Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
586
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИВТ / СНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Собирова Курбонбегим Давдаткадамовна

В статье на основе архивные источников материалы периодических изданий анализируется и обобщается роль международных организаций в восстановление мира и стабильности в Республики Таджикистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Собирова Курбонбегим Давдаткадамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО

Собирова К.Д., Мирганова Н. Р.

В статье на основе архивных источников материалы периодических изданий анализируется и обобщается, огромная роль международных организаций в восстановлении здравоохранения, культурно-просветительских учреждений, повышении общей и политической культуры населения Горного Бадахшана.

Ключевые слова: международных организаций, фонд Ага-Хана, ГБАО, здравоохранения, инфраструктуры, социально-культурный, Международный Комитет Красный Крест, УВКБ ООН.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS ASSISTANCE IN RESOLVING OF SOCIO-

CULTURAL ISSUES OF GBAO

Sobirova K., Mirganova N. R.

In this article, on the basis of archived sources published periodically, the great role of international organizations in restoring of health sector, cultural and educational organizations, improving of general and political culture of population of GBAO is analyzed.

Key words: international organizations, Aga Khan Foundation, GBAO, health sector, infrastructure, socio-cultural, International Red cross, UN

Сведения об авторах: Собирова Курбонбегим Давлаткадамовна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории Хоргского государственного университета им. М. Назаршоева, тел.: (+992) 93 5139390;

Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджиского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.:(+992) 93-5584538

Information about authors: Sobirova Kurbonbegim Davlatkadamovna, Ph. D. in History, docent, head of Chair of Native History, Khorog State University named after M. Nazarshoev, tel.: (+992) 93 5139390

Мirganova Nigina Raufovna, Ph. D. In Pedagogy, docent, head of Department for Science and Innoviation, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 93-5584538

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Собирова К. Д.

Хорогский государственный университет им. М. Назаршоева

С момента приобретения независимости, основы внешней политики суверенного Таджикистана были заложены в Заявлении о государственной независимости Республики Таджикистан. В нём, в частности, говорилось: «В международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права, добиваясь в своей деятельности прочного мира, ликвидации ядерного оружия»1.

Первые ориентиры во внешнеполитическом курсе государства можно найти в выступлениях Президента Республики Таджикистан Э.Ш Рахмонова в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1993-1997гг. Так, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 30 сентября 1994г., Э.Ш. Рахмонов заявил: «Республика Таджикистан делает первые шаги в качестве субъекта международного права. Я с глубоким удовлетворением отмечаю, что мы получили равный голос в сотрудничестве наций и осознаём, что это почётное право налагает на нас значительные обязанности»2.

1 Алимов Р., Лебедев М.,Шарипова ДЖ. Дипломатия Таджикистана.- Душанбе,1994.-С.47.

2 Дубовицкий В.В Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010гг.). В кнг: История таджикского народа. Том VI.Новейшая история(1941-2010гг). -Душанбе, 2011.-С.617.

В этом же выступлении Президент Э.Ш.Рахмонов впервые отметил приоритетность отношений Республики Таджикистан со странами СН. При этом он констатировал «значение двух направлений нашей деятельности в рамках СНГ, критически важных для Таджикистана. Речь идёт об отношенияхс Россией и центральноазиатскими государствами»3.

Россия, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан также США были названы в числе государств, оказавших наибольшую поддержку Праительству Таджикистана в начальный период гражданской войны.

Соглашение о прекращение огня достигалось, хотя и ни без усилий, но эффективно, благодаря вмешательству делегатов, которые контролировали вооруженные отряды и обладали властью, необходимой для прекращения военных действий. Намного больше усилий потребовалось для достижения согласия по политическому урегулированию конфликта4.

Председатель Верховного Совета Эмомали Рахмон 20 декабря 1992 года направил письмо Генеральному секретарю, ООН господину Бутросу Гали, в котором просил направить в Таджикистан Миссию Наблюдателей ООН с целью содействия урегулированию межтаджикского конфликта5. Миротворческая операция ООН в Таджикистане было одна из первых в постсоветском пространстве. Первые военные наблюдатели ООН в страну прибыли уже в декабре 1992 года. Придавая исключительно важное значение ООН в деле поддержания мира, миротворчества, даже в условиях, когда в стране продолжало иметь место вооружённое противостояние.6 Участие самого Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в деятельности ООН позволило шире информировать международное сообщество о положении в стране, привлечь его внимание к её социально- экономическим проблемам, с тем, чтобы заручиться его поддержкой и помощью в установлении мирной жизни и в постконфликтом восстановлении страны. Без преувеличения можно сказать, что эти усилия не были напрасными и дали свои положительные результата.7

В январе 1993 года в Таджикистан прибыла небольшая группа сотрудников миссии.

