ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Заречнева П.И. студентка кафедры политологии ФГБОУВО «Московский Государственный Лингвистический Университет»
ПОТЕНЦИАЛ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация: Помимо традиционных акторов мировой политики (как США и Китай) наиболее заметными субъектами, ведущими деятельность в Латинской Америке, являются Индия, Россия, Иран и ЮАР. Хотя данные государства значительно уступают Вашингтону и Пекину по уровню активности в регионе, их стратегическое значение для латиноамериканских стран нельзя недооценивать. Посредством сотрудничества в той или иной сфере государства региона в разной степени расширяют и укрепляют свое присутствие в других частях мира, способствуя формированию Латинской Америки в качестве центра силы. В данной связи именно Индия, Россия, Иран и ЮАР играют наиболее важную после традиционных игроков роль.
Ключевые слова: Латинская Америка, Индия, Россия, Иран, ЮАР, сотрудничество, Юг-Юг, политические связи, торговля, перспективы
Индия. При рассмотрении отношений Латинской Америки и Индии следует иметь, что они строятся, прежде всего, на торгово-экономической основе. С политической точки зрения для Нью-Дели регион является малоизученным, отчетливо прослеживается доминирование индо-бразильских двусторонних связей, прежде всего, посредством установления диалога в рамках БРИКС (BRICS) и ИБЮА(Р) (IBSA), а также совместными усилиями по реформированию Совбеза ООН.
Активная, направленная на диверсификацию связей внешняя политика Нарендры Моди, премьер-министра Индии (2014), вновь обошла Латинскую Америку стороной. После состоявшегося в Бразилии VI саммита БРИКС в 2014 г., на котором глава южноазиатского государства подчеркнул намерение укреплять личные отношения с каждым лидером группы1, Н. Моди посетил лишь Мексику в 2016 г. с рабочим визитом. В совместном заявлении главы государств подчеркнули необходимость «наращивания двусторонних отношений в экономической сфере, в области науки и техники, а также в важнейших вопросах глобальной повестки дня»2. Помимо этого, в 2016 г. Н. Моди стал первым премьер-министром Индии, пропустившим саммит Движения неприсоединения, который был организован в тот год Венесуэлой.
Культурно-идеологическая база взаимодействия довольно слабая. Колониальное прошлое не играет роль сближающего фактора. Индийская диаспора в регионе практически не представлена. Робким шагом к распространению индийской культуры стал запуск в 2017 г. канала ZeeTV в Мексике и Эквадоре с последующим распространением по всей Латинской Америке.
Ввиду географической удаленности и сосредоточения внимания Нью-Дели на своем собственном регионе, в стратегических и геополитических планах Индии Латинской Америке отдано, де факто, одно из последних мест.
1 Prime Minister Narendra Modi's Statement at the Plenary Session of the 6th BRICS Summit: "Inclusive Growth: Sustainable Solutions". 15.07.14. URL: http://mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/23636 (дата обращения: 29.02.18).
2 India-Mexico Joint Statement during the visit of Prime Minister to Mexico. 09.05.16. URL: https://www.narendramodi.in/india-mexico-joint-statement-during-the-visit-of-prime-minister-to-mexico-june-08-2016--484257 (дата обращения: 29.02.18).
Несмотря на это, в торгово-экономическом плане Индия наращивает свое присутствие в регионе. Еще в 1997 г. Министерство торговли Индии инициировало программу «FOCUS: LAC». В рамках данной программы, Индия подписала соглашения о преференциальной торговле с МЕРКОСУР (2004) и Чили (2005)1 и намерена заключить соглашения о свободной торговле с Мексикой и Перу.
После снижения цен на нефть и сильного экономического кризиса в Латинской Америке, охватившего основных региональных партнеров Индии - Бразилию, Аргентину, Мексику, Колумбию, Чили и Перу, взаимная торговля снова набирает обороты (см. табл.2). Кроме того, латиноамериканский экспорт в Индию превышает отдельно экспорт в Германию, Великобританию и Испанию, являющимися традиционными европейскими торговыми партнерами региона3. Это свидетельствует взаимной заинтересованности в дальнейшем расширении торгово-экономических связей.
Таблица. Торговля Индии с Латинской Америкой4
Фискальный год Импорт Индии из ЛА, в млрд. дол. Доля от общего импорта Индии, % Экспорт из Индии в ЛА, в млрд. дол. Доля от общего экспорта в Индию, %
2000-2001 0,7 1,3 0,83 1,9
2014-2015 27 6,1 11,5 3,7
2015-2016 17,7 4,6 7,5 2,9
2016-2017 17,3 4,5 7,2 2,6
2017-2018 16,8 4,4 7,1 2,9
(апр.- янв.)
При этом основу экспорта Индии составляют транспортные средства, фармацевтическая продукция и органические химические вещества, а импорта -минеральное топливо, различные руды и металлы, а также продукты питания5. В отличие от Китая, заполонившего латиноамериканский рынок дешевой готовой продукцией, которая наносит огромный ущерб местной обрабатывающей промышленности, Индия стремится развивать технологии и инвестировать в них, создавая при этом рабочие места для местного населения. Так, 25 индийских ГГ-компаний наняли более 20 тыс. чел. по всему региону6.
Хотя южноазиатскому гиганту далеко до тех объемов сотрудничества с Латинской Америкой, которыми обладает Китай в этом отношении, потенциал для развития всеобъемлющего сотрудничества высок.
