Научная статья на тему 'Развитие внешнеэкономических связей УрФО с учетом перспектив пространственного развития'

Развитие внешнеэкономических связей УрФО с учетом перспектив пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
577
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / УРФО / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ТОРГОВЛИ / СРЕДИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FOREIGN TRADE / URAL FEDERAL DISTRICT / EXPORT POTENTIAL / TRADE STRUCTURE AND DYNAMICS / MEDIAN LOCATION / FOREIGN ECONOMIC POSITIONING / RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL TRADE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лаврикова Юлия Георгиевна, Андреева Елена Леонидовна, Тарасов Анатолий Григорьевич, Соболев Андрей Олегович

Целью исследования являлся анализ внешнеторговой деятельности УрФО за последние десятилетия с 1997 по 2017 гг. и выявление перспектив ее развития с учетом геоэкономических приоритетов. Снижение доли УрФО во внешней торговле страны все острееставит вопрос о дифференциации ее товарной и географической структуры. Благодаря срединному географическому положению и усилению внешнеэкономических связей на евразийском континенте, в т.ч. при сопряжении с китайской инициативой «Один пояс, один путь», Урал получает возможность использовать специфику современного периодаразвития инфраструктуры международных экономических связей на евразийском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лаврикова Юлия Георгиевна, Андреева Елена Леонидовна, Тарасов Анатолий Григорьевич, Соболев Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Aspects of Russian Military-Technical Cooperation with Asian and Middle East Countries

The present paper aims to analyze foreign economic activities of the Ural federal district in 1997-2017 and to reveal its development prospects in the context of geo-economic priorities. Decrease of the district’s share in the country’s foreign trade raises a question about differentiation of its commodity and geographical structure. Due to the median geographical location and strengthening of foreign economic relations on the Eurasian continent, including China’s initiative “One belt, one way”, the Urals gets an opportunity to use the specifics of the current period of infrastructure development of the international economic relations on the Eurasian space.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеэкономических связей УрФО с учетом перспектив пространственного развития»

Развитие внешнеэкономических связей УрФО с учетом перспектив пространственного развития

УДК 339.9 Ю.Г. Лаврикова,

ББК 65.5 доктор экономических наук, Институт экономики Уральского от-

Р-170 деления РАН (ИЭ УрО РАН) (г. Екатеринбург) - Врио директора,

Е. Л. Андреева,

доктор экономических наук, профессор РАН, Институт экономики Уральского отделения РАН (ИЭ УрО РАН) - зам. директора; Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), кафедра мировой экономики - профессор,

А.Г. Тарасов,

доктор экономических наук, профессор, Институт экономики Уральского отделения РАН (ИЭ УрО РАН) (г. Екатеринбург), Центр региональных компаративных исследований -ведущий научный сотрудник, А.О. Соболев,

Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (г. Екатеринбург) - Министр

Аннотация

Целью исследования являлся анализ внешнеторговой деятельности УрФО за последние десятилетия с 1997 по 2017 гг. и выявление перспектив ее развития с учетом геоэкономических приоритетов. Снижение доли УрФО во внешней торговле страны все острее ставит вопрос о дифференциации ее товарной и географической структуры. Благодаря срединному географическому положению и усилению внешнеэкономических связей на евразийском континенте, в т.ч. при сопряжении с китайской инициативой «Один пояс, один путь», Урал получает возможность использовать специфику современного периода развития инфраструктуры международных экономических связей на евразийском пространстве.

Ключевые слова: внешняя торговля, УрФО, экспортный потенциал, структура и динамика торговли, срединное положение, внешнеэкономическое позиционирование, российско-китайские экономические отношения, инфраструктура международной торговли.

