Научная статья на тему 'ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО'

ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ФОНД АГА-ХАНА / ГБАО / ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНЫЙ КРЕСТ / УВКБ ООН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собирова Курбонбегим Давлаткадамовна, Мирганова Нигина Рауфовна

В статье на основе архивных источников материалы периодических изданий анализируется и обобщается, огромная роль международных организаций в восстановлении здравоохранения, культурно-просветительских учреждений, повышении общей и политической культуры населения Горного Бадахшана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собирова Курбонбегим Давлаткадамовна, Мирганова Нигина Рауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО»

ИРРИГАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ГАРАУТИНСКОЙ СТЕПИ (60-е годы ХХ века)

Алимов Д. Х.

В статье, на основе архивных материалов и других источников, раскрывается история ирригационного строительства и освоения целинных земель Гараутинской степи. Автор считает, что это строительство являлось одним из важнейших факторов развития этого региона. Здесь же раскрываются и некоторые другие подходы по завершению строительства.

Ключевые слова: ирригация, целинные земли, закрытые оросительные каналы, тонковолокнистый хлопок.

IRRIGATIONAL CONSTRUCTION AND DEVELOPMENT OF VIRGIN LANDS OF THE GARAUTINSKY STEPPE (the 60th years of the XX century)

Alimov D. H.

On the base of archival materials and other sources, the author of the article researches the history of irrigational construction and development of virgin lands of the Garautinsky steppe. The author considers that this construction was one of the factors of development of this region. Some other approaches on completion of construction are revealed in the article as well.

Key words: irrigation, the virgin lands, closed irrigating Chanals, fine-fibered cotton.

Сведения об авторе: Алимов Давлатали Халилович - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и права Курган-Тюбинского государственного университета имени Насира Хусрава, тел: (+992) 919 363544, e-mail: adavlatali@mail.ru

Information about the author: Alimov Davlatali Khalilovich, Ph. D. in History, seniot lecturer, Chair of history and Law, Kurgan-Tube State University named after Nosir Khusrav, tel.: (+992) 919 363544, e-mail: adavlatali@mail.ru

ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО

Собирова К.Д.,Мирганова Н. Р.

Хорогский государственный университет им. М. Назаршоева Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

После развала Советского Союза (1991) и последующей за этим гражданской войной образовательный сектор в Таджикистане значительно ухудшился. Поэтому возникла необходимость реформирования сферы образования, в связи с тем, что цели современного образования,школьные учебные программы, уровень знания преподавания не отвечают требованиям сегодняшнего дня, запросам народного хозяйства в кадрах, отвечающих мировым стандартам.

Школьные здания со сломанной школьной мебелью, текущими крышами, пустыми окнами, текущими трубами, не имеющие подходящего отопления, электрического и социального обеспечения, находятся в плачевном состоянии и требуют срочной реконструкции. Необходимы школьные принадлежности, учебники, тетради, бумага. Заработная плата учителей резко уменьшилась до 5-8 долларов в месяц, что покрывает только 14% нужд учителей, а выплачивается она зачастую с задержками.[1.] Квалифицированные учителя вынуждены покидать свои рабочие места и искать заработка в других сферах, или иммигрировать, оставляя вместо себя неквалифицированных работников, имеющих только 11-летнее и среднее образование, и ограниченный опыт преподавания.

Был проведен всесторонний анализ состояния системы образования,определены приоритетные направления предстоящей реформы. Реформирование в образовании республики, в частности ГБАО, началось с разработки законодательно правовой базы образования. Принятие в Республике Таджикистан Закона «Об образовании» (1) и других правовых норм законодательно закрепило ключевые элементы перемен в образовании: учеба как подготовка к жизни; доступ к качественному образованию.

В 1991-1992 учебном году в ГБАО был 298 общеобразовательных школ, в которых обучались 48,1тысячу учащихся. В 1994-1995 учебном году число общеобразовательных школа ГБАО составляло 314, и в них обучались 55,1тысячи учащихся. [2]

Следует отметить, что для реализации реформ образования необходимо решение насущных задач, таких как: всестороннее укрепление здоровья детей, компьютеризация учебного процесса и др. Для решения этих задач определенный вклад внесли страны- доноры: Фонда Ага Хана, Фонд Сорос, Организаций Красного Креста, ООН, ПР ООН и др., которые в рассматриваемый период укрепляли материальную базу школ области, способствовали учебе выходцев из ГБАО в высших учебных заведениях России, США, Канады, Германии, Пакистана организовывали различные курсы и семинары для повышения квалификации педагогов школ.

