Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СТРАНЕ'

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СТРАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
235
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ВООРУЖЁННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РФ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / КУРС НА ИНТЕГРАЦИЮ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ СНГ / ВНЕШНЯЯ ГРАНИЦА СНГ / МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ / МНОГОСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайидзода З.Ш.

В статье дан анализ межгосударственных отношений Республики Таджикистан с государствами СНГ в годы гражданской войны в стране. Автор раскрывает характер и приоритеты этих отношений, роль государств Содружества в достижении мира и национального согласия в Таджикистане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сайидзода З.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH THE CIS COUNTRIES DURING SOCIAL AND POLITICAL CONFLICT IN THE COUNTRY

The inter-state relationships of the Republic of Tajikistan with the CIS countries during the civil war in the country is analyzed in the country. The author discloses the features and priorities of this relationships and the role of Commonwealth of Independent States in the achiement of peace and national reconciliation in Tajikistan as well.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СТРАНЕ»

PROCESS OF MODERNIZATION IN IRAN IN THE CENTURY OF

GLOBALIZATION

Usuf Ahmadii Qosimobodi Suflo

Globalization and modernization do not have common definition but have got world acknowledgement as well. The process of modernization in Iran will not take place without complication. Modernization has put society modernism in contradiction with traditional society. Tradition and dictatorship has become obstacle for supremacy of modernization and globalization in Iran.

Key words: modernization, globalization, traditional society, modernism.

Сведения об авторе: Юсуф Ахмадии Косимободи Суфло - соискатель кафедры политологии Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айнй, тел.: (+992) 915037440

Information about the author: Usuf Ahmadii Qosimobodi Suflo, researcher, Chair of Politology, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 915037440.

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СТРАНЕ

Сайидзода З. Ш.

Испольнительний аппарат Президента Республики Таджикистан

В середине 80-х годов XX века на просторах бывшего СССР начался процесс реформирования общества. В этом процессе важное место уделялось повышению роли союзных республик в управлении государством, включая и такую сферу государственной деятельности, как внешняя политика. В этой связи осенью 1989 года постановлением Правительства Таджикской ССР было, образно говоря, воссоздано Министерство иностранных дел, задачи которого определялись складывающимися новыми реалиями во внутренней и внешней политике Советского Союза. Таджикская ССР начала выступать как субъект международного права, что было закреплено в Декларации о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики, принятой на второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР 24 августа 1990 года.1

Новый этап в истории международной деятельности Республики Таджикистан начался 9 сентября 1991 года. Основы внешней политики суверенного Таджикистана были заложены в Заявлении о государственной независимости Республики Таджикистан.2 В нём, в частности, говорилось: «В международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права, добиваясь в своей деятельности прочного мира, ликвидации ядерного оружия, недопущения применения силы в решении споров и противоречий между суверенными государствами, развивая сотрудничество между ними в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Республика Таджикистан объявляет себя открытой для непосредственного подписания равноправных и взаимовыгодных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, не ущемляющих интересы каких-либо суверенных государств, со всеми партнёрами без всяких предварительных условий».3

В конце 1991 года и начале 1992 года - после возникновения СНГ - ускоренно пошёл процесс официального признания независимости Республики Таджикистан

!Алимов Р., Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. - Душанбе, 1994. - С. 47.

2 Там же, с. 48.

3 Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан // Дипломатия Таджикистана: Информационный бюллетень. - 2002. - №2. - С. 175.

государствами всего мира. Помимо этого, последовали официальные и рабочие визиты в нашу страну представителей ведущих зарубежных стран и международных организаций.

Процесс становления внешней политики Таджикистана и его институтов в этот период происходит в условиях скатывания страны к гражданской войне, системного социально-экономического кризиса, недостатка средств на содержание зарубежных учреждений, острого дефицита квалифицированных дипломатических кадров и отсутствия собственной государственной внешнеполитической доктрины.4