За период своей деятельности в Таджикистане МН ООН в сотрудничестве с Правительством республики провела огромную работу по оказанию содействия не только в деле политического урегулирования межтаджикского конфликта, но и в оценке гуманитарной ситуации, возвращении беженцев, а на завершающем этапе и разработке проектов по постконфликтному восстановлению и устойчивому развитию страны8.

Следует подчеркнуть, что через МН ООН в качестве военных наблюдателей прошел большой по численности персонал - представители около 30 государств мира. Эти военные наблюдатели также внесли значительный вклад в достижение мира в стране. Миссия военных наблюдателей ООН завершила свою деятельность в Таджикистане 15 мая 2000 года9.

В годы межтаджикского конфликта исключительно важную роль играли коллективные миротворческие силы (КМС), Содружества Независимых Государств (СНГ), оказав значительную помощь странам в выполнении Общего соглашения.10 На начальном этапе межтаджикского конфликта в состав КМС, СНГ входили военные подразделение Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Узбекистан.11

В обстановке хаоса гражданской войны, развала государственной власти во многих регионах страны, коллективные миротворческие силы КМС, Содружества Независимых

3 Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене.-Душанбе ,2005.-С.10

4 Собирова К.Д. Сотрудничества Республики Таджикистан и Международных организация в урегулирование межтаджикских конфликтов.//МаърифатиШугнан

5 Рахмонов Э Ш Политика мира и согласия.- Душанбе.: Ирфон,2001.-С.34.

6 Выступление Специального представителя генеоального секретаря ООН в Таджикистане.//Материалы международного симпозиума. Международное значение ХУ1Сесии Верховного Совета Республики Таджикистан (двенатцатого созыва) и её роль в совершенствовании теори и практики государственности в Республике Таджикистан.-Душанбе, 1-2 нояб.2002года.-С.90.

7 Юлдашев К. Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней политики суверного Таджикистана.- Душанбе,2001.-С.23.

8 Собирова К.Д Вклад Фонда Ага Хана в восстановление экономики и решение социально- культурных проблем ГБАО Республики Таджикистан. Дис. насоиск. уч. степ. Канд- ист.наук.-Душанбе.,2002.-С.32.

9 Собирова К.Д Вклад Фонда Ага Хана в развитии ГБАО.-Душанбе,2005.-С.34.

10 История таджикского народа.ТомУ1(новейшая история).-Душанбе,2011.-С.617.

11 Ниязи А Таджикистан: конфликт регионов на фоне социально - экономического кризиса. В кн: Экология, общество и традиция: социальные и политические кризисы в СНГ в контексте разрушения природной среды.-М,1997.-С.22

Государств СНГ явились единственной дисциплинированной и надежной силой, способной защищать гуманитарные конвои и стратегически важные пункты, такие как химические комбинаты и гидротехнические станции12.

Подчеркивая особую роль российских миротворцев, мы исходим из того, что они составили не только костяк КМС СНГ, но и с ноября 1993 года на них легла основная тяжесть по обеспечению миротворческих операций и нередко они несли потери от рук террористов, наркодельцов и других преступных элементов. Российские пограничники с таджикскими коллегами по сей день выполняют огромную задачу по охране таджикско-афганской границы, ставя заслон на пути незаконной переправы с другого берега Пянджа наркотиков, оружия, террористов и других преступных элементов. Таким образом, Россия играла активную роль на всех этапах межтаджикского урегулирования и совместно с другими партнерами стала одним из ключевых гарантов реализации Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане13.

Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Таджикистане функционирует с 1994 года. Руководил этим представительством сначала господин П. Лембо (Италия). С 2000 года координатором программы является господин М.Кахане (Шотландия). За годы деятельности представительства ПРООН в Таджикистане в различных районах республики выполнен ряд микропроектор, имеющих важное экономическое значение для местностей, пострадавших в результате гражданского конфликта.14 В связи с завершением переходного периода и установлением мира роль ПРООН в Республике Таджикистан резко возрастает, и серьезно расширяются ее координирующие функции и диапазон действия15.

