Научная статья на тему 'Внешнеэкономические связи в контексте норм международного протокола и этикета'

Внешнеэкономические связи в контексте норм международного протокола и этикета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНОСТРАННАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ / ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / DIPLOMATIC PROTOCOL / DIPLOMATIC ETIQUETTE / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN DELEGATION / PROTOCOL SERVICE / FOREIGN TRADE / FOREIGN TRADE TURNOVER / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Линецкий Александр Федорович, Кузнецова Дарья Евгеньевна

Анализируется роль международного протокола и этикета в развитии международных и внешнеэкономических контактов Российской Федерации с иностранными партнерами. Обосновывается зависимость между интенсивностью международных контактов с использованием правил этикета и протокола и показателями внешней торговли, а также необходимость комплексного изучения и применения международных протокольных и этических норм с учетом их национальных особенностей. Сопоставляется интенсивность международных и внешнеэкономических контактов Свердловской области с объемами ее внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Линецкий Александр Федорович, Кузнецова Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Economic Relations in the Context of Norms of International Protocol and Etiquette

The paper analyzes the role of international protocol and etiquette in development of international and foreign economic relations of the Russian Federation with foreign partners. It proves the correlation between the intensity of international contacts where participants strictly adhered to the rules of etiquette and protocol and indicators of foreign trade and validates the necessity for studying and obeying international protocol and etiquette allowing for the national specifics. The article examines the intensity of international and foreign economic contacts of Sverdlovsk oblast and contrasts it with the region’s foreign trade.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические связи в контексте норм международного протокола и этикета»

ЛИНЕЦКИЙ Александр Федорович

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры внешнеэкономической деятельности

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-36 e-mail: lin-af@mail.ru

КУЗНЕЦОВА Дарья Евгеньевна

Ведущий специалист

Министерство международных и внешнеэкономических связей

Свердловской области

620031, РФ, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 Контактный телефон: (343) 371-45-36 e-mail: gubarenko.daria@gmail.com

Внешнеэкономические связи в контексте норм международного протокола и этикета

Анализируется роль международного протокола и этикета в развитии международных и внешнеэкономических контактов Российской Федерации с иностранными партнерами. Обосновывается зависимость между интенсивностью международных контактов с использованием правил этикета и протокола и показателями внешней торговли, а также необходимость комплексного изучения и применения международных протокольных и этических норм с учетом их национальных особенностей. Сопоставляется интенсивность международных и внешнеэкономических контактов Свердловской области с объемами ее внешней торговли.

JEL classification: 0190, A140

Ключевые слова: дипломатический протокол; дипломатический этикет; внешнеэкономические связи; международные отношения; иностранная делегация; протокольная служба; внешняя торговля; внешнеторговый оборот; экспорт; импорт.

.(у

■S

«

а я

S -

Вн

т

настоящее время в России существует единая протокольная практика, в рамках которой ежегодно в страну прибывают более ста официальных иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. Так же интенсивно осуществляются зарубежные визиты официальных российских делегаций. При объеме внешнеторгового оборота России в 782,9 млрд дол. США (по итогам 2014 г.) количество коммерческих внешнеэкономических контактов исчисляется сотнями тысяч. От их эффективности во многом зависит социальное и экономическое благополучие страны и населяющих ее граждан. Интенсивность и эффективность внешнеэкономических контактов, одним из показателей которой является объем внешнеторгового оборота, определяется, помимо прочего, таким важнейшим фактором, как применение правил и норм международного протокола и этикета1. Роль данного фактора в совре-® менных условиях постоянно возрастает. Одной из задач настоящей статьи является попытка обосновать данный тезис, хотя выявить и показать прямую зависимость в этом

1 Дипломатический протокол. Режим доступа: www.etiket.dljavseh.ru/Likbez/Diplomaticheskij_ protokol.html.

случае, по понятным причинам, представляется достаточно сложным. Требуется разработка некой модели, устанавливающей эконометрические зависимости, что является предметом дальнейших изысканий авторов.

Для подготовки приемов иностранных делегаций на территории Российской Федерации и визитов руководства страны за рубеж применяются правила дипломатического протокола и этикета как важного организационно-политического инструмента для профессионального обеспечения международных отношений [4]. История развития мирового сообщества показывает, что результаты применения норм международного протокола и этикета в определенной мере сказываются на отношениях между странами и на отношениях их официальных представителей [1. С. 139-153].

