18. Историческая справка зимних видов спорта в странах Северной Европы (с 60-х годов XX века по настоящее время) // URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016556
19. История лыжных гонок // URL: http://avangard-ts.ru/index.php/26-istoriya-sporta/44-istoriya-lyzhnykh-gonok
20. О деятельности олимпийского комитета России за 2014-2018 гг. // URL: https://olympic.ru/upload/2018/05/0tchet_2014-2018.pdf
21. Шведский телеканал снял документальный фильм о допинг-системе в Норвегии // URL: https://iz.ru/705178/2018-02-06/shvedskii-telekanal-snial-dokumentalnyi-film-o-doping-sisteme-v-norvegii
22. Лыжные гонки // URL: https://lenta.ru/articles/2014/09/26/dopingsport/
23. Beck P. Scoring for Britain: International Football and International Politics, 1900-1939. - London: Routledge, 1999.
References and Sources
1. Nye J. S. (Jr.). Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J.S. Nye (Jr.). - York: Basic Books, 1990. - 336 p.
2. Social'noe gosudarstvo v stranah ES: proshloe i nastoyashchee. - M.: IMEMO RAN, 2016.
3. Sam M.P., Jackson S.J. Developing national sport policy through consultation: the rules of engagement// Journal of sport management. - 2006. -№20.
4. Tezisy «Vneshnyaya kul'turnaya politika Rossii - god 2000» // Oficial'nyj sajt Ministerstva inostrannyh del RF. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/2b52bc67d48fb95643257e4500435ef7/34a292cf58dfdb34c32568dc002d5940/
5. Naumov A.O. Sportivnaya diplomatiya kak instrument «myagkoj sily». // Mirovaya politika. - 2017. - N° 4. - S. 32-43.
6. Vystuplenie Predsedatelya Goskomsporta Rossii V.A. Fetisova na zasedanii Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po fizicheskoj kul'ture i sportu // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2002. - №1.
7. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii № 329-FZ ot 4 dekabrya 2007 g. «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. - 2007. - № 276.
8. Naumov A.O. K voprosu o perspektivah sportivnoj diplomatii Rossii (na primere populyarizacii bor'by sambo) // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. - №62. Iyun' - 2017. - S. 57-58.
9. Osnovnye napravleniya politiki Rossijskoj Federacii v sfere mezhdunarodnogo kul'turno-gumanitarnogo sotrudnichestva // URL: https://www.mid.ru/el/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550
10. Stafeev D. S. Dinamika izmeneniya roli sporta v formirovanii vneshnepoliticheskoj strategii Rossijskoj Federacii. Diss. ... kand. ist. nauk. - SPb., 2017.
11. Na pul'se: Obnovlennyj prognoz Vsemirnogo banka. V fokuse: Skandinaviya - gosudarstva vseobshchego Blagosostoyaniya// Byulleten' o tekushchih tendenciyah mirovoj ekonomiki. - 2019. - № 45 (iyun').
12. Seib P. The view from CPD // US Center on public diplomacy: http://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/ files/legacy/media/PDiNM_V2_March_2011 pdf.
13. McChesney R. Rich Media, Poor Democracy: Communication Politics in Dubious Times. - New York: The New Press, 2000.
14. Aksyanov A.S., Grachev S.I. Sport kak manipulyator mezhdunarodnyh politicheskih reshenij // Global'nyj nauchnyj potencial. - 2015. - №6 (51).
15. Bogolyubova N.M., Nikolaeva YU.V. Mezhdunarodnyj olimpijskij komitet kak aktor gumanitarnogo sotrudnichestva // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2011. - №8 (14). - CH.1. - S. 43-44.
16. Shirkov Yu.A. O razvitii lyzhnyh vidov sporta v Rossii // Karel'skij nauchnyj zhurnal. - 2019. - T. 8. № 1(26). - S. 54-56.
