УДК 316.62: 316.621 МОТИВЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С САМООТНОШЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ1
Ковалева Ю.В.
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования мотивов помогающего поведения личности, т.е. поведения, направленного на оказание помощи другим людям. Весь комплекс мотивов был подразделен на три группы: альтруистические, эгоистические и социально-нормативные (обусловленные культурными привычками, правилами этикета, внешними социальными требованиями и ожиданиями). Анализ полученного эмпирического материала отразил наличие в поведении индивидов в той или иной степени всех групп мотивов и их ситуативной обусловленности. Также была проанализирована взаимосвязь мотивов помогающего поведения индивидов с такими компонентами самоотношения, как: «Закрытость», «Самоуверенность», «Саморуко-водство», «Отраженное самоотношение» и «Самопринятие», что обусловлено предположением Я. Рейковского о зависимости готовности к просоциальной деятельности от ощущения человеком собственной ценности.
Было установлено, что чем выше принятие себя испытуемым, тем выше его стремление руководствоваться мотивами оказания помощи, направленными исключительно на благо нуждающегося в ней. Также самопринятие себя испытуемыми позволяет объективно говорить о мотивах своих действий, которые не всегда являются бескорыстными.
Результаты исследования могут быть использованы для понимания стремления человека следовать тем или иным мотивам в своей деятельности, а также при организации внеучебной и тренинговой работы.
1 Исследование ведется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Просоциальное поведение мигрантов и принимающего населения в условиях межкультурного взаимодействия»; проект № 12-16-04000 а(м)
Ключевые слова: помогающее поведение, просоциальное поведение, альтруизм, мотивы оказания помощи, самоотношение.
MOTIVES OF HELPING BEHAVIOR AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE SELF-ATTITUDE PERSONALITY
Kovaleva Y.V.
The article presents the analysis of the results of empirical study of the motives of the helping behaviour, i.s. behaviour, aimed at helping other people. The whole complex of motives was divided into three groups: the altruistic and egoistic and socio-normative (due to cultural habits, rules of etiquette, the external social demands and expectations). The analysis of the empirical material reflected the presence in the behavior of individuals in one degree or another all groups of motives and their situational stipulation. Also assessed relationship of motives helping behavior of individuals with such components of self-attitude as: «Closed», «Self-confidence», «Selfleadership», «Reflected self-attitude» and «Self-acceptance», which is due to the assumption Y. Reikovsky of the dependence readiness for prosocial activities of feeling person's own values.
It was found that the higher the acceptance of yourself subjects, the higher his desire to be guided by the motives of aid, directed solely to the benefit of the needy in it. Also self-acceptance himself subjects allows you to objectively speak about the motives of his actions, which are not always unselfish.
The results of the research can be used to understand the desire of man to follow these or other reasons in its activities, as well as in the organization of extracurricular and training work.
Keywords: helping behavior, prosocial behavior, altruism, motivation help, self-attitude.
Введение. В условиях современного общества, где происходит переход от традиционных российскому обществу ценностей помощи, взаимопомощи и поддержки, в пользу ценностей, характерных для индивидуалистических западных обществ, таких как гедонизм, индивидуальный успех, конкуренция становится особенно актуально изучение психологических механизмов, способствующих сохранению и развитию традиций помощи среди россиян.
Интерес ученых к такому виду социального поведения людей, которое направленно не на причинения вреда другим, а на оказание им помощи прослеживается в работах, начиная с середины XX века (Х. Хекхаузен, Д. Пилявин и др., но до сих пор не сложилось единого определения данного феномена, не раскрыты механизмы его формирования и факторы, лежащие в основе его проявления. В науке существует множество понятий, отражающих поведение по оказанию помощи - «помогающее поведение», «просоциальное поведение», «альтруистическое поведение», «гуманное отношение». В зарубежных исследованиях для описания данного вида поведения чаще всего используется термин «просоциальное поведение», так как его значение является более широким по отношению к остальным. Так, на Международном психологическом конгрессе в Лейпциге оно использовалось как основное (XXIInd International Congress of Psychology, 1980) [1; 3; 5].