Следует высоко оценить роль международных Неправительственная организация (НПО), целью которых был оказание гуманитарной помощи, защита граждан и обеспечение мирного разрешения конфликта. Наиболее активным среди них были сети Фонда Ага Хана, Международный комитет Красного Креста, (МККК), Врачи без Границ и Хельсинская группа по правам человека. ООН- через Спецпосланников- спецпредставителей и Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) - поддерживали тесные контакты с этими НПО и стремились гармонизовать международные усилия по восстановлению мира в Таджикистане. Особенно тесные контакты ООН установила с МККК и Фондом Ага Хана16.

Исходя из огромного духовного авторитета его Высочества принца Карима Ага - Хана среди исмаилитского население Бадахшана, Спецпосланник Пирис-Бальон и Спецпредставитель Дмитрих Меррем обсуждали с ним проблемы мирного таджикского урегулирования. Его визиты в Таджикистан, неформальные посреднические усилия внесли значительные вклад в достижение мира17.

Таким образом, международное сообщество в годы межтаджикского конфликта в значительной мере помогло преодолеть экономический кризис в стране. Теперь, когда в республике достигнутого мир и доминирует национальное согласие, необходимо обеспечить экономическую помощь народу Таджикистана для того, чтобы решать проблемы постконфликтного восстановления и дальнейшего развития экономики.18

В последнее время анализ политической жизни общества показывает, что современное общество Таджикистана склонно к интернациональным и объединенным процессам. Результатом этого является то, что политические партии, общественные и творческие объединения, научные, учебные, производственные учреждения поддерживают миротворческую политику Президента и Правительства Республики Таджикистан в достижении стратегической задачи, укреплении мира и построении правового демократического и светского государства.19

В истории международных политических институтов особое значение имеет Шанхайская организация сотрудничества. Это организаций начальной было призвано определить, и наладит

12 Владимир Горяев Архитектура международного вмешательства в мирный процесс в Таджикистане//Лссогё Политика компромисса. Мирный процесс в Таджикистане.-Лондон.,2001.-С.46.

13 Собирова К.Д Вклад фонд Ага Хана в развитии ГБАО,-Душанбе.,2005.-С.34.

14 Назаров Н.Т. Таджикистан: Экономическое сотрудничество и безопасность. -Минск, 2003. -С.130.

15 Саидов З. Внешняя политика Президента Рахмонова.-Душанбе.:Авасто,2000.-С.23.

16 Владимир Горяев Архитектура международного вмешательства в мирный процесс в Таджикистане//Лссогё Политика компромисса. Мирный процесс в Таджикистане.-Лондон.,2001.-С.48.

17 Владимир Горяев Архитектура международного вмешательства в мирный процесс в Таджикистане//Лссогё Политика компромисса. Мирный процесс в Таджикистане.-Лондон.,2001.-С.46.

18 Давлатов Д, Набиев В Движения национального единства и возрождения Таджикистана.- Душанбе.: Шарки озод.1997.-С.32

19 Рахмонов Э.Ш. Наша цель - национальное единство. - Душанбе, 1997. -С.36.

пограничные вопросы пяти государствах членов Китая, России, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. После Душанбинской встречи этой организации в 2000 году постепенно стала, носит более ярко выраженный политический характер. Сотрудничества этой организации в любом направлении- экономике, коммуникации, обороне и культуре носило практический характер. Сотрудничество Таджикистана с этими организациями способствовало укреплению позиции правительства внутри страны, также на международной арене20. Это, прежде всего, связано с завершением военное - политического противостояния созданием коммуникационных сетей. Тем не менее, одним из важных показателей современного сотрудничества Таджикистана с международными институтами заключается в противостояние интересов некоторых соседних стран в рамках международной организации.21

Организация Объединенных Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным, решение конфликт в других стран. На встрече Президента Эмомали Рахмона с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном 1 октября 1999 года подчеркивалось, что в Таджикистане ООН приобрела уникальный опыт в деле урегулирования конфликтов. Этот опыт требует изучения как с точки зрения подходов, принципов и механизмов в урегулирования ситуации, так и в плане вовлечения международных организаций и финансовых институтов в утверждении мира и стабильности в горячей точке22.

