Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза'

Педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EMPATHIC CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / PROSOCIAL ACTIVITY / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / HUMANISTIC IMPERATIVE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / САМОЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SELF-WORTH OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердакова Кира Геннадьевна, Маджуга Анатолий Геннадьевич

В статье представлена степень научной разработанности проблемы формирования эмпатической культуры студентов современного вуза и теоретико-методологическое обоснование педагогического обеспечения этого процесса. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению сущностных характеристик эмпатической культуры студентов, раскрывают и обосновывают комплекс педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования эмпатической культуры студентов. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования, авторы уточняют дефиницию понятия «эмпатическая культура», определяя её как интегративное личностное качество, выражающееся в гармонизации понимания людьми друг друга на основе принятия ими сопереживания, сочувствия, содействия, в качестве личной, социальной и культурной ценности, определяющей индивидуальное поведение в межличностных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердакова Кира Геннадьевна, Маджуга Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical provision of the process of forming the empatic culture of students of modern higher education

This article presents the degree of scientific development of the problem of the formation of the empathic culture of students of a modern university and the theoretical and methodological justification of pedagogical support for this process. The author pays special attention to the examination of the essential characteristics of students’ empathic culture, reveals and substantiates the set of pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of shaping the empathic culture of university students. The article presents and describes the humanistically oriented principles of orienting the student to the development of morally justified motives for future professional activity and the formation of an empathic culture. Based on the theoretical analysis of the literature on the research problem, the author refines the definition of the concept of «empathic culture», defining it as an integral structure in the dialectical unity of its components knowledge, attitudes, activities and is viewed as an integrative personal quality, expressed in harmonizing people’s understanding of each other on based on his acceptance of empathy, empathy, assistance, as a personal, social and cultural value that determines individual behavior in interpersonal relationships with surrounding.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3

педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза

К. Г. Сердакова, А. Г. Маджуга

(кафедра педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ имени Сеченова, кафедра психолого-педагогического образования факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУВО «Башкирский государственный университет»; e-mail: kiraserdakova@mail.ru)

В статье представлена степень научной разработанности проблемы формирования эмпатической культуры студентов современного вуза и теоретико-методологическое обоснование педагогического обеспечения этого процесса. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению сущностных характеристик эмпатической культуры студентов, раскрывают и обосновывают комплекс педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования эмпатической культуры студентов. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования, авторы уточняют дефиницию понятия «эмпатическая культура», определяя её как интегративное личностное качество, выражающееся в гармонизации понимания людьми друг друга на основе принятия ими сопереживания, сочувствия, содействия, в качестве личной, социальной и культурной ценности, определяющей индивидуальное поведение в межличностных отношениях.

Ключевые слова: эмпатическая культура, педагогическое обеспечение, деятельность просоциального характера, гуманистический императив, профессиональная подготовка, самоценность личности.

В последние десятилетия российское общество находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса, охватившего практически все сферы его жизнедеятельности, но в большей степени социально-нравственную сферу . Проявлением названного кризиса в социально-нравственной сфере является: утрата добросовестности, чувства ответственности за дело, стремление к праздному образу жизни, нетрудовым доходам в сочетании с низким профессионализмом, социальный инфантилизм, отчуждение на всех уровнях, разрушение важнейших составляющих родовой сущности человека - нравственности и социальности . В сознание молодого специалиста активно внедряются такие ценности, как личное благо, материальная выгода, расчетливость и прагматизм В этой связи, одной из важных задач современного общества является кардинальное его переустройство на общечеловеческих принципах бытия и восстановление общественной нравственности, которое можно осуществить с помощью представителей социономных профессий, таких как учитель, врач, воспитатель . Именно по этой причине в процессе развития

человеческого общества признавалась безусловная значимость и социально-нравственная ценность этих профессий .