17. Istoriya Zimnih vidov sporta // URL: http://olimp.kcbux.ru/vid_sport/vid_zima/Vid_sport-zima.html
18. Istoricheskaya spravka zimnih vidov sporta v stranah Severnoj Evropy (s 60-h godov XX veka po nastoyashchee vremya) // URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016556
19. Istoriya lyzhnyh gonok // URL: http://avangard-ts.ru/index.php/26-istoriya-sporta/44-istoriya-lyzhnykh-gonok
20. O deyatel'nosti olimpijskogo komiteta Rossii za 2014-2018 gg. // URL: https://olympic.ru/upload/2018/05/Otchet_2014-2018.pdf
21. Shvedskij telekanal snyal dokumental'nyj fil'm o doping-sisteme v Norvegii // URL: https://iz.ru/705178/2018-02-06/shvedskii-telekanal-snial-dokumentalnyi-film-o-doping-sisteme-v-norvegii
22. Lyzhnye gonki // URL: https://lenta.ru/articles/2014/09/26/dopingsport/
23. Beck P. Scoring for Britain: International Football and International Politics, 1900-1939. - London: Routledge, 1999.
ТИУНОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет. TIUNOV, VIACHESLAV A. - Ph.D. student, St.Petersburg State University ([email protected])
УДК 94(479.24+470):327+378 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-147-152
ИСМАИЛОВ Ш.М.
ИЗ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ СВЯЗЕЙ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (90-Е ГОДЫ XX ВЕКА - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Ключевые слова: Азербайджанская Республика, Российская Федерация, культурные связи, высшее образование, университет, наука.
Азербайджанская Республика придает особую важность взаимодействию со своими соседями в современном глобализированном мире. В связи с этим большое научное значение приобретает изучение азербайджано-российских образовательных отношений, уходяшдх в глубину веков. Следует отметить, что в настоящее время эти отношения демонстрируют восходящую динамику развития вне зависимости от общественно-политических условий. В статье рассмотрены содержательные аспекты развития образовательных отношений с Российской Федерацией после восстановления государственной независимости Азербайджана. Показано, что высшие учебные заведения Азербайджана плодотворно сотрудничают с российскими вузами по обмену опытом и подготовке квалифицированных кадров, их сотрудничество играет особую роль в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере языкознания, культуры и истории Азербайджана. Это, в свою очередь, способствует установлению успешного диалога между Азербайджаном и Россией в области научного, дипломатического и экономического сотрудничества.
ISMAYILOV, Sh.M.
FROM THE HISTORY OF AZERBAIJAN-RUSSIAN RELATIONS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION (90S OF XX CENTURY - BEGINNING OF XXI CENTURY)
Key words: Azerbaijan Republic, Russian Federation, cultural ties, higher education, university, science.
The Republic of Azerbaijan attaches particular importance to interaction with its neighbours in the modern globalized world. In this regard, the study of the Azerbaijani-Russian educational relations, dating back to the depths of centuries, acquires great scientific importance. It should be noted that at present these relations demonstrate an upward dynamics of development, regardless of sociopolitical conditions. The article deals with the substantive aspects of the development of educational relations with the Russian Federation after the restoration of the state independence of Azerbaijan. It is shown that higher educational institutions of Azerbaijan fruitfully cooperate with Russian universities in the exchange of experience and training of qualified personnel, their cooperation plays a special role in the training of highly qualified personnel in the field of linguistics, culture and history of Azerbaijan. This, in turn, contributes to the establishment of a successful dialogue between Azerbaijan and Russia in the field of scientific, diplomatic and economic cooperation.
Российская Федерация - одна из стран, с которой независимая Азербайджанская Республика имеет самый широкий спектр отношений. Связи между двумя странами охватывают политическую, экономическую, культурную, гуманитарную и другие сферы. Одним из основных направлений азербайджано-российского сотрудничества в гуманитарной сфере является взаимодействие в сфере образования. Следует отметить, что история азербайджано-российских отношений в области образования началась еще до советской эпохи, со времен военно-политического укрепления царизма на Южном Кавказе. Эти отношения хронологически можно разделить на следующие периоды: до 1917 года, 1918-1920 годы, советский период и годы независимости после 1991 года. Следует отметить, что образовательная политика царской России в Северном Азербайджане носила колониальный характер. Но при этом, пытаясь укрепить свои позиции в регионе, Россия приступила к осуществлению реформ в экономической, политической и культурной сферах, активно вводя новые установления и порядки.
