Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНФЛИКТА В ТАДЖИКИСТАНЕ'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНФЛИКТА В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
608
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ПОСТСОВЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Искандарзода Бехруз Дилшод

Несмотря на то, что в 2021 г. Республика Таджикистан отпраздновала 30-летие государственной независимости, страна все еще является достаточно молодым государством, ставшим полноправным и суверенным членом международного сообщества ценою кровопролитной братоубийственной гражданской войны 90-ых годов, унесшей жизни сотен тысяч людей и вынудившей миллионы покинуть свой дом в поисках безопасной жизни. В настоящей статье даётся анализ внутри- и внешнеполитических факторов, а именно - роли отдельных государств и других акторов международных отношений в данном конфликте. Возникновению как противоречий, так и последовавшей за ними гражданской войны, способствовало множество различных факторов, некоторые из которых возникли задолго до распада СССР, а другие начали «давать плоды» уже в 1990-е гг. Очевидно одно: гражданская война была неизбежна. Межклановые и межэтнические обиды, затухающая экономика, неэффективный экономический менеджмент, низкая политическая грамотность населения, идея исламизма, прогрессирующая, как злокачественная опухоль, среди молодёжи и многое другое Таджикистан получил после обретения своей независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY FACTORS AND CIVIL CONFLICT RESOLUTION IN TAJIKISTAN

Despite the fact that in 2021 the Republic of Tajikistan celebrated 30 years of state independence, the country is still quite a young state, which became a full and sovereign member of the international community at the cost of a hard and bloody civil war in the 90s, which killed hundreds of thousands of people and forced millions to flee their home in search of peace and prosperity. This article analyses the internal and external factors, namely the role of certain states and other international actors in this conflict. A large number of factors, ranging from socio-economic, ethno-demographic to political-religious, individually and collectively, have contributed to both the controversy and the resulting civil war. Many of these factors began to emerge long before the collapse of the USSR, while others began to "bear fruit" in the 1990s. One thing is certain: a civil war was inevitable. Inter-clan and inter-ethnic tension as ethno-demographic factor, decaying economy and ineffective economic management and low political literacy of population as socio-economic factor as well as Islamism idea that is progressing like malignant tumor among youth as political-religious factor and many other things - the price Tajikistan paid for building independent Tajik state. Overall, peace and national accord in Tajikistan were preceded by many years of negotiations between the Government of the Republic and the opposition, which at the time were represented by various political movements and parties.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНФЛИКТА В ТАДЖИКИСТАНЕ»

Научная статья / Research article

Внешнеполитические факторы и урегулирование гражданского

конфликта в Таджикистане

Б. Д. Искандарзода

Российский университет дружбы народов, Россия ORCID ID: 0000-0000-0000, email:iskandarzoda@outlook.com

Аннотация. Несмотря на то, что в 2021 г. Республика Таджикистан отпраздновала 30-летие государственной независимости, страна все еще является достаточно молодым государством, ставшим полноправным и суверенным членом международного сообщества ценою кровопролитной братоубийственной гражданской войны 90-ых годов, унесшей жизни сотен тысяч людей и вынудившей миллионы покинуть свой дом в поисках безопасной жизни. В настоящей статье даётся анализ внутри- и внешнеполитических факторов, а именно - роли отдельных государств и других акторов международных отношений в данном конфликте. Возникновению как противоречий, так и последовавшей за ними гражданской войны, способствовало множество различных факторов, некоторые из которых возникли задолго до распада СССР, а другие начали «давать плоды» уже в 1990-е гг. Очевидно одно: гражданская война была неизбежна. Межклановые и межэтнические обиды, затухающая экономика, неэффективный экономический менеджмент, низкая политическая грамотность населения, идея исламизма, прогрессирующая, как злокачественная опухоль, среди молодёжи и многое другое Таджикистан получил после обретения своей независимости.

Ключевые слова: Таджикистан, гражданская война, постсоветские исследования.

Для цитирования: Искандарзода Б. Д. Внешнеполитические факторы и урегулирование гражданского конфликта в Таджикистане // Постсоветские исследования. 2022;1(5):30-38.