Различные направления в психологии накладывают свой отпечаток на понимание просоциального поведения: так, в бихевиоризме оказание помощи рассматривается как позитивная форма поведения, формируемая путем подкрепления (Дж. Уотсон, Ф. Скиннер) или следования эталонной модели поведения (А. Бандура); в психоанализе - как продукт трансформации первичных эгоистический мотивов (З. Фрейд, А. Фрейд); гуманистическая психология рассматривает доброе начало и любовь к другому человеку, как изначально закрепленное в человеке (К. Роджерс, Ф. Франкл); по мнению представителей когнитивной психологии (Х Хекхаузен), человек следует принципу рациональности в построении моделей помогающего поведения [7].
Подобные разногласия существуют и при характеристике мотивации про-социального поведения. Д. Майерс выделяет, по крайней мере, три теории, объясняющие мотивы формирования поведения, направленного на оказание помощи: теорию социальных норм, теорию социального обмена и эволюционную теорию. Теория социальных норм объясняет все межличностные взаимоотношения и в том числе просоциальное поведение желанием соответствовать двум нормам: норме взаимности, т.е. оказание помощи тем, кто помогает нам и норме социальной ответственности, т.е. оказание помощи без надежды на компенсацию в будущем. Согласно теории социального обмена, в процессе взаимодействия люди обмениваются не только материальными ценностями, но и социальными (любовь, услуги, информация, статус) [6; 11]. Мотивами большинства наших действий, согласно данной теории, выступает желание максимизировать полученное вознаграждение, в виде получения помощи в подобной ситуации в будущем, ослабления негативных эмоций от увиденного и получения одобрения со стороны других людей (либо самоодобрения) [2] или желание минимизировать издержки (например, потеря времени, ощущение усталости, чувства вины или недовольства собой).
Представители эволюционных теорий руководствуются тем, что поведением человека управляют генетические факторы, передающиеся потомству, согласно принципу естественного отбора Ч. Дарвина [9]. Предлагают выделять следующие подходы в рамках эволюционной теории [2]:
1) родственный отбор, согласно которому основной мотив оказания помощи - сохранение жизни генетически родственным особям;
2) взаимный обмен, где мотивом оказания помощи выступает желание получить пользу или помощь в ситуации необходимости (феномен «взаимного (или реципрокного) альтруизма» (Р. Триверс, 1972);
3) научение социальным нормам и следование им для увеличения вероятности получения помощи при необходимости, т.к. помощь другим - одна из норм, присущая практически всем обществам (Г. Саймон).
Таким образом, различные теоретические направления и школы имеют различные подходы не только к самому феномену просоциального поведения, но и объяснению его мотивов и механизмов. Вопрос о мотивах, а также других ситуативных и личностных факторах, служащих основой для просоциального поведения, несмотря на ряд исследований в данной области (Б. Латане и Дж. Дарли; Р. Чалдини, Д. Кенрик и Д. Бауман; Р. Чалдини, Д. Кенрик и Нейберг; Ш. Тейлор, Л. Пипло и Д. Сирс и др.), по-прежнему, остается актуальным и до конца не изученным.
Вопрос о взаимосвязи самоотношения и мотивов просоциального поведения также уже поднимался в науке. Так, например, одним из мотивов просоци-альных поступков Р. Чалдини, Д. Кенрик и Д. Нейберг называют желание поддержать свой образ «Я». По мнению ученых, просоциальное поведение, как и любое другое осмысленное действие, влияет на наше представление о себе, и мы можем использовать его для повышения или подтверждения самооценки [12]. Исследования М. Снайдер, А. Омото и Д. Клэри, обнаружили ряд мотивов просоциальной деятельности, среди которых: защита собственного «Я» (т.е. желание избавиться от чувства вины) и повышение самооценки (укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе).
Я. Рейковским была выдвинута гипотеза о том, что готовность к просоци-альной деятельности находится в зависимости от воздействия на представление человека о его собственной ценности, что было подтвержденно экспериментально (М. Ярошевич) - повышение осознания собственной ценности приводит к увеличению готовности учащихся средних школ к просоциальной деятельности, в частности, повышает способность воспринимать потребности других людей. Следовательно, чем выше ценность собственного «Я» для индивида, тем более отзывчив он к нуждам других людей и более готов оказать им необходимую помощь [10].
В соответствии с этим, целью нашего исследования стало - изучение мотивов оказания помощи во взаимосвязи с самоотношением личности.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между выраженностью компонентов самоотношения и мотивами оказания помощи: чем позитивнее воспринимает себя испытуемый, тем откровеннее он говорит о мотивах оказания помощи и чаще оказывает ее из бескорыстных соображений.