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

73 ^

Economic Aspects of Russian Military-Technical Cooperation with Asian and Middle East Countries

Y.G. Lavrikova,

Doctor of Economic Sciences, Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg) - Deputy Director,

E.L. Andreeva,

Doctor of Economic Sciences, Professor of RAS, Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg) - Deputy Director, Ural State Economic University (Ekaterinburg),

Department of World Economy - Professor,

A.G. Tarasov,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of Economics, the Ural Branch of RAS (Ekaterinburg), Center for Regional Comparative Studies - Leading Researcher,

A.O. Sobolev,

Ministry of International and Foreign Economic Relations of the Sverdlovsk Region (Yekaterinburg) - Minister

Abstract

The present paper aims to analyze foreign economic activities of the Ural federal district in 1997-2017 and to reveal its development prospects in the context of geo-economic priorities. Decrease of the district's share in the country's foreign trade raises a question about differentiation of its commodity and geographical structure. Due to the median geographical location and strengthening of foreign economic relations on the Eurasian continent, including China's initiative "One belt, one way", the Urals gets an opportunity to use the specifics of the current period of infrastructure development of the international economic relations on the Eurasian space.

Keywords: foreign trade, Ural federal district, export potential, trade structure and dynamics, median location, foreign economic positioning, Russian-Chinese economic relations, international trade infrastructure.

Проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, подготовленный Минэкономразвития в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», предусматривает приоритетное развитие геостра-тегически важных территорий, среди которых Дальний Восток, Арктическая зона Российской Федерации и др. К внешним причинам появления данного документа относятся изменение географической конфигурации мировых центров1, глобальные изменения территориальной структуры расселения и др. Среди внутренних проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших

1 Сапир Е.В. Геоэкономическая картина мира: когнитивный ландшафт // Безопасность Евразии. - 2012. - № 1. - С. 261.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

агломерациях страны, низкая инфраструктурная обустроенность территории и др. В числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синерге-тический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей». Такая постановка задачи предполагает анализ особенностей и обоснование перспектив развития внешнеэкономических связей макрорегионов, что делает актуальным анализ роли УрФО как макрорегиона во внешнеэкономических связях страны2 и поиск путей его интеграции в евразийское и мировое экономическое пространство.

Анализ экспортно-импортной деятельности регионов УрФО показал, что за период 1997-2015 гг. в целом российский внешнеторговый оборот вырос в 3,8 раза, а оборот УрФО - в 1,7 раза.3 За этот период наблюдалось два спада; первый - связанный с мировым кризисом 2009 г., после которого следовал подъём до 2012 г. (см. рисунок 1). Такой тренд динамики внешнеторгового оборота УрФО полностью совпадает с внешнеторговым оборотом Тюменской области, с её экспортом (на 90,8% обеспечивается продукцией ТЭК [хотя без учёта автономных округов - 61,5%]), с экспортом УрФО (см. рисунок 2), а также с поступлениями и выплатами по торговле технологиями УрФО и Тюменской области. Это отражает общий и для российской экономики вопрос развития машиностроения4. Всё это говорит о еще пока высокой зависимости от экспорта сырья и, соответственно конъюнктуры мирового рынка сырья, хотя уже обозначилась тенденция понижения снижения с % до /4 доли в экспорте округа продукции топливно-энергетического сектора (с 75,8% в 2001 г. и 51,2% в 2015 г.) и повышение доли машин, оборудования и транспортных средств (с 2,5 до 8,6%). В Тюменской области доля топливно-энергетической продукции с 2001 по 2015 гг. снизилась с 99,4 до 90,8%. Повышение доли машинотех-нической продукции в экспорте с 2001 по 2015 гг. характерно для всех субъектов округа, хотя и в разной степени: в Курганской области этот показатель увеличился

2 Интерес к этому повышается. Так, внешнеэкономические связи Урала до начала мирового экономического кризиса приведены в: Внешнеэкономические связи Урала на рубеже столетий [Текст] : учеб. пособие : в 2 ч. / А. А. Мальцев ; [отв. ред. А. И. Татаркин]. - Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2009. Ч. 1. Хозяйственный комплекс Урала. - 250 с.

