Научная статья на тему 'Дипломатическая служба Китая'

Дипломатическая служба Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2830
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КИТАЙСКАЯ МЕЧТА" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИПЛОМАТИЯ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ "ТРЁХ МИРОВ" / СИ ЦЗИНЬПИН / CHINESE DREAM / CHINA'S FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL COOPERATION / DIPLOMACY / INTERDEPENDENCE / GLOBALIZATION / THEORY OF "THREE WORLDS" / XI JINPING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чечельницкий С. Л.

Дипломатия современного Китая глобальна по своим масштабам и являет собой комплексное сочетание самых различных традиционных и новых методов и механизмов. Её главная цель содействие тому, что председатель КНР Си Цзиньпин назвал «великим возрождением нации», а её основными задачами являются создание максимально благоприятной международной обстановки для своего развития и обеспечение ресурсами своей экономики. На глобальный масштаб дипломатии указывает рассмотрение китайской стороной развития страны только в контексте взаимодействия с международным сообществом в целом: «Будущее и судьба Китая становятся теснее связанными с международным сообществом. Китай не может развиваться в изоляции от остального мира, а мир не сможет стать стабильным и развиваться без Китая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA DIPLOMACY

The diplomacy of modern China is global and is a complex combination of a wide variety of traditional and new methods and mechanisms. Its main goal is to promote what President Xi Jinping calls the «great revival of the nation», and its main tasks are to create the most favorable international environment for its development and provide resources for its economy. The global scale of diplomacy is indicated by the Chinese side’s consideration of the country's development in the context of interaction with the international community as a whole: «The future and the fate of China are becoming more closely connected with the international community. China cannot develop in isolation from the rest of the world, and the world cannot become stable and develop without China».

Текст научной работы на тему «Дипломатическая служба Китая»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.92

С.Л. ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ,

магистр международных отношений РАНХиГС

Адрес: Российская Федерация, 119571,

г. Москва, проспект Вернадского,

д. 82, стр. 1

E-mail: chechelnitskiy.s@gmail.com

Ключевые слова:

«Китайская мечта», внешняя политика Китая, международное сотрудничество, дипломатия, взаимозависимость, глобализация, теория «трех миров», Си Цзиньпин

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КИТАЯ

Аннотация

Дипломатия современного Китая глобальна по своим масштабам и являет собой комплексное сочетание самых различных традиционных и новых методов и механизмов. Ее главная цель - содействие тому, что председатель КНР Си Цзиньпин назвал «великим возрождением нации», а ее основными задачами являются создание максимально благоприятной международной обстановки для своего развития и обеспечение ресурсами своей экономики. На глобальный масштаб дипломатии указывает рассмотрение китайской стороной развития страны только в контексте взаимодействия с международным сообществом в целом: «Будущее и судьба Китая становятся теснее связанными с международным сообществом. Китай не может развиваться в изоляции от остального мира, а мир не сможет стать стабильным и развиваться без Китая».

Введение

С окончанием холодной войны в мире обозначились две мощные тенденции: полицентризм в политике и глобализация в экономике. Все страны мира переживают эти изменения и адаптируются к ним.

Внешнеполитический курс Китая, успешно адаптировавшись к происходящим изменениям в мире, вносит необходимые корректировки в свою доктрину. При этом он остается последовательным в реализации главной

национальной идеи — превращении страны в ведущую мировую державу, интересы которой учитываются другими ключевыми игроками.

Китай сегодня — один из важнейших авторов глобальной политики, мощное влиятельное государство, достижения которого в социально-экономической сфере и взвешенная позиция в международных делах (всегда с учетом, прежде всего, своих национальных интересов) привлекают серьезное внимание и вызывают только уважение большинства стран мира.

Концепции внешней политики Китая модифицировались исходя из особенностей исторического момента, в зависимости от условий внутренней и международной обстановки. Внешнеполитическая стратегия КНР вырабатывалась последовательно, с учетом многовекового опыта, обозначив в качестве приоритета прагматичность и расчетливость в отношениях со своими партнерами.

В конце 40-х гг. это была концепция «держаться одной стороны», то есть ориентация на СССР и социалистический лагерь как необходимое условие для восстановления страны и выхода на большую арену международной политики.

Знаменательным стал 1953 г., когда премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; взаимное ненападение; невмешательство во внутренние дела друг друга; равные и взаимовыгодные отношения; мирное сосуществование с другими странами

мира. Эти принципы впоследствии вошли в Конституцию КНР 1982 г. и стали основополагающими установками, которыми Китай руководствуется и поныне, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира. В 50-е гг. внешнеполитическая стратегия КНР вырабатывалась на базе теории «двух лагерей», в основе ее лежало противостояние двух сторон: с одной стороны, капиталистический лагерь во главе с США, с другой — СССР. Между ними простиралась «промежуточная зона», в состав которой, с одной стороны, входили освобождающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Вторую часть «промежуточной зоны» составляла вся Западная Европа, Океания, Канада и другие капиталистические страны. Эта концепция была направлена на формирование нового фронта борьбы против «американского империализма», а в перспективе — и на сдерживание Советского Союза. Трансформация теории «двух лагерей» произошла в 1960 г. с появлением теории «трех миров». Первый мир — империалистический, во главе с США, второй мир — СССР и ряд социалистических стран Восточной Европы, за исключением Румынии и Албании, третий мир включал в себя развивающиеся страны во главе с КНР. В 70-е гг. эта теория претерпела кардинальные изменения: теперь первый мир составляли империалистические США и социалистический СССР, соперничающие за гегемонию в мире; второй мир — остальные капиталистические страны, третий мир был представлен тем же составом во

главе с КНР. Целью концепции «трех миров» было политическое сближение с Западом, получение доступа к его технологическим и финансовым ресурсам, необходимым для ускоренной модернизации страны. В 80-е гг. теория «трех миров» сменилась «координатной теорией»: проблема мира — это «Восток — Запад», а экономическая проблема — это «Север — Юг» (Дэн Сяопин, 1985). По этой теории, между Востоком и Западом начался процесс установления мира, а между Севером и Югом — процесс развития. В отношениях между Востоком и Западом Китай не стремился входить в альянсы и выступал против «гегемонии».

На XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) обсуждение концептуальных основ внешнеполитической доктрины КНР сосредоточилось на базовых принципах внешней политики КНР: 5 принципов мирного существования; независимость внешней политики; эпоха мира и развития; эпоха мульти-полярности, а не прямой оппозиции унилатерализму; дипломатия добрососедства и ее основные компоненты; концепция «разнообразия и гармонии» как части концепции «гармоничного общества» и «гармоничного мира»; концепции «мягкой силы» и «мирного подъема» Китая1.

Си Цзиньпин и его команда продолжают следовать курсу, заложенному его предшественниками — «продолжать продвигать вперед благородное

дело мира и развития человечества». Си Цзиньпин ввел в оборот такие новые тренды, как «китайская мечта» и «новый интернационализм». Первоначально метафора «китайская мечта» использовалась только по отношению к китайскому народу и относилась только к сфере внутренней политики. Сущность «китайской мечты» Си Цзиньпин видел в «великом возрождении китайской нации», построении справедливого, среднезажиточного общества, выходе Китая за пределы аграрного общества, достижении устойчивого экономического и политического развития страны на основе научно-технического прогресса, инновационных технологий, расширения народной демократии.

