СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923.2
ББК 88.37
Д 75
И.И. Дроздова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования
Академии педагогики и психологии Южного федерального университета;
E-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНКАХ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА РОДИТЕЛЯМИ И ДРУЗЬЯМИ
КАК ФАКТОР САМООЦЕНКИ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
( Рецензирована )
Аннотация. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязей самооценки компонентов и характеристик внешнего облика юношей и девушек с их представлениями об оценках этих характеристик внешнего облика родителями и друзьями. Внешний облик изучается как сложное интегральное образование, включающее следующие компоненты и характеристики: лицо, телосложение; привлекательность лица, телосложения для противоположного пола; оформление внешнего облика; привлекательность оформления внешнего облика для противоположного пола; соответствие внешнего облика полу; соответствие внешнего облика моде.
Получены данные о том, что в представлениях юношей и девушек родители выше, чем сами участники исследования, оценивают их внешний облик по всем параметрам. Сделан вывод о том, что представления старшеклассников об оценках их внешнего облика родителями и друзьями выступают в качестве одного из социально-психологических факторов, оказывающих влияние на самооценки внешнего облика в юношеском возрасте.
Ключевые слова: внешний облик, самооценка, компоненты и характеристики внешнего облика, представления об оценках.
I.I. Drozdova
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of
Education, Academy of Pedagogy and Psychology, Southern Federal University;
E-mail: [email protected]
VIEWS OF APPEARANCE ESTIMATES BY PARENTS AND FRIENDS AS THE APPEARANCE SELF-ASSESSMENT FACTOR IN ADOLESCENCE
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationship of self-assessment of components and characteristics of the appearance of boys
and girls with their ideas about the evaluation of these characteristics of the appearance by parents and friends. Appearance is studied as a complex integral unit, which includes the following components and characteristics: face, body; attractiveness of the face amd body for the opposite sex; appearance design; attractiveness of appearance for the opposite sex; compliance with the appearance of the sex; appearance matching fashion.
Evidence obtained shows that in the views of boys and girls, assessment of their appearance by parents is higher by all parameters than that of the research participants themselves. The author draws a conclusion that the ideas of high school students about the assessment of their appearance by parents and friends act as one of the socio-psychological factors that affect the self-image of appearance in adolescence.
Keywords: appearance, self-assessment, components and characteristics of appearance, views of evaluations.
Важной характеристикой периода юности для человека является развитие самосознания, складывающаяся система представлений о себе, на основе которой строится отношение к себе и взаимодействие с другими. Самооценка, являясь компонентом самосознания, включает оценку человеком своих физических характеристик (физическое «Я», телесный образ, внешний облик).
В классических работах, посвященных всестороннему изучению юношеского возраста, большое внимание уделяется проблеме самооценки, в том числе самооценке внешнего облика. Самооценка внешности рассматривается в связи с биологическим созреванием организма, которое приводит к резким изменениям внешности, негативным переживаниям, связанным с этим, указывается на особую подростковую сензитивность к оценке другими своей внешности [1; 2].
В то же время в психологической науке идея роли самооценки внешнего облика в формировании целостной самооценки, «Я»-концепции личности в основном носит декларативный характер. В эмпирических исследованиях проблема самооценки внешнего облика в подростковом и юношеском возрасте чаще затрагивается в связи с изучением других феноменов, например, застенчивости [3].
В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной психологии проблема самооценки
внешнего облика рассматривается, чаще всего, в связи с нарушениями пищевого поведения. В качестве социально-психологических факторов, приводящих к низкой самооценке, как следствие, к соответствующим клиническим проявлениям, в первую очередь, рассматривается влияние СМИ, массовой культуры [4; 5; 6], в других работах изучают влияние взаимодействия в семье на самооценку внешнего облика [7; 8].
Не вызывает сомнения, что ближайшее окружение оказывает влияние на то, как человек оценивает свой внешний облик. Но вопрос в том, кто, в какой степени оказывает влияние, как формируются представления об оценках других людей, родителей, сверстников. Как известно, в юности, с одной стороны, уменьшается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых, происходит расширение круга общения. Отношения с взрослыми приобретают определенную дистанцию, но сохраняют значимость. Общение со сверстниками также представляется кяк необходимое условие становления представления о себе в ранней юности.
В исследовании В.А. Лабунской и Е.В. Капитановой [9], где рассматривались представления студентов об оценках их внешнего облика друзьями и родителями на различных этапах их жизненного пути, показано, что представления об
оценке родителей и оценке друзей по-разному влияют на удовлетворенность и обеспокоенность молодых людей своим внешним обликом.
В целом, несмотря на устойчивый интерес к проблеме самооценки внешнего облика в юношеском возрасте в психологической науке, неизученным остается то, каким образом непосредственное окружение оказывает влияние на формирование и развитие самооценок внешнего облика в юношеском возрасте.
Цель исследования: провести сравнительный анализ самооценок внешнего облика юношей и девушек, соотнести их с представлениями об оценках их внешнего облика родителями и друзьями.