Эмпирическую базу пилотажного исследования составили данные опроса 34 человек в возрасте от 19 до 21 года (средний возраст равен 20,6) студенты Смоленского государственного университета.
Методы исследования. Для изучения мотивов оказания помощи нами был составлен опросник, направленный на оценку мотивов, побуждающих индивида к оказанию помощи. При составлении опросника мы опирались на существующие в научной литературе классификации мотивов помогающего поведения, а также результатами проведенного ранее исследования [4], где испытуемых в виде мини-сочинения попросили вспомнить два случая из собственной жизни - оказания и принятия помощи и ее мотивы. Для диагностики самоотношения мы использовали 5 шкал из Методики исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева, В.В.Столина [8], среди них: «Закрытость», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение» и «Самоприня-тие». Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программного пакета Statistica 6.0 и включала использование непараметрического критерия ранговой корреляции т Кэндалла.
Результаты и их обсуждение.
1. Мотивы оказания помощи.
Для удобства анализа и описания, мотивы были объединены в группы. Так, в зависимости от направленности мотивов на себя или на другого человека были выделены две группы мотивов - альтруистические и эгоистические (Д. Бэтсон) и в третью группу, обозначенную нами вслед за Е.Е.Насиновской [7] как социально-нормативные мотивы, были отнесены мотивы, обусловленные культурными привычками, правилами этикета, внешними социальными требо-
ваниями и ожиданиями. Распределение ответов на вопрос о мотивах оказания помощи представлено в табл. 1.
Таблица 1
Мотивы оказания помощи нуждающемуся
Никогда Редко Часто
Чел- к % Чел- к % Чел- к %
Ал ьтруистические
Чувство долга 0 0 18 53,0 16 47,0
Сопереживание 0 0 13 38,2 21 61,8
Бескорыстное оказание помощи, «от чистого сердца» 0 0 10 29,4 24 70,6
Желание сделать приятное 2 5,9 24 70,6 8 23,5
Желание сделать хорошее дело 0 0 23 67,6 11 32,4
Следование моральным принципам отношения к людям 0 0 23 67,6 11 32,4
Следование религиозным убеждениям 22 64,7 10 29,4 2 5,9
Эгоистические
Получить помощь в подобной ситуации 0 0 14 41,2 20 58,8
Получить душевный покой 4 11,8 24 70,6 6 17,6
Получить помощь от того, кому помогаю сейчас 6 17,6 22 64,8 6 17,6
Получить благодарность 13 38,2 19 55,9 2 5,9
Повысить свою самооценку 5 14,7 21 61,8 8 23,5
Повысить свою оценку в глазах окружающих 12 35,4 16 47,0 6 17,6
Социально-нормативные
Воспоминание случая из собственной жизни 4 11,8 18 53,0 14 35,2
Представил себя на месте нуждающегося в помощи 1 3,0 13 38,2 20 58,8
Осознание того, что нуждающийся на его месте поступил бы также 1 3,0 23 67,6 10 29,4
Следование социальным нормам 11 32,4 21 61,8 2 5,9
Анализ распределения ответов по группе альтруистических мотивов позволяет говорить, что все респонденты при оказании помощи сопереживают нуждающемуся в помощи. Так, 21 человек или 61,8% указали, что руководствуются данным мотивом часто, остальные 13 человек из числа опрошенных (или 38,2%) ответили, что руководствуются данным мотивом редко. Почти половина респондентов (16 человек - 47%) указали также, что при оказании помощи часто переживают Чувство долга, и еще чуть больше половины опрошенных (18 человек - 53%) отметили, что испытывает данное чувство, хотя и редко. Большая часть испытуемых (24 человека - 70,6%) отметили, что часто
оказывают помощь бескорыстно, или «от чистого сердца», тогда как примерно третья часть опрошенных (10 человек - 29,4%) - редко, но все же руководствуются данным мотивом при оказании помощи.