При помощи Миссии Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) - были возвращены в республику беженцы из других стран. Миссия принимала активное участие в восстановлении около 29,5 тысячи из почти 38,0 тысячи разрушенных в ходе боевых действий жилых домов, трудоустроено 133 тысячи из 140 тысяч семей, потерявших работу в результате войны, и практически все незаконно занятые жилища возвращены прежним владельцам. Несмотря на достижение мира, и национального согласия, Верховного Комиссара ООН по делам беженцев УВКБ ООН продолжает работу на этапе постконфликтного восстановления Республики Таджикистан.23

Необходимо отметить, что комиссия Национального Примирения (КНП) которая функционировала 2 года и 10 месяцев завершила свою деятельность 1 апреля 2000 года. К моменту прекращения деятельности КНП были выполнены все ключевые положения общего соглашения:

a) оппозиция заявила о роспуске своих вооруженных формирований в связи с завершением реинтеграции последних в состав силовых министерств и ведомств республики;

b) представители оппозиции в соответствии с 30% квотой включились в состав правительственных органов и местных хукуматов;24

c) были возвращены на прежние места жительства около 52 тысяч беженцев из Афганистана и более 18 тысяч из стран СНГ, а также свыше 680 тысяч внутренних перемещенных лиц. Комиссия Национального Примирения КНП работала в тесной связи с Президентом

республики специальным представителем Генерального секретаря ООН, членами контактной группы, руководителем миссии ОБСЕ и др. С завершением деятельности КНП раз и навсегда закрепилась необратимость мирного процесса в Таджикистане. Надо подчеркнуть, что контактная группа (К. Г) была учреждена по просьбе таджикских сторон для наблюдения за выполнением общего соглашения о мире и национальном согласии, а также оказания специализированной помощи таджикским сторонам. Деятельность контактной группы (К.Г) координировал специальный представитель Генерального секретаря ООН. За период своей деятельности контактная группа (К.Г) провела более 130 заседаний. В связи с завершением переходного периода, который продолжался более 3-х лет, контактная группа (К.Г) 11 апреля 2000 года объявила о прекращении своей деятельности как одного из составляющих миротворческих институтов в Таджикистане25. Членами контактном группы (К.Г) являлись

20 Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации.- Душанбе.,2004.-79.

21 Мутамиров Д.З Международные политические институте. -М., 2009.-128.

22 Собирова К.Д Вклад фонда Ага Хана в развитии ГБАО.- Душанбе.,2005.-С.38.

23 Назаров Т.Н. Таджикистан: Экономическое сотрудничество и безопасность. -Минск. 2003. - С.134.

24 Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. -С.7.

25 Собирова К.Д Вклад международных организаций в восстановлении мира и стабильностив Республике Таджикистан и улучшении социально- экономического положения в ГБАО.- Хорог.:Помир,2002.-С.16.

представители государств-гарантов; -России, Ирана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Пакистана и Афганистана26.

В качестве важнейшего сегмента общей системы миротворческих институтов следует назвать также Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая учредила свою миссию в Таджикистане еще в 1993 году, а также Программа развития ООН (ПРООН), последняя функционирует в Таджикистане с 1994 года.27

Неоценима роль и многих других международных организаций и финансовых институтов, которые в период гражданской войны оказывали и в настоящее время оказывают помощь. Это Международный Валютный Фонд28, Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки Развития29, Европейский банк Развития и Реконструкции, Европейский Союз, а также ряд неправительственных международных организаций. Новый период мирного процесса мог бы стать хорошим поводом, как для внешних инвесторов, так и для международных финансово-кредитных институтов. Чтобы оказать содействие в деле прочной стабилизации ситуации в экономике республики, что является важным для дальнейшего укрепления достигнутых успехов в обеспечении национального согласия. «Совет Безопасности, принимая решение завершить миссию ООН в Таджикистане с 15 мая 2000 года после семи лет участия в разрешении конфликта, намерен продолжить работу по оказанию помощи в деле постконфликтного восстановления и развития экономики страны. В новых условиях эффективное использование возможностей программы Развития ООН, Международного Валютного фонда, Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития для постконфликтного восстановления экономики Таджикистана представляется наиболее предпочтительным. Дело в том, что выше приведенные международные финансово-кредитные институты имеют опыт работы с Правительством Республики Таджикистан».30

Они в период межтаджикского конфликта предоставили Таджикистану ряд льготных кредитов, которые использовались в качестве платежного баланса и для финансирования небольших проектов по восстановлению сети здравоохранения, образования, водоснабжения, реконструкции дорог, мостов и др. С учетом особенностей постконфликтного восстановления республики Международным Валютным фондом и Всемирным банком разрабатываются новые проекты по предоставлению Таджикистану кредитных ресурсов на весьма льготных условиях.

