УДК 327 (470:575)
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-129-135
ФИЛОНЕНКО Алеся Евгеньевна Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия alesya.filonenko@rambler.ru
О РОЛИ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ И КРИЗИСОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье рассматривается эффективное участие Российской Федерации в урегулировании конфликтов и кризисных ситуаций в Центрально-Азиатском регионе. Особое внимание уделяется ее позиции в ходе гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.), двух вторжений бандформирований в Кыргызстан (1999-2000 гг.), Андижанских событий (2005 г.) и межэтнических столкновений на юге Кыргызстана (2010 г.). Актуальность заявленной темы обусловлена приобретенным российской стороной положительным опытом по разрешению различного рода конфликтов и кризисов в этом богатом на противоречия регионе, который можно успешно экстраполировать на другие находящиеся в фокусе российского внешнеполитического внимания конфликто-генные части мира с тем, чтобы обеспечить мирное развитие государств, сталкивающихся со схожими угрозами стабильности. Особенно важным в этой связи видится накопленный в ходе межтаджикского урегулирования уникальный опыт по выстраиванию диалога с радикально настроенными силами, а также вовлечению оппозиции, прежде всего ее исламской составляющей, в политический процесс. Автор приходит к выводу, что участие России в урегулировании конфликтов и кризисов в данном субрегионе постсоветского пространства стало важным фактором сохранения стабильной ситуации в регионе и территориальной целостности его стран, укрепления их суверенитета, мирного разрешения участившихся приграничных инцидентов, а также предотвращения эскалации межкланового и межэтнического противостояния внутри республик. При этом внешнеполитические действия Москвы, избегающей вмешательства во внутренние дела суверенных государств, характеризовались должной осмотрительностью и взвешенным подходом. Одновременно прослеживается ее курс на стабилизацию сопредельных зон напряженности.
Ключевые слова: Россия, Центральная Азия, Афганистан, гражданская война в Таджикистане, Баткен-ские события, Андижанские события, межэтнические столкновения на юге Кыргызстана.
Alesya E. FILONENKO Russian Peoples' Friendship University Moscow, Russia alesya.filonenko@rambler.ru
ON THE ROLE OF RUSSIA IN THE SETTLEMENT OF CONFLICTS AND CRISES IN THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA IN THE POST-SOVIET
PERIOD
The article reviews Russian Federation's participation in the settlement of conflicts and crisis situations in Central Asia. Particular attention is paid to its position during the civil war in Tajikistan (1992-1997), two incursions of bandit formations into Kyrgyzstan (1999-2000), Andijan events (2005), and ethnic clashes in Kyrgyzstan (2010). The relevance of the stated topic is conditioned by the positive experience gained by the Russian side in resolving various conflicts and crises in this problem region that can be extrapolated successfully to other conflict areas of the world that are in the focus of Russian foreign policy attention in order to ensure the peaceful development of states facing similar threats of stability. Particularly important in this regard is the unique experience gained in the course of the inter-Tajik settlement in building a dialogue with the radical forces, as well as involving the opposition, primarily its Islamic component, in the political process. In conclusion, the author states that Russia's participation in the settlement of conflicts and crises in this sub-region of the post-Soviet space has become an important factor in maintaining a stable situation in the region and in the territorial integrity of its countries, strengthening their sovereignty, peacefully resolving frequent border incidents, and preventing the escalation of inter-clan and inter-ethnic confrontation inside republics. At the same time, Moscow's foreign policy actions, avoiding interference in the internal affairs of sovereign states, were characterized by due diligence and a balanced approach. At the same time, its course is being tracked towards stabilizing adjacent zones of tension.
Keywords: Russia, Central Asia, Afghanistan, civil war in Tajikistan, Batken events, Andijan events, interethnic clashes in southern Kyrgyzstan
После распада СССР Россия вынужденно стала ключевым участником процесса обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии. Во многом это произошло по причине разразившейся кровопролитной гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.) между проправительственными силами (Народный фронт) и различными группировками Объединенной таджикской оппозиции (блок исламо-демократов).
