академическая успешность; семейные и романтические отношения. Ряд утверждений касаются образа жизни и ощущения счастья. Участники исследования отвечали на вопрос: «Насколько изменились бы Ваше самовосприятие, отношения с другими людьми и жизненные перспективы, если бы Вы обладали более привлекательным внешним обликом?» Им предлагалось выбрать меру согласия с приведенными в анкете утверждениями, используя пятибальную систему: 5 баллов — абсолютно верно; 4 балла — верно; 3 балла — скорее уверен(а), что это так, чем не уверен (а); 2 балла — скорее не уверен(а), что это так, чем уверен(а); 1 балл — это абсолютно неверно.

На основе ответов респондентов рассчитывается значимость внешнего облика для отдельных сфер жизнедеятельности. В данном исследовании рассматривается интегральный показатель значимости внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности (ИнтЗВО), а также показатель значимости внешнего облика для ощущения счастья (ЗВО-счастье);

3) модифицированный вариант опросника С. С. Бубновой (1999) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Направления модификации данной методики описаны в статье В. А. Лабунской, Г. В. Серикова (Лабунская, Сериков, 2018). В данной работе мы хотели бы подчеркнуть то, что были составлены утверждения — вопросы, которые отражают различные стороны проявления «ценности внешнего облика». Они были сконструированы по аналогии с каждым видом ценностных ориентаций (11 ценностных ориентаций), представленных в методике С. С. Бубновой. Перечень этих вопросов — утверждений включает следующие: 1) «Улучшать свой внешний облик (ухаживать, корректировать, создавать) — это важная часть жизни человека?»; 2) «В жизни чрезвычайно важно иметь привлекательный, красивый внешний облик?»; 3) «Внешний облик может занимать в Вашей жизни главное место?»; 4) «Чувствовать себя подавленной (подавленным) из-за оценок Вашего внешнего облика другими людьми — это о Вас?»; 5) «Хотели бы Вы,

чтобы окружающие высоко оценивали Ваш внешний облик, восхищались им?»; 6) «На Ваше отношение к другому человеку влияет то, как он выглядит, какой у него внешний облик?» Совокупность этих утверждений — вопросов была отнесена к 12-му виду ценностных ориентаций — «ценности внешнего облика». Подсчет ответов в форме «да — нет», которые мог дать каждый участник исследования, указывает на выраженность определенных ценностных ориентаций, в том числе и на выраженность «ценности внешнего облика». В пилотажном исследовании, связанном с апробацией данного варианта методики, в котором приняли участие 100 молодых людей, было подтверждено, что внешний облик занимает определенное место в иерархии ценностных ориентаций, представленных в методике С. С. Бубновой;

4) анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). Данная анкета включает 12 шкал. Обеспокоенность внешним обликом оценивалась на основе шкал, которые включали вопросы о том, насколько часто участник исследования испытывает чувства смущения, неловкости, скованности из-за своего внешнего облика в различных ситуациях взаимодействия? Удовлетворенность внешним обликом определялась на основе шкал, которые включали вопрос о том, насколько участник исследования согласен с тем, что его внешний облик производит приятное впечатление на окружающих;

5) математические процедуры обработки данных включали: описательные статистики, частотный, корреляционный анализ.

В исследовании приняли участие 86 молодых людей — студентов. Средний возраст участников исследования — 20,07 лет, среди них 43 мужчины и 43 женщины.

Описание и анализ результатов

В соответствии с правилами обработки ответов по тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ): высокий ИЖУ — 31-39 баллов; средний ИЖУ — 25-30 баллов; низкий ИЖУ -24 балла. Применив частотный анализ показателей уровней ИЖУ, мы определили соотношение уровней ИЖУ в изучаемой группе. В нашем исследовании имеют низкий уровень ИЖУ 67,4%, средний уровень ИЖУ — 23,3%, высокий уровень ИЖУ — 9,3% участников исследования.

В табл. 1 приведены в соответствие с каждым выделенным уровнем ИЖУ средние значения интегральной самооценки внешнего облика, обеспокоенности и удовлетворенности внешним обликом, средние значения интегральной оценки значимости привлекательного внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, средние значения выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик — («ценность внешнего облика»).

