Научная статья на тему 'Внешние зоны обмена различных сообществ: к постановке вопроса'

Внешние зоны обмена различных сообществ: к постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4310
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зоны обмена / коммуникация / социальные сообщества / типология зон обмена / этос науки / социальная эпистемология / негумбольтовские зоны обмена / trading zones / communication / social communities / typology of trading zones / the ethos of science / social epistemology / non-Humboldtian trading zones

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Евгений Валерьевич Масланов

В статье показано, что концепция зон обмена может быть использована для описания зон обмена как внутри науки, так и внешних зон обмена науки. Задача внутренних зон –согласование деятельности и убеждений ученых, принадлежащих к различным научным куль-турам. Внешние зоны обмена научных сообществ помогают решать две различные задачи. С одной стороны, они связаны с задачами по трансферу научного знания и научно-технических разработок в промышленное производство и общественную жизнь, а также формированию но-вых социотехнических мегапроектов. Еще одна важная задача внешних зон обмена – вовлече-нию граждан в научную деятельность. Внешние зоны обмена могут существовать и у других сообществ, например, политических партий, религиозных организаций или общественных движений. Их задача – создание инфраструктуры для вовлечения новых членов в сообщества. Этим они похожи на внешние зоны обмена науки, связанные с рекрутированием членов науч-ных сообществ. Отличие зон обмена науки от зон обмена иных социальных сообществ связана с наличием критического компонента в этосе науки: в зонах обмена иных сообществ подобный компонент может отсутствовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EXTERNAL TRADING ZONES IN VARIOUS COMMUNITIES

The article shows that the concept of trading zones can be used to describe both trading zones within science and extra-scientific trading zones. Internal trading zones within science aim to coordi-nate the activities and beliefs of scientists belonging to different scientific cultures. External trading zones related to scientific communities facilitate a solution of two different problems. First, they are connected with the tasks of transferring scientific knowledge along with scientific and technical de-velopments to industrial production and public life, as well as forming new social and technical mega-projects. Second, they aim to involve citizens in scientific activities. Extra-scientific trading zones may exist in other communities, such as political parties, religious organizations or social movements. Their task is to create an infrastructure to involve new members in the community. In this way, they resemble the external trading zones in science related to the recruitment of members into scientific communities. The difference between trading zones in science and in other social communities is as-sociated with the presence of a critical component in the ethos of science: in trading zones of other communities this component may be absent.

Текст научной работы на тему «Внешние зоны обмена различных сообществ: к постановке вопроса»

УДК 316.3:165

ВНЕШНИЕ ЗОНЫ ОБМЕНА РАЗЛИЧНЫХ СООБЩЕСТВ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА6

Евгений Валерьевич Масланов

Кандидат философских наук, научный сотрудник Институт философии Российской академии наук Научный сотрудник Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В статье показано, что концепция зон обмена может быть использована для описания зон обмена как внутри науки, так и внешних зон обмена науки. Задача внутренних зон -согласование деятельности и убеждений ученых, принадлежащих к различным научным культурам. Внешние зоны обмена научных сообществ помогают решать две различные задачи. С одной стороны, они связаны с задачами по трансферу научного знания и научно-технических разработок в промышленное производство и общественную жизнь, а также формированию новых социотехнических мегапроектов. Еще одна важная задача внешних зон обмена - вовлечению граждан в научную деятельность. Внешние зоны обмена могут существовать и у других сообществ, например, политических партий, религиозных организаций или общественных движений. Их задача - создание инфраструктуры для вовлечения новых членов в сообщества. Этим они похожи на внешние зоны обмена науки, связанные с рекрутированием членов научных сообществ. Отличие зон обмена науки от зон обмена иных социальных сообществ связана с наличием критического компонента в этосе науки: в зонах обмена иных сообществ подобный компонент может отсутствовать.

Ключевые слова: зоны обмена, коммуникация, социальные сообщества, типология зон обмена, этос науки, социальная эпистемология, негумбольтовские зоны обмена.

TO THE QUESTION OF EXTERNAL TRADING ZONES IN VARIOUS COMMUNITIES

Evgeniy Valerjevich Maslanov

PhD in Philosophy, Researcher Institute of Philosophy RAS Researcher

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The article shows that the concept of trading zones can be used to describe both trading zones within science and extra-scientific trading zones. Internal trading zones within science aim to coordinate the activities and beliefs of scientists belonging to different scientific cultures. External trading zones related to scientific communities facilitate a solution of two different problems. First, they are connected with the tasks of transferring scientific knowledge along with scientific and technical developments to industrial production and public life, as well as forming new social and technical mega-projects. Second, they aim to involve citizens in scientific activities. Extra-scientific trading zones may exist in other communities, such as political parties, religious organizations or social movements. Their task is to create an infrastructure to involve new members in the community. In this way, they resemble the external trading zones in science related to the recruitment of members into scientific communities. The difference between trading zones in science and in other social communities is associated with the presence of a critical component in the ethos of science: in trading zones of other communities this component may be absent.