Такими мотивами, как Желание сделать приятное нуждающемуся в помощи, Желание сделать хорошее дело и Следование моральным принципам отношения к людям, обозначенными как альтруистические, испытуемые руководствуются реже. Так, оказание помощи, следуя Желанию сделать приятное, часто осуществляют лишь 8 человек (23,5% от общего числа), тогда как 24 (70,6%) - редко, а остальные 2 человека (5,9%) - никогда. Желание сделать хорошее дело часто выступает мотивом оказания помощи для 11 (32,4%) человек, и редко - для 23 (67,6%). Часто оказывают помощь Следуя собственным моральным принципам отношения к людям 11 респондентов (32,4%), остальные 23 (67,6%) - редко. На вопрос о желании следовать Религиозным убеждениям в своем поведении, большинство испытуемых, а именно 22 человека (64,7%), ответили, что не руководствуются данным мотивом никогда, 10 человек (29,4%), отметили, что редко руководствуются данным мотивом и только 2 (или 5,9% от общего числа респондентов), что часто.
Достаточно представленными в структуре мотивации испытуемых оказались и т.н. эгоистические мотивы. Более половины опрошенных, а именно 20 человек или 58,8% отметили, что часто оказывают помощь, Надеясь получить ее в подобной ситуации, остальные 14 (41,2%) следуют данному мотиву редко. Реже, по словам испытуемых они надеются получить помощь непосредственно от того, кому ее оказывают в данный момент. Так, только 6 человек (или 17,6% от общего числа) отметили, что Надеются при оказании помощи получить ее в дальнейшем от нуждающегося, еще 22 человека (64,8%) - редко и остальные 6 (17,6%) - никогда. 6 испытуемых (17,6%) отметили, что часто оказывают помощь, чтобы получить Душевный покой после созерцания увиденного, еще 24 человека (70,6%) отметили, что следуют этому мотиву редко и остальные 4 (11,8%) - никогда. Говоря о желании Получить благодарность за свои дейст-
вия, 2 (5,9%) испытуемых отметили, что следуют данному мотиву часто, еще 19 (55,9%) - редко и остальные 13 (38,2%) - никогда. Иногда мотивами оказания помощи выступают и желание поднять свою самооценку и оценку себя в глазах окружающих. Так, 8 (23,5%) человек отметили, что часто следуют Желанию повысить свою самооценку, еще 21 (61,8%), что редко и только 5 (14,7%) - никогда. Часто оказывают помощь, чтобы повысить свою оценку в глазах окружающих 6 человек (17,6%), 16 человек (47%) - редко и остальные 12 (35,4%) -никогда.
Принятию решения об оказании помощи служат и мотивы обозначенные нами как социально-нормативные. Так, по словам 20 респондентов (58,8%), часто оказанию помощи предшествует Представление себя на месте нуждающегося в помощи, еще 13 (или 38,2%) отметили, что руководствуются этим мотивом редко и только один (3,0%), что никогда. Воспоминание подобного случая из собственной жизни часто заставляет оказывать помощь 14 испытуемых (или 35,2%), 18 человек (или 53%) отметили, что руководствуются данным фактором иногда и еще 4 (или 11,8%) ответили, что никогда не оказывали помощи под воздействием данного фактора. Оказание помощи в результате осознания того, что Нуждающийся в данном случае поступил бы также (что обозначено учеными (Р. Триверс) как реципрокный альтруизм или оказание помощи по принципу «ты мне - я тебе») иногда выступает руководством к действию у 23 испытуемых (или 67,6%), часто - у 10 испытуемых (29,4%) и никогда - у одного испытуемого (3,0%).
Также испытуемым предлагалось оценить желание при оказании помощи следовать социальным нормам поведения, т.е. принятыми в обществе принципам помощи, взаимопомощи, социального обмена благами и услугами. 21 испытуемый (или 61,8%) отметил, что редко, но все таки присутствует желание следовать Общественным нормам поведения, 2 человека (или 5,9%) отметили, что часто руководствуются желанием следовать общественным нормам и еще 11 (32,0%), что никогда ими не руководствуются в своем поведении.
Проведенный анализ показал, что среди мотивов оказания помощи нуждающимся присутствуют как альтруистические, направленные исключительно на заботу о благополучии другого человека, так и социально-нормативные, обусловленные требованиями культуры и общества, и даже эгоистические, то есть, в большей степени преследующие интересы самого помогающего, нежели нуждающегося в помощи, мотивы. Актуализация в каждой конкретной ситуации тех или иных мотивов оказания помощи, может быть обусловлена характеристиками ситуации оказания помощи, либо личностными особенностями самого оказывающего помощь.