Российская позиция в отношении межтаджикского конфликта на начальных его этапах отличалась неопределенностью, что было связано, прежде всего, с внутриполитическими процессами в самой России. Дислоцировавшаяся в Таджикистане и подчинявшаяся Москве 201-я мотострелковая дивизия формально придерживалась нейтралитета, но фактически склонялась к поддержке сил Народного фронта (коалиция ленинабадского и кулябского кланов). С начала войны российские военнослужащие предоставляли защиту стекавшимся к их позициям беженцам и делились с ними своими скудными продовольственными запасами. В расположении дивизии находили убежище также представители противоборствующих сторон. Одновременно российские военные медики оказывали квалифицированную помощь пострадавшим во время боевых действий гражданским лицам. Кроме того, дивизия помогала таджикской стороне в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и доставке медикаментов и спасателей в районы бедствий.
После того, как число погибших граждан Таджикистана стало измеряться тысячами, а действия оппозиции усилили дестабилизирующее воздействие на внутригосударственную обстановку и регион в целом, российские власти прислушались к алармистским призывам узбекского лидера и взяли курс на оказание содействия Народному фронту, присоединившись к вооруженному давлению на оппозицию. К декабрю 1992 г. силы Народного фронта при поддержке России и Узбекистана заняли Душанбе и вытеснили оппозиционные силы на территорию Афганистана. Подобная российская внешнеполитическая линия зиждилась на необходимости разведения противоборствующих сторон с линией разграничения в виде таджикско-афганской границы. При этом, понимая, что таджикская проблема не имеет военного решения, Москва стала настаивать на политико-дипломатическом урегулировании конфликта, взяв на себя роль посредника и гаранта обеспечения национального примирения в этой стране.
Параллельно с выполнением задач по стабилизации ситуации внутри Таджикистана российская сторона приступила к выполнению функций по обеспечению общественного порядка в крупных городах страны, охране госграниц республики и ее важнейших стратегических объектов. По просьбе таджикского правительства с сентября 1992 г. 201-я дивизия взяла под охрану Нурекскую ГЭС, Яванский электрохимический комбинат, ряд заводов, фабрик, объектов военного назначения и участков автодорог на горных перевалах. В октябре того же года для защиты таджикско-афганской границы, остававшейся в то время фактически открытой для потока наркотиков, оружия и проникновения вооруженных формирований из Афганистана в Таджикистан, в республике была образована группа российских пограничных войск численностью 16 тыс. человек.
Россия выступила активным инициатором подписания Соглашения о Коллективных миротворческих силах (КМС СНГ), состоявшегося 24 сентября 1993 г. Финансируемые преимущественно за счет Москвы и сформированные на 90% из российских военнослужащих КМС СНГ выполняли задачи по охране ряда стратегических объектов и участков госграницы, сопровождению колонн и др. вплоть до июня 2000 г.
Начавшаяся после разгрома Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) вялотекущая фаза войны сопровождалась продолжительным и непростым переговорным процессом при активном посредничестве Москвы и участии в нем с разной степенью интенсивности стран региона (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) и внерегиональных акторов (Иран, Пакистан, Афганистан), а так-
же ряда международных организаций, таких как СНГ, ООН, СБСЕ (ОБСЕ), ОИК (ОИС).
При этом продолжались боевые столкновения на границе с Афганистаном. Таджикские оппозиционеры и афганские моджахеды систематически совершали нападения на российские погранзаставы [4, ^ 86-101]. Так, в ходе одной такой вылазки 13 июля 1993 г. были убиты 25 российских пограничников [2, ^ 158].
Конец междоусобному конфликту, унесшему жизни более 100 тыс. человек, превратившему порядка 1 млн граждан республики в беженцев [5] и нанесшему громадный ущерб ее экономике, положило подписание 27 июня 1997 г. в Москве в присутствии Президента России Б.Н. Ельцина Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, состоявшееся по итогам проведенных с участием российской стороны восьми раундов переговоров и шести встреч Президента Таджикистана Э.Ш. Рахмона и лидера ОТО С.А. Нури [4, с. 86-101]. Были достигнуты договоренности о добровольном и безопасном возвращении всех беженцев, расформировании оппозиционных формирований и их включении в правительственные силовые структуры, обмене всеми военнопленными и другими насильственно-задержанными лицами, принятии закона об амнистии и взаимном прощении, предоставлении представителям ОТО 30% должностей в органах исполнительной власти и др. [1, с. 57]. Кроме того, была создана Комиссия по национальному примирению. России при этом отводилась роль государства-гаранта выполнения вышеупомянутого Соглашения.
