2. Azarbaycanin xarici siyasati; Sanadlar macmuasi.2 hissada, Ikinci hissa. Baki, Cool Print" MMC, 2013-cü il. - 608 sah.
3. AMIU-nin cari arxivi. Baki, 22.06.2010.
4. Qhmadov H.M. Azarbaycan maktab va pedaqoji fikir tarixi. Baki: Tahsil, 2001. 432 sah.
5. Hamidov H.A. Azarbaycanda tahsil siyasati: marhalalari, inkiçaf va konseptual aspektlar. Baki: "Taknur", 2010. 160 sah.
6. Mammadov B., Mustafayev O. Rusiyanin tahsil sistemi. "Azarbaycan müallimi" qazeti. 18 mart, 2011 -ci il. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2011/11/25.htm
7. Mammadov E.0. "Müasir dövrda Azarbaycan va Rusiya alaqalari". Baki, "Yaziçi" naçriyyati, 2014. 184 sah.
8. Mardanov M.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxiç. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 8 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/01/08-04.htm
9. Mardanov M.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxiç. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 15 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/02/02-15 .htm
10. Mardanov M., Quliyev 0. Azarbaycan tahsili Xalq Cümhuriyyati illarinda (1918-1920). Baki: "Çaçioglu", 2003, 240 sah.
11. Pivovar E.I. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya. Konec XX - nachalo XXI veka. - M.: Kremlin Multimedia, 2012. - 448 s.
12. Rasporyazhenie prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 16 aprelya 2007 goda №2090 ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy po obucheniyu molodezhi Azerbajdzhana v zarubezhnyh stranah v 2007-2015 godah [Elektronnyj resurs]. URL: http://base. spinform .ru/show_doc. fwx?rgn=23082
13. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya na sovremennom etape razvitiya: problemy i perspektivy. Ekspertnyj doklad. - Moskva-Baku, 2011. -46 c.
14. Seidbejli M.G. Azerbajdzhanskaya diaspora v Rossii: osobennosti i tendencii formirovaniya i razvitiya (1988 - 2010 gg.). - Baku: Çarq-Qarb, 2011. - 576 s.
15. Uchit'sya v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://azcongress.ru/2012/02/11/uchitsya_v_rossii_/
16. SHestoj Mezhdunarodnyj forum «Dialog yazykov i kul'tur SNG i SHOS v XXI veke» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. linguanet.ru/news/index. php?news=2454
ИСМАИЛОВ ШАМИЛЬ МУХТАР ОГЛУ - старший преподаватель, кафедра истории и методика ее преподавания, Сумгаитский государственный университет (Азербайджан) ([email protected]).
ISMAILOV, SHAMIL M. - Senior Lecturer, Department of History and its Teaching Methods, Sumgait State University.
УДК 94(510).093:327«2012-2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-152-157
ЧЖАН МЭЙ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СИ ЦЗИНЬПИНА (2012-2021)
Ключевые слова: Коммунистическая партия Китая (КПК), социализм с китайской спецификой, дипломатия Си Цзиньпина.
Внешнеполитическая концепция Си Цзиньпина является важной частью его учения о социализме с китайской спецификой в новой эпохе, закладывающая основы внешней политики Китая. Благодаря наличию комплекса новых политических и дипломатических идей и выводов, она образует целостную систему, позволяющую определять как общие стратегические цели, так и тактические задачи. Под руководством Центрального комитета Коммунистической партии Китая, его Политбюро и непосредственно Си Цзиньпина Китай открыл новую главу в истории своей дипломатии. Показано, что в сложной и быстро меняющейся международной ситуации, развитие по пути мирного взаимодействия с внешним миром отвечает интересам Китая в области развития, а также общим тенденциям развития международного сообщества. Политика взаимной выгоды, в качестве основного направления внешней политики Китая, заключается в том, чтобы содействовать построению человеческого сообщества единой судьбы, достижению прочного мира и всеобщей безопасности.
