СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В ТРУДОИЗБЫТОЧНО-ДЕПРЕССИВНОМ РЕГИОНЕ
В работе обоснованы социальные функции крупных, средних, малых фирм, отдельных предпринимателей в решении накопившихся социальных проблем депрессивного региона, дана оценка запасам нефти и газа в регионе, проанализирована динамика развития экономических и социальных показателей развития региона, обоснованы социально-экономические последствия развития нефтегазового комплекса. В работе рассмотрены различные оценки количества новых рабочих мест, которые могут быть созданы в результате развития нефтегазового сектора и создания соответствующей социальной и производственной инфраструктуры.
С процессом развития рыночной экономики в нашей стране началось осознание социальных функций бизнеса и той роли, которую должна играть социальная политика крупных, средних, малых фирм, отдельных предпринимателей в решении накопившихся социальных проблем.
Как известно, в развитых странах наиболее распространены следующие три концепции социальной ответственности бизнеса. Первая исходит из того, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров при соблюдении определенных правил хозяйственной деятельности. Данную концепцию определяют как концепцию «корпоративного эгоизма». Концепция «разумного эгоизма» заключается в том, что бизнесу необходимо ограничивать свои текущие прибыли, создавая предпосылки для успешного долгосрочного развития, для благоприятной социальной среды для своих работников и территорий своей деятельности. Одновременно это является необходимым условием получения устойчивой прибыли своей фирмы в будущем. Наконец, в концепции корпоративного альтруизма (разработанной Комитетом по экономическому развитию департамента социального развития США) подчеркивается, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни» [1, с. 100-101].
Специалисты считают, что уровень социальной активности определяется размерами бизнеса: чем крупнее бизнес, тем в большей степени он занимается внешней и внутренней социальной политикой. Объяснить этот феномен пытаются стремлением к уменьшению социальной напряженности,
ответом на ожидания со стороны общества, нелегитимностью проведенной приватизации, формированием позитивного имиджа, давлением власти и партий, следованием международным образцам и т. д. Думается, что эти доводы верны, к тому же для крупного бизнеса нынешний объем затрат на социальные цели мало ощутим.
Нефтегазовый комплекс несет особую ответственность за сохранение и увеличение числа рабочих мест квалифицированного труда, социальное развитие своих регионов. Относительная экономическая стабильность, достигнутая Россией в последние годы, делает возможным и необходимым скорейшее проведение на основе сотрудничества власти и бизнеса социальных реформ.
К числу основных объектов социальной ответственности крупных компаний нефтегазового комплекса можно отнести: формирование регионального рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона; предоставление социальных услуг работникам и членам их семей на основе развития социальной инфраструктуры региона; создание благоприятного делового климата в регионе; участие в развитии образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ и т. д. Социальная ответственность крупных компаний как ответственность за устойчивое развитие общества включает ответственность за сохранение окружающей среды, развитие инновационного потенциала региона и страны в целом.
Республика Дагестан располагает большими возможностями для создания новых промышленных предприятий на базе использования разведанных запасов полезных ис-
копаемых, сельскохозяйственного сырья, энергоресурсов и т. д. Реализация промышленной стратегии и целевых программ, с одной стороны, требует развертывания предпринимательства и организации соответствующих предпринимательских структур, а с другой - создает реальные возможности для их формирования и полноценного использования.
Особое значение приобретает дальнейшее развитие добывающих отраслей, и прежде всего нефтяной и газовой промышленности, а также электроэнергетики, которые служат базой для структуризации всей экономики. В последние годы в республике отмечен прирост выработки электроэнергии, добычи природного газа и газового конденсата, хотя добыча нефти и попутного газа несколько сократилась.