Так, по данным ООН, индийское население и качество его жизни стремительно растут. Согласно прогнозам, к 2024 г. население указанных стран сравняется, а к 2030 г. по
1 Chetty P. Initiatives by the Government of India to improve India-Latin trade relations. 20.01.12. URL: https://www.projectguru.in/publications/initiatives-by-the-government-of-india-to-improve-india-latin-trade-relations/ (дата обращения: 27.02.18).
2 Export Import Data Bank. Government of India. Ministry of Commerce & Industry. Department of Commerce. URL: http://commerce-app.gov.in/eidb/Default.asp (дата обращения: 27.02.18).
3 India is more important for Latin American exports than Germany, UK, France, Spain and Italy. 23.08.17. URL: http://www.businesswithlatinamerica.com/ (дата обращения: 28.02.18).
4 В базе данных под Латинской Америкой подразумеваются все государства западного полушария южнее США
5 Export Import Data Bank. Government of India. Ministry of Commerce & Industry. Department of Commerce. URL: http://commerce-app.gov.in/eidb/Default.asp (дата обращения: 27.02.18).
6 Siddiqui H. India, LAC countries can together become a formidable global economic force. 18.08.14. URL: http://www.mea.gov.in/in-focus-
artide.htm?23937%o2FIndia+LAC+countries+can+together+become+a+formidable+global+economic+force (дата обращения: 27.02.18).
данному показателю Индия превысит Китай123. Принимая во внимание данный факт, а также темпы роста индийской экономики, можно говорить о растущем уровне потребления, что обуславливает необходимость в продуктах питания и минеральном сырье. Благоприятные прогнозы экономического развития Латинской Америки и Индии дают основание рассчитывать на рост объемов взаимной торговли.
Кроме того, рост протекционизма в США и Европе заставляет латиноамериканские государства смотреть на Индию как на более надежного и открытого торгового партнера.
Еще одной возможностью для укрепления сотрудничества является борьба с латиноамериканскими наркокартелями. В последние годы Южная Азия (в частности Индия) все чаще используется в качестве перевалочного пункта. Рынок сбыта в регионе расширяется, что представляет собой риск для национальной безопасности южноазиатского
456
гиганта456.
Принимая во внимание растущие амбиции Индии и ее соперничество с Китаем за влияние не только в Азии, Нью-Дели не следует игнорировать целый регион, несмотря на отсутствие острой необходимости в укреплении политических связей. Индии нужно выработать новый, всеобъемлющий подход к региону, при котором южноазиатское государство будет строить сбалансированные отношения со всеми странами Латинской Америки.
Россия. В настоящее время Россия стремится выстраивать прагматичное и деидеологизированное сотрудничество с государствами Латинской Америки по различным направлениям. Стратегически важное для Москвы значение носит взаимодействие с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу, Эквадором. Углубление связей с Россией произошло в период т.н. левого поворота, когда латиноамериканские страны, присоединившиеся к левому крылу политического спектра, выступали за усиление связей с Москвой в противовес Вашингтону.
Несмотря на тенденцию к смещению политических режимов государств региона «к правому центру», традиционно тяготеющему к США, нельзя не отметить положительную динамику политического диалога. Об этом свидетельствует количество контактов на всех уровнях. Помимо заграничных визитов, двусторонние встречи проходят «на полях» ООН, G20, БРИКС и др.
При этом отношения с Москвой развиваются и на многосторонней основе. Это связано, прежде всего, со стремлением латиноамериканских государств Латинской Америки к региональной интеграции. Наиболее знаковым для обеих сторон событием в данной связи можно назвать создание постоянного механизма политического диалога и сотрудничества СЕЛАК-Россия в 2015 г.7 с последующим утверждением «Совместной программы
1 World Population Prospects: The 2017 Revision, Key Findings and Advance Tables. - P. 5. URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf (дата обращения: 28.02.18).
2 Ibid. - P. 44.
3 Ibid. - P. 38.
4 Daniel J. F., Paul R. Cocaine smugglers turn to South Asia for new routes, markets. 12.07.15. URL: https://www.reuters.com/article/asia-drugs/cocaine-smugglers-turn-to-south-asia-for-new-routes-markets-idUSL3N0ZO4AU20150712 (дата обращения: 28.02.18).
5 Sehgal K. and Thomas M. India's cocaine addiction is worsening - and South American drug cartels are lining up. 30.06.15. URL: https://qz.com/439324/indias-cocaine-addiction-is-worsening-and-south-american-dmg-cartels-are-lining-up/ (дата обращения: 28.02.18).
6 Farooqui S. India becomes cocaine trafficking centre as drugs follow rise of rich. 01.10.15.URL: https://www.theguardian.com/global-development-professionals-network/2015/oct/01/india-cocaine-trafficking-drugs-rich-economic-growth (дата обращения: 28.02.18).
7 Учреждение Постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и СЕЛАК. 29.09.15. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1809448 (дата обращения: 01.03.18).
практического взаимодействия» в 2016 г.1 Взаимодействие по данной линии не ограничивается многоплановым сотрудничеством. По мнению сторон, оно должно способствовать глобальной цели - формированию справедливого многополярного миропорядка.
Помимо СЕЛАК, Москва стремится к расширению многостороннего сотрудничества с УНАСУР, АЛБА, МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Центральноамериканской интеграционной системой, Карибским сообществом2.
Позиция России в отношении Латинской Америки и значительная общность интересов также позволяют государствам региона рассматривать Москву в качестве надежного партнера и способствуют укреплению политического доверия: «...подходим к региону как к самобытному цивилизационному пласту в формирующемся полицентричном мироустройстве, с растущим участием и весом в действующих институтах глобального
3
управления.»3.