ZHANG, MEI
FOREIGN POLITICAL DOCTRINE AND DIPLOMATIC PRACTICE OF XI JINPING (2012-2021)
Key words: Chinese Communist Party (CCP), socialism with Chinese characteristics, Xi Jinping's diplomacy.
Xi Jinping's foreign policy concept is an important part of his teaching on socialism with Chinese characteristics in the new era, laying the foundation for China's foreign policy. Due to the presence of a complex of new political and diplomatic ideas and conclusions, it forms an integral system that allows defining both common strategic goals and tactical tasks. Under the leadership of the Central Committee of the Chinese Communist Party, its Politburo and directly Xi Jinping, China has opened a new chapter in the history of its diplomacy. It is shown that in a complex and rapidly changing international situation, development along the path of peaceful interaction with the outside world meets the interests of China in the field of development, as well as the general trends in the development of the international community. The policy of mutual benefit, as the main thrust of China's foreign policy, is to promote the building of a human community of a shared destiny, the achievement of lasting peace and universal security.
В настоящее время в мире происходят серьезные изменения, наблюдается углубление международных противоречий. В этих условиях Китай оказался в критически важной для себя фазе исторического развития. Под руководством Коммунистической партии Китая, его Политбюро и непосредственно Си Цзиньпина китайская дипломатия преодолела немало серьезных трудностей и препятствий, неуклонно продвигаясь вперед, предлагая целый ряд новых стратегий, отвечающих как потребностям развития страны, так и запросам современного мира, активно способствующих изменениям в системе глобального управления [1]. Решающее значение для формирования внешней политики КНР при этом приобрели идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в условиях новой исторической эпохи.
I. Концептуальные основы дипломатической стратегии Си Цзиньпина
В 2017 году, в рамках курса, намеченного 5-й сессией ВСНП 12 созыва и детально разработанного и закрепленного на XIX Всекитайском съезде КПК и первом пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 19-го созыва, Си Цзиньпин сформулировал тезис о «всестороннем развитии дипломатии великой державы с китайской спецификой», призванной обеспечить благоприятные внешние условия развития Китая, что открыло новый этап в эволюции его дипломатической стратегии. Через два года, на 4-м пленуме ЦК 19-го созыва было предложено дальнейшее уточнение китайской внешнеполитической стратегии, была сформулирована общая цель: «Придерживаясь и совершенствуя независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику, продвигать вперед процесс построения сообщества единой судьбы человечества» [2].
1. Независимость и самостоятельность в качестве основных принципов.
Независимость и самостоятельность - это душа учения Мао Цзэдуна. Эти принципы,
выдвинутые в ходе борьбы Китая за национальное освобождение и национальную независимость, обеспечили успешное руководство партией и страной как на этапе социалистической революции, так и в последующие годы социалистического строительства. Основной принципов независимости и самостоятельности является понимание того, что все страны мира - большие и малые, богатые и бедные, сильные и слабые - являются независимыми и равноправными суверенными государствами, которые имеют суверенное право принимать решения в отношении собственных внутренних дел и дипломатии, причем другие государства не имеют права вмешиваться в дела этих стран. Однако отстаивая свое право на независимость и самостоятельность, государства также должны уважать право на независимость и самостоятельность народов других стран. Хотя в международной ситуации зачастую находят реализацию непредсказуемые переменные величины, принципы независимости и самостоятельности всегда имеют большое практическое значение для гармоничного развития межгосударственных отношений.
В новой ситуации Си Цзиньпин еще больше обогатил и развил дипломатические принципы независимости и самостоятельности. Размышляя над превратностями современной политики, он отметил: «Подходит обувь или нет, вы можете узнать, лишь когда вы ее носите» [3]. Каким путем идет страна, не определяется другими, и решение остается за самой страной. Но поскольку в настоящее время сохраняют актуальность аргументы, основанные на идеологии гегемонизма и менталитете холодной войны и создающие угрозы Китаю, на этом фоне еще более необходимо успешное осуществление дипломатической стратегии, основанной на соблюдении принципов независимости и самостоятельности. Китай будет последовательно и неуклонно придерживаться своей внешней политики, основанной на независимости и самостоятельности, с тем чтобы гарантировать соблюдение правильного курса в процессе продвижения к миру и развитию во всем мире. Нет сомнений в том, что успешная внешняя практика Китая на протяжении более 70 лет является лучшим доказательством правильности независимой и самостоятельной внешней политики, показывающей, что КНР решительно опровергает логику «игры с нулевой суммой», согласно которой «сильная страна обязательно должна быть узурпатором», а «большая страна обязательно должна быть агрессивной».
