УДК 797.14 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-10-73-80
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ ТАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ
Е.И. Береза, Л.Н. Захрямина
Выявлен перечень стратегических и тактических внешних факторов, влияющих на принятие решения в парусной гонке, определена степень их влияния в конкретной ситуации на основе анализа научно-методической литературы и опроса высококвалифицированных экспертов. Полученные результаты в ходе исследования в дальнейшем могут лечь в основу методики тактической подготовки яхтсменов, выступающих на различных классах яхт.
Ключевые слова: парусный спорт, тактика, тактические решения, факторы, стратегия.
Береза Екатерина Ивановна, аспирант, kate-bereza. sailing@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»,
Захрямина Лилия Николаевна, канд. пед. наук, доц., zakhryamina liliya@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
Результат в парусной гонке складывается из общей совокупности принятых решений, в том числе тактических. Именно поэтому на вершину пирамиды гоночного мастерства многие зарубежные и отечественные авторы ставят уровень тактической подготовленности яхтсменов-гонщиков [1-4, 7]. Парусный спорт относится к ситуационным видам спорта, в котором яхтсмены вынуждены принимать решения в условиях высокой неопределенности [1].
Первым этапом в принятии тактического решения в парусном спорте является оценка гоночной ситуации, основанная на оперативном анализе внешних (объективных, независящих от спортсмена) факторов. Второй этап - выбор оптимального решения ситуации из множества альтернатив. На третьем - реализация технико-тактического действия, на четвертом - контроль эффективности выполненного действия и дальнейшая коррекция в случае необходимости. Способ -ность грамотно проанализировать окружающую обстановку, оценить сло -жившуюся ситуацию на дистанции в ходе гонки, спрогнозировать ход раз -вития событий (изменение ветра, поведение соперников) и в кратчайшее время принять рациональное тактическое решение - важный навык любого яхтсмена [5, 6].
FACTORS INFLUENCING TACTICAL DECISION-MAKING IN SAILING SPORT
Bereza E.I., postgraduate student, katebereza. sailing@mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sport «SCOLIPK», Zakhryamina L.N., candidate of pedagocical sciences, associate professor, zakhryamina liliya@mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sport «SCOLIPK»
A list of strategic and tactical external factors influencing decision-making in a sailing race has been identified, and the degree of their influence in a specific situation has been determined based on an analysis of scientific and methodological literature and a survey of highly qualified experts. The results obtained during the study can later form the basis for a methodology for tactical training of yachtsmen competing on various yacht classes.
Key words: sailing, tactics, tactical decisions, factors, strategy.
Следует отметить, что реализация тактических приемов спортсмена напрямую связана с уровнем технической, физической, теоретической, а также психологической подготовленности [1, 2, 7].
На данный момент в научно-методической литературе представлено недостаточно работ, исследующих влияние внешних факторов на принятие тактических решений в процессе соревновательной деятельности яхтсменов в различных условиях. Исследование внешних факторов может дополнить новыми положениями теорию парусного спорта и в будущем лечь в основу методики тактической подготовки гонщиков различного уровня мастерства.
Цель исследования - разработать систему внешних факторов, влияющих на принятие тактического решения в парусной гонке, и выявить степень влияния каждого фактора на выбор оптимального решения в раз -личных условиях.
Задачи исследования:
1) выявить перечень внешних факторов, стратегических и тактиче -ских, влияющих на принятие тактического решения в парусной гонке, на основе анализа научно-методической литературы и опроса высококвалифицированных экспертов;
2) определить степень влияния каждого фактора на выбор тактиче -ского решения в конкретной ситуации на основе экспертной оценки;
3) изучить на основе мнения экспертов влияние каждого фактора на выбор тактического решения в различных условиях.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики.
Организация исследования. Для выявления внешних факторов, влияющих на принятие тактического решения в гонке, был проведен опрос в формате анкетирования, которое проходило в электронном виде на интернет-платформе GoogleForm, и полуформализованного интервьюирования высококвалифицированных тренеров (п=10) и членов сборной команды России по парусному спорту в различных олимпийских классах яхт (основного и резервного составов, п=12), состоящий из четырех этапов.