Foreign Policy Factors and Civil Conflict Resolution in Tajikistan

Bekhruz D. Iskandarzoda

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia ORCID ID: 0000-0000-0000, email:iskandarzoda@outlook.com

Abstract. Despite the fact that in 2021 the Republic of Tajikistan celebrated 30 years of state independence, the country is still quite a young state, which became a full and sovereign member of the international community at the cost of a hard and bloody civil war in the 90s, which killed hundreds of thousands of people and forced millions to flee their home in search of peace and prosperity. This article analyses the internal and external factors, namely the role of certain states and other international actors in this conflict. A large number of factors, ranging from socio-economic, ethno-demographic to political-religious, individually and collectively, have contributed to both the controversy and the resulting civil war. Many of these factors began to emerge long before the collapse of the USSR, while others began to "bear fruit" in the 1990s. One thing is certain: a civil war was inevitable. Inter-clan and inter-ethnic tension as ethno-demographic factor, decaying economy and ineffective economic management and low political literacy of population as socio-economic factor as well as Islamism idea that is progressing like malignant tumor among youth as political-religious factor and many other things - the price Tajikistan paid for building independent Tajik state. Overall, peace and national accord in Tajikistan were preceded by many years of negotiations between the Government of the Republic and the opposition, which at the time were represented by various political movements and parties.

Keywords: Tajikistan, Civil War in Tajikistan, Post-Soviet Studies.

For citation: Bekhruz D. Iskandarzoda. Foreign Policy Factors and Civil Conflict Resolution in Tajikistan. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;1(5):30-38. (In Russ.)

Резкий и неожиданный распад СССР повлёк за собой неспособность новообразовавшихся государств

самостоятельно решать внутриполитические проблемы, тогда как для формирования новой экономической модели требовались время и ресурсы, которые, однозначно, были ограничены. Каждой из республик достались в наследство промышленная

инфраструктура и стратегические объекты различного назначения (от космической промышленности до производства самолётов): кому-то больше, кому-то меньше. Таджикистану, по сравнению с другими странами, досталось немного: энергетические комплексы, производство алюминия и предприятия легкой промышленности. Требовалось правильное и эффективное управление доставшимися ресурсами, что невозможно было обеспечить ввиду озабоченности общества другими проблемами, а именно проблемами политического раскола, дальнейшего курса нации и ее самосознания.

Долгое время, практически со времен образования Таджикской ССР, политическая элита этой советской республики состояла из так называемого «ходжентского клана» -выходцев с севера страны, из Ленинабада и Кулябской области. Такого рода дискриминационная кадровая политика, из года в год все больше укоренявшаяся в системе, не могла не привести к возникновению определённых обид среди региональных кланов, которые впоследствии переросли в гражданскую войну. Этно-демографический фактор с уверенностью можно назвать одной из главных причин возникновения кровопролитной

гражданской войны 1990-х гг. Местничество возымело свой эффект и сильно проявилось еще до распада Советского Союза: правящая элита Таджикистана преуспела в создании резкого контраста между уровнями развития регионов Таджикистана. Неравное распределение благ и бюджета между районами республики в советский период усугубило региональное неравенство и привело в дальнейшем к недовольству жителей ряда областей.

Отдельно стоит упомянуть о религиозном факторе, который играл практически центральную роль в рассматриваемой проблеме. Социально-экономической кризис, который переживал в то время Таджикистан, стал опорой для активизации исламистской идеологии. Обстановка, возникшая в обществе, очень точно совпала с распадом СССР. Ослабление контроля Москвы усилило деструктивные силы во многих бывших республиках СССР, в Таджикистане в том числе. Общество начало активно политизироваться, стали образовываться различные организации и движения политического характера. Подогреваемая извне идея исламского государства, вскорости ставшая популярной среди молодёжи, была движущей силой антиправительственных акций,

направленных против политики, проводимой таджикскими коммунистами.

Предпосылками конфликта послужили экономическая отсталость и активизация радикальных исламистских элементов, а также то, что многие кланы из других районов Таджикистана не были представлены в правящей верхушке страны.

Мощная исламская оппозиция, зародившаяся на волне преобразований в СССР и на фоне давних противоречий между регионами, вдохновлённая падением режима Наджибуллы в Афганистане, попыталась захватить власть в Таджикистане. Противостояние вылилось в межэтнический конфликт и гражданскую войну (1992-1997 гг.) между Народным фронтом, сторонниками светского государства (кланы Худжанда и Хатлона), и объединённой таджикской оппозицией - коалицией исламистов (выходцев из районов Гарма) и «демократов» (из Горного Бадахшана) [Внешняя политика стран СНГ 2017].

