УДК 327.35
Л. И. Кравченко
эксперт Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина); e-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
В статье представлено проектирование внешнеполитической стратегии России, разработаны три проекта (сценария) стратегии РФ в Латинской Америке, отличающиеся по уровню вовлеченности России в регион. Анализируется влияние реализации проектов на роль и место РФ в международном разделении труда и в мировой политике.
Ключевые слова: Латинская Америка; внешнеполитическая стратегия; проектирование; политический диалог; сотрудничество; мировая держава.
Kravchenko L. I.
Expert of the Center of Scientific Thought and Political Ideology (Sulakshin Center); e-mail: [email protected]
PROJECTION OF RUSSIAN FOREIGN POLICY STRATEGY IN LATIN AMERICA
This article deals with the projection of Russia's foreign policies. There are three projects (scenario) of Russia's strategy in Latin America, characterized by levels of Russian involvement in the region. The article investigates the effect of the implementation of projects on the role and place of Russia in the international division of labor and in world politics.
Key words: Latin America; foreign policy strategy; projection; political dialogue; cooperation; world power.
Отечественными исследователями обоснованно ставится вопрос о расширении сферы применения метода проектирования в государственной политике России [1]. На этот метод целесообразно опираться и при реализации внешнеполитической стратегии России в том или ином регионе мира, в частности при формировании внешнеполитической стратегии России применительно к Латинской Америке. Рост влияния региона в мире, политические трансформации в ряде латиноамериканских государств ставят на повестку дня вопрос пересмотра внешнеполитического курса России в регионе. Автор статьи предлагает проектирование возможных внешнеполитических стратегий страны и оценку их влияния на роль и положение РФ в мире.
Основы внешней политики нашей страны в отношении региона Латинская Америка определены в Концепции внешней политики России 2013 г. По мере развития стратегического проектирования во внешнеполитической практике страны и российско-латиноамериканских отношений подходы к региону менялись. Ранее в Концепции 2000 г. приоритетными направлениями внешнеполитической стратегии были названы: поощрение экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитие с ними военно-технического сотрудничества и кооперации, расширение взаимодействия с государствами в международных организациях, рост политического диалога и экономического сотрудничества со странами региона [6]. В 2008 г. к данному перечню были добавлены и такие национальные интересы России в регионе, как осуществление совместных проектов в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий как с государствами, так и с интеграционными объединениями [7]. В 2013 г. национальные приоритеты были еще более расширены. К ним относятся: расширение политического взаимодействия, продвижение торгово-экономического, инвестиционного, инновационного, культурно-гуманитарного сотрудничества, совместный поиск ответов на новые вызовы и угрозы, закрепление российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта стран региона, консолидация связей с латиноамериканскими партнерами на международных и региональных форумах, расширение сотрудничества с многосторонними объединениями Латинской Америки и Карибского бассейна [8]. Эти изменения показывают, что по мере усложнения процессов в мировой политике и сближения России со странами региона, внешнеполитическая стратегия России эволюционирует. Исследовательская задача, формируемая в связи с данным процессом, заключается в том, чтобы выработать возможные проекты (сценарии) внешнеполитической стратегии и оценить их влияние на развитие России и ее положение в мире.
Теоретические основы проектирования
Основные параметры проектов внешнеполитической стратегии представлены в таблице 1: торговля, инвестиции, политико-дипломатическое партнерство, научное и военно-техническое сотрудничество, гуманитарное сотрудничество (образование, формирование
позитивного образа России), гуманитарная помощь и противодействие угрозам общественной безопасности.
