ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ В АФРИКЕ И
ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
В.А. Комиссаров, студент Ю.Д. Коняева, студент
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
(Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-265-272
Аннотация. В условиях антироссийских санкций и продолжающейся взаимозависимости экономик мира вопрос интенсификации сотрудничества с развивающимися государствами выходит на передний план. Особое внимание в работе обращено на выгоду, получаемую Россией от партнерства со странами Африки и Латинской Америки, а именно к определению, ограничивается ли она экономической составляющей, или же имеет еще и геостратегический характер. Анализ внешнеэкономической деятельности по направлениям Россия-Латинская Америка и Россия-Африка, а затем последующий синтез данных позволили структурировать информацию и представить ее в виде аналитического исследования. В результате проделанной работы было выявлено, какие направления во взаимодействии России со странами Африки и Латинской Америки являются развитыми и приоритетными для экономики и геополитики.
Ключевые слова: Россия, Африка, Латинская Америка, внешнеэкономическое сотрудничество, инвестиции, перспективы, торговля.
В последние несколько лет экономика России сталкивалась с такими трудностями, как пандемия COVID-19 и введение санкций. Все это оказало сильное влияние на экономическую ситуацию в стране и способствовало изменению географии российской внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время количество антироссийских санкций превысило отметку в 10 тыс. Были введены запреты на инвестиции, международные транзакции, контроль за экспортом и импортом, визовые ограничения, в результате чего под ударом, с разной степенью тяжести, оказались свыше тысячи физических лиц и компаний [1], более 20 российских банков, на активы которых приходятся более 80% банковского сектора России [2]. Наложение ограничений на импорт российского сырья, введение потолка цен на российскую нефть и отказ стран Европы от покупки нефти за рубли привело к частичному закрытию европейского рынка для России. Это стало серьезным ударом для российской экономики, так как Европа была основным рынком сбыта российской продукции. В по-
добной ситуации перед Россией стоят задачи диверсификации рынков сбыта, поиска новых торговых партнеров и интенсификации торговли с дружественными странами.
В России наблюдается процесс активизации торговли со государствами азиатского региона, в частности, с Индией и КНР. Уже к 2019 году Китай стал основным торговым партнером России, а с усилением конфронтации между Западом и Россией, товарооборот между двумя странами лишь увеличился, достигнув отметки в 53 млрд. долларов [3]. Раннее основным продуктом российского экспорта являлась нефть, а с марта 2022 года КНР заявила о готовности импорта зерна со всей территории России. Помимо Китая, рынком российской нефти интересуется Индия. На март 2023 года поставки нефти из России вышли на уровень в 1,7 млн. барр. в сутки [4]. Не обходит Россия вниманием и регион Ближнего Востока. За 2022 товарооборот между Ираном и Россией вырос в несколько раз, в частности, из-за взаимодействия в военной сфере, развития совместных проектов в нефтегазовой отрасли
и транзита российских товаров через территорию Ирана. Таким образом, несмотря на закрытия Европейского рынка для России, переориентация экспорта в Азию и на Ближнем Востоке привела к снижению издержек и сохранению устойчивости экономики страны.
Однако возможности развития торговли с Китаем, Индией и Ираном не безграничны. Кроме того, фокус на развитии торговли с узким кругом партнеров несет в себе опасность для экономической безопасности России [5] в случае возникновения новых региональных кризисов. По этой причине для России существует необходимость в развитии внешнеэкономических связей со странами других регионов, например, с Африкой и Латинской Америкой.
Анализ экономического сотрудничества со странами Латинской Америки
Значимость Латинской Америки для России предстает в экономической и политической привлекательности региона. Страны региона обладают большим количеством природных ресурсов, развитой системой сельского хозяйства, а также там происходит процесс индустриализация, что делает экономики стран региона привлекательными для инвестиций и торговли. Политический интерес для России в Латинской Америке заключаются в готовности государств к плодотворному сотрудничеству и отказе поддерживать введенные антироссийские санкции. Для исследования из стран Латинской Америки были выбраны Бразилия и Аргентина, как крупные экономики региона и активные торговые партнеры России.
