Научная статья на тему 'Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации'

Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / АЛЬТРУИЗМ / МОТИВЫ / PROSOCIAL MOTIVATION / UNIVERSAL VALUES / ALTRUISM / MOTIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брессо Татьяна Ивановна

Статья раскрывает основные понятия просоциальной мотивации, ее формирования в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF THE PROSOCIAL MOTIVATION

The article covers main conceptions of the prosocial motivation and its formation in the society.

Текст научной работы на тему «Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации»

УДК 316.752 Брессо Татьяна Ивановна dom-hors@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация:

Статья раскрывает основные понятия просоци-альной мотивации, ее формирования в обществе.

Ключевые слова:

просоциальная мотивация, общечеловеческие ценности, альтруизм, мотивы.

Bresso Tatiana Ivanovna dom-hors@mail.ru

SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF THE PROSOCIAL MOTIVATION

Summary:

The article covers main conceptions of the prosocial motivation and its formation in the society.

Keywords:

prosocial motivation, universal values, altruism, motives.

Проблема просоциальной мотивации как никогда актуальна в настоящее время и связана с тем, что в современном российском обществе в постперестроечный период происходит расслоение общества вместе с процессами «капитализации» общественных отношений. Появление малоимущего слоя населения, который составляют пенсионеры, инвалиды, безработные, повлекло за собой необходимость подготовки в вузах специалистов социономических профессий. В круг этих профессий вошли социальные психологи и социальные работники, основное направление работы которых связано с оказанием помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

Просоциальная (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) мотивация рассматривается нами как процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление социономической деятельности на благо других людей и общества в целом.

В более широком аспекте - это целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общества в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемые как социально полезные действия.

Просоциальная мотивация направляет на защиту и оказание помощи тем, кто в этом нуждается, на заботу об окружающих, сочувствие.

Данная мотивация лежит в основе такого явления, как волонтерское движение. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч организаций волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Основная цель волонтерского движения заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Движет волонтерами, так же как и социальными работниками, просоциальная мотивация.

В качестве просоциальных могут выступать такие мотивы, как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность, а также нормы и ценности, принятые в обществе, в этнокультурной среде.

Проявление типичных форм просоциальной мотивации опирается, прежде всего, на этнокультурные особенности, представления о нравственности и религиозные верования.

Стандарты и стереотипы поведения передаются детям в процессе социализации. Стиль социализации, в том числе ее нацеленность на формирование просоциальной мотивации и других индивидуально-психологических особенностей просоциально-ориентированной личности, определяется многими факторами, в том числе и доминирующей в обществе системой социокультурных ценностей, усваиваемых личностью в обществе.

А между тем важной формой просоциального поведения является сотрудничество. Поэтому в коллективистских культурах (скажем, в бывшем СССР, в Японии и др.) в процессе социализации детей особое внимание уделялось формированию навыков совместной деятельности, воспитанию социальных эмоций и группового сознания, развитию у ребенка сопереживания, сочувствия и содействия сверстнику. В таких странах более популярны коллективные игры, требующие объединения усилий играющих [1; 2; 3].

Американский исследователь У. Бронфенбреннер [4] отмечал, например, что в детских садах бывшего СССР особое значение придавалось различным групповым играм, в которых дети осваивали навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества, и, практически, отсут-

ствовали игры, предполагающие соревнование, соперничество участников. Тогда как в США, в развитых странах Западной Европы умению играть в команде, действовать сообща не придается большого значения.

Более востребованными оказываются игры, которые нацелены на формирование лидерских качеств, умению конкурировать, в соперничестве добиваться личностно значимых целей. То есть в ситуации, когда индивидуальный успех ставится превыше всего, у детей в процессе социализации формируется направленность на личностное самоутверждение. Нет ничего удивительного в том, что в результате такой социализации американские дети и дети в других индустриально развитых странах с возрастом становятся все менее и менее склонными к альтруизму.