После обретения государственной независимости перед республикой встала необходимость установления непосредственных дипломатических, консульских и торговых отношений с государствами СНГ и «дальнего зарубежья», а также учреждения постоянного представительства Таджикистана при ООН. Об этом говорил тогдашний Президент страны Рахмон Набиев в своей речи на десятой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 2 декабря 1991 года. Его указ от 25 августа 1992 года предусматривал открытие посольств Республики Таджикистан в Афганистане, Иране, Пакистане, Бельгии, Саудовской Аравии, Китае, Турции, США, ФРГ и генерального консульствав столице Индии. Таджикистан был принят в членство СБСЕ (26 февраля 1992 г.), ООН (2 марта 1992 г.), МВФ и Европейского банка реконструкции и развития. В столице Таджикистана открылись посольства Ирана (8 января 1992 г.), Китая (13 марта 1992 г.), США (16 марта 1992 г.), Турции (22 марта 1992 г.), России (4 мая 1992 г.) и Пакистана (6 июня 1992 г.). Таджикистан с визитами посетил госсекретарь США Джеймс Бейкер (13 февраля, 12-14 апреля 1992 г.), официальные делегации Ирана, Пакистана, КНДР, Саудовской Аравии, Кувейта, Бангладеш, Турции, Франции, ФРГ, Румынии, Кыргызстана, СБСЕ, МВФ, ООН, Красного креста и Красного полумесяца, были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сферах торговли, экономики и культуры с Молдовой, Украиной, Ираном, Кубой. Президент РТ Р.Н. Набиев осуществил официальные и рабочие визиты в Финляндию (для подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе,25-27 февраля 1992 г.), Иран (28-30 июня 1992 г.), Пакистан (30 июня - 2 июля 1992 г.), Афганистан (14-15 июля 1992 г.) и в другие страны. В его Обращении к гражданам республики от 7 февраля 1992 года, опубликованном в периодической печати, отмечалось, что суверенное государство Таджикистан официально признали 83 государств мира, в их числе - США, Великобритания, Россия, Франция, Китай, то есть все члены Совета безопасности ООН. 5

Однако трагические события мая-октября 1992 года, можно сказать, тут же поставили под сомнение все эти достижения в области международных отношений. Дело дошло до того, что в 1992 году некоторые иностранные представительства, открывшиеся было в Душанбе, стали сокращать численность своего аппарата, а то и вовсе прекращать свою деятельность и покидать страну.

Двусторонние отношения Республики Таджикистан почти со всеми странами резко сократились, упали почти до нуля. Более того, поскольку новое государственное руководство Таджикистана по целому ряду вопросов разошлось с подходами к внешней политике прежнего руководства, пришлось существенно пересматривать и всю эту политику. Таким образом, новый курс Правительства, основы которого были заложены решениями XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, был обусловлен не чьими-либо амбициями или прихотями, а явился результатом объективной необходимости. Обстановка, в которой происходил этот пересмотр, была весьма сложной и неоднозначной. Особенно сильно давали о себе знать последствия гражданской войны, сохранявшееся противостояние сторон гражданского конфликта и даже стихийные бедствия. Над страной довлели региональные противоречия, усугублявшиеся бедственным положением экономики, техники, культуры, социальной

4 Дубовицкий В.В. Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010 гг.) // История таджикского народа: В 6 т. -Душанбе, 1998-2011. - Т.6. - С. 615-616.

5 Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. - Душанбе, 2006. - С. 90-92.

сферы. Для постепенного вывода республики из тяжелейшего социально-политического кризиса, прежде всего, необходимо было мобилизовать все здоровые силы в стране.

С учётом всего этого, Верховный Совет и Правительство Республики Таджикистан определили основные позиции и приоритеты внешней политики государства.

Активизация внешней политики Таджикистана, как и все достижения, которых добились государство и нация, произошли после XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. Эмомали Рахмон, как основоположник и руководитель внешней политики Республики Таджикистан, наряду с налаживанием стратегических отношений с Российской Федерацией и приоритетных отношений со странами Содружества Независимых Государств, уделил серьёзное внимание развитию и расширению связей с другими государствами мира и объявил, что двери Таджикистана открыты для всех стран, которые намерены поддерживать с ним плодотворные и доброжелательные отношения. В подтверждение этих слов уместно процитировать фундаментальные концептуальные положения внешней политики, которые Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон изложил на XVIII сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 28 декабря 1993 года:

«Во время разработки концепции внешней политики нашей страны мы должны учесть, что Республика Таджикистан с точки зрения географического расположения, геополитического положения и своих экономических интересов входит в пять политических сегментов:

Первый сегмент - Содружество Независимых Государств, которое, несмотря на трудности первых лет своего формирования, содержит в себе тенденцию к укреплению всесторонних связей.

Второй сегмент - Центральная Азия, которая в настоящее время стремится к экономическому и политическому единству.

Третий сегмент - пространство жизнедеятельности соседних персоязычных государств, которые, хотя пока ещё и не пришли к какому-либо единому политическому или экономическому союзу, тем не менее, притягиваются друг к другу не только историческим единством и культурными истоками, но и реальными перспективами национального развития.

