Научная статья на тему 'Внешние и внутренние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях'

Внешние и внутренние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назина Г. А.

Анализируются внешние и внутренние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях. Раскрывается практическое и теоретическое значение вопросов формирования позитивной направленности просоциальных установок молодежи в современных условиях, которые органически связаны с утверждением принципов альтруизма, толерантности и социального партнерства в качестве детерминант молодежной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях»

ВНЕШНИЕ Н ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Назина Г.А.*

Северо-Кавказкий филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Минеральные Воды

Анализируются внешние и внутренние предпосылки развития про-социальных установок молодежи в современных условиях. Раскрывается практическое и теоретическое значение вопросов формирования позитивной направленности просоциальных установок молодежи в современных условиях, которые органически связаны с утверждением принципов альтруизма, толерантности и социального партнерства в качестве детерминант молодежной куньтуры.

Существенные изменения, произошедшие в социально-экономической жизни общества и государственно-политическом переустройстве России, влияют на развитие просоциальных установок и предъявляют новые требования к таким свойствам личности, как альтруизм, ответственность, эм-патия, толерантность, которые позволяют человеку адаптироваться к постоянно меняющейся среде и обеспечивают собственное личностное развитие.

В условиях переоценки ценностей и смены социальных идеалов проблема развития просоциальных установок молодежи в современных условиях становится одной из приоритетных.

Поскольку просоциальные установки трактуются как установки, ориентированные на благо общества и помощь другим, на положительное отношение к людям и признание личности другого, что, безусловно, отражается в способностях к альтруизму, ответственности, эмпатии, толерантности.

Исходным для формирования просоциальных установок является альтруизм, наличие у личности желания оказать помощь другим.

Однако альтруистическими такие стремления становятся тогда, когда эта помощь оказывается бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. В результате закрепления у человека формируется альтруистическая установка, становящаяся для него нормальным принципом. Следует также отметить, что важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию - эмпатии (A.A. Бодалев, Т.Н. Гаврилова, X. Кохут, К. Роджерс, H.A. Щербакова и др.).

По мнению Т.П. Гавриловой, эмпатия может проявляться в двух формах - сопереживания и сочувствия.

Гаврилова Т.П. изучила возрастно-половые проявления той и другой формы эмпатии и обнаружила, что для молодежи характерно в большей степени

* Преподаватель кафедры Гуманитарных и экономических дисциплин.

сочувствие, чем сопереживание, т.к. сочувствие более сложная опосредованная нравственным знанием формаэмпатического переживания [4, с. 286].

Анализ теоретических работ и экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов (Ш. Шварц, Я. Аронфрид, X. Хекхау-зен, Я. Рейковский, Я.В. Неверович, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Е.В. Суб-ботский), позволяет констатировать, что проявление альтруизма связано с существованием двух мотивов:

1. мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, превращающихся во внутренние императивы, лич-ностно-смысловые регуляторы деятельности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки;

2. мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса вчувствования и сопереживания ему.

Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны и базируется на нравственных нормах общества, таких как, например, как чувство долга, социальная ответственность.

Проблемой ответственности занимались многие исследователи (М.М. Бахтин, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Р. Косолапов, С.Ф. Оду-ев, Э.И. Рудковский, В.В. Ильин, А.Г. Спиркин, М.Ф. Цветаева и др.). По мнению большинства авторов исследуемой проблемы установлено:

1. личность может быть ответственна в той мере, в какой она свободна в своих действиях, а подлинно свободна она лишь в реализации своего собственного замысла и несет ответственность лишь за то, что находиться в пределах ее прямого или косвенного влияния;

2. в условиях предопределенного развития социальной ситуации, как и при непредсказуемости ситуации в условиях хаоса, социальная ситуация лишена рационального выбора, внутри нее нет места ответственности, а значит, и нравственному действию и в первую очередь это касается тех лиц, которые принимают чужой сценарий как безусловное руководство к действию.

Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать и решения и отвечать за свой выбор.

В современной психологической науке имеется ряд относительно самостоятельных направлений в изучении ответственности: ответственность

как нравственная категория (Л. Кольбегр, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, К. Хек-хаузен и др.), соотношение свободы и ответственности (К. А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, А.Ф. Плахотный, К. Роджерс и др.), системный подход к изучению ответственности (А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, В.П. Прядеин и др.), ответственность с позиции каузальной атрибуции (B.C. Агеев, К. Муз-дыбаев, Ф. Хайдер, Г.М. Андреева и др.), соотношение социальной и личной ответственности (А. Адлер, Р. Мэй, В.А. Розанова, В.Г. Сахорова, П.Г. Спиркин и др.) становление и воспитание ответственности (З.Н. Борисова, М.В. Борисова, B.C. Мухина и др.), соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности (A.A. Деркач, К.Г. Юнг и др.).

С опорой на труды В.П. Прядеина, С.Л. Рубинштейна ответственность рассматривается как интегральное свойство личности, проявляющееся в осознанном, инициативном, самостоятельном поведении, которое служит основанием личности, механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим его успешность.

Данная трактовка понятия позволяет избежать сведения ответственности только к исполнению взятых обязательств и дисциплинированности, формирование которых может быть оправдано лишь на начальных этапах развития ответственности.

Ответственность - это гарантирование личностью достижения результата деятельности своими силами при заданном ею самой уровне сложности и времени достижения, с учетом возможных неожиданностей, трудностей, т.е. овладение целостностью ситуации и построение своего оригинального контура деятельности. Ответственность рассматривается как стремление, способность, готовность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и успешности деятельности, общения и т.д. (Л.И. Дементий) [8, с. 119].

