ФАЛСАФА ВА ХУКУК ФИЛОСОФИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
З.Ш. Сайидзода
ОБ ЭВОЛЮЦИИ, ХАРАКТЕРЕ И СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРИОД ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ
Ключевые слова: политические аспекты межгосударственных отношений, этапы международной деятельности Таджикистана, внешнеполитический курс «открытых дверей», многовекторный характер внешней политики, диверсификация межгосударственных отношений
Исследуя проблему политических аспектов межгосударственных отношений Республики Таджикистан в период становления внешней политики государства, автор данной статьи пришел к нижеследующим выводам:
Хотя Республика Таджикистан объявила о своей государственной независимости в сентябре 1991 года, представляется, что её реальная полнокровная внешнеполитическая деятельность началась в 1992 году.
Первые десять лет для внешней политики нового суверенного независимого государства - это немалый срок. Этот срок аккумулирует в себе значительную динамику внешнеполитических процессов. В нашем исследовании первое десятилетие выделено не условно, а очерчено предельно чётко. Столь же чётко можно провести черту и в периодизации внешней политики Республики Таджикистан.
В условиях становления государственного суверенитета руководству Республики Таджикистан приходилось принимать нелёгкие решения. Они содействовали вхождению страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права и
отношений, что являлось задачей огромной исторической важности. И это был первый этап в международной деятельности Республики Таджикистан (до марта 2000 г.), в ходе которого государство прошло путь от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до уровня реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром. Характер, динамика, насыщенность событиями и продолжительность этого этапа были обусловлены гражданской войной в стране и преодолением её последствий в рамках мирного процесса установления национального согласия.
Следующий этап (с апреля 2000 года по настоящее время) отражает переход внешней политики Таджикистана в новое русло и её дальнейшее развитие. В ходе данного процесса была окончательно сформирована ныне действующая концепция внешней политики государства, которая определяет её характер, приоритеты и основные направления (речь идёт о многовекторной политике «открытых дверей»), В данный период был достигнут существенный сдвиг в формировании зарубежной инфраструктуры - посольств, консульств, дипломатических миссий. Во многом наладился процесс подготовки дипломатических кадров и, с принятием в 2002 году Закона РТ «О дипломатической службе», укрепилась нормативно-правовая база деятельности отечественных дипломатов. Всё это эффективно повлияло на уровень и качество осуществления внешней политики республики.
Разумеется, оба этапа международной деятельности государства состояли, в свою очередь, из нескольких фаз, с присущими им особенностями.
Автор считает методологически неверным связывать начало второго этапа в развитии внешней политики Таджикистана не с наступлением качественно нового периода в истории страны в связи с завершением перехода от состояния гражданской войны к миру и национальному согласию, а с изменениями в развитии международных отношений в евразийском регионе после трагических событий 11 сентября 2001 года в США. Между тем точка зрения о том, что новый этап в развитии международной деятельности Республики Таджикистан якобы берёт начало в 2001 году, высказывается в весьма серьёзных научных изданиях (1, 96; 2, 192).
Задачей первого этапа было формирование международно-правовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Наряду с этим и наработкой определённого опыта дипломатической деятельности, на первый план вышла задача формирования механизма обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом.
С наступлением мира и стабильности в Таджикистане на первый план вышли вопросы социально-экономического развития, надо было поднимать экономику, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, повышать уровень народного благосостояния. Руководство Таджикистана просто не имело право долго выжидать и топтаться на месте. Перед ним неизбежно встал вопрос диверсификации внешнеэкономических и межгосударственных связей, в том числе вне пределов СНГ. Но при этом Таджикистан в начале 2000-х годов ждал и надеялся, что серьёзный позитивный поворот в экономическом сотрудничестве произойдёт в первую очередь с Россией и другими государствами СНГ.
К сожалению, ситуация конфликта идеалов и реальности продолжалось в постсоветском экономическом направлении внешней политики Таджикистана на протяжении 1995 - 2002 гг. Последующие годы стали периодом избавления от неоправданной эйфории в восприятии окружающего мира - периодом осторожного формирования - путём проб и ошибок - международно-политической идентичности Таджикистана. Представления о мире и о месте в нём страны постоянно выкристаллизовывались. Формальным доказательством этому служит тот факт, что своё второе десятилетие (2002 - 2012 гг.) внешняя политика Республики Таджикистан начинает, будучи впервые «вооружённой» концепциями внешней политики и национальной безопасности.