На первом этапе экспертам предлагалось из сформированного на основе анализа научно-методической литературы перечня внешних факторов (п=15) выбрать наиболее значимые для принятия тактического решения в гонке, которые определялись числом проголосовавших экспертов. На втором этапе эксперты дифференцировали выбранные факторы (п=9) на стратегические и тактические. На третьем этапе проведена экспертная оценка, здесь специалисты ранжировали факторы по степени их влияния на тактический выбор. Стратегические факторы оценивались по трехбалльной системе, а тактические факторы - по шестибалльной. Фактору,
наиболее значимому для принятия решения, присваивалось наибольшее количество баллов и далее по нисходящей. На четвертом этапе проведено полуформализованное интервьюирование экспертов, чтобы уточнить, каким именно образом будет влиять каждый фактор на принятие решения в различных условиях.
Статистический анализ данных проводился с помощью программы MS Excel. Данные представлены в виде средних значений и стандартного отклонения. Коэффициент конкордации Кендалла (W) применялся для оценки согласованности мнения экспертов. Формула расчета: W=12S/m2(n3-n), где m - количество экспертов (22), n - количество объектов оценки (3; 6), S - сумма квадратов отклонений.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе проведенного анкетирования и экспертной оценки был выявлен перечень стратеги -ческих (n=3) и тактических факторов (n=6), наиболее влияющих на принятие тактического решения в парусной гонке. Далее было проведено ран -жирование факторов по степени их значимости (таблица). Анализ экспертной оценки показал высокую степень согласованности экспертов, каса-тельно стратегических (W=0,82) и тактических факторов (W=0,76).
Перечень внешних факторов, наиболее влияющих на принятие тактического решения в парусной гонке
Внешние факторы Среднее значение оценок экспертов
Стратегические факторы
FS1. Характер взаимодействия с основными соперниками 2,77
FS2. Особенности акватории (места проведения соревнования) 2,13
FS3. Учет расположения отрезков дистанции относительно ветра и относительно соперников 1,13
Тактические факторы
FT1. Отрезок дистанции 5,81
FT2. Положение на отрезке дистанции 5,18
FT3. Положение во флоте (сразу после старта и до конца гонки): 1-я линия по фронту, 2-3-я линия, 4-я и дальше 3,81
FT4. Изменение ветро-волновых условий 3,18
FT5. Положение относительно ближайших соперников 1,63
FT6. Правила вида спорта 1,27
После проведения полуформализованного интервьюирования экспертов было выявлено, каким образом, по мнению экспертов, влияет каждый фактор в различных условиях.
Стратегические факторы.
FS1. Характер взаимодействия с основными соперниками. Отметим, что перед каждым соревнованием и перед каждым гоночным днем спортсмен оценивает свое потенциальное положение в турнирной таблице. Данный фактор 93 % респондентов отметили, как самый значимый при по-
строении стратегического общего замысла на регату, гонку и на принятие тактического решения в конкретной гоночной ситуации.
В начале регаты (до начала - первая треть гоночных дней). Более 90 % респондентов ответили, что, если они высоко оценивали свои воз -можности (топ-3, топ-10 в зависимости от ранга соревнования) в начале регаты, они выбирали более консервативную тактику, идя относительно близко к основным соперникам, а также гораздо реже уходили в «риско -вые» зоны - зоны, находясь в которых, спортсмен рискует ухудшить позицию при изменении силы и направления ветра. Если опрашиваемые до ре -гаты оценивали свое потенциальное положение в середине или в конце турнирной таблицы, тогда 76 % из них выбирали более «свободную» тактику, в большей степени ориентируясь на ветровые условия.
В середине и конце регаты. К середине регаты появляется круг ближайших соперников, располагающихся ниже или выше в турнирной таблице. Большинство опрашиваемых (94 %) ответили, что при принятии тактического решения фокусировались только на ведении борьбы с соперниками при условии, что их позиция была в начале турнирной таблицы. Если позиция ниже середины, 64 % были более склонны при принятии решения ориентироваться на изменения ветро -волновых условий.
