УДК 37
Найн Альберт Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры, Заслуженный деятель науки России, [email protected], Челябинск
Шондина Ирина Анатольевна
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ГУМАНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Nain Albert Yakovlevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Honoured Science Worker of Russia, [email protected], Chelyabinsk
Shondina Irina Anatolyevna
The post-graduate of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Olga@cheldiplom. ru, Chelyabinsk
DEVELOPMENT OF STUDENTS’ EMPATHIC CULTURE IN THE CONDITIONS OF HUMANLY-ORIENTED EDUCATION
В широком спектре проблем гуманноориентированного образования центральное место отводится анализу межличностных отношений в учебном процессе, особенно в сферах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Актуальность исследования этого аспекта (проблемы эмпатической культуры) обусловлена разработкой новой концепции аттестации педагогических кадров; активизацией экспериментальной работы и инновационной деятельности в школах и вузах; стремлением ряда коллективов повысить официальный статус учебного учреждения, акцентируя внимание на гуманизации и демократизации всей системы взаимоотношений (Б. М. Бим-Бад, И. А. Зимняя, Н. Н. Лебедева, В. А. Сластёнин и др.).
Сегодня растет спрос на выпускника университета, способного успешно решать педагогические задачи в нынешней нестабильной и быстро меняющейся обстановке. Тем более это значимо для педагога, работающего в образовательном учреждении, отличающемся мобильностью, гибкостью, многообразием педагогических технологий, используемых в образовательном процессе с ориентацией на особую ценность межличностных, эмпатич-
* Работа выполнена при поддержке гранта федерального агентства по науке и инновациям в рамках ФЦП «Науные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
ных взаимодействий, на развитие личности обучающегося [5, с. 33]. Все это подтверждает мысль о том, что школе (вузу) необходим педагог с развитой эмпатической культурой (И. Г. Готовцева, А. В. Орлов, Т. В. Романова, Г. И. Саранцев).
Отметим при этом, что гуманоориентированное образование, это системообразующая тенденция образования в условиях смены социальной парадигмы. Она, во-первых, предполагает уважение прав студента на получение таких знаний, которые обеспечат ему профессиональный и личностный комфорт по окончании вуза; во-вторых, означает уважение студента как личности и совершенствование ее в интеллектуальном и собственно личном плане; в-третьих, направлено на формирование профессионального самосознания и предметно-личностной рефлексии обучающегося; и наконец, в-четвертых, нацелено на осознание студентом себя как части современного социума. О значимости развития гуманоориентированного образования в явной форме отмечается в нормативных документах последнего времени [7; 8; 9; 11].
Эмпатийная деятельность, - категория, прежде всего, психологопедагогическая. Педагог, обладающий ею, - это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете, владеющий основами коммуникативной культуры. Эта деятельность педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний - основ той науки, которую ему, прежде всего предстоит преподавать в том или ином образовательном учреждении (М. Н. Аплета-ев, В. А. Беловолов, К. Я Вазина, И. Л. Качуро, И. К. Шалаев и др.).
Как верно отмечает Т. В. Романова, в эмпатической культуре проявляются и формируются сущностные силы отдельного субъекта общества, социальных групп, личностей [14, с. 311]. С этих позиций в науке принято выделение нескольких уровней анализа культуры: всеобщий уровень анализа - культура общества; особенный - культура социальных групп; единичный - культура личности. Особого внимания заслуживает научное направление, в котором исследователи рассматривают проблему развития эмпатической культуры как проблему изменения самого человека, его становления как креативной личности (Е. М. Бабосов, В. С. Би-блер, А. А. Буданцова, М. Вебер, Т. П. Гаврилова, Г. Канн, Л. Н. Коган, В. М. Межуев, Д. Садкер, Л. В. Сохонь, Э. Янг и др.).
Широкий круг вопросов самой дефиниции «эмпатия» в зарубежной психологии, ее содержательные характеристики обстоятельно рассмотрены в работе Т. П. Гавриловой [2]. Она приводит и определение эмпатии, с которыми можно согласиться. Это качество субъекта, его способности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания [2, с. 154]. Как показывает наше изыскание, эмпатию трудно воспитать, но также и трудно разрушить. Она сближает людей в общении, особенно в студенческом возрасте, доводя его до уровня доверительного, дружеского [15, с. 27].
Культуру и механизм ее функционирования можно рассматривать через призму следующего категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, где каждый элемент соответствует основным уровням анализа. На первом уровне культура рассматривается как диалектическое единство материальной культуры; на втором - как проявление профессиональной культуры отдельных групп лиц, являющихся представителями каких-либо профессий; на третьем - в нашем случае как эмпатическая культура, раскрывающая особенности коммуникативной деятельности людей педагогической направленности, позволяющая обратиться к анализу изучаемого явления.