После достижения примирения противоборствующих сторон Россия продолжала осуществлять миротворческую деятельность. Так, при участии российской дивизии в 1997 г. была обеспечена переправа колонн ОТО из Афганистана в Таджикистан, в 1998 г. разминированы 12 км дороги «Шагон-Боло - Зигар». Не прекращались ее операции по сопровождению гуманитарных грузов в труднодоступные районы республики, в особенности испытывающему голод населению блокированных оппозицией районов (подобную миссию правительственная и оппозиционная стороны доверяли лишь российским военным), из которых вывозились сотни беженцев с их личным имуществом.
Дополнительным стабилизирующим фактором в тот период стало создание при Министре обороны Таджикистана аппарата Главного военного советника Министерства обороны России, деятельность которого завершилась лишь в апреле 2003 г.
Российские пограничники продолжали защищать таджикско-афганскую границу вплоть до 2005 г., после чего эти функции были переданы таджикской стороне. Для оказания содействия местным пограничникам в охране госграницы и подготовке кадров в 2007 г. была сформирована Оперативная пограничная группа ФСБ России в Республике Таджикистан, реорганизованная в 2012 г. в Группу пограничного сотрудничества ФСБ России в этой стране.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Россия сыграла важную роль в межтаджикском урегулировании и предотвращении распространения угроз в соседние государства. Так, непосредственный участник гражданской войны и бывший командир Президентской гвардии Таджикистана (1995-2004 гг.) генерал-лейтенант Г.Р. Мирзоев в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что посреднические услуги Москвы в ходе войны, ее разносторонняя бескорыстная помощь и действия российских миротворческих сил в предотвращении эскалации насилия в стране имели решающее значение для достижения мира и гражданского согласия в Таджикистане. Одновременно историк отмечает, что без участия России в урегулировании братоубийственного конфликта «ни о каком
реальном примирении в республике не могло бы идти и речи» [7, с. 143-152]. Вместе с тем стоит отметить, что в годы войны помимо военного содействия Россия оказала республике значительную экономическую, техническую и гуманитарную помощь, а затем приняла активное участие в ее постконфликтном восстановлении.
Впоследствии Москва еще не раз занимала конструктивную позицию по разрешению возникавших в регионе кризисов.
Российской стороной было оказано содействие в ликвидации исламистских экстремистов в южном регионе Кыргызстана в 1999-2000 гг. В августе 1999 г. отряды Исламского движения Узбекистана численностью около 1 тыс. боевиков вторглись с территории Таджикистана в Баткенский район Ошской области (ныне Баткенская область) Кыргызстана с целью создания в Узбекистане исламского государства. К середине октября 1999 г. в результате совместных действий кыргызской, узбекской и российской сторон бандформирования были разгромлены. Помощь Москвы на тот период заключалась в осуществлении военно-технических поставок, предоставлении разведывательной информации, обеспечении участия своих военнослужащих в составе оперативной группы в зоне конфликта, занимавшихся разработкой операции по уничтожению боевиков, оказании политической поддержки. Российская сторона также предоставляла необходимую помощь беженцам из Баткенского района [6].
Вместе с тем в связи с необходимостью отработки совместных действий по ликвидации незаконных бандформирований и осуществления обмена опытом в Кыргызстане были организованы командно-штабные учения Вооруженных сил России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана [2, с 146]. Помощь России пригодилась и летом 2000 г. при повторном вторжении бандгруппировок с территории Таджикистана.
Стабилизирующим фактором для региона послужила оказанная в связи с усилением позиций талибов в Афганистане во второй половине 1990-х годов многоплановая российская поддержка Северному альянсу (коалиция полевых командиров в северных провинциях Афганистана, состоявшая преимущественно из формирований этнических таджиков, узбеков и хазарейцев) и действовавшим в Афганистане в период 2001-2014 гг. Международным силам содействия безопасности (МССБ), которая была направлена на сдерживание угроз с территории этой страны. Россия помогала Северному альянсу оружием и техникой, а МССБ - главным образом предоставлением возможности осуществления через свою территорию транзита их вооружения, техники и военного имущества. Стоит особо отметить, что взаимодействие Москвы с упомянутыми антиталибскими силами в Афганистане внесло весомый вклад в предотвращение внешних вторжений в государства региона.
