_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
УДК 378.14
Найн Альберт Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры, заслуженный деятель науки России, [email protected], Челябинск
Шондина Ирина Анатольевна
Аспирант кафедры педагогики Уральскогогосударственногоуниверситета физической культуры, [email protected], Челябинск
модель развития эмпатического потенциала
студента университета
Аннотация.В статье представлена структурно-функциональная модель развития эмпатического потенциала студента университета. На основе авторской концепции определены структурные компоненты модели, их содержательное наполнение, в соответствии с логикой исследования, значимого личностно-профессионального качества - эмпатического потенциала. Методологическое основание исследования представлено в модели интегратив-но-развивающим и компетентностным подходами. Приведены основные принципы, имеющие практико-ориентированную направленность реализации авторской модели: деятельности, преемственности, целостности и системности, развития и саморазвития, психологической комфортности и рефлексивной активности. Представлены, на основе критериально-оценочного подхода, уровни развития эмпатического потенциала студента: высокий, средний, низкий.
Ключевые слова:моделирование, модель, конструкты, подход, принципы, уровни, развитие, эмпатический потенциал, студент университета.
Nam Albert Yakovlevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Honoured Science Worker of Russia, [email protected], Chelyabinsk
Shondina Irina Anatolyevna
The post-graduate of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, [email protected], Chelyabinsk
the model ofdevelopment of student's empathicpotential
Abstract. The structurally-functional model of development of student's empathic potential is represented in the article. The structural components of the model are determined on the basis of the author's conception. The contents of these components are considers in accordance with logic of scientific research of so important personally-professional characteristic as empathic potential.Integratively-developmental and competence approaches which shown in the model are the methodological basis of research. The basic principles which have practical orientation of realization of author's model are adduced. They are the principle of activities, succession, integrity and systemacity,development and self-development, psychological comfort and reflexive activities. The levels of development of student's empathic potential are represented on the basis of criterial-estimatedapproach: high, mean, low.
Keywords: modeling, model, constructs, approach, principles,levels,development, empathic potential, student.
Моделированиеявляетсянеотъемлемойча-стьюпроцесса развития эмпатического потенциала студентов университета. Опираясь на точку зренияА. Н. Дахина, моделирование может быть сформулировано как опосредо-
ванное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система[1, с. 62]:
находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; способная замещать его в определенных отношениях; дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте. Три перечисленных признака, по сути, являются определяющими признаками модели.
Под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений. При этом, как правомерно подчеркивает В. И. Загвязин-ский, модель должна обладать сходством с оригиналом, быть способной замещать его в определенных отношениях и открывать новые свойства оригинала, новые возможности его совершенствования [2,с. 108]. В этом находит выражение эвристическая функция модели. Модель, вслед за А. И. Уемовым, понимается нами в изыскании как образ объекта исследования или проектирования, позволяющий отразить основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и возможностях их осуществления [8, с. 57].
Роль «модельного» исследования как раз и заключается в том, чтобы на более простом объекте увидеть, выявить наиболее существенные факторы и закономерности развития и создать затем условия для такого развития. Модель должна быть рабочим инструментом, позволяющим отчетливо увидеть внутреннюю структуру изучаемого объекта или процесса, систему влияющих на нее факторов, ресурсного обеспечения развития и на основе выявленных тенденций развития, экстраполируя их на будущее и внося изменения и в саму структуру, и в условия ее функционирования, мысленно прогнозировать и «проигрывать» возможности и последствия разных вариантов нововведений.
Анализ литературных источников [1; 2; 4; 7; 8; 12 и др.] и собственный педагогический опыт позволили спроектировать структурно-функциональную модель, ориентированную на развитие эмпатического
потенциала студентов университета.Она выступает теоретическим представлением о способе реализации педагогических условий, направленных на развитие данного вида потенциала через образовательный процесс.
Разработанная в исследовании модель (рисунок) характеризуется направленностью на конкретную цель - повышение уровня развития эмпатического потенциала студентов вуза; целостностью, так как все указанные блоки (компоненты, конструкты) взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - переход на более высокий уровень развития эмпатического потенциала студента университета; наличием инвариантной (конкретная и перспективная цель, подходы, принципы) и вариативной (методы, приемы, формы, средства достижения основных задач изыскания) составляющих; открытостью, так как она встроена в контекст системы высшего профессионального образования.