Открывая новые русские начальные училища в Азербайджане, царское правительство преследовало цель создать социальную опору на местах и подготовить азербайджанских чиновников, которые служили бы интересам России в будущем. Вместе с тем, шло развитие национальной азербайджанской культуры. Выдающиеся азербайджанские деятели XIX века, такие как Гасан бек Зардаби, Мухаммед ага Шахтахтинский, Мирза Казем-бек, Мохсун бек Ханларов, Мирза Джафар Топчибашев, Мирза Гасан Тахиров, Ага бек Ядигаров и десятки другие учились, преподавали и проводили исследования в российских и европейских университетах.
Следующим этапом азербайджано-российских отношений в области образования можно считать 1918-1920 годы. По решению специальной государственной комиссии, созданной решением Парламента Азербайджанской Демократической Республики в 1919 году, в которую входили Мамед Эмин Расулзаде (председатель), Мехди бек Гаджинский, Гарабек Гарабеков, Ахмед бек Пепинов и другие, 13 из 100 студентов, выбранных с целью отправки за границу для получения высшего образования за счет государства, должны были уехать Россию. Однако из-за гражданской войны в России они не смогли выехать в эту страну [10, с. 49-50].
В источниках и исторической литературе сохранились интересные сведения об азербайджанских студентах, обучавшихся в центральных городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, в первые годы советской власти. В частности, в 1925-1926 годах 120 молодых азербайджанцев учились в российских университетах. В 1930-е годы количество азербайджанцев, обучающихся в России, достигло 492 человек, а в 1950-х - 800 человек [8].
После восстановления государственной независимости Азербайджана в 1991 году, со многими странами мира, в том числе и с Российской Федерацией, стало расширяться эффективное сотрудничество в области образования. Целенаправленно проводимый Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией политический курс, направленный на укрепление двухсторонних отношений, способствовал развитию культурных связей, в том числе и в сфере образования.
После визита президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Россию в марте 1995 года между двумя странами были подписаны соглашения, охватывающие все области, включая образование. В этом отношении 1995 год можно считать особенно продуктивным. Подписание в июне того же года Соглашения о культурном и научном сотрудничестве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией ознаменовало начало нового этапа в истории российско-азербайджанских отношений. Далее, 25 июля 1995 года Правительство Азербайджанской Республики и Правительство Российской Федерации подписали соглашение о
сотрудничестве в области аттестации высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, а в ноябре 1995 года - соглашение о создании научно-технического пространства. Это соглашение, в числе других областей, создало правовую основу и для восстановления связей в сфере образования. Стороны договорились реализовать положения Соглашения о культурном и научном сотрудничестве, подписанного 6 июня 1995 года, касающиеся обмена документов об образовании, а также взаимного признания ученых степеней и ученых званий [2, с. 28-34].
Документы, подписанные с Россией в ходе визитов Президента Азербайджанской Республики Г. Алиева в Москву в январе, мае, августе 1996 года, марте и июле 1997 года, сыграли важную роль в развитии отношений между нашими странами [1, с. 289]. Во время официального визита в Российскую Федерацию в 1997 году Президент Гейдар Алиев подчеркнул: «Мы считаем Россию дружественной страной. Россия великая страна. Мы многое почерпнули, прожив с Россией долгие годы, и мы это ценим. Будем укреплять и развивать отношения!» [7, 8. 142].
11 апреля 1997 года Правительство Азербайджанской Республики и Правительство Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве в области взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах, подписанное 13 июня 1997 года, способствовало налаживанию сотрудничества с Москвой в различных сферах, включая образование и обмен студентами. В 1997 и 1998 годах, следуя межправительственным соглашениям, 74 студента были направлены из Азербайджана для обучения в различных вузах Российской Федерации. В течение 1997-1999 годов более 140 молодых азербайджанцев были направлены на обучение в московские вузы по различным специальностям [4, с. 350].