Немаловажным элементом поддержания региональной стабильности стала и занятая Москвой позиция в отношении «цветных революций», среди которых стоит акцентировать вооруженный мятеж в мае 2005 г. в узбекском городе Андижане, осуществленный членами религиозно-политической группировки экстремистского толка «Акромия», связанной с Хизб ут-Тахрир, и в результате подавленный правительственными войсками Узбекистана [2, с 147]. Узбекские власти обвинили в его организации западные неправительственные фонды. В свою очередь, США и другие страны Запада потребовали проведения расследования указанных событий (что было расценено Ташкентом как вмешательство в его внутренние дела), а также инициировали принятие в Генассамблее ООН резолюции, осуждающей отказ Узбекистана рассматривать андижанские события иначе,
как его внутреннее дело. Россия была в числе 39 стран, проголосовавших против этой резолюции [2, с 207]. Таким образом, Москва не подвергла сомнению официальную версию узбекского правительства относительно происхождения мятежа и не поддержала проведения международного расследования, исходя из того, что Узбекистан - независимое государство. Соответствующая российская реакция и однозначная поддержка узбекского руководства были связаны, прежде всего, с тем, что российское руководство понимало, какие негативные последствия для региональной безопасности и статуса-кво в Центральной Азии могла бы иметь победа оппозиции в Андижане - на авансцену неизбежно вышли бы исламские фундаменталисты и радикалы.
Россия не осталась безучастной к кровопролитным ошским событиям в июне 2010 г. Так, 14 июня 2010 г. по поручению главы России Д.А. Медведева в Москве были организованы экстренные консультации секретарей Совета коллективной безопасности ОДКБ, в ходе которых были выработаны предложения, нацеленные на снижение уровня межэтнической напряженности в республике.
Россия приняла активное участие в стабилизации ситуации на юге Киргизии посредством оказания этой стране значительной гуманитарной помощи (палатки, одежда, продовольствие, школьные принадлежности, медицинское оборудование, лекарства и др.) на общую сумму 25 млн долл. США. Параллельно крупные объемы российской помощи направлялись и по линии международных организаций. К тому же Москва выделила в 2010 г. гранты в размере 30 млн долл. США и предоставила 1 тыс. тонн ячменя, автомобили скорой помощи и передвижную рентгеновскую установку [3]. Для примирения враждующих сторон на юг Киргизии были направлены представители российского исламского духовенства.
В рамках ОДКБ была также оказана помощь в поиске организаторов беспорядков, обеспечено взаимодействие по снижению негативного воздействия террористических групп и наркомафии на юге Киргизии, установлен контроль за информационными источниками. Российские эксперты склонны полагать, что ОДКБ и Россия приняли верное решение, отказавшись направить миротворческие силы в Киргизию, поскольку подобные действия могли бы привести к еще большей эскалации межэтнической напряженности.
Не остаются без внимания отечественной дипломатии и участившиеся в последние годы приграничные инциденты с участием военнослужащих сопредельных республик, прибегающих к применению не только огнестрельного оружия, но и минометов. Так, 11 января 2014 г. военные подразделения Кыргызстана и Таджикистана вели полноценные боевые действия друг против друга, в ходе которых таджикская сторона обстреляла из минометов позиции киргизских пограничников. В 2016 г. также произошло два крупных инцидента, сопровождавшихся вооруженным противостоянием и политическими демаршами кыргызской и узбекской сторон.
Деэскалация напряженности в районе межгосударственных границ, периодически возникающей вследствие незавершенности процесса их делимитации и демаркации (прежде всего, в рамках треугольника Кыргызстан-Узбекистан-Таджикистан), происходит по итогам проведения своевременных дипломатических переговоров российской стороны со странами-участницами конфликта. Таким образом, успешное российское посредничество способствует урегулированию чреватых непредсказуемыми последствиями конфликтов в приграничье.