3 Здесь и далее анализ внешней торговли УрФО и его регионов, за исключением отдельно отмеченных случаев, выполнен по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002-2016 / Стат. сб. / Росстат. М., 2002-2016. - Разд. «Внешнеэкономическая деятельность».

4 Капустина Л.М., Кондратенко Ю.Н. Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2008. - № 2 (21). - С. 10-15 (14).

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

75 ^

с 38,8 до 63,3%, в Свердловской области - с 9,9 до 15,3%, в Челябинской области - с 8,7 до 10,8%, в Тюменской области - с 0,1 до 3,7%. В целом данное повышение во многом обеспечено вкладом Свердловской области, на которую в 2015 г. приходилась половина всего экспорта машин, оборудования и транспортных средств УрФО. Стабильность внешнеэкономического курса Свердловской области позволила ей на фоне падения внешнеторгового оборота округа нарастить свою долю в УрФО с 1/5 до 1/3.

Рисунок 1

Внешнеторговый оборот УрФО по субъектам за 1997-2015 гг., млн долл.

Рисунок 2

Экспорт по субъектам УрФО за 1997 - 2015 гг., млн долл.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

Падение стоимостных показателей при росте объемов в натуральном выражении в очередной раз доказывает опасность сырьевой зависимости. Более половины экспорта округа (54,5% в 2016 г.) составляют топливно-энергетические товары, 52,9% валового экспорта УрФО приходится на нефть и нефтепродукты, что объясняет зависимость объёма экспорта округа от конъюнктуры мирового рынка и цены на нефть.5 Тренд развития экспорта и внешнеторгового оборота УрФО определялся динамикой мировых цен на нефть и колебаниями ее среднегодовых значений: 1997 г. - 19,1 долл. США/баррель; 1998 г. - 12,7 («дно»); 2000 г. - 28,3 (подъём); 2008 г. - 87,7 (подъём); 2009 г. - 61,9 (падение); 2012 г. - 121,4 (пик); 2014 г. - 98,9; 2015 г. - 52,4 (падение); в 2016 г. - 44,0 долл. США/баррель (падение).6 В результате из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых товарных цен (соотношения экспортных и импортных цен), российская экономика потеряла в 2014-2016 гг. сумму, сопоставимую с объёмом её товарного экспорта 2016 г.7

Таким образом, динамика внешнеторгового оборота УрФО определялась следующими важнейшими факторами:

□ цена на нефть и курс доллара США, определявшая пики падения стоимостных объемов экспорта и ВТО;

□ соответствующая моноспециализация отдельных субъектов РФ, влияющая на доли отдельных субъектов в общих показателях округа;

□ курс, взятый на развитие несырьевого (высокотехнологичного) экспорта в России в целом и в регионах в частности, позволивший добиться изменения соотношения в экспорте продукции топливно-энергетического сектора и машиностроения.

При этом, хотя, например, в Свердловской области к несырьевому относится 98% всего экспорта, всё же основные статьи экспорта региона (металлы и изделия из них) относятся не к самому верхнему переделу. В рамках УрФО, с учётом большого вклада Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО, для которых характерна моноспециализация производства и экспорта (так, у ЯНАО продукция топливно-энергетического комплекса составляет 98,5% экспорта), решение всех поставленных задач усложняется и требует больших усилий от всех субъектов округа, на что указывает и падение доли УрФО в структуре российского внешнеторгового оборота.

5 Рассчитано и составлено по: Внешняя торговля УрФО // Сайт Уральского таможенного управления ФТС России. URL: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=c ategory&id=376&Itemid=268 (обращение: 26.5.2017).

6 Цены на нефть Brent // Documentation [Электронный ресурс]. URL: http://newsruss.ru/ doc/index.php/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0 %B5%D1%84%D1%82%D1%8C (обращение: 3.5.2017).

7 Спартак А.Н. Перестройка в российском экспорте // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 4. - С. 3-13 (4).