По оценкам специалистов, на дагестанский участок шельфа Каспийского моря приходится 1,2 млрд. из 6,5 млрд. тонн оценочных запасов нефти российского участка шельфа [2, с. 6]. Бывший руководитель рабочей группы по освоению шельфа, а ныне спикер Народного Собрания Республики Дагестан М.М. Магомедов назвал три причины, тормозящие освоение нефтегазоносного шельфа. Первой он назвал высокий геологический, а следовательно, и экономический риски; второй - высокие политические риски (не в последнюю очередь увязываемые с ситуацией в соседней Чечне), третьей - отсутствие у регионов рычагов влияния на нефтяные компании, полномочий предоставлять им налоговые преференции, а также планируемые изменения законодательства, суживающие полномочия субъектов РФ в сфере недропользования.
Несмотря на эти риски, в экономику региона инвестируются немалые средства. Так, например, на участке «Тюлений» в 2001-2005 гг. ООО «Мегатрон НВК» профинансировало исследовательские работы на общую сумму порядка 30 млн. долл., на социальные программы данной компанией выделено 75 млн. рублей [2, с. 7].
Максимальный уровень добычи нефти в Дагестане приходится на 1970 год, когда было добыто 2,2 млн. т нефти. С тех пор про-
исходило систематическое падение уровня добычи. Основной причиной снижения уровня добычи с 1970 года является: выработка старых, наиболее крупных и высокопродуктивных месторождений; проблемы, связанные с реализацией добытой нефти; ограниченное централизованное финансирование и отсутствие собственных средств у ОАО «Роснефть-Дагнефть» на геологоразведочные работы. В период с 1990 по 2000 год объем добычи нефти (с конденсатом) составлял 0,3-0,6 млн. т; объем добычи природного газа составлял 0,65-0,9 млрд. м3.
В 1999 г. добыто 361 тыс. тонн нефти, включая газовый конденсат, а в 2000 г. -326,5 тыс. тонн. Добыча газа составила в 1999. - 747 млн. куб. м, в 2000 г. - 739, 4 млн. куб. м и в 2001 г. - 572,0 млн. куб. м. В 2001 г. добыто нефти, включая газовый конденсат, 354,3 тыс. т, в 2002 году - 337,3 тыс. тонн [4, с. 128]. В 2003 году в республике отмечен прирост добычи газа природного и газового конденсата (ОАО «НК Роснефть-Дагнефть», ОАО «Дагнефтегаз»). Весте с тем сократилась добыча нефти (ОАО «НК Роснефть-Дагнефть»), выработка электроэнергии (ОАО «Дагэнерго»). В отраслях топливноэнергетического комплекса индекс производства продукции в 2003 г. к уровню 2002 года составил 78,7% в электроэнергетике (101,0% по России) и 97,2% в топливной промышленности (109,3%).
Из общего количества добытой за 2004 год нефти 278,3 тыс. тонн направлено на экспорт, 42,9 тыс. тонн - на переработку внутри России и другие цели. За январь - декабрь 2004 года рынок нефтепродуктов формировался за счет отечественных ресурсов. Импорт в общих ресурсах составлял незначительную долю. Общее поступление газа на рынок республики за январь - декабрь 2004 года (без транзитного газа) составило 2335,1 млн. куб. метров. Основным поставщиком газа является ООО «Межрегионаз» - 2216,8 млн. куб. метров, или 94,9% поставок.
Из общего количества добытой за 2005 год нефти 274,3 тыс. тонн направлено на экспорт, 61,9 тыс. тонн - на переработку внутри России. Общее поступление на рынок республики за 2005 год (с учетом транзитного
газа) составило 3097,8 млн. куб. метров (больше 2004 г. на 762,7 млн. куб. метров, или на 32,7%). Основным поставщиком газа является ООО «Межрегионгаз» - 79,3% поставок.
Основной особенностью дагестанской топливной промышленности является ориентация продукции нефтедобывающей промышленности на экспорт, а добываемый в республике естественный газ, напротив, полностью направляется на нужды внутренних потребителей. В результате нефтедобывающая промышленность функционирует на пределе своих возможностей, а развитие газодобывающей промышленности, напротив, сдерживается сложившимся низким уровнем внутренних цен на естественный газ.