В торгово-экономической сфере Россия значительно уступает Индии, однако стремится к наращиванию товарооборота. Стоит отметить, что развитию в данном направлении способствует то, что «ни одна из стран Латинской Америки и Карибского бассейна ни по убеждению, ни по конъюнктурным соображениям не поддалась политике антироссийских санкций»4.
Среди предлагаемых мер для реализации торгово-экономического потенциала России в Латинской Америке выделяют расширение номенклатуры товаров с упором на высокотехнологичную продукцию, увеличение объема инвестиций в регион, а также стимулирование частного бизнеса5.
Деятельность по укреплению торгово-экономических связей проводится и в многостороннем формате. В настоящее время ведутся переговоры по линии Евразийской экономической комиссии о заключении меморандума о сотрудничестве с МЕРКОСУР6.
Россия обладает сильными позициями в области энергетики, строительстве гидроэлектростанций, поиске и разведке новых месторождений и залежей природных ресурсов, профподготовке кадров, а также в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).
Так, по состоянию на 2015 г. в странах Латинской Америки реализовывался 41 проект на общую сумму около $17 млрд., а в стадии активной проработки находилось еще 30 проектов на сумму порядка $15 млрд. Среди примеров сотрудничества можно выделить
1 Совместное заявление министров иностранных дел России и «квартета» СЕЛАК о взаимодействии в рамках Постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и СЕЛАК.
14.11.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2522026 (дата обращения: 01.03.18).
2 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). 01.12.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/ -/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 01.03.18).
3 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с выступлением Госсекретаря США Р. Тиллерсона в Техасском университете по политике США в отношении Латинской Америки. 05.02.17. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3055639 (дата обращения: 01.03.18).
4 МИД РФ: регион Латинской Америки может быть выделен на ПМЭФ как особое направление. 05.02.16. URL: http://tass.ru/politika/2642096 (дата обращения: 02.03.18).
5 Бурых Д. Н., Тищенко Г. Г., Шишков А. С. БРИКС и Латинская Америка: состояние, проблемы и перспективы сотрудничества. // Проблемы национальной стратегии. - М.: РИСИ, № 5 (38), 2016. С. 22. URL: https://riss.ru/images/pdf/joumal/2016/5/4.pdf (дата обращения: 02.03.18).
6 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и культа Аргентины Х. Фори.
16.11.17. URL: http://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/2952813 (дата обращения: 01.03.18).
строительство Россией ядерного реактора в комплексе Атуча и ГЭС «Чиуидо-1» в Аргентине, строительство 4-х энергоблоков для ТЭС и модернизацию металлургического завода им. Хосе Марти на Кубе, освоение нефтяных месторождений ведется в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Кубе и т.д. 1
Говоря о ВТС с Латинской Америкой, следует иметь в виду, что оно ведется в условиях сильной конкуренции со стороны США и КНР, а также усиления давления со стороны Вашингтона в целях сокращения доли России на глобальном рынке вооружений. Несмотря на это Москва имеет хорошие позиции на латиноамериканском рынке, особенно в отношении авиационной техники, и зарекомендовала себя как надежного партнера, что не может не вызывать обеспокоенность у США.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что российско-латиноамериканское сотрудничество обладает высоким потенциалом для дальнейшего развития в целом ряде областей. Тем не менее, для углубления всеобъемлющего сотрудничества необходимо наращивать торгово-экономические связи, диверсифицируя при этом номенклатуру продукции в целях преодоления сырьевой и продовольственной зависимости обеих сторон.
Будучи одним из полюсов многополярного мира и сторонником полицентричного порядка, Россия активно содействует формированию Латинской Америки в качестве самодостаточного центра силы, при этом не создавая модель, при которой латиноамериканские государства попадают в прямую или косвенную зависимость от Москвы, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для дальнейшего взаимодействия на международной арене.
Иран. Не последнее место во внешней политике Исламской Республики Иран (ИРИ) занимают государства Латинской Америки. После событий Исламской революции в Иране в 1979 г. отношения Республики с Западом ухудшались, что вынудило Тегеран на поиск антизападной альтернативы. В увеличении количества левых режимов к середине первого десятилетия XXI в., сопровождавшихся ростом антиамериканских и антизападных настроений в регионе, Тегеран увидел возможность для укрепления своих позиций и продвижения интересов на идеологической основе.
Пик сотрудничества пришелся на правление Президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада (2005-2013). Усиление влияния Ирана в Латинской Америке произошло, прежде всего, за счет связей со странами АЛБА, лидером которого является Венесуэла, которая активно поддерживала деятельность ИРИ в регионе. Это связано, во-первых, с тем, что оба государства имеют дружественные отношения еще со времен создания ОПЕК в 1960 г., а, во-вторых, - с личной дружбой Президентов У. Чавеса и М. Ахмадинежада. Кроме того, для Каракаса ирано-венесуэльское стратегическое партнерство означало весомую оппозицию против США не только в региональном, но и глобальном отношении. Это вылилось в стремление создать межконтинентальную ось, направленную на противостояние политике Вашингтона2.
Еще одной весомой причиной для закрепления своих позиций в регионе стал поиск партнеров в условиях растущей международной изоляции Ирана, связанной с наращиванием ядерной программы, которая, согласно отчету МАГАТЭ 2011 г., развивалась не в мирных целях3.