Таблица 1
Направления реализации внешнеполитической стратегии России в Латинской Америке
Направление сотрудничества Критерии
Торговля Субъекты экономического взаимодействия Товарная структура российского экспорта Особенности внешнеторгового оборота Основные российские торговые партнеры в регионе
Инвестиции Направления российского инвестирования (сферы экономической деятельности) Конкурентоспособность России в сфере инвестирования
Научное и военно-техническое сотрудничество Состояние научного сотрудничества (сферы) Поставки российской военной техники Российские военные объекты в регионе
«Мягкая сила» (гуманитарный аспект взаимодействия) Представительство российских СМИ в регионе Характер культурных связей Активность российских НПО как инструмента «мягкой силы» Численность студентов из ЛА, обучающихся в России Туристический поток Представительство и деятельность РПЦ в регионе Имидж России в регионе Политика в отношении соотечественников за рубежом, проживающих в регионе
Политическое и дипломатическое партнерство Стратегические партнеры России в регионе Характер взаимодействия с интеграционными объединениями Консультативный диалог по вопросам международной безопасности Взаимодействие в ООН Противодействие угрозам безопасности Площадки взаимодействия Латиноамериканский опыт в российском преломлении
На основе предложенных элементов выстраиваются проекты внешнеполитической стратегии. Первый проект базируется на исторически заданной эмпирике - российско-латиноамериканских отношениях, сложившихся в 1990-е гг. Второй проект предусматривает параметры, соответствующие заложенным в Концепции внешней политики 2013 г. целевым ориентирам. Третий проект характеризуется более высокой интенсивностью связей со странами региона. Для оценки влияния внешнеполитической стратегии России в регионе на
позиционирование в мире используем метод экспертной оценки [5]. С помощью экспертной оценки проведем оцифровку параметров по шкале от -10 до +10 для двух дихотомичных параметров (применительно к России, которые соответствуют характеристике обеспечения национальных интересов страны). На одной оси - вектор от страны-изгоя до мировой державы. На другой - экономическое состояние и положение в мировой торговле России: от страны, которая преимущественно потребляет, но ничего не производит, до инновационного государства. Таким образом, все факторы, в системе координат имеют две координаты (х; у), где х - это координата по оси роль страны в мировой политике, а у - положение в международном разделении труда. По оси х расположены следующие значения: страна изгой - частичная изоляция - национальное развитое государство (начало координат) -региональная держава - мировая держава. По оси у: развивающаяся экономика, слабо представленная в международном разделении труда -сырьевая держава - самодостаточная экономика без конкурентоспособного экспортного товара (начало координат) - экономика с развитой ориентированной на экспорт обрабатывающей промышленностью - инновационная экономика.
Положение факторов в той или иной четверти координат определяет влияние выбранной внешнеполитической стратегии России в регионе на место и роль России в мире. При этом необходимо учитывать, что данный подход не предполагает сосредоточение всей внешней политики на латиноамериканском направлении, а указывает, что при естественной эволюции внешнеполитического курса страны Россия будет укреплять свои позиции во всех регионах мира, в том числе и на латиноамериканском направлении. Условно обозначим проекты внешнеполитической стратегии как стратегия «Ограниченных ресурсных возможностей», стратегия «Диверсификации внешнеполитического курса» и стратегия «Интенсивного российско-латиноамериканского сотрудничества».