А поскольку внутренняя политика в Китае всегда играла определяющую роль по отношению к внешней политике, любое новшество в ней вело к новым трендам и во внешней политике. «Китайская мечта» была спроецирована во внешнюю политику в следующей формулировке: «За 30 с лишним лет реформ и открытости в социально-экономическом развитии Китая достигнуты огромные успехи, заметно повысился уровень жизни народа. Это не только в интересах Китая, но и всего мира. С ростом мощи государства Китай готов взять на себя большую международную ответственность и обязанность по мере возможности вносить больший вклад

1 Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера // https://cybeгlenink;a.гu/aгtide/n/kitay-posle-xviii-sezda-kpk-novyy-vneshnepoliticheskiy-kuгs-Ш-novaya-гitoгika-novogo-Шeгa, дата обращения 17.07.2019.

в великое дело мира и развития во всем мире».

Совместно с международным сообществом Китай готов работать на осуществление «мировой мечты» — установление прочного мира, общее процветание и развитие человечества. Иными словами, в мировом масштабе «китайская мечта» соответствует ожиданиям народов во всем мире — равноправие всех стран, невмешательство во внутренние дела, уважение и ценность всех культур и моделей развития, принятие тезиса о многообразии и культурном богатстве различных цивилизаций. Так, внешнеполитический курс был соотнесен с понятием «китайская мечта», а новая риторика Си Цзиньпина последовательно продолжила прежнюю линию партии и руководства, озвученную на XVIII съезде КПК: Китай будет неизменно связывать интересы китайского народа с общими интересами народов всех стран, принимать более активное участие в международных делах, играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на бросаемые вызовы глобального характера.

Руководителем внешнеполитического ведомства Китая был назначен Ван И, который в 2000-е был послом КНР в Японии, возглавлял Канцелярию по делам Тайваня и курировал ситуацию на Корейском полуострове. Его назначение представляется

неслучайным. Конфликт с Японией, разрешение «тайваньского вопроса», отношения с Пхеньяном и Вашингтоном — самые важные и острые внешнеполитические проблемы. Думается, этим тактическим ходом были определены очередные задачи внешней политики на ближайшее будущее.

Таким образом, внешняя политика КНР в XXI в. формулируется на основе «многополярности», «мира, развития, сотрудничества и взаимной выгоды». Базовые принципы внешней политики остаются прежними: мирное развитие и сотрудничество в экономике, поиск общих интересов, последовательность и настойчивость в отстаивании своих интересов, умение находить компромиссы с партнерами. Внешняя политика «пятого поколения» руководителей носит более наступательный характер, с возрастающей значимостью «мягкой силы». Главной функцией китайской дипломатии стало решение международных проблем на основе согласованности действий многих участников международных отношений. Хотя объективно предпочтение отдается двусторонним отношениям. Пекин выступает против политики силы и распространения западной модели демократии под лозунгом борьбы за права человека, что способствует формированию облика Китая как популярного лидера развивающегося мира.

Сочетание старых и новых подходов во внешнеполитической стратегии Китая на современном этапе

Внешнеполитическая доктрина и новых подходов. Традиционным КНР строится на сочетании старых остается китайское понимание мира

как потенциально враждебного, с претензиями США на глобальное доминирование, а России, Японии и Индии — на локальное. О новых подходах свидетельствует готовность китайского руководства по-новому выстраивать отношения с мировыми центрами силы на основе стратегического партнерства, избегая прямой конфронтации. Пекин действует на основании компромисса, эффективно используя современные механизмы многосторонней дипломатии в достижении главной стратегической цели страны — определить и укрепить свое место на международной арене, максимально обеспечить безопасность страны, создать благоприятные условия для модернизации, добиться статуса ведущей региональной и глобальной державы, пользующейся авторитетом и влиянием на международной арене. «Новизна» внешнеполитических подходов Пекина заключается также в умении предлагать инициативы и расставлять правильные акценты в осуществлении своей внешнеполитической деятельности. Контуры «новой» внешнеполитической стратегии КНР прозвучали в выступлениях Председателя КНР Си Цзиньпина на рабочей конференции ЦК КПК по внешнеполитическим вопросам (2014 г.) и в рамках Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2015 г., где Пекин предложил свои решения по ряду глобальных проблем.

Приверженность курсу на многополярность остается важным направлением внешнеполитической деятельности Китая и является «неоспоримой тенденцией мирового исторического

процесса». В докладе на XVIII съезде КПК в 2013 г. о мультиполярности (мультилатерализма) было заявлено как о новой форме многосторонней дипломатии КНР. Китай активно продвигает китайскую концепцию создания международных отношений «нового типа» с акцентом на сотрудничество и общий «взаимный» выигрыш при ведущей роли Устава ООН. Как считает Пекин, в современных международных отношениях, сотрудничество — это инновация, которая, несомненно, соответствует тенденциям экономической глобализации.

К инновациям в китайской дипломатической теории относится новое представление о всеобщей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности, отвечающей интересам благополучия и устойчивого развития всех государств. В основе такой системы безопасности «будут лежать справедливость, законность, совместный вклад и коллективная выгода». Председатель КНР обратил внимание на взаимозависимость всех стран в эпоху экономической глобализации, где «ни одна страна не может обеспечить себе абсолютную безопасность только собственными усилиями и ни одна страна не в состоянии добиться стабильности за счет нестабильности в других странах». Для Пекина реализация данной концепции означает расширение международного влияния страны.

Поддерживая центральную роль ООН и Совета Безопасности в прекращении конфликтов и поддержании мира, Китай продолжает последовательно отстаивать международный

порядок и систему, в основе которых лежат основополагающие цели и принципы Устава ООН. В связи с этим Китай берет на себя серьезные обязательства по усилению не только политико-дипломатического направления в деятельности ООН, но и в укреплении ее силовой компоненты. Си Цзиньпин озвучил решение об учреждении совместного Фонда мира и развития Китая и ООН с бюджетом в один миллиард долларов США сроком на 10 лет. Также Китай заявил о присоединении к системе миротворческих операций ООН и формировании специального подразделения постоянной готовности численностью в 8 000 чел.

Важные приоритеты внешней политики КНР — отношения с развивающимися странами. Китай нацелен на укрепление всесторонней дипломатии и переходит от двустороннего формата отношений к многостороннему, выступая за всестороннее развитие и партнерские отношения по всему миру. Переосмыслив свою роль в мировой экономике, Китай сегодня в большей степени ориентирован на расширение партнерских отношений со странами, которые не являются его ближайшими соседями. Сотрудничество со странами-членами БРИКС дает Поднебесной довольно высокие шансы на противостояние развитым странам, что было бы гораздо сложнее сделать в одиночку. Будучи самым сильным звеном в структуре БРИКС, Китай имеет наибольшее влияние при формировании экономической и финансовой политики этого объединения. Для КНР крайне важно, что-

бы партнерство пяти стран в рамках БРИКС приобретало реальные очертания и давало видимые результаты.