Роль России в урегулировании гражданской войны в Таджикистане

Российская Федерация являлась и является одним из государств, которые поддерживали и до сих пор поддерживают конституционную и легитимную власть в Таджикистане. Именно российская 201-ая дивизия внесла значительный вклад в урегулирование конфликта в самом начале

внутренних политических противоречий в стране. Многие специалисты и ученые по-разному оценивают роль России в завершении гражданской войны.

М. Ташмухаммадов в своих трудах пишет [Ташмухаммадов 2004], что интересы России охватывают политико-военные, экономические и многие другие аспекты двусторонних отношений с Таджикистаном. Во-первых, Россия и Таджикистан являются членами СНГ и ОДКБ, также Россия является активным проводником интересов Таджикистана в международных и региональных организациях. Во-вторых, Россия рассматривает таджикско-афганскую границу как коллективную южную границу СНГ, к защите которой прикладываются совместные усилия, в том числе и по борьбе с террористическими и экстремистскими организациями, наркотрафиком и торговлей оружием [Ташмухаммадов 2004]. Наравне с этим Россия принимает активное участие в вопросе урегулирования таджикско-китайской границы. В-третьих, -

экономический фактор. Россия является одним из основных экономических доноров Таджикистана. Также нельзя сбрасывать со счетов наличие русского населения в этническом составе республики, что не могло не привлекать внимание России к Таджикистану [Ташмухаммадов 2004].

Главным фактором, обусловливавшим непосредственное участие России в урегулировании конфликта в Таджикистане, является то, что Россия не хотела терять свое политическое влияние в Центральной Азии [Сатторзода 2021: 254-261].

В тяжелые времена гражданской войны российская 201-ая дивизия обеспечивала мир и спокойствие в республике, оказывала непосредственную поддержку Народному фронту. Когда под натиском оппозиции Р. Набиеву (президент Республики

Таджикистан до 1992 г.) пришлось уйти в отставку, ему было предоставлено убежище и покровительство в стенах 201-ой дивизии. По просьбе конституционного правительства Таджикистана 201-ая дивизия с сентября 1992 г. также осуществляла защиту и оборону немалого количества объектов, имевших стратегическую и экономическую значимость для республики. В частности,

такими объектами были Нурекская ГЭС, электрохимический комбинат в Яване, завод азотных лучей в Вахше, несколько военных центров, огромное количество автодорог, контроль над которыми гарантировал стратегическое превосходство.

Военный контингент 201-ой дивизии насчитывал в то время более 7 тыс. солдат. Другой частью российской армии на территории Таджикистана была пограничная группа, обеспечивавшая безопасность на границах совместно с таджикскими вооруженными силами.

Любой конфликт межгосударственного или внутригосударственного уровня требует приложения больших политических и дипломатических усилий. Процесс урегулирования межэтнического конфликта 1990-х гг. был многоаспектным и включал в себя несколько составляющих.

Естественно, что для урегулирования конфликта необходимо установить формат и площадку, где противоборствующие стороны могли бы обмениваться мнениями и приходить к определенным соглашениям. Поэтому первым шагом в урегулировании конфликта стали переговоры между правительством и Объединенной

таджикской оппозиции (ОТО), прошедшие в Москве с 5 по 19 апреля 1994 г., когда военные действия еще продолжались. Переговоры были организованы под эгидой ООН и с участием наблюдателей от России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Афганистана, Ирана и Пакистана. Делегацию от Таджикистана возглавил тогдашний министр по вопросам труда и занятости Ш. Зухуров (по 2020 г. возглавлявший нижнюю палату Маджлиси Оли - парламента Республики Таджикистан), а делегацию от Объединенной таджикской оппозиции - председатель

Координационного комитета

демократических сил Таджикистана О. Латифи. Отсутствие на переговорах представителей более высокого ранга сказалось на том, что стороны не смогли достичь определенных договоренностей, способных значительно повлиять на исход конфликта. Тем не менее на том этапе были подписаны несколько документов: Протокол о создании Совместной комиссии по

проблемам беженцев и вынужденных переселенцев из Таджикистана1 и прилагающиеся к нему документы, которые имели символическое значение для обеих сторон и долгое время не были реализованы фактически.