Проекты внешнеполитической стратегии России в Латинской Америке
Внешнеполитическая стратегия «Ограниченных ресурсных возможностей». Латинская Америка - наименее значимый партнер России. Проект внешнеполитической стратегии соответствует ограниченным ресурсным возможностям России и предполагает
позиционирование России как развивающегося государства в статусе субрегиональной державы, сфера влияния которого ограничена узким географическим подходом. Основные характеристики данной стратегии [6]:
- экономические связи с регионом не входят в приоритетные направления российской внешней политики, контакты слабые, осуществляются на уровне частных инициатив;
- товарная структура российского экспорта в регион состоит преимущественного из сырья и продукции низкой переработки;
- доля торгового оборота со странами региона в российском внешнеторговом обороте составляет 1-2 %;
- торговые партнеры - крупнейшие экономики региона, с другими латиноамериканскими государствами объемы торговли незначительны;
- российские инвестиции сосредоточены преимущественно в топливно-энергетическом секторе и добывающей промышленности [13];
- по объему инвестиций в регион Россия существенно уступает США, ЕС, КНР, Индии;
- поставки военной техники в государства - традиционные импортеры российского вооружения; объемы несопоставимы с поставками государств-конкурентов;
- направление научного сотрудничества не развивается;
- у России нет военных стратегических объектов в Латинской Америке;
- образ России в регионе формируется западными информационными агентствами средствами информационной борьбы;
- культурные связи единичны, реализуются за счет частных инициатив: в регионе менее пяти Русских домов, культурные мероприятия проводятся с интервалом свыше одного года (дни России, дни стран Латинской Америки и др.);
- количество российских неправительственных организаций гуманитарной направленности в регионе незначительно, организации представлены не во всех латиноамериканских республиках;
- туристический поток в регион из всего российского турпотока менее 5 %, Россия не субсидирует авиаперелеты;
- контакты в образовательной сфере не развиваются: годовое число студентов из Латинской Америки менее 1 % от общего потока иностранных учащихся в высших учебных заведениях РФ [2];
- РПЦ в регионе представлена приходами, но связи с Москвой слабые;
- отношение латиноамериканских государств к России ухудшается;
- отсутствуют программы развития сотрудничества с соотечественниками за рубежом;
- Россия сотрудничает преимущественно с государствами, в отношении которых США ввели ограничительные меры (Куба, Венесуэла, Никарагуа);
- российские интеграционные объединения не взаимодействуют с латиноамериканскими;
- Россия практически не поддерживает постоянный политический диалог с регионом по проблемам международного мира и безопасности;
- Россия не взаимодействует с представителями стран в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН;
- Россия оказывает исключительно консультативную помощь, осуществляется непостоянное сотрудничество специализированных структур в рамках противодействия угрозам безопасности (наркотрафик, терроризм, нелегальный оборот оружия, финансовое мошенничество);
- Россия взаимодействует со странами региона на традиционных площадках;
- Россия не изучает опыт латиноамериканских стран для учета ошибок и правильных практик [13].
Стратегия «Диверсификации внешнеполитического курса». Россия увеличивает контакты со странами региона, интенсивно развиваются новые направления сотрудничества. Это содействует диверсификации внешнеполитического курса.
Основные параметры сотрудничества:
- российские государственные монополии действуют на латиноамериканском рынке, их деятельность сопровождается дипломатическими мероприятиями (визиты главы государства и правительства), расширяется число членов Российско-латиноамериканского совета;
- Россия диверсифицирует товарную структуру экспорта - увеличивается доля машин и оборудования, продукции химического производства (нефтепереработка), инновационных товаров, расширяется число постоянных торговых партнеров [5];
- доля региона во внешнеторговом обороте России составляет около 5 % при положительном сальдо торгового баланса Россия входит в десятку крупнейших зарубежных торговых партнеров Латинской Америки;
- главными торговыми партнерами выступают наиболее развитые страны в интеграционных объединениях, объем торговли с остальными государствами незначителен [4];
- Россия реализует инвестиционные проекты в топливно-энергетическом и военно-техническом секторах силами государственных компаний [11];
- Россия входит в десятку крупнейших инвесторов, но по объему вложений в несколько раз отстает от США, ЕС и КНР;