FS2. Особенности акватории (места проведения соревнования). Данный фактор 91 % опрошенных поставили на второе место. Закрытый или открытый водоем (определяется наличием береговой зоны с различных сторон гоночной дистанции), дальность и расположение дистанции относительно берега, наличие приливов-отливов, бризовых ветров будут также влиять на построение стратегического плана на весь гоночный день или конкретную гонку.
FS3. Учет расположения отрезков дистанции относительно ветра и относительно друг друга. Следует отметить, что положение знаков дистанции устанавливается незадолго до старта гонки и периодически изменяется в течение всего гоночного дня. Данный фактор 94 % респондентов поставили на третье место, так как общий стратегический замысел от него, может быть лишь немного скорректирован. Например, если первый знак дистанции смещен вправо или влево относительно стартовой линии, предпочтение в выборе маршрута будет отдаваться той стороне, в какую сто -рону смещен знак.
Вышеперечисленные факторы определяют общий замысел прохождения гонки, складывающийся до начала гонки и оказывающий непосредственное влияние на дальнейшее принятие тактического решения в конкретной ситуации. Следующие факторы могут динамично изменяться в ходе гонки.
Тактические факторы.
FT1. Отрезок дистанции: старт, лавировка (1, против ветра), огибание знаков (верхний/нижний), полные курсы (по ветру), лавировка (2, про -
тив ветра), финишный отрезок. Каждому отрезку дистанции присущи раз -личные средства ведения борьбы и свои тактические задачи, поэтому дан -ный фактор является ключевым для выбора оптимального решения гоночной ситуации (95 % опрошенных поставили данный тактический фактор на первое место).
FT2. Положение на отрезке дистанции. Вслед за отрезком дистанции 87 % опрошенных поставили на второе место такой фактор, как положение на отрезке дистанции. В процессе гонки необходимо понимать, в какой части дистанции находится лодка относительно следующего знака: в начале, в середине отрезка или в конце. Также необходимо добавить, что наибольшая концентрация лодок - в начале и конце отрезка. Опрос показал, что в начале отрезка 86 % респондентов при принятии решения руководствуются тактическим позиционированием относительно флота, в середине отрезка 69 % опрошенных ориентируются на позицию во флоте и изменении направления ветра, а в конце отрезка большая часть (73 %) исходят из положения относительно знака (выбор оптимальной траекто -рии, приближающей к знаку) и положения относительно флота.
FT3. Положение во флоте сразу после старта и до конца гонки: 1-я линия по фронту, 2-3-я линия, 4-я и дальше. Данный фактор эксперты (81 %) поставили на 3-е место, так как позиция относительно всей массы флота может существенно внести коррективы в стратегический план гонки. Отметим, что «линией фронта» в парусной терминологии называется условная линия, расположенная перпендикулярно направлению на следующий знак.
На первой линии относительно флота нет «ветровой тени» от парусов соперников, и гонщики могут идти, опираясь на свой план. 91 % опрошенных ответили, что, идя на первой линии (спереди), будут принимать более консервативные решения, опираясь на позицию относи -тельно основной массы флота или отдельного соперника (в конце гонки), чем идя во 2-3-й линиях (в середине) относительно флота. Идя ближе к концу (4-я линия и дальше), 89 % ответили, что, принимая тактические решения, будут больше руководствоваться изменениями направления ветра, чем позицией относительно флота или отдельного соперника.
FT4. Изменение ветро-волновых условий. Изменение ветро-волно-вых условий существенно влияет на принятие тактического решения яхтсменом-гонщиком. Изменения направления ветра влияют на курс лодки, а силы ветра - на ее скорость. Грамотное их использование может существенно сократить время пройденной дистанции, поэтому 54 % респондентов поставили по значимости после положения во флоте на 4-е место.
FT5. Положение относительно ближайших соперников 58 % опрошенных поставили на 5-е место.
FT6. Правила вида спорта. Данный фактор практически все экс -перты (97 %) поставили на 6-е место, так как он является лимитирующим в
выборе тактического решения. Например, может сложиться такая ситуа -ция, что, опираясь на всю совокупность стратегических и тактических факторов, яхтсмен принимает решение о необходимости выполнения маневра, однако совершить его не может ввиду четких рамок, установленных в правилах.
