Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 09.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Попова Л.В. Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Popova L.V. (2018). Analysis of the relationship of life satisfaction and perceptions of the external appearance of the students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf (in Russian)
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-01260 «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в молодежной среде»
УДК 159.4 ГРНТИ 15.41.43
Попова Лариса Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Старший преподаватель кафедры «Социальной психологии»
E-mail: larisa2210@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 197568
Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь представлений о внешнем облике у студентов и уровня их удовлетворенности жизнью. Обосновывается актуальность рассмотрения данной проблемы. Автором проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению удовлетворенность жизнью и внешнего облика, в результате которого делаются выводы о том, что понятие удовлетворенность жизнью включает в себя множество аспектов, отражающих потребности в самых разных сферах жизнедеятельности индивида. Сочетание этих аспектов, отражающее общий уровень удовлетворенности, может меняться в зависимости от социально-психологических параметров, значимых для респондентов и исследователя. С другой стороны, внешний облик как социально-психологический конструкт включает в себя множество самых разных аспектов, оказывающих влияние на самоактуализацию, коммуникацию, самоидентификацию и общий эмоциональный фон личности. В своем исследовании автор опирается на «многофакторную социально-психологическую модель изучения отношения к внешнему облику» В.А. Лабунской, базирующейся на интегральных культурно-психологических и социально-психологических факторах. В данной модели удовлетворенность жизнью выступает одним из факторов, так как, с одной стороны, является субъектным, а, с другой стороны, его формирование обусловлено социокультурными условиями бытия человека. В статье приводится анализ полученных результатов проведенного исследования, эмпирическим объектом которого выступили 70 студентов ЮФУ в возрасте от 18 до 25 лет, из них 35 юношей и 35 девушек. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкет, посвященных оценочно-содержательной интерпретации внешнего облика, удовлетворенности своим внешним обликом, а также
https://mir-nauki.com
удовлетворенности своей жизнью. Автором было выявлено, что удовлетворенность жизнью и отношение к своему внешнему облику тесно взаимосвязаны по различным параметрам. В заключении делаются выводы о возможных перспективах исследования данных феноменов.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью; внешний облик; отношение; самооценка отношение к внешнему облику; обеспокоенность своим внешним обликом; удовлетворенность внешним обликом; оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика
С возникновением новых технологий и их внедрением в повседневную жизнь последние десятилетия у людей наблюдается изменение мотивационной, коммуникационной, эмоционально-волевой и ценностной сфер. В первую очередь, эти изменения обуславливаются увеличением «территории» общения, изменением восприятия себя и других через интернет-пространство - постоянное создание многочисленных программ, позволяющих общаться онлайн со всем миром, необходимость регистрироваться в них, создавать себе образ в электронном формате, подбор электронных элементов представления себя и т. д. Интернет-пространство диктует нам собственный язык выражения себя, имеющий определенные требования в изложении и стиле. Построение интернет-модели своей индивидуальности привело к появлению новых ценностей человека как субъекта интернет-пространства, так и субъекта материального мира. Разнообразные картинки, комплекты смайлов, элементы декора страниц и прочие многочисленные сервисы, служащие не только для украшения, но и для удобства коммуникации, ныне являются инструментами предъявления себя другому, с одной стороны, а с другой - оценивания других.
Впервые значимость внешности в современной жизни озвучили еще в 70-х гг. XX века. Американские исследователи Д. Харрис и А. Карр подчеркнули важность внешнего облика человека как средства повышения благосостояния человека, его качества жизни [1-3].
Примерно в те же годы в США движение против дискриминации полных людей дало миру термин «лукизм», который обозначил собой дискриминацию людей по характеристикам внешнего облика. Таким образом, существовавшее в те времена общество озвучило проблему предпочтения людьми наполнять свое окружение приятными внешне другими. С одной стороны, этот факт представляет собой логически обусловленную данность, которая видимого вреда не представляет: все мы стремимся сближаться и общаться с теми, кто вызывает у нас симпатии. Однако, в случае, когда речь идет о должностных отношениях, например «работодатель-соискатель должности», подобное отношение может вылиться в дискриминацию. В истории общества более чем достаточно фактов, иллюстрирующих как вышеописанную должностную ситуацию, так и случаи откровенного притеснения целых народных масс по расовому, этническому, половому признаку. Однако, учитывая современные общественные практики в той же среде рабочих взаимоотношений, важно помнить об еще одной форме дискриминации - эйджизме, т. е. дискриминации по возрастному признаку. Рассматривая современное общество через призму возрастных взаимоотношений, мы сталкиваемся со стереотипами, существующими для лиц разных возрастов. Это, прежде всего стандарты для той же профессиональной деятельности, постулирующие наличие не только соответствующих избранной профессии знаний, но и опыта в деятельности, обусловленной данной профессией. В данном случае «под прицелом» дискриминативного отношения оказываются представители молодежной и пожилой возрастных групп, так как молодежь зачастую не имеет нужного опыта, а пожилые люди в силу возраста воспринимаются как малоспособные к активной деятельности. Все вышеописанные примеры дискриминативного отношения демонстрируют необходимость понимания механизмов формирования восприятия
Постановка проблемы
https://mir-nauki.com
другого и себя посредством представления о внешнем облике как социально-психологическом феномене.