Экономические отношения России и Латинской Америки представляют собой как торговлю, так и прямые инвестиции. Основными драйверами развития торговли со странами Латинской Америки для России являются товары тяжелой и легкой промышленности, а для Латинской Америки - товары агропромышленного сектора. Что касается инвестиционных проектов, российские компании принимают активное участие в развитии мирного атома на территории стран Латинской Америки, содействуют развитию космических про-
грамм, добывающей и перерабатывающей промышленности и инфраструктуры.
На сегодняшний день Бразилия является быстроразвивающимся индустриально-аграрным государством с крупнейшей экономикой в Латинской Америке. Ее промышленность не только обеспечивает собственную продовольственную безопасность, но и позволяет Бразилии быть одним из ведущих поставщиков животного протеина, бобовых, сои, кофе, тропических овощей и фруктов.
Основой бразильского экспорта в Россию является сельскохозяйственная продукция. Так, в 2020 году Бразилия экспортировала продукцию животного и растительного происхождения на сумму более 1 млрд. долл. и продовольствие на 303 млн долл. [6], а импортировала из России пшеницу на 112 млн. долл., солод на 8,8 млн. долл., дрожжи на 4,5 млн. долл. и другие товары аграрной промышленности [7]. Кроме товаров аграрного сектора Бразилия импортирует нефть, нефтепродукты, удобрения, машины, оборудование, автозапчасти и сельскохозяйственную технику.
Помимо торговли, Россия и Бразилия уделяют внимание инвестиционному сотрудничеству. В основном создаются крупные проекты в области энергетики, реализуемые в рамках положений «Десятилетнего плана развития энергетики» и «Национального плана развития энергетики до 2030 года». В проектах принимают участие «Энергомашэкспорт» и «Силовые машины», которые ранее участвовали в строительстве ряда бразильских ГЭС и ТЭС, а также «Газпром», который развивал проект бразильской компании Propower по реализации механизма «чистого развития».
Однако введение санкций против России негативно отразилось на сотрудничестве стран из-за возникших трудностей в логистике и проведении международных финансовых транзакций между странами. Эти факторы привели к повышению цен на российские удобрения и на увеличение времени поставки [8], повысив их себестоимость. Повышение цен на удобрения может негативно повлияет на будущие урожаи в Бразилии, увеличив издержки про-
изводства, а рост издержек будет препятствовать поставкам продукции на международный рынок, снижая конкурентоспособность бразильских товаров.
Несмотря на возникшие трудности, у России и Бразилии существуют иные сферы усиления взаимодействия, где можно добиться успеха. К ним относятся инвестиции в программу «Национального плана удобрений» [9]; развитие устаревшей транспортной инфраструктуры; обновление нефтегазовой промышленности Бразилии, столкнувшейся с неспособность работать с добываемой из подсолевых источников нефтью [10].
Иным значимым партнером для России и одной из ведущих экономик в Латинской Америке является Аргентина. Экономическая развитость государства обусловлена наличием природных ресурсов, грамотностью населения, диверсифицированной промышленностью и ориентацией на экспорт товаров аграрного сектора. Аргентина - это крупный производитель зерновых, сои, мясной продукции, сахара, цитрусовых, табака и вина. В основном Аргентина экспортирует в Россию сельскохозяйственную продукцию [11], а импортирует из России нефть и нефтепродукты (до 80% от всего экспорта) [12], машины и оборудование, автозапчасти и металлы. Так, на июль 2021 года Аргентина ввезла товаров на 246 млн. долл. [13].
Между тем, Россия и Аргентина занимались разработкой совместного плана развития взаимоотношений. К 3 февраля 2022 г. были названы направления дальнейшего развития двусторонних отношений и области с потенциалом к усилению [14]. К ним отнесли: сотрудничество в инвестиционной, космической, технологической и энергетической сферах, а также развитие геологоразведки и химической промышленности [15].