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Обозначилась также тенденция по снижению объемов импорта, однако при таком усиленном внимании и наличии многочисленных программ пока о существенном изменении говорить ещё рано, особенно для промышленных отраслей. За эти немногие годы удалось частично решить вопросы импортозамещения в сельском хозяйстве. Однако задача обеспечения себя необходимыми машинами и оборудованием, в том числе для развитого сырьевого сектора Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО пока остаётся чрезвычайно актуальной. И это - при том, что даже её решение не является окончательным приоритетом. Актуальным выступает опережающее импортозамещение, при котором лучшие отечественные образцы могли бы не только замещать импорт, но и выходить на мировой рынок.

Анализ экспортно-импортной деятельности регионов УрФО позволил выявить следующие основные тенденции:

Снижение доли УрФО в общероссийском внешнеторговом обороте с 14,3% в 1997 г. до 6,5% в 2015 г. отражает актуальность привлечения внимания к развитию внешнеэкономического потенциала. При этом снижение стоимостных объёмов внешнеторгового оборота и экспорта определялось в большей степени стоимостным фактором (цена на нефть и курс рубля), в то время как объёмы экспорта в натуральных показателях (в особенности, минеральных продуктов) в ряде случаев имели даже противоположную динамику (так, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. экспорт минеральных продуктов УрФО в стоимостном выражении упал на 38,8%, а в натуральном - вырос на 18% (по таможенной статистике)).

Наибольший вклад в экспортно-импортный потенциал УрФО имеет Тюменская область, включая ХМАО и ЯНАО, которая в большей степени представляет сырьевой экспорт. Отсюда все усилия по изменению структуры экспорта УрФО, его дифференциации, ложатся в дополнительной степени на остальные регионы (Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области).

Обнаруживается тенденция повышения в структуре экспорта УрФО доли машин, оборудования и транспортных средств: с 2,5% в 2001 г. до 8,6% в 2015 г. При этом доля продукции топливно-энергетического комплекса в структуре экспорта округа, как уже отмечено, снизилась, с % до 'А Также наметилась тенденция снижения объёма импорта при осуществлении политики импортозамещения. Всё это говорит о результативности реализуемых мер, однако для активизации экспортного потенциала необходима слаженная работа на различных направлениях и уровнях.

Что касается географической структуры экспорта и импорта, то она находится в непосредственной зависимости от складывающейся геоэкономической ситуации. Доля Китая во внешнеторговом обороте округа увеличилась с 2,5% в 2006 г.8 до 17,7% в 2016 г. Если в 2006 г. он не входил и в «десятку» партнёров, то в 2014 г. уже входил в «пятёрку», в 2015 г. - в «тройку», а в 2016 г. - занял 1-е место.

8 УрФО: Торговля и ВЭД // Портал УрФО: Инвестиции в Россию. URL: http://www.por-tal-urfo.ru/predpriitii/torgovli-i-ved/rz45/ (обращение: 27.4.2017).

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

В структуре импорта УрФО 2016 г. доля Китая составила 43,2%, в структуре экспорта - 7,4% (2,0 млрд долл. США).9 Также в первую «пятёрку» стран-партнёров по объёму внешнеторгового оборота входят Казахстан, Нидерланды, Германия, США. Ряд других развитых стран стабильно входят в топ-10 или топ-15. В целом, УрФО имеет внешнеторговые связи со странами Большой семерки (помимо перечисленных - также Япония, Италия, Великобритания, Франция), хотя доля Франции в последние годы снизилась. Поставки в развитые страны (страны Западной Европы, США, Японию) продолжают играть важную роль для УрФО. В первую очередь, это касается нефтегазовой продукции Тюменской области и металлургической продукции Свердловской и Челябинской областей.