Данные, приведенные в табл. 1, указывают на то, что с изменением уровня жизненной удовлетворенности средние значения одних показателией повышаются, а другие — снижаются. В зависимости от уровня жизненной удовлетворенности повышаются удовлетворенность внешним обликом и интегральная самооценка внешнего облика. Чем выше показатель ИЖУ, тем более удовлетворены студенты своим внешним обликом, тем выше у них интегральная самооценка внешнего облика. С повышением уровня ИЖУ снижаются: значимость внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности, ценность привлекательного внешнего облика, значимость внешнего облика для повышения уровня счастья.

Таблица 1. Изменения ценности, значимости ВО, удовлетворенности, обеспокоенности им, самооценок ВО в зависимости от уровня жизненной удовлетворенности (ИЖУ) Table 1. Changes in the value, significance of HEA, satisfaction, concern, self-esteem of EA depending on the level of life satisfaction (ILS)

Уровни ИЖУ 1 ILS levels ЦВО 2 EA value ИнтЗВО 3 EA integral value Обес. ВО 4 EA concern Удов. ВО 5 EA satisfaction Инт. СОВО 6 EA integral self-esteem

Низкий Low 3,03 2,89 5,40 5,88 5,89

Средний Medium 2,16 2,51 4,64 6,47 6,14

Высокий High 2,13 2,30 4,65 7,05 7,58

Примечание. 1. Уровни ИЖУ — уровни индекса жизненной удовлетворенности. 2. ЦВО — ценность внешнего облика. 3. ИнтЗВО — интегральная значимость ВО. 4. Обес. ВО — обеспокоенность внешним обликом. 5. Удов. ВО — удовлетворенность внешним обликом. 6. Инт. СОВО — интегральная самооценка внешнего облика.

Note: 1. ILS levels. 2. EA value. 3. EA integral value. 4. EA concern. 5. EA satisfaction. 6. EA integral self-esteem

Обеспокоенность внешним обликом также изменяет свои показатели в зависимости от уровня жизненной удовлетворенности. Чем ниже ИЖУ, тем выше показатели обеспокоенности внешним обликом.

Предварительные выводы подтверждают обнаруженные нами корреляционные взаимосвязи (см. табл. 2).

Из табл. 2 следует, что все изучаемые показатели имеют значимые взаимосвязи с выраженностью удовлетворенности жизнью. Чем выше уровень жизненной удовлетворенности, тем выше удовлетворенность внешним обликом (r = 0,299** р ^ 0,005), тем выше самооценка внешнего облика (r = 0, 316** р ^ 0,005). Чем ниже уровень жизненной удовлетворенности, тем выше ценность внешнего облика (r = -,269* р ^ 0,012), его значимость для улучшения различных аспектов жизнедеятельности (r = -0,270* р ^ 0012), тем выше значимость внешнего облика для повышения уровня счастья (r = -,284** р^0,008), обеспокоенность внешним обликом (r = -0,332** р ^ 0002).

Заключение

Таким образом, можно говорить о том, что со снижением удовлетворенности жизнью молодые люди придают большее значение внешнему облику, его ценности. Внешний облик начинает их беспокоить с большей силой. Если учесть, что между выраженностью обеспокоенности внешним обликом и выраженностью ценности (r = 0,527** р ^ 0,000) и значимости внешнего облика (r = 0, 406** р ^ 0,000) наблюдаются значимые прямолинейные связи, то можно сделать еще один вывод. Он касается выделения комплекса феноменов, связанных с отношением к внешнему облику и характеризующих молодых людей, недостаточно удовлетворенных своей жизнью. Они полагают, что с помощью улучшения внешнего облика можно

Таблица 2. Корреляционные связи между показателями ценности, значимости внешнего облика (ВО), удовлетворенности, обеспокоенности им, интегральными самооценками ВО и показателями уровней жизненной удовлетворенности

Table 2. Correlation between indicators of value, significance of external appearance (EA), satisfaction, concern about EA, integral self-assessments of EA and indicators of levels of life satisfaction

Показатели Indicators Индекс жизненной удовлетворенности Life satisfaction index

Ценность ВО EA value Корреляция Пирсона Pearson Correlation -,269*

Знач. (двухсторонняя) Value (double sided) ,012

Интегральная самооценка ВО EA integral self-esteem Корреляция Пирсона Pearson Correlation ,316**

Знач. (двухсторонняя) Value (double sided) ,003

Обеспокоенность своим ВО EA concern Корреляция Пирсона Pearson Correlation -,332**