Следует подчеркнуть, что Таджикистан стал членом Всемирного банка в июне 1993 года. В настоящее время в республике реализуются 13 программ этого банка, общей стоимостью 190 млн. долларов США31. Всемирный банк, как отмечалось, оказывает содействие в проведении экономических реформ, развитии инфраструктуры и преобразовании социальной сферы. Одним из важных направлений во внешнеполитическом курсе Республики Таджикистан с первых лет независимости стала её интеграция в мусульманском мире. В этом плане, помимо установления двусторонних дипломатических отношений со странами исламского мира, важным шагом стало вступление Таджикистана в члены Организации Исламской Конференции (ОИК). Как подчеркнул Президент республики Э.Ш.Рахмонов, выступая на VII встрече государств и правительств ОИК в Касабланке, «наша республика в свете развития культурного, научного и образовательного сотрудничестве со странами Организации внесёт свой весомый вклад в развитие исламской культуры. Считаю важным отметить, что таджики сыграли важную роль в развитии исламской культуры»32. Значительный вклад в постконфликтное восстановление экономики Таджикистана вносят Азиатский и Исламский банки развития. Так, например, Исламский банк развития, который сотрудничает с Таджикистаном, в основном, с 1997 года, выделил республике средства в виде грантов и кредитов, которые используются для

26 СобироваК.Д.Сотрудничества Республики Таджикистан и Международных организаций в урегулирование межтаджикских конфликтов.//Маърифати Шугнан.2007-15июня.

27 Рахмонов Э.Ш. Политика мира и согласия. - Душанбе: Ирфон, 2001. -С.48.

28 Саидов З.Ш Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков.-4-е, доп. изд.-Душанбе,2011.-С 170, 242, 244

29 Саидов З Таджикистан: межгосударственные отношения в период становления внешней политики.-Душанбе,2013.- С.181

30 Назаров Т.Н. Мирный процесс и постконфликтное восстановление экономики Таджикистана. - С.5.

31 Собирова К.Д Вклад фонда Ага Хана в развитии ГБАО.- Душанбе.,2005.- С.46.

32 Рахмонов Э.Ш. Выступление наУПвстречеглав государств и правительство Организации Исламской Конференции.- Касабланка,14декабря 1994г.-С.192.

финансирования строительства автомобильных дорог, реконструкции и достройки средних школ, учреждений здравоохранения, орошения и освоения земель, улучшения водоснабжения и т.д33.

В июне 2000 года в Душанбе состоялось заседание круглого стола, в котором приняли участие представители арабских фондов (Исламский банк развития, Кувейтский и Саудовский фонды, а также фонд Организации стран -экспортеров нефти)». Последние намерены предоставить Таджикистану льготные кредиты и гранты для реконструкции до 2003 года 18 проектов общей стоимостью 200 млн. долларов США34. Финансируемые проекты охватывают в основном такие сферы, как здравоохранение, образование, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и инфраструктура.

Республики Таджикистан продолжает получать также и гуманитарную помощь через Всемирную Продовольственную Программу ООН, международные неправительственные организации и другие, которые имеет важные значение для поддержание малоимущих граждан35. Безусловно, Правительство страны, высоко оценивая роль международных организаций, поддерживающих в трудные годы народ Таджикистана и особенно малоимущее население, считает, что настало время планового перехода от гуманитарной поддержки к помощи, способствующей устойчивому развитию экономики республики.

В связи с завершением миротворческой миссии ООН, серьезно возрастает роль Программы Развития Организации Объединенных Наций. За период с 1994 г. по настоящее время на сумму около 26 млн.долларов США. В рамках этих проектов восстановлено около 400 объектов просвещения,36 здравоохранения, водоснабжения и др. Можно было бы перечислить многие другие международные учреждения, участвующие в деле постконфликтного восстановления экономики Таджикистана.

Общая сумма ущерба составила почти 10 миллиардов долларов США. Финансовая система Таджикистана расстроена, особенно пострадали объекты инфраструктуры, здравоохранения и образования. Расчеты специалистов показывают, что для полного восстановления национальной экономики и социальной сферы сегодня необходимы огромные средства. Решить эту проблему мы не в состоянии без помощи и содействия мирового сообщества37.

Сейчас, как никогда мирный процесс в Таджикистане нуждается в активном содействии, прежде всего материально-финансовом со стороны международного сообщества. Мы надеемся, что ситуация, при которой государствами-донорами было выделено лишь несколько процентов из средств заявленных ими же самими в ответе на призыв Генерального Секретаря ООН об оказании гуманитарной помощи Таджикистану в 1999 году, будет в ближайшее время направлена. Мы выражаем также надежду, что на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи, как и в прошлые годы, найдет полную поддержку проект резолюции об оказании международной помощи в интересах реализации постконфликтных проектов восстановления в Таджикистане»38.