Превращение Таджикистана в политически стабильную и процветающую страну и самодостаточное государство с наступлением 2000-х годов было объявлено общенациональной задачей. Этой цели, поставленной Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, всецело подчинён его модернизированный на рубеже 2002-2003 годов самостоятельный и конструктивный политический курс во внешних делах. Отличительная черта внешней политики Таджикистана -
многовекторность, сбалансированность и взаимовыгодный прагматизм, требующие оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Это, в частности, в первом десятилетии 2000-х годов проявилось в работе по обеспечению поддержки Национальной стратегии сокращения бедности и программ государственных инвестиций международными финансовыми институтами и сообществом стран-доноров.
В то же время в многовекторной внешней политике «открытых дверей» Президента Таджикистана Эмомали Рахмона сохранились сформировавшиеся ещё в 90-х годах XX века чётко выраженные геополитические приоритеты.Таджикистан связывает с Россией, которая была и остаётся одним из значительных мировых центров военно-политической, экономической и культурно-информационной силы, отношения двустороннего стратегического партнёрства и военно-политического союзничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Это вполне вписывается в концепцию формирования новой, полицентричной международной системы.
Объявленный на рубеже 2002-2003 гг. внешнеполитический курс «открытых дверей» с точки зрения дальнейших отношений Таджикистана с Россией, сотрудничество с которой у него было самым высоким по уровню политического доверия в СНГ, означал признание сторонами существования определённого дисбаланса в сторону политической и военной составляющих и выправление совместными усилиями сложившегося в 1990-ые годы положения путём расширения и углубления экономического, инвестиционного и гуманитарно-культурного сотрудничества. Иными словами, внешняя политика «открытых дверей» предполагала обязательность модернизации таджикско-российского взаимодействия за счёт усиления его экономического и гуманитарного измерений, адаптацию стратегического партнёрства двух государств к новым реалиям мировой политической действительности.
Что касается военно-политических приоритетов Таджикистана, которых он твёрдо придерживался все 1990-ые годы после обретения государственной независимости, то они и после 2002 года практически остались неизменными. На территории Республики Таджикистан сохраняется российское присутствие в виде крупной военной базы и объектов военной инфраструктуры. Таджикистан -один из наиболее последовательных, активных и
дисциплинированных членов ОДКБ. В течение первого десятилетия XXI века в адрес госруководства Таджикистана от зарубежных государств (вне СНГ) не раз поступали предложения о размещении на территории страны объектов военной инфраструктуры на платной основе, которые им даже не рассматривались.
Таким образом, многовекторный характер внешней политики «открытых дверей» выразился на практике в диверсификации межгосударственных отношений Таджикистана и демонополизации торгово-экономических приоритетов, привлечении зарубежных инвестиций и военно-технической помощи из третьих по отношению к ЕврАзЭС и ОДКБ стран при полном сохранении устоявшихся до декабря 2002 года геополитических и военно-политических приоритетов.
Востребованность и долговечность данной политики, о проведении которой глава государства Таджикистан Эмомали Рахмон впервые публично объявил в своем новогоднем обращении к населению страны 31 декабря 2002 года, во многом будет зависеть от того, как дальше будут развиваться соответствующие процессы в постсоветском пространстве и в мире в целом во втором десятилетии нового века.
В 2012 году Россия, Белоруссия и Казахстан начали создавать Единое экономическое пространство и далее - Евразийский союз. Данный мегапроект не предполагает утрату политического суверенитета государствами-участниками, он способен принести очевидные выгоды всем членам этого добровольного и равноправного межгособъединения и найти поддержку среди многих социальных групп и слоев в постсоветских странах.
Республика Таджикистан продолжает своё заинтересованное участие в работе, которая сделает возможным её присоединение к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
Одновременно она поставила задачу проводить более активную и системную работу, направленную на расширение инвестиционной деятельности индустриально развитых государств и богатых мусульманских стран и строительство ими крупных современных экономических и иных объектов в нашей стране.
