Научная статья на тему 'Внешнеэкономический потенциал республики Дагестан: состояние и показатели оценки'

Внешнеэкономический потенциал республики Дагестан: состояние и показатели оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусейнов З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономический потенциал республики Дагестан: состояние и показатели оценки»

Кроме того, СП предполагающие долевое участие в уставном капитале и долевое распределение прибыли, также оцениваются иностранными инвесторами как фактор, лишающий возможности самостоятельно определять инвестиционную стратегию и реализовывать полученную продукцию, что также снижает, по их мнению, доходность инвестиционного проекта иногда за счет увеличения затрат, а иногда за счет более длительного периода реализации проекта.

Для формы СП характерна, напротив, большая стабильность, необходимая принимающей экономике. Это объясняется отмеченной коллегиальностью решений о составе участников СП, о характере его деятельности (что обеспечивает соблюдение интересов принимающей экономики). Позитивными аспектами, содействующими развитию принимающей экономики, в рамках СП являются совместное ведение хозяйственной деятельности, позволяющее местному партнеру по СП получить управленческий и маркетинговый опыт работы в условиях рынка; переход на выпуск необходимой для насыщения внутреннего рынка продукции, по качественным параметрам соответствующей условиям мирового рынка.

Таким образом, форма СП представляется более приемлемой с позиции интересов принимающей экономики, в рамках которой недавно разрешено функционирование иностранного капитала, поскольку совместное участие с иностранным инвестором в СП позволяет минимизировать отрицательные аспекты влияния иностранного капитала при формировании государственной стратегии привлечения иностранных инвестиций.

Среди сфер деятельности как СП, так и предприятий со 100 % иностранным капиталом (по числу зарегистрированных ПИИ) преобладают: сфера посреднических и консалтинговых услуг (для СП доля этого сектора составляет 60 %, а для предприятий со 100 % иностранными инвестициями - 75 %), торговля (соответственно 26 % и 49.8 %). Это отражает отмеченную выше тенденцию преобладания среди сфер деятельности ПИИ отраслей, не требующих больших капиталовложений и позволяющих быстро ликвидировать предприятие.

В настоящее время развитие форм ПИИ не соответствует потребностям российской экономики, что отражает тенденцию роста числа предприятий со 100 % инвестициями по отношению к общему числу зарегистрированных ПИИ. Поскольку использование форм СП в условиях переходной экономики в большей степени отвечает потребностям экономического развития, следует учесть это при формировании единой концепции направлений и форм привлечения иностранного капитала в российскую экономику путем стимулирования участия иностранного капитала в СП и предоставления гарантий вклада инвесторов в их уставный фонд.

Гусейнов З.А.

Внешнеэкономический потенциал Республики Дагестан: состояние и показатели оценки

Республика Дагестан - самый южный регион России, имеющий наибольшую из субъектов Российской Федерации длину береговой полосы Каспийского моря, что обеспечивает России широкий доступ к ресурсам Каспия.

Стратегия и тактика регионального развития, в том числе внешнеэкономических связей, строится на основе экономической диагностики. Для анализа экономики регионов специалисты используют в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики в целом.

В частности, к таким показателям относятся: валовой внутренний продукт и его основные компоненты, доходы населения, национальное богатство, сосредоточенное на территории региона. Степень общей открытости экономики региона характеризуется таким показателем, как отношение объема товарообмена (как межрегионального, так и в рамках внешнеэкономических связей) к произведенному валовому региональному продукту (ВРП). Объем ВРП характеризует стоимость произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта товаров и услуг.

Для целей межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности регионального хозяйства показатели, в том числе ВРП, могут быть приведены в расчете на душу населения. Основные данные для расчета оценочных показателей отражаются в системе регионального счета и могут быть использованы при оценке внешнеэкономического потенциала.

Под потенциалом в широком смысле понимаются средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (экономический потенциал, производственный потенциал)».1

Соответственно, под экономическим потенциалом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент.

Экономический потенциал определяется: количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объемом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяженностью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых.

Экономический потенциал определяется элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества, зависит от размеров национального богатства страны и от степени развития отраслей непроизводственной сферы - образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих воспроизводство и функционирование рабочей силы.