Гипотеза исследования: самооценки компонентов и характеристик внешнего облика, являющегося сложным интегральным образованием, взаимосвязаны с представлениями юношей и девушек об оценках этих характеристик внешнего облика родителями и друзьями.
Методы и этапы исследования. В проведенном нами исследовании приняли участие старшеклассники - учащиеся 9-х классов: юноши и девушки в возрасте 16-ти лет -62 человека. С помощью модифицированного варианта методики В.А. Лабунской «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика и его соответствия ген дер-но-возрастным конструктам» [10] определяли показатели самооценки внешнего облика по ряду компонентов и характеристик: лицо, телосложение (Лицо, Тело); привлекательность лица, телосложения для противоположного пола (Палп);
оформление внешнего облика (прическа, косметика, одежда, украшения) (Оформи); привлекательность оформления внешнего облика для противоположного пола (Пироп); соответствие внешнего облика полу (Соотв. полу); соответствие внешнего облика моде (Соотв. моде). Перечисленные характеристики оценивались по 10-тибалльной системе.
Затем изучали представления юношей и девушек об оценках их внешнего облика родителями и друзьями. Участники исследования должны были по тем же перечисленным выше параметрам, используя 10-тибалльную систему, оценить свой внешний облик так, как, по их мнению, его оценивают в настоящее время их родители и друзья. Для достоверности полученных результатов использовали методы математической статистики: описательные статистики, корреляционный анализ, непараметрический критерий и Манна-Уитни.
Результаты исследования. Проведенный в соответствии с целью исследования сравнительный анализ самооценок внешнего облика учащихся показал, что по всем его изучаемым параметрам показатели в основном находятся в диапазоне выше среднего. То есть старшеклассники - участники исследования, в целом достаточно высоко оценивают свой внешний облик. При этом наблюдается большой разброс индивидуальных показателей самооценок внешнего облика от 1 до 10 баллов по отдельным шкалам. В таблице 1 приведены средние показатели самооценок внешнего облика по каждому параметру для всей выборки.
Таблица 1
Соотношение среднегрупповых показателей самооценки компонентов и характеристик внешнего облика
N = 62 Лицо, Тело ПрЛПП Оформ ПрОфПП Соотв. полу Соотв. моде
Среднее 6,9 6,9 7,4 7,2 8,8 6,5
Стд. отклонение 2,5 2,5 2,3 2,1 2,4 2,9
Результаты показывают, что наиболее высокие значения самооценки внешнего облика получены старшеклассниками по показателю соответствия полу, наименее высокие - по показателю соответствия моде. При том, что оформление своего внешнего облика и привлекательность оформления внешнего облика для противоположного пола оценивается ими выше.
Проверка различий на значимость показала, что наиболее значимыми являются различия в самооценках внешнего облика юношей и девушек по параметру «привлекательность оформления внешнего облика для противоположного пола».
Девушки значимо выше, по сравнению с юношами, оценивают оформление своего внешнего облика как привлекательное для противоположного пола. Значимыми являются различия в самооценке лица и телосложения и их привлекательности для противоположного пола. Различия также значимы по показателю соответствия моде. Девушки значимо выше, по сравнению с юношами, оценивают соответствие своего внешнего облика моде. По показателям оформления внешнего облика и соответствия внешнего облика полу значимых различий не обнаружено.
В соответствии с целью исследования соотнесли показатели самооценок компонентов и характеристик внешнего облика участников с их представлениями об оценках
Полученные результаты самооценки внешнего облика существенно разнятся у юношей и девушек, принимавших участие в исследовании (Таблица 2).
Как видно из таблицы 2, средне-групповые показатели самооценок девушек выше среднегрупповых показателей самооценок юношей по всем компонентам и характеристикам внешнего облика.
внешнего облика родителями и друзьями. Соотношение наглядно представлено на рисунке 1.
Результаты показывают, что в представлениях юношей и девушек родители выше, чем сами участники исследования, оценивают их внешний облик по всем его компонентам и характеристикам. Наиболее высоко они оценивают лицо, телосложение, оформление внешнего облика и его соответствие полу. Оценки друзьями внешнего облика старшеклассников в их представлениях несколько ниже, чем оценки родителей, и почти полностью совпадают с самооценкой компонентов и характеристик внешнего облика.
