Научная статья на тему 'Соотношение национального и международного дипломатического протокола и церемониала'

Соотношение национального и международного дипломатического протокола и церемониала Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО / DIPLOMATIC LAW / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ / INTERNATIONAL CEREMONIAL / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ / DIPLOMATIC PROTOCOL / ДИПЛОМАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / DIPLOMACY AND STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Искевич Ирина Сергеевна, Канина Юлия Сергеевна

Рассматривается соотношение национального и международного церемониала и протокола. Раскрываются вопросы двусторонней дипломатии и дипломатического протокола как один из методов дипломатической работы. Приводится перечень задач и функций Департамента государственного протокола Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of national and international etiquette and protocol

The article discusses the relationship between the national and the international ceremony and protocol. Disclosed issues of bilateral diplomacy and diplomatic protocol as the one of the methods of diplomatic work. A list of tasks and functions of the State Protocol Department of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Соотношение национального и международного дипломатического протокола и церемониала»

УДК 341.7 ББК 67

СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА И ЦЕРЕМОНИАЛА

ИРИНА СЕРГЕЕВНА ИСКЕВИЧ,

ФГБОУВПО «Тамбовский государственный технический университет», исполняющая обязанности заведующего кафедрой «Международное право», кандидат юридических наук.

E-mail: irina_77707@list.ru; ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА КАНИНА, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доцент кафедры «Государственное и уголовное право», кандидат юридических наук. E-mail: domnalex@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право;

европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается соотношение национального и международного церемониала и протокола. Раскрываются вопросы двусторонней дипломатии и дипломатического протокола как один из методов дипломатической работы. Приводится перечень задач и функций Департамента государственного протокола Российской Федерации.

Ключевые слова: международное право, дипломатическое право, международный церемониал, дипломатический протокол, дипломатия, государство.

Annotation. The article discusses the relationship between the national and the international ceremony and protocol. Disclosed issues of bilateral diplomacy and diplomatic protocol as the one of the methods of diplomatic work. A list of tasks and functions of the State Protocol Department of the Russian Federation.

Keywords: international law, diplomatic law, international ceremonial, diplomatic protocol , diplomacy and state.

Знание основных правил общения между государствами и народами обеспечивает взаимоотношения между ними, что необходимо для решения многообразных сложнейших проблем в современном сообществе. На современном этапе международного сотрудничества актуальной проблемой является развитие практической дипломатии, в частности организация дипломатического протокола и церемониала [1, с. 129]..

Несмотря на изменения, происходящие в мировом сообществе, стабильными остаются формы, методы и инструменты дипломатической работы, среди них — дипломатический протокол [2]. Его правовые нормы и правила этикета применяются государствами, международными межправительственными организациями, участниками международных конференций, а также правоохранительными органами зарубежных государств [3].

У Департамента государственного протокола существуют следующие задачи [4]:

• подготовка по согласованию с другими подразделениями МИД документы по приему в

Российской Федерации зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне, разрабатывает проекты программ их пребывания и после соответствующего утверждения организует проведение протокольных мероприятий (встречи, проводы делегаций, возложение венков, завтраки, обеды, посещение театра и др.).

• организация аккредитацию глав иностранных дипломатических представительств.

• решение вопросов дипломатических привилегий и иммунитетов иностранных дипломатических и административно-технических работников, а также их таможенными привилегиями.

• подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, направляемых за рубеж.

• издание сборника «Дипломатический корпус в Москве» [5].

Что касается международного дипломатического протокола, то для выполнения его многих функций во

всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной.

Сегодня в мире сложились две такие системы: децентрализованная и централизованная системы. Если говорить о первой системе, то необходимо отметить, что протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система и применима она к таким странам как США, Великобритания, ФРГ, Япония.

Во второй системе в государстве создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Для этой системы характерны протокольные службы Франции и Италии. Но это достаточно условное деление. Зачастую в конкретном государстве можно наблюдать элементы обеих систем. [6, с. 68].