Четвёртый сегмент - широкий круг населённых мусульманами стран Востока, которые связаны друг с другом не только единством обычаев и духовных традиций, но также возможностями и потребностями национального развития.

Наконец, пятый сегмент - это мировое сообщество, которое как никогда ранее проявляет свою внешнюю и внутреннюю сплочённость и медленно, но последовательно движется в направлении единой общечеловеческой цивилизации.

Все знают, что любая политика государства, в конечном счёте, направлена на защиту национальных интересов. Поэтому высшее политическое мастерство на мировой арене заключается в нахождении разумного и справедливого баланса интересов различных государств.

Молодой независимый Таджикистан, который всего лишь два года назад вышел на арену мировых отношений, не имеет достаточного опыта в сфере международной деятельности - как в политике, так и в торговле. В связи с этим, при определении основных направлений нашей внешней политики, и особенно - приоритетности тех или иных международных мероприятий или инициатив, мы не должны противопоставлять друг другу те интересы или потребности, которые мы имеем или будем иметь в указанных секторах. Разумеется, ввиду того, что мы входим в те секторы, которые имеют свой региональный облик и особенности, нам необходимо иметь и региональную политику (как, например, на территории Центральной Азии), но при этом нельзя допускатьрегионализма, который может привести лишь к неблагоприятному отчуждению и изоляционизму».6

6 Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе, 2006- 2010. - Т. 1. - С. 156-157.

Республика Таджикистан после распада СССР стала полноправным членом Содружества Независимых Государств. Прочные связи Таджикистана с этой организацией государств предопределены не только политическими, социальными и культурными узами. Известно, что СНГ с декабря 1991 года было призвано в какой-то мере регулировать неминуемый распад Советского Союза. В период становления этого Содружества интеграционные и дезинтеграционные процессы на всём постсоветском пространстве проходили более или менее одинаково. Республике Таджикистан предстояло определить своё место в этом процессе и в этом Содружестве. Политическое руководство республики заняло в этом отношении реалистическую, здравую позицию. Таджикистан сразу же решил взять курс на сближение, интеграцию. Это было продиктовано, прежде всего, коренными интересами самой республики. Тогда, в начале 1993 года, несмотря на то, что был подписан Договор о коллективной безопасности, не было полной уверенности в том, что внутренняя и внешняя безопасность страны гарантированы. Было также совершенно очевидно, что Таджикистан не смог бы своими собственными силами обеспечить безопасность своих рубежей. Вдобавок ко всему, необходимость скорейшей ликвидации тяжких последствий гражданской войны диктовала расширение сотрудничества с зарубежными странами, сохранение и развитие устоявшихся традиционных связей в постсоветском пространстве. Эти и другие факторы побудили республику взять курс с приоритетной ориентацией на страны СНГ.

Таджикистан выступал и выступает за дальнейшую интеграцию и сближение со странами - членами Содружества Независимых Государств. В эти годы, особенно с 1993 года, на заседаниях глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и на некоторых других мероприятиях, проводимых уставными органами СНГ, периодически фигурировали вопросы Таджикистана, в основном, те, которые были связаны с дальнейшей нормализацией обстановки в некоторых районах республики, включая приграничные. В эти годы в Таджикистане продолжали находиться Коллективные миротворческие силы, призванные способствовать дальнейшей стабилизации обстановки. Решения о продлении пребывания этих сил принимались на саммитах государств СНГ. На одной из таких встреч в мае 1995 года в Минске был принят очень важный документ - Комплексный план по урегулированию на таджикско-афганской границе. 7

В 1995 году Таджикистан в рамках Содружества прилагал активные усилия для вхождения в Таможенный союз. В этих целях были подготовлены необходимые условия и нормативные документы.

В этот период стали расширяться связи с Российской Федерацией и во многих важнейших сферах деятельности они получили своё правовое обеспечение. Появился целый блок новых договоров и соглашений, которые охватили важнейшие стороны межгосударственных отношений. В этой связи необходимо отметить особую роль Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1993 года. Этот документ позволил упрочить межгосударственные связи во всех сферах жизни. Ряд документов обосновывал необходимость присутствия вооруженных и пограничных сил Российской Федерации в Республике Таджикистан. Правительство нашей республики считало, что присутствие этих сил на том этапе отвечало высшим государственным интересам страны и служило гарантией мира и стабильности в регионе. Часть документов была направлена на регулирование экономического и торгового сотрудничества. 8

Известно, что Российская Федерация, как великая держава, не может не иметь и своих геополитических интересов в Таджикистане и в регионе в целом. Эти интересы в различных политических и общественных кругах России оценивались в тот период по-разному. К примеру, позиция председателя ЛДПР Владимира Вольфовича

7 Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (19931995 гг.). - Душанбе, 2007. - С. 6.