Многообразие подходов к объяснению феномена эмпатической культуры позволяет представить ее как интегральное качество личности педагога, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель компетентности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования. Концентрируя ключевое понятие изыскания, мы опирались на следующие методологические положения:
- эмпатическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов;
- понятия «эмпатическая культура» и «эмпатическая деятельность» не тождественны, но едины;
- эмпатическая культура сугубо индивидуальна, она исключительно проявляется в своих носителях [4].
Следовательно, основываясь на данных положениях, под эмпатической культурой будем понимать интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезированы эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений [16].
Эмоциональный компонент выражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого человека, ученика проявлением эмпатических качеств - сочувствия и эмпатической интуиции.
Когнитивный компонент определяется гностической способностью учителя распознавать мысли и чувства учащихся, предвидеть их ответы. Он включает в себя такие интегративные качества, как эмпатийиую наблюдательность, эмпатийное слушание.
Деятельностный (поведенческий) компонент выражается в коммуникативной способности учителя строить свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения и считаясь с его внутренней позицией. Деятельностная эмпатия включает в себя сотрудничество и содействие. Все три компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. Опираясь на выделенные содержательные характеристики, нами разработана схема модели процесса развития эмпатической культуры студентов университета в условиях гуманоориентированного образования (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема модели процесса развития эмпатической культуры студентов университета в условиях гуманоориентированного образования
Выявленные и апробированные педагогические условия развития эмпатической культуры студентов органично включены в апробированную в опытной работе модель.
Развитие эмпатической культуры обучающихся нельзя рассматривать только в пределах психолого-педагогического образования. Для ее развития должны быть созданы определенные социальные условия. Хотя это и не является специальной задачей исследования, но для объективности и полноты модели развития данного качества личности мы их учитываем и относим к ним [13, с. 209-210]:
- управленческий аспект, который предполагает сочетание таких компонентов, как социальная защищенность студентов во всех возможных ее формах, материальное и моральное стимулирование, и поддержка общественно-полезной деятельности, и морально-психологический климат коллектива вуза;
- психолого-педагогический аспект, обеспечивающий реализацию в образовательном процессе проанализированных ниже трех педагогических условий (персонифицированный подход; учет объективной структуры педагогической деятельности; сквозная дифференциация содержания формирования эмпатической культуры студентов);
- коммуникативный аспект развития эмпатической культуры будущих учителей, предусматривающий усиление контактов студентов и преподавателей и способствующий созданию общих эмоциональных переживаний; предполагает оказание помощи студентам при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение к каждому студенту и объективную оценку вне зависимости от уже сложившихся межличностных отношений, оценку успехов не только в учебной деятельности, но и других ее видах.
Можно согласиться с мнением Т. В. Романовой, что социальные факторы и специально организованные педагогические условия развивают личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере, психологических переживаниях и стимулируют ее собственную активность в работе над собой [14, с. 310].
Определяя персонифицированный подход как приоритетное педагогическое условие развития эмпатической культуры студентов, мы рассматриваем его как целостную совокупность таких компонентов: учет личностной направленности студента на педагогическую деятельность, предрасположенность к ней; учет внутренних механизмов собственной активности личности в работе над собой; персонализированное обучение. В рамках, реализации этого подхода в процессе развития эмпатической культуры студентов органично укладываются и внедрение в гуманоориентированное образовательное пространство такие педагогические условия, как учет объективной структуры педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях и сквозная дифференциация содержания развития эмпатической культуры студентов в условиях гуманоориенти-рованного образования.
Развитию эмпатической культуры студентов в условиях гуманоориен-тированного образования способствует в значительной мере социально-
психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социальнопсихологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод развития эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг, как отмечают многие ученые
А. Г. Асмолов, В. А. Беликов, Н. Н. Лебедева, А. Ф. Закирова, Т. В. Романова, И. К. Шолов и др., позволяет:
- приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
- приобрести эффективные навыки общения, например войти в контакт, слушать, убеждать и т. п.;
- сформировать установки, необходимые для успешного общения, например готовность рассмотреть проблему под «другим углом»;
- развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
- скорректировать систему отношений к окружающему миру.
Таким образом, умение становиться на точку зрения другого человека не является врожденным. Эмпатия является способностью, которая не только проявляется в конкретной деятельности учителя, но и вырабатывается у него при столкновении с различными ситуациями, требующими эмпати-ческих действий. Поэтому формирование эмпатической культуры вполне возможно в процессе педагогической деятельности. Эмпатическая культура является профессионально значимым компонентом личности будущего учителя, развитие и формирование которого способствует процессу овладения студентами педагогическим мастерством [14, с. 311].