Знач. (двухсторонняя) Value (double sided) ,002

Удовлетворенность своим ВО EA satisfaction Корреляция Пирсона Pearson Correlation ,299**

Знач. (двухсторонняя) Value (double sided) ,005

Интегральная значимость ВО EA integral value Корреляция Пирсона Pearson Correlation -,270*

Знач. (двухсторонняя) Value (double sided) ,012

N 86

Пояснения:

** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

позитивно повлиять на общение, карьеру, найти себе романтического партнера, почувствовать себя более счастливыми. Молодые люди, у которых уровень жизненной удовлетворенности более высокий, отличаются тем, что у них выше удовлетворенность внешним обликом, самооценка внешнего облика. Эти молодые люди не придают большего значения внешнему облику и его ценности для улучшения своей жизни.

Полученные данные не только подтверждают гипотезу о разнонаправленных взаимосвязях между самооценками внешнего облика, оценками значимости привлекательного внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, показателями выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик (ценность ВО) и уровнями удовлетворенности жизнью, но и соответствуют

логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой «модели». В качестве перспектив изучения проблемы «удовлетворенность внешним обликом — качество жизни» мы рассматриваем включение в качестве переменных экономический статус участников исследования, их пол, а также использование математических процедур, например ANOVA, с целью сравнения силы влияния изучаемых переменных.

Библиографический список

Белугина, Е. В. (2003). Особенности отношения к своему внешнему облику в период середины

жизни (Кандидатская диссертация), Ростов-на-Дону. Бубнова, С. С. (1999). Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. Психологический журнал, 20(5), 38-44. Варлашкина, Е. А. (2012). Особенности образа физического «я» и удовлетворенности жизнью у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью. Вестник Омского университета, Серия «Психология», 1, 4-10. Габдулина, Л. И. (2003). Жизненная удовлетворенность, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ориентациями личности. Северо-Кавказский психологический вестник, 1, 59-64. Джидарьян, И. А. (2000). Счастье в представлениях обыденного сознания. Психологический журнал, 21(2), 40-48.

Капитанова, Е. В. (2017). Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов

своим внешним обликом (Кандидатская диссертация), Ростов-на-Дону. Лабунская, В. А., Дроздова, И. И. (2017). Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2), 202-226. DOI: 10.21702/ ги.2017.2.12

Лабунская, В. А. (2009). Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс. Лабунская, В. А. (2018). Динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика. Социодинамика, 11, 11-19. DOI: 10.25136/24097144.2018.11.27887.

Лабунская, В. А., Сериков, Г. В. (2018). Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика». Международный журнал «Социальная психология и общество», 9(3), 91-103. DOI: 10.17759/sps.2018090310 Лабунская, В. А. (2019а). Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей. Международный журнал «Социальная психология и общество», 10(3), 51-66. DOI:10.17759/sps.2019100304 Муздыбаев, К. (2002). Завистливость личности (статья первая). Психологический журнал, 23(6), 38-50.

Панина, Н. В. (1993). Индекс жизненной удовлетворенности В А. А. Кроник (сост.) LifeLine

и другие новые методы психологии жизненного пути (сс. 107-114). М.: Прогресс. Попова, Л. В. (2018). Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов. Интернет-журнал «Мир науки», 6. Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf Хергович, А. (2014). Психология красоты. Харьков: Гуманитарный Центр. Рамси, Н., Харкорт, Д. (2009). Психология внешности. СПб.: Питер.

Шкурко, Т. А. (2018). Динамика удовлетворенности жизнью и самооценок внешнего облика у женщин, занимающихся йогой. В В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв (ред.) Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (сс. 915-921). М.: «Институт психологии РАН». Alleva, J. M., Gattario, K. H., Martijn, C., Lunde, C. (2019). What Can my Body Do vs. How Does it Look?: A Qualitative Analysis of Young Women and Men's Descriptions of Their Body Functionality or Physical Appearance. Body Image, 31, 71-80. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.008 Cohen, R, Newton-John T, Slater A. (2017). The Relationship between Facebook and Instagram Appearance-focused Activities and Body Image Concerns in Young Women. Body Image, 23, 183-187. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.10.002. Jarry, J. L, Dignard, N., O'Driscoll, L. M (2019). Appearance Investment: The Construct that Changed

the Field of Body Image. Body Image, 31, 221-244. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.09.001. Halliwell, E. (2013). The Impact of Thin Idealized Media Images on Body Satisfaction: Does body Appreciation Protect Women from Negative Effects? Body Image, 10(4), 509-514. DOI: 10.1016/j. bodyim.2013.07.004.

