Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ХАРАКТЕРНЫЙ СТИЛЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РТ / НОВАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / ПРИОРИТЕТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ РОССИИ / MAIN PRIORITIES AND CHARACTERISTIC STYLE OF THE FOREIGN POLICY OF TAJIKISTAN / NEW GEOPOLITICAL SITUATION / UNITY PRINCIPLES OF INTERNAL AND FOREIGN POLICY / THE STAGE OF FORMATION OF THE FOREIGN POLICY BASICS / KEY PROBLEMS OF FOREIGN POLICY / PRIORITY FOCUS OF FOREIGN POLICY / PEACEKEEPING MISSION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайидзода Зафари Шерали

Автор всесторонне и аргументированно обосновывает актуальность исследования политических аспектов межгосударственных отношений Таджикистана в первое десятилетие его независимости. Он последовательно излагает результаты своих исследований по этой тематике, к которым пришёл в двух своих монографиях о внешней политике Республики Таджикистан в период её становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ACTUALITY OF SOME RESEARCH RESULTS OF POLITICAL ASPECTS OF INTER-STATE RELATIONS OF TAJIKISTAN IT THE PERIOD OF ITS FOREIGN POLICY FORMATION

The author has established the importance and urgency of political aspects of Tajikistan inter-state relations in the first decade of its independence in this article thoroughly. He also notes the results of his research in two monographs dedicated to the external policy of Tajikistan in the period of its formation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ»

ФАЛСАФА, СИЁСАТШИНОСИ (ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ)

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ

Сайидзода З. Ш.

Испольнительний аппарат Президента Республики Таджикистан

Актуальность исследования политических аспектов межгосударственных отношений Республики Таджикистан в период становления её внешней политики обусловлена необходимостью осмыслить итоги международной деятельности первых десяти лет существования нового суверенного государства Таджикистан.

В 1991 году Таджикистан сделал судьбоносный исторический выбор, встав на путь развития демократической, правовой, светской государственности и рыночной экономики. Этот выбор - по большому счёту - предопределил и основное содержание его курса во внешних делах. Все эти годы Таджикистан активно развивал свою международную деятельность, накапливался опыт решения невиданных по новизне внешнеполитических проблем.

Разумеется, основные принципы, главные приоритеты и характерный стиль внешней политики Республики Таджикистан - самостоятельной и предсказуемой политики состоявшегося демократического государства - сформировались не сразу. Да и как могло быть иначе в условиях, когда новое суверенное государство, охваченная гражданской войной, практически в одночасье оказалось в совершенно новой геополитической обстановке, не имеющей аналогов во всей предыдущей истории.

Опираясь на принцип единства внутренней и внешней политики, автор упомянутых работ стремился не только «описать» внешнюю политику государства, но и показать внутреннюю логику её становления. Этого требовал сам характер поставленных в них вопросов: через какие этапы проходило становление основ внешней политики нового суверенного Таджикистана, как решались узловые проблемы, связанные с выработкой целостного представления о национальных интересах и внешнеполитических приоритетах Республики Таджикистан?

Всем, кто причастен к сфере образования и, прежде всего вузовскому, постоянно ощущает определённый голод в работах систематизирующего характера, посвящённым происходившим в сфере внешней политики Республики Таджикистан в 1990-ые годы и на рубеже веков процессам, - работах, которые можно было бы предложить студентам, магистрам и аспирантам.

Полифоничность, разнонаправленность и, к сожалению, зачастую некачественность оценок, содержащихся в огромном информационном потоке, могут сбить с толку любого студента и аспиранта, изучающего внешнеполитическую деятельность Республики Таджикистан в период после обретения ею государственной независимости. При этом не всегда здесь сможет рядом оказаться профессиональный и мудрый преподаватель - наставник. Тем более это актуально для тех отечественных образовательных заведений и центров, где международные исследования поставлены относительно недавно.