2. Мирное развитие как основной путь.
В отчете 19-му съезду КПК отмечалось, что современный мир находится в фазе быстрых трансформаций, серьезных изменений и крупных корректировок, в силу чего идеи мирного развития по-прежнему являются главными для настоящего времени. В то же время на первый план выходят факторы неопределенности, с которыми сталкивается международное сообщество. Причем человечество сталкивается со многими общими проблемами. Исходя из этой сложной и быстро меняющейся международной ситуации, развитие по пути мирного взаимодействия с внешним миром отвечает интересам Китая в области развития, а также общим тенденциям развития международного сообщества.
Идея социализма с китайской спецификой в новую эпоху, исходя из признания особой ценности независимости и самостоятельности, определяет мирное развитие в качестве основного пути, комплексно учитывающего реалии внутренней и международной ситуации, создающего хорошую внутреннюю и международную обстановку для развития Китая, что отвечает интересам как Китая, так и всего мира. Однако в деле обеспечения мирного развития трудно добиться существенного прогресса только в рамках усилий одной страны. Оно требует создания
эффективных механизмов диалога на основе сотрудничества между субъектами международного сообщества, создания разумной, научно обоснованной платформы обмена, эффективного контроля сферы возможных разногласий и разрешения противоречий. В этой ситуации главные цели КНР определяет стремление добиваться собственного развития на основе конструктивного диалога и отношений взаимной выгоды с различными странами, поддерживать мир во всем мире и содействовать общему развитию мирными средствами, открытыми для внешнего мира и международного сотрудничества.
3. Руководство Коммунистической партии Китая как основная гарантия.
Дипломатия - это концентрированное выражение интересов и воли страны. Си Цзиньпин
отметил, что ключом к успеху Китая является партийное руководство. Его обеспечение в дипломатической работе является основным условием успеха, а также самым большим преимуществом дипломатии Китая.
Китай укрепляет единое централизованное руководство партии в сфере дипломатической работы, осуществляя на этой основе комплексный анализ внутренней и международной ситуации, выдвигая конструктивные предложения по основным вопросам современного мирового развития. Благодаря этому, в качестве крупной мировой державы Китай активно участвует в решении актуальных международных проблем. Укрепляя единое централизованное руководство, Коммунистическая партия Китая постоянно совершенствует скоординированный характер внешнеполитической деятельности на стратегическом и тактическом уровнях, формирует и совершенствует дипломатию «большой координации», непрерывно развивает научные принципы управления, предусматривающие широкие консультации, совместное строительство и обмен, многоканальную и многофакторную дипломатию. Внимательный учет китайской специфики, китайского стиля, руководящая роль Коммунистической партии Китая, ее постоянное взаимодействие с различными этническими группами и социальными силами страны позволяют добиваться дипломатических успехов.
4. Открытость и сотрудничество в качестве основы внешнеполитической стратегии.
Открытость и сотрудничество - это не только уникальное средство, позволявшее Китаю
быстро продвигаться вперед на ранних этапах политики реформ и открытости, но также важный способ развития социализма с китайской спецификой в новую эру, связанную с дальнейшим прогрессом на путях интеграции с мировой экономикой. В современном мире страны становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми, и ни одна из них не может идти по старому пути закрытия границ, не может отходить от общей тенденции экономической глобализации. Необходимо научно осмыслить законы социального развития, высоко поднять знамя экономической глобализации, активно строить более высокие уровни открытой экономики, продвигать перемены и совершенствовать глобальное экономическое управление, давать новый импульс развитию мировой экономики, чтобы способствовать здоровому и упорядоченному развитию экономической глобализации.
