RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2
УДК 316.645 DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12
ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ НА ОЦЕНКИ, САМООЦЕНКИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА
Вера А. Лабунская*, Ирина И. Дроздова
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская
Федерация
* E-mail: [email protected]
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-01260
Введение. Интерпретация внешнего облика, его оценок и самооценок с позиций социально-психологического подхода. В статье развивается социально-психологический подход к внешнему облику, его оценкам и самооценкам. С позиций данного подхода внешний облик трактуется как конструируемая форма объективизации внутреннего мира личности, как феномен, отражающий различные этапы жизненного пути на основе динамичных, вариабельных взаимосвязей трех компонентов: 1) физического, 2) социального облика, 3) экспрессивного поведения. В статье в рамках социально-психологического подхода к внешнему облику представлена трактовка оценок и самооценок как результатов социально-перцептивной деятельности, направленной на установление взаимосвязей между внешним обликом и психологическими, социально-психологическими особенностями личности. В ней отмечается, что оценки и самооценки внешнего облика молодыми людьми являются значимыми, эмоционально-насыщенными феноменами, включенными в ценностно-смысловую сферу, регулирующими переживания и взаимоотношения молодых людей.
Социокультурные, социально-психологические факторы оценок и самооценок внешнего облика. В статье подчеркивается, что оценки и самооценки внешнего облика зависят от большого числа разнообразных факторов. В ней акцент сделан на рассмотрении социально-психологических факторов оценок и самооценок внешнего облика: значимых Других, семьи, группы, которые во многих случаях реализуют функцию «социального давления» на отношение молодых людей к своему внешнему облику. В статье выделяются интегральные социально-психологические, личностные факторы (самоотношение, жизненные стратегии, удовлетворенность
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
жизнью, перфекционизм, нарциссизм) динамики самооценок и оценок внешнего облика.
Обсуждение и обоснование «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику». В статье на основе социально-психологического анализа проблемы оценок и самооценок внешнего облика сделан вывод о преобладании в работах корреляционного подхода. В ней предлагается перейти от одно-, двух-, трехфакторных моделей изучения оценок внешнего блика к «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику». В данную модель в качестве факторов включены: компоненты внешнего облика (физический, социальный облик, экспрессивное поведение) и их интегральные характеристики; совокупность групповых, межличностных, личностных, субъектных факторов, воздействие которых опосредовано социокультурными условиями бытия человека.
Ключевые слова: социально-психологический подход, внешний облик, оценка, самооценка, социальное давление, социально-психологические факторы, личностные факторы, субъектные факторы, многофакторная модель, молодежь
Основные положения:
> в рамках социально-психологического подхода внешний облик является конструктом, состоящим из динамичных, вариабельных взаимосвязей трех компонентов (физический; социальный облик; экспрессивное поведение), структура которых соответствует этапу жизненного пути человека;
> оценки и самооценки внешнего облика - это результат интерпретации взаимосвязей между внешним обликом и психологическими, социально-психологическими особенностями личности;
> в изучении социально-психологических факторов оценок и самооценок внешнего облика необходим переход от одно-, двух-, трехфакторных моделей к «многофакторной социально-психологической модели изучения отношения к внешнему облику», включающей социокультурные условия бытия человека.
Для цитирования: Лабунская В. А., Дроздова И. И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. -2017. - Т. 14, № 2. - С. 202-226.
Материалы статьи получены 10.02.2017
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2
UDC 316.645
DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12
A THEORETICAL AND EMPIRICAL ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS ON YOUNG PEOPLE'S ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT OF APPEARANCE
Vera A. Labunskaya*, Irina I. Drozdova
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
* Correspondence author. E-mail: [email protected]
Acknowledgments
This study was supported by the Russian Science Foundation (project no. 17-18-01260)
Introduction. The interpretation of appearance, its assessment and self-assessment in terms of socio-psychological approach. The paper develops a socio-psychological approach to appearance, its assessment, and self-assessment. Appearance is the constructed form of objectification of the inner world of a person. This is the phenomenon that reflects various stages of a life path in accordance with dynamic and variable interrelations among the following three components: (a) physical; (b) social appearance; (c) expressive behavior. The socio-psychological approach to appearance treats assessment and self-assessment as results of the socio-perceptual activity that establishes associations among appearance, psychological, and socio-psychological characteristics of the person. Young people's assessment and self-assessment of appearance are significant, emotionally saturated phenomena, which enter the sense-value sphere and regulate experiences and relations of young people.
Socio-cultural and socio-psychological factors of assessment and self-assessment of appearance. Assessment and self-assessment of appearance depended on a great number of various factors. The study examined socio-psychological factors of assessment and self-assessment of appearance of significant others, a family, and a group, which often exert "social pressure" on young people's attitude towards their own appearance. The findings highlighted the integral socio-psychological, personal factors (self-relation, life strategies, life satisfaction, perfectionism, narcissism) of the dynamics of assessment and self-assessment of appearance.
Discussion and justification for the "multi-factor socio-psychological model for studying attitudes towards appearance". On the basis of the socio-psycholog-ical analysis of the problem of assessment and self-assessment of appearance the study concludes that the correlation approach predominates in the studies. In the study of assessment of appearance, one-, two-, and three-factor models should be
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
changed by a "multi-factor socio-psychological model for studying the attitude towards appearance". This model includes the following factors: (a) components of appearance (physical, social appearance, expressive behavior) and their integral characteristics; (b) group, interpersonal, personal, and subjective factors mediated by socio-cultural conditions of a person's being.
Keywords: socio-psychological approach, appearance, assessment, self-assessment, social pressure, socio-psychological factors, personal factors, subjective factors, multi-factor model, young people
Highlights
> The socio-psychological approach treats appearance as the construct that consists of dynamic variable interrelations among three components (physical; social appearance; expressive behavior); the structure of these components corresponds to the person's life stage.
> Assessment and self-assessment of appearance are the result of the interpretation of the relationship among appearance, psychological, and socio-psychological features of the person.
> In the study of socio-psychological factors of assessment and self-assessment of appearance, one-, two-, and three-factor models should be changed by a "multi-factor socio-psychological model for studying the attitude towards appearance", which includes socio-cultural conditions of a person's being.
For citation: Labunskaya V. A., Drozdova I. I. A theoretical and empirical analysis of the influence of socio-psychological factors on young people's assessment and self-assessment of appearance. Rossiiskiipsikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 2, pp. 202-226 (in Russian).