Правительство Таджикистан, несмотря на сложные условия, продолжает последовательно осуществлять программу экономических преобразований, нацеленных на созидание эффективной рыночной экономики. Шаг за шагом создается соответствующая правовая база, обеспечивающая, в частности, развитие малого и среднего бизнеса, благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, поддержку рыночных структур, включая финансово-банковскую сферу.

Следует отметить, что с вхождением правительства Таджикистана в международные организации - Парламент Таджикистан активно начал сотрудничеств с парламентариями мира. Это сотрудничества начинается с Парламентом Ассамблеи ОБСЕ, постепенно Таджикистан включается в работу Межпарламентской Ассамблей СНГ, ЕврАзЭС, ОИК парламентариев Азии за мир, Азиатского форума парламентариев по народонаселению и развитию и других39. Азиатский форум парламентариев по народонаселению и развитию (АФПНР)- это орган координирующий деятельность Национальных комитетов парламентариев Азиатско -тихоокеанского региона (АТР) по народонаселение и развитию АФПНР оказывает поддержку в

33 Собирова К.Д Вклад международных организаций в восстановлении мира и стабильности в Республике Таджикистан и улучшении социально- экономического положения в ГБАО.- Хорог.:Помир,2002.-С.26.

34 Собирова К.Д Вклад Фонда Ага Хана в восстановление экономики и решение социально- культурных проблем ГБАО Республики Таджикистан.Дис. на соиск. уч. степ. Канд- ист.наук.-Душанбе.,2002.-С.36.

35 Махонина С. Военно-политическое сотрудничество между Россией и Таджикистаном в 1993-1999 годы. -Душанбе, 1999. -С.57.

36 Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. - С.136.

37 Собирова К.Д Мир и согласия// Бадахшан- 2оо1-14 нояб.

38 Рахмонов Э.Ш. Тысяча лет в одну жизнь. - Душанбе: Ирфон, 2002. -С.50.

39 Россет Брюс., Стар Харвей., Кинсела Давиал. Мировая политика .-Нью Йорк.,2000.-С.58.

сотрудничестве между парламентариями в области народонаселения и развития, направленным на сокрашение нищеты, достижение поступательного экономического роста в контексте устойчивого развития обеспечении образования, снижении уровня смертности, достижением продовольственной безопасности и т.д40.

В итоге нужно отметить, что создание независимого Таджикистана, затем политическое противостояние и гражданская война в Таджикистане способствовали активизации деятельности международных политических институтов в нашей республике. Политические институты в основном устремились к установлению мира, демократического строя гражданского общества в Таджикистане.

Естественно, укрепление мира и национального согласия, во многом будет зависеть от молодежи, которая составляет 70% населения страны. Обеспечение мира и национального единства и национальное согласие приведут к более высокому уровню жизни и процветанию Таджикистана».41 Достижение национального единства и установление мира в нашей стране благотворно воздействовали на все стороны жизни нашего народа, на созидательный труд в республике. Только в условиях мира становится возможным развитие экономики, культуры и науки

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Собирова К. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье на основе архивные источников материалы периодических изданий анализируется и обобщается роль международных организаций в восстановление мира и стабильности в Республики Таджикистан

Ключевые слова: ДИВТ, ПИВТ, ОТО, СНГ, МНООН, международные организации, межтаджикские переговоры, независимость, политических сил, конфликт.

ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN REESTABLISHMENT OF PEACE AND STABILITY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Sobirova K.D.

The article includes the role of international organizations in participation in the negotiations between different fighting groups and oppositions with Governments and their role in reaching the reconciliation and reliving the country from both social and economic crisis.

Key words: DIVT, PIRT, OTO, CIS, UN, international organizations, inter-tajiks negotiations, independence, political power, conflicts

Сведения об авторе: Собирова Курбонбегим Давдаткадамовна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории Хоргского государственного университета им. М. Назаршоева, тел.:(+992) 93 5139390.

Information about the author: Sobirova Kurbonbegim Davlatkadamovna, head of the Chair of Native History, Khorog State University named after M. Nazarshoev, tel.: (+992) 93 5139390.

40 Мутамиров Д. З Международные политические институти.-М.,2009.-С.68

41 Собирова К.Д. Вклад международных организаций в восстановление мира и стабильности в Республике Таджикистан в улучшение социально - экономическое положения в ГБАО.- Хорог., 2002.-С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.