1 В странах Латинской Америки российский бизнес реализует 41 проект на 17 млрд. долларов. 05.06.15. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/2015050642 (дата обращения: 01.03.18).
2 Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. / Отв. ред. В.П. Сударев, Л.Н. Симонова. - М.: ИЛА РАН, 2017. - С. 187.
3 IAEI. Implementation of the NPT Safeguards Agreement and relevant provisions of Security Council resolutions in the Islamic Republic of Iran. GOV/2011/65. 08.11.11. P. 2. URL: http://isis-online.org/uploads/isis-reports/documents/IAEA_Iran_8Nov2011.pdf (дата обращения: 03.03.18).
Правомерно утверждать, что латиноамериканский вектор политики Тегерана при М. Ахмадинежаде является самым успешным. Он характеризовался улучшением двусторонних отношений практически со всеми государствами региона (открытие дипломатических представительств в 11-ти государствах, увеличение визитов на высшем уровне), резким увеличением объемов торговли (утроился между 2008 и 2009 гг. до $2,9 млн.1), интенсивным сотрудничеством в энергетической, агрокультурной, добывающей и других отраслях, а также использованием мягкой силы (открытие культурных центров, запуск круглосуточного канала «Hispan TV», образовательные проекты).
С приходом к власти Хасана Рухани (2013) отношения ИРИ с латиноамериканским регионом вошли в стадию стагнации. Этому есть несколько причин. Во-первых, приоритет по внешней повестке Ирана был отдан Сирии и событиям, разворачивающимся на Ближнем Востоке. Во-вторых, со смертью У. Чавеса, выступавшего в роли «привратника» к Латинской Америке, Иран потерял основного союзника в регионе. В-третьих, первый срок действующего Президента ИРИ ознаменовался нормализацией отношений с Западом вследствие достижения компромисса по иранской ядерной программе в 2015 г. со странами Группы «5 + 1» в обмен на постепенное снятие санкций с Тегерана, что снизило заинтересованность последнего в проведении активной политики на латиноамериканском векторе. Кроме того, во время переговорного процесса Иран не мог позволить себе высокой внешнеполитической активности на чувствительном для Вашингтона направлении.
Однако в 2016 г. иранский Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф, сопровождаемый высокопоставленными политиками и шестидесятью представителями бизнеса, посетил Кубу, Никарагуа, Эквадор, Чили, Боливию и Венесуэлу. Данная поездка стала самой крупной за период правления Х. Рухани и ознаменовала новый период в отношениях с регионом.
Стоит отметить, что серия визитов носила скорее коммерческий, нежели политический характер. Упор делался на прагматичное экономическое взаимодействие. Результатом данного турне стало подписание многочисленных соглашений о взаимном сотрудничестве в области энергетики, сельского хозяйства, торговли, банковского дела, пищевой и медицинской промышленностях и т.д.
Стоит отметить, что высокая активность ИРИ в Латинской Америке в настоящее время (как и в период правления М. Ахмадинежада) вызывает обеспокоенность у США. Она вызвана не только стратегическим присутствием Тегерана в регионе, но и деятельностью ливанской шиитской организации Хезболлы, поддерживаемой Ираном, за что последний обвинялся в поддержке терроризма и пособничеству при организации терактов (1992 г. и 1994 г. - теракты в израильском посольстве и культурном центре в Аргентине соответственно).
По мнению Вашингтона, в Латинской Америке наблюдается рост исламской экстремистской активности, что является серьезной угрозой для США. При этом влияние Ирана на данный процесс требует новой стратегии национальной безопасности в регионе23. Таким образом, в настоящий момент наблюдается эскалация в отношениях между США и ИРИ и по латиноамериканскому направлению.
Что касается перспектив развития отношений между Ираном и Латинской Америкой, можно предположить, что, хотя Тегеран заинтересован в регионе, в среднесрочной
1 Latin America: Iran Trade Triples. 02.12.09. URL: http://latintrade.com/latin-america-iran-trade-triples/ (дата обращения: 03.03.18).
2 Grantham D. Terrorism in Latin America: The Infiltration of Islamic Extremists. National Center For Policy Analysis. March 2017. URL: http://www.ncpathinktank.org/pdfs/ib206.pdf (дата обращения: 03.03.18).
3 As Islamic extremism grows in Latin America, some want Trump to take action. Fox News. 31.03.17. URL: http://www.foxnews.com/us/2017/03/31/as-islamic-extremist-grows-in-latin-america-some-want-trump-to-take-action.html (дата обращения: 03.03.18).
перспективе он отойдет на более дальний план. Это связано с новым витком напряженности на Ближнем Востоке (прежде всего ухудшение отношений с Саудовской Аравией и Израилем, учитывая отсутствие у них дипломатических отношений с ИРИ), а также возможным выходом США из ядерной сделки.
ЮАР. В отношения между ЮАР и государствами Латинской Америки можно выделить три основных этапа1:
1) Конец 80-х - середина 90-х гг. XX в.: установление дипломатических отношений с государствами региона после начала падения режима апартеида и постепенного преодоления международной изоляции Южно-Африканской Республики (до 1991 г. она имела дипотношения только с Бразилией и Уругваем). Это стало основой для развития политического диалога и подписания многочисленных двусторонних договоров, составивших институциональный фундамент сотрудничества между ЮАР и Латинской Америкой2.