Экономический потенциал является базисом социально-экономического развития региона и рассматривается с двух позиций. Во-первых, как уже достигнутый на какой -либо момент уровень развития экономики и социальной сферы. Во-вторых, это характеристика возможностей экономического развития.

Республика Дагестан является индустриально-аграрным регионом. Отраслевая структура народного хозяйства республики представлена на диаграмме 1.

11,2

□ Промышленность

□ Сельское хозяйство

□ Строительство

□ Транспорт и связь

□ Торговля

□ Услуги

Диаграмма 1. Отраслевая структура экономики РД в 2000 г., в %.

Источник: Сборник ЦСУ «Социально-экономическое положение в Республике Дагестан в 2000 г.»

Промышленный потенциал Республики Дагестан представлен 276 крупными предприятиями, несколькими тысячами средних и малых предприятий, относящимися почти ко всем крупным отраслям производства. Ведущее место в промышленности принадлежит пищевой промышленности, специализирующейся на обработке сельскохозяйственного сырья. размещение предприятий В период существования административно-командной системы осуществлялось в республике без должного учета потребностей конкретной территории, в результате на сегодняшний день отсутствует комплексное использование имеющихся природных, трудовых и финансовых ресурсов, инфраструктуры и т.п. Все это приводит к минимальному удовлетворению потребностей внутреннего рынка, и к значительному недоиспользованию имеющихся ресурсов.

Значительную роль в структуре промышленности играют предприятия машиностроения, занимающиеся главным образом обработкой привозного сырья, материалов и полуфабрикатов, а также сборкой готовой продукции из комплектующих изделий неместного производства.

Таблица 1.

Производство промышленной продукции в 1994 - 2000 г.г.

1 БСЭ. Т.20. С.428

1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Производство продукции промышленности, в фактических ценах, млн. (до 1998г.-млрд.) руб. 1001,5 1089,1 1488,8 2529,8 1750,7 3280,9 5108,9

Индексы физического объема производства продукции промышленности % к 1990 г. 24,0 20,4 17,5 18,0 16,7 18,5 22,3

в том числе:

Электроэнергетика 62,7 67,1 68,4 88,6 68,3 77,5 78,1

Топливная (нефтедобывающая) 69,8 60,7 68,2 66,4 65,9 69,7 65,9

Источник: Сборники ЦСУ РД за 1994 - 2000 г.г.

Большую роль в экономике республики играют предприятия добывающей промышленности (топливно-энергетический комплекс, промышленность стройматериалов и т.д.).

Сельское хозяйство республики представлено животноводством и растениеводством. В аграрном секторе функционируют более 450 колхозов, 250 совхозов, 15 тыс. фермерских хозяйств, 300 тыс. личных подсобных хозяйств населения.

Мощности строительных предприятий позволяют выполнять практически все виды строительно-монтажных работ.

Транспортная система характеризуется хорошо развитой сетью железнодорожных, автомобильных, а также авиационных и морских магистралей.

Республика Дагестан обладает значительным трудовым потенциалом. В настоящее время Дагестан характеризуется самым высоким в России уровнем естественного прироста населения. Более 60% населения республики составляет молодежь моложе 30 лет.

Дагестан - традиционно трудоизбыточный регион, где проблема занятости всегда стояла остро. Более эффективное использование внешнеэкономического потенциала республики может позитивно сказаться на ситуации в области занятости населения.

В настоящий период на рынке труда существуют следующие тенденции:

- благодаря благоприятной демографической ситуации продолжается рост численности трудовых ресурсов

- высокая доля трудовых ресурсов занято в аграрном секторе экономики (более 30%), что в 5 - 6 раз превышает уровень развитых стран мира;

- значительный уровень безработицы среди женщин;

- высокий уровень трудовой миграции населения республики в другие регионы России;

- уменьшение спроса на рабочую силу в республике, снижение общего уровня квалификации трудовых ресурсов.

К общим трудностям в реализации экономических реформ, относительно низким стартовым условиям Республики Дагестан прибавилась высокая дотационность бюджета Дагестана. Доля федеральных дотаций и субвенций в консолидированном бюджете республики составляет более 80% и продолжает увеличиваться.