Отметим на высоком уровне обобщенности основные конструкты авторской модели. Разработанная нами модель отражает следующие аспекты процесса развития изучаемых способностей: требование общества к содержанию образования; организацию процесса развития эмпатического потенциала; методику развития эмпатиче-ского потенциала студентов университета; критерии и показатели развития изучаемого вида потенциала; прогнозируемый результат исследования. За рамки модели вынесен блок педагогических условий, находящийся во взаимодействии с социальным заказом и прогнозируемым результатом исследования.
При формулировке социального заказа мы руководствовались статьей 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой обозначена роль образования в создании условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося. Таким образом, на сегодняшний день образование призвано создавать условия для активного поиска личностью собственной стратегии поведения, нравственных приоритетов, четкой субъектной позиции, проявляющейся в ситуациях, не имеющих строго нормативных решений, раскрытия потенциала каждого обучающегося. Педагог призван содействовать осуществлению поиска инди-
Социальный заказ: конкурентоспособный выпускник вуза с высоким уровнем развития эмпатического потенциала
Цель: повышение у студентов университета уровня развития эмпатического потенциала
Подходы: интегративно-развивающий, компетентностный
Принципы: деятельности, преемственности, целостности и системности, развития и саморазвития и др.
Этапы реализации методики развития эмпатического потенциала студентов
Подготовительно-диагностический этап Этап теоретической и практической подготовки Контрольный этап
-------- 1 г -___
Методы: прямые - контроль, ин-струк-таж, стимулирование, диагностика; опосредованные - самоанализ, рефлексия, самоконтроль, диалог и др.
Формы: лекции, семинары, дискуссии, тренинги, круглые столы, деловые игры, научно-практические конференции и др.
Средства: пакет диагностических материалов (анкеты, тесты, опросники), задачи и задания, рекомендации и др.
1
Критерии оценки развития эмпатического потенциала студентов университета
Мотивационно-ценностный Когнитивно-содержательный Коммуникативно-деятельностный Эмоционально-личностный
Уровни развития эмпатического потенциала студентов
Высокий (желательный) Средний (допустимый) Низкий (критический)
1 г
Прогнозируемый результат: переход на более высокий уровень развития эмпатического потенциала студента университета
Рисунок - Модель развития эмпатического потенциала студентов университета
видуального стиля деятельности субъектов образования, развитию способности нести ответственность за принятые решения.
Представленная в модели цель обусловлена потребностью общества в личности
будущего специалиста, направленного на осознанный поиск и выбор результативных способов взаимодействия в ситуациях неопределенности, реализующего четкую, конструктивную позицию в конфликтной
ситуации.Решение проблемы развития эмпатического потенциала студентов предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или несколько подходов к исследованию. Подход с точки зрения науковедения, это комплекс описания объектов, способов, методов доказательств, аргументации языка описания, объяснения и понимания стратегии и программы в науке [9, с. 76].
Методологическое основание нашего исследования, представленное интегративно-развивающим (особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовывать идеи интеграции и развития в системе подготовки обучающихся [10]) и компетентностным (процесс становления будущего специалиста центрирован на развитии и формировании компетенций -результатов обучения, представляющих собой совокупность знаний, умений, навыков, способностей применять их на практике и определяющих профессиональную готовность к успешной деятельности [3]) подходами, позволяет, на наш взгляд, максимально эффективно осуществлять процесс развития эмпатического потенциала студентов университета.
Опираясь на опыт преподавательской деятельности, мы выявили, что в основе образовательного процесса, направленного на развитие эмпатического потенциала студентов, лежат следующие педагогические принципы, имеющие практико-ориентированную направленность: деятельности, преемственности, целостности и системности, развития и саморазвития, психологической комфортности и рефлексивной активности. Рассмотрим их более подробно.
Принцип деятельности предполагает развитие эмпатического потенциала при включении студентов в личностно-значимую профессиональную деятельность на всех этапах ее развития.
Под принципом преемственности понимаем преемственность между этапами развития эмпатического потенциала, максимальное использование на каждом следующем этапе развития данного вида потенциала достигнутого на предыдущих этапах.
Принципы целостности и системности предполагают представление о развитии образовательной среды, ориентированной на
модель развития эмпатического потенциала как о процессе, характеризующемся целостностью, системностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью ее элементов.