Внеблоковость остается важнейшим фактором современной внешней политики КНР. Китай до сих пор не является участником ни одного из существующих альянсов и выступает против расширения других военных блоков. Пекин вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам независимо и самостоятельно. Однако политика КНР в отношении региональных организаций существенно изменилась. Сегодня Китай является не только активным участником региональных организаций, но и инициатором создания некоторых из них.

Китай продолжает политику добрососедства с сопредельными странами, которая основывается «на близости, искренности и толерантности» с целью «создания общности интересов и общей судьбы». Предложенный Пекином экономический проект «Один пояс и один путь» и создание зоны свободной торговли в АТР являются мощным стимулом для совместного развития Евразийского континента. Цель Китая в данном случае — руководить региональным сотрудничеством в Центральной, Южной, Западной Азии и в Евразии. Экономический проект «Один пояс и один путь» призван «содействовать экономическому процветанию и региональному экономическому сотрудничеству, укреплять обмен и взаимное обучение между цивилизациями, содействовать миру и развитию всего мира, что является великим делом на благо

народов всех стран». Проект предус- соглашения по созданию Транстихо-

матривает совместное строительство океанского партнерства (ТТП) (2015)

«Экономического пояса Шелкового с целью укрепления позиций США в

пути» и «Морского Шелкового пути АТР Китай, отстаивая свои прагматич-

XXI века». В задачи первого проекта ные интересы, инициировал создание

входят ускоренное развитие вну- Регионального всеобъемлющего эко-

тренних районов Китая и формиро- номического партнерства (РВЭП),

вание между государствами региона в котором одновременно будут уча-

тесных комплексных отношений в ствовать 10 стран АСЕАН (Бруней,

экономической, политической и гу- Вьетнам, Индонезия, Камбоджа,

манитарной областях. Второй проект, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур,

логистический, соединяет Китай со Таиланд, Филиппины) и шесть стран,

странами ЮВА, Ближним Востоком, с которыми у АСЕАН есть индивиду-

Восточной Африкой и некоторыми альные соглашения о зоне свободной

странами ЕС. торговли — Австралия, Китай, Индия,

Ускоренное создание зон свободной Япония, Новая Зеландия и Южная

торговли с Южной Кореей, Австра- Корея. Заметим, что ряд стран региона

лией и странами АСЕАН — еще одно АТР — Австралия, Бруней, Япония,

стратегическое направление Китая Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур

по сдерживанию США в регионе АТР. и Вьетнам — участвуют одновременно

Например, в ответ на заключение в двух проектах: и ТТП, и РВЭП.

Стратагемное оснащение китайской дипломатии

Особенности дипломатии Китая двумя уровнями. Главным на верхнем

сформировались в основном в Сред- уровне, порождающим все остальное,

ние века и базируются на традициях, считалось Небо. Его представителем

корни которых уходят в еще более на Земле мыслился Император — Сын

отдаленные исторические периоды. Неба, превращавший некоторых «вар-

Цивилизационно-исторической ос- варов четырех сторон света» в своих

новой китайской дипломатии можно подданных, а непокорных, «которые

с уверенностью считать убежденность упорствовали в заблуждении», не же-

общества, нации в том, что Китай — лая «покоряться душой», правитель

уникальное, особое государство с Срединного государства «карал своей

особой миссией. Китайцы веками не мощью», приводя тем самым мир в

стеснялись утверждать, что рядом с Ки- «гармоничный порядок».

таем и его императором не могло быть Мир-социум представлял собой

равноценных государств и монархов, а нижний уровень — Поднебесную, в

лишь «варвары четырех сторон света» и центре которой и находилось Средин-

что поэтому у Чжунго нет границ. Древ- ное государство — Китай, а вокруг —

некитайская картина мира представ- четыре стороны света, населенные

ляла его как иерархическую систему с «варварами».

Начиная с эпохи Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.), «варваров» разделяли на «ближних» («живших вдоль границы империи») и «дальних». От «ближних» безоговорочно требовалось подтверждение, что они — подданные, а, следовательно, приношение дани. С «дальними» было сложнее — они находились вне сферы воздействия военной силы, но тем ценнее было их появление в Китае, что расценивалось однозначно: покорились, признали верховенство.

Данническая система стала основой внешней политики Китая в том числе и потому, что во времена Цинь и Хань Китай был могучей империей, централизованным государством. Однако вскоре китайскому двору пришлось иметь дело с сильными северными народами, например, с гуннами, а еще позже — с европейскими «варварскими» государствами. Для этого гибкие китайцы придумали систему договоров. Таким образом, отмечаем: в основе китайской дипломатии две системы — данническая и договорная.

Наконец, когда не получалось установить контроль над «варварами» или государствами вдали от китайских границ, империя использовала принцип «сковывания» или «удержания в ослабленной узде, не прерывая отношений». Визиты «варваров» и их послов Китай рассматривал как «подношение дани», тогда как сами они, думая в первую очередь о собственной выгоде, не осознавали факт своего включения в данническую систему. Так была сформирована доктрина «сдерживания», или «сковывания варваров» при помощи уступок. Параллельно Китай

практиковал «и и чжи и» — «управлять варварами с помощью варваров» или «с помощью варваров подавлять других варваров».

Договорные отношения являлись лишь «отклонениями от нормы», которые навязывались Китаю «грубой реальностью». Существенный вклад в разработку стратагемного оснащения китайской дипломатии внес крупнейший китайский военный мыслитель IV в. до н. э. Сунь-цзы. Он считал залогом успешного осуществления предварительных расчетов в отношении партнера правильный выбор времени для своих действий, умение сосредоточить соответствующие силы на главном, единодушие исполнителей, осторожность, способность руководителя к самостоятельным действиям. В своем трактате «О военном искусстве» он давал такие наставления: «Если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него ряды дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает».

В отсутствие европейского христианского понимания греховности

всякого обмана, в Китае, наоборот, ценили стратегов, умеющих применить «сообразительность, изобретательность и находчивость», то есть использовать стратагемы.

Стратагемность изучал в Китае швейцарский ученый Харро фон Зен-гер, которому посчастливилось найти копию древнего китайского трактата «36 стратагем». Свою монографию «Стратагемы» о применении стра-тагемности с древнейших времен до наших дней, о том, что она стала важнейшей чертой национальной психологии, он опубликовал на немецком языке в 1988 г. Так была доказана важнейшая особенность составления китайских стратегических планов в политике, дипломатии, ведении бизнеса.

Стратагемность стала чертой национального характера китайцев и особенностью национальной психологии. Х. фон Зенгер, собиравший материал для своей монографии 15 лет, утверждает, что стратагемы существуют у всех народов, но нигде в мире нет такого, как в Китае, свода стратагем, на протяжении тысячелетий заучиваемых с детства, как таблица умножения.