Сегодня осуществление высокой миссии представителей помогающих профессий возможно лишь при условии актуализации важнейших профессиональных ценностей - истинной гуманности, милосердия, доброты, толерантности, эмоциональной отзывчивости . В этом контексте, особую актуальность приобретает проблема формирования эмпатической культуры современной молодежи, особенно студентов, которые активно усваивают прагматические ценности третьего тысячелетия Следует отметить, что на современном этапе развития общества определяющую роль играет его социальный заказ высшей школе, который состоит в формировании эмпатически развитой личности, способной эмоционально-активно отзываться на переживания других людей, обладающей перцептивными способностями, обеспечивающими понимание мыслей и чувств окружающих . Эти тенденции нашли отражение в ФГОС ВО по различным направлениям подготовки в рамках образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в которых в качестве основного приоритета выступает создание оптимальных условий для эмоционально-нравственного воспитания учащейся молодежи, от которого в решающей степени зависит её успешная адаптация в инновационном социокультурном пространстве . Важно подчеркнуть, что способности управлять собственным настроением и чувствами, фиксировать и ощущать душевные переживания других людей и эмоционально отзываться на них являются необходимым условием успешной совместной деятельности и достижения высокого уровня социальной солидарности Эффективность реализации обозначенных целевых ориентиров связана с эмпатической культурой будущего специалиста, уровень сформированности которой определяется системой его ценностей, установок, взглядов, убеждений, интересов

Исследователи, занимающиеся проблемой эмпатической культуры, интерпретируют её как одну из существенных характеристик личности, гармоничную совокупность нескольких компонентов: когнитивного (распознавание, оценивание и понимание эмоциональных состояний другого), эмоционального (эмоциональное вовлечение и разделение переживаний другого) и поведенческого (содействие другому в решении его проблем) .

А . А . Бодалев в своих исследованиях определил, что эмпатическая культура как социальное явление по своей природе на индивидуальном уровне проявляется в единстве трёх процессов: 1) обмен информацией; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений Следовательно, будущий специалист с высоким уровнем эмпатической культуры будет демонстрировать успешность взаимосвязи её социально-личностного (адекватная социокультурным ситуациям эмоциональная отзывчивость) и профессионального аспектов

(приоритетность ценности развитых эмпатических способностей студентов как субъектов образовательного процесса) . В связи с этим возникает необходимость глубокого теоретического осмысления процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза

Несомненным подтверждением актуальности заявленной темы является и недостаточная её научная разработанность . Необходимо отметить, что отечественные учёные весьма редко обращалась к формированию эмпатической культуры личности как к самостоятельному объекту исследования, затрагивая её в связи с более общими темами - формированием духовности, высокой гуманности и альтруизма (С . Ф . Аниси-мов, Л . М . Архангельский, Г . Б . Аскарова, В . А . Блюмкин, Н . Н . Дробки-на, А . А . Корзинкин, Е . Е . Насиновская, Н . Д . Никандров, А . Б . Орлов, М .В . Юрьева). Опосредованно данную проблему исследовали известные психологи и педагоги (К А Абульханова-Славская, Б М Бим-Бад, А . А . Бодалёв, А . Б . Добрович, М . С . Каган, В . А . Кан-Калик, П . М . Якобсон, М . Г . Яновская), раскрывая социальные и психологические основы межличностного взаимодействия, механизмы управления собственными чувствами и переживаниями

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что имеются и научные изыскания, непосредственно относящиеся к проблеме формирования эмпатической культуры человека, однако в основном они посвящены либо воспитанию эмпатии у дошкольников и школьников (Т. П . Гаврилова, И . М . Насенкова, Е . Р . Овчаренко, В . В . Рябухин, л П Стрелкова, О Г Тавстуха), либо формированию эмпатических способностей будущих педагогов (л Н Джрназян, Г Ф Михальченко, А Я Найн, А Н Насифуллина, Ю В Саламатина, И М Юсупов) В ряде диссертационных исследований актуализируется проблема формирования эмоционально-нравственной отзывчивости средствами музыкального искусства (С М Каргапольцев, л л Пеленкова, Н В Соколова)

По мнению ряда ученых (Е В Бондаревская, А С Гаязов, А В Ки-рьякова, П П Козлова, А Г Маджуга, В А Сластёнин), в современных социальных условиях духовно-нравственные ценностные ориентации должны стать основой формирования эмпатической культуры учащейся молодёжи . Здесь особое значение имеют идеи педагогической аксиологии, которая утверждает приоритет духовно-нравственных ценностных ориентаций в системе профессионально-личностного становления будущих специалистов Аналогичной точки зрения придерживаются Р . М . Асадуллин, Н . Э . Касаткина, А . В . Кирьякова, Л . М . Митина, В . Г . Рындак, В . А . Сластенин, Е . Н . Шиянов, рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций будущих специалистов как основу профессионального самоопределения и самореализации

Для нашего исследования этот аспект в системе профессиональной подготовки будущего специалиста представляет значительный интерес,

так как в качестве результирующей процесса формирования эмпатической культуры представителей социономных профессий выступает просоциальное поведение, которое характеризуется как любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи . По своим особенностям просоциальное поведение предполагает широкий диапазон альтруистических действий человека - от простой любезности до серьезной благотворительной помощи другим людям, причём иногда с ущемлением личных интересов, ценой самопожертвования .