Реализация плана развития российско-аргентинских сотрудничества претерпевает трудности из-за введенных против России санкций. В Аргентине наблюдается проблема с приобретением и доставкой удобрений, в то время как аграрный сектор находится в зависимости от их импорта. Вдобавок, из-за невозможности проведе-
ния банковских операций Россия не может поставить в Аргентину заказанные поезда «Иволга» [16]. В конечном итоге, с июля 2022 года можно заметить снижение аргентинского экспорта на 50% и российского на 30% [17]. Кроме сложностей, связанных с санкциями, существует проблема слабого разнообразия номенклатуры товаров.
Стоит сказать, что, несмотря на трудности, у России с Аргентиной существуют перспективные сферы сотрудничества. К ним можно отнести участие российских инвесторов в развитии химической промышленности и энергетической базы Аргентины; продолжение развития устаревшей транспортной инфраструктуры. Говоря о подобных перспективах, нельзя не упомянуть о предстоящих выборах президента Аргентины в 2023 году. В условиях мирового кризиса в Аргентине образовалась довольно серьезная оппозиция президенту А. Фернандеса и России. По этой причине дальнейшее развитие российско-аргентинских отношений будет зависеть от предстоящих выборов 2023 года.
Подводя итог взаимоотношениям России с Аргентиной и Бразилией, можно заметить значительный упадок торговли из-за наложенных на Россию санкций, но в ближайшее время данный спад может быть преодолен из-за прорабатывания проекта по использованию национальной валюты в торговле. Более того, взаимоотношения стран имеет стратегический характер в рамках развития объединения БРИКС и формирования зоны свободной торговли между ЕАЭС и MERCOSUR [18].
Анализ экономического сотрудничества со странами Африки
Выбор африканского континента для исследования объясняется двумя факторами. Во-первых, Африка богата в ресурсном плане (14% пахотных земель мира, 17% лесов, 30% минеральных ресурсов) [19], что делает ее привлекательной для торговли и бизнеса, который занимается добычей и переработкой ресурсов. Во-вторых, Африка - площадка для конкуренции основных международных акторов. Интенсивность экономического присутствия России в регионе станет основой
для стратегического сотрудничества со странами региона и положения в мире.
Для подробного рассмотрения экономических отношений среди стран Африки были выбраны Египет и ЮАР, как лидеры по товарообороту с Россией на континенте.
Экономические отношения Россия-Африка складываются из нескольких направлений. К ним можно отнести торговлю и инвестиционные проекты. Основная доля в торговле отводится экспорту африканского сырья и импорту российских промышленных товаров и военной техники (контракт с Рособоронэкспорт на $1,7 млрд). Участие государств в инвестиционных проектах приобрело более интенсивный характер после саммита «Россия-Африка» 2019 г. Страны Северной Африки заключили соглашение с Россией по созданию совместного предприятия по производству масложировой продукции с вложением в $300 млн. Более того, были достигнуты договоренности по строительству центра ядерной науки и технологий в Руанде и созданию межгосударственной платформы для реализации горнорудных проектов в Африке [20]. Российский бизнес проводит кооперацию деятельности с африканскими странами, поскольку обе стороны заинтересованы в развитии электроэнергетической промышленности, в том числе атомной, потому на континенте уже функционируют такие крупные компании как: Лукойл, Газпром, Роснефть, Росгеология, Росатом.
Одной из лидирующих экономик континента и надежной площадкой для стратегического сотрудничества является Египет. Уровень экономического развития государства находится на стабильно высоком уровне по сравнению с остальными странами Африки. Он сохраняет позицию одного из крупнейших торговых партнеров России среди африканских стран, о чем свидетельствует показатель товарооборота за 2022 год в $6 млрд (30% роста) [21].