В настоящее время, когда США и их союзники применяют различные санкционные пакеты против России в связи с событиями и государственным переворотом на Украине, российскому руководству очень важно грамотно применять на практике правила протокола и этикета для укрепления престижа государства на мировом пространстве.

Президент России В. В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации четко обозначил внешнеполитическую стратегию страны на 2015 г.: «Мы будем отстаивать многообразие мира. Будем доносить до людей за рубежом правду. Чтобы все видели настоящий, подлинный, а не искаженный, фальшивый образ России. Активно продвигать деловые и гуманитарные контакты, научные, образовательные, культурные связи. И делать это даже в тех условиях, когда правительства некоторых стран пытаются выстроить вокруг России чуть ли не новый железный занавес...»1.

Дипломатический протокол и этикет полностью подчинен целям и задачам внешней политики. Грамотное владение правилами современного дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического или экономического ведомства, но и государства в целом. Однако вопросы изменения роли тех или иных условий и инструментов повышения эффективности межнационального общения, в том числе международного протокола и этикета, изучены недостаточно [6. С. 80].

Этим обусловливается актуальность и цель темы статьи - обоснование возрастающей роли международного протокола и этикета в повышении эффективности международных и внешнеэкономических связей.

Научная новизна работы заключается в обосновании авторами зависимости между интенсивностью международных контактов с использованием правил этикета и протокола и показателями внешней торговли, а также необходимости комплексного изучения и использования международных протокольных и этических норм с учетом их национальных особенностей для повышения эффективности внешнеэкономических контактов.

В международной практике дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении [2. С. 443].

Весьма образно охарактеризовал протокольные нормы известный французский дипломат Жюль Камбон: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках» [3].

1 Послание Президента Федеральному Собранию (Москва, 4 декабря 2014 г.). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/47173.

5(61)2015

Известия УрГЭУ < 119

Нормы дипломатического протокола предполагают неукоснительное соблюдение правил дипломатического этикета [7]. Если дипломатический протокол является выражением хороших манер в отношениях между государствами, то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство [2; 4].

Для обеспечения протокола в органах власти и на предприятиях создаются протокольные службы. Международная протокольная практика показывает, что службы протокола, называясь по-разному и имея разную подчиненность, обеспечивают исполнение примерно одинаковых обязанностей [5. С. 269-275].

Подразделения, занимающиеся вопросами протокола, имеются в центральных органах федеральной власти, в субъектах Российской Федерации, а также практически у всех крупных участников внешнеэкономической деятельности [8]. В Свердловской области существуют Управление протокола Губернатора Свердловской области и отдел международного протокола в структуре Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Управление протокола Губернатора Свердловской области организует мероприятия с участием Губернатора Свердловской области на территории Российской Федерации. Задача Министерства международных и внешнеэкономических связей - подготовка и осуществление международных контактов Свердловской области, в том числе с участием губернатора. Министерство является главным исполнительным органом государственной власти Свердловской области и координатором в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

Ежегодно растет интенсивность международных контактов Свердловской области с иностранными партнерами, что выражается в увеличении количества визитов делегаций Свердловской области за рубеж и приемов иностранных делегаций на территории региона. Это одновременно сопровождается ростом объемов экспортно-импортных операций участников внешнеэкономической деятельности Среднего Урала (табл. 1).

Как следует из табл. 1, в 2014 г. Свердловскую область посетили 22 посла иностранных государств в Российской Федерации, что является вторым по величине показателем за последние 12 лет (он уступает лишь результатам 2009 г., когда в Екатеринбурге проводились саммиты ШОС и БРИК) и равноценно результатам 2013 г. Количество приемов иностранных правительственных делегаций также является вторым по величине показателем за последние 12 лет. Он уступает лишь результатам 2009 г. и на 28% превосходит результат 2013 г.

Показатель приема иных официальных иностранных делегаций снизился в 2014 г., по сравнению с 2013 г., на 51%, что является следствием осложнения международных отношений России с рядом, прежде всего европейских, стран. На 21% снизилось число приемов в Свердловской области официальных иностранных делегаций.