Чтобы объяснить чем обусловлено стремление следовать тем или иным мотивам при оказании помощи, нами было предпринято изучение самооценки наших респондентов, что было обусловлено предположением Я. Рейковского о том, что готовность к просоциальной деятельности находится в зависимости от ощущения человеком степени своей ценности.
2. Исследование самоотношения.
Полученные нами результаты по данным шкалам представлены в табл. 2.
Таблица 2
Степень выраженности компонентов самоотношения
Высокая Средняя Низкая Среднее значение
Чел % Чел % Чел %
Закрытость 5 14,7 27 79,4 2 5,9 5,68
Самоуверенность 15 44,1 17 50,0 2 5,9 7,15
Саморуководство 10 29,4 23 67,7 1 2,9 6,38
Отраженное самоотношение 12 35,3 22 64,7 0 0 6,76
Самопринятие 9 26,5 20 58,8 5 14,7 5,91
Как видно из данных табл.2, наиболее выраженным в структуре самоотношения из приведенных компонентов оказался «Самоуверенность». Около половины опрошенных (15 человек или 44,1%) получили высокие баллы по шкале «Самоуверенность», еще половина респондентов (17 человек или 50%) - средние значения, и только 2 человека или 5,9% - низкие. Что свидетельствует о
том, что большинство испытуемых способно воспринимать силу собственного «Я», иметь высокую смелость в общении, ощущать себя компетентными и способным и решать многие жизненные проблемы.
Следующим по выраженности компонентом оказался - «Отраженное са-моотношение». Среди опрошенных 22 человека (или 64,7%) обнаружили высокие показатели по данной шкале и остальные 12 (или 35,3%) - средние. Это свидетельствует о том, что, по мнению большинства респондентов, они являются принятыми другими людьми, их личностные и духовные качества, совершаемые поступки и действия оцениваются по достоинству.
Третье место в структуре самоотношения занял такой компонент как «Саморуководство». Детальный анализ распределения результатов по данной шкале показал, что большинство испытуемых, а именно, 23 человека (67,66%) обнаружили средние результаты по данной шкале, 10 человек (или 29,4%) -высокие и только 1 (или 2,94%) - низкие. Высокие показатели по данной шкале отражают представление личности о себе как об источнике своих достижений и результатов, низкие - об объяснении своих успехов или неудач внешними обстоятельствами. Большинство наших испытуемым продемонстрировали средние результаты по данной шкале, что говорит о том, что свои успехи и неудачи в зависимости от ситуации они объясняют то собственными личностными характеристиками, то особенностями ситуации.
Следующим по значимости оказался компонент - «Самопринятие». Большинство опрошенных - 22 человека (или 64,7%) обнаружили средние баллы по данной шкале, что предполагает избирательное восприятие отношения окружающих к себе: некоторые качества и поступки, по мнению испытуемых, оцениваются как положительные, другие способны вызвать раздражение и неприятие. Остальные 12 опрошенных (или 35,3%) обнаружили высокие показатели, что говорит о восприятии себя принятым остальными людьми за свои личностные и духовные качества, совершаемые поступки и действия, приверженность коллективным нормам и требованиям.
Менее всего выраженным в структуре самоотношения оказался фактор -«Закрытость». Так, среди опрошенных 27 человек (или 79, 42%) обнаружили средние результаты, что говорит об избирательном отношении испытуемых к себе: в зависимости от ситуации это может быть открытое, честное отношение с собой, либо преобладание тенденции к конформности, актуализации психологических защит. Еще 5 испытуемых (или 14,7%) обнаружили высокие результаты, свидетельствующие о выраженном защитном поведении личности, и 2 (или 5,88%) - низкие, говорящие о высокой открытости и честности отношений с самим собой, достаточно развитой рефлексии и глубоком понимании себя.
3. Взаимосвязь мотивации оказания помощи и компонентов самоотношения личности.
Следующей задачей нашего исследования стало установление взаимных связей между такими переменными, как: характеристики самоотношения и мотивы оказания помощи.
В результате корреляционного анализа были получены следующие статистически значимые корреляционные связи.