Данные указывают на то, что представления об оценках внешнего облика студентов их друзьями и родителями взаимосвязаны с самооценками старшеклассников всех компонентов внешнего облика и его характеристик. Для подтверждения гипотезы исследования с помощью корреляционного анализа обнаружили значимые взаимосвязи между всеми исследуемыми показателями
Таблица 2
Соотношение среднегрупповых показателей самооценки компонентов и характеристик внешнего облика в подгруппах юношей и девушек
Подгруппы Лицо, Тело ПрЛПП Оформ ПрОфПП Соотв. полу Соотв. моде
Юноши 6,2 6,3 6,9 6,4 8,7 5,9
Станд откл 2,06 2,5 2,3 2,1 2,6 3,4
Девушки 7,5 7,5 7,8 7,9 8,8 7Д
Станд откл 2,9 2,5 2,3 2,1 2,2 2,3
U-критерий 0,05 0,05 - 0,01 - 0,05
-Самооценки -Родители Друзья
Лицо, ПрЛПП Оформ ПрОфПП Соотв. Соотв. Тело полу моде
Рис. 1. Соотношение показателей самооценки компонентов и характеристик внешнего облика и представлений об оценках внешнего облика родителями и друзьями
самооценки компонентов и характеристик внешнего облика и показателями оценок внешнего облика родителями и друзьями в представлениях юношей и девушек (Таблица 3).
Результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о том, что самооценки компонентов и характеристик внешнего облика, являющегося сложным интегральным
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа самооценок и представлений об оценках внешнего облика родителями и друзьями
Оценки Лицо, Тело ПрЛПП Оформ ПрОфПП Соотв. полу Соотв. моде
Самооценки -Оценки родителей 0,73** 0,39** 0,63** 0,81** 0,95** 0,83**
Самооценки -Оценки друзей 0,80** 0,70** 0,83** 0,86** 0,81** 0,82**
** р < 0,01
образованием, взаимосвязаны с представлениями юношей и девушек об оценках этих характеристик внешнего облика родителями и друзьями.
Выводы:
1. Старшеклассники в целом достаточно высоко оценивают свой внешний облик; показатели самооценок девушек выше среднегруп-повых показателей самооценок юношей по всем компонентам и характеристикам внешнего облика.
2. Представления об оценках внешнего облика студентов их друзьями и родителями взаимосвязаны с самооценками старшеклассников; показатели оценки их внешнего облика родителями
выше, чем их собственные оценки; в представлениях юношей и девушек показатели оценки их внешнего облика друзьями почти полностью совпадают с самооценкой компонентов и характеристик внешнего облика.
Таким образом, можно считать, что представления старшеклассников об оценках их внешнего облика родителями и друзьями выступают в качестве одного из социально-психологических факторов, оказывающих влияние на самооценки внешнего облика в юношеском возрасте.
* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект №171801260
Примечания:
1. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 252 с.
3. Краснова JI.B. Психологические особенности проявления доверия к себе у застенчивых юношей и девушек // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 3 (183). С. 107-113.
4. Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 105-114.
5. Genesis M.J. Influence of media on body image satisfaction among adolescents // Asia pacific journal of education, arts and sciences. 2014. Vol. 1, N 1. P. 95-101.
6. Ata R.N., Bryant-Luden A., Lally M.M. The Effects of Gender and Family, Friend, and Media Influences on Eating Behaviours and Body Image During Adolescence // Journal of Youth and Adolescence. United States, 2007. № 36. P. 1024-1037.
7. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия, 2015. № 1. С. 70-83.
8. Цуркин В. А., Разуваева Т.Н. Особенности физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 20, № 27(170). С. 308-313.
9. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик // Российский психологический журнал. 2016. Том. 13, № 1. С. 167-184.
10. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 344 с.
References:
1. Practical psychology of education: a manual / Ed. by I.B. Dubrovina. 4th ed. SPb.: Piter, 2004. 592 pp.
2. Kon I.S. Psychology of early adolescence: a teacher's book. M.: Prosveshchenie, 1989. 252 pp.
3. Krasnova L.V. Psychological features of manifestation of self-confidence of shy boys and girls // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 3 (183). P. 107-113.
4. Arina G.A., Martynov S.E. Mass media as a factor in the emergence of concern for their own appearance in adolescence // Cultural-historical psychology. 2009. No. 4. P. 105-114.
5. Genesis M.J. Influence of media on body image satisfaction among adolescents // Asia pacific journal of education, arts and sciences. Vol. 1, No. 1, March 2014. P. 95-101.
6. Ata R.N., Bryant-Luden A., Lally M.M. The Effects of Gender and Family, Friend, and Media Influences on Eating Behaviours and Body Image During Adolescence, Journal of Youth and Adolescence, 36. United States, 2007. P. 1024-1037.
7. Lifintseva A.A., Kholmogorova A.B. Family factors of psychosomatic disorders in children and adolescents // Counseling psychology and psychotherapy. 2015. No. 1. P. 70-83.
8. Tsurkin V.A., Razuvaeva T.N. Features of the physical Self in persons with different types of attachment to mother // Scientific statements of Belgorod State University. Ser. Humanitarian Sciences. 2013. Vol. 20. No. 27 (170). P. 308-313.
9. Labunskaya V.A., Kapitanova E.V. Concern and satisfaction of students with their appearance as predictors of self-assessment of its components and characteristics // Russian psychological journal. 2016. Vol. 13, No. 1. P. 167-184.
10. Labunskaya V. A. Not body language, but the language of the soul! Psychology of nonverbal expression of personality. Rostov-on-Don: Phoenix, 2009. 344 pp.