На основе проведенных этапов опроса экспертов была разработана система внешних факторов, влияющих на принятие тактического решения в гонке (рисунок).
Система внешних факторов, влияющих на принятие тактического решения в гонке
Выводы. В ходе проведенного исследования выявлены основные стратегические (n=3) и тактические факторы (n=6), влияющие на принятие тактического решения в ходе парусной гонки. Определена степень влияния каждого фактора на выбор, и выявлено, каким образом, по мнению экспер -тов, влияет каждый фактор в различных условиях. Полученные результаты в ходе исследования в дальнейшем могут лечь в основу методики тактиче -ской подготовки яхтсменов, выступающих на различных классах яхт.
Список литературы
1. Белов Г.В. Определение характеристик технико-тактического мастерства яхтсменов // Комплексный контроль и индивидуализация под -готовки спортсменов старших разрядов: сб. науч. трудов. Л.: Изд-во ЛНИ-ИФК, 1983. С. 46-49.
2. Костюк Ю.И., Белов Г.В., Иссурин В.Б. Критерии технико-тактического мастерства яхтсменов // Актуальные вопросы физической куль -туры и спорта: сб. трудов науч.-исслед. института проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Т. 3. Краснодар: Изд-во КубГАФК, 2000. С. 51-58.
3. Роль информационно-аналитических систем в подготовке яхтсменов спортивного резерва / С.Е. Бакулев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 6-7.
4. Технологии и методики объективного контроля, используемые в парусном спорте / Т.В. Михайлова [и др.]. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2019. 132 с.
5. Томилин К.Г. Олимпийская парусная регата 2020 года: анализ соревновательной деятельности // Вестник спортивной науки. 2022. № 3. С. 20-25.
6. Томилин К.Г., Михайлова Т.В., Кузнецова М.М. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных яхтсменов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2008. 224 с.
7. Факторная структура технико-тактической и физической готовности к успешной соревновательной деятельности высококвалифицированных яхтсменов / Л.Н. Захрямина [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12. С. 73-80.
References
1. Belov G.V. Opredelenie harakteristik tekhniko-takticheskogo masterstva yahtsme-nov [Definition of characteristics of technical and tactical skills of yachtsmen] // Comprehensive control and individualization of training of senior athletes: collection of scientific works. Leningrad: LNIIFK Publishing House, 1983. P. 46-49.
2. Kostyuk Yu.I., Belov G.V., Issurin V.B. Kriterii tekhniko-takticheskogo mas-terstva yahtsmenov [Criteria of technical and tactical skills of yachtsmen] // Current issues of
physical education and sports: collection of works of the research institute for problems of physical education and sports of KubGAFK. T. 3. Krasnodar: KubGAFK Publishing House, 2000. P. 51-58.
3. Rol' informacionno-analiticheskih sistem v podgotovke yahtsmenov sportivnogo rezerva [The role of information and analytical systems in training yachtsmen of the sports reserve] / S.E. Bakulev [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 1. P. 6-7.
4. Tekhnologii i metodiki ob"ektivnogo kontrolya, ispol'zuemye v parusnom sporte [Technologies and methods of objective control used in sailing] / T.V. Mihajlova [et al.]. M.: OntoPrint Publishing House, 2019. 132 p.
5. Tomilin K.G. Olimpijskaya parusnaya regata 2020 goda: analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti [2020 Olympic sailing regatta: analysis of competitive activity] // Vestnik spor-tivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2022. No. 3. P. 20-25.
6. Tomilin K.G., Mihajlova T.V., Kuznecova M.M. Parusnyj sport: godichnyj cikl podgotovki kvalificirovannyh yahtsmenov [Sailing: annual cycle of training qualified yachtsmen]: textbook. manual. M.: Physical culture, 2008. 224 p.
7. Faktornaya struktura tekhniko-takticheskoj i fizicheskoj gotovnosti k uspeshnoj sorevnovatel'noj deyatel'nosti vysokokvalificirovannyh yahtsmenov [Factor structure of technical, tactical and physical readiness for successful competitive activity of highly qualified yachtsmen] / L.N. Zakhryamina [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Issue 12. P. 73-80.