Принцип развития, как считает А. Я. Найн, определяет, что образовательный процесс должен быть дифференцирован, то есть, выстроен в направлении прогрессивных количественных и качественных и качественных изменений индивида во времени, в приобретении человеком новых качеств и их совершенствования [6].
Принцип саморазвития предполагает организацию перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося; обогащение деятельностных способностей и других личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которой служит присвоение социального опыта и достижений культуры [9, с. 63]. Данный принцип характеризует переход процесса развития эмпатического потенциала студента в режим саморазвития.
Под принципом психологической комфортности подразумеваем уважение и доверие к личности, целостный взгляд на нее, концентрацию внимания на развитии личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса.
Принцип рефлексивной активности позволяет использовать личностно-смысловую позицию студента путем включения механизмов самопознания, самопроектирования, самореализации и самоуправления, тем самым сформировать личностно-созидатель-ную среду развития эмпатического потенциала студентов [11, с. 113].
Блок модели, представленный этапами исследования, рассматривает последовательность действий в ходе экспериментальной работы. На первом, подготовительно-диагностическом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, проводились вводные лекции и семинарские занятия по проблеме исследования. На этапе теоретической и практической подготовки был проведен формирующий эксперимент, реализо-вывалась методика развития эмпатического потенциала студентов. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления динамики развития эм-
патического потенциала, анализировались данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методика отражает основные составляющие реализации педагогических условий в образовательном процессе. Первоначальное изучение уровня развития эмпатического потенциала позволяет сформулировать вывод о целесообразности проведения опытно-экспериментальной работы в целом. Теоретическая часть представлена лекциями по проблеме исследования. Технология, решающая задачи развития эмпатического потенциала студентов, включает в себя различные методы, средства и организационные формы обучения.
Поскольку основная задача реализации методики заключается в развитии эмпати-ческого потенциала студентов посредством взаимодействия с другими обучающимися, то наряду с традиционными формами практическая часть основана на использовании интерактивных форм обучения (учебных групповых дискуссий, интерактивных семинаров, деловых и ролевых игр и др.).При этом важным является поддержка безоценочной позиции преподавателя по отношению к обучаемому в рамках интегративно-развивающего подхода.
Понятие «критерий» определяется в изыскании как ведущий признак (или группа подобных признаков) содержательных характеристик изучаемого нами сложного интегративного образования, на основании которого производится оценка его состояния, то есть определяется уровень [6, с. 44]. Критериями оценки развития эмпатического потенциала студентов являются: мотиваци-онно-ценностный, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-личностный.
В процессе решения большинства педагогических проблем ученые в качестве основного критерия измерения используют степень продвижения личности на более высокий уровень развития. На наш взгляд, такой подход является вполне правомерным и в отношении исследуемой нами проблемы, ибо позволяет рассмотреть процесс развития эмпатического потенциала студентов как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Под уровнем принято понимать степень ве-
личины развития, значимости чего-либо [5, с. 138]. При определении уровней мы учитывали общие требования к их выделению, а именно: уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития явлений; переход от одного уровня к другому должен отражать степень развития явления во времени, при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим являясь либо условием, либо результатом развития явления; мерой выделения и оценки уровня развития явления выступают показатели [там же, с. 146]. В исследовании мы придерживаемся трехуровневой шкалы и выделяем следующие уровни развития эмпатического потенциала: низкий (критический), средний (допустимый) и высокий (желательный). Каждый уровень включает специфическую характеристику личности студента, которая определяется на основе показателей выделенных критериев, а также представляется в виде перечисления возможных косвенных признаков их проявления.
Высокому (желательному) уровню развития эмпатического потенциала соответствуют следующие характеристики:
- ярко выражена мотивация к развитию эмпатического потенциала;
- стиль эмоционального общения - альтруистический с яркой гуманистической направленностью;
- стремление понять мотивы поступков других людей;
- умение быстро устанавливать контакты и находить общий язык с окружающими;
- способность к предвосхищению поведения партнера по общению;
- эмоциональная отзывчивость, общительность, неконфликтность;
- хорошая переносимость критики;
- предпочтение работы в коллективе;
- как результат вышеперечисленного -способность к налаживанию эффективного общения и прогнозированию взаимоотношений с людьми.