Велика роль Фонда Сороса, доноров и Фонда Ага Хана в укреплении материальной базы Хорогского государственного университета и школ области. Открытие лицея Ага-Хана в городе Хороге стало большим событием в области [3].

Десятки выходцев из ГБАО в настоящее время учатся в США, Канаде, России, Алматы и Кыргызстане. Значительно укрепляется материально-техническая база школ области. Начиная с 1996 года Фонд Ага Хана, Фонд Сороса и Программа Развития ООН стали больше акцентировать внимание на развитии области.

В ГБАО образовании придавали большое значение, поэтому дети продолжали посещать школу даже в период гражданской войны. Некоторые из лучших ученых Таджикистана -выходцы из ГБАО. Образованное население в результате войны были вынуждены заняться фермерским хозяйством и мелкой торговлей. Несмотря на очень сложную ситуацию в ГБАО, для его населения образование всегда имело первостепенную важность.

В 2000 году в ГБАО насчитывалось 318 общественных школ, в которых училось 55000 учащихся [4].

На период с 1990 - 2000 гг. общее количество учащихся увеличилось на 11,5%, т.е. с 48100 до 53700 человек. В то же самое время рост населения составил около 23%, что указывает на растущее число детей школьного возраста. С 1990г. г. по 2000 гг. общее число преподавателей выросло, одновременно с учениками и составила 6661 человек в 2000 году [5]. Однако убедительные факты говорят о том, что большое количество высококвалифицированных учителей покинули школы и их заменили необученные и мало-квалифицированные сельские жители. Недостаточное финансирование не только усложняет привлечение новых квалифицированных учителей, но также оказывает негативное влияние на школы. С декабря по февраль многие школы прекращают свою работу из- за нехватки топлива для обогрева. Отчаянная ситуация с финансированием также очень серьезно влияет на приобретения учебного материала, например учебников и т.д. Несмотря на тяжелые экономические условия, народное образование развивались.

Хорогский государственный университет имена М.Н Назаршоева является достижением независимости. Накануне годовщины независимости Республики Таджикистан, решением Кабинета Министров Республики от 5-го августа 1992 года под номером 294 в центре ГБАО -городе Хороге был основан государственный университет и первого октября 1992 года приступил к работе. Университет стал кузницей высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства Таджикистана. Создание университета в духовной, научной и культурной жизни Горно-Бадахшанской Автономной области является знаменательным событием, и иметь большое культурно-политическое значение, открыв новую страницу в книге истории науки, образования и культуры Бадахшана.

Следует отметить, что в создании Хорогского государственного университета большую заслугу имеет тогдашний председатель комитета Верховного Совета Республики Таджикистан, академик Международной академии высшей школы, доктор исторических наук, профессор, ныне покойный Моёншо Назаршоев.

На сегодняшний день университет по различным специальностям выпустил более 6000 студентов, из которых 3480 человек получили педагогические специальности. Большинство из них с достоинством защищают честь Хорогского университета в средне - образовательных школах, государственных и негосударственных учреждениях, международных организациях как внутри страны, так и за ее пределами. Некоторые выпускников университета продолжили учебу в зарубежных странах как Англии, России, США, Германии, получили ученую степень кандидата наук и магистра. В последние годы из числа преподавателей 12 человек защитили докторские и 45 человек кандидатские диссертации в отечественных и зарубежных научных центрах, и отрадно отметить, что из них 32 человек являются воспитанниками университета.[6]. Хорогский госуниверситет имеет научные плодотворные связи с Санкт-Петербургским

государственным университетом, Институтами языкознания, востоковедения, математики АН Российской Федерации, Университетами Москвы и Киева, научным институтами АН РТ, педагогическим университетом имена С. Айни, Таджикским национальным университетом, Российско-Таджикским Славянским университетом и другими научными центрами и учебными заведениями.

Реформа системы образования предусматривает поддержку новых форм обучения таких, как профильное обучение, колледжи, лицеи и другие. Следует отметить, что Хукуматы ГБАО, руководствуясь Законом «Об образовании(29.04.1993г)» [7], «Программой развития народного образования в ГБАО» [12] (30.12.1996г.) поддерживают новые формы обучения. Так, решением Хукумата ГБАО была поддержана инициатива Фонда Ага Хана по созданию лицея, который был организован 11 июня 1999г. Обучение в лице ведется на три языках: таджикском, русском и английском.