Республика Таджикистан в исследуемый период заинтересованно развивала и намерена дальше укреплять торгово-экономическое, политическое и духовно-культурное сотрудничество с государствами Центральной Азии, создавать прочную основу для долгосрочной
стабильности, доверительного диалога и эффективного взаимодействия в регионе во всех форматах межгосударственных отношений.
В силу природно-географических особенностей государства Центральной Азии подразделяются на две группы: горные страны верховья и равнинные страны низовья. В верховье образовывается основной сток вод региона (в том числе в Таджикистане около 60 процентов), а львиную долю этой воды потребляют государства низовья. Энергетическая отрасль региона, сложившаяся в советское время, учитывала эти особенности, и совершенно логично упор в странах верховья делался на развитие экологически чистой гидроэнергетики. При этом построенные и запланированные - в Таджикистане и Кыргызстане - к строительству гидроэлектростанции выполняли двойную задачу, - накапливая воду в водохранилищах в зимний сезон, они обеспечивали растущую потребность стран низовья в вегетационный период. Советская модель предусматривала компенсацию странами низовья в осенне-зимний период странам верховья в виде поставок электроэнергии, газа и нефтепродуктов ввиду перевода их ГЭС на режим накопления воды. В летний же период Таджикистан и Кыргызстан, интенсивно срабатывая воду, возвращали образовавшийся долг по электроэнергии странам низовья. В исследуемый период эта нормально работающая и в целом справедливая схема взаимодействия соседних государств -по чисто амбициозно-политическим соображениям - усилиями госруководства Республики Узбекистан была неоправданно сломлена. Это привело к дисбалансу в водной энергосистеме региона. В результате на протяжении последнего десятилетия Таджикистан ежегодно по шесть месяцев испытывает жесточайший дефицит электроэнергии.
Именно эти обстоятельства вынудили руководство Республики Таджикистан принять меры по обеспечению энергетической безопасности, самодостаточности и независимости путём, главным образом, возведения запланированных к строительству и незавершённых в советский период ГЭС на внутренних реках страны. Что касается достройки Рогунской ГЭС, то этот объект является самым верхним по течению реки Вахш, ниже которого расположен каскад из почти десятка ныне работающих гидроэлектростанций. Ни технически, ни логически нельзя
уменьшать сток внутренней реки Вахш (составляет 30% объема воды в Аму-Дарье) Рогунским проектом, не обрекая весь упомянутый каскад ГЭС на катастрофическое по своим последствиям бездействие.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон неоднократно заявлял с высоких трибун, что ни один из гидроэнергетических проектов страны не будет осуществлён во вред соседям.
Республика Таджикистан всегда была и будет открыта для обсуждения всех вопросов относительно рационального использования водно-энергетических ресурсов региона всеми заинтересованными сторонами в духе взаимоуважения, конструктивности, равноправия и взаимной выгоды.
В годы государственной независимости Таджикистан многое сделал для того, чтобы привлечь внимание мира к аральской катастрофе, приложил и продолжает прилагать усилия для решения проблемы, с тем чтобы людям в зоне бедствия жилось лучше. Именно этими соображениями продиктована инициатива Президента Республики Таджикистан о создании международного консорциума по Сарезскому озеру, цель которой заключается в использовании чистейшей питьевой воды этого отечественного высокогорного водоёма для нужд 50 миллионов людей во всем регионе.
На наш взгляд, наступило время создания в Центральной Азии под эгидой ОБСЕ либо ШОС коллективной системы экологической безопасности как важного звена региональной безопасности, модернизации систем ирригаций, внедрения более чистых технологий на принципах «обнуления отходов и сбросов», активного вовлечения населения в природоохранное предпринимательство, в международные проекты по восстановлению нарушенных экосистем. Сохранение экологического баланса в регионе требует от входящих в него стран больших усилий и укрепления конструктивного доверительного сотрудничества между ними. Требуются целенаправленные практические действия в многостороннем формате.