В настоящее время дипломатический протокол и дипломатический церемониал соблюдаются в различных случаях, например, при признании государств; установлении между ними дипломатических отношений; назначении глав дипломатических представительств; вручении ими верительных грамот; при проведении бесед и переговоров; подписании договоров; организации встреч и проводов официальных делегаций; созыве международных конференций и совещаний; участии в праздничных или траурных церемониях. На основе норм дипломатического протокола и дипломатического церемониала проводятся дипломатические приемы, ведется дипломатическая переписка, осуществляется представительская работа [7, с. 4].

Важное значение имеют визиты государственных деятелей и делегаций. В зависимости от программы пребывания они делятся на официальные и неофициальные визиты, деловые встречи, визиты проездом.

Если глава государства наносит официальный визит в другое государство, то в аэропорту или на вокзале его встречает член руководства принимающей стороны, поднимается флаг страны высокого гостя и флаг государства пребывания. В этом случае выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, оркестр исполняет гимны двух стран. Главе иностранного государства представляют глав диппредстави-тельств, аккредитованных в государстве пребывания, прибывших его встречать, автомобиль главы государства по пути в отведенную ему резиденцию сопровождает почетный эскорт мотоциклистов. То же самое делают и при проводах высокого гостя. В поездке по стране главу иностранного государства сопровождает официальное лицо страны пребывания [8].

К неофициальным визитам в, частности, относятся приезды именитых иностранных гостей на отдых, лечение, по частным делам, в качестве гостя и туриста. В перечисленных случаях протокольные и церемониальные мероприятия не устраиваются. Деловые встречи происходят при прибытии иностранных государственных деятелей на переговоры, консультации, для участия в международных конференциях, совещаниях, на открытие официальных выставок, для подписания важных

международных договоров и т. п. Часть церемониальных мероприятий, предусмотренных при официальных визитах, в данном случае не предусмотрена [1].

Если иностранный государственный деятель в стране бывает проездом и его визит ограничивается пребыванием в аэропорту, то для такой встречи туда прибывает равный его статусу государственный деятель страны пребывания. В таких случаях церемониальные мероприятия минимальны [7, с. 2].

В дипломатической практике недопустимо нарушение норм дипломатического протокола и церемониала. В противном случае могут быть серьезные осложнения двусторонних отношений. В некоторых случаях возникали вооруженные конфликты между государствами из-за того, что не в не по рангу были размещены дипломаты за обеденным столом. И, тем не менее, дипломатический протокол отличается большой гибкостью. В зависимости от состояния отношений между государствами тому или иному протокольному мероприятию можно придать соответствующий оттенок. Например, особо отметить торжественность того или иного момента или поднять уровень представительства определенной встречи.

Таким образом, рассмотрев соотношение международного и национального дипломатического протокола и церемониала, приходим к заключению, что российский протокол не различает представителей различных государств, он основывается на общепризнанных нормах и принципах международной практики, не допускает дискриминации ни по какому из признаков, что также соответствует морально-нравственным устоям российского общества и государства в целом [9-14]. Ему чужда излишняя помпезность, но ему характерны политическая целесообразность, открытость, развитие дружественных отношений, стремление к инновациям, гибкость, уважение традиций и обычаев другой стороны. В большинстве стран, а теперь и в России, при вручении послами верительных грамот отменено чтение речей. Более свободным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Постепенно отпадает практика участия дипломатического корпуса в мероприятиях, касающихся проводами окончательно отъезжающего посла или при его встрече. Во многом упрощается церемония встречи высоких гостей. Как исключение являются случаи, связанные с национальными традициями, во время пребывания высокого гостя в стране с государственным визитом. Отпала практика организации взаимного ответного протокольного мероприятия со стороны гостя.

В настоящее время в условиях достижения научно-технического прогресса ускоряется темп дипломатической жизни, что, естественно, неизбежно сказываются на общей тенденции к рационализации и демократизации протокола, а также упрощению некоторых церемониальных элементов, отказу от излишней торжественности. Эти изменения являются результатом необходимости экономии времени руководства государств, бережным отношением к расходованию денежных средств. Но неизбежные перемены в протоколе с

течением времени не должны затрагивать его основных норм, которые связаны, изначально, с принципами суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела друг друга и равенства на международной арене.

Литература

1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. — М.: Международные отношения: 3-е изд., — 2007. — 264с.

2. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Сборник документов по дипломатической и консульской службе РФ. — М., 2002.