Советский академик В.С. Мясников в предисловии к русскому изданию работы Зенгера отмечает: «Стратагемная дипломатия черпала средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства. Стратагемность — это способность просчитать ходы в политической игре, а порой не просто

просчитать, но и запрограммировать их, исходя из особенностей ситуации и качеств противника».

Веками стратагемы были оружием китайских политиков и военных, секретным национальным достоянием. Китайцы классифицировали стратагемы по видам, разработали методику применения каждой в зависимости от конкретной ситуации. «Трактат о 36 стратагемах» — бесценный банк данных, из которого черпаются «ходы» во многих областях жизни, и главным образом в разработке планов развития собственной страны и внешней политики.

Корни нынешней внешней политики Китая выходят из исторических традиций, почитаемых в стране, извлекаемых по мере необходимости и интерпретируемых в соответствии с моментом. Китайский исследователь Чжао Хунвэй предлагает рассматривать дипломатию Китая, исходя из «"непрерывного звукового фона" китайской цивилизации».

На современном этапе китайская дипломатия, по сути, является двухуровневой, сочетая в себе черты общения с другими великими державами в рамках «дипломатии баланса сил» и одновременного использования «даннической дипломатии» с окружающими Китай государствами.

Центральное государство региона не допускает враждебной политики среди прилегающих стран и берет себе за правило не создавать враждебных отношений с другими крупными державами. В отличие от «империй», Китай, даже если он не желает признавать антикитайских шагов какого-ли-

бо правительства в своем регионе и требует отказа от такой политики, все же не пойдет на то, чтобы напрямую вмешиваться во внутренние дела этих стран, например, инициировать свержение таких режимов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из долгосрочных стратегий КНР сегодня наиболее известен стратегический план развития до 2050 г., составленный в основном учеными Института количественных и технико-экономических исследований Академии общественных наук КНР. Этот план разрабатывался в 1996—1997 гг. и являлся продолжением стратегических разработокДэн Сяопина конца 1970-х— начала 1980-х гг., а в последующем — пятилетних планов, утверждаемых сессиями Всекитайского собрания народных представителей. Главная его цель — возрождение «Великого Китая», а главная задача, призванная обеспечить ее достижение, — сохранение мирных условий для реформирования и модернизации экономики и вооруженных сил. Внешняя политика мыслится при этом как независимая и самостоятельная. Как считают многие аналитики, Китай ради выполнения всех задач не будет вступать в союз ни с каким государством, примыкать к какой-либо коалиции или вступать в тесные отношения с одним из центров силы. Он будет стремиться со всеми развивать двусторонние отношения на основе партнерства.

Одним из ключевых проявлений ци-вилизационной специфики и стратагем-ности в отношениях современного Китая с другими странами можно считать разницу в интерпретации положений принятых совместных документов. Это

связано с многозначностью иероглифов китайского языка. Можно отметить употребление в ходе переговоров и в документах, подготовленных, как правило, китайской стороной, многозначных терминов, например, термина «взаимодополняемость». В любой европейской стране его могут истолковать как приглашение к производственной кооперации, обмену опытом, технологиями, однако для Китая его содержание сводится к простой схеме: если мы партнеры, то вы должны разрешить нам пользоваться вашими ресурсами, потому что свои в погоне за прибылью, деньгами западных ТНК мы быстро расходуем, а менять экономическую модель и модернизировать свою промышленную политику не хотим, экономикадолжна сохранять набранные темпы роста выше всех в мире; кроме того, у нас большое население, и нам проще использовать чужие ресурсы со всего мира, чем рационально, с соблюдением природоохранных норм и восполнением утраченного, расходовать свои собственные.

На практике можно постоянно наблюдать тенденцию предпочтения КНР двусторонних отношений, переговоров, принятия документов. Они для китайской стороны важнее многосторонних, потому что дают больше свободы для маневра и применения различных стратегий и тактики.

Главным образом, КНР сегодня применяет на международной арене следующие стратагемы:

№ 10 «Скрывать за улыбкой кинжал» —добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие. Только тогда осуществляй свои скрытые планы. Подготовь все как подобает,

нападай без колебаний и не давай врагу опомниться.

№ 13 «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею» — удар, нанесенный наудачу, позволит выяснить истинное положение дел. Обдумай последствия этой пробы — и приступай к решительным действиям.

№ 21 «Цикада сбрасывает золотой кокон» — всегда сохраняй уверенный вид, не допуская изъянов в своей позиции. Так можно не позволить союзнику поддаться страхам и не дать противнику повода предпринять нападение.

№ 27 «Притворяться глупцом, не теряя головы» — лучше делать вид, что ничего не знаешь и не хочешь ничего делать, чем делать вид, что владеешь знанием, и действовать безрассудно. Тот, кто пребывает в покое, не раскрывает своих планов.

№ 36 «Бегство в безнадежном положении — лучшая из всех возможностей» — сохранять свои силы, избегая открытого противостояния2.

Нынешний председатель КНР Си Цзиньпин главной стратегической целью, как известно, ставит «возрождение великой нации». Характерна тональность его заявлений: «Наша нация — великая нация», «наш народ — великий народ», «китайская нация внесла немеркнущий вклад в дело цивилизации и прогресса человечества». Эта идея превосходства буквально вколачивается в голову каждого ки-

тайского гражданина с детства. Выступления Си расходятся на цитаты, его начинания во внутренней политике сравниваются журналистами с инициативами Мао и Дэна, и он, будучи действующим председателем КНР, уже успел издать свою книгу о государственном управлении.

В заключение необходимо отметить, что вся современная китайская дипломатия направлена на реконструкцию «Великого Китая», реализацию задачи стать центром мира в экономике и политике, а географически — вернуть в свои границы все, что, по мнению китайской стороны, было якобы «отнято» иностранными «варварами». Веками в Китае культивировалась мысль о том, что все китайское — мысль, культура, модель общественного развития, устройства общества—это нечто исключительное, выше всего существующего в мире, что внешний мир несправедлив к китайцам, что он — их территориальный и моральный должник, а нации-обидчики должны заплатить Китаю за обиды. Большую важность для Китая в этой связи приобрело «умение манипулировать внешнеэкономическими стратегическими и тактическими расчетами и эмоциями, тем более что такого рода манипулирование представляется руководителям страны необходимым в целях решения внутренних китайских экономических и политических задач»3.

2 Восточная стратегия успеха: 36 китайских стратагем // https://knowledge.allbest.ru/internationa V2c0b65625a2bc68a4c53b89521316d36_0.html, дата обращения 15.07.2019.

3 «Китай-2050»: Специфика формирования стратегии // https://elibгaгy.гu/item.asp?id=15235388, дата обращения 15.07.2019.

Военный китаевед, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия А. П. Девятов, отбросив стесняющие требования политкорректности, называет стратегический план развития КНР до 2050 г. «китайским проектом, который преследует цели:

— отомстить иностранцам, преимущественно англосаксонского и

японского корня, за позор и унижения в период «опиумных войн», разорения и оккупации с середины ХК—ХХ вв.;

— продемонстрировать окраинным народам культурное первородство;

— вернуть и закрепить в сознании своего народа традиционное представление о Китае как Центре Земли, где все прочие государства рассматриваются как культурно неполноценные.