Keywords: trading zones, communication, social communities, typology of trading zones, the ethos of science, social epistemology, non-Humboldtian trading zones.

Концепция зон обмена была предложена П. Галисоном для описания взаимодействия внутри междисциплинарных научных сообществ. По его мнению, представители различных научных дисциплин могут быть уподоблены представителям различных научных культур, разговаривающих на разных языках. Однако, в процессе решения совместных исследовательских задач, им необходимо находить общий язык. В зонах обмена как раз и происходит согласование деятельности и убеждений ученых, принадлежащих к различным научным культурам. По мнению П. Галисона они носят локальный и зачастую неформальный характер и могут быть представлены как конкретные места в пространстве, в которых происходит взаимодействие. При этом подобная концепция сотрудничества «предусматривает строгое разделение на субкультуры и подчеркивает роль обмена» [Галисон, 2004, с. 86], т.е. каждая группа ученых в процессе взаимодействия как

6 Исследование выполнено по гранту РНФ №18-18-00238 "Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры"

делится своими знаниями, так и получает что-то взамен. Важный элемент его подхода обращение к артефактам, которые позволяют налаживать взаимодействие между учеными. Научный инструментарий может «служить связующим элементом между субкультурами, когда эти предметы вынимают из исходного контекста и помещают в новый» [там же, с. 89]. П. Коллинз с коллегами так же анализирует функционирование зон обмена в научных сообществах. Они показывают, что возможно создать их типологию на основе использования таких характеристик как добровольность / принуждение к сотрудничеству и гомогенность / гетерогенность [Collins et al, 2007, p. 658]. В результате можно выделить четыре типа зон обмена. Благодаря этой типологии можно проследить эволюцию внутринаучных зон обмена от отличающихся высокой степенью разнородности и принуждения к гомогенным зонам обмена, основанным на добровольном сотрудничестве.

Часть работ была посвящена анализу взаимодействия ученых с вненаучными акторами, занимающимися внедрением научных разработок в производство, при этом опять же подчеркивалась важная роль пограничных объектов и их функционирования для существования зон обмена [Carlile, 2004; Sandberg et al., 2015]. Описание подобных зон обмена позволяет говорить о возможности формирования не только внутри-научных, но и внешних зон обмена науки. В них ученые обменивают свои знания на возможность распространить их за пределы лабораторий и научных центров, внедрять в реальную хозяйственную деятельность. Научные сообщества формируют пространства взаимодействия не только с акторами связанными с производством, но и с различными политическими акторами. Взаимодействие с ними позволяет ученым получать финансирование, решать различные производственные и репутационные задачи. Оба этих случая свидетельствуют о формировании полноценных зон обмена: научные знания и результаты обмениваются на финансирование и признание. Соединение интересов ученых, промышленности и политических акторов приводит к формированию в зонах обмена идей крупных социотехнических проектов. В результате ученые через подобные проекты и зоны обмена могут оказывать влияние на общественное развитие, а сама зона обмена точно пишет И.Т. Касавин «является плодом эволюции индивидуальной культурной лаборатории, способности творческой личности заставить реальность говорить ее голосом, воплотить в себе ее идеи, оформиться по ее воле» [Касавин, 2017, с. 15].

Еще одним важным случаем построения зон - взаимодействие с обычными гражданами. Оно позволяет ученым решать сразу несколько задач. С одной стороны, такое взаимодействие дает возможность формировать у граждан преставление о своей деятельности, создавать положительный образ ученого в общественном сознании и популяризировать науку. Это помогает заниматься рекрутированием новых членов в научные сообщества. С другой стороны, популяризация научного знания, создание его положительного образа в обществе позволяет ученым привлекать граждан к вспомогательной научной работе, использовать различные имеющиеся у них ресурсы для решения научных задач. К таким ресурсам может относиться как имеющиеся у граждан вычислительные мощности, что позволяет ученым проводить распределенные вычисления, так и просто время, интерес и энтузиазм граждан, которые они могут использовать для помощи ученым. К примеру, пытаться расшифровать рукописи Иеремия Бентама, решать задачи по конструированию белков, заниматься поиском новых видов птиц или решать задачи для исследовательских центров различных компаний. С третьей стороны, вовлечение обычных граждан в научную деятельность дает возможность ученым использовать их навыки локальной экспертизы для решения различных исследовательских задач, которые без привлечения подобных знаний могли быть решены с меньшим успехом.