- Россия развивает военно-техническое сотрудничество, заключает договоры о военно-техническом сотрудничестве с 16 крупнейшими латиноамериканскими государствами, подписывает долгосрочные контракты с крупнейшими государствами региона, входит в пятерку крупнейших поставщиков военной техники;
- выстраивается сотрудничество в сфере науки и технологий: космос, инновации. Организуются ежегодные симпозиумы ученых, стажировки по обмену научных сотрудников. Однако главными партнерами латиноамериканских республик в этом направлении остаются США, ЕС и Китай;
- Россия строит стратегические объекты военного назначения в регионе, проводит совместные учения;
- увеличивается число пророссийских СМИ в регионе. Российские СМИ имеют постоянную аудиторию в каждой латиноамериканской республике. По численности аудитории российские телеканалы входят в пятерку наиболее влиятельных;
- Россия выстраивает культурно-гуманитарное сотрудничество: ежегодное проведение Дней культуры, конгрессов соотечественников, усиление культурных связей государственных учреждений, имеющих мировое имя, на основе государственного планирования;
- расширяется представительная сеть российских НПО, особенно в республиках, где проживают российские соотечественники [12];
- растет взаимный туристический поток, открываются новые регулярные прямые рейсы туристического направления;
- финансируются программы обмена студентами, увеличивается поток латиноамериканских студентов в общей численности
иностранных студентов в России до 5 % при ежегодной численности студентов из Южной Америки от 5 тыс. человек;
- РПЦ расширяет число приходов, соотечественники участвуют в делах церкви;
- сохранение позитивного образа России, особенно в государствах - стратегических партнерах;
- принимаются программы сотрудничества с соотечественниками [14]. Россия предоставляет соотечественникам в Латинской Америке льготные путевки, экскурсии для посещения исторической родины, проводит обучение русскому языку;
- укрепляются связи с ведущими экономиками и государствами пророссийской ориентации;
- поддерживается консультативный постоянно действующий диалог с региональными организациями на уровне российских органов власти и ЕАЭС;
- Россия взаимодействует со странами региона в формате регулярных встреч на высшем уровне по основным проблемам в сфере мира и безопасности;
- Россия и страны региона вырабатывают совместные проекты в коллегиальных органах ООН;
- осуществляется обмен опытом в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оружия, терроризмом, отмыванием средств, полученных преступным путем. Ежегодно проводятся семинары служб, ответственных за противодействие угрозам общественной безопасности;
- российско-латиноамериканское сотрудничество осуществляется в международных институтах, организациях. В состав БРИКС приглашаются новые члены. Россия развивает политический диалог через присутствие страны в наблюдательных органах или ассоциированное членство в латиноамериканских структурах [10];
- Россия изучает опыт интеграции в Латинской Америке, в частности тарифной политики с целью извлечения практических рекомендаций.
Стратегия «Интенсивного российско-латиноамериканского сотрудничества». Россия располагает более высокой ресурсной базой, география интересов расширена, Россия использует историческую память латиноамериканских государств для продвижения своего влияния.
Основные параметры сотрудничества:
- торговлю с латиноамериканскими республиками ведет средний и крупный бизнес, частный бизнес по объему торговли превышает компании с государственным участием;
- основа экспорта - машины и оборудование (до 80 %), высокая доля инновационной продукции (свыше 50 %);
- доля торгового оборота с латиноамериканскими государствами в российском внешнеторговом обороте достигает 7-8 0%, на долю России приходится около 15 % торгового оборота стран региона;
- торговля ведется со всеми членами МЕРКОСУР, АЛБА, Тихоокеанского альянса, с рядом республик Центральной Америки. Главные торговые партнеры - это лидеры субрегиональных систем (интеграционных объединений) [13];
- Россия инвестирует в крупные инфраструктурные проекты, строительство промышленных предприятий (в том числе АЭС, ГЭС, мосты, дороги, аэропорты), в инновационные отрасли, сектор банковских услуг [15];
- Россия входит в пятерку инвестиционных партнеров;
- Россия занимает 2-3-е место по поставкам военной техники, осуществляет строительство военных заводов, центров по обслуживанию техники;
- Ростех участвует в региональных проектах, в регионе представлена сеть ГЛОНАСС, Россия экспортирует космические услуги странам региона (Аргентине и Бразилии), реализуются совместные проекты развития альтернативной энергетики в Латинской Америке;
- в Западном полушарии расположены российские военные базы (Куба, Никарагуа), в том числе военно-морского флота в зоне Никарагуанского канала;