В следующую группу стран - стабильных внешнеторговых партнёров УрФО, хотя с меньшими долями, входят Греция, Чехия, Словакия и др. Из стран - партнёров России по Баренцеву Евро-Арктическому региону в число важнейших торговых партнёров УрФО входят Финляндия и Швеция. Также среди важнейших стран - партнёры России по Евразийскому экономическому союзу: Казахстан (в «пятёрке») и Беларусь. В 2016 г., по сравнению с 2013 г., в структуре экспорта УрФО в топ-20 больше партнёров из развивающихся стран, в т.ч. Центральной Азии и Африки10, что говорит об активизации торгово-экономического сотрудничества с ними в условиях внешнеэкономических ограничений со стороны развитых стран.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что Урал, являясь «мостом» в обеспечении экономических связей России с западными, восточными, а также с южными (Казахстан) и северными странами (через Северный морской путь), благодаря своему географическому положению, должен активнее использовать это при формировании стратегии внешнеэкономического развития.11 Следует активнее переходить от привычного употребления устойчивого сочетания «мост между Европой и Азией», проявляющегося у зарубежных гостей, прежде всего, в желании сфотографироваться, стоя одной ногой в Европе, другой - в Азии, к активному практическому использованию своего «срединного» положения при целенаправленном и согласованном на всех уровнях внешнеэкономическом позиционировании региона12. Причем реализация такой стратегии не возможна без

9 Рассчитано и составлено по: Внешняя торговля УрФО // Сайт Уральского таможенного управления ФТС России. URL: http://utu.customs.m/mdex.php?optюn=com_content&view =category&id=376&Itemid=268 (обращение: 26.5.2017).

10 Рассчитано и составлено по: Внешняя торговля УрФО // Сайт Уральского таможенного управления ФТС России. URL: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view =category&id=376&Itemid=268 (обращение: 26.5.2017).

11 Андреева Е.Л., Ратнер А.В. Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии региона // Экономика региона. - 2011. - № 1. - С. 176-181.

12 Позиционирование региона в системе новых форматов международной экономической интеграции / Колл. моногр.: Под ред. д.э.н., проф. Е.Л. Андреевой; д.э.н., проф. А.Г. Шеломенцева. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. - 250 с.

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

79 ^

поддержки со стороны федерального центра, поскольку речь идет об активизации внешнеэкономического потенциала при реализации приоритетных стратегических направлений пространственного развития и интеграции, таких как освоение Арктики, развитие Евразийского сотрудничества, являющимися двумя основными векторами, на пересечении которых Урал получает привлекательную возможность позиционирования в качестве «евразийского моста».

По диапазону географической долготы Урал занимает срединное положение в стране, которое также является транзитным для экономических связей между Европой и Азией. Важнейшим партнером УрФО является Казахстан, торгово-инвестиционное сотрудничество с которым получает новые импульсы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, с 2015 г.). ЕАЭС предусматривает возможность различных форм взаимодействия экономических субъектов, от торгового до технологического.

В рамках своего диапазона долготы УрФО простирается от южных границ страны до северных окраин, включая в себя северные, в том числе арктические, территории. Он непосредственно примыкает к Северному морскому пути, грузопоток по которому в 2016 г. стал рекордным, впервые за 30 лет превзойдя пик советского времени, и, по подсчётам Госкомиссии по вопросам развития Арктики, в целом за 2014-2022 гг. может вырасти в десять раз.13 При этом Севморпуть рассматривается как альтернатива для морских грузоперевозок из Китая в Европу через Суэцкий канал. Растёт готовность Китая, Японии, Южной Кореи к коммерческому использованию Севморпути на предлагаемых Россией условиях. Согласно Основным направлениям развития российского экспорта на период до 2030 г., предусматривается установление экономически привлекательных тарифов на использование Севморпути иностранными компаниями.14 Китаем рассчитывалось, что к 2020 г. на этот путь могло бы приходиться до 1/7 его внешнего грузопотока15. Также через Севморпуть может осуществляться торговая связь уральских регионов со страна-

13 Россия может к 2022 году увеличить загрузку Севморпути до 40 млн тонн грузов // ТАСС. 29.03.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://special.tass.ru/ekonomika/4134998 (обращение: 28.05.2017).

