УДК 316.752 Брессо Татьяна Ивановна dom-hors@mail.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Аннотация:
Статья раскрывает основные понятия просоци-альной мотивации, ее формирования в обществе.
Ключевые слова:
просоциальная мотивация, общечеловеческие ценности, альтруизм, мотивы.
Bresso Tatiana Ivanovna dom-hors@mail.ru
SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF THE PROSOCIAL MOTIVATION
Summary:
The article covers main conceptions of the prosocial motivation and its formation in the society.
Keywords:
prosocial motivation, universal values, altruism, motives.
Проблема просоциальной мотивации как никогда актуальна в настоящее время и связана с тем, что в современном российском обществе в постперестроечный период происходит расслоение общества вместе с процессами «капитализации» общественных отношений. Появление малоимущего слоя населения, который составляют пенсионеры, инвалиды, безработные, повлекло за собой необходимость подготовки в вузах специалистов социономических профессий. В круг этих профессий вошли социальные психологи и социальные работники, основное направление работы которых связано с оказанием помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
Просоциальная (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) мотивация рассматривается нами как процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление социономической деятельности на благо других людей и общества в целом.
В более широком аспекте - это целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общества в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемые как социально полезные действия.
Просоциальная мотивация направляет на защиту и оказание помощи тем, кто в этом нуждается, на заботу об окружающих, сочувствие.
Данная мотивация лежит в основе такого явления, как волонтерское движение. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч организаций волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Основная цель волонтерского движения заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Движет волонтерами, так же как и социальными работниками, просоциальная мотивация.
В качестве просоциальных могут выступать такие мотивы, как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность, а также нормы и ценности, принятые в обществе, в этнокультурной среде.
Проявление типичных форм просоциальной мотивации опирается, прежде всего, на этнокультурные особенности, представления о нравственности и религиозные верования.
Стандарты и стереотипы поведения передаются детям в процессе социализации. Стиль социализации, в том числе ее нацеленность на формирование просоциальной мотивации и других индивидуально-психологических особенностей просоциально-ориентированной личности, определяется многими факторами, в том числе и доминирующей в обществе системой социокультурных ценностей, усваиваемых личностью в обществе.
А между тем важной формой просоциального поведения является сотрудничество. Поэтому в коллективистских культурах (скажем, в бывшем СССР, в Японии и др.) в процессе социализации детей особое внимание уделялось формированию навыков совместной деятельности, воспитанию социальных эмоций и группового сознания, развитию у ребенка сопереживания, сочувствия и содействия сверстнику. В таких странах более популярны коллективные игры, требующие объединения усилий играющих [1; 2; 3].
Американский исследователь У. Бронфенбреннер [4] отмечал, например, что в детских садах бывшего СССР особое значение придавалось различным групповым играм, в которых дети осваивали навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества, и, практически, отсут-
ствовали игры, предполагающие соревнование, соперничество участников. Тогда как в США, в развитых странах Западной Европы умению играть в команде, действовать сообща не придается большого значения.
Более востребованными оказываются игры, которые нацелены на формирование лидерских качеств, умению конкурировать, в соперничестве добиваться личностно значимых целей. То есть в ситуации, когда индивидуальный успех ставится превыше всего, у детей в процессе социализации формируется направленность на личностное самоутверждение. Нет ничего удивительного в том, что в результате такой социализации американские дети и дети в других индустриально развитых странах с возрастом становятся все менее и менее склонными к альтруизму.
В современном российском обществе после 90-х гг. также происходит резкая смена ценностей в сторону индивидуальных, поэтому проблема просоциального поведения стоит также остро, как и в западных культурах.
По В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее мнению, система ценностных ориентаций - это основа усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы, которые руководят поведением людей [5].
За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы просоциального поведения можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью.
Среди основных просоциальных мотивов мы выделяем эгоистические и альтруистические:
- эгоистические (оценка пользы от оказания помощи; оценка затрат на оказание помощи; неловкое положение или собственный дискомфорт, избавиться от которого можно либо путем оказания помощи, либо выйдя из этой ситуации; мнение значимых для него людей или оценка обществом в целом; верность внутренним принятым субъектом нормативным ценностям; повышение самооценки);
- альтруистические (эмоциональное сопереживание, эмпатия).
В основе просоциальной мотивации самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Краткий психологический словарь. (Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского) определяет альтруизм именно с позиций ценностей как «систему ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности» [6].
Социально-психологическое содержание просоциальной мотивации личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в окружении индивида и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.
Развитию просоциальной мотивации личности способствуют личностно-развивающее и доверительно-уважительное субъект-субъектное взаимодействие индивида и его окружения. Выражение неподдельного интереса к личности индивида, но не чрезмерная опека, создание творческой атмосферы, а не дистанцирование, позволяет человеку раскрыться, довериться, а доверие это первый шаг к любви окружающих, когда человек перестает воспринимать всех людей как потенциальных соперников или врагов.
Просоциальная мотивация формируется в индивидуальной жизни человека и является многомерным и динамичным образованием. Изменение просоциальной мотивации связано с динамикой структуры ценностей и потребностей личности. Так, на формирование просоциаль-ной мотивации оказывают существенное влияние социокультурные условия: воспитание, усвоение социальных норм, система социализации в целом (мораль, поведение, законы и т.д.), религиозность, способность к эмпатии, личный опыт, инициативность, усвоение национальных культурных ценностей, тип организации общества (коллективный, индивидуальный).
Необходимо отметить, что, не смотря на современное состояние общества, стремящегося к усвоению прозападных ценностей, в частности нацеленности личности на индивидуальный успех, на личностное самоутверждение, влияние общенациональных ценностей, таких как ответственность, чувство долга, послушание, заботливость, почитание старших, относящихся к общественным формам, вновь начинает проявляться. По мысли П.А. Сорокина [7], национальные ценности - это основа и фундамент всякой культуры. Осознание себя как части Российского общества предопределяет и усвоение национальных ценностей.
Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации, их осознание и усвоение выполняют важную практическую социально значимую роль формирования среды, основанной на приоритете коллективных ценностей, превалирующих над личными приоритетами.
Ссылки:
1. Абраменкова, В.В. Гуманные отношения в детском возрасте. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36720.php?PRINT=Y
2. Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников // СОЦИС. 2005. № 1. С. 78-81.
3. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в науке. М., 2000. С. 27-42.
4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР. М., 1976.
5. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
6. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
References (transliterated):
1. Abramenkova, V.V. Gumannie otnosheniya v detskom vozraste. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36720.php?PRINT=Y
2. Albegova I.F. Issledovanie motivatsii sotsial'nykh rabotnikov // SOTSIS. 2005. № 1. P. 78-81.
3. Antsiferova L.I. Psikhologicheskoe soderzhanie fenomena sub"ekt i granitsy sub"ektno-deyatel'nostnogo podkhoda // Problema sub"ekta v nauke. M., 2000. P. 27-42.
4. Bronfenbrenner U. Dva mira detstva: deti v SSHA i SSSR. M., 1976.
5. Alekseeva V.G. Tsennostnie orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti // Psikhologicheskiy zhurnal. 1984. Vol. 5. № 5. P. 63-70.
6. Kratkiy psikhologicheskiy slovar'. Rostov-na-Donu, 1998.
7. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. M., 1992.