Си Цзиньпин отметил, что, хотя в последнее время в международной торговле усиливаются тенденции протекционизма, мы должны стоять на правильной стороне истории, придерживаться многосторонности и демократизации международных отношений, развиваться на основе открытости, сотрудничества и взаимной выгоды, неуклонно содействовать развитию экономической глобализации в открытом, инклюзивном, сбалансированном и беспроигрышном направлении и способствовать построению открытой мировой экономики [4]. Будь то предложение инициативы «Один пояс, один путь» или созыв Китайской международной импортной выставки, Китай сегодня активно и постоянно посылает миру сигналы о продолжении расширения открытости и углублении сотрудничества, что оказывает огромное содействие созданию открытой мировой экономической системы.
5. Взаимная выгода и взаимный выигрыш в качестве основного направления.
Политика взаимной выгоды и взаимного выигрыша, в качестве основного направления
внешней политики Китая, заключается в том, чтобы содействовать построению человеческого сообщества единой судьбы, а также достижению прочного мира, всеобщей безопасности, всеобщего процветания, открытого для всех, чистого и прекрасного мира.
Китай твердо проводит независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику, противостоит всем формам силовой политики, попыткам вмешательства во внутренние дела
суверенных независимых стран и прилагает активные усилия для построения прочного мира. Китай придерживается новой общей, комплексной, кооперативной и устойчивой концепции безопасности, исходящей из признания общей судьбы человечества в эпоху глобализации. Концепция «сообщества единой судьбы человечества» - это не только цель дипломатической стратегии Китая в новую эпоху, но и ценностное стремление народов мира, которые любят мир и стремятся к развитию. Странам следует совместно идти по пути мирного сотрудничества, совместно исследовать новые модели равенства и взаимной выгоды, укреплять инновации и сотрудничество, в полной мере использовать и делиться выдающимися достижениями информационной эпохи, позволив людям всех стран разделить дивиденды мирового развития и построить мир общего процветания.
В то же время Китай придерживается идеи о том, что мир является пестрым, многообразным и представляет разнообразные цивилизации, что также способствует более широкому обмену и взаимному обучению между различными цивилизациями на основе взаимного уважения.
П. Активная реализация дипломатических идей Си Цзиньпина.
Реализуя дипломатические идеи Си Цзиньпина, китайская дипломатия добилась целого ряда достижений. В настоящее время Китай уже установил дружеские отношения со 180 странами и подписал соглашения о сотрудничестве различного уровня со 110 странами и организациями.
1. Развитие международных контактов и создание новой системы международных отношений.
Важной целью внешнеполитической доктрины Си Цзиньпина является содействие построению новых международных отношений, основанных на взаимном уважении, справедливости и взаимовыгодном сотрудничестве. Построение новых международных отношений отвечает потребностям стабилизации международной обстановки на основе отказа от менталитета и идеологии холодной войны и отражает стремление Китая к установлению хороших международных отношений со всеми странами мира.
Взаимное уважение - основа для построения новых международных отношений. В международном сообществе все участники должны быть независимыми и равными, развивающими партнерские отношения на разных уровнях и с богатой коннотацией. В традиционных международных отношениях большинство искомых отношений между государствами - это отношения союзнические, в то время как формирование союзнических отношений, как правило, характеризуется сильной эксклюзивностью и легко приводит к конфронтации и игре с нулевой суммой. С этой целью, чтобы в дальнейшем избежать возникновения новых противоречий и проблем в международных отношениях, Китай выступает за партнерство нового рода - «диалог без конфронтации и партнерство без союза». В экономике следует способствовать общему развитию. Китай придерживается правильного взгляда на справедливость и выгоду, и одним из важных установок своей внешней политики определяет достижение баланса между справедливостью и выгодой, при подчеркивании важности справедливости в общем развитии.