Механизмы и инструменты современной китайской дипломатии

Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что «влияние важнее власти». Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. Иносказательно этот метод мудро назван «цзими» (ненатянутые поводья). Его суть — не диктат, а дипломатическая направляющая подсказка, сделанная к месту и вовремя4.

Для успешной реализации основных целей своей внешнеполитической стратегии, «повышения политического влияния Китая, его экономической конкурентоспособности, для повышения привлекательности образа КНР и моральной легитимности его решений» Пекин использует ряд механизмов и дипломатических инстру-ментариев, позволяющих достигнуть

желаемого результата на приоритетных для страны направлениях.

Как указывалось выше, древнейшим инструментом китайских дипломатов является стратагемная дипломатия, то есть нацеленный на решение крупной внешнеполитической задачи план, рассчитанный на длительный период и отвечающий государственным или национальным интересам. Само собой разумеется, что стратагемность китайской дипломатии подразумевает не сиюминутные, а стратегические, долгосрочные интересы государства. А поскольку базовым национальным интересом любого государства является защита его суверенитета, то отражением стратагемности в принципах внешнеполитической стратегии КНР можно считать стратагему «господствовать над варварами, используя самих варваров». Сегодня Китай, обеспечивая реализацию стратагем, все же старает-

4 Роль культуры Китая в решении военных конфликтов // http://www.synologia.гu/a/Китай-ский_фактор_в_современных_международных_отношениях, дата обращения 15.07.2019.

ся придерживаться принципов, норм и обычаев международного права. Тем не менее восприятие и осмысление Китаем политической практики других государств по-прежнему осуществляется через призму стратагемности.

Современная дипломатия — это «ведение международных дел, скорее, посредством переговоров, а также посредством других мирных средств (таких как сбор информации, проявление доброй воли), прямо или косвенно предполагающих проведение переговоров, чем путем применения силы, использования пропаганды или обращения к законодательству». Китайская дипломатия в полной мере вписывается в это определение, поскольку искусство ведения переговоров глубоко заложено в культуре в силу исторических традиций и особенностей развития Поднебесной. Переговоры остаются действенным инструментом китайской дипломатии в построении и регулировании международных отношений, которые позволяют им достигать значимых дипломатических и торговых побед.

В новом мировом порядке китайская дипломатия представляет новый взгляд на сотрудничество и взаимное уважение. Сохраняя классические формы (через дипломатические представительства) и функции, китайская дипломатия использует и новые моменты в международных отношениях— разнообразные технические средства, многостороннюю дипломатию, дипломатию, осуществляемую на высоком и высшем уровне.

Наибольший интерес представляет ключевой механизм современной

китайской дипломатии — институт стратегического партнерства. Создание системы партнерских отношений с различными государствами и объединениями относится к началу 1990-х. С тех пор идея создания сети партнерских связей стала успешной практикой закрепления и расширения отношений КНР с другими странами. Используя стратегическое партнерство и стратегический диалог, китайское руководство действует на международной арене более глобально. И вот уже на 70-й Генассамблее ООН Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что пришло время создавать глобальное партнерство на мировом и региональном уровнях. В современных межгосударственных отношениях должен главенствовать «диалог, а не конфронтация, на первый план выходит партнерство, а не блоковая политика».

У партнерских отношений три особенности. Во-первых, они основываются на паритете, при котором страны будут относиться друг к другу как к равным. Во-вторых, отношения должны носить мирный характер. Сотрудничество, консультации, поиск взаимной выгоды, поиск точек совпадения или близости взаимных интересов — вот инструменты партнерства. Третьей характерной особенностью партнерства называется «инклюзивность». Необходимо преодолеть различия в социальном строе и идеологии и стремиться к максимальной реализации общих интересов и стремлений. Как, например, «азиатско-тихоокеанская мечта», о которой в 2014 г. впервые заявил Си

Цзиньпин на саммите АТЭС. Здесь имеются в виду «действия в духе Азиатско-тихоокеанского сообщества, основанные на ощущении общности судеб государств региона и направленные на взаимовыгодное сотрудничество». Главная цель — процветающее развитие и благополучие региона. При этом Китай никогда не забывает один из своих главных принципов — нужно иметь как можно больше друзей, но не вступать в какие-либо альянсы с целью противодействия третьим государствам.

Понятие стратегического партнерства постоянно развивается и модифицируется. Раньше термин «партнерство» имел примерно одинаковое значение для всех партнеров КНР, сегодня наблюдается диверсифицированный подход к государствам в зависимости от степени приоритетности и важности партнерства для Китая, а также от степени их готовности помогать Китаю в реализации его целей. В интерпретации китайских политологов предлагается следующая типология моделей партнерств, где значение имеют в большей степени политические критерии, а не экономические.

К первой группе относится высшая форма партнерства — российско-китайское стратегическое партнерство и взаимодействие. Статус партнерства в отношениях с Россией изменялся несколько раз. В 1994 г. — «конструктивное партнерство» (цзяньшисиндэ);

в 1996 г. — отношения «равноправного доверительного партнерства», направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в.; к 2001 г. это было уже «партнерство стратегического сотрудничества» (чжаньлю хэцзо хобань гуанси). После подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в июле 2001 г. отношения стали называться «добрососедскими партнерскими отношениями стратегического взаимодействия» (мяньсян ерши и шицзе ди мулинь юхао чжаньлюэ сецзо хобань гуаньси). Это партнерство испытано временем, основано на общности интересов, не подвержено влиянию идеологии, основано на единстве или близости двух стран по ключевым (стратегическим) вопросам международной политики5. Поэтому Китай и Россия могут вести равноправные консультации и идти на взаимные уступки. Отношения с Россией ценятся китайским руководством значительно выше, чем с любым другим государством мира.

Вторая группа китайских партнеров определяется как «партнерские отношения дружеского типа». С этими странами у Китая нет конфликта коренных интересов, но имеются локальные (территориальные и иные) расхождения. Это Республика Корея, Бразилия, ЮАР, Индия, Канада, Украина, Белоруссия, Казахстан, Мексика, Аргентина, страны Организации африканского единства.

5 Внешняя политика Китая до 2020г. Прогностический дискурс — Перспективы // ЫЛр://«'«'^ peгspektivy.info/book/vneshnaja_politika_kitaja_do_2020_g_pгognosticheskij_diskuгs_2011-11-29.htm, дата обращения 15.07.2019.

Третья группа — это страны ЕС и АСЕАН. С ними у Китая много общих экономических интересов, но есть политические расхождения по ряду ключевых вопросов и территориальные споры с отдельными странами АСЕАН. Этот тип партнерства называется «согласованное/координируемое партнерство». В интересах КНР повысить уровень доверия в этой группе.