С 1996 года Фонд Ага-Хана оказывал поддержку сектору образования в ГБАО. Особым приоритетом для Фонда Ага-Хана стало немедленное удовлетворение ресурсных нужд системы образования для уменьшения отрицательных эффектов, вызванных резким снижением финансирования этой сферы государством. Обеспечение школ учебниками шло рука об руку с применением оплаты учебников. Необходимые поставки учебников были предоставлены школам бесплатно, а затем они продавались родителям, тем самым школы приобретали возобновляемые средства, стимулируя доходную способность и вовлекая общество в дела школы. В контексте того, что государственное обеспечение образования было абсолютным, эти инициативы составили основу для мероприятий по децентрализации и само обеспечению.

Они также послужили основой для внедрения доселе неизвестной концепции финансового управления и общественной поддержки школ. Используя английскую основу, Фонда Ага-Хана начал строить взаимоотношения со всеми заинтересованными лицами для дальнейшего успешного выполнения различных мероприятий в рамках данной программы. Оценка программы международных организации, которая, выполнялась, в сотрудничестве с местным руководством, показала значительные достижения, несмотря на то, что до сих пор существуют некоторые сложности и проблемы:

- инфраструктура школ находится в плачевном состоянии. Главная сложность заключается в обеспечении тепла в зимнее время;

- должна быть обеспечена и улучшена зарплата учителей. Только при условии значительного улучшения зарплаты можно привлечь квалифицированных преподавателей;

- начатые реформы по повышению квалификации учителей, развитию учебных планов и управлению образованием до сих пор не достигли районного уровня.

- в особенности в секторе образования традиционное иерархическое взаимоотношение власти, статуса и контроля между преподавателями всех уровней негативно влияет на процесс образовательных реформ.[9]

Как известно, здравоохранения Таджикистана в прошлом было хорошо развита, но после гражданской войны встала проблема нехватки средств, для эксплуатаций медицинского оборудования и оплаты лекарств в медицинских учреждениях. В области здравоохранения начали свое финансирование Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ООН, [9] Международный комитет спасения, организация «Врачи не знают границ» (Бельгия) и т.д. оказывали помощь Республику Таджикистане в частности населению Горного Бадахшана. Как главная международная организация УВКБ ООН координировало деятельность других международных организаций по оказанию гуманитарной помощи. Международный Комитет Красного Креста (МККК) вместе с УВКБ ООН явились первыми международными организациями в Таджикистане, которые оказывали гуманитарную помощь внутреннем переселенца (ВП) и беженцам. Международный Комитет Красного Креста (МККК) непосредственно занялось оказанием гуманитарной помощи внутреннем переселенца (ВП) и беженцами в районах Хатлонаи Горного Бадахшана.[8] МККК также продолжала проявлять заботу о внутреннем переселенца (В П), которые находились на границе Афганистана. Большинство внутреннем переселенца (В П) возвратились самостоятельно и без получения помощи впервые несколько месяцев после завершения конфликта. Международный Комитет Красного Креста (МККК) с сотрудничеством фондам Ага-Ханам приняли решением оказать помощи всему населению без проведения различиями между внутренне переселенца (В П) и местными населением, главным образом за счет поставок продовольствия и лекарств. Фонда Ага-Хана в свою очередь предоставлял одеяла, одежда, продукты питания и т.д. [7]

За последнее время все решения по здравоохранению населения принимались центральным правительством без консультаций с региональными коллегами.

Для реабилитации обширной инфраструктуры АКР при помощи международных доноров в данный момент осуществляет программу, направленную на поддержку медицинских пунктов, амбулаторий и определенных центральных больничных учреждений. Тем не менее, большинство местных больниц в районе без помощи со стороны, скорее всего, будут вынуждены закрыться.

Кроме описанной выше реабилитационной программы, АКБ совместно с Управлением здравоохранения осуществляет 4 программы, направлены на реформирование системы здравоохранения. Сложности сектора здравоохранения ГБАО могут быть подытожены следующим образом:

Даже после закрытия определенных медицинских учреждением, качество их работы по-прежнему будет, не на высоком уровне, так как обеспечение системы здравоохранения на текущей момент несопоставимо с финансовыми возможностями ГБАО.

Из-за ограниченных финансовых ресурсов и снабжения качество обслуживания здравоохранения может резко ухудшиться. Это создает почву для роста нелегального сектора, предлагающего услуги и продукцию сомнительного качества.

Средний возраст персонала в здравоохранении растет и необходимо улучшать навыки работы персонала, несмотря на ограниченные ресурсы, врачи должны получать современные клинические знания и использовать их с пользой для дела. Необходимое повышение квалификации медсестер не имеет полной поддержки со стороны других медицинских профессий, которые видят в этом угрозу для себя.