Нельзя сказать, что не было попыток заполнения этой ниши должным содержанием. Так, определённым шагом к систематизации современных представлений о внешней политике Таджикистана стали монография академика Талбака Назарова и профессора Абдунаби Сатторзода «Современная таджикская дипломатия» на

таджикском языке [4] и VII глава шестого тома фундаментальной «Истории таджикского народа», изданной в Душанбе в 2011 году на русском языке [3].

Анализ общих для всех стран СНГ закономерностей становления внешней политики, как социального феномена, и особенностей их проявления в условиях каждой суверенной постсоветской республики стал предметом исследования в диссертации таджикского политолога Ахмаджона Абдурахмонова [1].

Однако эти издания не смогли - в силу природы жанра - представить в научно-историческом и в научно-политическом свете все те яркие нюансы, которыми был полон внешнеполитический процесс в первое десятилетие государственной независимости в Таджикистане.

Между тем, очевидно, что тот, кто стремится стать профессиональным международником, эти детали и нюансы должен знать, если хотите, - чувствовать, хотя бы в силу того, что исследуемый период - это первые годы совершенно нового этапа таджикистанской государственности. Как правило, наследие таких периодов ещё долго играет свою роль через определённые политико-идеологические формы восприятия реальности, воздействуя на внешнеполитическое сообщество и в целом на элиту общества. Для того чтобы эти формы восприятия не стали обременительными стереотипами в поведении профессионалов от внешней политики, они должны быть разобраны и переосмыслены. В этом заключается один из аспектов, указывающих на актуальность исследованийавтора.

Существует и другой аспект актуальности исследований, выступающий доводом в пользу необходимости анализа и систематизирования знаний на таком кратком и динамичном отрезке развития международных отношений Таджикистана. Если мы посмотрим на исторический опыт развития внешней политики других государств, то увидим, что первые десять лет это, как правило, период, когда идеальная модель трансформируется в модель реально действующую, происходит её своеобразная «доводка» до тех параметров, которые делают модель относительно устойчивой и функциональной. Весьма показательна в этом плане, например, Ялтинско-Потсдамская международная система, которая за первые десять лет своего развития приобрела наиболее яркие черты, которые сохранились на всём протяжении её существования. При этом за этот период (1945-1955 гг.) произошёл абсолютный распад коалиции победителей - соперники по «холодной войне» успели опробовать силу друг друга в нескольких региональных конфликтах, что ярче всего проявилось на Корейском полуострове. В тот же период разрушаются колониальные империи, снижается роль старых европейских держав, вызревает феномен «третьего мира», появляются его лидеры - Индия и Китай. КНР успевает за это десятилетие начать формирование своей новой международной идентичности в рамках казалось бы привычно-рамочной коммунистической идеологии [2]. Даже столь беглое и предельно краткое перечисление событий даёт представление о динамике и об исторической значимости - казалось бы относительно небольшого -периода в десять лет.

А что же современный глобализированный мир? Разве его динамика развития не столь сильна? Как верно представляется многим ученым, как раз наоборот, - динамика более сильна, событийная насыщенность более плотная и, как следствие, возможность формирования долгосрочных тенденций и стратегических факторов развития в короткий срок более высокая.

Очевидно, что значительность внутренних социально-экономических проблем не стимулирует внимание граждан страны к проблемам международным, - активизация внешнеполитического интереса происходит, как правило, по привычным или «горячим» темам.

Широкой таджикистанской общественностью по-прежнему не освоен целый ряд тем современных международных отношений, которые в своём развитии непосредственно отразятся на внешней политике и безопасности Таджикистана. К тому же молодое поколение общества, чьё внимание фактически мало и слабо привлекалось к

внешнеполитическим проблемам государства системой образования и СМИ, имеет скудный познавательный багаж в своём жизненном арсенале. В этой ситуации хочется верить, что данные исследования действительно спровоцируют в какой-то мере интерес к внешней политике государства, к проблемам его безопасности, прежде всего, у молодого поколения.

Из всего вышеизложенного следует, что проблемы внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан и зарубежных государств вполне можно рассматривать в качестве самостоятельного актуального направления научных исследований.