Original manuscript received 10.02.2017
Введение. Интерпретация внешнего облика, его оценок и самооценок с позиций социально-психологического подхода
В основе социально-психологического подхода к изучению оценок, самооценок внешнего облика лежат идеи психологии социального познания [1], которая рассматривает особенности познания социального мира «обыденным» человеком, в том числе самые разнообразные феномены, сопряженные с внешним обликом и включенные в контекст его повседневной жизни. До настоящего времени проблема восприятия, интерпретации, оценок и самооценок внешнего облика разрабатывается в рамках исследований межличностного взаимодействия и социальной перцепции. Одна из главных
проблем, обсуждаемых в русле социальной психологии внешнего облика, - это проблема значимости и ценности внешнего облика в современном обществе, а также проблема факторов, обуславливающих сензитивность к внешнему облику, его оценки и самооценки. Многие исследователи [2, 3, 4, 5, 6, 7] считают, что значимость и эмоциональная оценка внешнего облика могут актуализировать переживания обеспокоенности своим внешним обликом, что оценки внешнего облика могут приводить к возрастанию тревоги, депрессии, к формированию особого феномена «страха перед оценкой внешнего облика», если ему придается особая инвестиционная сила [8]. В этом контексте широко обсуждается феномен, получивший название «Appearance Based Rejection Sensitivity», или «Appearance Based R. S.» [9, 10, 11]. В исследованиях подчеркивается, что отрицательный вклад внешнего облика в Я-схему приводит к увеличению чувствительности к отклонениям во внешнем облике по отношению к некой норме, меняет стиль и образ жизни. Одновременно отмечается, что связь образа внешнего облика с оценкой субъективного благополучия, например, подвержена влиянию этнокультурных, гендерных факторов и типу школьного образования [12, 13].
В социально-психологическом плане значимость внешнего облика раскрывается прежде всего в том, что на его основе формируются различные впечатления о человеке, образы, представления о нем. Весь спектр социально-перцептивной деятельности людей, межличностного познания обеспечивается тем, что внешний облик объективирует внутренний мир личности, делает его доступным для восприятия. Как известно, внешний облик является «знаково-символическим носителем» внутреннего содержания человека [14], в процессе межличностного познания его участники выделяют друг в друге на основе внешнего облика важные для их общения свойства и качества [15], стремятся к избирательному и, одновременно, к целостному восприятию партнера по взаимодействию. Социально-психологическое определение внешнего облика человека представлено в наших работах [4, 16] в соответствии с пониманием природы и функций внешнего Я личности. Внешний облик рассматривается как форма объективизации внутреннего мира личности и характеризуется динамичностью, вариабельностью конструируемой совокупности трех взаимосвязанных подсистем: физического, социального облика, экспрессивного поведения. В целом, внешний облик предстает как развивающийся феномен, сопряженный с возрастными этапами, с этапами жизненного пути. В каждой возрастной группе осуществляется такое конструирование внешнего облика, которое соответствует, с одной стороны, принятым в обществе гендерно-возрастным стандартам, а, с другой стороны, отражает личность, ее индивидуально-психологические особенности. Как в наших работах [4, 16, 17], так и в других исследованиях [3, 18, 19, 20, 21, 22] внешний
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
облик наделяется большим количеством функций, ему приписываются не только индикативные, регулятивные функции, но также функции укрепления самооценки, повышения аттрактивности, получения одобрения, уважения, увеличения влияния на других, выстраивания властных отношений. Эти функции внешнего облика отмечаются [23, 24, 25] в процессе рассмотрения роли внешнего облика в молодежной среде, в которой распространены предубеждения: привлекательный внешний облик может обеспечить большим количеством друзей, с его помощью легче получить одобрение и т. д. [26]. Существуют такие предубеждения не только в молодежной среде. Они характерны и для других социальных групп [18, 19, 20, 21]. С самооценкой внешнего облика связывают оценку своих качеств личности, например, общительности, отзывчивости, честности, доброты [3]. Основной проблемой является проблема принятия молодыми людьми своего внешнего облика [27].
Значительное место в изучении внешнего облика отводится рассмотрению такого феномена, как привлекательный внешний облик [29, 30, 31, 32]. В этом контексте ставится проблема лукизма - преследования человека на основе его внешнего облика, поднимается вопрос о привилегиях человека, наделенного привлекательным внешним обликом [21, 29, 30, 31, 32]. В указанных работах еще раз подчеркивается, что привлекательные люди воспринимаются как общительные, обладающие социальными навыками. Они отличаются более здоровой психикой, являются более сексуальными и влиятельными, оценивают себя как более компетентных. Суждения о привлекательности внешнего облика другого человека обусловлены степенью привлекательности внешнего облика субъекта оценки [29].
Традиционно, в психологии внешнего облика исследователи обращаются к изучению оценок и самооценок различных компонентов внешнего облика. Интерес именно к этим феноменам психологии внешнего облика можно объяснить прежде всего тем, что в современном мире сформировалось устойчивое представление о «самооценке как важнейшем психологическом ресурсе человека», а само стремление к высокой самооценке приравнивается к стремлению быть здоровым, свободным, обладать благосостоянием [33, с. 54]. Оценки и самооценки, наряду с другими феноменами психологии социального познания, характеризуются многозначностью и зависят от эмоционального отношения оценивающего человека к самому себе и к другому человеку [34]. Оценкам и самооценкам подвергаются определенные индивидуальные качества, соответствие их выраженности тем или иным эталонам [33]. В этой связи оценки, самооценки могут выражать меру принятия или непринятия индивидом как самого себя, так и Другого, свидетельствовать о положительном или отрицательном отношении к себе и к Другому [24, 33], они отражают степень самоценности, самоуважения [35].
В контексте социально-психологического подхода к изучению внешнего облика его оценки рассматриваются нами [4, 36] и рядом других авторов [37, 38] как результат интерпретации взаимосвязей между внешним обликом и психологическими, социально-психологическими особенностями личности. Интерпретация внешнего облика, как любой вид интерпретации, включает отношение к человеку. В этой связи, отношение молодых людей к своему внешнему облику и внешнему облику другого человека является интегральным социально-психологическим феноменом, значимым, эмоционально-насыщенным компонентом ценностно-смысловой сферы, регулирующим переживания молодых людей, взаимоотношения с социальной реальностью, влияющим на удовлетворенность собой, своей жизнью. Оценки и самооценки внешнего облика придают процессу интерпретации внешнего облика «временную» завершенность и, вместе с этим, они отличаются подвижностью, которая фиксирует приближение или удаление, как от индивидуальных идеалов, так и от культурных стандартов [30].
В ряде работ [23, 27, 40, 41, 42] рассматривается такое явление, как «индивидуальная концепция внешнего облика». Социально-психологический подход предполагает включение в «индивидуальную концепцию внешнего облика» не только совокупности представлений о своем внешнем облике, но и его субъективную значимость, оценки, самооценки, удовлетворенность, обеспокоенность им. Эти компоненты индивидуальной концепции внешнего облика опосредуют взаимосвязи между отношением к своему и чужому внешнему облику и определяют «социальное давление» внешнего облика на различные сферы бытия человека. Сила «давления» будет обусловлена сочетанием значимости внешнего облика с оценками, самооценками и социокультурными конструктами внешнего облика. Социально-психологическая проблема заключается в определении совокупности факторов, влияющих как на значимость внешнего облика, так и на его оценки, самооценки.