14 Основные направления развития экспорта на период до 2030 г. - М., 2015. // Сайт Минэкономразвития России. URL: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9b12cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826/0сновные+направления_основные+положения_08122014. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=9b12cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826 (обращение: 14.02.2017).

15 Российские и иностранные эксперты обсудят вопросы сотрудничества в Арктике... // Международный экспертный совет по сотрудничеству в Арктике (сайт). 14.09.2015. URL: http://www.iecca.ru/zakonodatelstvo/strategii/item/449-rossijskie-i-inostrannye-eksperty-obsudyat-voprosy-sotrudnichestva-v-arktike-na-zasedanii-mezhdunarodnogo-ekspertnogo-soveta-v-sankt-peterburge (обращение: 18.11.2015).

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

ми - партнёрами России в Северной Европе (по Баренцеву Евро-Арктическому региону и др.).

Во-вторых, в связи с наличием на Севере больших углеводородных, лесных и водных биологических ресурсов, большое значение приобретают экспортные возможности и уральского Севера. По словам Президента РФ В.В. Путина, энергетика выступает «локомотивом деловых связей двух стран». Обсуждаемый проект по транспортировке российского газа в Китай «Сила Сибири-2» предусматривает поставку до 30 млрд куб. м в год в течение 30 лет из ЯНАО (УрФО РФ) в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Рамочное соглашение по этому проекту между «Газпромом» и «СОТС» было заключено в 2014 г. 16 Китай участвует в крупнейшем в России проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ».17

Срединное положение Урала по отношению к транспортным маршрутам, следующим из Азии в Европу, а также выход к маршруту Севмпорпути вписывается в концепцию «Один пояс - один путь». Как было отмечено на Международном форуме 14-15.05.2017 г. в Пекине Председателем КНР Си Цзиньпином, выдвинутая им три года назад инициатива «Пояса и пути» при наших совместных усилиях, в том числе по сопряжению «Пояса и пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» достигла первых результатов.18 Действительно, в 2015 г. - заключено соглашение о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути», в 2016 г. - в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Китаем, Россией и Монголией официально подписаны планы по строительству экономического коридора.19 Как отметил в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин, «инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», в связке с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента».20 То, насколько Россия готова участвовать в обустройстве необходимой инфраструктуры, во многом определяет вероятность успеха Шёлкового пути на его северном направлении.

В сотрудничестве России с Китаем Урал играет важную роль. В прошлом году 25 лет исполнилось региональному соглашению между Свердловской областью и Харбином. С 2009 г. в Екатеринбурге ведет работу Генеральное консульство КНР

16 Сорокин В. Российско-китайские экономические отношения. Досье // ТАСС. 24.06.216. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1956459 (обращение: 28.05.2017).

17 Россия и Китай подписали десятки соглашений о сотрудничестве // РИА Новости. 26.06.2016.

18 Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином // Сайт Президента России. 14.5.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54492 (обращение: 28.05.2017).

19 Стратегия экономического развития «Один пояс — один путь» // РИА Новости. 14.05.2017. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html (обращение: 28.05.2017).

20 Международный форум «Один пояс, один путь» // Сайт Президента России. 14.5.2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491 (обращение: 28.05.2017).

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

81 ^

и осуществляется регулярное авиасообщение авиакомпанией «Уральские авиалинии» из Екатеринбурга в Пекин, с 2012 г. выполняется прямой рейс в Харбин. Увеличение весной 2016 г. числа рейсов в Пекин до 7 раз в неделю и состыковка их с прямыми рейсами в Париж и Рим привело к увеличению пассажиропотока в 3 раза.21 Согласно Меморандуму о взаимопонимании между Министерством экономического развития РФ, Министерством коммерции КНР, Народным правительством провинции Хэйлунцзян КНР от 17.12.2015 г. Екатеринбург был выбран постоянным местом проведения в РФ международной выставки «Российско-Китайское ЭКСПО». Кроме того, Правительством РФ подана заявка и на проведение Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2025» в Екатеринбурге, что в случае положительного результата должно послужить привлекательным инструментом позиционирования Урала в мирохозяйственных связях. В Свердловской области действует Российско-Китайский бизнес-парк. Начало 2017 г. ознаменовалось созданием Межрегионального комитета содействия торговле и инвестициям Урала и Китая, инициатором которого выступило Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге. Все это уже дает ощутимые результаты. По данным Уральского таможенного управления, Китай в 2016 г. занимает первое место среди внешнеторговых партнеров УрФО.22 В этой связи можно позиционировать Урал как ключевой центр российско-китайской деловой активности, как место усиления возможностей взаимодействия китайского бизнеса на пространстве Евразийского экономического союза.