Визиты Президента Азербайджанской Республики Г. Алиева в Москву в январе и июне 2000 г. вывели связи между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в сфере образования на новую ступень развития [1, с. 289]. Выступая на встрече с представителями азербайджанской диаспоры в России в июне 2000 года, общенациональный лидер сказал, что с 1970 года одной из его целей была отправление азербайджанцев на учебу за пределы республики, прежде всего в Россию [15]. Именно начиная с 2000 года, Министерство образования России в одностороннем порядке стало предоставлять ограниченное количество стипендий гражданам Азербайджана. Благодаря этим стипендиям 9 студентов были направлены на учебу в российские вузы в 2000 году, 12 - в 2001 году и 31 - в 2002 году. В отличие от студентов, обучающихся по соглашению с правительством Москвы, учеба и расходы на проживание этих студентов полностью оплачивались Россией. Поэтому возникла необходимость в увеличении количества таких стипендий. Для этого необходимо было подписать соответствующий правовой документ между министерствами образования двух стран [9].
В 2001 году сотни азербайджанских студентов учились в ведущих университетах более чем 10 стран мира, большинство из них получали образование по линии Министерства образования. 138 студентов учились в различных вузах России [5, 8. 133].
Сегодня в Азербайджане успешно реализуется утвержденная указом президента Ильхама Алиева от 19 октября 2006 года «Государственная программа по обучению азербайджанской молодежи за рубежом на 2007-2015 годы». Масштабная интеграция Азербайджана в глобальные проекты потребовала усиления как экономического, так и научного и культурного потенциала. В связи с этим растет потребность в кадровом ресурсе со знанием иностранных языков, современных информационных и коммуникационных технологий и с международным дипломатическим опытом. Именно для удовлетворения этой потребности и была составлена указанная программа по обучению молодежи за рубежом, финансируемая Государственным нефтяным фондом. В список вузов, в которых реализуется данная программа, вошли более 50 ведущих университетов России [12].
В рамках Соглашения, подписанного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Азербайджанской Республики, граждане Азербайджана ежегодно принимаются в российские учебные заведения по всем формам обучения. В 2006 году Азербайджану было выделено 170 мест для приема в вузы Российской Федерации. В 2010 году студентам из Азербайджана было присуждено 285 российских государственных стипендий [13, 8. 31].
Важную посредническую миссию в этом направлении выполняет Всероссийский азербайджанский конгресс. Ежегодно Комитет по образованию и гуманитарным проектам Высшей Аттестационной Комиссии осуществляет отбор абитуриентов, в дальнейшем же присуждает стипендии поступившим в вузы студентам. Руководство Всероссийского азербайджанского конгресса всегда уделяло образованию особое внимание. В 2004-2007 годах 28 граждан Азербайджана, проживавших в Российской Федерации, поступили в 19 российских вузов через Высшую аттестационную комиссию. В 2008 году квота ВАК была увеличена до 40 абитуриентов [14, 8. 315-317].
Бакинский славянский университет, созданный, согласно распоряжению Президента Азербайджанской Республики от 13 июня 2000 года на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М.Ф. Ахундова, сыграл особую роль в развитии образовательных связей между двумя странами. Согласно договоренностям, достигнутым между ведущими вузами России и Бакинским славянским университетом, студенты и преподаватели университета имеют возможность продолжить образование и повысить квалификацию в российских университетах. Бакинский славянский университет является членом ряда российских общественных организаций, в том числе Международного объединения преподавателей русского языка и литературы, Учебно-методической ассоциации российских университетов при Московском государственном институте международных отношений по специальностям «Регионоведение» и «Международные отношения» [11, 8. 175].
Делегация Министерства образования и науки Российской Федерации, посетившая Азербайджан в феврале 2002 года, подписала два важных документа о сотрудничестве между Азербайджаном и Россией в области высшего образования. Кроме того, между Министерством образования Азербайджанской Республики и Министерством образования Российской Федерации подписан протокол о сотрудничестве в области взаимного признания документов об образовании. В указанной области Протокол устранил трудности, которые могут возникнуть при реализации программ обмена [9].