Автор данной статьи посвятил исследованию политических аспектов межгосударственных отношений Республики Таджикистан в период становления её внешней политики несколько монографий и выносит на суд читателей следующие положения:

- реальная полноценная внешнеполитическая деятельность Республики Таджикистан началась в 1992 году, хотя она объявила о своей государственной независимости 9 сентября 1991 года;

- в развитии внешнеполитической деятельности Таджикистана следует выделить два этапа. Оба этапа международной деятельности государства состояли, в свою очередь, из нескольких фаз, с присущими им особенностями. Период становления современной внешней политики Республики Таджикистан начался 9 сентября 1991 года и в основном завершился к 31 декабрю 2002 года;

- в 1990-ые годы Республика Таджикистан осуществляла внешнеполитический курс с приоритетной ориентацией на страны СНГ, прежде Россию;

- миротворческая миссия России в Таджикистане в годы внутреннего гражданского конфликта и мирного процесса по его преодолению осуществлялась по трем направлениям: защита таджикско-афганской госграницы при официальном признании её как внешней границы стран СНГ, активное и ведущее участие в коллективных миротворческих силах, исполнение роли государства - наблюдателя на межтаджикских переговорах, что существенным и благотворным образом сказалось на всем ходе примирительного процесса;

- отношения Таджикистана с Республикой Узбекистан в исследуемый период отличались стремлением сторон к урегулированию спорных вопросов и снятию определенных нежелательных явлений, однако не по воле таджикской стороны наблюдалась тенденция к политизации этих проблемных вопросов;

- попытки создания в Центральной Азии в рассматриваемый период региональных организаций не имели успеха, так как они оказались нежизнеспособными и были лишены возможности как-то повлиять на ситуацию, а предпринятые отдельными государствами региона шаги не способствовали укреплению минимального уровня взаимного доверия;

- в 1990-ые годы США увязывали вопрос налаживания экономического сотрудничества с Республикой Таджикистан с ходом национального примирения в стране и с процессом внутренних демократических преобразований;

- дальнейшее развитие событий показало, что по достижении национального согласия в стране отношения между Таджикистаном и государствами Запада получили достаточный импульс в своем продвижении вперед;

- в исследуемый период США и другие государства Запада - более активно, чем на уровне двусторонних отношений - поддерживали Таджикистан в рамках ООН, ОБСЕ, МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, других международных банковских и финансово-кредитных организаций и учреждений;

- если таджикская сторона в 1990-ые годы в связи большими внутренними затруднениями не имела возможности выступить с конкретными предложениями по экономическим вопросам таджикско-иранского сотрудничества, то этого не

сделал и Иран, ограничившись лишь культурно-образовательными программами и связями;

- в 1990-ые годы развитие политических и экономических отношений с Исламской Республикой Иран оставалось под влиянием позиции иранской стороны относительно урегулирования вопросов отношений Правительства РТ с объединенной таджикской оппозицией;

- КНР в исследуемый период не увязывала вопросы развертывания взаимовыгодного сотрудничества с РТ с неэкономическими факторами действительности Таджикистана;

- по отношению к внутренним политическим проблемам Таджикистана Китай занимал позицию позитивного нейтралитета. Что же касается развития экономических связей, то тут препятствием являлось, в основном, отсутствие прямых наземных путей сообщения;

- анализ внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан в 1990-ые годы убедительно свидетельствует о правильности выбранных ориентиров. Этот несомненный успех в значительной степени был обусловлен углублением процесса демократизации общественно-политической жизни, а также конструктивной и одновременно принципиальной позицией Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по такому вопросу, как продвижение переговорного процесса с объединенной вооруженной оппозицией;

- в 2000-2001 гг. торгово-экономический аспект стал определяющим критерием реального состояния и степени эффективности внешних сношений Таджикистана;

- с наступлением мира и стабильности в Таджикистане перед его государственным руководством неизбежно встал вопрос реальной диверсификации внешнеэкономических связей, в том числе вне пределов СНГ. Но при этом Таджикистан в начале 2000-х годов ждал и надеялся, что серьёзный позитивный поворот в экономическом сотрудничестве произойдёт в первую очередь с Россией и другими государствами СНГ;