Зарубежных визитов делегаций Свердловской области во главе с Губернатором Свердловской области в 2014 г. было пять, что, наряду с 2003, 2012 и 2013 гг., является одним из наиболее низких результатов за последние 12 лет. Кроме названных причин снижения интенсивности международных контактов это связано с некоторой сменой приоритетов во внешнеэкономической политике региона, определяет которую, в соответствии с Уставом Свердловской области, ее губернатор.

В 2014 г., по сравнению с 2013 г., количество иных визитов официальных лиц и делегаций Свердловской области за рубеж снизилось на 46%, что также обусловлено обострением международной геополитической ситуации.

Следует обратить внимание на то, что ежегодно общее количество приемов иностранных делегаций в разы превышает количество визитов делегаций Свердловской области за рубеж (в 2014 г. - 75 и 18 соответственно). Это свидетельствует о привлекательности Среднего Урала для иностранных партнеров. Стабильно растет показатель

Таблица 1

Интенсивность международных контактов Свердловской области в сопоставлении с динамикой объемов экспортно-импортных операций

в 2003-2014 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Прием официальных иностранных делегаций в Свердловской области

Прием Чрезвычайных и Полномочных послов иностранных государств в Российской Федерации 8 10 12 9 11 15 25 21 18 13 22 22

Прием иностранных правительственных делегаций 4 4 9 6 5 11 37 11 8 6 18 23

Прием иных официальных иностранных делегаций 36 32 28 14 17 25 30 21 13 42 45 22

Итого 48 46 49 29 33 51 92 53 39 61 85 67

Визиты делегаций Свердловской области за рубеж

Визиты во главе с Губернатором Свердловской области за рубеж 5 13 5 8 7 10 6 11 10 3 4 5

Иные визиты официальных лиц и делегаций 16 10 19 10 23 23 13 11 30 44 24 13

Итого 21 23 24 18 30 33 19 22 40 47 28 18

Всего 69 69 73 47 63 84 111 75 79 108 113 85

Объем внешней торговли, млрд дол. США

Экспорт 3,3 4,9 5,9 7,1 9,3 10,3 7,3 8,9 8,5 9,6 7,8 8,2

Импорт 1,0 1,3 1,5 1,8 2,8 4,3 2,6 3,4 3,7 3,4 3,3 3,6

Итого 4,3 6,2 7,4 8,9 12,1 14,6 9,9 12,3 12,2 13,0 11,1 11,8

Составлено по: Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Режим доступа: www.mvs.midural.ru.

международных контактов в исследуемый период, за исключением кризисных и в экономическом, и политическом смыслах 2010 и 2014 гг.

В исследуемый период наблюдался стабильной рост внешнеторгового оборота Свердловской области. При этом, если количество международных контактов в 2014 г., в сравнении с 2003 г., возросло примерно в 1,4 раза, то объем внешнеторгового оборота за данный период вырос в 2,7 раза. По данным таможенной статистики, в 2014 г. внешнеторговый оборот Свердловской области составил 11,8 млрд дол. США, демонстрируя рост, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., на 6,9%. Экспорт вырос на 5,6% и составил 8184,4 млн дол. США (69% общего товарооборота), импорт также увеличился на 10% и составил 3 643,1 млн дол. США (31% общего товарооборота). Сальдо внешней торговли сложилось положительное - 4 541,1 млн дол. США.

В структуре внешней торговли Свердловской области каких-либо значительных изменений не произошло. Основу экспорта Свердловской области в 2014 г. традиционно представляли металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, а также машиностроительная продукция. По импорту в тот же период в область в основном поступали машиностроительная и химическая продукция.

В 2014 г. предприятия Свердловской области осуществляли внешнеэкономические связи со 144 странами мира (в 2013 г. - со 151). Часть государств выбыли из списка партнеров Свердловской области, при этом появились несколько новых стран. Чтобы показать и сравнить географию внешней торговли, приведем «двадцатку» крупнейших стран - внешнеторговых партнеров Свердловской области в 2013 и 2014 гг. (табл. 2 и 3).