Протоколы, подписанные с Министерством образования России, основаны на широком сотрудничестве с Россией в области образования. В протоколе отмечается, что стороны будут развивать сотрудничество в области среднего высшего и профессионального образования. В результате соответствующей работы, проведенной сторонами, в сентябре 2002 года между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией при участии общенационального лидера Гейдара Алиева было подписано межправительственное соглашение о взаимном признании и эффективности документов об образовании, ученых званиях и ученых степенях. В целом, были приняты различные меры по реализации положений Протокола. Сотрудничество в данной области продолжается и сегодня.
В соответствии с соглашениями, подписанными между сторонами в том же году, налажено сотрудничество между университетами двух стран. В этой связи следует вновь особо отметить Бакинский славянский университет. Данное учебное заведение, тесно сотрудничающее с рядом российских вузов, подписало соглашения с Московским государственным институтом международных отношений, Московским государственным лингвистическим университетом, Российским государственным гуманитарным университетом и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина.
В то же время следует отметить, что и другие университеты нашей страны наладили сотрудничество с профильными российскими вузами. Соглашение о сотрудничестве в области обмена опытом и подготовки квалифицированных кадров подписали Азербайджанская дипломатическая академия и Московский государственный институт международных отношений. Между Азербайджанским университетом архитектуры и строительства и Воронежским государственным университетом Российской Федерации было подписано соглашение в области науки и образования. В соглашении отмечалось, что обе стороны берут на себя обязательства в области подготовки высококвалифицированных кадров. Сотрудничество включает положения в ряде отраслей образования [3]. Открытие в январе 2008 года Бакинского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - самого престижного вуза России также следует рассматривать как результат успешного развития российско-азербайджанских отношений в сфере образования. С первых дней его деятельности в филиал были приглашены преподаватели
Московского государственного университета [11, s. 174].
В 2003-2004 учебном году в высших учебных заведениях России было выделено Азербайджану 110 мест для обучения по прикладной математике, информатике, информационным системам, мировой экономике, международным отношениям и другим специальностям, а в 20092010 учебном году - 93 места.
Около 300 азербайджанских студентов обучались в российских вузах в рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи за рубежом на 2007-2015 годы», а также по государственной линии. А в вузах Азербайджана продолжали учебу более 220 молодых россиян [б].
Начиная с 2009-2010 учебного года, Министерство образования и науки России совместно с посольством России в Азербайджане приступило к реализации в 50 школах Азербайджана интенсивного проекта по обучению русскому языку [9].
Большой вклад в реализацию образовательных проектов между нашими странами вносит Фонд Гейдара Алиева, который, в частности, организует поездки в Азербайджан детей из России. Так, летом 2008 года в Баку провели каникулы воспитанники школы-интерната № 46 Санкт-Петербурга. В 2010 году в рамках проекта «Поддержка образования» за счет средств Фонда была отремонтирована одна из общеобразовательных школ Ульяновска. Фонд Гейдара Алиева неоднократно организовывал визиты в столицу Азербайджана и для российских студентов. В частности, ежегодно Баку посещают студенты, изучающие азербайджанский язык в Московском государственном лингвистическом университете [1б].
По инициативе ректора Российского государственного гуманитарного университета, президента Общества дружбы Россия-Азербайджан Е.И. Пивовара осенью 2010 года в Баку прошла первая встреча ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов [13, s. 32].
В конце хотелось бы отметить, что, рассматривая совместные образовательные проекты Азербайджанской Республики и Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что сотрудничество в этой области играет особую роль в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере языкознания, культуры и истории Азербайджана. Это, в свою очередь, способствует установлению успешного диалога между Азербайджаном и Россией в области научного, дипломатического и экономического сотрудничества. Опыт ведущих университетов мира внимательно изучается и применяется в вузах республики. С этой целью различные высшие учебные заведения нашей республики плодотворно сотрудничают с российскими вузами по обмену опытом и подготовке квалифицированных кадров.
Литература и источники
1. Abdullayev M.Í. Beynalxalq münasibatlar tarixi (XX asr), II hissa, 1945-2000-ci illar. Baki: "Mütarcim", 2000, 344 sah.
2. Azarbaycanin xarici siyasati; Ssnadlsr mscmussi.2 hisssds, Ikinci hissa. Baki, Cool Print" MMC, 2013-cü il. - б08 sah.