В современном российском обществе после 90-х гг. также происходит резкая смена ценностей в сторону индивидуальных, поэтому проблема просоциального поведения стоит также остро, как и в западных культурах.

По В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее мнению, система ценностных ориентаций - это основа усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы, которые руководят поведением людей [5].

За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы просоциального поведения можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью.

Среди основных просоциальных мотивов мы выделяем эгоистические и альтруистические:

- эгоистические (оценка пользы от оказания помощи; оценка затрат на оказание помощи; неловкое положение или собственный дискомфорт, избавиться от которого можно либо путем оказания помощи, либо выйдя из этой ситуации; мнение значимых для него людей или оценка обществом в целом; верность внутренним принятым субъектом нормативным ценностям; повышение самооценки);

- альтруистические (эмоциональное сопереживание, эмпатия).

В основе просоциальной мотивации самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Краткий психологический словарь. (Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского) определяет альтруизм именно с позиций ценностей как «систему ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности» [6].

Социально-психологическое содержание просоциальной мотивации личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в окружении индивида и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.

Развитию просоциальной мотивации личности способствуют личностно-развивающее и доверительно-уважительное субъект-субъектное взаимодействие индивида и его окружения. Выражение неподдельного интереса к личности индивида, но не чрезмерная опека, создание творческой атмосферы, а не дистанцирование, позволяет человеку раскрыться, довериться, а доверие это первый шаг к любви окружающих, когда человек перестает воспринимать всех людей как потенциальных соперников или врагов.

Просоциальная мотивация формируется в индивидуальной жизни человека и является многомерным и динамичным образованием. Изменение просоциальной мотивации связано с динамикой структуры ценностей и потребностей личности. Так, на формирование просоциаль-ной мотивации оказывают существенное влияние социокультурные условия: воспитание, усвоение социальных норм, система социализации в целом (мораль, поведение, законы и т.д.), религиозность, способность к эмпатии, личный опыт, инициативность, усвоение национальных культурных ценностей, тип организации общества (коллективный, индивидуальный).

Необходимо отметить, что, не смотря на современное состояние общества, стремящегося к усвоению прозападных ценностей, в частности нацеленности личности на индивидуальный успех, на личностное самоутверждение, влияние общенациональных ценностей, таких как ответственность, чувство долга, послушание, заботливость, почитание старших, относящихся к общественным формам, вновь начинает проявляться. По мысли П.А. Сорокина [7], национальные ценности - это основа и фундамент всякой культуры. Осознание себя как части Российского общества предопределяет и усвоение национальных ценностей.

Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации, их осознание и усвоение выполняют важную практическую социально значимую роль формирования среды, основанной на приоритете коллективных ценностей, превалирующих над личными приоритетами.

Ссылки:

1. Абраменкова, В.В. Гуманные отношения в детском возрасте. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36720.php?PRINT=Y

2. Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников // СОЦИС. 2005. № 1. С. 78-81.

3. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в науке. М., 2000. С. 27-42.

4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР. М., 1976.

5. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.

6. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

References (transliterated):

1. Abramenkova, V.V. Gumannie otnosheniya v detskom vozraste. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36720.php?PRINT=Y

2. Albegova I.F. Issledovanie motivatsii sotsial'nykh rabotnikov // SOTSIS. 2005. № 1. P. 78-81.

3. Antsiferova L.I. Psikhologicheskoe soderzhanie fenomena sub"ekt i granitsy sub"ektno-deyatel'nostnogo podkhoda // Problema sub"ekta v nauke. M., 2000. P. 27-42.

4. Bronfenbrenner U. Dva mira detstva: deti v SSHA i SSSR. M., 1976.

5. Alekseeva V.G. Tsennostnie orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti // Psikhologicheskiy zhurnal. 1984. Vol. 5. № 5. P. 63-70.

6. Kratkiy psikhologicheskiy slovar'. Rostov-na-Donu, 1998.

7. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.