Сектор здравоохранения ГБАО организован в закрепленном порядке с объектами инфраструктуры, разбросанными по всей территории. На уровне кишлаков медицинские поставки производятся через медицинские центры, медпункты. На уровне джамоатов местные больницы, райбольница или поликлиника, подчиняются районному центру, а области медицинские объекты, включая поликлиники, областные больницы и некоторые специализированные здравоохранительные центры. [9]

В общей сложности в ГБАО существует 145 медицинских центров и 29 амбулаторией, 34 больницы. Дополнительно существует 14 местных больниц и 8 райбольниц, а также 10 больниц и специализированных объектов здравоохранения, составляющих часть областной больницы в городе Хороге. Хотя инфраструктура здравоохранения развита, однако объекты здравоохранения зачастую находятся в плохом состоянии.

Плохое обеспечение необходимыми медицинскими материалами являются недостаточным, а устаревшее техническое оборудование приводят к ухудшению медицинских услуг [10].

Весьма сокращенный бюджет здравоохранения требует перехода от огромной централизованной, лечебной системы здравоохранения с ее соответствующей инфраструктурой на меньшую децентрализованную, более превентивную действующую систему здравоохранения. Фонд Ага Хана вложит приблизительно 0,5 миллионов долларов на реабилитацию инфраструктуры здравоохранения в ГБАО с главным акцентом на реабилитацию медицинских пунктов и амбулаторий, а также отдельных специализированных объектов.

Административные здания в городе Хороге в общем находятся в относительно хорошем состоянии, особенно по сравнению с административными объектами на уровне джамоатов и районов. Но более важной, чем недостатки в фактический инфраструктуре, в основном выраженные недостаточным количеством отопительного оборудования, является нехватка базовых материалов и оборудования для административных работ: не хватает бумаги и технического оборудования.

Фонд Ага - Хан внес огромный вклад для повышения квалификации учителей, медперсонала, агрономов и т.д. и приобретения новых профессий.

Например, только в течение 2003-2011гг.Фондом были отправлены 100 врачей области в медицинские центры Киргизии, Узбекистан, России, Великобритании, Пакистан и других зарубежных страны. [9]

Для этого необходимо серьезно заняться вопросами формирования кадрового потенциала путем расширения его подготовки и переподготовки в большей степени в учебных заведениях тех государств, где имеется передовой опыт управления производством и внедрения новой техники и передовой технологии. Так поступают некоторые соседние с нами республики, молодежь которых за счет различных фондов учится на краткосрочных курсах, а также в высших учебных заведениях Японии, ФРГ, Китай, Германия, США, Канада, Венгрия и др.»

(10). Забота о подготовке кадров для производственной деятельности должна быть возложена на отраслевые министерства и крупные промышленные предприятия. Надо постоянно заниматься вопросом поиска партнеров, добиваться получения грантов, заключать договоры (соглашения) с зарубежными организациями, занимающимися научно-техническим сотрудничеством и подготовкой кадров. [11] Это не простая задача, но её надо решать, иначе не будет прогресса, ни в экономике, ни в улучшении жизненного уровня населения. Мы сможем идти вперед только в том случае, если сумеем эффективно использовать свои внутренние резервы и потенциалы.

Для социально-экономического развития важную роль сыграли международные организаций, в том числе Фонд Ага-Хана. Благодаря покровительству его Высочества Ага-Хан IV в центре таджикского Бадахшана в г. Хороге функционируют университет и научно-исследовательский институт гуманитарных наук. Тем не менее, интеллектуальные и потенциальные возможности названных учреждений на данном этапе ограничены и не способствуют современному решению, как региональных, так и тем более глобальных проблем изучения этнокультурного наследия народов Бадахшана.

Следует отметить, что в 2001 году в культурных учреждениях Бадахшана работали 722 сотрудников в 188 культурных учреждениях. Из них 5 городских, 7- районных, 41- сельских домов культуры, 18- сельских клубов, 3- народных театра и 6- народных ансамблей. В клубах работают 254 работника, из которых 27 имеют высшее специальное, 122- среднее специальное и 115- среднее образование[13].С 2001 года в ГБАО существуют 192- массовые библиотеки, в них работают 289 библиотекарей из которых 163 - человек имеют высшее образование, 77- среднее специальное 77 среднее образование [12].

Таким образом, первоисточники и опубликованная литература свидетельствует о том, что огромна роль международных организаций в восстановлении здравоохранения, культурно-просветительских учреждений, повышении общей и политической культуры населения Горного Бадахшана.

Благодаря осуществлению исторических решений ХVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (двенадцатого созыва), установления мира и национального согласия, проведения разумной внешней политики возросла роль международного сообщества в восстановлении и развитии социально-культурных проблем в республике, в частности ГБАО.