На Западе существует множество работ по изучению психологических аспектов привлекательности, с одной стороны, и лукизма (дискриминация по внешнему облику) - с другой. Например, в 2003 г. газета «Observer» провела опрос, согласно результатам которого, как мужчины, так и женщины считают, что в их повседневной жизни внешний облик играет немаловажную роль - они постоянно следят за своим внешним видом, привлекательность и успешность для них синонимичны [4, 5]. И действительно, как уже говорилось ранее, на вопрос о важности внешнего облика можно не искать ответ в научной литературе - практически в каждом творении фольклора, будь то песни, сказки или что угодно, и в творчестве подавляющего большинства писателей так или иначе проскальзывает соотношение черт внешнего облика с какими-либо социально-психологическими атрибутами личности. В конце концов, пословица «Встречаем по одежке - провожаем по уму» довольно четко отражает тот факт, что к физически более привлекательным людям мы изначально проявляем большую симпатию, охотней идем на контакт.
В рамках эволюционной психологии привлекательность объясняется с точки зрения выбора мужчинами и женщинами тех представителей противоположного пола, которые обладают физическими характеристиками, свидетельствующими о будущей продуктивности, в частности, способности выносить здорового ребенка у женщины и умения обеспечить защиту ребенку и матери у мужчины. Любые знаки, несущие свидетельства высокой репродуктивности, привлекают внимание представителя противоположного пола. Однако объективный анализ данных с точки зрения эволюционного подхода приводит авторов к заключению, что только такой взгляд не способен объяснить реальные факты: красота и влечение к ней зависят от культуры и того раннего опыта восприятия другого человека, который люди получают от своих родителей, живя в специфической культуре. Кросскультурные исследования показывают, что чем ниже уровень жизни в данной местности, тем больше нравятся полные люди, чем выше экономический статус страны, тем больше привлекает стройность. Однако авторы таких исследований не останавливаются только на анализе полученных результатов, но и поднимают вопрос о дискриминации людей на основе их внешнего вида. Возможно, это самый болезненный аспект темы, который крайне актуален для стран, где не составляет труда увидеть объявления о принятии на работу, содержащие информацию о требованиях к физическим данным претендентов.
Как уже было сказано, существует немало работ, демонстрирующих влияние внешнего облика на повседневную жизнь человека. Д.В. Погонцева выделила два больших направления, на которые можно разделить большинство из них:
1. работы, направленные на изучение восприятия внешнего облика Другого;
2. работы, направленные на изучение восприятия собственного внешнего облика.
В каждом из этих направлений, в свою очередь, можно выделить три компонента: когнитивный - стереотипы, представления об эталонном внешнем облике; эмоциональный -самооценка, отношение к себе, симпатии/антипатии; поведенческий - действия, направленные на достижение «эталонного тела», привлекательного внешнего облика, в отношении к Другому - лукизм, в зависимости от отношения либо положительный, либо отрицательный [6].
О.О. Комаров и Н.Ю. Шалаева провели кросскультурное исследование, целью которого было осмысление и конкретизация особенностей национальных представлений о красоте и привлекательности. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняли участие россияне, американцы и немцы. Исследование показало, что представление о красоте и привлекательности в разных национальных группах различается. Присутствует
https://mir-nauki.com
маскулинизация образа красивого человека у респондентов-американцев, респонденты российской и немецкой национальных групп имеют более андрогинный образ красивого человека. Все группы определили красоту как фактор, способствующий социальной интеграции, при этом каждая национальная группа отметила определенную сложность для людей с красивой внешностью. Так, российская национальная группа считает, что красивым людям сложнее дается такой социальный институт, как брак, а американцы и немцы отмечают сложности для красивых людей в реализации в обществе [7].