2) Вторая половина 90-х - 2000-е гг.: активизация латиноамериканского вектора внешней политики ЮАР, развитие механизмов двустороннего и многостороннего диалога (создание двусторонних комиссий, консультации по линии ЮАР-ГРУЛАК3, ИБЮА(Р)) и налаживание сотрудничества в различных областях (борьба с наркотрафиком, торговля и инвестиции, наука и технологии, безопасность, здравоохранение, образование, защита окружающей среды и др.)4
3) Второе десятилетие XXI в.: углубление отношений с Бразилией после вступления ЮАР в БРИКС в 2011 г., усиление сотрудничества по линии Юг-Юг.
Как и в случае с Индией, в отношениях Южно-Африканской Республики с регионом наблюдается дисбаланс, поскольку наиболее тесными политическими связями ЮАР обладает с Бразилией. Повышение интереса Бразилии к Претории связано с Президентом Лулой да Сильвой (2003-2011), развивавшим в целом африканское направление внешнеполитической повестки. Интенсификации сотрудничества также поспособствовали членство обоих государств в группе БРИКС, форуме ИБЮА(Р) и G20 (где ЮАР является единственным представителем африканского континента). В период его правления Бразилия стала «главным идейный вдохновителем продвижения дипломатии по линии Юг-Юг, что значительно повысило международное положение и стратегический вес наиболее процветающей африканской страны»5.
После импичмента преемницы Л. да Сильвы Дилмы Русеф (2016), африканский вектор политики которой заметно ослабел, начался новый этап в развитии двусторонних отношений. Так, в 2017 г. министр иностранных дел латиноамериканского гиганта Алоизио Нунес Феррейра направился в Преторию, где задекларировал намерение своей страны развивать и продвигать сотрудничество в различных сферах. «Бразилия и ЮАР поддерживают конструктивный диалог не только потому, что имеют общие проблемы, но и, прежде всего, в связи с тем, что придерживаются принципов демократии защиты прав
1 SELA. Relaciones de América Latina y el Caribe con la República de Sudáfrica. Relaciones Extrarregionales. SP/Di N° 24-12. Octubre de 2012. P. 17-18. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2012/11381.pdf (дата обращения: 04.03.18).
2 Бурых Д. Н., Тищенко Г. Г., Шишков А. С. БРИКС и Латинская Америка: состояние, проблемы и перспективы сотрудничества// Проблемы национальной стратегии. - М.: РИСИ, № 5 (38), 2016. С. 24. URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2016/5/4.pdf (дата обращения: 02.03.18).
3 ГРУЛАК (GRULAC) - одна из региональных групп ООН, включающая в себя все независимые государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
4 Relaciones de América Latina y el Caribe con Rusia, India, China y Sudáfrica. P. 25. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2013/13512.pdf (дата обращения: 04.03.18).
5 Stuenkel O. South Africa must woo Lula's successor. 01.10.10. URL: https://mg.co.za/article/2010-10-01-south-africa-must-woo-lulas-successor (дата обращения: 04.03.18).
человека. Моя цель - обновить стратегическое партнерство между Бразилией и ЮАР и прижать новый импульс двусторонним отношениям1».
Немаловажную часть отношений Претории с регионом составляет торгово-экономическое сотрудничество. Латинская Америка и ЮАР имеют схожие пути развития, связанные, прежде всего, с зависимой от природных ресурсов экономикой, монотоварным экспортом и аналогичными уровнями социально-экономического развития. Несмотря на наращивание взаимной торговли с другими государствами региона, также очевидно доминирование Бразилии. Так, основными импортерами из южноафриканской страны в Латинской Америке являются Бразилия (~50%), Аргентина (~15%) и Мексика (~10%), импорт которых являются минеральные ресурсы, транспортные средства, металлы, продовольствие и продукты растительного происхождения. Главными экспортерами в ЮАР являются те же государства (~45%, ~20%, ~20% соответственно), экспорт которых составляют продукция машиностроения, минеральные и химические продукты23. При этом, кризисные для латиноамериканского региона года отметились сокращением как импорта, так и экспорта (2014-2016: падение на ~30-35%).
Для укрепления взаимодополняемости в промышленном, сельскохозяйственном секторах и сфере услуг, Южно-Африканская Республика также активно использует Соглашение о преференциальной торговле между SACU4 и MERCOSUR, вступившее силу в 2016 г., которое в настоящий момент не реализуется в полном объеме.
Кроме того, геостратегическое расположение ЮАР между Латинской Америкой и Азией дает ей возможность позиционировать себя в качестве торгового и транспортного узла между этими двумя регионами5.
Претория активно развивает сотрудничество в военной сфере и области безопасности с государствами латиноамериканского региона, особенно с теми, которые имеют выход к Южной Атлантике. Так, с 1993 г. ЮАР является участником инициативы ATLASUR, в рамках которой проводятся совместные операции по обеспечению морской безопасности с Аргентиной, Уругваем и Бразилией. Кроме того, с 2008 г. Претория принимает участие в совместной программе IBSAMAR, в соответствии с которой проводятся военные учения ВМС Бразилии, Индии и ЮАР. Помимо этого, наряду с африканской Республикой вышеупомянутые латиноамериканские государства являются частью Зоны мира и сотрудничества в Южной Атлантике (ZPCSA).