Социокультурные, социально-психологические факторы оценок
и самооценок внешнего облика
В современной психологии внешнего облика представлено большое количество работ, в которых рассматривается влияние на оценки и самооценки внешнего облика различных групп факторов. Прежде всего, исследователи подчеркивают сильнейшее воздействие социокультурных факторов на негативное/позитивное восприятие собственной внешности. Они обращают внимание на то, что для объяснения различных феноменов психологии внешнего облика недостаточно анализировать индивидуальный, семейный опыт, личностные особенности как субъекта, так и объекта оценки,
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
а необходимо обращать внимание на социокультурное пространство жизнедеятельности молодых людей. В современном мире роль такого пространства во многом выполняют СМИ. Именно они реализуют функцию трансляции эталонов привлекательного внешнего облика. В работах [2, 28, 31, 40, 41, 42] подчеркивается сильнейшее влияние различных эталонов внешнего облика, которое приравнивается к социокультурному давлению, актуализирующему различные оценки и самооценки внешнего облика, приводящему к формированию «ригидного образа идеальной внешности», к повышению социальной тревоги [5].
Социокультурное давление, осуществляемое посредством СМИ, определяется авторами работ [напр. 2], как агрессивное воздействие, поскольку навязываемые эталоны внешнего облика не могут быть достигнуты многими людьми, следовательно, несоответствие внешнего облика эталонам ведет к переживанию сильнейшего когнитивно-аффективного диссонанса. Чаще всего обозначенный выше диссонанс переживают женщины, т. к., по мнению исследователей, именно они «...являются прицельным объектом давления разнообразных риторик социокультурного поля: моды и рекламы, стандартов гламура...» [49, с. 68].
Выводы о влиянии средств массовой информации на восприятие человеком собственной внешности и внешнего облика другого человека не являются новыми. В работах приводятся, например, сведения о том, что оценки внешнего облика изменяются в результате определенной последовательности (до или после) просмотра телесериалов, в которых играли актеры с привлекательным внешним обликом [29]. Снижается оценка девушек своего внешнего облика в результате просмотра журналов мод, и повышается у них стремление быть похожими на модели [43]. В коллективном труде «Психология красоты» [29] приводятся данные о негативном влиянии просмотра рекламы и популярных женских журналов на самооценку внешнего облика. В работах уточняется направление воздействия журналов на социальную тревожность по поводу внешнего облика [44]. В последнее время в поле зрения исследователей находится РасеЬоок, который рассматривается как инструмент социального сравнения и воздействия на обеспокоенность молодых женщин образом внешнего облика, воздействия на их настроение [45]. В целом, в исследованиях [46] констатируется, что образы идеального внешнего облика, транслируемые СМИ, повышают, как у девочек, девушек, так и у взрослых женщин уровень неудовлетворенности своим внешним обликом. Вместе с этим, необходимо подчеркнуть, что влияние СМИ приводит к «давлению групп», к «давлению внутри групп» на членов своей и чужой группы, выражающимся в требовании соответствовать социально принятым стандартам [27, 30, 48]. Исследования
показывают, что в современном обществе распространены определенные ассоциации, связанные с внешним обликом. Так, со словом «стройность» ассоциирует «молодость, счастье, высокий социальный статус, жизненный успех». На словосочетание «избыточный вес» появляются такие характеристики, как «лень, слабость, безвольность, несостоятельность, слабохарактерность и пассивность» [58, с. 54].
Таким образом, социокультурное пространство, включающее образы, ассоциации, эталоны внешнего облика, выступает в качестве фактора, приводящего к далеко идущим последствиям: непринятию, отвержению молодежью людей с нестандартным внешним обликом; деструктивным гендерным, межличностным, деловым взаимоотношениям; дискриминации людей на основе их внешнего облика. В целом, складывается впечатление, что в современном обществе «искусственно» завышается значимость внешнего облика, захватывающая все больше молодежную среду.
К социально-психологическим факторам восприятия, оценки, самооценки внешнего облика прежде всего следует отнести влияние семьи, значимых Других, группы, которые выполняют функцию социального давления [7, 10, 11, 28, 41, 50, 51, 52, 53, 54]. Такое понятие, как «приятное давление» появляется в работах [11], в которых изучается влияние на самооценки, оценки внешнего облика сверстников и родителей. Они, как значимые Другие, могут определить на долгие годы отношение к своему внешнему облику. В современных исследованиях также отмечается, что когда окружающие не обращают внимания на внешний облик, его особенности не вызывают сильных переживаний у молодых людей [27]. Наряду с этим, внимание окружающих к «отклонениям» во внешнем облике ведет к эскалации сравнений себя с другими, что увеличивает негативность оценок внешнего облика и повышает уровень озабоченности им [48]. На оценки внешнего облика оказывает влияние рассогласование между позитивностью «прошлого» образа внешнего облика и неопределенностью меры позитивности внешнего Я в будущем [57].
Развивая положение о влиянии значимых Других на оценки внешнего облика, нами совместно с Е. В. Капитановой было выполнено исследование [36, 56], в котором с помощью специально разработанной социометрической процедуры были выделены в студенческой группе те ее члены, мнение которых о внешнем облике является значимым. Такие студенты были названы «значимые оценщики внешнего облика». Главным вопросом данного исследования был вопрос о том, какие социально-психологические особенности члена группы превращают его в «значимого оценщика внешнего облика». Акцент был сделан на изучении оценок, самооценок внешнего облика тех, кто является и не является «значимым оценщиком внешнего облика».
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
В процессе выполнения исследования было установлено, что члены группы, которые имеют статус «значимого оценщика внешнего облика», намного выше оценивают различные компоненты и характеристики своего внешнего облика, особенно привлекательность своего внешнего облика для противоположного пола, выраженность маскулинности/феминности, его сексуальность. Самооценки таких компонентов внешнего облика, как телосложение, оформление и выразительное поведение также намного выше у «значимых оценщиков внешнего облика» по сравнению с теми членами группы, которые не имеют данного статуса. Для значимых Других является характерным оценивать более позитивно компоненты внешнего облика членов группы по сравнению с «незначимыми оценщиками внешнего облика». Одновременно, групповая оценка компонентов и характеристик внешнего облика членов группы, которые имеют статус «значимого оценщика внешнего облика», намного выше, чем у тех, которые этого статуса не имеют. Особенно отличается групповая оценка таких компонентов внешнего облика «значимых оценщиков», как лицо, оформление внешнего облика, его сексуальность, феминность или маскулинность. Исследование, выполненное нами, дополняет выводы А. А. Бодалева [15] о факторах, влияющих на восприятие и оценку внешнего облика. В частности, в нем в качестве фактора рассматривается особый статус члена группы - «значимый/незначимый оценщик внешнего облика», который, в свою очередь, определяется тем, насколько позитивными/негативными являются самооценки, оценки внешнего облика других членов группы и групповая оценка компонентов и характеристик их внешнего облика.
Наряду с теми социально-психологическими факторами, которые были рассмотрены выше, исследователи уделяют внимание изучению влияния семьи, в частности, типов привязанности к матери, на восприятие и отношение к своему внешнему облику [59]. Были получены данные, указывающие на то, что только молодые люди с надежным типом привязанности к матери имеют положительные оценки своего внешнего облика. С этим утверждением совпадают выводы работы [58], свидетельствующие о том, что негативная оценка, неудовлетворенность собственным внешним обликом обусловлена детским опытом взаимодействия с родителями, особенно в том случае, когда родители акцентируют внимание детей на каких-либо дефектах их внешности и заставляют бороться с ними. У молодых людей могут сформироваться представления «о наличии дефекта» во внешнем облике в результате постоянной фрустрации ценности внешнего облика значимыми Другими, к которым относятся родители.