На международной выставке в Харбине (14-15.06.2017 г.) предлагалась инвестиционная презентационная площадка регионов УрФО - «Евразийский мост». Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск, предлагаемая в качестве инвестиционного проекта на IV Российско-Китайском ЭКСПО, может быть важнейшим отрезком в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, которая станет частью Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин.

Большие перспективы сотрудничества с китайскими коллегами касаются и передовых производственных отраслей и технологий, в т.ч. в авиакосмической отрасли. В этой связи стоит отметить два межправительственных соглашения, заключенных в 2016 г.: по совместной реализации программы создания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта вместимо-

21 Данилов Т. Пассажиропоток свердловского аэропорта «Кольцово» из Китая в Европу за месяц вырос в 3 раза // Городской портал Нижнего Тагила. 19.07.2016. URL: http://tagil-cit^.ru/news/business/19-07-2016/passazhiropotok-sverdlovskogo-aeroporta-kolcovo-iz-kitaya-v-evropu-za-mesyac-vyros-v-3-raza.html (обращение: 28.05.2017).

22 Рассчитано по: Внешняя торговля УрФО // Сайт Уральского таможенного управления ФТС России. URL: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id= 376&Itemid=268 (обращение: 26.5.2017).

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

стью 250-300 человек, который может составить конкуренцию самолетам Airbus и Boeing и о сотрудничестве по программе создания гражданского перспективного тяжелого вертолета AHL, разрабатывать который будет китайская госкомпания «АУГСОРТЕК»при содействии «Вертолетов России». Именно на Урале находятся такие важнейшие для мировой авиаиндустрии предприятия как НПО «Автоматики», ВСМПО-АВИСМА, подписавшее долгосрочное соглашение с холдингом «Вертолеты России» и ООО «ЦЗЛ ВИ» о расширении деятельности на поставку титановой продукции под новые проекты российских вертолетов на период 20162018 гг.

Достигнутая договорённость (2015 г.) об открытии китайского рынка для российского зерна также открывает перспективы внешнеторгового сотрудничества в агропродовольственной сфере, в т.ч. с использованием передовых производственных технологий и информационно-коммуникационных площадок.

В феврале 2017 г. в ходе визита китайской делегации в Свердловскую область подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Уральским отделением РАН и Академией наук провинции Хэйлунцзян. Создание совместных внедренческих центров будет служить площадкой для совместных научных исследований. Развивается взаимодействие с Китаем на региональном уровне и в научно-образовательной сфере. Так, в Сетевой университет БРИКС, призванный содействовать обмену технологиями ведения образовательной и научной деятельности, обмену студентами и кадрами (Меморандум о взаимопонимании о его создании от 18.11.2015 г., ст. 3), с российской стороны вошёл и Уральский федеральный университет.