3. AMtU-nin cari arxivi. Baki, 22.06.2010.
4. dhmsdov H.M. Azarbaycan msktsb vs pedaqoji fikir tarixi. Baki: Tahsil, 2001. 432 sah.
5. Hsmidov H.A. Azarbaycanda tahsil siyasati: marhalalari, inkiçaf va konseptual aspektlar. Baki: "Taknur", 2010. 1б0 sah.
6. Msmmgdov B., Mustafayev O. Rusiyanin tahsil sistemi. "Azarbaycan müallimi" qazeti. 18 mart, 2011-ci il. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2011/11/25.htm
7. Msmmgdov Е.Э. "Müasir dövrda Azarbaycan va Rusiya alaqalari". Baki, "Yaziçi" naçriyyati, 2014. 184 sah.
8. MsrdanovM.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxi§. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 8 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/01/08-04.htm
9. MsrdanovM.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxi§. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 15 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/02/02-15.htm
10. MsrdanovM., Quliyev Э. Azarbaycan tahsili Xalq Cümhuriyyati illarinda (1918-1920). Baki: "Ça^ioglu", 2003, 240 sah.
11. Пивовар Е.И. Российско-азербайджанские отношения. Конец XX- начало XXI века. - М.: Kremlin Multimedia, 2012. -448 с.
12. Распоряжение президента Азербайджанской Республики от 16 апреля 2007 года №2090 об утверждении Государственной программы по обучению молодежи Азербайджана в зарубежных странах в 2007-2015 годах [Электронный ресурс]. URL: http://base. spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=23082
13. Российско-азербайджанские отношения на современном этапе развития: проблемы и перспективы. Экспертный доклад. -Москва - Баку, 2011. - 4б c.
14. Сеидбейли М.Г. Азербайджанская диаспора в России: особенности и тенденции формирования и развития (1988 - 2010 гг.). - Баку: Çarq-Qarb, 2011. - 576 с.
15. Учиться в России [Электронный ресурс]. URL: http://azcongress.ru/2012/02/11/uchitsya_v_rossii_/
16. Шестой Международный форум «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке» [Электронный ресурс]. URL: http://www.linguanet.ru/news/index.php?news=2454
References and Sources
1. Abdullayev M.í. Beynalxalq münasibatlar tarixi (XX asr), II hissa, 1945-2000-ci illar. Baki: "Mütarcim", 2000, 344 sah.
151
2. Azarbaycanin xarici siyasati; Sanadlar macmuasi.2 hissada, Ikinci hissa. Baki, Cool Print" MMC, 2013-cü il. - 608 sah.
3. AMIU-nin cari arxivi. Baki, 22.06.2010.
4. Qhmadov H.M. Azarbaycan maktab va pedaqoji fikir tarixi. Baki: Tahsil, 2001. 432 sah.
5. Hamidov H.A. Azarbaycanda tahsil siyasati: marhalalari, inkiçaf va konseptual aspektlar. Baki: "Taknur", 2010. 160 sah.
6. Mammadov B., Mustafayev O. Rusiyanin tahsil sistemi. "Azarbaycan müallimi" qazeti. 18 mart, 2011 -ci il. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2011/11/25.htm
7. Mammadov E.0. "Müasir dövrda Azarbaycan va Rusiya alaqalari". Baki, "Yaziçi" naçriyyati, 2014. 184 sah.
8. Mardanov M.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxiç. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 8 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/01/08-04.htm
9. Mardanov M.C. Azarbaycan tahsili: Yaxin keçmiçi, bu güna va galacaya bir baxiç. "Azarbaycan müallimi" qazeti, 15 yanvar 2010. [Elektron resurs]. URL: https://www.muallim.edu.az/www.old/arxiv/2010/02/02-15 .htm
10. Mardanov M., Quliyev 0. Azarbaycan tahsili Xalq Cümhuriyyati illarinda (1918-1920). Baki: "Çaçioglu", 2003, 240 sah.
11. Pivovar E.I. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya. Konec XX - nachalo XXI veka. - M.: Kremlin Multimedia, 2012. - 448 s.