Восприятие «впечатлений», которые порождает внешний облик и которые представлены в оценках Другого, а также переживаний, изменяется
в результате воздействия стрессогенных факторов, в качестве которых выступают негативные оценки внешнего облика различными партнерами по взаимодействию. Данные исследования [55] указывают на то, что уровень негативных переживаний, агрессии увеличивается, если негативные оценки внешнего облика дают деловые партнеры, люди, принадлежащие к одному полу и т. д. Оценка внешнего облика другими людьми выступает в роли мотивационного фактора изменения внешнего облика.
Наряду с влиянием групповых, семейных факторов, в психологии внешнего облика изучается воздействие на оценки, самооценки внешнего облика личностных параметров, которые фиксируют особенности взаимосвязей с другими людьми, самоотношение, выстраивание жизненных стратегий и т. д. [19, 57, 58, 60, 61, 62, 63, 64]. Так, сочетание социальной зависимости/ независимости и социальных достижений влияет на отношение женщин к своему внешнему облику, изменяет их сензитивность к фрустрационным оценкам внешнего облика [20]. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью может повышать или снижать оценку внешнего облика [19, 57]. Выраженность чувства вины и стыда имеет различные взаимосвязи с образом физического Я у женщин [64]. Влияние нарциссических тенденций [62] на удовлетворенность своим внешним обликом будет изменяться в зависимости от телесной организации субъекта оценки. Такая личностная особенность, как «физический перфекционизм», различные виды перфекционизма в зависимости от уровня их развития как повышают, так и снижают самооценки, удовлетворенность внешним обликом, становятся причиной негативного отношения к любым критическим замечаниям по поводу внешнего облика [58, 61].
В целом, повышение значимости социальных, межличностных отношений в молодежной среде [42] приводит к некритическому приписыванию внешнему облику «инвестиционной силы», ответственности за благополучие либо неблагополучие. Акцент на внешнем облике в молодежной среде, зависимость оценок и самооценок внешнего облика молодыми людьми от социокультурных и социально-психологических факторов являются характерными чертами данного возраста.
Обсуждение и обоснование «многофакторной социально-
психологической модели изучения отношения к внешнему облику»
Таким образом, анализ социокультурных, социально-психологических, личностных факторов оценок и самооценок внешнего облика приводит к выводу о том, что их влиянию подвержены люди различных возрастных групп, но в большей мере молодые люди, а среди них девушки. Они оказываются в поле «давления» социокультурных стандартов, эталонов привлекательного внешнего облика, которые тиражируются различными СМИ. Именно молодые
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
люди включают в восприятие своего внешнего облика оценки их внешнего облика ближайшим окружением, значимыми Другими, членами их семей. Как показало исследование Е. В. Капитановой [56], самооценки внешнего облика, его оценки значимыми Другими, представления молодых людей о том, как оценивался родителями, друзьями их внешний облик являются сильнейшими факторами удовлетворенности юношей и девушек своим внешним обликом.
В процессе рассмотрения проблемы отношения к своему внешнему облику [4, 16, 17, 19, 20, 36, 37, 38, 56], в том числе оценок и самооценок, удовлетворенности и обеспокоенности внешним обликом, нами было обнаружено фундаментальное противоречие: большое количество исследований влияния разнообразных факторов на восприятие, оценку внешнего облика и малочисленные попытки рассмотреть феномены познания внешнего облика как зависимые от сочетания, интеграции разноуровневых факторов. Зарубежные исследователи [45, 53], осуществляя метаанализ исследований отношения к внешнему облику, также приходят к выводу о преобладании в работах корреляционного подхода, легко обнаруживающего связи между самооценками, удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и отдельными факторами, предикторами. Учитывая данный факт, нами предлагается «многофакторная модель изучения отношения к внешнему облику». В основе создания данной модели лежит принятая в отечественной психологии трактовка «отношения» [1, 16, 65, 66] и представления о совокупной детерминации отношений. В «многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику» оценки и самооценки внешнего облика предстают в качестве когнитивно-эмоционального компонента отношения; внешний облик человека рассматривается как целостное образование, включающее взаимосвязанные компоненты и интегральные характеристики, отражающие его основные функции; совокупность взаимодействующих групповых, межличностных, личностных факторов опосредована социокультурными условиями познания себя и Другого. Данная модель была частично апробирована в диссертационном исследовании Е. В. Капитановой [56], выполненном под нашим руководством. В нем были выявлены взаимосвязанные совокупности межличностных и групповых факторов, оказывающих различное влияние на отношение к своему внешнему облику.
Перспективы применения «многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику» мы видим во включении в данную «модель» субъектных факторов, поскольку именно они определяют преобразовательную активность, связанную с внешним обликом, ведут к усилению индивидуальности человека, а вместе с ней к трансформации всей системы отношений [4, 16, 20].
Совмещение субъектных факторов с социально-психологическими, инди-видно-личностными, а также дополнение опосредующих их воздействие социокультурных факторов экономическими, гендерно-стратификационными позволит получить эмпирические ответы на вопросы о взаимосвязи внешнего облика и жизненных перспектив человека, выявить феномены психологии внешнего облика, характерные для молодежной среды, показать сходство и отличие основных параметров феноменов от тех, которые описаны в зарубежной психологии. Межкультурные, межэтнические, межрегиональные сравнительные исследования [67, 68, 69, 70, 71, 72] факторов оценок и самооценок внешнего облика до настоящего времени недостаточно представлены в отечественной социальной психологии внешнего облика. В зарубежных сравнительных исследованиях также не рассматриваются выборки различных российских возрастных групп. В этой связи необходима организация сравнительных исследований на основе «многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику».
Литература
1. Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие. -М. : Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
2. Арина Г. А., Мартынов С. Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 4. -С. 105-114.
3. БухлинаЛ. Ю. Социально-психологические проблемы самовосприятия телесного образа в современных условиях // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза : Изд-во ПГПУ, 2009. -С. 251-257.
4. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 344 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Коррекция «Я-образа» тела методами ритмодвига-тельной оздоровительной физической культуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 32-37.
6. HarrisD., CarrA. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance // British Journal of Plastic Surgery. - 2001. - Vol. 54, Issue 3. - P. 216-222. - DOI: 10.1054/bjps.2001.3559
7. Nanu Cr., Taut D., Baban A. Why Adolescents Are Not Happy With Their Body Image? // Analize - Journal of Gender and Feminist Studies. - New Series. - 2014. - Issue 2. - URL: http://www.analize-journal.ro/library/ files/baban.pdf
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
8. Chang F. M., Jarry J. L., Kong M. A. Appearance investment mediates the association between fear of negative evaluation and dietary restraint // Body Image. - 2014. - Vol. 11. - P. 72-76. - DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.11.002
9. Toosi M. Self-Evaluative Salience and Motivational Salience as Predictors of Depressive Affect and Appearance Based Rejection Sensitivity : diss. ... Doctor of Philosophy. - Minneapolis, 2016. - 114 p.
10. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J. A Longitudinal Study of Appearance-based Rejection Sensitivity and the Peer Appearance Culture // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2016. - Vol. 43. - P. 91-100. - DOI: 10.1016/ j.appdev.2016.01.004
11. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J., Waters A. M., Farrell L. J., Nesdale D., Downey G. «Pretty Pressure» From Peers, Parents, and the Media: A Longitudinal Study of Appearance-Based Rejection Sensitivity // Journal of Research on Adolescence. - 2017. - March. - P. 1-18. - DOI: 10.1111/jora.12310
12. Dotse J., Asumeng M. Relationship Between Body Image Satisfaction and Psychological Well-Being: The Impact of Africentric Values // Journal of Social Science Studies. - 2015. - Vol. 2, № 1. - P. 320-342. - DOI: 10.5296/jsss.v2i1.6843
13. Delfabbro P. H., WinefieldA. H., & Anderson S. Body Image and Psychological Well-Being in Adolescents: The Relationship Between Gender and School Type // The Journal of Genetic Psychology. - 2011. - Vol. 172, Issue 1. -P. 67-83. - DOI: 10.1080/00221325.2010.517812
14. Панферов В. Н. Методологические последствия изучения социальной перцепции // Методология и история психологии. - 2009. - Т. 4, Вып. 3. - С. 142-143.
15. Бодалев А. А. Психология общения : Избранные психологические труды. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.
16. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39.
17. Герасимова О. В., Лабунская В. А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценку компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2004.- № 2. - С. 131-138.
18. Досина Н. В., Кошкина А. О. Внешность женщины как фактор социальных отношений // Женщина в российском обществе. - 2010. - № 1. - С. 62-77.
19. БелугинаЕ. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни : дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 199 c.
20. Наровская Я. Б. Социально-психологические особенности женщин, преобразующих свой внешний облик : дисс. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2007. - 329 с.
21. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 512 с.
22. Сериков Г. В. Внешнее и внутреннее, душа и тело в их «естественном» и «неестественном» взаимодействии (на примере героев литературных произведений) // Прикладная психология общения и межличностного познания. - М. : КРЕДО, 2015. - С. 57-68.
23. Заржицкая О. А. Образ тела как предмет психологического исследования // Журнал практического психолога. - 1998. - № 7. - С. 12-19.
24. Кон И. С. Открытие «Я». - М. : Политиздат, 1978. - 367 с.
25. ПалудиМ. Психология женщины. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
26. Trekels J., Eggermont S. Beauty is Good: The Appearance Culture, the Internalization of Appearance Ideals, and Dysfunctional Appearance Beliefs Among Tweens // Human Communication Research. - 2017. - Vol. 43, Issue 2. - P. 173-192. - DOI: 10.1111/hcre.12100
27. Жиляев А. Г, Полянина М. А. Роль представления о собственной внешности в проблемах самоотношения женщин-студенток // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 5-6. - С. 126-134.
28.Дементий Л. И., Варлашкина Е. А. Социально-психологические аспекты внешней привлекательности человека в культурно-историческом контексте // Вестник Омского университета. - 2010. - № 4. - С. 247-254.
29. Психология красоты / под ред. А. Херговича. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2014. - 380 с.
30. РамсиН.,ХаркортД. Психология внешности. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.
31. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с.
32. KanazawaS. Intelligence and physical attractiveness // Intelligence. -2011. -Vol. 39. - P. 7-14. - URL: https://personal.lse.ac.uk/kanazawa/pdfs/I2011.pdf
33. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-кон-цепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2011. - № 1. - С. 54-65.
34. БатуринН. А. Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - Вып. 31 (131). -С. 17-31.
35. СоколоваЕ. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 31-42.
36. Лабунская В. А., КапитоноваЕ. В. Самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы как предикторы отношений межличностной значимости // Социальная психология и общество. - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 72-87. - DOI: 10.17759/sps.2016070106
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
37. БелугинаЕ. В. Самооценка гендерно-возрастных и ролевых характеристик внешнего облика в период середины жизни // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2004. - № 2. - С. 105-111.
38. Буракова М. В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: (На примере прически) : дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2000. - 202 c.
39. ФаустоваА. Г.,ЯковлеваН. В. Особенности индивидуальной концепции внешности у пациентов с ожогами различной локализации // Медицинская психология в России. - 2012. - № 2. - С. 6-8.
40. SerifovicS, Dinnel D. L., SinanovicO. Body dissatisfaction: how is it related to stress and one's perception of individual and cultural ideal body? A comparison of Bosnian and American university students // Bosnian journal of basic medical sciences. - 2005. - № 5. - P. 27-33. - URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pubmed/15771600
41. JankowskiG., Diedrichs P., Williamson C., HarcourtH., ChristopherG. Looking age-appropriate while growing old gracefully: A qualitative study of ageing and body image among older adults // Journal of Health Psychology. -2016. - Vol. 21, Issue 4. - P. 550-561. - DOI: 10.1177/1359105314531468
42. Stock N. M. Culture clash: Appearance concerns in black and minority ethnic groups // Journal of Aesthetic Nursing. - 2014. - Vol. 3, Issue 7. - P. 294-295. -DOI: 10.12968/joan.2014.3.7.346
43. Келина М. Ю. Социокультурные факторы формирования неудовлетворенности телом и нарушений пищевого поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. - 2012. - № 7 (640). -С. 158-165.
44. Trekels J., Eggermont S. Linking Magazine Exposure to Social Appearance Anxiety: The Role of Appearance Norms in Early Adolescence // Journal of Research on Adolescence. - 2017. - April. - P. 1-16. - DOI: 10.1111/jora.12311
45. GrabeSh., Monique W. L., Shibley H. J. The Role of the Media in Body Image Concerns Among Women: A Meta-Analysis of Experimental and Correlational Studies // Psychological Bulletin. - 2008. - Vol. 134, № 3. - P. 460-476. - DOI: 10.1037/0033-2909.134.3.460
46. Rodgers R. F. The Relationship Between Body Image Concerns, Eating Disorders and Internet Use, Part II: An Integrated Theoretical Model // Adolescent Research Review. - 2016. - № 1. - P. 121-137. - DOI: 10.1007/s40894-015-0017-5
47. Fardoulya J., Diedrichs P. C., Vartaniana L. R., Halliwell E. Social comparisons on social media: The impact of Facebook on young women's body image concerns and mood // Body Image. - 2015. - Vol. 13. - P. 38-45. - DOI: 10.1016/j.bodyim.2014.12.002
48. КарабинаЮ. С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - С. 144-148.
49. СоханьИ. В. Производство женской телесности в современном массовом обществе: культ худобы и тирания стройности // Женщина в российском обществе. - 2014. - № 2. - С. 68-77.
50. Келина М. Ю., Маренова Е. В., Мешкова Т. А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 44-51.