8 Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (19931995 гг.). - Душанбе, 2007. - С. 7.

Жириновского никак не вязалось с точкой зрения известного писателя Александра Исаевича Солженицына. Но оба эти мнения были не в пользу Таджикистана и России. Несмотря на это, никакие подобного рода радикальные взгляды не повлияли на официальный курс традиционно дружественной нам страны - Российской Федерации. Интересы России не противоречили высшим государственным интересам Таджикистана. Руководство республики оценивало роль России в регионе как гаранта мира и стабильности.

Нужно сказать, что миротворческая миссия России в Таджикистане осуществлялась по трем направлениям. Первое - это защита границы Таджикистана с Афганистаном при официальном её признании как внешней границы стран СНГ. Второе - это активное участие России в коллективных миротворческих силах. И, наконец, третье - это роль России как государства-наблюдателя на межтаджикских переговорах, которая существенным и благотворным образом воздействовала на весь ход переговорного процесса.

В этот период политические, оборонные и экономические отношения с Российской Федерацией отличались стабильностью и ростом в сторону расширения. Заметным шагом в деле развития отношений с Российской Федерацией стал официальный визит Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Москву в сентябре 1995 года.

В ходе визита было подписано шесть документов, включая такие важные, как Декларация о дальнейшем углублении и расширении всестороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества до 2000 года, Соглашение между Правительством РТ и Правительством РФ об основных принципах создания финансово-промышленных групп.

В области сотрудничества по вопросам культуры и образования обе стороны провели большую работу, нацеленную на его дальнейшее расширение. Следует отметить, что в этом плане, наряду с определенными успехами, продолжал оставаться нерешённым один из важных вопросов сотрудничества в области образования -открытие Славянского университета в Душанбе. Нерешённость этого вопроса в исследуемый период, в основном, упиралась в позицию министерства финансов Российской Федерации, сводящейся к тому, что это ведомство не находило необходимых источников финансирования данного учреждения.

Усилия, направленные в 1994 году на объединение денежных систем двух стран, оказались безрезультатными по причине преждевременности самой идеи объединения.

Руководство Таджикистана и в дальнейшем проводило эту конструктивную, оправдавшую себя линию на упрочение дружественных связей с Россией. Такое же постоянство за рассматриваемый период проявил и главный стратегический партнёр Таджикистана - Российская Федерация.

Активно стремился Таджикистан к более тесным отношениям и с другими странами СНГ, такими, как Украина, Белорусия, страны Закавказья.

Таджикистан заинтересован поддерживать самые тесные связи со своими ближайшими соседями: Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Казахстаном. Таджикистан имеет многовековой плодотворный опыт сосуществования со своими тюркоязычными соседями. Традиционные связи наших народов приобрели характер исторической необходимости. В годы трудного восстановления своей государственности таджики в полной мере ощутили братскую помощь соседних народов, и в первую очередь -соседей по региону Центральной Азии. Эта была поддержка как моральная, так и политическая и экономическая. Например, в состав миротворческих сил сразу вошли узбекский и киргизский батальоны, а казахский батальон был отправлен для участия в охране и обороне таджикско-афганского участка границы СНГ. Вопросы установления мира и стабильности в Таджикистане постоянно были предметом пристального внимания правительств стран Центральной Азии.

Межгосударственные отношения Таджикистана с Узбекистаном в годы независимости приобрели новые аспекты. Десятки вопросов по этим связям и

отношениям были поставлены на правовую основу. 4 января 1993 года был подписан полномасштабный Договор о дружбе и взаимной помощи между двумя соседними странами. Это был первый полномасштабный договор о дружбе, заключенный Республикой Таджикистан с зарубежным государством после обретения независимости. Неоднократные встречи главы государства Таджикистан Эмомали Рахмона с первыми лицами Узбекистана помогли развязыванию многих экономических узлов. В то же время нельзя не отметить, что в наших отношениях в этот период наблюдались и определенные нежелательные явления. В частности, имели место факты остановки движения железнодорожных составов, прекращения авиасообщения, возникновения препятствий в передвижении транспорта на автотрассах.