Основоположник социальной психологии внешнего облика в России, В.А. Лабунская, говорит, что внешний облик давно уже перешел от обыденной жизни в поле научного исследования. Обладая огромным потенциалом для открытия новых возможностей изучения социального сравнения и оценки, давая возможность «отточить» уже имеющийся на данном поприще инструментарий, внешний облик, во всем многообразии его функций позволяет еще больше узнать о формировании идентичности в обществе и самоидентификации [8, 9].
В.А. Лабунской и И.И. Дроздовой в совместной работе по развитию социально-психологического подхода к внешнему облику на примере анализа оценок и самооценок внешнего облика у молодежи собственно внешний облик был описан как «конструируемая форма объективизации внутреннего мира личности; феномен, отражающий различные этапы жизненного пути на основе динамичных, вариабельных взаимосвязей трех компонентов:
1. физического;
2. социального облика;
3. экспрессивного поведения».
Под физическим компонентом понимается тело, его строение и его особенности; социальный облик - это социальный статус, социальная роль, а также ожидания и представления личности о них в оценке себя и Другого; экспрессивное поведение - это поведенческие акты, жесты, мимика, самопрезентация, лукизм. Они в своей работе указывают, что оценки и самооценки внешнего облика у молодых людей представляют собой «значимые, эмоционально-насыщенные феномены, включенные в ценностно-смысловую сферу, регулирующие переживания, и взаимоотношения молодых людей» В ходе работы авторами были выделены следующие интегральные, социально-психологические факторы динамики самооценок и оценок внешнего облика. В.А. Лабунская на основе социально-психологического анализа проблемы оценок и самооценок внешнего облика предлагает перейти от одно-двух-трехфакторных моделей изучения оценок внешнего блика к «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику». В данную модель в качестве факторов включены: компоненты внешнего облика (физический, социальный облик, экспрессивное поведение) и их интегральные характеристики; совокупность групповых, межличностных, личностных, субъектных факторов, воздействие которых опосредовано социокультурными условиями бытия человека [10]. В качестве такого фактора может выступать удовлетворенность жизнью, так как, с одной стороны, данный феномен является субъектным, а с другой - его формирование обусловлено социокультурными условиями бытия человека.
Удовлетворенность жизнью как субъективная оценка личностью отношения к своей жизнедеятельности представляет большой интерес. При ее изучении выделяют следующие составляющие: самооценку здоровья, условий жизни, социального окружения, субъективного благополучия, удовлетворения жизненных потребностей, своего внешнего облика и т. п. Понятие удовлетворенность жизнью в современной психологической науке тесно связано с понятием благополучия. Изначально психологическое благополучие рассматривалось в контексте изучения позитивного психологического функционирования личности. Позитивное
https://mir-nauki.com
психологическое функционирование личности рассматривалось в работах А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена и др. Проанализировав труды предшественников, К. Рифф обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост [11].
Несколько иной подход в понимании психологического благополучия продемонстрировал Н. Брэдбурн, который ввел в научный язык понятие «психологическое благополучие». В своих работах, он отождествил его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Он создал модель структуры психологического благополучия, которая представляет собой баланс, достигаемый постоянным взаимодействием позитивного и негативного аффектов [12].
Э. Диннер, взяв за основу труды Н. Брэдбурна, предложил свое видение структуры психологического благополучия. Он ввел термин «субъективное благополучие», являющийся основным компонентом психологического благополучия. В свою очередь, субъективное благополучие включает когнитивную (интеллектуальную оценку удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональную стороны благополучия. В качестве когнитивной стороны благополучия, по Диннеру, выступает удовлетворенность жизнью [13].
Российские исследователи Е.В. Селезнева и Ю.Е. Романенко тоже рассматривают удовлетворенность жизнью как один из показателей субъективного благополучия личности, и описывают ее как совокупность разнообразных личностных показателей, фиксирующих субъективную оценку человеком тех или иных сторон его жизни [14].
Н.В. Андреенкова занималась теоретическим исследованием удовлетворенности жизнью. Ссылаясь на модель Диннера, она пишет, что субъективное благополучие в целом и удовлетворенность жизнью, в частности, отличается от такого показателя как «настроение» или «эмоциональное состояние» своей относительной устойчивостью во времени. По Андреенковой, удовлетворенность жизнью - интегральный показатель оценки внешней стороны жизни [15].