В табл. 2 и 3 обращает на себя внимание прежде всего то, что в лидерах стран традиционно присутствуют США, являющиеся крупнейшим потребителем металлов и расщепляющихся материалов из Свердловской области, а также то, что на 5-е место переместился Азербайджан (экс-республика СССР), заменив Турцию, переместившуюся на 6-е место. Украина (экс-республика СССР) в 2013 г. была на 7-м месте, а в 2014 г. переместилась на 11-е место.

Анализ динамики показателей внешнеэкономической деятельности в сопоставлении с интенсивностью (количеством) международных и внешнеэкономических контактов подтверждает выдвинутый авторами тезис о зависимости данных индикаторов.

В качестве одного из примеров эффективности международных контактов можно привести состоявшийся 12-15 октября 2014 г. визит делегации Свердловской области во главе с Губернатором Свердловской области Е. В. Куйвашевым в Республику Беларусь. В состав делегации с общей численностью 89 человек вошли заместители председателя и члены Правительства Свердловской области, председатель и депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, представители Уральского отделения Российской академии наук, ректоры высших учебных заведений, руководители культурно-досуговых учреждений, общественных организаций и предприятий Свердловской области.

В ходе визита проведено первое заседание Совета делового сотрудничества между Свердловской областью РФ и Республикой Беларусь и Делового форума «Беларусь - Урал». В рамках визита состоялась встреча Губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, в ходе которой он отметил, что Свердловская область является важным партнером для Республики Беларусь и указал на необходимость активизации торгово-экономического сотрудничества в условиях общемировых кризисных тенденций. В рамках других встреч обсуждались такие вопросы, как импортозамещение ряда товарных групп, поставки продуктов питания и трансферт технологий переработки в пищевой промышленности, сотрудничество в научной и образовательной сферах.

Таблица 2

Страны - основные торговые партнеры Свердловской области по объему торгового оборота за январь-декабрь 2013 г. , тыс. дол. США*

№ п/п Страна-контрагент Оборот Доля, % Экспорт Импорт Сальдо

1 США 1 754 733,74 16,66 1 499 299,29 255 434,45 1 243 864,84

2 Германия 998 738,89 9,48 604 152,41 394 586,48 209 565,93

3 Нидерланды 862 384,82 8,19 804 852,16 57 532,66 747 319,50

4 Китай 663 092,59 6,30 113 143,33 549 949,26 -436 805,93

5 Турция 533 571,54 5,07 496 590,11 36 981,43 459 608,68

6 Республика Беларусь 502 484,30 4,77 257 247,00 245 237,30 12 009,70

7 Украина 468 167,56 4,45 304 478,54 163 689,02 140 789,52

8 Италия 446 457,97 4,24 256 388,73 190 069,24 66 319,49

9 Корея, республика 348 854,39 3,31 315 521,12 33 333,27 282 187,85

10 Алжир 313 311,30 2,98 313 311,30 0,00 313 311,30

11 Азербайджан 273 844,77 2,60 272 746,88 1 097,89 271 648,99

12 Чешская Республика 268 417,79 2,55 232 894,36 35 523,43 197 370,93

13 Франция 229 198,35 2,18 158 458,53 70 739,82 87 718,71

14 Великобритания 224 616,46 2,13 155 217,10 69 399,36 85 817,74

15 Узбекистан 200 946,31 1,91 175 808,78 25 137,53 150 671,25

16 Индия 199 885,44 1,90 184 410,62 15 474,82 168 935,80

17 Израиль 189 605,52 1,80 19 386,44 170 219,08 -150 832,64

18 Швеция 153 433,83 1,46 62 610,52 90 823,31 -28 212,79

19 Австрия 120 050,92 1,14 24 150,29 95 900,63 -71 750,34

20 Польша 117 699,42 1,12 66 856,16 50 843,26 16 012,90

Всего, млн дол. США 10 530 940,71 100,00 7 483 315,33 3 047 625,38 4 435 689,95

Таблица 3

Страны - основные торговые партнеры Свердловской области по объему торгового оборота за январь-декабрь 2014 г. , тыс. дол. США*