Что касается безопасности, то Китай выступает за идеи справедливости, общности, комплексности, многостороннего сотрудничества. Новая концепция устойчивой безопасности в Азии, предложенная Китаем, - это, прежде всего, концепция общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности.
2. Содействовать построению открытой системы взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня, несмотря на продолжающийся спад в мировой экономике, явное усиление
тенденций антиглобализации и торговых трений, мы должны объективно видеть, что тенденция экономической глобализации необратима. Построение открытой экономики является правильным путем для развития мировой экономики. В настоящее время Китай переживает критический период реализации политики реформ и открытости второго раунда, а также чувствительный период, требующий корректировки и изменения системы управления мировой экономикой. Чтобы способствовать здоровому развитию открытой и кооперативной экономики, Си Цзиньпин подчеркнул: следует придерживаться принципов открытости и расширения взаимовыгодного сотрудничества; следует поощрять инновации и ускорение трансформации старых и новых форм;
следует придерживаться принципов инклюзивности и содействовать общему развитию всех стран
[5].
В «Постановлении», принятом 4-м пленумом ЦК КПК 19-го созыва, также отмечалось, что необходимо способствовать построению открытой системы взаимовыгодного сотрудничества. Это стратегический выбор, сделанный центральным руководством КПК, демонстрирует твердую волю Китая противостоять протекционизму и не участвовать в играх с нулевой суммой, а также отражает его искреннее стремление к совместному развитию и процветанию со всеми странами мира.
3. Активно содействовать построению человеческого сообщества единой судьбы.
В настоящее время человечество снова стоит на историческом перекрестке своей судьбы. В мире снова наблюдаются унилатерализм и протекционизм. Поддержка и практика мультилатерализма и содействие построению человеческого сообщества с единой судьбой - это выход для решения проблем времени и содействия укреплению единства международного сообщества.
С тех пор, как 23 марта 2013 года в Московской академии международных отношений впервые была выдвинута идея сообщества единой судьбы человечества, Си Цзиньпин неоднократно излагал позицию и предложения Китая, связанные с ее реализацией. Китай готов совместно строить китайско-латиноамериканское сообщество с единой судьбой, сообщество интересов и единой судьбы для Китая и арабских государств, сообщество единой судьбы для Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщество единой судьбы для Китая и АСЕАН, сообщество единой судьбы для Китая и Африки. Важное значение придается также сообществу единой судьбы для киберпространства, сообществу единой судьбы ядерной безопасности, сообществу здоровья человека, сообществу гуманитарных наук и сообществу развития ... Серия интерпретаций сообщества единой судьбы, предложенного Си Цзиньпином осознает актуальность человеческих интересов, ищет общее в межгосударственных отношениях и выражает стремление Китая к мирному развитию.
Прочно укоренилась в сердцах людей концепция общей судьбы человечества в глобальной борьбе с эпидемиями. От активного содействия международному сотрудничеству в борьбе с эпидемией до предложения содействия восстановлению мировой экономики, от твердой поддержки мультилатерализма до совместной работы по борьбе с изменением климата, от высококачественной совместной реализации проекта «Один пояс, один путь» до глобального сотрудничества в области сокращения количества бедных и т.д. -во всех областях Китай предпринял конкретные действия для содействия построению сообщества единой судьбы человечества. Си Цзиньпин объяснил: «Все страны взаимосвязаны и разделяют общее счастье и горе. Мы должны преодолевать границы стран, наций, культур и идеологий, поднимаясь на высоту всего человечества, способствовать построению сообщества единой судьбы человечества и вместе построить наш дом, в котором мы живем» [6].
4. Активно участвовать в построении системы глобального управления.
Реформа системы глобального управления проводится на фоне уважения существующих разумных и научных механизмов управления. Китай придает большое значение реформированию систем и механизмов, которые не соответствуют требованиям настоящего времени, на фоне уважения существующей системы мирового устройства, с тем чтобы механизм глобального экономического управления в большей степени соответствовал потребностям развития страны новой эпохи. В этой связи он придает большое значение широкому и углубленному сотрудничеству с международными и региональными организациями, руководствуясь доминирующей идеей соответствия потребностям современного развития, уважения роли международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций в практике международного общения. КНР выступает за то, чтобы международные организации проводили необходимые реформы с учетом меняющейся международной обстановки.