3. Лядов П.Ф Международное сотрудничество и дипломатический протокол [Электронный ресурс] // Финансы. Право. Менеджмент. — URL:http://www. flm.su/_elements/magazmeMew_fuИ.php?id=8&popup= no&PHPSESSID=17045d22d

4. Указ Президента РФ от 11.072004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16.03.2015. — № 11. — Ст. 1587.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации // Интернет-ресурс: http://www.scrf.gov.ru/ documents/2/25.html

6. Квасов О.К. Протокол и этикет: дипломатический, деловой, общегражданский: Учебное пособие. — М.: Восток-Запад, 2011. — 183 с.

7. Ксенофонтов А. В. Роль дипломатического протокола в реализации норм международного права: ав-тореф. дисс. ... к.ю.н. — М., 2007. — 18 с.

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Российская газета. — 09.05.2012. — № 102.

9. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. — 581 с.

10. Осокин Р.Б. Общественная нравственность как особо ценный объект охраны // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 7. — с. 167.

11. Осокин Р.Б. Общественная нравственность как объект регулирования и охраны по российскому законодательству // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2010 г. — Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2011. — с. 114-117.

12. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. — Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. — 156 с.

13. Осокин Р.Б. Проблемы уголовно-правового противодействия жестокому обращению с животными // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — № 1. — с. 44-46.

14. Осокин Р.Б., Денисенко М.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения

порнографических материалов или предметов: научно-практическое пособие. — М.: Московский университет МВД России, 2005. — 104 с.

References

1. Borunkov A.F. Diplomaticheskij protokol v Rossii. — M.: Mezhdunarodnye otnoshenija: 3-e izd., 2007. P. 264.

2. Venskaja konvencija o diplomaticheskih snoshenijah 1961 g. // Sbornik dokumentov po diplomaticheskoj i konsul'skoj sluzhbe RF. — M., 2002.

3. Ljadov P.F Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo i diplomaticheskij protokol [Jelektronnyj resurs] // Finansy. Pravo. Menedzhment. — URL:http://www.flm.su/_ elements/magazine/view_full.php?id=8&popup=no&PH PSESSID=17045d22d

4. Ukaz Prezidenta RF ot 11.072004 № 865 «Voprosy Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii» (v red. ot 12.03.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.03.2015. no. 11. St. 1587.

5. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii // Internet-resurs: http://www.scrf.gov.ru/documents/2/25.html

6. Kvasov O.K. Protokol i jetiket: diplomaticheskij, delovoj, obshhegrazhdanskij: Uchebnoe posobie. — M.: Vostok-Zapad, 2011. P. 183.

7. Ksenofontov A. V. Rol' diplomaticheskogo protokola v realizacii norm mezhdunarodnogo prava: avtoref. diss. ... k.ju.n. — M., 2007. P.18

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.09.2012 g. no. 605 «O merah po realizacii vneshnepoliticheskogo kursa Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. — 09.05.2012. — no.102.

9. Osokin R.B. Teoretiko-pravovye osnovy ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoy nravstvennosti: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014. — 581 s.

10. Osokin R.B. Obshchestvennaya nravstvennost' kak osobo tsennyy ob''ekt okhrany // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2011. — № 7. — S. 167.

11. Osokin R.B. Obshchestvennaya nravstvennost' kak ob''ekt regulirovaniya i okhrany po rossiyskomu zakonodatel'stvu // Trudy Tambovskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii za 2010 g. — Tambov: Tambovskiy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2011. — S. 114-117.

12. Osokin R.B. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennoy nravstvennosti: istoriya i zarubezhnyy opyt protivodeystviya: monografiya. — Tambov: Izdatel'stvo Pershina R.V., 2013. — 156 s.

13. Osokin R.B. Problemy ugolovno-pravovogo protivodeystviya zhestokomu obrashcheniyu s zhivotnymi // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2011. — № 1. — S. 44-46.

14. Osokin R.B., Denisenko M.V. Ugolovno-pravovaya kharakteristika nezakonnogo rasprostraneniya pornograficheskikh materialov ili predmetov: nauchno-prakticheskoe posobie. — M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii, 2005. — 104 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.