В основе просоциального поведения лежит механизм фасилитации, который может быть вызван целым спектром мотивирующих причин: эгоистические побуждения, желание наладить контакт с партнером, возможность проявить свои личностные качества, получение положительных эмоций, но главной составляющей просоциального (альтруистического) поведения является бескорыстие . Учитывая специфические характеристики просоциального поведения, можно утверждать, что оно может стать основой профессиональной этики будущего специалиста, важным условием эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия, высокого уровня сформированности эмпати-ческой культуры личности и развития её эмпатических способностей

А. А. Бодалёв считал, что способность проникать в состояние другого человека формируется постепенно и уровень её проявления у различных людей неодинаков [1]. Вслед за ним мы принимаем в нашем исследовании за базовое утверждение о том, что эмпатические способности личности не являются врождёнными, а вырабатываются в ходе творческой деятельности человека просоциального характера, что говорит о необходимости и возможности развития эмпатических способностей обучающихся

Т . Г . Гаврилова, Б . И . Додонов, В . П . Зинченко, К . К . Платонов, П . В . Симонов, описывая структуру эмпатии, утверждали, что одним из основных её элементов является понимание личностью значимости гуманистических принципов поведения и деятельности, которое образуется на основе соответствующего информирования, а также отражается в сознании в форме соответствующих понятий . Они доказали, что эмпатия включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение Обобщая представления о структуре эмпатии, исследователи отмечают, что эта способность находит свое выражение в доброжелательности, уважении к людям, чуткости, отзывчивости, эмоциональной восприимчивости и понимании, в заботе о других людях

Мы считаем, что в процессе формирования эмпатической культуры личности возникает взаимосвязь между эмпатией и ценностно-смысловой позицией личности . Эта взаимосвязь может выражаться в том, что её

эмоции включают и оценочный план отношения к эмоциям партнера . Эту способность и умение принять точку зрения партнера соотносят с понятием «идентификация» . Таким образом, в рамках формирования эмпатической культуры личности важны не только оценочные суждения, связанные с конкретными жизненными ситуациями, но и уровень сформированности ценностно-смысловой позиции обучающегося, его просоциальной активности, который интегрирует систему присвоенных человеком ценностей Отсюда следует, что педагогические аспекты формирования эмпатической культуры студентов вуза состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы отношений Мы полагаем, что в основе решения данной проблемы лежит идея создания образовательной среды, актуализирующей интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивая ей в дальнейшем успешность в профессиональном развитии, психологически комфортное и безопасное жизненное пространство

Анализируя проблему формирования эмпатической культуры студентов, мы обратили внимание на широкое разнообразие методов исследования эмпатии, выступающей в качестве её базиса В частности, Ю . В . Саламатина основным методом диагностики и формирования эмпатии считает ролевые игры, моделирующие конкретные ситуации, позволяющие человеку осознавать себя, познавать других и спроецировать собственное поведение в аналогичных жизненных ситуациях [8]. А . Н . Моисеева в своих исследованиях рассматривает педагогические аспекты формирования эмпатической культуры подростков, характеризует дидактические средства, которые оказывают влияние на эффективность развития эмпатических способностей на данном этапе онтогенеза [3]. Ряд исследователей (А .Я . Найн, А. Н . Наси-фуллина, Т В Романова, И А Шондина) описывают формы, методы и средства формирования эмпатической культуры студентов в системе профессионального образования, доказывают, что гуманно ориентированное образование может выступать в качестве основы развития эмпатической культуры студентов, обозначают базовые детерминанты, оказывающие влияние на формирование у студентов профессионально важных качеств, основанных на эмпатических способностях [4; 5; 7; 9; 10].