Таким образом, можно заключить, что ЮАР и Латинская Америка обладают внушительным нереализованным потенциалом для дальнейшего развития и усиления связей по линии Юг-Юг в различных областях. Дальнейшее продвижение и углубление торговли между SACU и MERCOSUR и интенсификация деятельности в Южной Атлантике позволит углубить контакты и, тем самым, расширить латиноамериканскую повестку Претории. Посредством кооперации с государствами региона Претория постепенно повышает политическое доверие к себе, что в последующем может найти отражение в инициировании новых, более масштабных проектов.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о возрастании взаимного интереса между латиноамериканскими и рассматриваемыми государствами в последние годы. Для
1 Верташов Ю.Д. Отношения ЮАР со странами Латинской Америки (на примере Бразилии)// Азия и Африка сегодня, 2017. № 11 (724). - С. 62.
2 Stuart J. South Africa - Latin-America & the Caribbean Trading Relationship. TRALAC. October 2016. URL: https://www.tralac.org/resources/our-resources/10724-south-africa-latin-america-the-caribbean-trading-relationship.html (дата обращения: 04.03.18).
3 OEC. Database. URL: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/zaf/ (дата обращения: 04.03.18).
4 Южноафриканский таможенный союз (Southern African Customs Union (SACU)) - торгово-экономический союз стран Южной Африки.
5 White Paper on South African Foreign Policy - Building a Better World: The Diplomacy of Ubuntu. 13.05.2011. P. 33. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/foreignpolicy_0.pdf (дата обращения: 05.03.18).
Латинской Америки Нью-Дели, Москва, Тегеран и Претория являются необходимыми звеньями в стремлении к диверсификации политических и экономических связей, особенно в посткризисный период. Тем не менее, в торгово-экономическом плане даже в совокупности указанные государства, вероятно, не смогут превзойти США или КНР и в долгосрочной перспективе.
В свою очередь, заинтересованность «четверки» в развитии всеобъемлющего сотрудничества продиктована не только экономическими целями, но и императивами выстраивания полицентричного мира и усиления связей по глобальной линии сотрудничества Юг-Юг. Имея в целом схожие с Индией, Россией, Ираном и ЮАР взгляды на мироустройство наиболее крупные латиноамериканские страны стараются продвигать региональные и в ряде случаев национальные интересы не без помощи вышеупомянутых государств.
Латинская Америка стремится налаживать взаимовыгодное и долгосрочное взаимодействие с данными партнерами, что в свою очередь способствует стабильности, необходимой региону в условиях неопределенности глобального развития.
Литература:
1. Бурых Д.Н., Тищенко Г.Г., Шишков А.С. БРИКС и Латинская Америка: состояние, проблемы и перспективы сотрудничества. Проблемы национальной стратегии. - М.: РИСИ, № 5 (38), 2016. С. 11-31. URL: https://riss.ru/images/pdf/joumal/2016/5/4.pdf (дата обращения: 02.03.18).
2. В странах Латинской Америки российский бизнес реализует 41 проект на 17 млрд. долларов. 05.06.15. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/2015050642 (дата обращения: 01.03.18).
3. Верташов Ю.Д. Отношения ЮАР со странами Латинской Америки (на примере Бразилии)// Азия и Африка сегодня, 2017. № 11 (724). - С. 60-66.
4. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и культа Аргентины Х. Фори. 16.11.17. URL: http://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/2952813 (дата обращения: 01.03.18).
5. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с выступлением Госсекретаря США Р. Тиллерсона в Техасском университете по политике США в отношении Латинской Америки. 05.02.17. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3055639 (дата обращения: 01.03.18).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). 01.12.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 01.03.18).
7. Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. / Отв. ред. В.П. Сударев, Л.Н. Симонова. - М.: ИЛА РАН, 2017. - 208 с.
8. МИД РФ: регион Латинской Америки может быть выделен на ПМЭФ как особое направление. 05.02.16. URL: http://tass.ru/politika/2642096 (дата обращения: 02.03.18).
9. Учреждение Постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и СЕЛАК. 29.09.15. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1809448 (дата обращения: 01.03.18).
10. Совместное заявление министров иностранных дел России и «квартета» СЕЛАК о взаимодействии в рамках Постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и СЕЛАК. 14.11.16. URL:
http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2522026 (дата обращения: 01.03.18).
11. As Islamic extremism grows in Latin America, some want Trump to take action. Fox News. 31.03.17. URL: http://www.foxnews.com/us/2017/03/31/as-islamic-extremist-grows-in-latin-america-some-want-trump-to-take-action.html (дата обращения: 03.03.18).
12. Chetty P. Initiatives by the Government of India to improve India-Latin trade relations. 20.01.12. URL: https://www.projectguru.in/publications/initiatives-by-the-government-of-india-to-improve-india-latin-trade-relations/ (дата обращения: 27.02.18).
13. Daniel J.F., Paul R. Cocaine smugglers turn to South Asia for new routes, markets. 12.07.15. URL: https://www.reuters.com/article/asia-drugs/cocaine-smugglers-turn-to-south-asia-for-new-routes-markets-idUSL3N0Z04AU20150712 (дата обращения: 28.02.18).
14. Export Import Data Bank. Government of India. Ministry of Commerce & Industry. Department of Commerce. URL: http://commerce-app.gov.in/eidb/Default.asp (дата обращения: 27.02.18).
15. Farooqui S. India becomes cocaine trafficking centre as drugs follow rise of rich. 01.10.15.URL: https://www.theguardian.com/global-development-professionals-network/2015/oct/01/india-cocaine-traffi cking-drugs-rich-economic-growth (дата обращения: 28.02.18).
16. Grantham D. Terrorism in Latin America: The Infiltration of Islamic Extremists. National Center For Policy Analysis. March 2017. URL: http://www.ncpathinktank.org/pdfs/ib206.pdf (дата обращения: 03.03.18).