Характеристиками среднего (допустимого) уровня развития эмпатического потенциала выступают:
- устойчивая мотивация к развитию эмпа-тического потенциала;
- присущ доброжелательный эмоциональный стиль общения при четком и пра-
вильном понимании необходимости сопереживания и сочувствия к окружающим;
- имеется представление об основных нравственных нормах, но недостаточно устойчиво проявляются эмпатические качества в поведении;
- стремление к взаимному общению, внимательность, желание понять больше, чем сказано словами;
- избирательный подход к пониманию партнера по общению и урегулированию отношений в случае конфликта;
- в межличностных отношениях суждение о партнерах скорее по поступкам, нежели по своим личным впечатлениям;
- избегание излишних излияний чувств партнера в процессе взаимодействия;
- как результат вышеперечисленного -некоторые затруднения в построении эффективного общения и в прогнозировании взаимоотношений с людьми.
Низкий (критический) уровень отличается такими характеристиками:
- отсутствие мотивации к развитию эмпа-тического потенциала;
- эмоциональный стиль общения - неустойчивый, нейтральный, часто эгоистический;
- характерно неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми;
- оценивание людей больше за деловые качества, чем за чуткость и отзывчивость;
- эмоциональные проявления в поступках кажутся непонятными и лишенными смысла;
- в деятельности проявляется центрирование на себе;
- отсутствие мотивации к развитию эмпа-тического потенциала;
- предпочтения отданы уединенным занятиям конкретными делами, а не работе с людьми, трудность при работе в коллективе;
- болезненное перенесение критики в свой адрес при возможном отсутствии внешней реакции;
- повышенная трудность контактов с детьми и с людьми, много старше по возрасту, людьми другой национальности и вероисповедания;
- как результат вышеперечисленного - затруднение в установлении контакта с окружающими, неумение понимать партнера по общению.
Завершающим блоком в модели представлен прогнозируемый результат, заключающийся в повышении уровня развития эмпатического потенциала студентов до социально востребованного.
В исследовании обосновано, что успешная реализация модели развития эмпатиче-ского потенциала студентов вуза в процессе профессиональной подготовки обеспечивается совокупностью выявленных педагогических условий. Блок педагогических условий, вынесенный за рамки модели, включает в себя:
- использование информационных технологий с учетом педагогического потенциала гуманитарного образования в целенаправленном отборе и организации учебного материала;
- развитие субъектной позиции студентов в интерактивных формах учения (индивидуальных и групповых, в работе с информацией);
- включение обучающихся в диалоговую проблемно-ориентированную среду, моделирующую личностно значимые ситуации, направленные на мотивацию к будущей профессии, рефлексию, саморазвитие и самооценку результатов учения и обучения.
Предложенные педагогические условия в комплексе находятся во взаимосвязи друг с другом, приобретающей характер взаимодействия в достижении результата -повышении уровня развития эмпатического потенциала студентов. Они взаимодействуют на уровне прямого и обратного влияния на прогнозируемый результат исследования и социальный заказ.
Таким образом, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, реализация предложенной модели в рамках выделенных педагогических условий способствует более эффективному процессу развития изучаемого ценного личностно-профессионального качества и повышает уровень развития эмпатического потенциала студентов университета.
Библиографический список
1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Школьные технологии. - 2002. - № 2. -С. 62-67.
2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.
пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 254 с.
3. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: коллектив. монография / А. Я. Найн, В. А. Анисимова, Л. А. Драговоз и др.; отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культ., 2012. - 340 с.
4. Круне Т. И. Модель формирования профессиональной компетентности студентов инженерно-экологического факультета строительного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 86-90.
5. Методы педагогических исследований: состояния, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Полонский: материалы Всерос. семинара по методологии. - М.: ИТИП, 2006. -328 с.
6. Найн А. Я. Организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования: учеб.-
метод. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. -80 с.
7. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 280 с.
8. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. - М.: Мысль, 1971. - 325 с.
9. Усова А. В. Методология научных исследований: курс лекций. - Челябинск: Изд-во ЧПТУ, 2004. - 130 с.
10. Шипилина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 293 с.
11. Шондина И. А. Развитие эмпатической культуры студентов университета в условиях гуманноориентированного образования // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 9. -С. 112-121.
12. Штофф В. А. Роль моделей в познании. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 270 с.