В четвертую группу «конструктивного партнерства прагматического типа» входят США и Япония, которые рассматривают Китай в качестве потенциального стратегического противника. В отношениях с ними у Китая присутствует ряд долговременных вопросов, по которым существуют очевидные разногласия. Тем не менее у Китая есть общие интересы с этими странами в защите мира, региональной и глобальной стабильности, в развитии экономических, торговых и научно-технического обмена. Поэтому подлинное партнерство возможно за счет обоюдных усилий. Отношения КНР с США на разных этапах именовались как «конструктивное стратегическое партнерство», «стратегическое партнерство перед лицом общих вызовов», «взаимодействие ответственных пайщиков». Сегодня это отношения «стратегического диалога»6. Каждая группа может меняться по составу и количеству участников в зависимости от характера складывающихся отношений. На сегодняшний день Китай установил партнерские отно-

шения различной формы и степени с 67 странами и пятью регионами или региональными организациями.

Экономическая дипломатия является весьма эффективным способом развития внешнеэкономических связей КНР в плане получения стабильного доступа к ресурсам и рынкам, необходимого для обеспечения роста экономики. Для Пекина важно обеспечить благоприятную внешнюю среду для внутренних преобразований, не допустить в СВА и АТР хозяйственного доминирования иной политико-экономической силы (например, США, России или Японии). Экономическая дипломатия призвана поддерживать не только международный имидж Китая, но и нейтрализовать угрозы в регионе.

Используя разные экономические рычаги, Пекин побуждает страны-партнеры действовать с учетом интересов китайской политики, иногда отказываясь от действий, которые могут расцениваться Китаем как нежелательные. На самом деле так Пекину удается даже корректировать международный курс ряда стран. Например, в АТР успешно используется политика «пряника», а именно прямое инвестирование, оказание финансовой помощи, расширение торговли на двустороннем уровне, создание зоны свободной торговли «Китай — АСЕАН».

Экономическая дипломатия КНР действует наступательно и избиратель-

6 Мир в процессе перемен: вызовы и возможности для России // http://naukarus.com/mir-v-pгotsesse-peгemen-vyzovy-i-vozmozhnosti-dlya-гossii, дата обращения 13.07.2019.

но. В качестве инструментов экономической дипломатии используются торговля, активная инвестиционная деятельность, экономическая помощь и создание зон свободной торговли. А также набор поощрений и набор средств давления на оппонентов.

Диапазон направлений китайской экономической дипломатии довольно широк: ресурсное, спросовое, инвестиционное, статусное и формирующаяся дипломатия валютного курса. Ресурсная дипломатия, с одной стороны, связана с удовлетворением растущих потребностей страны во многих видах ресурсов (железная руда, нефть, лес, медь, земли сельхозназначения и др.). С другой — Китай обладает богатейшими в мире запасами редкоземельных металлов, востребованных в электронной промышленности. Ограничение на экспорт именно этих ресурсов используется Пекином в качестве инструмента давления на ряд стран для достижения не только экономических, но и политических целей.

Одна из разновидностей ресурсной дипломатии — нефтяная дипломатия. Ее задача — обеспечить страну надежными диверсифицированными источниками нефти из-за рубежа, обеспечить их безопасную транспортировку и совершенствовать сотрудничество Китая с другими крупными потребителями нефти в интересах координации подхода к производителям нефти. Китайская дипломатия концентрирует внимание на доступе к богатым ресурсодобывающим странам Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и, конечно, России. В качестве инструментов сырьевой дипломатии

широко используется инвестирование и прямая помощь. Реализация таких проектов, как нефтяной коридор ближневосточной и африканской нефти через Мьянму, доставка российской нефти по нефтепроводу Ско-вородино — Дацин, получение нефти по сухопутному пути из Центральной Азии, а также реализация предложений КНР по разработке специальных мер по защите нефте- и газопроводов (саммит ШОС, Ташкент, 2010), свидетельствует о прагматическом и деловом характере современной нефтяной дипломатии КНР.

Цель спросового направления экономической дипломатии — обеспечение спроса на китайские товары. Китайская экономика стала более открытой для внешнего рынка. Как производитель капиталов и услуг Китай стремится улучшить условия для расширения их сбыта за рубежом. Как потребитель Китай старается облегчить доступ для экспортных товаров на свой рынок. То есть китайские инвесторы выходят на рынки соседних стран не только с целью расширить международное присутствие и получить доступ к ресурсам, но и для удовлетворения внутреннего спроса.

Управление потоком инвестиций — важнейшая задача китайской экономической дипломатии. Задача инвестиционного направления — привлечение в страну крупных объемов прямых иностранных инвестиций. Пекину удалось сформировать привлекательный инвестиционный образ благодаря политической стабильности, стремительной трансформации национальной экономики и усиле-

нию государственной поддержки, а также предсказуемости инвестиционного климата и накопленному опыту взаимодействия с зарубежным бизнесом. В структуре инвестиций заметно увеличился приток капиталов в сферу услуг и высокотехнологичную промышленность. Инвестиции извне поступают от бизнесменов китайского происхождения, проживающих в других странах и регионах (Гонконг, Сингапур, Тайвань); также есть инвестиции от внутреннего бизнеса, проведенные через офшоры (Кайма-новы и Виргинские острова) и приобретшие статус иностранных; инвестиции из развитых стран (Германия, Франция, Япония). Китайские инвесторы активно осваивают не только энергетику и горнодобывающую промышленность, но и такие сектора экономики, как телекоммуникации, медиатехнологии, недвижимость, финансы, агробизнес и здравоохранение. Китайские инвестиции интенсивно диверсифицируются и в географическом плане. Китайские компании уже не ограничиваются азиатскими, латиноамериканскими и африканскими странами с богатыми запасами природных ресурсов; они стали проявлять повышенный инвестиционный интерес к развитым рынкам Европы и Северной Америки7.

В контексте мирового финансового кризиса обозначилась еще одна цель —

постепенная интернационализация юаня. Китай нацелен не только на активное использование юаня для расчетов во внешней торговле, но и на наделение юаня статусом еще одной мировой резервной валюты.

Статусное направление экономической дипломатии КНР представлено ее взаимоотношениями с различными международными организациями экономического и финансового профиля, участием страны в крупных саммитах и форумах. Китай все более активно участвует в работе международных организаций и предлагает свои решения глобальных проблем8.

Определение «статусное» носит известную долю условности. Членство страны во многих международных организациях было нацелено на решение ее сугубо практических проблем. Так, восстановление в 1980 г. членства КНР во Всемирном банке и Международном валютном фонде помогло Пекину привлечь крупные внешние кредиты на льготных условиях, что было особенно важно на начальном этапе запуска политики модернизации, реформ и открытости. Вступление в ВТО обеспечило стране более благоприятный торговый режим и одновременно задало алгоритм многим внутренним преобразованиям в законодательстве и институциональном строительстве. В то же время уже само по себе членство Китая в ведущих

7 Цифровая железная дорога — прогнозы, инновации, проекты // https://cyberleninka.rU/article/n/ tsifгovaya-zheleznaya-doгoga-pгognozy-innovatsii-pгoekty, дата обращения 15.07.2019.