Ранее в своей работе, на основе теоретического анализа феномена удовлетворенности жизнью, мы сделали вывод о том, что удовлетворенность жизнью представляет собой сложно многофакторное образование, представляющее собой интеграцию когнитивных, эмоционально-волевых процессов, служащее субъективным индикатором оценки индивидом всевозможных аспектов своей текущей жизнедеятельности [16].
Таким образом, актуальность нашего исследования обуславливается тем, что изучение таких социально-психологических феноменов, как представление о внешнем облике и удовлетворенность жизнью необходимо для наиболее полного понимания механизмов межличностной коммуникации, восприятия других, самовосприятия, самооценки и пр.
Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи удовлетворенности жизнью и отношения к внешнему облику у студентов. В исследовании приняли участие 70 студентов ЮФУ в возрасте от 18 до 25 лет, из них 35 юношей и 35 девушек. Гипотеза исследования: удовлетворенностью жизнью и представления о внешнем облике у студентов могут быть взаимосвязаны. Методический инструментарий: методика «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика В.А. Лабунской; анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» В.А. Лабунской и И.И. Дроздовой; опросник
Организация и методика исследования
удовлетворенность жизнью Н.Н. Мельниковой; шкала жизненной удовлетворенности в профессиональной и личной сфере.
Проведя частотный анализ представлений о внешнем облике и уровня удовлетворенности жизнью у студентов, мы обнаружили следующее: большинство студентов демонстрирует средний уровень удовлетворенности жизнью - они активно включены в события своей жизни, испытывают в отношении этих событий в основном положительные эмоции, рационально и оптимистично смотрят в будущее; большинство студентов положительно воспринимают свои близкие и деловые взаимоотношения, позитивно относятся к своей профессиональной деятельности; большинство студентов оценивают свой внешний облик средне и высоко - они довольны своим телом, лицом, оформлением внешнего облика и своим выразительным поведением; большинство студентов считает свою внешность привлекательной, сексуальной, оценивают свое поведение и свою внешность как подходящие для представителей соответствующего пола; большинство студентов удовлетворены своей внешностью, при этом проявляют обеспокоенность своей внешностью и имеют стремление к совершенствованию своей внешности.
Проведя анализ полученных результатов с помощью корреляционного анализа по Пирсону (коэффициент корреляции r при уровне достоверного p < 0,05), мы получили следующие значимые взаимозависимости (рис. 1-4).
Рисунок 1. Результаты корреляционного анализа между жизненной включенностью и оценочно-содержательной интерпретацией внешнего облика
Рисунок 2. Результаты корреляционного анализа между усталостью от жизни и оценочно-содержательной интерпретацией внешнего облика
Рисунок 3. Результаты корреляционного анализа между беспокойством о будущем и оценочно-содержательной интерпретацией внешнего облика
Рисунок 4. Результаты корреляционного анализа между удовлетворенностью отношениями в личной сфере и оценочно-содержательной интерпретацией внешнего облика
Основываясь на результатах корреляционного анализа, мы можем сделать следующие выводы:
1. Для ощущения полноты жизни, активного участия в различных событиях респондентам важно хорошо выглядеть, чувствовать себя сексуальными и привлекательными, важно чувствовать себя женственными/мужественными.
2. Общее ощущение усталости, эмоциональное выгорание, ощущение физической слабости, ощущение разбитости у студентов сцеплены с низкой оценкой своего внешнего облика, ощущением собственной непривлекательности. Респонденты перестают чувствовать себя сексуальными, не ощущают собственной мужественности/женственности, у них возрастает чувство обеспокоенности своим внешним обликом - студенты начинают искать причины своих проблем в своей наружности.
3. Чем выше уровень тревожных ожиданий относительно будущего, неуверенности в завтрашнем дне, тем ниже общая оценка студентами своего внешнего облика, тем менее сексуальными и привлекательными, женственными/мужественными студенты себя ощущают.
4. Чем выше студенты оценивают свой внешний облик, чем привлекательней, сексуальней, мужественней/женственней себя ощущают, тем больше студенты удовлетворены своей жизнью.
Таким образом, мы выявили взаимосвязь между компонентами удовлетворенности жизнью и отношением к внешнему облику и доказали выдвинутую нами гипотезу.
Заключение
Итак, на основе анализа научных работ, посвященных изучению удовлетворенности жизни и отношения к внешнему облику, а также собственного проведенного исследования, мы можем отметить, что отношение к внешнему облику человека, как своему, так и Другого, тесно связаны с удовлетворенностью своей жизнью.