17. IAEI. Implementation of the NPT Safeguards Agreement and relevant provisions of Security Council resolutions in the Islamic Republic of Iran. G0V/2011/65. 08.11.11. 25 p. URL: http://isis-online.org/uploads/isis-reports/documents/IAEA_Iran_8Nov2011.pdf (дата обращения: 03.03.18).
18. India is more important for Latin American exports than Germany, UK, France, Spain and Italy. 23.08.17. URL: http://www.businesswithlatinamerica.com/ (дата обращения: 28.02.18).
19. India-Mexico Joint Statement during the visit of Prime Minister to Mexico. 09.05.16. URL: https://www.narendramodi.in/india-mexico-joint-statement-during-the-visit-of-prime-minister-to-mexico-june-08-2016--484257 (дата обращения: 29.02.18).
20. Latin America: Iran Trade Triples. 02.12.09. URL: http://latintrade.com/latin-america-iran-trade-triples/ (дата обращения: 03.03.18).
21. OEC Database. URL: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/zaf/ (дата обращения: 04.03.18).
22. Prime Minister Narendra Modi's Statement at the Plenary Session of the 6th BRICS Summit: "Inclusive Growth: Sustainable Solutions". 15.07.14. URL: http://mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/23636 (дата обращения: 29.02.18).
23. Relaciones de América Latina y el Caribe con Rusia, India, China y Sudáfrica. 75 p. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2013/13512.pdf (дата обращения: 04.03.18).
24. Sehgal K. and Thomas M. India's cocaine addiction is worsening - and South American drug cartels are lining up. 30.06.15. URL: https://qz.com/439324/indias-cocaine-addiction-is-worsening-and-south-american-drug-cartels-are-lining-up/ (дата обращения: 28.02.18).
25. SELA. Relaciones de América Latina y el Caribe con la República de Sudáfrica. Relaciones Extrarregionales. SP/Di N° 24-12. Octubre de 2012. 68 p. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2012/11381.pdf (дата обращения: 04.03.18).
26. Siddiqui H. India, LAC countries can together become a formidable global economic force. 18.08.14. URL: http://www.mea.gov.in/in-focus-article.htm?23937%2FIndia+LAC+countries+can+together+become+a+formidable+global+econo mic+force (дата обращения: 27.02.18).
27. Stuenkel O. South Africa must woo Lula's successor. 01.10.10. URL: https://mg.co.za/article/2010-10-01-south-africa-must-woo-lulas-successor (дата обращения: 04.03.18).
28. Stuart J. South Africa - Latin-America & the Caribbean Trading Relationship. TRALAC. October 2016. URL: https://www.tralac.org/resources/our-resources/10724-south-africa-latin-america-the-caribbean-trading-relationship.html (дата обращения: 04.03.18).
29. World Population Prospects: The 2017 Revision, Key Findings and Advance Tables. - 46 p. URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf (дата обращения: 28.02.18).
30. White Paper on South African Foreign Policy - Building a Better World: The Diplomacy of Ubuntu. 13.05.2011. P. 33. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/foreignpolicy_0.pdf (дата обращения: 05.03.18).
References:
1. Burykh D.N., Tishchenko G.G., Shishkov A.S. BRIKS i Latinskaya Amerika: sostoyanie, problemy i perspektivy sotrudnichestva. Problemy natsional'noy strategii. - M.: RISI, № 5 (38), 2016. S. 11-31. URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2016/5/4.pdf (accessed: 02.03.18).
2. V stranakh Latinskoy Ameriki rossiyskiy biznes realizuet 41 proekt na 17 mlrd. dollarov.
05.06.15. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/2015050642 (accessed: 01.03.18).
3. Vertashov Yu.D. Otnosheniya YuAR so stranami Latinskoy Ameriki (na primere Brazilii). // Aziya i Afrika segodnya. - № 11 (724) 2017. - S. 60-66.
4. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova v khode sovmestnoy press-konferentsii po itogam peregovorov s Ministrom inostrannykh del i kul'ta Argentiny Kh. Fori. 16.11.17. URL: http://www.mid.ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/2952813 (accessed: 01.03.18).
5. Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s vystupleniem Gossekretarya SShA R. Tillersona v Tekhasskom universitete po politike SShA v otnoshenii Latinskoy Ameriki. 05.02.17. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3055639 (accessed: 01.03.18).
6. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.). 01.12.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed: 01.03.18).
7. Latinskaya Amerika na perelome global'nykh i regional'nykh trendov. / Otv. red. V.P. Sudarev, L.N. Simonova. - M.: ILA RAN, 2017. - 208 s.
8. MID RF: region Latinskoy Ameriki mozhet byt' vydelen na PMEF kak osoboe napravlenie.
05.02.16. URL: http://tass.ru/politika/2642096 (accessed: 02.03.18).
9. Uchrezhdenie Postoyannogo mekhanizma politicheskogo dialoga i sotrudnichestva mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i SELAK. 29.09.15. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1809448 (accessed: 01.03.18).
10. Sovmestnoe zayavlenie ministrov inostrannykh del Rossii i «kvarteta» SELAK o vzaimodeystvii v ramkakh Postoyannogo mekhanizma politicheskogo dialoga i sotrudnichestva mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i SELAK.14.11.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2522026 (accessed: 01.03.18).