Профессиональное мастерство, а следовательно, и эмпатическая культура обучающихся, как известно, приходит с опытом деятельности. Ничто не может заменить жизненного (витагенного) опыта при обучении студентов эмпатии. Поэтому система педагогических приемов обучения должна быть направлена на обогащение опыта специалиста в сочетании с сокращением сроков его приобретения. В частности, организация процесса обучения должна предусматривать возможность активного обмена знаниями и внутри группы обучающихся с тем, чтобы коллективный опыт сделать достоянием каждого обучаемого в отдельности.
Понятие «витагенный опыт» достаточно широко «эксплуатируется», но слабо представлен в гуманоориентированном образовательном пространстве. Эта дефиниция, по мнению А. С. Белкина, означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности [1]. Понятие витагенн-ный опыт обозначает педагогическую реальность, имеющую содержание, границы и функции в образовательном пространстве. Это дает основание отнести данную дефиницию к числу педагогических и надеяться, что оперирование им позволит достаточно полно исследовать и проектировать про-
цесс становления личности в современном гуманоориентированном пространстве. Необходимость его включения в систему педагогических понятий обусловлена потребностями личностноориентированного образования, создающего условия для саморазвития обучающегося. В витагенном опыте воплощаются такие компоненты: знание и понимание сущности своего «Я»; эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; способы и приемы личностной рефлексии; «Я-концепция» как образ, а не социальный образец; понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; система духовно-нравственных ценностей; знаковые и вербальные формы общения. Витагенный опыт имеет свои границы, он может быть рассмотрен преимущественно в контексте становления личности [1, с. 113].
Права, очевидно, Т. С. Яшина, которая пишет о «неслияемом единстве» трех типов общества: жизни, жизненного и витагенного. Первый - это сведения о мире, образ его, зафиксированный в различных языках культуры. Второй - практически действенное постижение жизни в процессе проживания. В третьем - отражается опыт саморазвития в человеке своей духовной сущности, опыт самостроительства, постоянного самосовершенствования и духовного возвышения. Каждый из них, выполняя свои функции, решает общую задачу: «вычеловечивает», возвеличивает, проектирует и стремится реализовать его в жизненном и профессиональном самоопределении личности [13, с. 206].
Однако витагенному опыту, как отмечается в «Педагогической энциклопедии», принадлежит особая роль - магического кристалла, который по закону обращаемости форм непрерывно превращает деятельностное поле жизненной реальности в сущностные силы человека. Функции витагенного опыта состоят в том, чтобы сохранить целостность личности, обеспечить ей эмпатическую «самостийность» своих действий и поступков. Критериями, на основе которых можно изучать возрастную динамику витагенного опыта, могут быть самоанализ, обретение взаимопонимания, способы определения границ своей самости (что считает своим достоинством, в каких случаях испытывает гордость и т. п.), механизмы самопознания, отношение к себе, укоренность в бытии, приоритетный характер личности. Подобное понимание витагенного опыта является наиболее объективным, содержательным и приемлемым.
В обучении студентов основам эмпатической культуры, наряду с приемами усвоения должен постоянно функционировать и целенаправленный процесс конструирования нового опыта, который не существовал в деятельности обучающегося до осуществления ими предстоящего опыта познавательно-творческой деятельности. Конструктивная же деятельность студента берет свое начало именно там, где он вступает в специфические взаимодействия с ее концептами, то есть со знаниями о предметах и явлениях внешнего мира как средствами развития эмпатической культуры. Эти взаимодействия, а также элементы процесса познавательной деятельности, выполняющие различные функции развития эмпатической культуры студентов, составляют содержание его познавательного интереса. Это свиде-
тельствует о том, что усвоение знаний и усвоение методов едины и вместе с тем противоречивы, несводимы друг к другу, прерывисты и непрерывны, взаимно отрицают и проникают друг в друга. Отношения между знаниями и педагогическими приемами настолько динамичны, многообразны и сложны, что требуют специального исследования и научного обоснования учебного процесса гуманоориентированного образования.