8 Пять столпов экономической дипломатии // М1р://«'«'тещ.ги/сош1ег/2010-11-29/9_Ата.Мт1, дата обращения 15.07.2019.

мировых организациях автоматически повышало его статус.

Статусная дипломатия тесно сопряжена с финансовой дипломатией, суть которой — развитие экономических связей с использованием политических средств. Финансовая дипломатия решает следующие задачи:

1) усиление влияния своей страны в международных организациях и финансовых структурах;

2) обеспечение наиболее выгодных условий для участия национальной экономики в мировом хозяйстве;

3) политическое содействие отечественному бизнесу в его деятельности за рубежом;

4) решение экономических проблем с учетом новых условий функционирования мировой экономики (глобализация, многополярность)9.

К финансово-дипломатической деятельности можно отнести официальные встречи глав государств и правительств, работу в международных экономических организациях, переговоры на крупных экономических форумах, личные контакты финансистов, а также лоббирование интересов своего государства10.

Пытаясь активнее участвовать в создании «новой международной финансовой архитектуры», Китай последовательно расширяет свое присутствие в ключевых международных финансовых институтах, активизи-

руется в принятии ключевых финансовых решений в рамках БРИКС и G20 и переходит на использование национальной валюты в двусторонних расчетах с другими странами. Яркий пример использования финансовой дипломатии — заявление Ху Цзинь-тао на саммите «группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 г.) о готовности увеличить финансовый вклад КНР в Международный валютный фонд при пропорциональном увеличении полномочий Китая в этой организации. Китайские представители предлагали также расширить права развивающихся стран при принятии решений в МВФ и Мировом банке, в частности в вопросах распределения международной финансовой помощи для преодоления проблем, вызванных финансовым кризисом 2008 г.

Военная дипломатия включает сотрудничество КНР в военной области, а именно совместные военные учения, межгосударственный обмен в военной области, безвозмездную военную помощь, участие в международных военных форумах, выставках и миротворческих миссиях ООН. Основной акцент делается на кампаниях в Африке (Судан, Конго, Либерия). Активизируется военное взаимодействие в области борьбы с терроризмом.

Дипломатия лидеров КНР развивается весьма динамично. С приходом «пятого поколения» китайских

9 Пять столпов экономической дипломатии // http://www.ng.ru/courier/2010-11-29/9_china.html, дата обращения 15.07.2019.

10 Путь развития Китая на современном этапе // http://by.china-embassy.org/rus/zt/zfbps/t868717. htm, дата обращения 15.07.2019.

руководителей китайская дипломатия изменилась от традиционной выжидательной позиции «избегать солнечного света, скрываться в тени» к активной, лидерской, связанной с увеличением международного присутствия и улучшения образа страны. Поездки Си Цзиньпина и его супруги Пэн Лиюань являются ярким примером того, как конкретные личности могут активно улучшать связи между странами и имидж государства. Цели данного направления китайской дипломатии заключаются в продвижении стратегических интересов, расширении сотрудничества и распространении влияния КНР в мире. За первые четыре месяца 2016 г.11 Си Цзиньпин совершил зарубежные поездки на Ближний Восток, затем — в Чехию и США. Саудовская Аравия, Египет и Иран являются важными партнерами КНР по двустороннему практическому сотрудничеству и активными сторонниками инициатив Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века. Чехия расположена в самом сердце Европы, а это важный узел среди стран, расположенных вдоль маршрута «Один пояс, один путь». На встрече с президентом США Бараком Обамой в кулуарах саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне обсуждались вопросы активного вмешательства Соединенных Штатов в территори-

альные споры КНР с государствами АСЕАН в Южно-Китайском море.

Современная китайская дипломатия делает особый акцент на использовании и развитии ключевого инструмента внешней политики — «мягкой силы». В 2009 г. Ху Цзиньтао назвал «четыре силы» современной китайской дипломатии: «прилагать усилия для повышения политического влияния Китая, усиливать его экономическую конкурентоспособность, развивать привлекательность образа Китая и моральную притягательность его решений». Главное для Китая не в том, чтобы убедить мир в моральном превосходстве «китайского пути развития» и универсальности предлагаемых КНР решений, а в том, чтобы примирить международное сообщество с неизбежным фактом возвышения Китая и укрепить свое влияние в мире. Задача китайской дипломатии — донести идею о том, что перестройка глобальной системы международных отношений невозможна без участия Китая. Китайские эксперты видят три основных источника «мягкой силы»: «гармоничная» дипломатия, богатство национальной культуры и успех китайской модели модернизации.

Имидж и репутация Китая на международной арене постепенно улучшается. Важной частью стратегии «мягкой силы» стали Олимпийские игры 2008, 2014 гг., конфуцианские институты сыграли свою роль в по-

11 Внешняя политика Китая и ее приоритеты при Си Цзиньпине // https://cybeг1eninka.гu/ aгtic1e/n/vneshnyaya-po1itika-kitaya-pгi-si-tszinpine-pгeemstvennost-i-novatoгstvo, дата обращения 17.07.2019.

вышении уровня международного телерадиовещания, возросло количество привлекаемых для учебы в китайских университетах иностранных студентов, смягчилась политика по отношению к соседям Китая в Юго-Восточной Азии. Таким образом, Китай сделал основные инвестиции в свою мягкую силу.

Креативные методы ведения дипломатии в международных отношениях довольно разнообразны, их инструментами могут быть: животные, оружие, деньги, спорт, продукты и интернет. Некоторые методы стали традициями стран, а другие преобразовались в мировые традиции. Они носят брендовый и массовый охват, имеют позитивный и негативный характер. Тем не менее каждая дипломатия преследует «интерес», и этот «интерес» является главной задачей любого субъекта международных от-ношений12.

Китайская «дипломатия панд» и «дипломатия пинг-понга» являются позитивными и брендовыми и нацелены на создание дружественных отношений. «Дипломатия панд» реализуется в виде преподнесения гигантских панд-медведей как дипломатических подарков. Эта практика уходит своими корнями во времена династии Тан, когда императрица У Цзэ-тянь (625—705), впоследствии единственная в истории Китая жен-

щина-император, подарила пару панд японскому императору. Панда — это не только редкое животное, занесенное в Красную книгу, но и национальный символ Китая. Панды дарились странам, с которыми происходило «потепление отношений». Метод не раз оправдывал себя. Самый известный случай произошел в 1972 г., когда президент США Р. Никсон с супругой прибыли в КНР с визитом. Премьер Госсовета Чжоу Эньлай преподнес от имени китайского народа американскому народу очень ценный подарок — двух панд. «Дипломатия пинг-понга» — игры в настольный теннис между Китаем и США в 1970 г. — обозначила потепление в американо-китайских отношениях и сделала возможным визит президента Р. Никсона в Пекин в 1972 г. (в годы холодной войны). Благодаря этой игре и предприимчивости премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая и Госсекретаря США Генри Киссинджера, произошла нормализация отношений между двумя странами13. Как видим, Китай сегодня — это наступательное, динамичное, деятельное государство. В борьбе за международные рынки капиталов/инвестиций, сырья и энергоресурсов, а также за рынки сбыта Пекин стремится использовать максимально широкий набор средств и методов. Несмотря на то, что «пятое поколение руководителей» КНР придерживается традиционной политики

12 Креативные методы ведения дипломатии в международных отношениях // https:// cгeativeanalitics.woгdpгess.com/2013/01/18/креативные-методы-ведения-дипломати/, дата обращения 15.07.2019.