Республика Таджикистан уже давно выражает полную готовность к самому тесному сотрудничеству в реализации этой актуальной задачи. Её можно успешно решить, если в межгосударственных отношениях всех стран Центральной Азии полностью возобладает практика соблюдения принципов добрососедства, взаимности, доброй воли и недискриминации. В
этой связи огромное значение приобретает предложение таджикской стороны в адрес государственного руководства соседнего Узбекистана о позитивной «перезагрузке» двусторонних отношений с целью вывода их из кризисного состояния.
Внешнеполитические вопросы тесно переплетены с вопросами обеспечения национальной безопасности. В этой связи в перспективе прямое отношение к обстановке в Таджикистане и Центрально-Азиатском регионе в целом будет иметь намеченная международной антитеррористической коалицией программа передачи ответственности за ситуацию в соседнем Афганистане силам безопасности этой страны и вывод военных сил коалиции в 2014 году.
Нельзя исключать того, что это может привести к развитию сценария «брошенного Афганистана» и возникновению в этой стране опасного очага напряжённости. По нашему мнению, очень важно подключить экспертное сообщество к прогнозированию развития афганской ситуации в таком направлении. Причем в основе провоцирования кризиса могут лежать, например, интересы крупных наркодельцов. Государства Центральной Азии остро ощущают на себе наркоугрозу и наркоэкспансию, исходящую из Афганистана, на территории которого практически безнаказанно действуют около двух сотен наркокартелей и производится 94 процента всех опиатов в мире.
Национальные интересы Таджикистана во многом связаны с реализацией его экономических приоритетов. К этому побуждает необходимость обеспечения продовольственной, энергетической и транспортно-коммуникационной безопасности страны в условиях эволюции международных отношений, в которых в последние годы растёт удельный вес экономического компонента. На нынешнем этапе развития Таджикистана экономический компонент его внешней политики должен способствовать решению ряда важных проблем. И это - задачи не только министерства иностранных дел и Правительства, но и всех органов государственного управления республики.
Между тем в координации внешнеполитической деятельности проблем пока ещё много. Прежде всего, это сбои в организации межведомственного взаимодействия, которые можно исключить из практики при грамотном и эффективном использовании министерством иностранных дел своих соответствующих полномочий.
Были и остаются актуальными вопросы организации самой дипломатической деятельности. Это касается и качества информации, поступающей из посольств, с точки зрения уровня профессионализма анализа и компетентности прогноза. Практический опыт свидетельствует о том, что при внимательном отношении к разумным инициативам отечественных дипломатических представительств некоторые их начинания могут стать прорывными на отдельных направлениях внешнеполитической работы.
Нельзя недооценивать важность информационного сопровождения внешнеполитической деятельности. От масс-медиа в наши дни всё чаще зависит имиджевая судьба той или иной политической акции. В свою очередь, фактор имиджа оказывает значительное влияние на ход политических процессов.
Однако, как нам представляется, структура Управления информации МИДа Таджикистана в целом в настоящее время не соответствует стоящим перед ним задачам. Например, в составе Управления информации нет такого основного звена деятельности, как отдел оперативной информации. В его функцию должно входить компетентное и своевременное доведение до отечественной и зарубежной общественности, политических кругов, национальных и зарубежных СМИ, в том числе в порядке опережающего информирования, официальной позиции Республики Таджикистан по текущим внутренним и международным проблемам. Другой отдел, который необходим в составе Управления информации, -отдел средств массовой информации, который призван обеспечивать прямую и обратную связь МИДа со средствами массовой информации. В отличие от отдела оперативной информации упор здесь должен быть сделан не на моментальном реагировании и не на распределении официальной информации, а на мерах планового, долгосрочного характера.
Значительная часть работы по информационному обеспечению внешнеполитического курса Таджикистана должна проводиться на базе республиканского пресс-центра.
С появлением Интернета возможности информационного обеспечения внешней политики государств существенно возросли. На наш взгляд, web-сайт МИДа Таджикистана необходимо сделать более привлекательным, полезным и удобным для всех категорий пользователей, в том числе для зарубежных организаций.
общественных, политических и деловых кругов, политологов, журналистов, студентов и других категорий людей и ведомств.