Один из кардинальных вопросов психологии ответственности - это вопрос о соотношении личной и социальной ответственности.

В связи с этим, учитывая, сложный характер ответственности большинством исследователей, ответственность личности более полно характеризуется со стороны ее ментальности. Под ментальностью ответственности исследователи понимают не только совокупность готовности, установок и предрасположенность личности действовать определенным обра -зом, но и непосредственную реализацию задуманного, поведение субъекта в ситуации ответственной деятельности.

Сохранение толерантности в качестве условия развития просоциальных установок молодежи определяется современной социокультурной ситуацией, характеризующейся ростом социальной напряженности, сопровождающейся межэтническими, межличностными конфликтами. Взаимная нетерпимость, агрессия, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение оказывают негативное взаимодействие на внутренний мир молодых людей, приводит к нивелированию всеобщих человеческих ценностей, заложен-

ных в основе культуры, субкультуры. Интолерантное общение сопровождается фрустрацией социальных потребностей, разрывом эмоциально-значимых связей, возникновением внутриличностного напряжения, искажением ценностных ориентаций, трудностями в понимании себя и другого. Все это ведет к отсутствию просоциальных установок молодежи в современных условиях.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Однако она как элемент ценностного сознания или личностная черта не присуща человеку изначально. Необходимо создание определенных условий, которые будут способствовать ее становлению и развитию стабильной личностной характеристики. Подростковый возраст считается сензитивным для развития толерантности, так как в этот период происходит интенсивная этносоциали-зация (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский и др.).

Формирование толерантности у молодежи в современных условиях позволит им гармонизировать свои отношения с окружающим миром, сохранить внутреннее эмоциональное равновесие, укрепить просоциальные установки. Решение этой проблемы станет возможным, если будут объединены усилия государственных и общественных институтов, в первую очередь, семьи и образования, с целью создания толерантного развивающего пространства.

Толерантность как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях (И.Б. Абакумова, А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева, И.Б. Гриншпун, П.Н. Ермаков, Д.В. Колесов, C.B. Кривцова, Е.Ю. Клепцова, В.А. Лабунская, Г. Ол-лпорт, Т.П. Скрипкина, B.C. Собкин, Г.Г. Солдатова и др.).

Неоднозначность ее понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания. Накоплен определенный теоретический и эмпирический опыт воспитания толерантного поведения в образовании (И.В. Абакумова, Е.М. Аджиева, H.A. Асташова, Л.А. Гейденрих, Л.И. Рюмина и др.).

Активизация поиска эффективных механизмов развития личности в духе толерантности требует разработки новых подходов к их исследованию и использованию.

Из выше изложенного материала, можно сделать выводы, что такие свойства личности, как альтруизм, эмпатия, ответственность, толерантность, являются внутренними предпосылками развития просоциальных установок молодежи в современных условиях.

Далее, в данной статье, хотелось бы обратить внимание на такие внешние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях, как влияние молодежной культуры, субкультуры.

В связи с этим, возникает необходимость изучить, какие жизненные ценности, просоциальные установки принимает и отвергает молодежь в со-

временных условиях, как они соотносятся с ценностями и установками предшествующих поколений, насколько приемлемо межпоколенная трансмиссия культуры, т.е. «передача по наследству» от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей.

Следует отметить, что молодое поколение людей, обладает способностью избирательного отношения к культурным влияниям, это обуславливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.

Безусловно, необходимость глубокого анализа молодежной культуры во всем диапазоне ее разновидностей, которая диктуется не только потребностью в систематизации теоретических основ и знаний о возникновении субкультур, но и необходимостью выявления особенностей молодежных субкультур в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни молодежи в ближайшие десятилетия.

Молодежная культура является самоорганизующейся системой, в которой существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов.

Так отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни, которые создают собственную культурную нишу - субкультуру.

Иными словами, субкультура - это система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Под молодежной субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных целей, которые присущи относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

Поэтому субкультурные атрибуты, ритуалы рассматриваются, как устойчивые образцы поведения, а ценности, установки, как правило, отличаются от таковых в доминирующей культуре, хотя с ними и связаны.

Таким образом, знание механизмов возникновения и развития молодежных субкультур может позволить обеспечить безопасное и гармоничное развитие молодежи в новых реалиях жизни.

Молодежь является наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая мгновенно реагирует на все происходящие изменения.

Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений.

В данной статье проанализированы лишь только основные внешние и внутренние предпосылки развития просоциальных установок молодежи в современных условиях, которые оказывают влияние и способствуют развитию просоциальной направленности личности.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности гуманистический подход. - М., 1995.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. Серия этика. - М.: Знание, 1981.

4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.

6. Майерс Д. Социальная психология: перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.

7. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995.

9. Немов P.C., Алтунина И.Р Социальная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

10. Петровский A.B. Психология в России: 20 век / A.B. Петровский. -М.: УРАО, 2000.

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2009.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТЗДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

© Сатаева Е.И.*

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

В статье раскрывается сущность понятия «минимизация познавательной активности». Сделана попытка обосновать взаимосвязь мотивации достижения и минимизации познавательной активности в процессе учебной деятельности студентов.

Многие гуманитарные науки, в том числе и современная педагогическая психология, все более глубоко исследуют различные аспекты проблемы активности, которая имеет фундаментальное значение для изучения целепо-лагания, механизма, структуры и эффективности деятельности человека, стратегий его поведения. В последние годы по-новому решаются важные проблемы активности, что, несомненно, обогащает содержание самого по-

* Старший преподаватель кафедры Психологии профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.