12. Rasporyazhenie prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 16 aprelya 2007 goda №2090 ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy po obucheniyu molodezhi Azerbajdzhana v zarubezhnyh stranah v 2007-2015 godah [Elektronnyj resurs]. URL: http://base. spinform .ru/show_doc. fwx?rgn=23082
13. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya na sovremennom etape razvitiya: problemy i perspektivy. Ekspertnyj doklad. - Moskva-Baku, 2011. -46 c.
14. Seidbejli M.G. Azerbajdzhanskaya diaspora v Rossii: osobennosti i tendencii formirovaniya i razvitiya (1988 - 2010 gg.). - Baku: Çarq-Qarb, 2011. - 576 s.
15. Uchit'sya v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://azcongress.ru/2012/02/11/uchitsya_v_rossii_/
16. SHestoj Mezhdunarodnyj forum «Dialog yazykov i kul'tur SNG i SHOS v XXI veke» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. linguanet.ru/news/index. php?news=2454
ИСМАИЛОВ ШАМИЛЬ МУХТАР ОГЛУ - старший преподаватель, кафедра истории и методика ее преподавания, Сумгаитский государственный университет (Азербайджан) ([email protected]).
ISMAILOV, SHAMlL M. - Senior Lecturer, Department of History and its Teaching Methods, Sumgait State University.
УДК 94(510).093:327«2012-2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-152-157
ЧЖАН МЭЙ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СИ ЦЗИНЬПИНА (2012-2021)
Ключевые слова: Коммунистическая партия Китая (КПК), социализм с китайской спецификой, дипломатия Си Цзиньпина.
Внешнеполитическая концепция Си Цзиньпина является важной частью его учения о социализме с китайской спецификой в новой эпохе, закладывающая основы внешней политики Китая. Благодаря наличию комплекса новых политических и дипломатических идей и выводов, она образует целостную систему, позволяющую определять как общие стратегические цели, так и тактические задачи. Под руководством Центрального комитета Коммунистической партии Китая, его Политбюро и непосредственно Си Цзиньпина Китай открыл новую главу в истории своей дипломатии. Показано, что в сложной и быстро меняющейся международной ситуации, развитие по пути мирного взаимодействия с внешним миром отвечает интересам Китая в области развития, а также общим тенденциям развития международного сообщества. Политика взаимной выгоды, в качестве основного направления внешней политики Китая, заключается в том, чтобы содействовать построению человеческого сообщества единой судьбы, достижению прочного мира и всеобщей безопасности.
ZHANG, MEI
FOREIGN POLITICAL DOCTRINE AND DIPLOMATIC PRACTICE OF XI JINPING (2012-2021)
Key words: Chinese Communist Party (CCP), socialism with Chinese characteristics, Xi Jinping's diplomacy.
Xi Jinping's foreign policy concept is an important part of his teaching on socialism with Chinese characteristics in the new era, laying the foundation for China's foreign policy. Due to the presence of a complex of new political and diplomatic ideas and conclusions, it forms an integral system that allows defining both common strategic goals and tactical tasks. Under the leadership of the Central Committee of the Chinese Communist Party, its Politburo and directly Xi Jinping, China has opened a new chapter in the history of its diplomacy. It is shown that in a complex and rapidly changing international situation, development along the path of peaceful interaction with the outside world meets the interests of China in the field of development, as well as the general trends in the development of the international community. The policy of mutual benefit, as the main thrust of China's foreign policy, is to promote the building of a human community of a shared destiny, the achievement of lasting peace and universal security.
В настоящее время в мире происходят серьезные изменения, наблюдается углубление международных противоречий. В этих условиях Китай оказался в критически важной для себя фазе исторического развития. Под руководством Коммунистической партии Китая, его Политбюро и непосредственно Си Цзиньпина китайская дипломатия преодолела немало серьезных трудностей и препятствий, неуклонно продвигаясь вперед, предлагая целый ряд новых стратегий, отвечающих как потребностям развития страны, так и запросам современного мира, активно способствующих изменениям в системе глобального управления [1]. Решающее значение для формирования внешней политики КНР при этом приобрели идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в условиях новой исторической эпохи.