Mulgrew, K. E., Prichard, I., Stalley, N., Lim Megan, S. C. (2019). Effectiveness of a Multi-session Positive Self-appearance, and Functionality Program on Women's Body Satisfaction and Response to Media. Body Image, 31, 102-111. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.08.012 Mulgrew, K. E., Tiggemann, M. (2018). Form or Function: Does Focusing on Body Functionality Protect Women from Body Dissatisfaction When Viewing Media Images? Journal of Health Psychology, 23(1) 84-94. DOI: 10.1177/1359105316655471 Murray, K., Rieger, E., Byrne, D. (2013). A Longitudinal Investigation of the Mediating Role of Self-esteem and Body Importance in the Relationship between Stress and Body Dissatisfaction in Adolescent Females and Males. Body Image, 10(4), 544-551. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.011 O'Brien, K. S1, Danielsdottir, S., Olafsson, R. P, Hansdottir, I., Fridjonsdottir, T. G., Jonsdottir, H. (2013). The Relationship between Physical Appearance Concerns, Disgust, and Anti-fat Prejudice. Body Image, 10(4), 619-623. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.012 Rodger, R. F. (2016). The Relationship Between Body Image Concerns, Eating Disorders and Internet Use, Part II: An Integrated Theoretical Model. Adolescent Research Review, 1(2), 121-137. DOI: 10.1007/s40894-015-0017-5 Tracy, L. T., Nichole, L. Wood-Barcalow (2015). What is and What is not Positive Body Image? Conceptual Foundations and Construct Definition. Body Image, 14, 118-129. DOI: 10.1016/j. bodyim.2015.04.001

Статья поступила в редакцию 15.10.2019 Статья принята к публикации 18.11.2019

Для цитирования: Лабунская В. А. Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью. — Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 4. С. 198-209.

SELF-ESTEEM, VALUE, SIGNIFICANCE OF APPEARANCE IN THE STUDENT WEDNESDAY AND LIFE SATISFACTION V. А. Labunskaya

Vera А. Labunskaya, Southern Federal University. Bolshaya Sadovaya, 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: vlab@aaanet.ru. ORCID0 000-0001-8901-8773

Acknowledgements. This work was supported by the Russian Scientific Foundation, No.171801260 ("The social psychology of appearance: functions, significance, satisfaction, concerns, the interpretation in the interpersonal and intragroup interaction in youth environment").

Abstract. In article it is emphasized that development of digital space demands studying of satisfaction with life of young people, which become "digital generation". In article it is noted,

that life in the digital world has an impact on appearance psychology phenomenology. In it is noted, that the appearance is included in life of the person, has a certain value and the importance in various contexts of activity; is an object of the relations. The research executed on the basis of "Multifactorial Model of Attitudes towards Appearance" is given in article. Research hypothesis: there can be multidirectional interrelations between self-assessments, estimates of the importance of appearance for various aspects of activity, for increase in feeling of happiness, between measures of expressiveness of valuable orientation to attractive appearance, between satisfaction, concern about appearance and levels of satisfaction with life. Methods: "Life satisfaction Index" (ILS) test (N. V. Panina, 1993); the questionnaire "Self esteem appearance" (Labunskaya, 2009), the questionnaire "Assessment of the importance of attractive appearance for improvement of various aspects of activity" (V. A. Labunskaya, G. V. Serikov, 2018), the modified version of the questionnaire of S. S. Bubnova "Diagnostics of real structure of valuable orientations of the personality" (1999), the questionnaire "The attitude towards the appearance: satisfaction and concern" (V. A Labunskaya, E. V. Kapitanova, 2017). 86 people of student's age participated in a research (Age m = 20.07), among them there are 43 men and 43 women. Results of a research confirm a hypothesis: the trend of decrease in satisfaction with life correlates with increase in the importance and value of appearance, concern; of the Trend of increase in satisfaction with life correlates with higher satisfaction with appearance and self-assessments of appearance. Conclusion. Multidirectional interrelations between appearance self-assessments, estimates of the importance, value of appearance and levels of satisfaction with life correspond to logic of creation of Multifactorial Model of Attitudes towards Appearance", are empirical confirmation of built "model".