Помощь дружественной и братской России не ограничивалась только военными усилиями. 25 мая 1993 г. между РФ и Республикой Таджикистан был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Именно этот Договор положил начало дальнейшему

стратегическому партнерству и

союзническим отношениям в духе взаимопомощи между двумя странами. Продолжение истории 201-й дивизии также нашло отражение в этом документе: согласно 3-му пункту, стороны обязывались проводить согласованную оборонную и военно-техническую политику, России передавалось право размещать войска и любые другие специальные подразделения Вооруженных сил РФ на территории Республики Таджикистан, пользоваться военными объектами страны нахождения.

Тем самым с уверенностью можно заявить, что Российская Федерация занимает центральную роль в урегулировании гражданской войны в Таджикистане.

Однозначно, что оппозиция,

поддерживаемая исламистами извне, выступала против соглашений и договоров, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

Роль Исламской Республики Иран в гражданском конфликте в Таджикистане

Исламская Республика Иран также сыграла важную роль в урегулировании межтаджикского конфликта 1990-гг., но, в отличие от Российской Федерации, целям и задачам внешней политики Ирана больше соответствовала идеология ОТО, а не легитимного светского правительства. Иран, будучи исламским государством, был более заинтересован в возникновении в Центральной Азии еще одного исламского

1 Протокол о создании Совместной комиссии по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев из Таджикистана, Москва, 19 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Сайт Миссии наблюдателей

государства, находящегося под его влиянием.

Несмотря на историческую близость народов Таджикистана и Ирана и достижения таджикской и иранской дипломатии в развитии дружеских, братских отношений между странами, роль Исламской Республики Иран в гражданской войне Таджикистана не однозначна.

Иран был настроен на урегулирование конфликта, хотя и не в пользу конституционного правительства. Помимо того, что Иран выступал наблюдателем практически на всех раундах переговоров между правительством Таджикистана и ОТО, большинство соглашений и договоров были подписаны именно в Тегеране. В частности, речь идет о Протоколе по вопросам беженцев, подписанном в Тегеране 13 января 1997 г., Протоколе о гарантиях осуществления Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане от 28 мая 1997 г., Соглашении о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны от 17 сентября 1994 г., а также Соглашении о прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны на период переговоров от 17 сентября 1994 г. (два последних документа были подписаны в один день и, несмотря на практически идентичное название, предметы рассмотрения разные). Такое активное и непосредственное участие в организации переговоров и предоставление площадки для их проведения свидетельствует о том, что Иран выступал за установление мира и национального согласия в Таджикистане.

Исламская Республика Иран, несмотря на оказанную ею помощь и активное участие в проведении переговоров между правительством и оппозицией, намеревалась реализовать собственные геополитические задачи, в частности, содействовать возникновению у себя под боком лояльного

ООН в Таджикистане (МНООНТ): [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/events/missions/past/unmotagr.ht m (дата обращения: 10.03.2021);

исламского государства, тем самым расширив сферу своего влияния в регионе.

Роль международных организаций и мирового сообщества в урегулировании гражданской войны в Таджикистане

СНГ, в свою очередь, приняло 34 документа, направленных на установление мира и сохранение территориальной целостности Таджикистана. Огромное значение для организации и обеспечения успеха этого процесса имели последующие коллективные действия государств СНГ. На XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан было принято решение обратиться к государствам СНГ с просьбой о введении в зону конфликта миротворческих сил. Уже через полтора месяца Совет глав государств в ответ на просьбу Правительства Таджикистана принял Решение о формировании Коллективных

миротворческих сил и начале их функционирования. 10 февраля 1995 г. в Алматы, Республике Казахстан, состоялись заседания Совета глав государств СНГ, на которых был принят важный для сотрудничества России и Таджикистана документ - Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ. К тому же на одном из этих заседаний главами России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана было принято Обращение к Председателю Совета Безопасности ООН о проведении в Таджикистане полноценной миротворческой операции под эгидой ООН, что, несомненно, дало старт миротворческой деятельности на территории страны.