В связи с продолжающимся опережением прироста численности трудовых ресурсов над количеством создаваемых рабочих мест проблемой остается трудоустройство
молодежи, вступающей в трудоспособный возраст.
Освоение недр шельфа Каспийского моря может содействовать работе по трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, длительно безработных граждан (шесть и более месяцев) и т. д.).
Для обеспечения реализации адекватной политики занятости в области профессионального обучения в соответствии с необходимостью подготовки кадров для освоения недр шельфа Каспийского моря необходимо предусмотреть:
- информирование широких слоев населения о потребностях хозяйственного комп-
Таблица 1. Динамика социально-экономических показателей РД за 1992-2005 гг.
Год Показатель 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
ВРП, млн. руб, до 1998 г. - млрд. руб. 30,2 437,7 1919,8 4148,2 6019,3 8636,1 8494,2 13243,4 21238,3 32042,5 42121,8 54851,7 - -
Инвестиции в основной капитал, млн. руб., до 1998 г. - млрд. руб. 1839 2286 3453 2141 1806 3479 8089 7957 10794 13527 -
Электроэнергия, млн. кВт. Час 3374,0 3975,0 2519,4 2762,8 2822,7 3824,0 2872,7 3259,6 3273,4 4286,9 5050,0 3894,4 2436,5 2553,0
Нефть, включая газовый конденсат, тыс. тонн 597,1 416,2 332,9 316,2 380,2 367,6 356,1 360,5 326,3 354,3 337,3 341,9 348,1 336,2
Естественный газ, млн. куб. м. 890,0 790,0 724,9 714,5 701,7 657,7 669,6 747,7 739,4 572,0 590,0 722,9 735 672,9
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % к общей численности населения) 82,0 81,6 68,0 71,2 64,7 53,9 60,6 63,2 72,6 69,0 59,7 54,7 33,9 29,1
Среднедушевые денежные доходы в месяц, гыс. руб. (с 1998 - руб.) 1,8 23,2 92 182 247 337 361 602 861 1141 1534 2125 3311 4736,1
Уровень общей безработицы, % 12,3 14,9 14,7 25,3 27,7 27,0 30,0 31,2 25,6 28,8 23,9 20,6 27,7 22,3
Уровень зарегистрированной безработицы, % 2,7 4,4 5,7 6,6 7,9 5,9 4,5 4,7 5,4 6,4 6,0 5,9 6,2 4,4
Заболеваемость взрослого населения (на 1000 жителей) 458,0 491,2 418,0 471,0 451,2 470,0 535,2 496,4 546,6 530,5 808,6 801,8 844,8 857,6
Заболеваемость детского населения (на 1000 жителей) 544,8 254,9 446,0 674,7 642,0 800,0 352,7 597,0 911,2 - - - - 4724,6
Коэффициент зстественного прироста населения, промилле (на 1000 населения) 16,8 14 14,5 14,8 12,9 12,3 12,3 10,1 10,2 10,1 9,8 9,9 10,0 9,7
лекса в квалифицированных кадрах, о социально-экономических условиях трудовой деятельности и вакантных рабочих местах, возможности профессионального роста, профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда республики;
- информирование работодателей о предложении рабочей силы, привлечение их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
- продолжение работы по формированию банка данных о текущей и перспективной потребности республики в квалифицированных кадрах.
Развитие топливно-энергетического комплекса и увеличение экспортных поставок нефти и нефтепродуктов за счет освоения прогнозируемых месторождений на шельфе Каспийского моря позволит:
1. Расширить прямую и вторичную занятость населения на объектах нефтегазового комплекса, а также производственной и социальной инфраструктуры.
2. Трудоустроить по специальности специалистов нефтяной промышленности, потерявших работу на нефтяных предприятиях Дагестана, а также работавших в дру-
гих регионах (главным образом в Западной Сибири), а затем, в результате сокращения рабочих мест, вынужденных вернуться на родину.