В основных производственных отраслях положение остается напряженным. Спад промышленного производства привел к тому, что в 1999 г. объем производства промышленной продукции составил лишь шестую часть от уровня производства 1990 г. В машиностроении производство сократилось в 10 раз, в пищевой промышленности - в 7 раз, в легкой промышленности - в 26 раз. Численность занятых в отраслях промышленности за эти годы сократилась более чем в 2 раза, что значительно ухудшило социальную ситуацию в республике. Кризисные явления в экономической сфере в несколько раз обесценили и без того ограниченные оборотные средства предприятий.

В агропромышленном комплексе Дагестана идет сокращение площадей обрабатываемых сельхозугодий, происходит разрушение материально-технической и социальной базы села. В период 90-х годов пришли в упадок бывшие еще сравнительно недавно ведущими в экономике республики и высокодоходными отрасли - виноградарство и садоводство. Так, площади под виноградниками уменьшились до 20 тыс. га (в 3,6 раза), а производство винограда сократилось до 51 тыс. тонн (в 7,4 раза); площади садов сократились в 2 раза. Это, конечно, не может не сказаться самым отрицательным образом на возможностях внешнеэкономического потенциала республики. Более того: в результате развития указанных негативных процессов республика сама оказалась в значительной зависимости от завоза сельхозпродукции из других регионов. Это при том, что ранее, во времена Советского Союза, Дагестан поставлял в общесоюзный фонд до 10 - 15 тыс. тонн мяса, 60 - 70 тыс. тонн плодов и винограда, 80 - 120 тыс. тонн плодов и овощей, 250 - 350 муб плодоовощных и 45 - 50 муб рыбных консервов.

В настоящее время крайне тяжелым остается положение и в животноводстве, сокращение поголовья скота грозит приобрести необратимый характер, что, в свою очередь, в ближайшее время может привести к полному исчезновению высокопродуктивного племенного скота в хозяйствах.

Кроме того, в республике продолжается спад инвестиционной активности. В течение 90-х годов наблюдается происходит снижение государственных капитальных вложений. По сравнению с относительно благополучным в инвестиционном плане 1993 годом, в 1999 году этот показатель снизился в 9 раз. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1998 г. в расчете на душу населения составил 0,8 тыс. рублей (по России в среднем - 2,7 тыс. рублей).

В сложившихся условиях основные усилия руководства республики были направлены на недопущение дальнейшего разрастания кризисных явлений, изыскание мер для обеспечения стабильности и сохранения базовых основ экономики республики. Главным положительным итогом здесь следует признать сохранение важнейших ее отраслей и систем жизнедеятельности, создание новых эффективных производств и переориентация действующих предприятий на выпуск конечной продукции из местного сырья.

В период, предшествовавший августу 1998 г., в республике происходило увеличение налоговых поступлений, чему наиболее активно способствовали:

- изменения в платежно-расчетной системе;

- целевое бюджетное финансирование (взаимозачеты).

Указанные меры позволили предприятиям постепенно стабилизировать, а в отдельных случаях перейти к наращиванию объемов производства продукции. Среди факторов, обеспечивающих наращивание объемов производства, следует отметить работу предприятий ВПК, осваивающих гражданскую продукцию. В короткие сроки были:

- модернизированы винно-коньячные предприятия;

- введены в эксплуатацию дрожжевой завод и предприятие по производству этилового спирта с использованием новых технологий;

- обеспечено выполнение государственного заказа отдельными предприятиями легкой промышленности.

В настоящее время острой остается проблема ликвидации последствий военных действий на территории республики, особенно - в непосредственно пострадавших районах.

Экономическая стабилизация и обеспечение устойчивого роста, положительно отразятся на демографической ситуации. Так, ожидается улучшение поло-возрастных показателей естественного прироста, уменьшение внешней и внутренней миграции населения, сохранение сложившейся ранее система расселения, что в целом создаст устойчивую обстановку на рынке рабочей силы.

Наличие природных ресурсов, их количество, качество и разнообразие определяет природно-ресурсный потенциал региона и является важнейшим условием размещения производительных сил на данной территории. Природно-ресурсный потенциал региона оказывает влияние на его рыночную специализацию и, тем самым, его место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

Дагестан располагает мощным и разнообразным природно-сырьевым потенциалом (как составной частью природно-ресурсного потенциала), способным обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта.