11. As Islamic extremism grows in Latin America, some want Trump to take action. Fox News.
31.03.17. URL: http://www.foxnews.com/us/2017/03/31/as-islamic-extremist-grows-in-latin-america-some-want-trump-to-take-action.html (accessed: 03.03.18).
12. Chetty P. Initiatives by the Government of India to improve India-Latin trade relations. 20.01.12. URL: https://www.projectguru.in/publications/initiatives-by-the-government-of-india-to-improve-india-latin-trade-relations/ (accessed: 27.02.18).
13. Daniel J.F., Paul R. Cocaine smugglers turn to South Asia for new routes, markets. 12.07.15. URL: https://www.reuters.com/article/asia-drugs/cocaine-smugglers-turn-to-south-asia-for-new-routes-markets-idUSL3N0ZO4AU20150712 (accessed: 28.02.18).
14. Export Import Data Bank. Government of India. Ministry of Commerce & Industry. Department of Commerce. URL: http://commerce-app.gov.in/eidb/Default.asp (accessed: 27.02.18).
15. Farooqui S. India becomes cocaine trafficking centre as drugs follow rise of rich. 01.10.15.URL: https://www.theguardian.com/global-development-professionals-network/2015/oct/01/india-cocaine-trafficking-drugs-rich-economic-growth (accessed: 28.02.18).
16. Grantham D. Terrorism in Latin America: The Infiltration of Islamic Extremists. National Center For Policy Analysis. March 2017. URL: http://www.ncpathinktank.org/pdfs/ib206.pdf (accessed: 03.03.18).
17. IAEI. Implementation of the NPT Safeguards Agreement and relevant provisions of Security Council resolutions in the Islamic Republic of Iran. G0V/2011/65. 08.11.11. 25 p. URL: http://isis-online.org/uploads/isis-reports/documents/IAEA_Iran_8Nov2011.pdf (accessed: 03.03.18).
18. India is more important for Latin American exports than Germany, UK, France, Spain and Italy. 23.08.17. URL: http://www.businesswithlatinamerica.com/ (accessed: 28.02.18).
19. India-Mexico Joint Statement during the visit of Prime Minister to Mexico. 09.05.16. URL: https://www.narendramodi.in/india-mexico-joint-statement-during-the-visit-of-prime-minister-to-mexico-june-08-2016--484257 (accessed: 29.02.18).
20. Latin America: Iran Trade Triples. 02.12.09. URL: http://latintrade.com/latin-america-iran-trade-triples/ (accessed: 03.03.18).
21. OEC Database. URL: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/zaf/ (accessed: 04.03.18).
22. Prime Minister Narendra Modi's Statement at the Plenary Session of the 6th BRICS Summit: "Inclusive Growth: Sustainable Solutions". 15.07.14. URL: http://mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/23636 (accessed: 29.02.18).
23. Relaciones de América Latina y el Caribe con Rusia, India, China y Sudáfrica. 75 p. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2013/13512.pdf (accessed: 04.03.18).
24. Sehgal K. and Thomas M. India's cocaine addiction is worsening - and South American drug cartels are lining up. 30.06.15. URL: https://qz.com/439324/indias-cocaine-addiction-is-worsening-and-south-american-drug-cartels-are-lining-up/ (accessed: 28.02.18).
25. SELA. Relaciones de América Latina y el Caribe con la República de Sudáfrica. Relaciones Extrarregionales. SP/Di N° 24-12. Octubre de 2012. 68 p. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2012/11381.pdf (accessed: 04.03.18).
26. Siddiqui H. India, LAC countries can together become a formidable global economic force. 18.08.14. URL: http://www.mea.gov.in/in-focus-article.htm?23937%2FIndia+LAC+countries+can+together+become+a+formidable+global+econo mic+force (accessed: 27.02.18).
27. Stuenkel O. South Africa must woo Lula's successor. 01.10.10. URL: https://mg.co.za/article/2010-10-01-south-africa-must-woo-lulas-successor (accessed: 04.03.18)
28. Stuart J. South Africa - Latin-America & the Caribbean Trading Relationship. TRALAC. October 2016. URL: https://www.tralac.org/resources/our-resources/10724-south-africa-latin-america-the-caribbean-trading-relationship.html (accessed: 04.03.18).
29. World Population Prospects: The 2017 Revision, Key Findings and Advance Tables. - 46 p. URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf (accessed: 28.02.18).
30. White Paper on South African Foreign Policy - Building a Better World: The Diplomacy of Ubuntu. 13.05.2011. P. 33. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/foreignpolicy_0.pdf (accessed: 05.03.18).
POTENTIAL FOR DIVERSIFICATION OF EXTERNAL RELATIONS OF LATIN-
AMERICAN STATES
Zarechneva P.I. Student, MSLU [email protected]
Abstract: For the time being more and more states strive to strengthen their position in Latin America. In this respect India, Russia, Iran and South Africa seem to have an interesting approach to the region. Although these states are much inferior to the USA and China in terms of the level of activity in the region, their strategic importance for Latin American countries cannot be underestimated. Through cooperation in various areas the states of the region expand and strengthen to varying degrees their presence in other parts of the world that cannot but contribute to the formation of Latin America as a center of power. In this regard, it is India, Russia, Iran and South Africa that play the most important role after the traditional players.
Keywords: Latin America, India, Russia, Iran, South Africa, South-South cooperation, political ties, trade, prospects
Для цитирования: Заречнева П.И. Потенциал диверсификации внешних связей Латиноамериканских государств// Архонт, 2018. № 2(5). С. 77-89.