Keywords: life satisfaction, value of appearance, significance of appearance, appearance self-assessment, concern, satisfaction of appearance, students DOI: 10.31429/26190567-20-4-198-209

References

Alleva, J. M., Gattario, K. H., Martijn, C., Lunde, C. (2019). What Can my Body Do vs. How Does it Look?: A Qualitative Analysis of Young Women and Men's Descriptions of Their Body Functionality or Physical Appearance. Body Image, 31, 71-80. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.008

Belugina, E. V. (2003). Osobennosti otnosheniya k svoyemu vneshnemu obliku vperiod serediny zhizni [Specific Features of the Relationship to One's External Appearance in the Middle of Life] (Cand. Dissertation), Rostov-on-Don.

Bubnova, S. S. (1999). Cennostnyye oriyentacii lichnosti kak mnogomernaya nelineynaya sistema [Valuable Orientations of the Personality as Multidimensional Nonlinear System]. Psikhologich-eskiy zhurnal [Psychological Journal], 20(5). 38-44.

Cohen, R, Newton-John T, Slater A. (2017). The Relationship between Facebook and Instagram Appearance-focused Activities and Body Image Concerns in Young Women. Body Image, 23, 183-187. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.10.002.

Dzhidarian, I. A. (2000). Schast'ye v predstavleniyakh obydennogo soznaniya [Happiness in the Ideas of Everyday Consciousness]. Psikhologicheskiyzhurnal [Psychological Journal], 21(2), 40-48.

Gabdulina, L. I. (2003). Zhiznennaya udovletvorennost', schast'ye i ikh obuslovlennost' cennos-tnymi i smyslozhiznennymi oriyentaciyami lichnosti [Life Satisfaction, Happiness, and Their Conditioning by the Value and Vital Orientations of the Individual]. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 1, 59-64.

Halliwell, E. (2013). The Impact of Thin Idealized Media Images on Body Satisfaction: Does body Appreciation Protect Women from Negative Effects? Body Image, 10(4), 509-514. DOI: 10.1016/j. bodyim.2013.07.004.

Jarry, J. L, Dignard, N., O'Driscoll, L. M (2019). Appearance Investment: The Construct that Changed the Field of Body Image. Body Image, 31, 221-244. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.09.001.

Kapitanova E. V. (2017). Social'no-psikhologicheskiye faktory udovletvorennosti studentov svoim vneshnim oblikom [Socio-Psychological Factors of Student Satisfaction with Their External Appearance] (Cand. Dissertation), Rostov-on-Don. Khergovich A. (Ed.) (2014). Psikhologiya krasoty [The Psychology of Beauty]. Khar'kov: Gumani-tarnyy Centr.

Labunskaya V. A. (2018). Dinamika predstavleniy studentov o funkcional'noy znachimosti priv-lekatel'nogo vneshnego oblika [Dynamics of Representations of Students about the Functional Importance of Attractive Appearance]. Sociodinamika [Sociodynamics], 11, 11-19. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.11.27887 Labunskaya V. A. (2019a) Otnosheniye k vneshnemu obliku, yego cennost' i znachimost' kak faktory sub''yektivnogo blagopoluchiya molodykh lyudey [Attitude to Appearance, its Value and Significance as Factors of Subjective Well-being of Young People]. Socialnaiia psihologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 10(3), 51-66. D0I:10.17759/sps.2019100304. Labunskaya V. A., Serikov G. V. (2018). Teoreticheskiye osnovy i metodicheskiye podkhody k izucheniyu fenomena «cennost' vneshnego oblika» [Theoretical Foundations and Methodological Approaches to the Study of the Phenomenon the "Value of Appearance"]. Socialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 9(3), 91-103. doi:10.17759/sps.2018090310 Labunskaya, V. A., Drozdova, I. I. (2017). Teoretiko-empiricheskiy analiz vliyaniya socio-kul'turnykh i social'no-psikhologicheskikh faktorov na ocenki i samoocenki molodykh lyudey vneshnego oblika [A Theoretical and Empirical Analysis of the Influence of Socio-Psychological Factors on Young People's Assessment and Self-assessment of Appearance]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 14(2), 202-226. Labunskaya, V. A. (2009). Neyazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbalnogo vyrazheniya lichnosti [Not Body Language, but Soul Language! Psychology of Non-verbal Expression of Personality]. Rostov-na-Donu: Feniks. Labunskaya, V. A., Bzezjan A. A. (2018). Vneshnii oblik v obrazovatelnoi srede otsenka samoo-tsenka funktsional'naia znachimost' [Appearance in Educational Environment: Assessment, Self-esteem, Functional Significance]. Sovremennoe obrazovanie [Modern Education], 4, 8-18. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27965 Mulgrew, K. E., Prichard, I., Stalley, N., Lim Megan, S. C. (2019). Effectiveness of a Multi-session Positive Self-appearance, and Functionality Program on Women's Body Satisfaction and Response to Media. Body Image, 31, 102-111. D0I:10.1016/j.bodyim.2019.08.012 Mulgrew, K. E., Tiggemann, M. (2018). Form or Function: Does Focusing on Body Functionality Protect Women from Body Dissatisfaction When Viewing Media Images? Journal of Health Psychology, 23(1) 84-94. DOI: 10.1177/1359105316655471 Murray, K., Rieger, E., Byrne, D. (2013). A Longitudinal Investigation of the Mediating Role of Self-esteem and Body Importance in the Relationship between Stress and Body Dissatisfaction in Adolescent Females and Males. Body Image, 10(4), 544-551. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.011 Muzdybaev, K. (2002). Zavistlivost' lichnosti (stat'ya pervaya) [Envy Person (art. 1)]. Psikhologich-