Характеризуя тенденции развития понятийной базы гуманной педагогики, исследователи актуализируют проблему обновления тезауруса современной педагогики и введения в активный оборот ряда междисциплинарных научных категорий, которые представляют собой квинтэссенцию различных феноменологических категорий, имеющих отношение к личности и механизмам интериоризации социокультурного опыта в процессе обучения, воспитания и развития [2]. К числу таких категорий можно отнести эмпатическую культуру личности

Общая цель и задачи специальной подготовки будущего специалиста: Формирование профессиональной компетентности и профессионального мастерства:

а) усвоение профессиональных знаний, умений, навыков;

б) воспитание сознательного отношения к своим профессиональным обязанностям;

в) формирование устойчивой ориентации на нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (обучающий и обучающийся)

X

л

Учебные цели профессиональной подготовки:

■ достижение высокого уровня квалификации и профессионализма (знаниевый компонент);

■ формирование инструментально деловых качеств (ответственность, добросовестность, стрессоустойчивость и пр.)

1

Воспитательные цели

профессиональной подготовки:

■ развитие и расширение мировоззрения студентов (стимулирование нравственного мироощущения, мировосприятия и миропонимания);

■ формирование духовно-нравственных качеств специалиста (альтруизм, отзывчивость, заботливость, милосердие, самоотверженность)

т

Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки; усиление воспитательного потенциала специальных дисциплин; расширение объема гуманитарных наук за счёт введения факультативных курсов

А.

Целенаправленное и систематическое педагогическое влияние принцип целеполагания и оптимизации задач;

принцип очеловечевания обстоятельств в педагогическом процессе; принцип гуманной социализации;

принцип смыслового единства учебной и воспитательной деятельности

X

Профессиональная деятельность будущего специалиста

формирование нравственных мотивов профессиональной деятельности; формирование устойчивого интереса и способности к труду в ходе профессионального становления (производственная практика); формирование профессионально-ценных качеств (создание воспитывающей образовательной среды; организация просоциальной деятельности)

Рис. Структурно-функциональная модель процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза

Эта особенность эмпатической культуры, играет определяющую роль в моделировании процесса её формирования у обучающихся в условиях образовательной организации .

Обобщение и систематизация представлений об эмпатической культуре в педагогической и психологической литературе даёт нам основание утверждать, что она рассматривалась как составная часть общепедагогической культуры личности . Развитие и совершенствование

эмпатического механизма связаны с актуализацией ценностно-смысловой составляющей в процессе межличностного общения в диаде «обучающий - обучающиеся» . Между тем, способность к сопереживанию, эмоционально-нравственная отзывчивость на чужую боль и страдания, толерантность и милосердие выступают важнейшими составляющими профессионального мастерства большинства социономных профессий

Игнорирование столь важной научной проблемы привело к тому, что и на практике в условиях современных образовательных организаций формированию гуманистически ориентированных профессиональных качеств у обучающихся также не уделяется должного внимания В этой связи возникает необходимость разработки структурно-функциональной модели формирования эмпатической культуры студентов современного вуза, которая представлена на рисунке

Здесь мы считаем важным отметить, что педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов вузов в рамках представленной структурно-функциональной модели требует, прежде всего, научно обоснованного целеполагания и оптимизации задач его реализации как собственно учебного, так и воспитательного спектра . Полноценное осуществление названных целей и задач возможно лишь при условии последовательной интеграции общегуманитарной и узкопрофессиональной подготовки в системе профессионального образования

Эффективность функционирования предложенной модели обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий, направленных на формирование эмпатической культуры в образовательном процессе в современном вузе: данный процесс будет опираться на разработанную модель формирования эмпатической культуры в образовательном процессе как системы в единстве её целевых, содержательных и процессуальных составляющих; содержание практической подготовки спроектировано на основе культурологического, деонтологическо-го, антропологического, аксиологического, средового и персонифицированного подходов, применительно к решению задач педагогического обеспечения процесса формирования эмпатической культуры студентов вузов; в образовательном процессе используется комплекс проблемных заданий для студентов, актуализирующих базовые составляющие эмпатической культуры

На наш взгляд недопустимо, чтобы профессиональная подготовка опережала нравственную, ибо знания только тогда обретут общественную ценность, когда ими овладеют люди нравственно развитые Именно по этой причине образование должно быть подчиненно гуманистическому императиву Воплощение же идей гуманизации в образовании осуществляется через гуманитаризацию Без глубокой, всесторонней гуманитарной подготовки будущих специалистов невозможно формирование нравственных