При описании взаимодействий ученых и граждан так же может использоваться концепцию зон обмен. В рамках подобных взаимодействий формируются специфические пространства согласования деятельности и убеждений ученых и граждан. Популяризация научного знания и рекрутирование новых членов в научные сообщества связаны с созданием популярного научного языка. Именно благодаря его применению обычные граждане могут получить доступ к научным результатам. При этом сам процесс формирования подобного языка позволяет ученым и популяризаторам науки по-новому посмотреть на уже имеющееся знание и попытаться представить его более простым способом. Итогом этой деятельности и становится формирование уважения к научному знанию. Однако подобные внешние зоны обмена обладают определенной спецификой. Они не могут быть представлены как пространства согласования деятельности и убеждений, существующие в определенной физической локации в конкретное время. Скорее стоит говорить об их распределенном характере. Одна и та же зона обмена существует в разных физических локациях, в различное время. Каждая встреча граждан и ученых формирует не новую зону обмена, а продолжает уже существовавшую. Именно эта распределенность в пространстве и времени позволяет сформироваться взаимопониманию. Она подобна работе над общим междисциплинарным проектом в описываемой П. Галисоном лаборатории Ферми или Радиационной лаборатории Массачусетского технологического института. Ведь и там зоны обмена создавались для решения общей проблемы хоть каждый раз и в новых локальных пространствах. В результате можно говорить о том, что в науке существуют внутренние и внешние зоны обмена. Внутринаучные зоны обмена связаны с взаимодействием ученых друг с другом и использованием внутринаучной инфраструктуры. Тогда как внешние зоны обмена нацелены на формирование взаимодействия с внешними по отношению к науке акторами и формирование специальной инфраструктуры для этого взаимодействия, такие зоны обмена применительно к науке могут быть названы негумбольтовскими [Дорожкин, 2017].

В этом случае можно говорить о том, что внешние зоны обмена не только могут, но и должны существовать в сообществах, которые нацелены на активное взаимодействие с иными социальными акторами.

К ним могут быть отнесены любые сообщества, нацеленные на привлечение в свои ряды новых членов, формирование определенного способа видения мира. К таким сообществам могут быть отнесены религиозные организации, политические партии, различные общественные движения и другие сообщества. Они, так же как сообщества ученых, формируют пограничные пространства и пограничную инфраструктуру, которая направлена на выстраивание взаимодействие с не входящими в эти сообщества людьми. Хотя эти сообщества зачастую стали формировать пространства взаимодействия с обычными людьми раньше ученых, в настоящее время их зоны обмена уступают зонам обмена последних. Во многом это связано с особенной эффективностью научного знания, которая была продемонстрирована в XX веке. С другой стороны, сам процесс конституирования зон обмена связан с необходимостью налаживать диалог, воспринимать остальных участников зоны обмена как способных предоставить взамен получаемых ресурсов, что-то сопоставимо ценное. Выстраивание подобного диалога требует признания возможности если и не трансформировать свои представления под влиянием другой стороны, то хотя бы попытаться их понять и признать возможную частичную правоту подобных идей. Однако такой подход скорее характерен для этоса науки и не всегда может быть активно использован представителями других сообществ. Для них может быть характерно стремление трансформировать идеи других акторов, без возможности изменить свои собственные представления.

Литература

1. Галисон, 2004 - Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. С. 64-91.

2. Дорожкин, 2017 - Дорожкин А.М. Проблем построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. С. 20-29.

3. Касавин, 2017 - Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Эпистемология и философия науки. 2017. Т.51. №1. С.8-17.

4. Carlile, 2004 - Carlile P.R. Transferring, Translating, and Transforming: An Integrative Framework for Managing Knowledge across Boundaries // Organization Science. 2004. Vol. 15. No 5. P. 555-568.

5. Collins et al, 2007 - Collins H., Evans R., Gorman M. Trading Zones and Interactional Expertise // Studies in History and Philosophy of Science. 2007. Vol. 38. Iss. 4. P. 657-666.

6. Sandberg et al., 2015 - Sandberg, J., Jonny, H., Napier, N., Levén, P. Balancing Diversity in Innovation Networks: Trading Zones in University-industry R&D Collaboration // European Journal of Innovation Management. 2015. Vol. 18. Iss. 1. P. 44-69

УДК 16

КАК ДОЛЖНА СТРОИТЬСЯ КОММУНИКАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА7

Наталья Николаевна Воронина

Кандидат философских наук, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В статье рассматривается проблема нарождающегося конфликта непонимания между наукой и обществом. Рыночные отношения во многом изменяют культуру общества, а наука продолжает диалог с обществом без достаточного учета этих изменений в сфере мировоззрения. Бизнес начинает играть ведущую роль по отношению к науке, но тактические интересы бизнеса расходятся с дальними стратегическими интересами науки.

И в этом конфликте интересов может помочь роль мировоззрения в культуре. Для этого предлагается дополнить-связать концепцию «зон обмена» П. Галисона с более широким мировоззренческим контекстом. «Зона обмена» - удачный пример разнонаправленных отношений в науке, который предлагается распространить на мировоззренческое восприятие науки в обществе.

Обращение к мировоззрению, наличествующему в современной культуре, показывает, что наука еще не утратила ведущей роли, несмотря на рыночные отношения. Мы предлагаем использовать состояние ведущей роли науки в иерархии отношений наука-общество, но для этого необходимо значительно скорректировать мировоззренческие ожидания общества от науки. Что совсем не просто, потому что мировоззренческая динамика культурных процессов не тождественна социальным процессам, и изменения в мировоззрении общества происходят значительно медленнее, чем социальные изменения.

Ключевые слова: наука, общество, коммуникация, зона обмена, мировоззрение, культура.

7 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 18-18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.