В исследовании, опираясь на работы А. С. Белкина [1], В. В. Поляковой [3], И. Г. Готовцевой [5], А. Ф. Закировой [6], Т. В. Романовой [14], апробирована трехуровневая система изучения и развития эмпатической культуры обучающихся:
- низкий уровень характеризуется тем, что в установлении контакта со студентами испытываются затруднения. Эмоциональные проявления в их поступках кажутся непонятными. Неясное, расплывчатое понимание эмпатии. Неразвитость эмпатических качеств, нет владения педагогическими умениями и навыками по формированию эмпатической культуры студентов. Эмоциональный стиль общения - авторитарный, неустойчивый или нейтральный. В деятельности - центрированность на себе;
- средний уровень предполагает стремление к взаимному общению, не чужды эмоциональные проявления. Внимательность, желание понять больше, чем сказано словами. В прогнозировании развития отношений испытываются некоторые затруднения. Четкое и правильное понимание содержания эмпатической культуры, представление об основных приемах ее формирования. Активно-положительное отношение к эмпатии как к профессионально-значимому свойству личности студента, но недостаточно устойчивое проявление эмпатических качеств в поведении;
- высокий уровень предусматривает неподдельный интерес к воспитанникам, общительность, стремление понять мотивы поступка студента. Активное проявление эмпатических качеств и устойчиво-положительное отношение к ним. Владение знаниями о сущности и структуре эмпатической культуры, содержании и приемах ее формирования. На их основе сформи-рованность системно-функциональных педагогических умений и навыков, которые стимулируются эмфатическими отношениями и подкрепляются эмпатическими качествами. Стиль эмоционального общения - увлеченный с яркой гуманистической направленностью.
Эффективность отобранного содержания и применяемых методов и приемов развития эмпатической культуры студентов университета определялась по выделенным критериям. Наиболее плодотворным является уровне-вый подход к выбору основного критерия измерения. Уровневый подход позволяет рассмотреть любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.
Полученные результаты показывают значительное возрастание среднего показателя (Ср) в экспериментальной (Эк) группе по сравнению с контрольной (К): в Эк группе Ср возрастает на 0,50 а в К группе - на 0,19. Это говорит о том, что хотя в контрольной группе у студентов и формируется эмпа-
тическая культура, однако переход на более высокий уровень происходит медленнее. Об этом же свидетельствует и коэффициент эффективности Кэф. В ходе формирующего этапа он возрастает в экспериментальной группе и становится больше единицы, что подтверждает эффективность разработанной методики развития эмпатической культуры студентов в условиях гума-ноориентированного образования.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Теория и педагогический опыт в обучении специалистов [Текст] / А. С. Белкин // Материалы регион. Науч.-метод. Конф. «Модернизация педагогического образования». - Тюмень : Изд-во Тюменьского государственного университета, 2005 - С. 96-115.
2. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. -№ 2. - С. 147-158.
3. Полякова, В. В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатий и временной перспективы как профилактических отклонений в поведении подростков [Текст] / В. В. Полякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008 -№3-С. 386-393.
4. Буданцева, А. А. Эмпатическая культура личности школьника: сущность, структура, пути формирования [Текст] / А. А. Буданцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008 -№ 13 - С. 110-123.
5. Готовцева, Н. Г. Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе [Текст] / Н. Г. Готовцева // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 163-169.
6. Закирова, А. Ф. О тенденциях развития понятийной базы гуманной педагогики [Текст] / А. Ф. Закирова // Гуманная педагогика и духовный мир учителя.
- Тюмень : Изд-во Тюменьского государственного университета, 2005. - С. 31-36.
7. Качуро, И. Л. Развитие коммуникативной деятельности учителя как фактор реализации задач гуманоориентированного образования : автореф. Дисс. ... канд. Пед. наук [Текст] / И. Л. Качуро. - Челябинск, 2001. - 20 с.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (ОДВО (Официальные документы в образовании) 35/2008 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 11.02.201 ]).
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р [Текст]. - М.: Бюллетень Минобрнауки РФ, 2011. - № 4. - С. 4-45.
10. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект [Текст] / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.-39 с.
11. Лебедева, Н. Н. Гуманизация педагогического процесса гуманоориентированного самоопределения старших школьников [Текст] / Н. Н. Лебедева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10 (48). - С. 72-77.
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электрон. Ресурс] // Сайт Минобрнауки РФ «Национальная инициатива: проект для обсуждения». Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/523 3/09.03.16-nns.doc (дата обращения: 11.02.2011).
13. Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов [Текст] / отв. Ред. А. Я. Найн. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2011. -Выи. 11. - 298 с.
14. Романова, Т. В. Приёмы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза [Текст] /Т.В. Романова // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия : сб. материалов XX науч.-метод. Конф.- Спб.: «Образование - Культура», 2001. - С. 309-314.
15. Сластёнин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века [Текст] /
В. А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал, 2011. -№ 3. - С. 23-28.
16. Шондина, И. А. Диалогическое общение как средство развития эмпатической культуры студентов вуза [Текст] / А. Я. Найн, И. А. Шондина // Вестник УралГУФК. Серия «Социально-гуманитарные науки»: науч. Журнал. - Челябинск : УралГУФК, 2011. - № 1 (3). - С. 24-28.