Между шкалой «Закрытость» МИС и мотивом Бескорыстного оказания помощи была получена положительная взаимосвязь (т =0,255, p=0,033), это свидетельствует о том, что, чем выше у испытуемых выражено защитное поведение личности, стремление соответствовать общественным нормам поведения и взаимоотношений с людьми (высокие результаты по шкале «Закрытость»), тем чаще они объясняют свои действия по оказанию помощи бескорыстными мотивами, поскольку обществом приветствуется поведение ориентированное на безвозмездную помощь другому человеку, а не совершение такого рода поступков ради своего блага. А также между результатами по шкале «Закрытость» и рядом мотивов оказания помощи была получена отрицательная связь: Сделать приятное (т =-0,273, p=0,022), Получение помощи в подобной ситуации (т =-0,321, p=0,007), Получение благодарности (т =-0,252, p=0,035), Поднятие самооценки (т =-0,431, p=0,0003), Поднятие оценки в глазах окружающих
(т =-0,348, p=0,003), Получение помощи от того, кому помогаю сейчас (т =-
0,315, p=0,008). Эти данные могут свидетельствовать о том, что чем более честен и открыт с собой испытуемый (низкие баллы по данной шкале), тем чаще он признает, что при оказании помощи он руководствуется эгоистическими мотивами.
Между результатами по шкале «Самоуверенность» и мотивом Повышения оценки себя в глазах окружающих была обнаружена обратная зависимость (т =-0,303, p=0,011), которая может свидетельствовать о том, что чем более довольны испытуемые собой и своими начинаниями и действиями, тем меньше они нуждаются в одобрении своих действий со стороны окружающих и наоборот.
Между данными по шкале «Отраженное самоотношение» и мотивами Получение помощи в подобной ситуации (т =-0,244, p=0,041), Повышение оценки себя в глазах окружающих (т =-0,297, p=0,013), Желание сделать хорошее дело (т =-0,252, p=0,035) были получены отрицательные взаимосвязи. Это может говорить о том, что чем чаще испытуемые воспринимают себя в качестве вызывающих осуждение и порицание и неспособных вызвать уважение у окружающих (низкие значения по шкале «Отраженное самоотношение»), тем чаще мотивами их действий по оказанию помощи могут выступать те, что смогут улучшить их положение в обществе.
И, наконец, прямая взаимосвязь между шкалой «Самопринятие» и мотивами Сострадание (т =0,304, p=0,011), Получение благодарности (т =0,300, p=0,012) говорит о том, что если испытуемые склонны положительно принимать все стороны своего «Я», то могут объективно говорить как о социально одобряемых, так и неодобряемых мотивах своей деятельности.
Полученные данные могут говорить о том, что чем более позитивно воспринимают себя испытуемые, тем реже мотивы оказания помощи нуждающемуся являются корыстными, преследующими собственные интересы и тем бо-
лее объективно они оцениваются испытуемыми, несмотря на определенную долю, не всегда бескорыстных мотивов.
Выводы:
1. Анализ мотивов оказания помощи на основе их распределения по группам (альтруистические, эгоистические, социально-нормативные) отражает присутствие в структуре мотивации мотивов всех видов, что может свидетельствовать о ситуативной актуализации тех или иных мотивов, обусловленной рядом факторов, как, например, ситуация оказания помощи, объект помощи, свойства личности оказывающего, что станет предметом наших дальнейших исследований.
Также, нами было предположено, что реализация тех или иных мотивов в процессе оказания помощи может быть обусловлена особенностями самооценки испытуемых.
2. Исследование ряда компонентов самоотношения испытуемых позволяет сделать вывод о достаточно высокой степени выраженности каждого компонента в структуре самоотношения. Наиболее высокие показатели были получены по таким компонентам самоотношения, как: «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Саморуковдство», более низкие - по таким компонентам, как «Закрытость» и «Самопринятие». Это говорит о высокой ценности для испытуемых самих себя, ощущении себя принятым другими по достоинству, центром собственной активности, способным решать многие жизненные проблемы.
3. Установление связи между мотивами оказания помощи и компонентами самоотношения позволяет сделать вывод о том, что чем выше принятие себя испытуемым, тем выше его стремление руководствоваться мотивами оказания помощи, направленными исключительно на благо нуждающегося в ней. Также самопринятие себя испытуемыми позволяет объективно говорить о мотивах своих действий, которые не всегда являются бескорыстными.
Следовательно, в целом положительная оценка себя испытуемыми способствует более частому оказанию помощи окружающим, следуя альтруистическим мотивам, чем эгоистическим, а также внутренней честности перед самим собой в случае следования последним.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: дис. ... д-ра пс. наук. Москва, 2000. 420с.
2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. 560с.