3. Использовать потенциал вузов и научно-технических организаций РД в решении социальных, экономических, технологических и экологических проблем, связанных с освоением шельфа Каспийского моря.
4. Привлечь вузы и другие образовательные учреждения республики в целях подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров для вновь создаваемых рабочих мест.
5. Обосновать количественные и квалификационные характеристики кадрового состава для вновь создаваемых рабочих мест как в добыче, так и сопутствующих отраслях региона.
6. Создать в дельте р. Самур на базе существующего заказника национальный парк с выделением в его составе заповедных рекреационных зон.
7. Организовать производство спортивных и прогулочных судов на основе кооперации существующих судоремонтных, машиностроительных и других промышленных предприятий.
Таблица 2. Динамика основных показателей работы топливной промышленности за 1995-2004 гг.
" Год Показатель 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Число действующих предприятий (на конец года), единиц 2 2 2 2 3 2 5 6 3 3 3
Объем продукции, млн. рублей (до 1998г. - млрд. руб) 104,7 223,0 275,6 278,6 990,9 1678,7 1581,4 1807,2 1722,5 2175,6 2280,3
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, человек 692 698 785 787 2046 2963 3589 3289 3940 3012 2911
Сальдированный результат (прибыль минус убыток), млн.рублей (до 1998г. - млрд. руб) 12,6 29,4 35,0 20,3 434,8 723,8 421,4 448,8 369,6 224,1 -
Уровень рентабельности, процентов 36,6 32,8 38,4 50,4 113,9 310,3 38,5 55,1 66,5 47,7 -
Добыча нефти, включая газовый конденсат, тыс. т. 316,2 380,2 367,6 356,1 360,5 326,5 354,3 337,3 341,8 348,1 336,2
В том числе:
нефть 304,1 365,7 355,1 347,7 348,2 313,7 345,0 326,9 317,4 321,7 318,9
газовый конденсат 12,1 15,3 12,5 11,1 12,3 12,8 9,3 10,4 24,4 26,4 17,3
Естественный газ, млн. т. м3 714,5 701,7 657,7 669,6 747,7 739,2 572,0 590,0 722,9 735,0 я672,9
В том числе:
газ природный 668,4 636,8 599,3 612,9 693,8 689,6 520,5 537,8 673,7 689,5 631,2
газ попутный 46,1 64,9 58,4 56,7 53,9 49,6 51,5 52,2 49,2 45,5 41,8
Дизельное топливо, тыс. т. - - - - - - 2,7 3,2 3,1 16,0 32,7
Мазут топочный, тыс.т. - - - - - - 3,0 4,0 9,6 14,1 39,7
8. Разработать правовые основы рекреационной деятельности, способствующие инвестиционной привлекательности региона.
9. Определить основные элементы социальной инфраструктуры.
Освоение прогнозируемых месторождений на шельфе Каспийского моря должно способствовать развитию экономики и социальной сферы республики за счет:
1. Создания предприятий по добыче углеводородов на Дагестанском участке шельфа, а также развития объектов производственной и социальной инфраструктуры (транспорт, связь, образование, организация досуга и т. д.) и сопутствующих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и т. п.).
2. Прямых отчислений в бюджет республики платы за пользование природными ресурсами (роялти).
3. Максимально возможного использования технического и производственного потенциала республики для создания технических средств освоения морских месторождений.
4. Использования местных материалов, оборудования, объектов промышленной и социально-экономической инфраструктуры в обслуживании и поддержке предлагаемого проекта.
5. Создания субтерриториальной программы и подсистемы предупреждения и защиты, а также ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф.
6. Расширения прямых инвестиций в объекты рыбного хозяйства, рекреационной сферы и производственной инфраструктуры, а также направление значительных отчислений в социальную сферу.