Интересы Узбекистана в Таджикистане обуславливались историческими связями, ведь многие таджики и узбеки имеют смешанные семьи, большая часть населения Согдийской области, запада Гиссарской долины и небольшая доля населения Хатлонской области говорит на обоих языках: как на таджикском, так и на узбекском. Кроме того, эти страны имеют общую протяженную границу. В Таджикистане проживает не менее 1 млн 200 тыс. этнических узбеков. Помимо этого, таджикский истеблишмент тогда активно лоббировал продвижение этнических узбеков в кадровых вопросах. Приход национал-патриотических и исламских сил в

Таджикистане рассматривался в Ташкенте как угроза целостности и безопасности Узбекистана, поскольку там мог встать вопрос о принадлежности двух древних городов - Самарканда и Бухары, имеющих отношение к таджикам, а также в плане активизации исламских радикалов, особенно в Ферганской долине. Ко всему прочему Узбекистан претендовал на роль лидера в Центральной Азии.

Стоит отметить, что Афганистан и Пакистан также принимали активное участие в урегулировании конфликта в Таджикистане, но, тем не менее, полностью поддерживали позицию Ирана в данном вопросе, а именно, активно содействовали и помогали оппозиции Таджикистана в лице исламистов.

Что касается ООН, то стабильные отношения с Таджикистаном возникли с первых же дней его независимости. Таджикистан стал полноправным членом ООН 2 марта 1992 г. на 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи, в результате чего подтвердил свой статус независимого государства и получил уникальный шанс внести свой вклад в развитие мирового сообщества и в решение проблем общемирового масштаба. В своей основе эти отношения были обусловлены стремлением мирового сообщества, в лице ООН, помочь Таджикистану, находившемуся в 1992-1997 гг. в состоянии гражданской братоубийственной войны, восстановить мир и национальное единство. Одним из важных направлений стало взаимодействие и сотрудничество с различными институтами ООН и другими международными организациями, принимавшими участие в межтаджикских переговорах по

установлению мира и национального согласия. В начале 1992 г. Э. Рахмон обратился к Генеральному секретарю ООН с просьбой направить в республику миссию наблюдателей ООН, в задачу которой входило бы поддержание контактов с правительством независимого

Таджикистана, миротворческими силами СНГ и координация вопросов, связанных с оказанием содействия республике в урегулировании межтаджикского

конфликта.

Положение в республике было предметом обсуждения на Совете Безопасности ООН. Гражданская война, вспыхнувшая летом 1992 г. в Таджикистане, вызвала глубокую озабоченность мирового сообщества.

Представители ООН в статусе специальных посланников Генерального секретаря ООН активно включились в урегулирование межтаджикского конфликта. В ноябре 1992 г. страну посетила объединенная группа представителей ООН, получившая в дальнейшем название «Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане». Изучив позиции различных политических партий и групп, являвшихся той или иной стороной конфликта, и на всесторонней основе проанализировав сложившуюся ситуацию, участники миссии подготовили отчет о развитии событий и о положении в Таджикистане. Эта и последующие миссии определили, что в стране идет полномасштабная гражданская война и что налицо необходимость, во-первых, полноценного участия ООН в восстановлении мира в стране и, во-вторых, создания условий, позволяющих ООН в полную силу использовать свой миротворческий потенциал. В Душанбе 1 февраля 1993 г. было открыто представительство ООН, тогда же началась деятельность Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане. Её основной целью было оказание содействия миротворческому процессу, оценка военной ситуации и обеспечение продвижения мирного процесса, также содействие в построении демократического и светского общества, отвечающего идее прав человека и идеалам устава Организации. Благодаря работе Миссии наблюдателей ООН (с 21 января 1993 г. по май 2000 гг., МНООНТ) осуществлялся мониторинг реализации основных положений Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, подписанного 27 июня 1997 г. По запросу правительства в связи с завершением мандата МНООНТ в июне 2000 года было создано Бюро ООН по содействию миростроительству в

Таджикистане. К тому же спецпредставитель

Генсека ООН Г. Меррем участвовал в подписании Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, что, несомненно, подчеркивало положительную роль ООН в урегулировании конфликта и установлении мира и политической стабильности в Таджикистане [Солиходжаева 2019].

Мир и политическая стабильность в Таджикистане являются залогом

коллективной безопасности на южных границах СНГ. Только сильное и централизованное государство, каким может стать Таджикистан при содействии стран-участниц СНГ, способно обеспечить собственную национальную безопасность, привлечь иностранные инвестиции в экономику, а также обеспечить безопасность как своих южных границ, так и СНГ в целом. Укрепление таджикско-афганской границы также служит интересам Российской Федерации и всего мирового сообщества. В частности, это поможет закрыть один из основных каналов контрабандного ввоза в СНГ наркотиков и оружия.