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизнеобеспечения населения региона. При их экономической оценке используются следующие параметры: масштаб месторождения, определенный его суммарными запасами, качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации, мощность пластов и условия залегания, хозяйственное значение, годовой объем добычи.

Природно-сырьевой потенциал Республики Дагестан представлен прежде всего богатыми нефтяными и газовыми месторождениями, в том числе и на шельфе Каспия. Решение вопросов освоения новых месторождений, транспортировки нефти и ее переработки позволит республике решить другие социально важные проблемы.

Указанные отрасли останутся для республики приоритетными на ближайшую перспективу. По прогнозным оценкам, суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газоконденсата составляют 161 млн. тонн, газа свободного и попутного - 255 млрд. куб метров. Из них разведанные запасы промышленных категорий составляют: по нефти и газоконденсату - 10,4 млн. тонн, по газу - 44 млрд. куб метров.

Особое значение среди разведанных месторождений имеет крупное нефтегазоносное месторождение «Димитровское» с общими запасами около 80 млрд. куб метров. Уже сейчас за счет указанного месторождения уровень добычи природного газа растет, достигнув 890 млн. куб метров. В то же время для устойчивого обеспечения республики газом требуется бурение 12 эксплуатационных скважин с общими затратами в 600,0 млн. рублей.

При этом освоение Димитровского месторождения позволит получать дополнительно около 44,0 тыс. тонн нефти, 10 тыс. куб метров конденсата, 700,0 млн. куб метров природного газа ежегодно; бюджетные платежи превысят 100,0 млн. рублей.

Нефть, ныне добываемая в республике, отличается высоким качеством, определяющимся малосернистостью (максимум до 0,1%), с содержанием легко кипящих (до 350°С) фракций (до 90%). Все это дает возможность с помощью простой перегонки получать высококачественный бензин, керосин и дизельное топливо. Однако из -за истощения освоенных месторождений Южно-Сухокумской зоны добыча нефти падает. Перспективы отрасли связаны с освоением морского нефтегазового месторождения Инчхе-море с оценочными запасами нефти в 4,9 млн. тонн, природного газа - в 15,7 млрд. куб метров.

Из месторождений цветных металлов наибольший интерес представляет крупнейшее на Северном Кавказе медно-колчеданное месторождение Кизил-Дере. Руда содержит, помимо меди, цинка и серы, множество ценных сопутствующих элементов, таких, как кобальт, мышьяк, селен, кадмий, серебро, золото, индий, висмут, теллур, апатит, рутил и бериллий.

Республика Дагестан располагает большими ресурсами строительных материалов: кварцевые пески, пильный известняк, бутовый камень, гравий, пески формовочные, доломиты, цементное сырье, гипс, глина, алебастр. Освоенные запасы глин и суглинков используются для производства кирпича, керамзита, керамических изделий.

Учитывая трудности финансирования программы развития топливно-энергетического комплекса, необходимо использование инструментов залогового механизма уже созданных в этой отрасли мощностей для привлечения новых инвестиций, иными словами - привлечения внебюджетных средств для дальнейшего развития топливноэнергетического комплекса под гарантии доли, которой владеет Республика Дагестан в объектах естественных монополий. Ориентировочная оценка только двух ГЭС (Чиркей-ской и Ирганайской) составляет порядка 1 млрд. долларов США.

Немаловажно также завершение первой очереди перемычки между магистральными газопроводами Макат - Северный Кавказ и Моздок - Кази-Магомед.

Говоря о потенциале Каспийского моря, которым обладают Российская Федерация в целом и расположенный на берегах Каспия ее субъект - Республика Дагестан, следует отметить, что необходима также подготовка и реализация межправительственных соглашений по упорядочению добычи морепродуктов, квотированию, лицензированию и установлению квот на ловлю рыб, добываемых на Каспии приграничными государствами. Серьезной проблемой и очень актуальной проблемой остается воспроизводство запасов ценных пород рыб, основные нерестилища которых расположены на прибрежной территории Республики Дагестан. В связи с этим требуется государственная поддержка рыболовных заводов, в том числе Терского осетрового и Широкольского рыбзаводов на севере и Приморского рыбзавода на юге республики.