Отношения с Республикой Узбекистан отличались стремлением сторон к урегулированию спорных вопросов, прежде всего имущественных и по долговым обязательствам. Следует констатировать, что не по воле таджикской стороны наблюдалась тенденция к политизации этих вопросов. Так, не были сняты препятствия по возобновлению нормального авиационного, железнодорожного и автомобильного сообщения, особенно пассажирского, между двумя странами, что, в свою очередь, вступало в противоречие с соглашениями и договоренностями. Частые отключения энергоисточников создавали дополнительные трудности для нормального функционирования народно-хозяйственного комплекса Республики Таджикистан и наносили ей значительный экономический ущерб. Руководство страны в течение 1995 года предприняло ряд попыток по урегулированию возникших вопросов. Состоялась беседа президентов двух стран в Нукусе, в рамках конференции по Аралу. В октябре и декабре 1995 года в Ташкенте проходили таджикско-узбекские переговоры на уровнях первых заместителей и заместителей премьер-министров двух стран соответственно.

Отношения Республики Таджикистан с Казахстаном также вступили в качественно новый период. Документы, подписанные между двумя странами в этот период, предоставили широкую возможность для развития взаимовыгодных связей, контактов. В Республике Казахстан плодотворно работало посольство Таджикистана. Отношения с Республикой Казахстан имели тенденцию к расширению в плане их экономического наполнения. В ноябре 1995 года состоялся краткосрочный визит Президента республики Эмомали Рахмона в Казахстан, которому предшествовали двусторонние переговоры на уровне первых заместителей премьер-министров двух стран. В ходе визита были подписаны документы, регламентирующие экономические отношения, а также совместное коммюнике.

Таджикско-туркменские связи также находились на подъёме. Как нам представляется, руководство Туркменистана всегда понимало взаимовыгодность наших отношений. Туркменистан всегда был привлекательным регионом для обмена сельскохозяйственной продукцией, а также для задействования сезонно-наёмной рабочей силы из Таджикистана. После трагических событий 1992 года в этой стране нашли временное убежище десятки тысяч граждан Республики Таджикистан. Это вызвало необходимость в правовом урегулировании вопросов проживания и трудоустройства наших граждан в Туркменистане.

За указанный период таджикско-туркменские отношения приобрели качественно новый характер. В июле 1995 года, по пути на родину из Тегерана, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон сделал краткосрочную остановку в Ашхабаде. После этого последовал ряд обменов визитами с целью решения двух комплексов вопросов: согласование времени проведения 5-го раунда межтаджикских переговоров; обсуждение комплекса вопросов двусторонних отношений и взаимовыгодного сотрудничества. В декабре, в ходе работы подготовительной группы в Ашхабаде, был согласован и парафирован пакет документов (12 документов парафировано и 9 согласовано).9 В Душанбе дважды побывал заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Туркменистана Борис Шихмурадов, и был

9 Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (19931995 гг.). - Душанбе, 2007. - С.10.

подписан протокол между МИДами двух стран. С ответным визитом Ашхабад посетил министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров.

Отношения Республики Таджикистан с Кыргызской Республикой развивались в своем традиционном русле. Обе стороны проявили полную готовность развивать их в дальнейшем, поддерживать межправительственные и межведомственные контакты по рассмотрению двусторонних вопросов.

Вместе с тем, продолжал существовать и вопрос, требовавший своего позитивного решения. Это вопрос о землях Республики Таджикистан у границы с Кыргызстаном (89 тысяч гектаров), которые в советские времена использовались его хозяйствами. Кыргызская сторона не отрицала наличия данной проблемы и необходимости её решения.

Официальный визит Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева в Таджикистан придал новый импульс таджикско-кыргызским отношениям. В ходе визита состоялись переговоры, прошедшие в атмосфере братской дружбы, был подписан ряд важных двусторонних межгосударственных документов и соглашений.

Таджикистан готов развивать связи с Кыргызской Республикой не только в рамках СНГ, но и на двусторонней основе. Соседний Кыргызстан для развития своей экономики может более активно участвовать в процессе налаживания взаимного сотрудничества с Таджикистаном.

Со странами центрально-азиатского региона Таджикистан заинтересован продолжать отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Экономические, социальные и духовные интересы наших народов во многом совпадают. Внешняя политика республики в отношении этих стран построена в духе многовековой дружбы, мирного созидательного сосуществования и сотрудничества.