51. Faccio E., Belloni E., Cipolletta S., ludici A., Castiglioni M., Mannarini S. The power of weight and the weight of power in adolescence: a comparison between young and adult women // Journal of Family Studies. - 2016. - № 1. - DOI: 10.1080/13229400.2016.1187660
52. Martijn C., Vanderlinden M., Roefs A., Huijding J., Jansen A. Increasing Body Satisfaction of Body Concerned Women Through Evaluative Conditioning Using Social Stimuli // Health Psychology. - 2010. - Vol. 29, № . 5. - P. 514520. - DOI: 10.1037/a0020770
53. Webb H. J., Zimmer-GembeckM. J. The Role of Friends and Peers in Adolescent Body Dissatisfaction: A Review and Critique of 15 Years of Research // Journal of Research on Adolescence. - 2014. - Vol. 24, Issue 4. - P. 564-590. - DOI: 10.1111/jora.12084
54. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J., Donovan C. L. The appearance culture between friends and adolescent appearance-based rejection sensitivity // Journal of Adolescence. - 2014. - Vol. 37, Issue 4. - P. 347-358. - DOI: 10.1016/j.adolescence.2014.02.008
55. Лабунская В. А. Социально-перцептивные эффекты со-бытия: «Зеркальное Я», переживание и совладание // ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : Сборник материалов юбилейной конференции : В 5 томах / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М. : Когито-Центр, 2015. - Т. 3. - С. 139-141.
56. Капитанова Е. В. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов своим внешним обликом : дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2017. - 212 c.
57. Варлашкина Е. А. Особенности образа физического «я» и удовлетворенности жизнью у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2012. - № 1. - С. 4-10.
58. Тарханова П. М., Холмогорова А. Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 52-60.
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2
59. Цуркин В. А., Разуваева Т. Н. Особенности физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -Т. 20, № 27 (170). - С. 308-313.
60. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и внешний облик. - М. : Когито-Центр, 2007. - 269 с.
61. Варлашкина Е. А., Дементий Л. И. Перфекционизм как личностная детерминанта отношения к внешности // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2010. - Вып. 9. - С. 5-15.
62. LipowskaM., LipowskiM. Narcissism as a Moderator of Satisfaction with Body Image in Young Women with Extreme Underweight and Obesity // PLOS ONE (Public Library of Science ONE). - 2015. - Vol. 10, Issue 5. - P. 1-17. - DOI: 10.1371/journal.pone.0126724
63. Moss T. P., Lawson V., White P. Salience and Valence of Appearance in a Population with a Visible Difference of Appearance: Direct and Moderated Relationships with Self-Consciousness, Anxiety and Depression // PLOS ONE (Public Library of Science ONE). - 2014. - Vol. 9, Issue 2. - e88435. - DOI: 10.1371/ journal.pone.0088435
64. Crocker P. R. E., Brune S. M., Kowalski K. C., Mack D. E., Wilson P. M., Sabiston C. M. Body-related state shame and guilt in women: Do causal attributions mediate the influence of physical self-concept and shame and guilt prone-ness // Body Image. - 2014. - Vol. 11, Issue 1. - P. 19-26. - DOI: 10.1016/ j.bodyim.2013.08.002
65. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М. : НПО «МОДЭК», 2003. - 356 с.
66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
67. Ansari W. El, DibbaE., LabeebS.,StockC. Body Image Concern and its Correlates among Male and Female Undergraduate Students at Assuit University in Egypt // Global Journal of Health Science. - 2014. - Vol. 6, № 5. - P. 105-117. -DOI: 10.5539/gjhs.v6n5p105
68. Carey R. N., Donaghue N., BroderickP Body image concern among Australian adolescent girls: The role of body comparisons with models and peers // Body Image. - 2014. - Vol. 11, Issue 1. - P. 81-84. - DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.09.006
69. FrederickD. A., Forbes G. B., BerozovskayaA. Female Body Dissatisfaction and Perceptions of the Attractive Female Body in Ghana, the Ukraine, and the United States // Psychological Topics. - 2008. - Vol. 17. - P. 203-219. - URL: https://www.researchgate.net/publication/27215957
70. Nishina A., Ammon N. Y., Bellmore A. D., & Graham S. Body Dissatisfaction and Physical Development among Ethnic Minority Adolescents // Journal of Youth and Adolescence. - 2006. - Vol. 35, Issue 2. - P. 179-191. - DOI: 10.1007/s10964-005-9012-7
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2
71. Toselli S., Rinaldo N., Gualdi-Russo E. Body image perception of African immigrants in Europe // Globalization and Health. - 2016. - 12:48. - P. 48-62. -DOI: 10.1186/s12992-016-0184-6
72. Swami V., Frederick D. A., Aavik T. et al. The Attractive Female Body Weight and Female Body Dissatisfaction in 26 Countries Across 10 World Regions: Results of the International Body Project I // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2010. - Vol. 36, Issue 3. - P. 309-325. - DOI: 10.1177/0146167209359702
References
1. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [The psychology of social knowledge]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 288 p.
2. Arina G. A., Martynov S. E. Mass media as a factor of concern over appearance in adolescents. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural-Historical Psychology, 2009, no. 4, pp. 105-114 (in Russian).
3. Bukhlina L. Yu. Socio-psychological problems of body image self-perception in modern conditions. In: Psikhologiya telesnosti: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya [The psychology of corporeality: theoretical and practical research]. Penza, PSPU Publ., 2009, pp. 251-257.
4. Labunskaya V. A. Neyazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbal'nogo vyrazheniya lichnosti [Soul language, not body language! The psychology of nonverbal expression of the person]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2009. 344 p.
5. Malkina-Pykh I. G. Correcting body "self-image" by methods of rhythmical sanative physical culture. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2007, no. 3 (25), pp. 32-37 (in Russian).
6. Harris D., Carr A. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance. British Journal of Plastic Surgery, 2001, V. 54, Issue 3, pp. 216-222. DOI: 10.1054/bjps.2001.3559
7. Nanu Cr., Taut D., Baban A. Why adolescents are not happy with their body image? Analize - Journal of Gender and Feminist Studies, New Series, 2014, Issue 2. Available at: http://www.analize-journal.ro/library/files/baban.pdf
8. Chang F. M., Jarry J. L., Kong M. A. Appearance investment mediates the association between fear of negative evaluation and dietary restraint. Body Image, 2014, V. 11, pp. 72-76. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.11.002
9. Toosi M. Self-evaluative salience and motivational salience as predictors of depressive affect and appearance based rejection sensitivity. Diss. Doctor of Philosophy, Minneapolis, 2016. 114 p.
10. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J. A longitudinal study of appearance-based rejection sensitivity and the peer appearance culture. Journal of
POCCMlCKMfl nCI/IXOnon/mECKI/ll/l «yPHAfl • 2017 TOM 14 № 2
Applied Developmental Psychology, 2016, V. 43, pp. 91-100. DOI: 10.1016/ j.appdev.2016.01.004
11. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J., Waters A. M., Farrell L. J., Nesdale D., Downey G. «Pretty pressure» from peers, parents, and the media: A longitudinal study of appearance-based rejection sensitivity. Journal ofResearch on Adolescence, 2017, March, pp. 1-18. DOI: 10.1111/jora.12310
12. Dotse J., Asumeng M. Relationship between body image satisfaction and psychological well-being: The impact of africentric values. Journal of Social Science Studies, 2015, V. 2, no. 1, pp. 320-342. DOI: 10.5296/jsss.v2i1.6843
13. Delfabbro P. H., Winefield A. H., & Anderson S. Body image and psychological well-being in adolescents: The relationship between gender and school type. The Journal of Genetic Psychology, 2011, V. 172, Issue 1, pp. 67-83. DOI: 10.1080/00221325.2010.517812
14. Panferov V. N. The methodological consequences of studying social perception. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology, 2009, V. 4, no. 3, pp. 142-143 (in Russian).
15. Bodalev A. A. Psikhologiyaobshcheniya [The psychology of communication]. Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 2002. 256 p.
16. Labunskaya V. A. "A visible man" as a socio-psychological phenomenon. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 2010, no. 1, pp. 26-39 (in Russian).
17. Gerasimova O. V., Labunskaya V. A. The influence of femininity-masculinity on self-assessment of components of appearance at different life stages. Severo-Kavkazskiipsikhologicheskii vestnik - North-Caucasian Psychological Bulletin, 2004, no. 2, pp. 131-138 (in Russian).
18. Dosina N. V., Koshkina A. O. Appearance of women as a factor in social relations. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve - Woman in Russian Society, 2010, no. 1, pp. 62-77 (in Russian).
19. Belugina E. V. Otnoshenie k svoemu vneshnemu obliku v period serediny zhizni [Self-relation to own appearance in mid-life]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Rostov-on-Don, 2003. 199 p.
20. Narovskaya Ya. B. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti zhenshchin, preobrazuyushchikh svoi vneshnii oblik [Socio-psychological characteristics of women, transforming their appearance]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Rostov-on-Don, 2007. 329 p.
21. Knapp M., Hall D. Non-verbal communication (Russ. ed.: Nepp M., Kholl D. Neverbal'noe obshchenie. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2004. 512 p.).
22. Serikov G. V. The external and the internal, soul and body in their "natural" and "unnatural" interaction (on the example of literary heroes). In: Priklad-nayapsikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnogopoznaniya [The applied
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2
psychology of communication and interpersonal knowledge]. Moscow, KREDO Publ., 2015, pp. 57-68.
23. Zarzhitskaya O. A. Body image as an object of psychological research. Zhurnal prakticheskogo psikhologa - Journal of the Practicing Psychologist, 1998, no. 7, pp. 12-19 (in Russian).
24. Kon I. S. Otkrytie«Ya» [Self-discovery]. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 367 p.
25. Paludi M. Psikhologiya zhenshchiny [The psychology of women]. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2003. 384 p.
26. Trekels J., Eggermont S. Beauty is good: The appearance culture, the internalization of appearance ideals, and dysfunctional appearance beliefs among tweens. Human Communication Research, 2017, V. 43, Issue 2, pp. 173-192. DOI: 10.1111/hcre.12100
27. Zhilyaev A. G, Polyanina M. A. The role of women students' representations about their appearance in problems of self-relation. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2010, no. 5-6, pp. 126-134 (in Russian).
28. Dementii L. I., Varlashkina E. A. Socio-psychological aspects of a person's visual appeal in the cultural and historical context. Vestnik Omskogo uni-versiteta - Herald of Omsk University, 2010, no. 4, pp. 247-254 (in Russian).
29. Khergovich A. (ed.). Psikhologiya krasoty [The psychology of beauty]. Kharkov, Gumanitarnyi Tsentr Publ., 2014. 380 p.
30. Ramsey N., Harcourt D. The psychology of appearance (Russ. ed.: Ramsi N., Kharkort D. Psikhologiya vneshnosti. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 256 p.).
31. Swami V., Furnham A. The psychology of physical attraction. London, Rout-ledge Press, 2008 (Russ. ed.: Suemi V., Fernkhem A. Psikhologiya krasoty iprivlekatel'nosti. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 240 p.).
32. Kanazawa S. Intelligence and physical attractiveness. Intelligence, 2011, V. 39, pp. 7-14. Available at: https://personal.lse.ac.uk/kanazawa/pdfs/I2011.pdf
33. Borozdina L. V. The essence of self-appraisal and its correlation with self-concept. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya - Moscow University Psychology Bulletin, 2011, no. 1, pp. 54-65 (in Russian).
34. Baturin N. A. The psychology of assessment: General view, the differentiation of concepts and the study area. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya "Psihologiya", 2008, V. 31 (131), pp. 17-31 (in Russian).
35. Sokolova E. T. The dependence of the adolescent's self-appraisal on his/her parents' relation. Voprosy Psychologii, 1986, no. 2, pp. 31-42 (in Russian).
36. Labunskaya V. A., Kapitanova E. V. Self-assessment and assessment of appearance in the student group members as predictors of interpersonal relations of significance. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 2016, V. 7, no. 1, pp. 72-87. DOI: 10.17759/ sps.2016070106
POCCI/IlilCKI/Il/l nCI/IXOnon/IMECKI/ll/l «yPHAfl • 2017 TOM 14 № 2
37. Belugina E. V. Self-assessment of gender, age, and role features of appearance in mid-life. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik- North-Caucasian Psychological Bulletin, 2004, no. 2, pp. 105-111 (in Russian).
38. Burakova M. V. Interpretatsiya maskulinnosti-femininnosti vneshnego oblika zhenshchiny [The interpretation of masculinity-femininity of women's appearance]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Rostov-on-Don, 2000. 202 p.
39. Faustova A. G., Yakovleva N. V. Features of an individual concept of appearance in patients with burns of various localization. Meditsinskaya Psikhologiya vRossii, 2012, no. 2, pp. 6-8 (in Russian).
40. Serifovic S, Dinnel D. L., Sinanovic O. Body dissatisfaction: how is it related to stress and one's perception of individual and cultural ideal body? A comparison of Bosnian and American university students. Bosnian journal of basic medical sciences, 2005, no. 5, pp. 27-33. Available at: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15771600
41. Jankowski G., Diedrichs P., Williamson C., Harcourt H., Christopher G. Looking age-appropriate while growing old gracefully: A qualitative study of ageing and body image among older adults. Journal of Health Psychology, 2016, V. 21, Issue 4, pp. 550-561. DOI: 10.1177/1359105314531468
42. Stock N. M. Culture clash: Appearance concerns in black and minority ethnic groups. Journal of Aesthetic Nursing, 2014, V. 3, Issue 7, pp. 294-295. DOI: 10.12968/joan.2014.3.7.346
43. Kelina M. Yu. Sociocultural factors of body dissatisfaction and eating disorders. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Obrazovanie i pedagogicheskie nauki - Vestnik of Moscow State Linguistic University. Series: Education and Pedagogy, 2012, no. 7 (640), pp. 158-165 (in Russian).