На данном этапе следует, на наш взгляд, уделить больше внимания задачам и практике деятельности пресс-служб представительств Республики Таджикистан за рубежом.Сегодня становится всё более очевидным, что информационно-разъяснительная работа представительств республики за рубежом должна быть поднята на уровень требований времени, ибо она превращается в одно из основных направлений в деятельности загранаппарата дипслужбы республики.
Не подлежит сомнению, что эффективный механизм принятия и реализации внешнеполитических решений - это одно из ключевых условий результативной международной деятельности любого государства.
На наш взгляд, целесообразно продолжить работу по совершенствованию внешнеполитического механизма Республики Таджикистан. Значительным шагом в этом деле могла бы стать эффективная работа консультативно-совещательного Совета по внешней политике при Президенте Республики Таджикистан. Подобная структура способна сыграть свою позитивно-результативную роль при решении ряда актуальных задач по обеспечению:
- обновления действующей Концепции внешней политики республики с учётом изменений минувшего десятилетия на мировой арене и внутри страны;
- коллегиального характера выработки и принятия внешнеполитических решений государства;
- вовлечённости в этот процесс всех субъектов международной деятельности республики;
- опоры при принятии и выработке ключевых внешнеполитических решений на глубокую аналитику и экспертизу не только государственных исследовательских структур, но и широкого экспертного сообщества;
- стратегического планирования как основы внешнеполитического механизма на базе краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования;
- прозрачности механизма принятия внешнеполитических решений, связанной с грамотной и кропотливой работой со средствами массовой информации с целью формирования ясного
понимания у широкой общественности;
- укрепления исполнительской дисциплины в деле реализации
внешнеполитических решений государства.
Для регулирования деятельности отечественных участников внешнеполитического процесса необходимы подготовка и принятие Закона Республики Таджикистан «О внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан». Этим нормативно-правовым актом, на наш взгляд, необходимо определить:
- цели и задачи внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан;
- основные принципы внешнеполитической деятельности государства Таджикистан;
- элементы системы внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан, их полномочия в этой сфере;
- механизм координации и контроля внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан;
- иные необходимые аспекты.
Принятие Закона «О внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан» конкретизирует юридическую базу для осуществления работы по периодическому обновлению текста Концепции внешней политики Республики Таджикистан, а также улучшит условия для разработки программ внешнеполитической деятельности государства на конкретный временной период или по её отдельным направлениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатиям муосири точик. - Душанбе, 2006
2. Таърихи муносиботи байналхалкй ва сиёсати хоричии Точикистон (с. 1917-2008) / Тахиякунанда М.Гулчонов. - Душанбе, 2009
Об эволюции, характере и способах осуществления внешней политики Республики Таджикистан в период её становления
3. Сайидзода
Ключевые слова: политические аспекты межгосударственных отношений, этапы международной деятельности Таджикистана, внешнеполитический курс «открытых дверей», многовекторный характер внешней политики, диверсификация межгосударственных отношений
В статье исследуется проблема политических аспектов межгосударственных отношений Республики Таджикистан в период становления внешней политики государства.
Многовекторный характер внешней политики «открытых дверей» выразился на практике в диверсификации межгосударственных отношений Таджикистана и демонополизации торгово-экономических приоритетов, привлечении зарубежных инвестиций и военно-технической помощи из третьих по отношению к ЕврАзЭС и ОДКБ стран при полном сохранении устоявшихся до декабря 2002 года геополитических и военно-политических приоритетов.
On Evolution, Character and Ways of Effectuation of Foreign Policy in Tajikistan Republic in the Period of its Format ion
Z. Sayidzoda
Key words: political aspects of interstatal relations, stages of Tajikistan's international activity, foreign political course of "open doors" multivectorial character of foreign policy, diversification of interstatal relations
The author of the article explores the problem ofpolitical aspects of interstatal relations of Tajikistan republic in the period of the formation of the state's foreign policy.
The multivectorial character of the foreign policy of "open doors" expressed itself practically in diversification of interstatal relations of Tajikistan and demonopolization of trading-economic priorities, attraction of foreghn investments and military-technical cad from the countries being the third ones in reference to EurAsES and CSTO by full preservation of geopolitical and military-political priorities stabilized up to December 2002.