3. Кухтова Н.В. Содержательные и динамические характеристики личности школьников подросткового возраста с просоциальной направленностью: дис. ... канд. пс. наук. Минск, 2005. 136с.
4. Ковалева Ю.В. Психологические характеристики ситуации оказания помощи // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под научной редакцией Е.Ф. Ященко, В.Д. Иванова. Челябинск: ЮУрГУ, 2012. С.111-115.
5. Мазур Ю.О. Социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения: дис. ... канд. пс. наук. Ярославль, 2008. 213 с.
6. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2007.
7. Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С.152 - 172.
8. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. М.: АСТ: Хранитель. 761с. (С. 141 - 157).
9. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672с.
10.Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник Московского гос. универ-та. Серия 14. Псхология. 1981. №1. С. 14 - 22.
11.Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. СПб.: Питер, 2004. 767с.
12.Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. 256с.
References
1. Abramenkova V.V. Genezis otnosheniy rebenka v sotsial'noy psikhologii detstva [The genesis of the child's relationship to the social psychology of childhood] : dis. dr. ... ps. science. Moscow, 2000. 420 p.
2. Aronson E., Uilson T., Eykert R. Sotsial'naya psikhologiya. Psikhologi-cheskie zakony povede-niya cheloveka v sotsiume [Social Psychology. Psychological laws of human behavior in society]. SPb.: Prime - EVROZNAK, 2002. 560 p.
3. Kukhtova N.V. Soderzhatel'nye i dinamicheskie kharakteristiki lichnosti shkol'nikov podrostkovogo vozrasta s prosotsial'noy napravlennost'yu [Content and dynamic characteristics of the individual school teens with prosocial orientation]: dis. ... candidate. ps. science. Minsk, 2005. 136 p.
4. Kovaleva Yu.V. Psikhologicheskie kharakteristiki situatsii okazaniya po-moshchi [Psychological characteristics of the situation to help]. Psikhologiya v so-vremennom razvivayushchemsya mire: teoriya ipraktika: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychology in the modern developing world: theory and practice: proceedings of the International Scientific Conference] / under the editorship of E.F, Yashchenko, V.D. Ivanov. Chelyabinsk Ural State University, 2012. pp. 111- 115.
5. Mazur Yu.O. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening lichnostnogo rosta kak sredstvo razvitiya prosotsial'nogo povedeniya [Socio-psychological training of per-
sonal growth as a means of pro-social behavior]: dis. ... candidate. ps. Sscience. Yaroslavl, 2008. 213 p.
6. Mayers D. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology]. M.: Peter, 2007.
7. Nasinovskaya E.E. Altruisticheskiy imperative [Altruistic imperative]. So-vremennaya psikhologiya motivatsii [Contemporary psychology of motivation] / ed. D.A. Leontiev. M.: Sense, 2002. pp. 152-172.
8. Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa [Handbook of Practical Psychology] / Comp. S.T. Posokhova, S.L. Solovyov. M. 761p. (pp. 141 - 157).
9. Pochebut L.G., Meyzhis I.A. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. SPb.: Peter, 2010. 672 p.
10. Reykovskiy Ya. Prosotsial'naya deyatel'nost' i ponyatie sobstvennogo «Ya» [pro-social activities and the concept of his own "I"]. VestnikMoskovskogo gos. un-iver-ta. Seriya 14. Pskhologiya [Bulletin of the Moscow state. uni-ty. Series 14. Psychology], no. 1 (1981): 14-22.
11. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology] / S. Taylor, L. People, D. Sears. SPb.: Peter, 2004. 767 p.
12. Chaldini R., Kenrik D., Neyberg S. Sotsial'naya psikhologiya. Poymi dru-gikh, chtoby ponyat' sebya! [Social Psychology. Understand others to understand you!]. - SPb.: Prime - EVROZNAK, 2002. 256 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ковалева Юлия Викторовна, аспирант кафедры общей и социальной психологии
Смоленский гуманитарный университет
ул. Герцена д.2, Смоленск, Смоленская область, 214014, Россия e-mail: Kovaleva_YV@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kovaleva Yulia Viktorovna, post graduate student of the general and social psychology
Smolensk Humanitarian University
2, Herzen's street, Smolensk, Smolensk region, 214014, Russia e-mail: Kovaleva_YV@mail. ru
Рецензент:
Г риценко Валентина Васильевна, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета, доктор психологических наук, профессор