В 2018 году Россия и Египет утвердили Межправительственное соглашение о создании и обеспечении условий деятельности Российской промышленной зоны в
экономической зоне Суэцкого канала [22]. Российская промышленная зона - это проект, согласно которому выделяется площадка для российского бизнеса, нацеленного на развитие инфраструктурного, сырьевого и медицинских направлений в Египте [23]. Проект будет работать на упрочнение как позиций российских компаний в условиях особой зоны с облегченным налоговым режимом, так и отношений между Египтом и Россией.
Говоря о торговле Египта и России, можно отметить, что, в основном, Египет экспортирует в Россию сельскохозяйственную продукцию [20], а импортирует из России зерновые культуры (около 6 млн на 2022 год) и сырье: нефть, сталь, древесина; транспорт [24].
Однако стоит сказать, что характер экспорта из Египта не является стабильным в силу некоторых факторов. Урожай в стране зависит от климатических и политических (наличие или отсутствие военных конфликтов) условий. Аграрный сектор может выжать максимум 60-70% [24] результата, что выдает необходимость в поддержке со стороны государства. Аналогично и с политической обстановкой -страна нуждается в развитии военно-промышленного комплекса в целях защиты граждан.
В сложившейся ситуации у России есть несколько векторов развития сотрудничества с Египтом: во-первых, сотрудничество в сфере экспорта военной продукции, которая будет использована для защиты гражданского населения; во-вторых, для развития собственной экономики Египет заинтересован в импорте удобрений, сельскохозяйственной техники, инноваций и инвестиций в агропромышленную отрасль экономики [25].
Другим активным торговым партнером России на африканском континенте является Южно-Африканская Республика. В 2022 году ЮАР стала лидером среди африканских стран по торговле с Россией, а их товарооборот увеличился на 16,4% [26]. Население ЮАР превышает 61 млн человек [27], что способствует расширению сельского хозяйства за счет наличия незанятой рабочей силы. Страна демонстриру-
ет интерес к передовым технологиям, которые Россия может предоставить в более дешевом ценовом сегменте чем страны Запада. Богатство природными ресурсами делает ее привлекательной для развития добывающих предприятий и инфраструктуры. Кроме того, развитие энергетики ЮАР позволяет справится с дефицитом электроэнергии на континенте.
Россия экспортирует в ЮАР товары химической промышленности; минералы; древесину; бумажные изделия; продовольствие и сырье [28]. ЮАР же поставляет преимущественно сельскохозяйственную продукцию; машинное оборудование; минеральную и химическую продукцию. Торговые отношения ЮАР-Россия не ограничиваются обменом товарами. Южно-Африканская Республика - одна из немногих стран Южного региона, которая производит обмен услугами с Россией. Например, в 2020 году экспорт российских услуг составил $19,3 млн, а импорт из ЮАР $93,9 млн. [29]. Помимо торговли, в регионе также развивается деятельность российского бизнеса, так как Юг Африки является весьма выгодным плацдармом для продвижения их деятельности.
Несмотря на достаточно прочное экономическое сотрудничество, Россия и ЮАР сталкиваются с некоторыми трудностями. Хотя динамика развития товарооборота является положительной, сумма в $1,3 млрд остается незначительной по сравнению с другими торговыми партнерами России. В 2020 году Россия находилась лишь на 35 месте среди стран-импортеров и на 33 месте среди стран-экспортеров [29], а значит при такой высокой конкуренции, будет сложно нарастить товарооборот. Более того, при торговле преимущественно сельскохозяйственной продукцией рассчитывать на технологическое сотрудничество не приходится. И, наконец, энергетический и политический кризисы в ЮАР [30] не могут не повлиять
на экономику страны. Все эти факторы впоследствии могут привести к стагнации торговых отношений Южно-Африканской Республики с Россией.
Говоря о перспективах сотрудничества стран, стоит отметить, что торговля и инвестиции в экономику ЮАР не находятся в центре внимания. Они скорее играют роль поддержания экономики ЮАР и крепких отношений с Россией. ЮжноАфриканская Республика намного ценнее для России в стратегическом плане, как дружественная страна и партнер в БРИКС и G20.
