САМООЦЕНКА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ INSTAGRAM С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Капитанова Е.В. (Ростов-на-Дону, ЮФУ) kapitanova@ sfedu.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению самооценки внешнего облика пользователей Инстаграмм. Приведены результаты собственного эмпирического исследования. Проверялась гипотеза о наличии взаимосвязей самооценки внешнего облика у пользователей Инстаграмм со степенью активности молодых людей в социальной сети.
Ключевые слова: внешний облик, самооценка, пользователи Инстаграмм, степень активности в социальной сети.
SELF-ASSESSMENT OF THE APPEARANCE OF INSTAGRAM USERS WITH VARYING DEGREES OF ACTIVITY IN THE SOCIAL NETWORK Kapitanova E.V. (Rostov-on-Don, SFU) kapitanova@ sfedu.ru
Abstract:The article is devoted to the study of self-assessment of the appearance of In-stagram users. The results of our own empirical research are presented. The hypothesis of the existence of correlations of self-esteem of appearance among Instagram users with the degree of activity of young people in the social network was tested.
Key words: physical appearance, self-esteem, Instagram users, degree of activity in the social network.
На сегодняшний день различные социальные сети стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. По данным исследования компании WeAreSocial Россия входит в число стран, активно использующих интернет, с постоянно увеличивающейся аудиторией различных социальных сетей.Одной из самых популярных медиа-платформ является Instagram, имеющая более одного миллиарда активных пользователей во всем мире. Более 60% из этих пользователей посещают Instagram ежедневно, что делает его второй по популярности социальной сетью после Facebook. В 2018 число пользователей Instagram выросло на 10.1%. В 2019 году рост несколько замедлился (и составил 6,7%). В 2020 -вновь вырос (возможно, в связи с пандемией).
Следует отметить, что Instagram - это «визуальная» платформа социальных сетей, поскольку она ориентирована на обмен фотографиями и видео. То есть эта социальная сеть отличается от других тем, что пользователи здесь размещают свои фотографии, либо же короткие видео, чтобы получить «лайки» - одобрение и знаки внимания от своих подписчиков. Принимая во внимание такую специфику Instagram, можно предположить, что пребывание пользователей в этой социальной сети не может не оказывать влияния на их самооценку, в том числе, на самооценку внешнего облика. Согласно представлениям Л. Фестингера (Тейлор, Пипло, Сирс, 2004) люди «склонны сравнивать» свои характеристики с характеристиками других, формируя представления о себе. В первую очередь, это касается представлений о внешнем облике. Формируется «индивидуальный концепт внешнего облика», как подструктура Я-концепции, внешний облик человека становится «способом визуальной коммуникации» (Лабунская, 2019). Сравнение, оценки других могут стать причиной обеспокоенности своим внешним обликом (Лабунская, Капитанова, 2016).
В последнее время начали появляться исследования о влиянии социальных сетей на представления, пребывающих в них пользователей о красоте, о влиянии сравнения своей внешности с эталонными изображениями других на самооценку, однако, количество эм-
пирических исследований, по данной тематике ограничено.С.Е. Feltman, D.M. Szymanski (Feltman, Szymanski, 2018) показали, что использование Instagram опосредует усвоение культурных стандартов красоты. Участие девушек в «восходящем сравнении» своего внешнего вида усиливало их стремление выглядеть привлекательно на фотографиях. Авторы объясняют это «социальным давлением», которое оказывает на девушек такое сравнение, результатом которого является стремление соответствовать недостижимым идеалам.
Похожие результаты наблюдали R. Cohen и коллеги (Cohen, Newton-John, Slater, 2017), когда исследуемые ими пользователи Facebook и Instagram проявляли стремление к совершенствованию своего внешнего облика. J. Fardouly и коллеги (Fardouly, Willburger, Vartanian, 2018) также, пришли к заключению, что частое использование Instagram взаимосвязано со сравнением себя с другими и «объектным» отношением к себе. По данным A.C. Bue (Bue, 2020) частота использования Instagram определяет внимание молодых женщин к участкам тела, вызывающим повышенную тревогу.М. Тиггеманн и соавторы (Tiggemann, Hayden, Brown, Veldhuis 2018) в своем исследовании охарактеризовали влияние лайков и комментариев, полученных в сети на восприятие образа тела молодыми женщинами. Авторы выяснили, что просмотр фотографий красивых девушек и большое количество лайков к ним, так или иначе влияет на неудовлетворенность своим внешним обликом. При этом, просмотр фотографий без комментариев снижает удовлетворенность своей внешностью, а наличие критичных комментариев, напротив, уменьшают «недовольство своим телом».