Таким образом, благодаря развитым внешнеэкономическим связям УрФО и срединному географическому положению, перед Уралом возникает возможность использовать специфику современного этапа развития международных экономических связей на евразийском пространстве в интересах своего внешнеэкономического позиционирования. Превращение Урала в целом и его субъектов и городов в важнейшую коммуникационную площадку на евразийском пространстве для развития торгово-экономического сотрудничества российских и зарубежных, в том числе китайских, хозяйствующих субъектов выступают важнейшим фактором, определяющим перспективы пространственного развития страны и ее регионов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Андреева Е.Л., Ратнер А.В. Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии региона // Экономика региона. - 2011. - № 1. - С. 176-181 (Andreeva E.L., Ratner A.V Rol' mezhregional'nogo sotrudnichestva v social'no-jekonomicheskom razvitii regiona // Jekonomika regiona. - 2011. - № 1. - S. 176-181)

Внешнеэкономические связи Урала на рубеже столетий [Текст] : учеб. пособие : в 2 ч. / А. А. Мальцев ; [отв. ред. А. И. Татаркин]. - Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2009. Ч. 1. Хозяйственный комплекс Урала. - 250 с. (Vneshnejekonomicheskie svjazi Urala na rubezhe

9 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

stoletij [Tekst] : ucheb. posobie : v 2 ch. / A. A. Mal'cev ; [otv. red. A. I. Tatarkin]. - Ekaterinburg: Ural. gos. jekon. un-t, 2009. Ch. i. Hozjajstvennyj kompleks Urala. - 250 s.)

Внешняя торговля УрФО // Сайт Уральского таможенного управления ФТС России. URL: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=376&Item id=268 (обращение: 26.5.2017) (Vneshnjaja torgovlja UrFO // Sajt Ural'skogo tamozhennogo upravlenija FTS Rossii)

Капустина Л.М., Кондратенко Ю.Н. Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2008. - № 2 (21). - С. 10-15 (Kapustina L.M., Kondratenko Ju.N. Mezhdunarodnaja promyshlennaja kooperacija v mashinostroitel'nom komplekse Rossii // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. - 2008. - № 2 (21). - S. 10-15)

Основные направления развития экспорта на период до 2030 г. - М., 2015. // Сайт Минэкономразвития России. URL: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9b12cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826/0сновные+направления_основные+положения_08122014. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=9bi2cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826 (обращение: i4.02.20i7) (Osnovnye napravlenija razvitija jeksporta na period do 2030 g. - M., 2015. // Sajt Minjekonomrazvitija Rossii)

Позиционирование региона в системе новых форматов международной экономической интеграции / Колл. моногр.: Под ред. д.э.н., проф. Е.Л. Андреевой; д.э.н., проф. А.Г. Ше-ломенцева. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. - 250 с. (Pozicionirovanie regiona v sisteme novyh formatov mezhdunarodnoj jekonomicheskoj integracii / Koll. monogr.: Pod red. d.je.n., prof. E.L. Andreevoj; d.je.n., prof. A.G. Shelomenceva. - Ekaterinburg: Institut jekonomiki UrO RAN, 20i6. - 250 s.)

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002-2016 / Стат. сб. / Росстат. М., 2002-2016 (Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2002-2016 / Stat. sb. / Rosstat. M., 2002-2016)

Сайт Президента России (http://kremlin.ru) (обращение: 28.05.20i7) (Sajt Prezidenta Rossii)

Сапир Е.В. Геоэкономическая картина мира: когнитивный ландшафт // Безопасность Евразии. - 2012. - № i. - С. 261 (Sapir E.V Geojekonomicheskaja kartina mira: kognitivnyj landshaft // Bezopasnost' Evrazii. - 2012. - № i. - S. 261)

Спартак А.Н. Перестройка в российском экспорте // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 4. - С. 3-13 (Spartak A.N. Perestrojka v rossijskom jeksporte // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2017. - № 4. - S. 3-13)

УрФО: Торговля и ВЭД // Портал УрФО: Инвестиции в Россию. URL: http://www.por-tal-urfo.ru/predpriitii/torgovli-i-ved/rz45/ (обращение: 27.4.2017) (UrFO: Torgovlja i VJeD // Portal UrFO: Investicii v Rossiju)

Цены на нефть Brent // Documentation [Электронный ресурс]. URL: http://newsruss.ru/ doc/index.php/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0 %B5%D1%84%D1%82%D1%8C (обращение: 3.5.2017) (Ceny na neft' Brent // Documentation [Jelektronnyj resurs])

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.