Уникальные природно-климатические условия Республики Дагестан позволяют широко развернуть рекреационную деятельность с целью охраны и укрепления здоровья жителей всех регионов Российской Федерации практически круглый год. Это позволит активизация использования одного из основных ресурсов республики - песчаных пляжей Каспийского моря. Общая протяженность береговой полосы Дагестана составляет около 530 км; при этом площадь песчано-ракушечных пляжей составляет 2600 га. Средняя температура морской воды на пляжах в летние месяцы составляет 22-24 градуса. Волнение в летний период не превышает 2 - 3 баллов.

Эта зона богата также и запасами лечебных грязей; общая площадь грязевых месторождений Дагестана оценивается в 110 га. Все эти факторы представляют значительный потенциал развития туризма, в том числе международного.

Важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры и всего экономического потенциала является связь. В настоящее время отрасль представлена предприятиями АО «Дагсвязьинформ», АО «Махачкала», федеральной почтовой связи и другими и имеет значительный потенциал развития и инвестирования, в том числе со стороны зарубежных инвесторов.

Научно-технологический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.

Потенциал научно-технологический определяется прежде всего составом научно-исследовательских учреждений, специализирующихся на проведении научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, их оснащенностью лабораториям, испытательным, стендовым и другим оборудованием, наличием квалифицированных специалистов и научно-вспомогательного персонала.

К подразделениям, обеспечивающим реализацию научно-технологического потенциала, относятся экспериментальные производства, участки, установки в составе научноисследовательских институтов, научно-производственных объединений, предприятий.

Научно-технологический потенциал включает также информацию научно-технологического характера, имеющийся опыт проведения исследований и разработок в различных областях науки, полученным при этом результатам. Актуальной в настоящее время является задача быстрейшего освоения созданного научно-технологического потенциала, концентрация имеющихся материальных и финансовых ресурсов на ключевых направлениях технического прогресса.

Развитие и эффективность использования научно-технологического потенциала является важной предпосылкой ускорения научно-технологического потенциала, интенсификации научных исследований, сопряжения цикла «наука - техника - производство».

Научно-технологический потенциал республики является интеллектуальной базой развития фундаментальных направлений науки и прикладных отраслей науки. Функционируют Дагестанский научный центр Российской Академии наук, Дагестанский научный центр Российской Академии медицинских наук. Несмотря на тяжелые финансовые условия плодотворно работают специализированные институты физики, геологии, проблем геотермии, биологических ресурсов, истории и археологии, социальноэкономических исследований, целый ряд и других научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов. Значительный учебный и научно-исследовательский потенциал имеется и в таких старейших вузах Республики, как Государственный университет, Государственная сельскохозяйственная академия, Государственный педагогический университет, Государственная медицинская академия, Государственный технический университет.

Республика располагает значительным портфелем ноу-хау в области физики, химии, медицины, геотермии, и других наук.

Всего в научных учреждениях, высших учебных заведениях трудятся более 300 докторов наук, 1750 кандидатов наук, всего более 4000 научных работников, что предоставляет значительные возможности для активизации республиканских систем науки и образования, в том числе в области международных связей.

Финансово-бюджетный потенциал региона представляет собой совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми данный регион располагает.

Выгодное геополитическое положение Дагестана в перспективе может позволить ему превратиться в крупный финансовый центр Юга России, стать своего рода «финансовым коридором» на Кавказе между Россией и странами Востока с дальнейшим выходом на более широкий международный финансовый рынок.

В настоящее время фондовый рынок Дагестана находится на стадии становления. Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг республики необходима более активная интеграция в процессы, происходящие как на международном, так и на российском фондовых рынках. Одновременно для активизации этой работы требуется участие как республиканских, так и федеральных органов в учреждении инвестиционно-финансовых институтов. Актуальной остается проблема развития банковской сферы. Отсутствие опорных региональных банков и капитала сдерживает развитие предпринимательства. Зарегистрированный уставный капитал всех банков и кредитных учреждений республики составляет около 182 млн. рублей. Исходя из этого, требуется создание отделения Банка реконструкции и развития России на территории республики (как вариант - создание Банка реконструкции и развития Республики Дагестан), что в свою очередь создаст возможность для кредитования хозяйствующих субъектов, осуществления финансирования высокоэффективных проектов и развития фондового рынка в республике.