В совсем недавнем исследовании Н.В. Батурина, О.А. Зацепина (Батурина, Зацепина, 2020) из Южно-Уральского университета, изучая влияние социальной сети Instagram на восприятие образа тела у молодых женщин, провели эксперимент в котором девушкам-студенткам из экспериментальной группы показывали специально отобранные фотографии привлекательных молодых женщин из социальной сети Instagram, а участницам из контрольной группы показывали фотографии с видами природы. Результаты показали, что просмотр изображений привлекательных молодых женщин явился для участниц исследования, своего рода, «мотивационным фактором, побуждающим» девушек больше заботиться о своем внешнем виде, а также фактором закрепления стереотипа о связи привлекательной внешности и успешной реализации в жизни.
Организация исследования. Основываясь на анализе теории, данных эмпирических исследований мы предположили, что существуют взаимосвязи самооценки внешнего облика у пользователей Инстаграмм со степенью активности молодых людей в социальной сети.
Характеристика выборки. Нами было организовано исследование, в котором на сегодняшний день приняли участие молодые люди - студенты Южного федерального университета в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 125 человек (73% - девушек, 27% -юношей. Все они являются пользователями сети Инстаграм, что и стало основанием для их включения в исследование. У каждого из них отмечали показатели активности в социальной сети, в качестве которых были выбраны следующие параметры: время, проводимое в Instagram, количество подписчиков. Кроме того, участники исследования, юноши и девушки оценивали свой внешний облик по ряду заданных характеристик методики «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (Лабунская, 2009). Вычисляли интегральный показатель самооценки внешнего облика участников.
Результаты показали, что в целом, по всей выборке, студенты достаточно высоко оценили свой внешний облик.
Далее с помощью корреляционного анализа соотнесли показатели самооценки внешнего облика участников исследования с показателями продолжительности пребывания в сети и количеством подписчиков.
Были обнаружены значимые взаимосвязи:
- между показателями интегральной самооценки внешнего облика и временем пребывания вИнстаграм обнаружена отрицательная корреляция
(- 0,18*, p < 0,05);- между показателями интегральной самооценки внешнего облика и количество подписчиков в Инстаграм обнаружена положительная корреляция ( 0,23**, p <
0.01.;То есть самооценка привлекательности внешнего облика выше у тех пользователей Инстаграм, у которых большее число подписчиков, а те, у кого ниже показатели самооценки своего внешнего облика больше времени проводят в сети.
Современная массовая культура оказывает мощное влияние на представления людей о красоте, стереотипным становится убеждение о влиянии внешности человека на социальный статус, благосостояние и пр. Средства массовой информации транслируют социальные стандарты красоты в отношении внешнего облика, идеалы, которые являются нереалистичными, недостижимыми для большинства людей. Наряду с традиционными СМИ, социальные сети все больше увеличивают влияние на формирование у пользователей представлений, относительно стандартов красоты, оценки внешнего облика.
Несоответствие между транслируемыми стандартами и самооценкой порождает неудовлетворенность внешностью, увеличивает число расстройств, в том числе, расстройства пищевого поведения, мотивирует людей разного возраста и пола (особенно женщин) на изменения внешности с помощью медицинских манипуляций (пластическая хирургия, уколы красоты) и диет. Данную проблему следует учитывать в процессе подготовки молодых людей к виртуальному общению, с целью оптимизации самооценки внешнего облика.
Литература
1. Батурина Н.В., Зацепина О.А. Влияние социальной сети Instagram на восприятие образа тела у молодых женщин // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 57-61.
2. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик // Российский психологический журнал. Т. 13. 2016. № 1. С. 167-184.
3. Социальная психология внешнего облика: теоретические подходы и эмпирические исследования:коллективная монография / под науч.ред. В.А. Лабунской, Г.В. Серикова, Т.А. Шкурко. Ростов н/Д: Мини-Тайп, 2019. 456 с.
4. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд.СПб.: Питер, 2004.767с.
5. Bue, A.C. The looking glass selfie: Instagram use frequency predicts visual attention to high-anxiety body regions in young women // Computer and Human Behavior. 2020.Vol.108 (1).
6. Cohen R., Newton-John T., Slater А. The relationship between Facebook and Instagram appearance-focused activities and body image concerns in young women // Body Image. 2017. Vol. 23. P. 183-187.
7. Fardouly J., Willburger B.K., Vartanian L.R. Instagram use and young women's body image concerns and self-objectification: Test-ing mediational pathways // New Media & Society. Vol. 20. 2018. Iss. 4. P. 1380-1395.
8. Feltman, C.E., Szymanski, D.M. Instagram Use and Self-Objectification: The Roles of in-ternalization, comparison, appearance commentary, and feminism // Sex Roles.2018.Vol.78(4).
9. Tiggemann M., Hayden S., Brown Z., Veldhuis J. The effect of Instagram "likes" on women's social comparison and body dissatisfaction // Body Image. 2018. Vol. 26. P. 90-97.