№ п/п Страна-контрагент Оборот Доля, % Экспорт Импорт Сальдо

1 США 1 936 540,0 17,42 1 720 024,00 216 516,10 1 503 508,00

2 Нидерланды 1 059 841,0 9,53 933 476,20 126 364,40 807 111,90

3 Германия 866 202,9 7,79 395 874,60 470 328,30 -74 453,70

4 Китай 802 723,1 7,22 182 276,20 620 446,90 -438 171,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Азербайджан 643 086,7 5,78 641 023,20 2 063,49 638 959,70

6 Турция 542 286,9 4,88 505 387,80 36 899,17 468 488,60

7 Беларусь 387 686,8 3,49 185 370,20 202 316,60 -16 946,40

8 Италия 355 557,9 3,20 154 929,60 200 628,40 -45 698,80

9 Великобритания 325 725,9 2,93 265 067,80 60 658,11 204 409,70

10 Швейцария 299 228,5 2,69 234 703,50 64 525,01 170 178,50

11 Украина 278 510,8 2,50 158 878,00 119 632,80 39 245,19

12 Индия 261 356,5 2,35 229 039,70 32 316,79 196 722,90

12 Бельгия 257 008,7 2,31 228 014,10 28 994,65 199 019,40

13 Чешская Республика 236 530,2 2,13 148 481,10 88 049,08 60 432,03

14 Корея, республика 227 830,0 2,05 173 818,40 54 011,57 119 806,80

15 Узбекистан 209 749,5 1,89 204 705,90 5 043,60 199 662,30

16 Франция 197 324,6 1,77 119 101,70 78 222,83 40 878,89

17 Польша 195 364,5 1,76 45 395,61 149 968,90 -104 573,00

18 Австрия 180 865,8 1,63 52 740,68 128 125,10 -75 384,40

19 Япония 169 803,4 1,53 48 609,64 121 193,80 -72 584,10

Всего, млн дол. США 11 119,0 7 853,30 3 265,60 4 587,70

* Составлено по: Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Режим доступа: www.mvs.midural.ru.

5(61)2015

Известия УрГЭУ < 123

По итогам визита подписаны три важных документа:

• Соглашение о намерениях ОАО «Синара - Транспортные машины» (Российская Федерация) и ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (Республика Беларусь) в организации деятельности по применению двигателей серии ДМ-185 в карьерных самосвалах БЕЛАЗ;

• Протокол о намерениях между Гомельским областным исполнительным комитетом (Республика Беларусь) и Группой компаний «Пенетрон - Россия» (Российская Федерация) по реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта «Организация производства импортозамещающих гидроизоляционных материалов для строительства, ремонта, восстановления и гидроизоляции строительных конструкций».

• Меморандум о сотрудничестве между ГПО «Белэнерго» (Республика Беларусь) и ЗАО «Уральский турбинный завод» (Российская Федерация).

Состоявшийся визит внес большой вклад в развитие внешнеэкономического сотрудничества Свердловской области Российской Федерации с Республикой Беларусь и, несомненно, повлечет за собой увеличение объемов взаимной торговли.

В завершение отметим, что соблюдение и использование международных правил протокола и этикета способствует установлению и развитию внешнеэкономических связей. Это особенно актуально в условиях сложной международной геополитической ситуации. Принято считать, что протокол - это еще и важнейший инструмент дипломатии [7], а войны случаются там, где не договорились дипломаты. Использование протокольных и этических норм в международных контактах и их интенсивность способствуют росту показателей внешней торговли и являются важнейшим условием всестороннего укрепления и развития международных и внешнеэкономических связей.

Источники

1. Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. М. : Междунар. отношения, 2007.

2. Дипломатический словарь : в 3 т. Т. 2 / ред. кол.: А. А. Громыко, А. Г. Ковалев и др. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1986.

3. Камбон Ж. Дипломат. М. : Госполитиздат, 1946.

4. Линецкий А. Ф. Международные контакты в глобализирующейся экономике: вопросы этикета и протокола. Saarbrücken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

5. Линецкий А. Ф. Роль этикета и протокола в развитии внешнеэкономических контактов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2009. № 1/2 (64).

6. Лядов П. Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол. Режим доступа: www.flm.su/?actions=main_content&id=864.

7. Соловьев Э. Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. М. : Ось-89, 2013.

8. Шевченко В. Н. Протокол в Российской Федерации. М. : Вагриус, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.