Литература:

1. Собирова К.Д. Вклад фонда Ага Хана в развитии ГБАО.-Душанбе.,2005.-154с.

2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании».-Душанбе,1994.-С.4.

3. Текущий архив Управления образования Хукумата ГБАО.Годовые отчеты в 1991-1995.-Л.14.

4. Файзов Ё. Вклад международных организаций в развитие ГБАО //Памир в преддверье XXI века.-Хорог, 2000.-С.7.

5. Каландарбеков И.Обучение - основа нашей работы (на тадж.яз.)// Фуруги маърифат,2007,сентябр

6. Текущий архив Организации Ага Хана, г.Хорог. Программа поддержки развития обществ горных регионов Годовые отчеты за 1998-1999 гг. - Л.6.

7. Текущий архив ХоГУ им. М.Назаршоева. Отчеты отдела кадров за 2005-2012.-Л.14.

8. Худжасаидова Н.Н Участие женщин ГБАО в общественно- политической, культурной и экономической жизни Республики Таджикистан в годы независимости // Авторефрат на соискание ученой степени кан. ист.наук.-Душанбе,2008.-С.

9. Сабуров А.,Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (1993-1995гг.).-Душанбе:НИАТ «Ховар»,2007.-68с.

10. Рашидова.У.М Гуманитарная помощь международных организаций в ход межтаджикского конфликта // Вестник таджикского национального университета.-Душанбе.: Сино, 2010,№4(60), ч.2.-С.15-20.

11. Текущий архив Организации Ага Хана, г.Хорог. Инфраструктура здравоохранения. -Л.11.

12. Сулаймонов С. Состояние и проблемы культурно- досуговых учреждений Бадахшана.// Паёномаи фарханг .- 2001.-№5.-с.103-111.

13. Сулаймонов С. Проблемахои дар кухистони Бадахшон (Проблемы книжного обслуживания в Горном Бадахшане) //Анис. 2000,№1.-С.5-13

ПОМОЩЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ГБАО

Собирова К.Д., Мирганова Н. Р.

В статье на основе архивных источников материалы периодических изданий анализируется и обобщается, огромная роль международных организаций в восстановлении здравоохранения, культурно-просветительских учреждений, повышении общей и политической культуры населения Горного Бадахшана.

Ключевые слова: международных организаций, фонд Ага-Хана, ГБАО, здравоохранения, инфраструктуры, социально-культурный, Международный Комитет Красный Крест, УВКБ ООН.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS ASSISTANCE IN RESOLVING OF SOCIO-

CULTURAL ISSUES OF GBAO

Sobirova K., Mirganova N. R.

In this article, on the basis of archived sources published periodically, the great role of international organizations in restoring of health sector, cultural and educational organizations, improving of general and political culture of population of GBAO is analyzed.

Key words: international organizations, Aga Khan Foundation, GBAO, health sector, infrastructure, socio-cultural, International Red cross, UN

Сведения об авторах: Собирова Курбонбегим Давлаткадамовна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории Хоргского государственного университета им. М. Назаршоева, тел.: (+992) 93 5139390;

Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджиского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.:(+992) 93-5584538

Information about authors: Sobirova Kurbonbegim Davlatkadamovna, Ph. D. in History, docent, head of Chair of Native History, Khorog State University named after M. Nazarshoev, tel.: (+992) 93 5139390

Мirganova Nigina Raufovna, Ph. D. In Pedagogy, docent, head of Department for Science and Innoviation, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 93-5584538

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Собирова К. Д.

Хорогский государственный университет им. М. Назаршоева

С момента приобретения независимости, основы внешней политики суверенного Таджикистана были заложены в Заявлении о государственной независимости Республики Таджикистан. В нём, в частности, говорилось: «В международных отношениях Республика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международного права, добиваясь в своей деятельности прочного мира, ликвидации ядерного оружия»1.

Первые ориентиры во внешнеполитическом курсе государства можно найти в выступлениях Президента Республики Таджикистан Э.Ш Рахмонова в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1993-1997гг. Так, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 30 сентября 1994г., Э.Ш. Рахмонов заявил: «Республика Таджикистан делает первые шаги в качестве субъекта международного права. Я с глубоким удовлетворением отмечаю, что мы получили равный голос в сотрудничестве наций и осознаём, что это почётное право налагает на нас значительные обязанности»2.

1 Алимов Р., Лебедев М.,Шарипова ДЖ. Дипломатия Таджикистана.- Душанбе,1994.-С.47.

2 Дубовицкий В.В Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010гг.). В кнг: История таджикского народа. Том VI.Новейшая история(1941-2010гг). -Душанбе, 2011.-С.617.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.