Значителен бюджетный потенциал республики, под которым понимается способность облагаемой базы приносить доходы в виде налоговых и прочих поступлений. Бюджетный потенциал можно определить как объем собираемых на данной территории налоговых и неналоговых доходов. Общий бюджетный потенциал складывается из налогового потенциала и потенциала неналоговых поступлений. При этом налоговый потенциал складывается из потенциалов отдельных налогов; в основе его лежит налоговая база. Вместе с тем, для оценки налогового потенциала региона, на территории которого взимается множество различных налогов, база которых неодинакова, прямое использование налоговой базы невозможно. В то же время сложению поддаются теоретически возможные максимальные суммы поступлений по всем налогам с самыми различными налоговыми базами. Поэтому под налоговым потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе налогов, а под потенциалом отдельного налога - максимально возможную за определенный период сумму поступлений по данному налогу, исходя из установленной базы и ставки.

Российский экономист И.В. Горский предлагает в этой связи следующую методику расчета налогового потенциала региона:

п

нпр= 2]нБ1хттоо, (1)

где: НПР - налоговый потенциал региона;

п - число налогов, взимаемых в данном регионе;

НБ - налоговая база конкретного налога;

Т- ставка конкретного налога, в %.

Бюджетный потенциал региона можно рассчитать следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БПР = НПР + ПНДР (2)

или

Т

БПР= £(НБ1хТШ00) + ПВДР, (3)

Ш=1

где: БПР - бюджетный потенциал региона;

ПНДР - потенциал неналоговых доходов региона.1

Такая методика позволяет объективно определить, в какой степени социальные, экономические, политические и природно-географические особенности региона сказываются на необходимости получения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Только в этом случае появится возможность обеспечить финансирование регионального бюджета в той мере, в какой он действительно нуждается, стимулировать поиск внутренних источников для пополнения собственных доходов и исключить расточительный подход к использованию средств, полученных из федерального бюджета.

В сегодняшних условиях, когда доходы бюджета Республики Дагестан на 85-90% обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, возможности добиться повышения эффективности механизма бюджетного регулирования экономики региона практически нет. Поэтому в первую очередь необходимо искать пути увеличения доходной базы региона, так как важнейшим элементом региональной экономики является самофинансирование региона, когда все расходы покрываются за счет собственных доходов. В связи с вышесказанным необходимо принятие мер по укреплению материальной базы Республики Дагестан, по увеличению объемов ВРП. В частности, необходимо расширить льготы по налогам для непосредственных производителей, так как в условиях, когда 70% прибыли в виде различных налогов и отчислений изымается в доход государства, бессмысленно говорить об укреплении материальной базы. Неудивительно, что в результате большая часть производителей уходит в «теневую экономику».

Важнейшими характеристиками финансово-бюджетного потенциала региона являются: обеспеченность доходами на душу населения регионального бюджета и внебюджетными фондами, степень обеспеченности региона финансовыми ресурсами (субвенций, дотаций, инвестиций) из федерального бюджета, уровень функционирования банковской системы региона, развития межбанковского сотрудничества корреспондентских отношений с другими странами и регионами, доля убыточных предприятий в регионе и другие.

Все эти составляющие общеэкономического потенциала региона, как уже подчеркивалось выше, оказывают важное воздействие на формирование и использование регионального внешнеэкономического потенциала.

Сулейманов М. И.

Научные учреждения на службе экономики и промышленности Дагестана в 30 - годы ХХ века

В начале 30-х годов сеть научно - исследовательских учреждений в республике расширилась. К началу 1934 года в Дагестане работали 22 научно - исследовательских учреждения, имелось 17 опытных станций и лабораторий, в которых трудились 135 научных сотрудников * (ЦГА РД. Ф.1. Оп.15. Д.1. Л. 109.).

1 См.: Горский И.В. «Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений». // «Финансы». 1999. №6. С.30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.