начал, человеческой ответственности в жизненных ситуациях, в том числе в будущей профессиональной деятельности обучаемых

Педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатиче-ской культуры студентов предполагает последовательное развитие и стимулирование культуры сопереживания и «сорадования» человека человеку, являющейся важнейшей составляющей профессиональной пригодности будущего специалиста В связи с этим уже в период профессионального обучения студентов в вузе, крайне важно обеспечить развитие эмпатических качеств и свойств личности, посредством целенаправленного и систематического педагогического влияния

Мы считаем, что к числу важнейших принципов, лежащих в основе эффективного педагогического обеспечения исследуемого процесса можно отнести:

• принцип целеполагания и оптимизации задач, как основополагающий принцип при формировании эмпатической культуры, так как верное формулирование цели и отбор наиболее оптимальных задач её реализации в решающей степени обеспечит успех деятельности и достижение желаемого результата;

• принцип «очеловечивания» обстоятельств в педагогическом процессе, предполагающий создание благоприятной эмоциональной атмосферы жизнедеятельности индивидов;

• принцип гуманной социализации, содействующий антропоцентрической ориентации процесса профессионализации будущих специалистов, в центр которого ставятся интересы, потребности, запросы и нужды каждого отдельно взятого человека;

• принцип смыслового единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающий комплексную реализацию достижения целей

Обозначенные нами гуманистически ориентированные принципы призваны обеспечить успех в последующей профессиональной деятельности будущих специалистов Опираясь на систему этих принципов, преподаватель может сориентировать студента на выработку нравственно оправданных мотивов будущей профессиональной деятельности и формирование эмпатической культуры Немаловажное значение здесь приобретает и необходимость создания особой воспитывающей образовательной среды, акцентирующей деятельность просоциально-го характера, что в решающей степени и обуславливает формирование широкой палитры профессионально ценных качеств будущего специалиста, созвучных гуманистическим ценностям При подобной организации образовательного процесса может сформироваться высокий уровень эмпатической культуры студента, превыше всего ценящего и уважающего человеческое достоинство .

Датский учёный Якоб Даль Рендольф выделяет несколько смысловых значений понятия «эмпатическая культура личности»: выражает

неотъемлемую самоценность личности в местном сообществе или обществе; включает в себя уважение к моральной силе человека или субъекта; запрещает коммерческое использование человека, превращение его в источник прибыли; включает в себя ссылку на постоянно меняющееся положение человека во Вселенной; описывает такие формы выражения человеческого достоинства в межсубъектных отношениях, как самоутверждение, чувство гордости, стыда; устанавливает ограничения на вмешательство в жизнь человека в запрещенных ситуациях, а также нормы цивилизованного поведения; оно должно соотноситься с метафизическим опытом человека «в экзистенциальном пределе унизительного обращения» [6: 152].

Используемый нами персонифицированный подход позволил выделить основные этапы процесса формирования эмпатической культуры студентов и определить цели каждого этапа:

1) информационный этап, цель которого - обогащение системы эм-патийных знаний, выступающих как «инструмент» ценностного отношения к себе, другому, окружающим, за счёт «погружения в историко-культурное пространство»;

2) этап идентификации, цель - усвоение полной эмпатической цепочки: сопереживание, сочувствие, побуждение к содействию;

3) рефлексивный этап, цель - осмысление собственного эмпатийно-го поведения в становлении гуманистических отношений в коллективе

Опираясь на положения гуманистической концепции образования и персонифицированного подхода, мы считаем целесообразным выделить в качестве ценностных аспектов межличностных отношений в процессе формирования эмпатической культуры студентов, следующие конструкты:

- признание гуманистических ценностей в качестве системообразующих в межличностном общении в учебном коллективе, направленных на принятие уникальности каждой личности; межличностное взаимодействие на равных, в котором один человек воспринимает другого как ценность;

- развитие эмпатического взаимодействия субъектов, способствующего созданию благоприятного морально-психологического климата в учебном коллективе и направленного на содружество и эмоциональную открытость, возникновение единого совместного бытия;

- формирование эмпатических качеств личности студента, способствующих избеганию межличностных конфликтов и усугублению неформальных отношений