- участие Таджикистана в международной антитеррористической коалиции - после терактов 11 сентября 2001 года в США - оказали существенное воздействие на утверждение тенденции более активного развития двустороннего и многостороннего сотрудничества Таджикистана не только с государствами американского и европейского континентов, СНГ, но и с азиатскими странами;

- гарантированная безопасность, реальный суверенитет, территориальная целостность Таджикистана, как и всех его союзников по системе коллективной безопасности, обеспечивается всей мощью геополитического содружества в виде ОДКБ;

- геополитические и военно-политические приоритеты Таджикистана, которых он твердо придерживался все 1990-ые годы (с 19 ноября 1992 года), и после объявления в декабре 2002 года многовекторного внешнеполитического курса «открытых дверей» практически остались неизменными;

- концепция внешней политики Республики Таджикистан от 24 сентября 2002 года впервые оформила и закрепила устоявшиеся и оправдавшие себя позиции и целеустановки, наметила новые горизонты международной деятельности государства. При этом речь не шла о какой-то кардинальной переориентации внешнеполитического курса Таджикистана, однако появились элементы новизны в формировании системы национальных приоритетов на международной арене и в выборе набора инструментов реализации внешнеполитических задач;

- многовекторный характер внешней политики «открытых дверей» РТ на практике выразился в диверсификации межгосударственных связей страны и демонополизации ее торгово-экономических приоритетов, в работе по привлечению зарубежных инвестиций и военно-технической помощи из третьих -

по отношению к ОДКБ и ЕврАзЭС - стран при полном сохранении устоявшихся до декабря 2002 года геополитических и военно-политических приоритетов.

Литература:

1. Абдурахмонов А. А. Развитие внешней политики Республики Таджикистан со странами СНГ : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Душанбе, 2007.

2. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002 гг.: Хрестоматия: В 4 т. / Редактор-составитель Т. А. Шаклеина. - М., 2002, - Т.1. Исследования. - С. 6-7.

3. Дубовицкий В.В. Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010г.г.) //История таджикского народа: В 6т. - Душанбе, 1998 - 2011. - Т.6. - С. 615-669.

4. Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик.- Душанбе, 2006.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация. Автор всесторонне и аргументированно обосновывает актуальность исследования политических аспектов межгосударственных отношений Таджикистана в первое десятилетие его независимости. Он последовательно излагает результаты своих исследований по этой тематике, к которым пришёл в двух своих монографиях о внешней политике Республики Таджикистан в период её становления.

Ключевые слова: главные приоритеты и характерный стиль внешней политики РТ, новая геополитическая обстановка, принцип единства внутренней и внешней политики, этапы становления основ внешней политики, узловые проблемы внешней политики, приоритетная ориентация внешней политики, миротворческая миссия России.

TO THE ISSUE OF ACTUALITY OF SOME RESEARCH RESULTS

OF POLITICAL ASPECTS OF INTER-STATE RELATIONS OF TAJIKISTAN IT THE PERIOD OF ITS FOREIGN POLICY FORMATION

Abstract. The author has established the importance and urgency of political aspects of Tajikistan inter-state relations in the first decade of its independence in this article thoroughly. He also notes the results of his research in two monographs dedicated to the external policy of Tajikistan in the period of its formation.

Key words: main priorities and characteristic style of the foreign policy of Tajikistan, new geopolitical situation, unity principles of internal and foreign policy, the stage of formation of the foreign policy basics, key problems of foreign policy, priority focus of foreign policy, peacekeeping mission of Russia.

Сведения об авторе: Сайидзода Зафари Шерали (до сентября 2007 года - Саидов Зафар Шералиевич) - кандидат философских наук, доцент, старший советник исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан по вопросам зарубежных связей и внешней политики, e-mail: sattori1990@mail.ru

Information about the author: Sayidzoda Zafari Sherali - Ph. D in Philosophy, docent, Senior Advisor on Foreign Relations and External Policy of the President Office of the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.