- российское телевидение вещает на испанском и португальском языках, охват территории на уровне BBC, большой тираж печатных изданий (особенно в странах-центрах роста), многочисленная латиноамериканская аудитория российских интернет-порталов на испанском языке;
- русские дома действуют в странах-партнерах, осуществляется культурно-просветительская деятельность посольств, проводятся вечера знакомств с российской культурой консульствами и посольствами;
- создана широкая сеть неправительственных культурных организаций, популяризирующих изучение русского языка, русской литературы. По числу неправительственных организаций Россия занимает второе место;
- проводится обмен студентами, открытие кафедр русского языка во всех крупнейших латиноамериканских вузах, работают программы обмена, особенно в сфере преподавания русского языка и литературы, медицинских науках и технических специальностях. Доля латиноамериканских студентов в общем потоке студентов из дальнего зарубежья в России составляет 9-11 %1;
- взаимный туристический поток. Привлечение латиноамериканских туристов в поездки по историческим и рекреационным памятникам, включая Сибирь и Дальний Восток. Доля туристов из стран Латинской Америке в общем потоке туристов из дальнего зарубежья должна достигать 7-10 %;
- Русская Православная Церковь имеет епархии в большинстве стран Латинской Америки, растет численность прихожан, ведется просветительская деятельность русских религиозных деятелей;
- Россия осуществляет мониторинг результатов опросов международных социологических служб, при негативной динамике увеличивает расходы на «мягкую силу»;
- Россия проводит ежегодные съезды конгрессов в Латинской Америке соотечественников с участием российских министров, ведущих деятелей культуры и искусства. Открыта горячая линия в посольствах и консульствах по обращению граждан, организована выдача льготных путевок, экскурсий для посещения исторической родины, обучения русскому языку [14];
- ведется широкоформатное сотрудничество со странами-лидерами субрегиональных систем, политический диалог и торгово-экономическое партнерство с государствами пророссийской ориентации;
- подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между региональными постсоветскими и латиноамериканскими институтами. Действует постоянный консультативный диалог, выстраивается единая экономическая линия в ВТО;
- усиливается взаимодействие с УНАСУР и СЕЛАК, особенно в сфере обороны и военно-технического сотрудничества. Выработана
1 Соответствует доле населения ЛА в мировом за вычетом постсоветских стран (9 %) и Африки (10,6 %).
единая позиция в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН, инициируются совместные международные договоры по вопросам мира и безопасности;
- ведется постоянный диалог в структурах ООН, проводятся регулярные встречи министров иностранных дел, российский министр иностранных дел участвует в заседаниях латиноамериканских региональных структур с целью выработки единой ценностной политической платформы;
- проводится межведомственное взаимодействие на регулярной основе по вопросам обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуются консультативные встречи на уровне региональных структур (ШОС и СЕЛАК);
- российскими акторами на международной арене являются не только государственные структуры, но и неправительственные организации, участвующие в движении альтерглобалистов;
- происходит обогащение российской политической мысли посредством изучения латиноамериканского опыта, применения наиболее успешных практик создания межгосударственных образований (интеграций) на постсоветском пространстве.
Оценка проектов внешнеполитических стратегий
Рис.1. Карта реализации проектов внешнеполитической стратегии России
в Латинской Америке
В соответствии с методологическими основаниями, изложенными выше, на основе экспертной оценки параметры отображаются на координатной плоскости (см. рис. 1).
На координатных осях отмечены характеристики, обозначающие уровень обеспечения национальных интересов страны. По оси х отмечена степень влияния страны на международные процессы: страна изгой - частичная изоляция - национальное развитое государство (начало координат) - региональная держава - мировая держава. Последняя характеристика отвечает указанному в Стратегии национальной безопасности интересу - «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентрич-ного мира» [16]. По оси у - экономическое состояние и положение в мировой торговле России: развивающаяся экономика, слабо представленная в международном разделении труда, - сырьевая держава -самодостаточная экономика без конкурентоспособного экспортного товара (начало координат) - экономика с развитой ориентированной на экспорт обрабатывающей промышленностью - инновационная экономика. Последние две характеристики отвечают задаче обеспечения национальных интересов страны - «повышение конкурентоспособности национальной экономики» [16].