Таким образом, сотрудничество России с Египтом и ЮАР, носит стабильный, но недостаточно развитый характер. Оно строится на экспорте и импорте малого спектра товаров, в основном, сельскохозяйственной продукции. Инвестиции же имеют слабый приток из-за высокой конкуренции других международных акторов. Однако все же существуют перспективные направления сотрудничества (содействие в развитии сельскохозяйственного и энергетического секторов), которые могут вывести сотрудничество России-Африки на новый уровень.
Заключение
Подводя итог сотрудничеству России со странами Африки и Латинской Америки, следует подчеркнуть, наряду с основными торговыми партнерами России страны Латинской Америки и Африки могу занять значимые позиции во внешнеэкономической деятельности страны, как надежные партнеры. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания взаимодействию со странами этих регионов в аграрной, энергетической, технологической сферах, как в торговле, так и в инвестициях, что позволит минимизировать негативное влияние экономических санкций и не допустит возможной дестабилизации национальной экономики.
Библиографический список
1. Санкции ЕС против России вследствие вторжения в Украину. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eu-solidarity-ukraine.ec.europa.eu/eu-sanctions-against-russia-following-invasion-ukraine_ru#ref-включение-физических-лиц-и-организаций-в-список-санкций (дата обращения: 04.05.2023).
2. Ершов М.В. Российская экономика в условиях новых санкционных вызовов // Вопросы экономики. - 2022. - № 12. - С. 5-23.
3. Товарооборот России и Китая в январе-марте вырос на 38,7%, до $53,84 млрд. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17513433 (дата обращения: 04.05.2023).
4. Полякова В. Импорт нефти из России в Индию впервые превысил поставки Эр-Рияда и Ирака. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/02/05/2023/6450ddc99a7947814ff0a177 (дата обращения: 18.04.2023).
5. Комиссаров А.В., Абакумова Е.Б. Общеправовые основы института государственной защиты прав предпринимателей как элемент системы экономической безопасности российской федерации // Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности. - 2019. - С. 42-48.
6. Корольков А. Торговля РФ с Бразилией: чем хуже, тем лучше. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/torgovlya-rf-s-braziliey-chem-khuzhe-tem-luchshe/?sphrase_id=93114249 (дата обращения: 24.04.2023).
7. В 2022 году Россия в 2,5 раза нарастила агроэкспорт в Бразилию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aemcx.ru/2023/04/10/в-2022-году-россия-в-25-раза-нарастила-агроэ/ (дата обращения: 04.04.2023).
8. Будрис А. Почему падает экспорт не попавших под санкции российских удобрений. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/466525-pocemu-padaet-eksport-ne-popavsih-pod-sankcii-rossijskih-udobrenij (дата обращения: 04.05.2023).
9. Por Guilherme Mazui, Alexandro Martello e Ana Paula Castro Governo apresenta plano com medidas para aumentar produçao nacional de fertilizantes até 2050 / Por Guilherme Mazui, Alexandro Martello e Ana Paula Castro. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://g1.globo.com/politica/noticia/2022/03/11/governo-apresenta-plano-com-medidas-para-aumentar-producao-nacional-de-fertilizantes-ate-2050.ghtml (дата обращения: 14.04.2023).
10. Корольков А., Русакова Т. Борьба за подсолевую нефть Бразилии: мега-аукцион, который только начинается. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/borba-za-podsolevuyu-neft-brazilii-mega-auktsion-kotoryy-tolko-nachinaetsya/ (дата обращения: 04.04.2023).
11. Импорт в Россию из Аргентины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-stat.com/date-M202101-202201/RU/import/AR (дата обращения: 24.04.2023).
12. Бизнес Аргентины заинтересован в сотрудничестве с Россией. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/ecb9d17b (дата обращения: 14.04.2023).
13. Экспорт из России в Аргентину. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-stat.com/date-M202101-202201/RU/export/AR (дата обращения: 24.04.2023).
14. Гриценко И. А. Россия и Аргентина: успехи и сложности сотрудничества в непростых условиях // Латинская Америка. - 2022. - № 12. - С. 64-79.