Несмотря на немалое количество работ, взаимосвязь представлений о внешнем облике и уровня удовлетворенности жизнью у современных людей изучена недостаточно. Рассматривая описанные выше проблемы, мы считаем одним из наиболее актуальных вопросов исследование особенностей представлений о внешнем облике (как одном из важнейших личностных конструктов, обеспечивающих восприятие другого и самого себя) и уровня удовлетворенности жизнью (как психологического феномена, отражающего степень благосостояния индивида в процессе жизнедеятельности) у студентов (как одного из самых незащищенных социальных слоев населения, находящегося в стадии переформирования личностных особенностей).
ЛИТЕРАТУРА
1. Carr A., Harris D., James Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS-59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance // British Journal of Health Psychology. 2000, no. 5, Pp. 201-215.
2. Harris D.L., Carr A.T. Prevalence of concern about physical appearance in the general population // British Journal of Plastic Surgery. 2001, V. 54. Pp. 223-226.
3. Harris D., Carr A. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance // British Journal of Plastic Surgery. 2001, no. 54, Pp. 216-222.
4. McClendon B.T., Prentice-Dunn S., Blake R., McMath B. The role of appearance concern in responses to intervention to reduce skin cancer risk // Health Education. 2002, V. 102, I. 2. Pp. 76-83.
5. Moss T.P., Lawson V., White P. Salience and Valence of Appearance in a Population with a Visible Difference of Appearance: Direct and Moderated Relationships with Self-Consciousness, Anxiety and Depression // PLoS-Public Library of Science ONE. 2014, 9 (2). e88435. doi: 10.1371/journal. pone.0088435.
6. Погонцева Д.В. Структура привлекательного внешнего облика: анализ современных исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 9 (сентябрь). С. 67-74.
7. Комаров О.О., Шалаева Н.Ю. Феномен привлекательности: кросс-культурный аспект // Известия СНЦ РАН. 2013. Т. 15. № 2 (3). С. 689-694.
8. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 26-39.
9. Лабунская В.А. «Сугубо женская тема» - внешний облик // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. Вып. 2. С. 234-245.
10. Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 202226.
11. Попова Л.В. Анализ феномена субъективного благополучия // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: сборник научных работ / отв. ред. О.В. Соловьева, Т.Г. Стефаненко. М., 2017. 598 с. С. 338-344.
12. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Hicago: Aldine Pub. Co. 1969.
13. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984, Vol. 95, Pp. 542-575.
14. Селезнева Е.В., Романенко Ю.Е. Взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью жизнью служащих таможенных органов // Акмеология. 2015. Вып. 1. С. 119-131.
15. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг. 2010. № 5 (99).
16. Попова Л.В., Левин В.И. Теоретический анализ взаимосвязи оценки внешнего облика, субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сборник результатов научных исследований. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. 1 эл. оп. диск (CD-R).
https://mir-nauki.com
Popova Larisa Vladimirovna
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: larisa221G@bk.ru
Analysis of the relationship of life satisfaction and perceptions of the external appearance of the students
Abstract. The article discusses the relationship of ideas about the appearance of students and their level of life satisfaction. The urgency of considering this problem is substantiated. The author analyzes studies devoted to the study of life satisfaction and appearance, as a result of which it is concluded that the concept of life satisfaction includes many aspects that reflect the needs in various spheres of the individual's life. The combination of these aspects, reflecting the overall level of satisfaction, varies depending on the socio-psychological parameters relevant to the respondents and the researcher. On the other hand, appearance as a socio-psychological construct includes many different aspects that affect self-actualization, communication, self-identification and the general emotional background of a person. In this study, the author relies on the "multifactorial socio -psychological model for studying attitudes toward appearance" by V.A. Labunskaya, based on integral cultural, psychological and socio-psychological factors. In this model, satisfaction with life is one of the factors, since, on the one hand, it is a subject, and, on the other hand, its formation is due to the sociocultural conditions of human existence. The article provides an analysis of the results of the study, the empirical object of which was 70 students of the SFU at the age of 18 to 25 years - 35 boys and 35 girls. Respondents were asked to answer questions from questionnaires on an evaluative and meaningful interpretation of appearance, satisfaction with their appearance, and satisfaction with their lives. The author has revealed that life satisfaction and attitude to its appearance are closely interrelated by various parameters. In conclusion, conclusions are made about the possible prospects for the study of these phenomena.
Keywords: life satisfaction; appearance; attitude; self-esteem attitude to appearance; concern with appearance; appearance satisfaction; an evaluative and meaningful interpretation of appearance