В целом можно констатировать, что Россия принимала активное участие в урегулировании конфликтов и кризисов в Центральной Азии, неизменно высту-
пая за сохранение стабильной ситуации в регионе, суверенитета и территориальной целостности его стран, недопущение эскалации межкланового и межэтнического противостояния и мирное разрешение приграничных инцидентов. При этом Москва действовала достаточно осмотрительно, не допуская необдуманных внешнеполитических шагов, которые могли бы быть восприняты как вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бабаджанов А. Военно-политическое сотрудничество постсоветских государств. - М.: Аспект Пресс, 2014.
2. Белоглазов А.В. Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии. - Казань: Казан. ун-т, 2013.
3. Березовская С. Общий объем гуманитарной помощи, предоставленный Россией Кыргыстану за 2010 год, оценивается в 25 млн долларов США. [Электронный ресурс] - ULR: http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=9161:obschiy-obem-gumanitarnoy-pomoschi-predostavlennyiy-rossiey-kyirgyistanu-za-2010-god-otsenivaetsya-v-25-mln-dollarov-ssha&Itemid=80#ixzz4cNmsUdSC
4. Блищенко В.И., Солнцева М.М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 2014.
5. Бобохонов Р.С. Результаты гражданской войны. [Электронный ресуос] - URL: httpy/рос-мир.рф/node/2612
6. Испытание на прочность - Баткен 1999-2000 гг. (Часть третья.). Лед тронулся. [Электронный ресурс] - URL: http://easttime.ru/analitic/1/4/1030.html
7. Мирзоев Г.Р. Преодоление конфликтной ситуации в Республике Таджикистан. Россия и восстановление мира (90-е годы XX в.): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004.
REFERENCES
1. Babadzhanov A. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo postsovetskikh gosudarstv. [Military-political cooperation in the post-Soviet States.]. Moscow, Aspekt Press, 2014.
2. Beloglazov A.V. Vliyanie islama na politicheskie protsessy v Tsentral'noy Azii. [Influence of Islam on the political processes in Central Asia]. Kazan, 2013.
3. 3. Berezovskaya S. Obshchiy ob"em gumanitarnoy pomoshchi, predostavlennyy Rossiey Kyrgystanu za 2010 god, otsenivaetsya v 25 mln. dollarov SshA.[ The Total amount of humanitarian aid provided by Russia to Kyrgyzstan for the year 2010, is estimated at 25 million dollars.]. Available at: ULR: http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=9161:obschiy-obem-gumanitarnoy-pomoschi-predostavlennyiy-rossiey-kyirgyistanu-za-2010-god-otsenivaetsya-v-25-mln-dollarov-ssha&Itemid=80#ixzz4cNmsUdSC
4. Blishchenko V.I. Solntseva M.M. Krizisy i konflikty na postsovetskom prostranstve. [Crises and conflicts in post-Soviet space]. Moscow, Aspekt Press, 2014.
5. Bobokhonov R.S. Rezul'taty grazhdanskoy voyny. [Bobohonov the civil war.]. Available at: URL: http://ros-mir.rf/node/2612
6. Ispytanie na prochnost' - Batken 1999-2000 gg. (Chast' tret'ya.). Led tronulsya. [A test of strength Batken in 1999 and 2000 (Part three.). The ice was broken.]. Available at: http://easttime.ru/analitic/1/4/1030.html
7. Mirzoev G.R. Preodolenie konfliktnoy situatsii v Respublike Tadzhikistan. Rossiya i vosstanovlenie mira (90-e gody XX v.). [ Overcoming conflict situations in the Republic of Tajikistan. Russia and the restoration of peace (the 90-ies of XX century): Dis. kand. ist. Sciences.]. Dissertatsiya na soiskanie stepeni kandidata istoricheskikh nauk Moscow, 2004.
Информация об авторе:
Филоненко Алеся Евгеньевна, аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов,
Information about the author:
Alesya E. Filonenko, Postgraduate Student, Department of Theory and History of International Relations,
Russian Peoples' Friendship University,
г. Москва, Россия alesya.filonenko@rambler.ru
Получена: 02.04.2017
Для цитирования: Филоненко А.Е., О роли России в урегулировании конфликтов и кризисов в странах Центральной Азии в постсоветский период. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 129-135. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-129-135.
Moscow, Russia alesya.filonenko@rambler.ru
Received: 02.04.2017
For citation: Filonenko A.E., On the role of Russia in the settlement of conflicts and crises in the countries of Central Asia in the post-soviet period. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 129-135.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-129-135. (in Russian)