После окончания «холодной войны» Китай провел множество практических исследований по совершенствованию и реформированию механизма глобального управления. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана по инициативе Китая, и теперь она является важной региональной международной организацией. Инициатива «Один пояс, один путь» исходит из принципа «пяти коммуникаций» и опирается на традиционный опыт международного
взаимодействия для формирования новой модели, которая содействует региональному экономическому сотрудничеству и развитию, эффективному сотрудничеству сторон путем стыковки различных рынков, дальнейшему развитию сообществ ответственности и интересов, сформированных государствами для поддержания стабильной работы рынков. Тем самым, в итоге, достигается сообщество единой судьбы.
Основная проблема новой волны эпидемии коронавируса в 2020 году подчеркивает недостатки глобального управления. В ходе общих прений на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Си Цзиньпин еще раз разъяснил позицию и предложения Китая, представив новые идеи для реформы системы глобального управления: «Мы должны настаивать на пути к мультилатерализму и поддерживать международную систему, центральным звеном которой является Организация Объединенных Наций. Глобальное управление должно придерживаться общего принципа совместного строительства и продвижения стран к равенству прав, равенству возможностей, равенству правил, приведению глобальной системы управления в соответствие с изменяющейся мировой политической экономикой, отвечая реальным потребностям решения глобальных проблем и соответствуя тенденции истории мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества» [7].
5. Активно продвигать реализацию инициативы «Один пояс, один путь». С тех пор, как была выдвинута инициатива «Один пояс, один путь», Китай придерживался принципа широких консультаций, совместного вклада и общих выгод, и добился быстрого прогресса в строительстве пяти коммуникаций, включая политическую коммуникацию, возможность подключения объектов, беспрепятственную торговлю, финансовые связи и гуманитарные связи между народами, достигнув на этом пути замечательных результатов. В рамках курса «Один пояс, один путь» активно развивается инфраструктурное строительство. Структура взаимосвязей «шесть коридоров, шесть путей, множество государств, множество портов» в основном уже оформилась. Строительство системы взаимосвязей наземного, морского, воздушного и космического базирования было существенно ускорено, а в создании шести основных экономических районов был достигнут значительный прогресс. Реализация этих практических проектов сотрудничества значительно улучшила инфраструктуру на местах и принесла значительную пользу людям.
В рамках программы «Один пояс, один путь» продолжилось углубление инвестиционного сотрудничества. Соглашение о сотрудничестве «Один пояс, один путь» и план действий, подписанные различными странами, способствуют дальнейшему развитию беспрепятственной торговли, одновременно стимулируя экономическое развитие стран, расположенных вдоль маршрута, что также ускорит процесс восстановления мировой экономики. В рамках программы «Один пояс, один путь», страны, расположенные вдоль маршрута, активно развивают сотрудничество в области научного и технологического обменов, образования, культуры, туризма, зеленого развития и т.д.
Литература и источники
1. Турицын И.В., Рау И. «Китайская мечта» о великом возрождении нации и внешняя политика КНР эпохи Си Цзиньпина (2012-2018 гг.) // Современная научная мысль. - 2019. - № 1. - С. 135-159.
ЖШ±2019№°
3.ж¥. i^rnrnrnsш^шжж», «левш 2013 ^зтзв°
4. , «ЛЕ0Ш 2020^5^24 05. , «ле0Ш 2018^11^50°
http://www.xinhuanet.com/world/2020-09/23/c_1126532733.htm ( 2020^9^23 0)° 7. 2020^9^23 0°
ЧЖАН МЭЙ - старший научный сотрудник Российского института Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (КНР) ([email protected])
ZHANG, MEI - Senior Researcher, Russian Institute of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province (PRC) ([email protected]).