Постсоветская реальность показала, что экономическая и социально-гуманитарная взаимозависимость бывших советских республик является неоспоримым фактом, и закрывать на это глаза просто неразумно. Что характерно, так это то, что даже прибалтийские республики, сторонящиеся интеграции в рамках СНГ, тем не менее, в рассматриваемый период проявляли интерес к традиционным связям с Таджикистаном. Более того, эти связи и в самом деле в то время вновь стали возрождаться. Между таджикской стороной и этими странами поддерживались дипломатические связи, был заключён ряд экономических соглашений. Не случайно прорабатывался и вопрос об открытии посольств Республики Таджикистан в этих странах.

Развивались отношения со странами 3акавказья, Молдовой, Украиной и Республикой Беларусь. В феврале 1994 года Премьер-министр Республики Таджикистан совершил рабочий визит в Киев. В ходе визита он имел разноуровневые встречи в целях налаживания сотрудничества между двумя странами и подписал два документа -Протокол по итогам переговоров Премьер-министра Республики Таджикистан Д. Х. Каримова и Премьер-министра Украины В. А. Масола и торгово-экономическое соглашение на 1995 год.10

После Минского саммита государств СНГ в 1995 году министерство иностранных дел республики провело большую подготовительную работу над соответствующими документами для организации официального визита Президента Республики Беларусь в Республику Таджикистан. Однако визит был перенесён на более поздний срок по причинам, относящимся к белорусской стороне.

Если шире взглянуть на процесс развития отношений в рамках СНГ за эти годы, то можно утверждать, что они выдержали серьёзный экзамен.

10 Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (19931995 гг.). - Душанбе, 2007. - С.11.

Литература:

1. Алимов Р., Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. - Душанбе, 1994. - С. 47-48.

2. Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан //Дипломатия Таджикистана: Информационный бюллетень. - 2002. - № 2. - С.175.

3. Дубовицкий В.В. Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010гг.) //История таджикского народа: В 6т. - Душанбе, 1998-2011. - Т.6. - С. 615-616.

4. Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. - Душанбе, 2006. - С.90-92.

5. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 11т. -Душанбе, 2006-2012. - Т.1. - С. 156-157.

6. Сабуров А., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (1993-1995гг.) - Душанбе, 2007. - С. 6, 7, 10, 11.

ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В СТРАНЕ

Сайидзода З. Ш.

В статье дан анализ межгосударственных отношений Республики Таджикистан с государствами СНГ в годы гражданской войны в стране. Автор раскрывает характер и приоритеты этих отношений, роль государств Содружества в достижении мира и национального согласия в Таджикистане.

Ключевые слова: субъект международного права, вооружённое противостояние, внешнеполитическая доктрина, новый внешнеполитический курс, стратегические отношения с РФ, приоритетные отношения со странами СНГ, фундаментальные концептуальные положения внешней политики, геополитическое положение, экономические интересы, курс на интеграцию, внутренняя и внешняя безопасность страны, Коллективные миротворческие силы СНГ, миротворческая миссия России, внешняя граница СНГ, межтаджикские переговоры, проблемные вопросы двусторонних отношений, многосторонние отношения в формате СНГ.

RELATIONSHIPS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH THE CIS COUNTRIES DURING SOCIAL AND POLITICAL CONFLICT

IN THE COUNTRY

Sayidzoda Z. Sh.

The inter-state relationships of the Republic of Tajikistan with the CIS countries during the civil war in the country is analyzed in the country. The author discloses the features and priorities of this relationships and the role of Commonwealth of Independent States in the achiement of peace and national reconciliation in Tajikistan as well.

Key words: subject of international law, armed conflict, foreign policy doctrine, new foreign policy course, strategic relations with Russia, priority relations with the CIS countries, fundamental and conceptual of foreign policy positions, geopolitical position, economic interests, course toward integration, internal and external security of the country, collective peacekeeping forces of CIS, peacekeeping mission of Russia, external boarder of CIS, inter-Tajik negotiations, problematic issues of bilateral relations, multilateral relations in CIS format.

Сведения об авторе: Сайидзода Зафари Шерали - (до сентября 2007 года - Саидов Зафар Шералиевич) - кандидат философских наук, доцент, старший советник исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан по вопросам зарубежных связей и внешней политики, тел.: (+992) 903-33-30-99.

Information about the author: Sayidzoda Zafari Sherali, Ph.D. in Philosophy, Senior Advisor on foreign relations issues, President Office of the Republic of Tajikistan, tel.: (+992) 903-33-30-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.