Важно подчеркнуть, что уважение достоинства другого является важнейшим элементом в формировании эмпатической культуры студента, показателем его профессиональной пригодности и служит своего рода фундаментом современной деонтологии В нашем понимании эмпатическая

культура студентов представляет собой интегративное личностное качество, выражающееся в гармонизации понимания людьми друг друга на основе принятия ими сопереживания, сочувствия, содействия, в качестве личной, социальной и культурной ценности, определяющей индивидуальное поведение в межличностных отношениях с окружающими и выступает как целостная структура в диалектическом единстве её составляющих - знания, отношения, деятельности Именно поэтому педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов вуза интегрирует систему педагогических методов и средств, способствующих обогащению студентами собственного «эмоционального фонда» и накоплению ими опыта помогающего поведения (ситуации конструирования эмоций, распознавания вербальных и невербальных эмоциональных состояний, тренинг предъявления собственных эмоциональных состояний, упражнения на эмпатическое взаимодействие, ролевые и имитационные игры, методики проективного типа) При этом процесс формирования эмпатической культуры студентов вуза должен осуществляться в три логически взаимосвязанных этапа На первом этапе доминируют ситуации «когнитивного соучастия», на втором - «эмоционального соучастия», на третьем - «волевого соучастия»

Список литературы

1. Бодалев А. А. Предисловие. // Психология общения . Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. М . : Когито-Центр, 2015. С . 38-42.

2. Закирова А. Ф. О тенденциях развития понятийной базы гуманной педагогики . // Гуманная педагогика и духовный мир учителя . Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2005. С. 31-36.

3. Моисеева А. Н. Педагогический аспект формирования эмпатической культуры подростков. // Актуальные проблемы педагогической теории и практики: труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. Вып . 1. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С. 147-155.

4. Найн А. Я. Развитие эмпатических способностей как важное условие профессиональной успешности молодого учителя . // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи: сб науч - метод материалов. Вып . 9 . Челябинск: УралГУФК, 2007. С. 58-63.

5. Насифуллина А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: дисс.... канд . пед . наук . Казань, 1993. 179 с.

6. Рендольф Я. Основные этические принципы культуры общеевропейской науки и научных исследований // Общеевропейское пространство образования, науки и культуры / Сборник научных статей . Часть I . Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005. С. 148-155.

7. Романова Т. В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза дисс . канд пед наук Магнитогорск, 1999. 159 с.

8. Саламатина Ю. В. Структура эмпатийной культуры будущих учителей . // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . 2017 . Т . 31. С. 611-615. (URL: http://e-koncept ru/2017/970137. htm 20. 04.2018)

9. Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого человека . // Гуманизация образования . 2016, № 2. С. 60-65.

10. Шондина И. А. Развитие эмпатической культуры обучающихся как приоритетная проблема подготовки специалистов, востребованных в современном социуме. // Педагогическая наука и образование: темат. сб . науч . тр . / отв . ред . А . Я . Найн . Вып . 11 . Челябинск: УралГУФК, 2011. С . 195-202.

pedagogical provision of the process of forming the empatic culture of students of modern higher education

K. G. Serdakova, A. G. Madzhuga

This article presents the degree of scientific development of the problem of the formation of the empathic culture of students of a modern university and the theoretical and methodological justification of pedagogical support for this process. The author pays special attention to the examination of the essential characteristics of students' empathic culture, reveals and substantiates the set of pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of shaping the empathic culture of university students. The article presents and describes the humanistically oriented principles of orienting the student to the development of morally justified motives for future professional activity and the formation of an empathic culture. Based on the theoretical analysis of the literature on the research problem, the author refines the definition of the concept of «empathic culture», defining it as an integral structure in the dialectical unity of its components - knowledge, attitudes, activities and is viewed as an integrative personal quality, expressed in harmonizing people's understanding of each other on based on his acceptance of empathy, empathy, assistance, as a personal, social and cultural value that determines individual behavior in interpersonal relationships with surrounding.

Key words: empathic culture, pedagogical support, pro-social activity, humanistic imperative, vocational training, self-worth of personality, pedagogical conditions.

Сведения об авторах

Сердакова Кира Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ имени Сеченова (Сеченовский университет). E-mail: kiraserdakova@mail.ru Маджуга Анатолий Геннадьевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Тел. 8 917 490-88-34. E-mail: mag-d@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.