Оценивая роль международного сообщества в урегулировании

кровопролитной гражданской войны в Таджикистане, можно заключить, что соседние государства, в частности, страны-участницы СНГ, стремились оказать ему любое возможное содействие в прекращении боевых действий по той причине, что война в соседнем государстве никогда не сказывается положительно на внутренней политике и национальной безопасности граничащих с ним стран. Длительный гражданский конфликт в отдельно взятом государстве всегда сказывается на соседях и выражается в ослаблении экономики, потенциальных пограничных стычках, угрозах национальной безопасности, нежелательной миграции, потоках беженцев.

Гражданская война в Таджикистане унесла около 150 тыс. человеческих жизней, став причиной массового исхода беженцев и вынужденных переселенцев, разрушила много семей, практически привела к развалу народного хозяйства. Экономический ущерб

по самым скромным подсчетам составил 7 млрд долларов [Солоник 2011: 25-40]1.

Таджикское правительство и оппозиция очень скоро осознали всю пагубность войны, поняли бесперспективность насильственного метода решения проблем. Для налаживания и подготовки переговоров между обеими сторонами конфликта ключевую роль сыграло международное сообщество, прежде всего Россия, Иран и другие страны и доноры Таджикистана, и, несомненно, ООН, которая с самого начала конфликта по просьбе как правительства и оппозиции, так и ряда государств-членов СНГ, активизировалась и включилась в процесс мирного урегулирования конфликта. Первая миссия ООН приступила к выполнению своих задач 21 января 1993 г.

В целом, миру и национальному согласию в Таджикистане предшествовали длительные многолетние переговоры между правительством и оппозицией, которую в то время представляли разные незаконные политические движения и партии: Партия исламского возрождения Таджикистана2, ДПТ (Демократическая партия

Таджикистана), движение «Растохез», «Лали Бадахшон» и т.д. Многие из них координировались извне (из Афганистана, Ирана и др.), тогда как страна нуждалась в активном политическом урегулировании изнутри.

В заключение хотелось бы отметить, что возникновению как конфликта, так и последующей за ним гражданской войны способствовало множество факторов: начиная с социально-экономических, этно-демографических и заканчивая политико-религиозными. Многие из факторов возникли еще задолго до распада СССР, а другие начали «давать плоды» уже в 1990-е гг. Очевидно одно: гражданская война была неизбежна. Межклановые и межэтнические обиды - как этно-демографический фактор, затухающая экономика, неэффективный

экономический менеджмент и низкая политическая грамотность населения - как социально-экономический фактор, а также прогрессирующая, как злокачественная опухоль, идея исламизма среди молодежи -как политико-религиозный фактор и многое другое - цена, которую заплатил Таджикистан за свою независимость.

Говоря о внешнеполитических факторах, хотелось бы отметить особую роль РФ, которая, в отличие от других основных акторов в этом конфликте, поддерживала законное правительство Таджикистана в лице Эмомали Рахмона, взявшего курс на демократизацию Таджикистана, борьбу с исламистской заразой и установление мира и национального согласия в стране. Россия играла и до сих пор играет роль стратегического партнера и союзника Таджикистана, о чем говорит их политическая общность и совместное членство в СНГ, ОДКБ, ШОС. Возможно, если бы не помощь братской России, то история таджикского народа могла сделать поворот совершенно в другую сторону.

Отдельно хотелось бы отметить роль Ирана и Афганистана: несмотря на историческую и языковую общность и близость наших народов, эти страны, в лице исламских режимов, были заинтересованы в образовании на карте мира еще одного исламского государства, исповедующего ценности совершенно противоположные развитию и процветанию свободолюбивого, демократического и независимого государства.

Что касается роли личности в кровопролитной и братоубийственной войне в Таджикистане, то нельзя не упомянуть отдельно исторический вклад Э. Рахмона, ставшего для многих таджиков героем и спасителем нации. Сегодняшние мир и благоденствие Таджикистана во многом заслуга именно уважаемого Э. Рахмона

1 Солоник Н.В. Страницы эпохи распада СССР:

гражданская война в Таджикистане // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2011. №11. С. 25-40.