15. Cooperación espacial con Rusia: otro acuerdo más. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agendarweb.com.ar/2021/01/25/cooperacion-espacial-con-rusia-otro-acuerdo-mas/ (дата обращения: 07.05.2023).
16. El futuro de TMH en Mechita: la polémica com pra de trenes a Rusia quedó frenada por las sanciones bancarias. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bragadoinforma.com.ar/nota/20614/el-futuro-de-tmh-en-mechita--la-polemica-com-
pra-de-trenes-a-rusia-quedo-frenada-por-las-sanciones-bancarias.html (дата обращения: 04.04.2023).
17. Президент Аргентины объяснил слова, сказанные в Кремле. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/0689d8bc (дата обращения: 04.05.2023).
18. Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/663/events/67706 (дата обращения: 24.04.2023).
19. ООН программа по окружающей среде. Наша работа в Африке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unep.org/ru/regions/africa/nasha-rabota-v-afrike (дата обращения 10.05.2023).
20. Родионова Е.С., Приходько Д.В. Анализ торгового и инвестицонного сотрудничества Российской Федерации со странами Северной Африки // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2022. -С. 57-62.
21. Товарооборот России и Египта за 2022 год вырос на 30%. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17315993 (дата обращения: 04.05.2023).
22. О государственной поддержке создания и обеспечения условий деятельности Российской промышленной зоны в Экономической зоне Суэцкого канала Арабской Республики Египет: постановление Правительства Рос. Федерации от 24.12.2021 г. № 2465 // Правительство России.
23. Немкевич С.Ю., Шафиев Р.М. Инвестиционная привлекательность Египта для России // E-Scio. - 2021. - № 7 (58).
24. Аль-Хамати М.А. Внешнеторговый потенциал стран Северной Африки в сфере сельского хозяйства и продовольствия // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2022. - № 3. - С. 358-370.
25. Кулькова О. Что Россия может предложить Африке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-rossiya-mozhet-predlozhit-afrike/?sphrase_id=97709145 (дата обращения: 04.05.2023).
26. Россия и ЮАР договорились о расширении ассортимента экспортных и импортных товаров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_yuar_dogovorilis_o_rasshirenii_assortime nta_eksportnyh_i_importnyh_tovarov.html (дата обращения: 05.04.2023).
27. Население Южно-Африканской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://countrymeters.info/ru/South_Africa (дата обращения: 25.04.2023).
28. ШОС и БРИКС: Россия-ЮАР: 30 лет вместе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corp.wtcmoscow.ru/news/rossiya-yuar-30-let-vmeste/ (дата обращения: 05.05.2023).
29. Кузнецов А. В. Продвижение российских экономических интересов на юге Африки // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - № 26 (11). - С. 79-87.
30. Президент ЮАР Сирил Рамафоса объявил режим национального бедствия в связи с энергокризисом. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/02/09/19706353.shtml (дата обращения: 05.05.2023).
PERSPECTIVES OF RUSSIA'S FOREIGN ECONOMY IN AFRICA AND LATIN AMERICA
V.A. Komissarov, Student J.D. Koniaeva, Student
Siberian Institute of Management - branch of RANEPA (Russia, Novosibirsk)
Abstract. In the conditions of anti-Russian sanctions and the continuing interdependence of the world's economies, the issue of intensifying cooperation with developing countries comes to the fore. Particular attention is paid to the benefits that Russia receives from partnership with African and Latin American countries, namely, to determining whether it is limited to the economic component, or also has a geostrategic character. The analysis of foreign economic activity in the areas of Russia-Latin America and Russia-Africa, and then the subsequent synthesis of data allowed us to structure the information and present it in the form of an analytical study. As a result of the work done, it was revealed which areas of cooperation between Russia and the countries of Africa and Latin America are developed and priority for the economy and geopolitics.
Keywords: Russia, Africa, Latin America, foreign economic cooperation, investments, perspectives, trading.