Итак, при первом проекте внешнеполитической стратегии, реализация которого возможна при сокращении текущего объема сотрудничества России с латиноамериканскими государствами, Россия в мировом разделении труда займет положение страны с сырьевой экономикой, позиционируя себя на мировой арене как слабое развивающееся государство. Эта стратегии в наибольшей степени соответствует уровню российско-латиноамериканского сотрудничества 1990-х гг., когда Россия из-за внутренних проблем сворачивала контакты, установленные в советский период.
При реализации второго проекта стратегии на международной арене Россия будет выступать как устойчивое национальное государство, в редких случаях претендующее на статус региональной державы. Россия реагирует на международные процессы, однако сама не задает тренды развития в международных отношениях. Экономическое состояние России более благоприятное, нежели при первом проекте: страна может обеспечить себя товарами высокой переработки,
во внешней торговле представлена слабо, по некоторым параметрам выступает развитым государством с экспортно ориентированной промышленностью. Однако в таком случае Россия частично обеспечивает национальные интересы посредством повышения конкурентоспособности собственной экономики, но не достигая задачи инновационного развития. Второй проект отвечает целевым ориентирам российско-латиноамериканских отношений, заложенных в Концепции внешней политики.
Третий проект внешнеполитической стратегии, требующий большей ресурсной базы, позволяет стране претендовать на статус мировой державы, выступая гарантом стратегической стабильности в соответствии с национальными интересами страны. Экономика развивается по инновационному пути, Россия выступает одним из лидеров технологического прогресса в мире. При текущем уровне развития России реализация этого варианта не представляется возможной.
Подводя итог, констатируем, что метод проектирования во внешнеполитической деятельности является инструментом стратегического планирования. Предложенные проекты внешнеполитических стратегий России в Латинской Америке - «Ограниченных ресурсных возможностей», «Диверсификации внешнеполитического курса» и «Интенсивного российско-латиноамериканского сотрудничества» позволяют определить возможный сценарий российско-латиноамериканского сотрудничества, исходя из уровня вовлеченности России в дела региона и ресурсных возможностей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозёров В. К. От стратегии национальной безопасности - к глобальному и перспективному стратегическому проектированию // Власть. -2016. - № 7. - С. 10-15.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2000 г. - URL: http://old.nasledie.ru/politvne/18_3/article.php?art=9
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. // Президент России: веб-сайт. 2008. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/785
4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г // МИД России: веб-сайт. 2013. - URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf
5. Сулакшин С. С. Наука, научность, практика. О работе Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (лекция -размышление). - М. : Научный эксперт, 2009. - 208 с.
6. Давыдов В. М. и др. Латинская Америка в современной мировой политике. - М. : ИЛА РАН, 2009. - 581 с.
7. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность РФ в 2015 г. // МИД России: веб-сайт. 2016. - URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2255624
8. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. -М. : Центр социологических исследований, 2014. - С. 128-131.
9. Путин В. В. Интервью латиноамериканскому агентству «Пренса Латина» и российскому агентству ИТАР-ТАСС // Президент России: веб-сайт. 2014. - URL: http://www.kremlin.ru/news/46190
10. Емельянов А. И. Основные направления сотрудничества между Российской Федерацией и странами Латинской Америки // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 45-50. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (688). Исторические и политические науки).
11. Обзор МИД России. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 г. // МИД России: веб-сайт. 2010. -URL: http://mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/obzory
12. Косачев К. И. «Мягкая сила»: актуальные задачи и возможности российской внешней политики // Международная экономика. - 2012. -№ 6. - С. 5-10.
13. Подрез С. В. Генезис и проблемы современного положения российской диаспоры в Латинской Америке: дис. ... канд. истор. наук. - М., 2005. -С. 52.
14. Мартынов Б. Ф. BRICS: «будем реалистами - потребуем невозможного!» // Латинская Америка. - 2011. - № 10. - С. 4-16.
15. Моисеев А. Актуальное интервью. Директор Латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин: «Связи между Россией и Латинской Америкой динамичны и взаимовостребованы» // Международная жизнь. - 2013. - № 10. - C. 57.
16. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета: веб-сайт, 2015. - URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html