2 Организация признана террористической постановлением Верховного суда Республики Таджикистан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внешняя политика стран СНГ // под ред. Д.А. Дегтерева, К.П. Курылева. М.: Аспект-Пресс, 2017 г.

Малашенко А. Таджикистан: долгое эхо гражданской войны // Россия и мусульманский мир. 2012. №8.

Рахимов К.Х. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан с ШОС в сфере обеспечения безопасности и стабильности в многополярном мире // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1390-1401.

Сатторзода А. Омилхои дохилй ва хоричии сулхи точикон / А. Сатторзода // Назарияи вахдат. Маърифати ичтимоии вахдати миллй: масъалахо, холат ва дурнамо. - Т. 15. - Душанбе: Дониш, 2021. - С. 254-261.

Солиходжаева С.А. Историография внешней политики Республики Таджикистан (1991-2016 гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.15 / Солиходжаева Саидахон Анварходжаевна; [Место защиты: Таджикский национальный университет], 2019.

Солоник Н.В. Страницы эпохи распада СССР: гражданская война в Таджикистане // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2011. №11. С. 25-40.

Ташмухаммадов М. Гражданская война в Таджикистане и постконфликтное восстановление / М. Ташмухаммадов. - Саппоро, 2004. - 26 с.

Халлыев М. М. Религиозный фактор в политических процессах Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2019. №5.

Шарафиева О.Х. Межтаджикские переговоры как пример урегулирования внутреннего конфликта // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №367.

Шарафиева О.Х. Роль региональных кланов во внутренней политике Таджикистана // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №359.

Шарипов А.Н. Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 7. С. 1503-1510.

Шорохов В.А., Андреев А.А. Российские войска в Горно-Бадахшанской автономной области в 1992-1997 годах // Научный диалог. 2019. №11.

REFERENCES

Hallyev M. M. Religioznyj faktor v politicheskih processah Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya. 2019. №5.

Malashenko A. Tadzhikistan: dolgoe ekho grazhdanskoj vojny // Rossiya i musul'manskij mir. 2012. №8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rahimov K.H. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva Respubliki Tadzhikistan s SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti i stabil'nosti v mnogopolyarnom mire // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1390-1401.

Sattorzoda A. Omilhoi dohili va horijii sulhi tojikon / A. Sattorzoda // Nazariyai vahdat. Ma'rifati ijtimoii vahdati milli: mas'alaho, holat va durnamo. - T. 15. - Dushanbe: Donish, 2021. - S. 254261.

Sharafieva O.H. Mezhtadzhikskie peregovory kak primer uregulirovaniya vnutrennego konflikta // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2013. №367.

Sharafieva O.H. Rol' regional'nyh klanov vo vnutrennej politike Tadzhikistana // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2012. №359.

Sharipov A.N. Osnovnye etapy formirovaniya vneshnej politiki Respubliki Tadzhikistan // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 7. S. 1503-1510.

Shorohov V.A., Andreev A.A. Rossijskie vojska v Gorno-Badahshanskoj avtonomnoj oblasti v 19921997 godah // Nauchnyj dialog. 2019. №11.

Solihodzhaeva S.A. Istoriografiya vneshnej politiki Respubliki Tadzhikistan (1991-2016 gg.): dissertaciya ... kandidata Istoricheskih nauk: 07.00.15 / Solihodzhaeva Saidahon Anvarhodzhaevna; [Mesto zashchity: Tadzhikskij nacional'nyj universitet], 2019.

SolonikN.V. Stranicy epohi raspada SSSR: grazhdanskaya vojna v Tadzhikistane // Vestnik PNIPU.

Social'no-ekonomicheskie nauki. 2011. №11. Tashmuhammadov M. Grazhdanskaya vojna v Tadzhikistane i postkonfliktnoe vosstanovlenie / M.

Tashmuhammadov. - Sapporo, 2004. - 26 s. Vneshnyaya politika stran SNG // pod red. D.A. Degtereva, K.P. Kuryleva. M.: Aspekt-Press, 2017.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ/INFORMATION about the authors Искандарзода Бехруз Дилшод - Bekhruz D. Iskandarzoda - Master of Магистр в области международных International Relations, RUDN University (e-отношений, РУДН (e-mail: mail: iskandarzoda@outlook.com)

iskandarzoda@outlook.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.