eskiy zhurnal [Psychological Journal], 23(6), 38-50. O'Brien, K. S., Danielsdottir, S., Olafsson, R. P, Hansdottir, I., Fridjonsdottir, T. G., Jonsdottir, H. (2013). The Relationship between Physical Appearance Concerns, Disgust, and Anti-fat Prejudice. Body Image, 10(4), 619-623. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.012 Panina, N. V. (1993). Indeks zhiznennoy udovletvorennosti [Life Satisfaction Index]. In A. A. Kronik (Comp.) LifeLine i drugiye novyye metody psikhologii zhiznennogo puti [LifeLine and Other New Methods of Psychology of Life Path] (pp. 107-114). Moscow: Progress. Popova L. V. (2018). Analiz vzaimosvyazi urovnya udovletvorennosti zhizn'yu i predstavleniy o vneshnem oblike u studentov [Analysis of the Relationship of Life Satisfaction and Perceptions of the External Appearance of the Students]. Mir nauki [World of Science] 6. Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf

Ramsi N., Kharkort D. (2009). Psikhologiya vneshnosti [The Psychology of Appearance]. Saint-Petersburg: Piter.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rodger, R. F. (2016). The Relationship Between Body Image Concerns, Eating Disorders and Internet Use, Part II: An Integrated Theoretical Model. Adolescent Research Review, 1(2), 121-137. DOI: 10.1007/s40894-015-0017-5

Shkurko T. A. (2018). Dinamika udovletvorennosti zhizn'yu i samoocenok vneshnego oblika u zhenshchin, zanimayushchikhsya yogoy [The Dynamics of Life Satisfaction and Self-esteem of the External Appearance of Women Doing Yoga]. In V. V. Znakov, A. L. Zhuravlev Psihologija cheloveka kak sub"ekta poznanija, obshhenija i dejatel'nosti [Human Psychology as a Subject of Cognition, Communication and Activitiy] (pp. 915-921). M.: "Institut psikhologii RAN".

Tracy, L. T., Nichole, L. Wood-Barcalow (2015). What is and What is not Positive Body Image? Conceptual Foundations and Construct Definition. Body Image, 14, 118-129. DOI: 10.1016/j. bodyim.2015.04.001

Varlashkina E. A. (2012). Osobennosti obraza fizicheskogo "ya" i udovletvorennosti zhizn'yu u zhenshchin s raznym urovnem aktivnosti ukhoda za vneshnost'yu [Features an Image of the Physical and Life Satisfaction in Women with Different Levels of Care Activity appearance]. Vestnik Omskogo universiteta, Seriya "Psikhologiya" [Bulletin of the University of Omsk. Series: "Psychology"], 1, 4-10.

Received 15.10.2019 Accepted 18.11.2019

For citation: Labunskaya V. A. Self-Esteem, Value, Significance of Appearance in The Student

Wednesday and Life Satisfaction. — South-Russian Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 20. No. 4.

Pp. 198-209.

© 2019 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.