13 Там же.

«не присоединяться», «не высовы- скромность», само качество внешней ваться», «проявлять сдержанность и политики Китая меняется.

Список литературы

Внешняя политика Китая до 2020г. Прогностический дискурс — Перспективы // http://www.perspektivymfo/book/vneshnaja_poHtika_kitaja_do_2020_g_prognostюheskij_ diskure_2011-11-29.htm, дата обращения 15.07.2019.

Внешняя политика Китая и ее приоритеты при Си Цзиньпине // https://cyber1eninka. ru/artic1e/n/vneshnyaya-po1itika-kitaya-pri-si-tszinpine-preemstvennost-i-novatorstvo, дата обращения 17.07.2019.

Восточная стратегия успеха: 36 китайских стратагем // https://know1edge.a11best.ru/ internationa1/2c0b65625a2bc68a4c53b89521316d36_0.htm1, дата обращения 15.07.2019.

Инерция и новации во внешней политике Китая // https://e1ibrary.ru/item. asp?id=18874119, дата обращения 17.07.2019.

«Китай-2050»: Специфика формирования стратегии // https://e1ibrary.ru/item. asp?id=15235388, дата обращения 15.07.2019.

Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера // https://cyber1enmka.ru/artide/n/kitay-pos1e-xvш-sezda-kpk-novyy-vneshnepo1iticheskiy-kurs-i1i-novaya-ritorika-novogo-1idera, дата обращения 17.07.2019.

Креативные методы ведения дипломатии в международных отношениях // https:// creativeana1itics.wordpress.com/2013/01/18/креативные-методы-ведения-дипломати/, дата обращения 15.07.2019.

Культура традиционных обществ Китая и Японии // http://a1eho.narod.ru/bi4kova/ index.htm, дата обращения 15.07.2019.

Мир в процессе перемен: вызовы и возможности для России // http://naukaras.com/ mir-v-protsesse-peremen-vyzovy-i-vozmozhnosti-d1ya-rossii, дата обращения 13.07.2019.

Особенности заключения договоров с китайскими партнерами в ракурсе правовой культуры Китая // https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/osobennosti-zak1yucheniya-dogovorov-s-kitayskimi-partnerami-v-rakurse-pravovoy-ku1tury-kitaya, дата обращения 15.07.2019.

Путь развития Китая на современном этапе // http://by.china-embassy.org/rus/zt/ zfbps/t868717.htm, дата обращения 15.07.2019.

Пять столпов экономической дипломатии // http://www.ng.ru/courier/2010-11-29/9_ china.htm1, дата обращения 15.07.2019.

Роль культуры Китая в решении военных конфликтов // http://www.syno1ogia.ru/a/Китай -ский_фактор_в_современных_международных_отношениях, дата обращения 15.07.2019.

Фактор культуры во внешнем PR государства // https://ppt-on1ine.org/140057, дата обращения 15.07.2019.

Цифровая железная дорога — прогнозы, инновации, проекты // https://cyber1eninka.ru/ artic1e/n/tsifrovaya-zhe1eznaya-doroga-prognozy-innovatsii-proekty, дата обращения 15.07.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: 82 Vernadsky Avenue, p. 1, Moscow, 119571, Russian Federation

S.L. CHECHELNITSKIY,

Master of international relationships, RANEPA

Key words:

The Chinese Dream, China's foreign policy, international cooperation, diplomacy, interdependence, globalization, the theory of "three worlds", XI Jinping

E-mail: chechelnitskiy.s@gmail.com

CHINA DIPLOMACY

Abstract

The diplomacy of modern China is global and is a complex combination of a wide variety of traditional and new methods and mechanisms. Its main goal is to promote what President Xi Jinping calls the «great revival of the nation», and its main tasks are to create the most favorable international environment for its development and provide resources for its economy. The global scale of diplomacy is indicated by the Chinese side's consideration of the country's development in the context of interaction with the international community as a whole: «The future and the fate of China are becoming more closely connected with the international community. China cannot develop in isolation from the rest of the world, and the world cannot become stable and develop without China».

China's foreign policy until 2020. Prognostic discourse-Prospects // http://www.perspektivy. info/book/vneshnaja_politika_kitaja_do_2020_g_prognosticheskij_diskurs_2011-11-29.htm, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

China's foreign policy and its priorities under XI Jinping // https://cyberleninka.ru/ article/n/vneshnyaya-politika-kitaya-pri-si-tszinpine-preemstvennost-i-novatorstvo, accessed 17.07.2019. (InRuss.)

Eastern success strategy: 36 Chinese stratagems // https://knowledge.allbest.ru/internati onal/2c0b65625a2bc68a4c53b89521316d36_0.html, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

Inertia and innovations in China's foreign policy // https://elibrary.ru/item. asp?id=18874119, accessed 17.07.2019. (InRuss.)

«China-2050»: Specifics of strategy formation // https://elibrary.ru/item.asp?id=15235388, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

References

China after the XVIII CPC Congress: new foreign policy course or new rhetoric of the new leader // https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-posle-xviii-sezda-kpk-novyy-vneshnepoliticheskiy-kurs-ili-novaya-ritorika-novogo-lidera, accessed 17.07.2019. (InRuss.)

Creative methods of conducting diplomacy in international relations // https:// creativeanalitics.wordpressxom/2013/01/18/KpeaTHBHbie-MeTOflbi-BefleHHfl-flHn.noMaTH/, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

The culture of the traditional societies of China and Japan // http://aleho.narod.ru/bi4kova/ index.htm and address date 15.07.2019. (InRuss.)

The world in the process of change: challenges and opportunities for Russia // http:// naukarus.com/mir-v-protsesse-peremen-vyzovy-i-vozmozhnosti-dlya-rossii, accessed 13.07.2019. (InRuss.)

Peculiarities of concluding contracts with Chinese partners from the perspective of China's legal culture // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zaklyucheniya-dogovorov-s-kitayskimi-partnerami-v-rakurse-pravovoy-kultury-kitaya, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

The path of China's development at the present stage // http://by.china-embassy.org/rus/ zt/zfbps/t868717.htm, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

The five pillars of economic diplomacy // http://www.ng.ru/courier/2010-11-29/9_china. html, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

The role of Chinese culture in the solution of military conflicts // http://www.synologia. ru/a/KHTaHCKHH_$aKT0p_B_c0BpeMeHHbix_MexgyHap0flHbix_0TH0meHHflx, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

Culture factor in the external PR of the state // https://ppt-online.org/140057, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

Digital railway-forecasts, innovations, projects // https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovaya-zheleznaya-doroga-prognozy-innovatsii-proekty, accessed 15.07.2019. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.