Основополагающим принципом освоения недр шельфа Каспийского моря в регионе должно стать гармоничное сочетание разведки и добычи углеводородного сырья с комплексом экономических и экологических мер, обеспечивающих устойчивое развитие Приморского Дагестана и улучшение условий занятости проживающего здесь населения. В приморской полосе от устья р. Кума до устья р. Самур проживают около половины всех жителей республики. Только стабильное улучшение качества и повыше-
ние уровня жизни населения приморских районов может быть основой реализации ее долгосрочных интересов в освоении углеводородных ресурсов Каспийского моря.
Необходимыми условиями вовлечения в хозяйственный оборот и эффективного использования биологических и рекреационных ресурсов дагестанского приморья являются предотвращение загрязнения окружающей природной среды, сохранение целостности и обеспечение устойчивого функционирования морских и наземных экосистем прибрежной зоны.
По расчетам потенциальных инвесторов, численность работающих на предприятиях и в организациях, участвующих в создании технических средств и их обслуживании только на одном участке составит около 3000 человек, а также занятых непосредственно в структурах компаний около 1000 человек. Развитие обслуживающей инфраструктуры позволит обеспечить занятость населения в различных пунктах региона более 10 000 человек (по оценке специалистов компании «Лукойл»).
Оценки РАО «Газпром» показывают, что при реализации проекта освоения шельфа Каспийского моря численность работников, занятых непосредственно в структурах нефтегазового предприятия, составит около 3000 человек. Численность работающих на строительстве нефтегазопромысловых сооружений и объектов промышленной инфраструктуры, а также на предприятиях, обеспечивающих поставки материалов, оборудования и технических средств, составит более 10 000 человек. Прямая занятость в сфере материального производства позволит обеспечить занятость населения во вспомогательных и обслуживающих сферах деятельности в различных населенных пунктах республики не менее 26 000-30 000 человек.
По мнению специалистов, на развитие социальной сферы могут быть направлены, по минимальной оценке группы дагестанских авторов, около 18 584 млн. рублей. Для этого необходимо дополнительно привлечь в нефтегазовую отрасль республики 5530 человек, из них специалистов с высшим образованием - 995 человек, со средним специ-
альным образованием - 1296 человек (в том числе специалистов нефтегазового профиля
- 427 и 716 человек соответственно) [5, с. 12].
В «Программе экономического и социального развития РД на период до 2010 года» предусмотрено увеличение добычи нефти и газового конденсата в 3 раза, естественного газа - в 2,5 раза, что позволит полностью удовлетворить потребность республики в природном газе и создать 1200 дополнительных рабочих мест.
Отношения компании с населением и общественными организациями в местах ее деятельности во многом определяют ее рыночные позиции. Негативные действия (забастовки, судебные иски, публикации в средствах массовой информации и т. д.) наносят компании материальный и моральный ущерб. Особое значение имеют отношения с
публичными негосударственными объединениями - профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, профессиональными объединениями аудиторов и бухгалтеров, менеджеров, научных работников и инженеров, юристов, журналистов, экономистов и т. д.
В число показателей социального развития регионов следует включать количество вновь созданных предприятий и рабочих мест, развитие системы среднего профессионального образования и переподготовки кадров, реальную динамику заболеваемости и преступности, доступность кредитов на покупку жилья и получение образования, покупку автомобиля и т. д. Социальную ответственность корпорации следует рассматривать как ее вклад в обеспечение устойчивого развития национальной и региональной экономики.
Список использованной литературы:
1. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. - 2006. - №9. - С. 100-101.
2. Насиров Багир. Чтобы мы были хозяевами. Черновик. - 6 октября 2006 года, №40. С. 6.
3. Дагестан-2001 г. Статистический ежегодник Госкомстата РД. Часть 2. Махачкала, 2002, с. 165.
4. Дагестан-2002 г. Статистический ежегодник Госкомстата РД. Часть 1. Махачкала, 2003, с. 128.
5. Магомедов М.М., Мирзабалаева Ф.И. и др. Оценка социально-экономических последствий освоения дагестанского участка Каспийского шельфа // Региональные аспекты социальной политики. Вып. 5. - Махачкала, 2003. - С. 12.
01.02.07 г.