44. Trekels J., Eggermont S. Linking magazine exposure to social appearance anxiety: The role of appearance norms in early adolescence. Journal of Research on Adolescence, 2017, April, pp. 1-16. DOI: 10.1111/jora.12311
45. Grabe Sh., Monique W. L., Shibley H. J. The role of the media in body image concerns among women: A meta-analysis of experimental and correlational studies. Psychological Bulletin, 2008, V. 134, no. 3, pp. 460-476. DOI: 10.1037/0033-2909.134.3.460
46. Rodgers R. F. The relationship between body image concerns, eating disorders and Internet use, Part II: An integrated theoretical model. Adolescent Research Review, 2016, no. 1, pp. 121-137. DOI: 10.1007/s40894-015-0017-5
47. Fardoulya J., Diedrichs P. C., Vartaniana L. R., Halliwell E. Social comparisons on social media: The impact of Facebook on young women's body image concerns and mood. Body Image, 2015, V. 13, pp. 38-45. DOI: 10.1016/j. bodyim.2014.12.002
48. Karabina Yu. S. The standard of physical appeal as a sociocultural factor the corporal self in women. Vestnikof NekrasovKostroma State University, 2010, V. 16, pp. 144-148 (in Russian).
49. Sokhan' I. V. Producing women's corporeality in the modern mass society: The cult of thinness and tyranny of slenderness. Woman in Russian Society, 2014, no. 2, pp. 68-77 (in Russian).
50. Kelina M. Yu., Marenova E. V., Meshkova T. A. Body dissatisfaction and the influence of parents and peers as risk factors of eating disorders among teen-age and adolescent girls. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie -Psychological Science and Education, 2011, no. 5, pp. 44-51 (in Russian).
51. Faccio E., Belloni E., Cipolletta S., Iudici A., Castiglioni M., Mannarini S. The power of weight and the weight of power in adolescence: a comparison between young and adult women. Journal of Family Studies, 2016, no. 1. DOI: 10.1080/13229400.2016.1187660
52. Martijn C., Vanderlinden M., Roefs A., Huijding J., Jansen A. Increasing body satisfaction of body concerned women through evaluative conditioning using social stimuli. Health Psychology, 2010, V. 29, no. 5, pp. 514-520. DOI: 10.1037/a0020770
53. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J. The role of friends and peers in adolescent body dissatisfaction: A review and critique of 15 years of research. Journal of Research on Adolescence, 2014, V. 24, Issue 4, pp. 564-590. DOI: 10.1111/jora.12084
54. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J., Donovan C. L. The appearance culture between friends and adolescent appearance-based rejection sensitivity. Journal of Adolescence, 2014, V. 37, Issue 4, pp. 347-358. DOI: 10.1016/j. adolescence.2014.02.008
55. Labunskaya V. A. Sotsial'no-pertseptivnye effekty so-bytiya: «Zerkal'noe Ya», perezhivanie i sovladanie [Socio-perceptual effects of co-existence: "Mirror self", experience, and coping]. Sbornik materialov yubileinoi konferentsii "Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete" [Proc. the Anniversary Conference "From the origins to the present: 130 years since the foundation of the psychological society at Moscow University"]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2015, V. 3, pp. 139-141.
56. Kapitanova E. V. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory udovletvorennosti studentovsvoim vneshnimoblikom [Socio-psychological factors of students' satisfaction with their appearance]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Rostov-on-Don, 2017. 212 p.
57. Varlashkina E. A. Features of the image of physical self and life satisfaction in women with different levels of taking care over their appearance. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2012, no. 1, pp. 4-10 (in Russian).
POCCIlCKIl nCMXO^OriMECKMl «yPHAfl • 2017 TOM 14 № 2
58. Tarkhanova P. M., Kholmogorova A. B. Social and psychological factors of physical perfectionism and body dissatisfaction. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie -Psychological Science and Education, 2011, no. 5, pp. 52-60 (in Russian).
59. Tsurkin V. A., Razuvaeva T. N. Features of physical self in individuals with various types of attachment to mother. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities, 2013, V. 20, no. 27 (170), pp. 308-313 (in Russian).
60. Kilborne B. Disappearing persons: Shame and appearance. Albany, NY, SUNY Press, 2002 (Russ. ed.: Kilborn B. Ischezayushchie lyudi: styd i vneshnii oblik. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2007. 269 p.).
61. Varlashkina E. A., Dementii L. I. Perfectionism as a personality determinant of the relation to appearance. Psikhologicheskiy vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta - Psychological Bulletin of the Ural State University, 2010, V. 9, pp. 5-15.
62. Lipowska M., Lipowski M. Narcissism as a moderator of satisfaction with body image in young women with extreme underweight and obesity. PLOS ONE (Public Library of Science ONE), 2015, V. 10, Issue 5, pp. 1-17. DOI: 10.1371/journal.pone.0126724
63. Moss T. P., Lawson V., White P. Salience and valence of appearance in a population with a visible difference of appearance: Direct and moderated relationships with self-consciousness, anxiety and depression. PLOS ONE (Public Library of Science ONE), 2014, V. 9, Issue 2, e88435. DOI: 10.1371/ journal.pone.0088435
64. Crocker P. R. E., Brune S. M., Kowalski K. C., Mack D. E., Wilson P. M., Sabiston C. M. Body-related state shame and guilt in women: Do causal attributions mediate the influence of physical self-concept and shame and guilt proneness. Body Image, 2014, V. 11, Issue 1, pp. 19-26. DOI: 10.1016/j. bodyim.2013.08.002
65. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii [The psychology of relations]. Moscow, NGO "MODEK" Publ., 2003. 356 p.
66. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [The principals of general psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p.
67. Ansari W. El, Dibba E., Labeeb S., Stock C. Body image concern and its correlates among male and female undergraduate students at Assuit University in Egypt. Global Journal of Health Science, 2014, V. 6, no. 5, pp. 105-117. DOI: 10.5539/gjhs.v6n5p105
68. Carey R. N., Donaghue N., Broderick P. Body image concern among Australian adolescent girls: The role of body comparisons with models and peers. Body Image, 2014, V. 11, Issue 1, pp. 81-84. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.09.006
69. Frederick D. A., Forbes G. B., Berozovskaya A. Female body dissatisfaction and perceptions of the attractive female body in Ghana, the Ukraine, and the United States. Psychological Topics, 2008, V. 17, pp. 203-219. URL: https://www.researchgate.net/publication/27215957
70. Nishina A., Ammon N. Y., Bellmore A. D., & Graham S. Body dissatisfaction and physical development among ethnic minority adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 2006, V. 35, Issue 2, pp. 179-191. DOI: 10.1007/ s10964-005-9012-7
71. Toselli S., Rinaldo N., Gualdi-Russo E. Body image perception of African immigrants in Europe. Globalization and Health, 2016, V. 12 (48), pp. 48-62. DOI: 10.1186/s12992-016-0184-6
72. Swami V., Frederick D. A., Aavik T. et al. The attractive female body weight and female body dissatisfaction in 26 Countries across 10 world regions: Results of the international body project I. Personality and Social Psychology Bulletin, 2010, V. 36, Issue 3, pp. 309-325. DOI: 10.1177/0146167209359702